Унитарные предприятия переходят на 44 фз. Как закупают МУПы и ГУПы

В соответствии с изменениями, внесенными в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44 ФЗ) Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», государственные унитарные предприятия (далее - ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (далее - МУП) с 1 января 2017 года переходят на совершенно новую для себя форму размещения закупок: с начала 2017 года им придется расходовать все имеющиеся средства (независимо от источника их поступления) по правилам, установленным 44 ФЗ. Какие действия необходимо предпринять заказчикам, все это время работавшим по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223 ФЗ), для того, чтобы как можно более безболезненно совершить переход в работе от 223 ФЗ к 44 ФЗ? Какие документы нужно разработать в организации заказчика, кого обучить, и в целом как работать унитарным предприятиям по 44 ФЗ - ответить на эти вопросы и составить план перехода ГУП и МУП на 44 ФЗ мы постараемся в этой статье.

В первую очередь отметим, что работать по 44 ФЗ должны будут только унитарные предприятия, больше никто из тех организаций, которые работали по 223 ФЗ, не должны переходить на работу по 44 ФЗ.

Также обращаем внимание на то, что ГУП и МУП могут продолжать работать по 223 ФЗ и после 1 января 2017 г., но только в следующих очень ограниченных случаях, которые должны быть предусмотрены Положением о закупке заказчика, размещенном в ЕИС до 31.12.2016 г.:

  • при проведении закупок за счет грантов, переданных безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также закупок за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов (см. ч.7 ст.78 БК РФ);
  • в случае, если предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей за исключением контрактов, заключенных по п. 2 ч.1 ст. 93 ФЗ № 44.

Теперь рассмотрим пошагово, что же в первую очередь должны сделать ГУП, МУП, которые переходят на работу по 44 ФЗ, до 1 января 2017 года.

1 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику необходимо получить электронную подпись (далее - ЭП) в территориальном отделении Федерального Казначейства по своему месту нахождения для работы в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и пройти регистрацию в ЕИС как заказчик по 44 ФЗ.

Если у заказчиков уже есть ЭП для работы по 223 ФЗ, то использовать ее для работы по 44 ФЗ он не сможет, и ему необходимо получить новую ЭП специально для работы по 44 ФЗ.

2 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику нужно создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего .

Такое требование содержится в статье 38 ФЗ № 44. При этом нужно учесть, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, создают контрактные службы, если совокупный годовой объем закупок не превышает указанный лимит, то в организации может быть назначен контрактный управляющий или создана контрактная служба, на усмотрение заказчика.

В случае, если в организации заказчика создается контрактная служба, то также должен быть утвержден регламент или положение о ее работе, которое разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ № 44 работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или .

3 шаг перехода на 44 ФЗ

Контрактной службе или контрактному управляющему необходимо до 01.01.2017 г. в соответствии с нормами 44 ФЗ разработать план закупок на 2017-2019 гг., включив в него обоснование закупок, а также план-график закупок на 2017 год .

При составлении плана закупок и плана-графика закупок необходимо учитывать требование о нормировании, которое указано в ст. 19 44 ФЗ и доведенные лимиты денежных средств (при наличии). Необходимо помнить, что в план-график необходимо вносить обязательные закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, доля таких закупок не может быть менее 15% от совокупного годового объема закупок.

4 шаг перехода на 44 ФЗ

Для проведения закупок в рамках 44 ФЗ в 2017 году заказчику необходимо создать комиссию по осуществлению закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ № 44 решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Заказчик может самостоятельно решить, какую комиссию ему создать: единую комиссию или создавать отдельно конкурсную, аукционную, котировочную комиссию или комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При этом необходимо учесть, что единая, конкурсная или аукционная комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек, а котировочная комиссия или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не менее чем из трех.

Также обращаем внимание, что согласно ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44 заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Таким образом, не менее 50 процентов состава комиссии должны быть обучены по . В соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №№ 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06, в котором содержатся методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему, членам комиссии рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения в объеме не менее 108 часов.

5 шаг перехода на 44 ФЗ

Для более удобной и правильной работы заказчику необходимо разработать и утвердить минимальный набор документов , которые станут основой его закупочной деятельности:

  • должностная инструкция контрактного управляющего ИЛИ Положение о контрактной службе (Приказ Минэкономразвития от 29.10.2013 г. № 631), приказы об их назначении;
  • Положение о комиссии по осуществлению закупок, приказ о создании комиссии;
  • порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими структурными подразделениями организации;
  • Приказ о назначении эксперта/ о создании приемочной комиссии (не менее 5 человек);
  • шаблон Акта внутренней экспертизы;
  • шаблоны документации о закупках, проекты контрактов.

Также отменим, что 44 ФЗ предусматривает составление нескольких видов отчетов:

  • отчет об исполнении государственного муниципального контракта (форма отчета - Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г.);
  • отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (форма отчета - Постановление Правительства № 238 от 17.03.2015 г.);
  • отчет об обосновании закупки у единственного поставщика.

Если говорить о том, как работать по ФЗ № 44 ГУП и МУП с 1 января 2017 г ., то первое, что нужно сказать - необходимо все подготовительные мероприятия провести вовремя, не стоит откладывать выполнение любого из перечисленных выше этапов на потом. Проводить закупки нужно будет по строго определенным правилам: все закупки, которые можно использовать, указаны в 44 ФЗ, как их можно использовать, тоже подробно прописано в законе. За нарушение правил, установленных 44 ФЗ, в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность, поэтому очень важно обращать внимание на соблюдение сроков, правильный выбор способа закупки, обоснованное отклонение/допуск заявок участников закупки, соблюдение требований антимонопольного законодательства и многое другое.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Муниципальное унитарное предприятие РЭП является управляющей компанией по обслуживанию многоквартирных домов. В рамках исполнения своих обязанностей, как управляющая компания, МУП должен заключить договор с региональным оператором на обращение с твердыми бытовыми отходами. Осуществляется ли процедура заключения такого контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Под Закон № 44-ФЗ не подпадут только такие закупки МУП, которые предприятия проводят за счет грантов, а также закупки по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарное предприятие является исполнителем.

Если вы осуществляете закупку по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому вы сами являетесь исполнителем, то это одно из оснований для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ и соответственно такая закупка не подпадает под действие Закона 44-ФЗ. Если же нет, то вам необходимо осуществить процедуру заключения такого контракта в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

Закупки государственных, муниципальных унитарных предприятий

Унитарные предприятия с 1 января 2017 года исключаются из заказчиков по Закону № 223-ФЗ и становятся заказчиками по Закону № 44-ФЗ.

Соответственно, осуществляют по нему все закупки независимо от источника финансирования, кроме случаев, указанных в Законе № 223-ФЗ и части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с новой редакцией пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

  1. За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ выделяют только два основания (по источнику финансирования и статусу заказчика) для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ, а в остальных случаях, в том числе независимо от источника финансирования, закупки должны осуществляться по Закону № 44-ФЗ.

Под Закон № 44-ФЗ не подпадут только такие закупки ГУП и МУП, которые предприятия проводят за счет грантов, а также закупки по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарное предприятие является исполнителем.

Как рассчитывает Правительство РФ, перевод ГУП и МУП на Закон № 44-ФЗ поможет расходовать бюджетные средства более эффективно и тщательнее контролировать заказчиков. Ведь Закон № 223-ФЗ, по правилам которого сейчас работают ГУП и МУП, позволяет с помощью разных наименований способов закупок маскировать закупку у единственного поставщика. В отличие от этого, Закон № 44-ФЗ устанавливает более жесткие требования к закупкам.

Что изменится для ГУП и МУП при переходе на Закон № 44-ФЗ:

  1. Назначить контрактного управляющего или контрактную службу. Запомните, что их квалификацию надо обязательно подтвердить специальным документом. Например, дипломом о повышении квалификации по курсу «Управление закупками» в объеме не менее 108 часов;
  2. Составить план-график закупок и утвердить его до начала 2017 года;
  3. Включить в план-график обязательные закупки у СМП;
  4. Составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Не забудьте про обоснование закупок, которое должны составлять все заказчики по контрактной системе;
  5. Провести нормирование всей закупаемой продукции: что и для каких целей покупает предприятие;
  6. Перейти на способы закупки, предназначенные для контрактной системы. Основными способами станут открытый конкурс и электронный аукцион. Часть товаров придется покупать строго только через электронный аукцион согласно аукционному перечню;
  7. Ограничить свои закупки у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в очень ограниченном объеме на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  8. Установить ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний (например, программное обеспечение, лекарства, отдельные виды медицинских изделий, отдельные виды продуктов, товары машиностроения).

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

21 Сентября 2016, 11:42, вопрос №1383794 Галина Владимировна , г. Омск

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (5)

    получен
    гонорар 36%

    Юрист, г. Новосибирск

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг

    Здравствуйте, Галина Владимировна.

    Необходимо знать содержание решения Вашей Администрации.

    Поскольку в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» действительно есть основания по которым Вас могут признать неправомерно использующими 223-ФЗ и перевести на 44-ФЗ.

    Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ

    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

    Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

    1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

    Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

    8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    С уважением! Г.А. Кураев

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 46%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,9 рейтинг
      • эксперт

      Галина Владимировна, добрый день! В силу ст. 3 44-ФЗ

      6) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
      7) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки;

      Однако с 01.01.2017 указанные нормы будут действовать в другой редакции и включать МУПы

      ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ

      Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следующие изменения:
      1) пункт 3 части 1 статьи 1 после слов «бюджетным учреждением» дополнить словами ", государственным, муниципальным унитарными предприятиями ", слова «с частями 1, 4 и 5 статьи 15» заменить словами «с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15»;
      2) в пункте 7 статьи 3 слова «с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение» заменить словами «с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия»;

      Однако и в новой редакции 223-ФЗ (вступит в силу с 01.01.2017) сохранена возможность применения МУПами 223-Фз

      2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
      5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта , утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в е диной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими закупок:

      Т.е. Положения о закупке

      С учетом вышеизложенного выводы сделанные администрацией не основаны на нормах действующего законодательства

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 18%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • эксперт

      Галина Владимировна, приветствую!

      44-фз содержит в настоящее время единственный случай, когда по нему обязан работать МУП (ч. 4 ст. 15 указанного закона):

      4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом
      Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами,
      регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

      Таким образом, должно быть три условие соблюдено:

      1. Организационно-правовая форма организации (МУП)

      2. Предоставление средств из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты гос. или мун. собственности.

      3. Проведение закупки за счет указанных средств.

      Если, как вы пишете, поступлений из бюджета нет вообще, то, безусловно, проверка не права.

      Но тут уж надо внимательно читать документы, составленные по результатам проверки и разбираться, на каких основаниях сделан вывод. Сама по себе организационно-правовая форма оснований сделать вывод об использовании 44-фз не позволяет. Как и противоположный вывод тоже.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 46%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,9 рейтинг
      • эксперт

      Сфера деятельности у вас, как я понимаю, как раз и предполагает кап.вложения в объекты гос. и мун. собственности. Остается вопрос с финансированием, а это всегда непросто понять со стороны.
      Горшков Алексей

      Сфера деятельности предполагает как раз обратное поскольку теплоснабжение это регулируемый вид деятельности и расходы на его осуществление, в т.ч. ремонт предполагается осуществлять за счет тарифной выручки

      п. 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075

      Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:
      1) топливо;
      2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель;
      3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      4) сырье и материалы;
      5) ремонт основных средств;
      6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;
      7) амортизация основных средств и нематериальных активов;
      8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа
ФЗ-44. Статья 17. Планы закупок

1. Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
2. В планы закупок включаются:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) цель осуществления закупки, определенная с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона;
3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
6) обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
3. Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
4. Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.
5. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Планы закупок подлежат изменению при необходимости:
1) приведения их в соответствие в связи с изменением определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;
2) приведения их в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента Российской Федерации, решений, поручений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;
4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;
5) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;
6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.
7. План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
9. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
10. Заказчики также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.

Если в течение 3-х дней после утверждения плана не успели его опубликовать, то придется ждать год, чтобы вернуться на 44 ФЗ.

В 2019 году новостью стало внесение корректировок в Федеральные законы: от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее 44 ФЗ) и от 18.07.11 № 223-ФЗ (далее 223 ФЗ). С 01.01.17 кардинально изменился механизм приобретения товаров (услуг) унитарными учреждениями (ГУП и МУП).

Теперь организации данного типа при осуществлении закупочной деятельности обязаны руководствоваться также и 44 ФЗ, регламентирующим основы и принципы контрактного оформления закупок.

До 2019 года сфера действия закупочной системы регулировалась Законом 223 ФЗ, который допускал осуществление всех закупок на усмотрение покупателя, исходя из отрасли деятельности организации. Была более гибкой система закупок, жесткие правила в данной области отсутствовали.

Это обстоятельство открывало возможность ряду заказчиков прибегать к разным способам обеспечения возможности ведения закупок у единого поставщика. С переходом, процедура закупа товаров стала подчиняться строгим правилам и строиться на основе честной конкуренции.

Что ждет предприятия после 1 января 2019 года

С 01.01.17 ГУП и МУП по-прежнему ведут закупочную деятельность согласно требованиям 223 ФЗ только частично, в следующих ситуациях:

  • учреждение в роли исполнителя по контракту с привлечением к работе других участников;
  • закупка за счет гранта.

Заказчику следует принять во внимание, что положение о закупе должно быть своевременно оформлено и опубликовано в системе, которая получила название единой информационной (ЕИС).

Основная часть закупок при переходепроводится посредством следующих открытых каналов:

  • конкурсный;
  • аукционный;
  • запросом котировок;
  • запросом предложений.

Покупателями при проведении закупок используются эти конкурентные методы привлечения исполнителей.

Товары, включенные в утвержденный Правительством список (Распоряжение № 471-Р), могут быть закуплены только посредством проведения аукциона.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика) возможен в отдельных ситуациях и ограничивается объемом. Необходимым является включение в план-график приобретений у малого предпринимательства, которые являются обязательными.

Переход установил строгий порядок ведения унитарными организациями закупа. В Законе подробно оговаривается, какие закупки и каким образом возможно использовать. При нарушении этих правил будет применяться административная ответственность.

Видео: Унитарные предприятия

Процедура перехода ГУП и МУП в 44 ФЗ

Первый этап. Подготовительные технические мероприятия

Для организации деятельности в сфере закупочной деятельности при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ требуется наличие электронной подписи (ЭП), которую можно получить в Федеральном Казначействе по месту расположения организации.

Затем нужно оформить регистрацию в ЕИС в роли покупателя. Для того чтобы начать работу в электронной системе и осуществлять закупки, отдельным учреждениям потребуется оформить регистрацию заново.

Второй этап. Подготовка специалистов, учреждение контрактной службы или утверждение контрактного управляющего

В Законе 44 ФЗ обозначены критерии, которым должны соответствовать контрактные служащие. Управляющий и сотрудники службы контрактов должны предоставить диплом о высшем образовании.

В связи в связи с этим, если у покупателя совокупный объем закупа в год свыше ста млн. рублей, то необходимо учредить контрактную службу. Формировать дополнительный отдел предприятия нет необходимости.

В случае если общий объем закупок в год не выше ста млн. рублей, а также отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий, который выступает ответственным за исполнение контрактов закупок.

Заказчик отражает и закрепляет организационные решения в следующих нормативных документах:

  • регламент (положение) о службе контрактов (или контрактном управляющем);
  • должностные инструкции работников, занятых в закупочной деятельности;
  • порядок согласованности, как контрактной службы, так и в отдельных предприятиях контрактного управляющего, с другими отделами организации.

Третий этап. Планирование объема закупок

Основное правило организации закупок при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ заключается в оптимальном планировании на ближайшие и последующие годы путем разработки и утверждения плана-графика (на один год), а также плана закупок (рекомендуется оформление на срок три года).

Каждая закупка имеет свой уникальный идентификационный код, который отображается в планах и других документах. Данный код включает в себя сведения бюджетной классификации, общероссийских классификаторов и другие параметры.

Следует обратить внимание на то, что в плане-графике должны быть отражены закупки, являющиеся обязательными, сделанные у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций. В совокупном объеме в год количество этих закупок не может составлять менее 15 процентов.

Законпредъявляет к каждой планируемой закупке требования к ее обоснованности. При разработке плана закупок необходимо обосновать объекты закупки. Когда представляется на утверждение план-график, то в обязательном порядке обосновывается начальная (максимальная) стоимость контракта.

Четвертый этап. Опубликование планов закупок в ЕИС

Когда организацией принят план финансово-хозяйственной деятельности предприятия, после этого в течение десяти рабочих дней проводится оформление планов закупки.

Дается три рабочих дня с момента утверждения планов закупки и графика для опубликования их в ЕИС.

Пятый этап. Формирование комиссии по вопросам закупок

Для ведения закупочной деятельности полагается учредить комиссию по закупкам. Решение об образовании комиссии надо принять до начала закупок.

Порядок работы комиссии, ее состав, назначение председателя фиксируются в Положении о закупочной комиссии и закрепляется приказом. Эти документы являются обязательными.

Различаются пять типов комиссий. Вопрос о том, какая комиссия будет учреждена на предприятии, решается самим заказчиком.

Следует иметь в виду, что количество членов комиссии зависит от ее типа. Так, в состав единой, аукционной или конкурсной комиссии могут входить не меньше пяти сотрудников предприятия (с учетом председателя комиссии), а котировочной или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не меньше трех (в том числе председатель комиссии).

Шестой этап. Утверждение дополнительных нормативных актов, необходимых в закупочной деятельности

В целях организации правильной деятельности в области закупок заказчику надо также подготовить следующую документацию:

  • приказ о назначении эксперта или формировании комиссии для приемки;
  • типовой бланк экспертного заключения (акта экспертизы);
  • положение о приемке товаров;
  • модели проектов контрактов;
  • стандарты документов для ведения закупа;
  • приказы о назначении работников, ответственных по другим вопросам в сфере закупочной деятельности (за мониторинг коммерческих предложений, разработку технических заданий и др.)

Унитарному предприятию также следует внести изменения/дополнения в Положение о закупке или утвердить новое.

Преобразование

Одним из возможных действий МУП и ГУП в свете внесения радикальных изменений в правила организации закупок является их реорганизация в форме преобразования.

Возможна реорганизация унитарного учреждения в:

Что нового

В 2019 осуществлен переход ГУП и МУП в 44 ФЗ, и уже есть хорошие новости, а также положительные моменты в сфере закупок.

Начали действовать положения Закона, обязующего общественно обсуждать закупки. Правительством разработан механизм обязательного обсуждения обществом закупок.

С 2019 года запрещается осуществлять закупки, не включенные в утвержденный план-график. Наименование закупки должно быть указано в соответствии со специальным каталогом позиций, который должен быть опубликован в ЕИС.

Правительством РФ был расширен список наименований, к которым применяются требования по нормированию.

ЕИС, взаимодействуя с другими базами данных и системами, обеспечивает контроль информации обо всех проводимых закупках.

Действуют утвержденные Правительством РФ правила мониторинга закупочной деятельности и требования к аналитическому отчету, формируемому по результатам проведения такого мониторинга.

Российский аукционный дом выступает уже шестой площадкой, на которой имеется возможность проведения аукционов в электронной среде по правилам 44 ФЗ.

После перехода ГУП и МУП в 44 ФЗ закупочная деятельность, ведущаяся унитарными учреждениями, стала более прозрачной, заметно повышается уровень свободной конкуренции между поставщиками, а также между заказчиками, растет эффективность использования бюджетных средств.