Увольнение госслужащего. Порядок увольнения с государственной службы

Государственная служба – это достаточно жесткая дисциплина. Просто так уволиться с нее нельзя. Необходимо подтверждать причину увольнения, а также аргументировать с помощью законодательной базы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо помнить, что всем сотрудникам положены определенные выплаты. И госсужащие – не исключение.

Основания

Для увольнения такого сотрудника должны иметься веские . То есть причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.

Сотрудник вправе уйти с рабочего места, расторгнув трудовой договор, по собственной инициативе. В этом случае расторжение трудовых отношений производится по стандартной схеме.

Основаниями являются:

  • переезд в другой город по причине направления супруга по работе;
  • несоответствие должности или квалификации;
  • ликвидация или сокращение компании.

К последнему стоит отнести:

  • частые прогулы без уважительной причины;
  • приход в пьяном виде;
  • нарушение норм деятельности, если создается опасность для других работников;
  • разглашение конфиденциальной информации;
  • хищение собственности компании.

Уважительной причиной в этом случае становится и судимость.

Законодательная база

Увольнение с государственной службы регламентируется следующими правовыми актами:

  • статья 37 закона о государственной службе;
  • статья 39 закона о государственной службе.

В первом случае можно ознакомиться с возможностью увольнения сотрудника и основания для этого. В следующей статье оговорены различия между увольнением работника и освобождения от должности.

Дополнительно стоит отметитьТрудовой кодекс России. Также в 2013 году разрабатывался новый законопроект. Теперь существует памятка госслужащему при увольнении на основании постановления Правительства России №70 от 8 сентября 2010 года.

Увольнение с госслужбы

Увольнение с госслужбы в 2019 году возможно только по уважительным причинам. Допускается увольнение госслужащего по собственному желанию.

Но каждое отдельное основание имеет определенные особенности при оформлении.

По собственному желанию

То есть человек самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.

Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление. Особенно если об этом попросит руководство по причине отсутствия иного сотрудника на замену.

Сотрудники также вправе уволиться по собственному желанию. Это оговаривается статьей 34 Федерального закона.

Для расторжения потребуется написать заявление установленного образца и подписать договор с руководством.

В связи с утратой доверия

Если обстоятельство не зависит ни от одной, ни от другой стороны, то контракт расторгается без предложения иного места в соответствии со статьей 39 Трудового кодекса.

Например, возможно увольнение по причине инвалидности сотрудника, если его деятельность может нанести ущерб иным гражданам или интересам компании.

Действующее законодательство оговаривает возможность перевода сотрудника в иные организации.

Это может происходить по инициативе работодателя или государственного служащего. Например, по причине сокращения штата или при ухудшении здоровья работника.

Перевод

Такой человек может рассчитывать на получение льготы и пособий, пенсии. Естественно, все выплаты будут высчитываться исходя из выслуги лет. И чем больше гражданин работал в организации, тем больше пенсия.

В этом случае очень важна причина увольнения. Корректные сведения позволят гражданину получать пенсию повышенного вида.

В связи со смертью

Причиной для автоматического увольнения становится смерть работника или если его признали пропавшим без вести. В этом случае делается пометка в трудовой книжке, после этого работник исключается из штата.

Во время больничного

Можно уйти с рабочего места и во время больничного. Достаточно прийти к работодателю, написать заявление установленного образца и подписать его.

При выходе с больничного человек либо отрабатывает оставшееся время, либо получает полный расчет и трудовую книжку.

Оформление

Оформление ничем не отличается от стандартной процедуры. То есть гражданин:

  • пишет заявление установленного образца;
  • подает его руководству;
  • отрабатывает положенный срок;
  • в последний день отработки посещает отдел кадров для получения трудовой книжки и выплат.

Подача заявления

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ , регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила ).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами .

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22 ).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р .

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ , согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ . Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31 , 33 и 38 Закона № 79-ФЗ .

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ . Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819 ).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ .

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ . Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П , ст. 261 ТК РФ ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ , если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Прохождение госслужбы предполагает действие стандартных норм трудового права. Это касается и вопросов, связанных с увольнением с госслужбы. Это допускается по инициативе любой из сторон. При этом работодатель обязан соблюсти установленный законом порядок. Следует понимать, что допущение нарушения порядка увольнения с госслужбы способно привести к признанию такого решения незаконным.

Помимо этого, прекращение трудовых отношений по собственному желанию с организацией налагает ряд ограничений на самого сотрудника. Но это зависит от конкретных обстоятельств расторжения правоотношений с работодателем при госслужбе.

Порядок увольнения с госслужбы по собственному желанию

Если государственный служащий по каким-то причинам не желает больше работать, он вправе написать заявление о прекращении правоотношений по собственному желанию. Это его решение и работодатель не вправе требовать с государственного служащего объяснений и обоснования принятия такого решения.
Единственным исключением является ситуация, когда работник трудится по направлению. Это означает что его учебу оплачивало государство и служащий теперь обязан отработать определенное время. Данное обстоятельство не препятствует увольнению по собственному желанию. Просто работник должен понимать, что в данном случае с него будет изъята сумма, затраченная на его обучение.

Существует и мнение, что после увольнения с госслужбы нельзя устроиться 2 года на госслужбу — которое не соответствует нормам закона. Прекращение отношений с одной организацией никак не препятствует новому трудоустройству. К примеру, работник налоговой службы вправе расторгнуть соглашение с работодателем и устроиться на службу в отдел судебных приставов. Ведь государственный служащий, это работник бюджетных учреждений и силовых ведомств.

Таким образом, прекращение правоотношений по собственному желанию не накладывает на них каких-либо ограничений.

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Увольнение государственного служащего по собственному желанию является его безусловным правом. При этом можно выделить несколько основных моментов:

  • Заявление по собственному желанию может быть подано в любой момент. Ведь это право работника;
  • Заявление не требуется обосновывать и приводить доводы. Сотрудник имеет такое право и оно не может быть ограничено какими-либо условиями;
  • По согласованию с руководством, сотрудник может не отрабатывать две недели. Но такая отработка возможна во всех остальных случаях;
  • С ним производится полный расчет по заработной плате и прочим перечислениям.

При этом сотрудник получает на руки трудовую книжку в день прекращения трудовых отношений. К этому же дню госслужащий должен получить все причитающиеся ему выплаты.

Выплаты при увольнении с госслужбы по собственному желанию

Работник должен получить все выплаты в полном объеме. В первую очередь, это текущая заработная плата за отработанное в месяце время. Она рассчитывается, исходя из фактически отработанных дней.
А оплата государственному служащему при увольнении по собственному желанию происходит по среднему его заработку за один день. Соответственно, если средний доход равен 1500 рублей за день службы, то при отработке 10 дней, он получит 15 000 рублей.

Помимо зарплату служащий получит и премию за истекший квартал или год. При этом ее размер будет снижен пропорционально тем дням, которые не успел доработать за квартал. Кроме того, ему будет выплачена компенсация за неотгуленный отпуск.

Увольнение госслужащего по сокращению штатов

Данное основание нередко применяется к такой категории сотрудников. В этом случае, на государственных сотрудников распространяются такие же нормы, что и на всех стальных лиц. То есть сотрудников уведомляют о грядущем сокращении за два месяца. А после сокращения, им оплачивают их средний доход на протяжении двух месяцев.

Увольнение в связи с достижением предельно возраста на госслужбе

Указанные должности предполагают необходимость выхода в отставку по достижении максимально установленного возраста. В этом случае, готовится специальный приказ о расторжении правоотношений между сторонами.

Работник получает все выплаты, в том числе и компенсационные в размере нескольких десятков окладов. В трудовую книжку вносится запись о прекращении работы. При этом указывается снование – достижение предельно возраста.

Запись в трудовой книжке об увольнении с госслужбы

Законодательство не устанавливает исключений для данной категории при увольнении. В трудовой книжке при прекращении отношений с работодателем по собственному желанию делается соответствующая запись. В ней проставляется статья ТК РФ, на основании которой произошло прекращение отношений.
При этом трудовая книжка выдается на руки в день расторжения правоотношений по собственному желанию. Удерживать ее по любым причинам не допускается.

Заявление на увольнение с госслужбы

Данное заявление по собственному желанию составляется в рукописном варианте. Следует указать дату его составления и должностное положение подателя. В содержании необходимо выразить просьбу о прекращении правоотношений. При этом можно указать на нежелание отрабатывать две недели. Заявление подлежит безусловному удовлетворению.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Восстановление возможно только при незаконном прекращении отношений с госслужащим. В этом случае, требуется доказать в суде незаконность действий работодателя. В противном случае, восстановление невозможно. Можно только заново устроиться в ту же организацию. Но для этого придется пройти заново все процедуры тестирования.

Практически каждый знаком с процедурой увольнения по собственному желанию. не представляется сложным в плане документального оформления. Сотруднику достаточно в свободной форме письменно составить заявление и оповестить руководителя о желании уйти. Как правило, оповещение производится за две недели до фактического ухода с должности.

Однако что делать, если человек является не простым наемным рабочим, а состоит на госслужбе? Как уволиться государственному служащему – это отдельный вопрос, заслуживающий внимания. Увольнение из государственного учреждения обладает своими особенностями и нюансами в плане оформления. В нашей статье мы разберемся в возможных сложностях этого процесса и расскажем, как производится увольнение с госслужбы по собственному желанию или по инициативе нанимателя.

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов как федерального, так и регионального масштаба. Для поступления на нее потребуется обладать профессиональными знаниями, навыками и стажем по требуемой специальности.

Отбор кандидатов для поступления на государственную службу производится с помощью конкурса, всех претендентов проверяют на соответствие определенным критериям. Конкурс осуществляется в несколько этапов, начиная от подачи заявки по объявлению об освободившейся должности и заканчивая полным прохождением конкурсной комиссии. Помимо профессиональных качеств каждого претендента, будут оценивать и некоторые личные.

Одним из ключевых различий относительно трудоустройства является то, что свою деятельность служащий будет осуществлять не по трудовому договору. Для государственных служащих предусмотрено оформление по служебному контракту. Конечно же, на госслужащих распространяются и стандартные нормы Трудового Права, но при этом у госслужбы имеется свой собственный ряд правовых актов. Все они прописаны в Федеральном Законе «О Государственной гражданской службе РФ».

За что могут уволить?

Основания для прекращения служебного контракта и для освобождения от должности в госучреждении указаны в ст. 33 №79-ФЗ, и во многом они перекликаются с Трудовым Кодексом РФ. Так, согласно этой статье, служебный контракт может быть прекращен по причине:

  • контракта;
  • Истечения срока действия контракта, если он ;
  • Волеизъявления служащего и его инициативы прекратить контракт;
  • Перевода служащего в другой государственный орган или на другую должность;
  • Отказа от предложенной для замещения должности , от перевода в другую местность или от перевода на другую должность по состоянию здоровья;
  • Совершения или допуска нарушений правил текущего контракта , несоблюдения ограничений, запретов, государственной тайны и обязательств;
  • Утраты гражданства Российской Федерации.

Помимо вышеописанных пунктов, может быть еще и увольнение по инициативе нанимателя. Конечно же, чаще всего оно будет связано с нарушением установленных правил и норм, предусмотренных для государственного служащего.

В Федеральном Законе «О Государственной гражданской службе» содержится довольно много прописанных ограничений и запретов для служащих. Если рассматривать именно запреты, то они описаны в ст. 17 №79-ФЗ и в большинстве своем направлены на то, чтобы госслужащий не мог заниматься предпринимательской и политической (избираться, участвовать в агитационных компаниях и прочее) деятельностью.

Как уволиться?

Как и любой другой сотрудник, государственный служащий имеет право уволиться по собственному желанию. Согласно ст. 36 №79-ФЗ, расторгнуть контракт и уволиться с государственной службы по собственной инициативе он должен с предварительным оповещением руководства.

За две недели до прекращения работы должно быть составлено заявление об увольнении по собственному желанию. То есть государственный служащий точно так же обременен пока на его должность будет производиться поиск замены или же конкурс по найму нового служащего.

Со дня подачи заявления и вплоть до момента его вступления в силу (дня увольнения) госслужащий имеет право отозвать его, если по каким-либо причинам передумает покидать занимаемую должность. Однако подобное можно осуществить, только если на его должность не пригласили другого человека.

Заявление

Унифицированного формата заявления не существует, по этой причине он составляется либо в свободной форме, либо на специальных бланках по образцу для конкретного государственного учреждения. По этой причине Вы можете как составить письменное , так и обратиться в кадровый отдел для составления заявления на увольнение по образцу Вашего государственного органа.

Для удобства составления заявления стандартного формата Вы можете воспользоваться образцом, скачав его по ссылке ниже.

Помимо заявления на увольнение по собственному желанию, Вам потребуется получить лист обхода и приказ о выходе из штата. Большую часть оформления документов берут на себя сотрудники кадровых отделов, ими же производится исключение Вас из реестра госслужащих при увольнении и передача личного дела в архив. По этой причине после заполнения обходного листа и по истечении срока отработки Вы уже получите трудовую книжку и соответствующую памятку о правилах поведения после государственной службы.