В какой суд подается административное исковое заявление. Оформляем административный иск

Кодексом административного судопроизводства РФ установлены специальные требования, определяющие, как проходит подготовка и подача административного иска. Нарушение любого из них приведет к оставлению административного иска без движения, увеличению сроков рассмотрения дела на время устранения недостатков, а в некоторых случаях – отказу в приеме или возвращению иска.

Суть определяет его содержание, а именно требование, которое должно содержаться в иске. Статья 124 Кодекса административного судопроизводства предусматривает необходимость формулирования административным истцом одного из следующих требований:

  • признать не действующим нормативный правовой акт полностью или в части;
  • признать незаконным решение, действие или бездействие решения органа власти или иного органа, наделенного властными полномочиями;
  • обязать административного ответчика вынести определенное решение, совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушения права административного истца;
  • установить наличие или отсутствие полномочий у административного ответчика принять решение по конкретному вопросу;
  • иные требования, связанные с целью защиты прав, законных интересов и свобод в сфере публичных отношений.

Составление административного искового заявления

Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:

  • административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
  • административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
  • административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.

Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.

По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения.

Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл. 7 КАС).

Подготовка и подача административного иска в суд

Подготовив текст административного иска до подачи его в суд административный истец должен определить перечень прилагаемых документов. Указанному процессу следует уделить особое внимание, в противном случае судья может оставить его без движения. Помимо оригинала квитанции об уплате (которая определяется по общим правилам в соответствии с НК РФ), копии административного иска и всех материалов для вручения административному ответчику (или уведомление о вручении таких материалов самим административным истцом), к иску прилагаются:

  • копия нормативного правового акта, решения органа власти, которыми нарушены права обращающего в суд лица или доказательства невозможности его получения;
  • документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, когда это обязательно;
  • доказательства, на которые ссылается истец в подтверждении своих доводов.

Если в деле участвует представитель, то он обязательно должен иметь высшее юридическое образование, что необходимо подтвердить копией диплома. Представитель участвует в деле либо по доверенности, либо по письменному или ходатайству административного истца. В последнем случае – только вместе с административным истцом.

Административный иск можно подать лично, через представителя (при наличии доверенности) или почтовой связью. Как и в гражданском процессе, получив административный иск, судья должен вынести одно из определений: принять к производству, оставить без движения, отказать в принятии административного иска или вернуть его. Основания вынесения соответствующего решения установлены ст. 127, 128, 129 и 130 КАС РФ.

Возможность подачи административным ответчиком встречного иска ограничена: например, при оспаривании нормативных правовых актов, обжаловании решений органа власти подача встречного иска не допускается.

Помимо общих рекомендаций по составлению административных исков, лицу, которое имеет намерение обратиться в суд с подобным иском, следует ознакомиться со специальными нормами КАС РФ, например, гл. 21-32, что поможет в подготовке и подаче административного иска.

Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации - если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения - если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) - если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения - если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность - при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

В _________________ городской суд
________________________ области

Административный истец:
________________________________________
Наименование или Ф.И.О. (полностью). Дата и место рождения. Адрес места жительства или нахождения (полностью). Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.

Представитель административного истца:
_________________________________________
Ф.И.О. (полностью). Дата и место рождения. Почтовый адрес (полностью). Сведения о высшем юридическом образовании. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.

Административный ответчик:
___________________________________
Орган. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

Административный ответчик:
___________________________________
Должностное лицо. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Наименование оспариваемого решения (действия (бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).
При оспаривании бездействия указываются сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями).
Иные данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).
Сведения о правах, свободах законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием).
Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия (бездействия).
Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.
Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст. 126 КАС РФ, а именно:
- уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
- документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
- документов, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
- доверенности или иных документов, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов, подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
- документов, содержащих сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.
ПРОШУ:

Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа (должностного лица).

Приложение:
1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины либо право на получение льготы по ее оплате либо являющиеся основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера.
3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
4. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
5. Документы, содержащие сведения о жалобе по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении,
поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была рассмотрена.

Действующее законодательство предоставляет всем гражданам гарантию правовой защиты, как в случае возникновения конфликта с другими лицами, так и при обжаловании неправомочных действий органов власти. Для этого истцу понадобится не только тщательно подготовить аргументы для будущих судебных прений, но и составить административное исковое заявление по образцу 2019 года.


Перед подачей иска гражданин обязательно должен попытаться урегулировать возникший конфликт досудебными методами. Даже если устное обращение к чиновникам закончилось безрезультатно - процедура подачи и рассмотрения иска предусматривает обязательную отправку письменного заявления в то государственное учреждение, работой или бездействием которого гражданин не удовлетворен.

Оправлять обращение следует заказным письмом или лично принести его на регистрацию в двух экземплярах. Одна из копий письма с отметкой в виде номера регистрации входящей корреспонденции и подписью принявшего обращение сотрудника будет использована на суде как прилагаемый к иску документ.

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», официальный ответ на отправленное письмо истец обязан получить в месячный срок. Копию ответа также следует приложить к иску для подтверждения факта досудебного урегулирования, а также для использования в материалах дела.

Составление иска о признании неправомерными действий органов власти

В отличие от гражданского иска, опыт подачи которого имеется у многих людей, составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, истцу следует руководствоваться положениями не ГПК, а КАС РФ 2019 г., нормы которого требуют соблюдения:

  • содержания и оформления текста иска;
  • оформления поручительства на представление интересов в суде;
  • расчета суммы оплаты госпошлины;

Поскольку в сентябре 2015 года в КАС РФ были внесены некоторые изменения, при составлении и подаче административного иска, заявителю, даже при наличии опыта оформления подобных документов, понадобится проверить соответствие его документа новым правилам оформления образца 2019 года.


Исходя из положений ст.125 КАС РФ, иск подаётся в печатной форме с личной подписью заявителя и датой составления. В самом тексте документа должна быть представлена следующая информация:
  • наименование суда, куда подаётся иск;
  • Ф.И.О. истца, с адресом его проживания и личными данными;
  • наименование административного истца (если иск подаётся от имени организации), с указанием адреса местонахождения и контактного телефона.
  • Ф.И.О. полномочного представителя истца, с указанием личных данных и адреса проживания;
  • наименование ответчика (для юридических лиц) или Ф.И.О. (для должностных лиц), с указанием должности и адреса месторасположения организации;
  • изложение обстоятельств, свидетельствующих о наличии неправомерных действий по отношению к истцу со стороны ответчика;
  • сведения о попытке досудебного решения конфликта;
  • исковые требования и ходатайства;
  • список прилагаемых документов;
  • личная подпись, дата.

Поскольку большинство исков в отношении органов власти подаются о признании действий неправомерными, или из-за бездействия, которое привело к нарушению прав истца, перед подачей иска на рассмотрение суда необходимо заранее позаботиться о предоставлении копий документов, подтверждающих нарушение законодательства. Если же истец не может их предоставить из-за отсутствия доступа к документам - в иск следует включить ходатайство об истребовании таких документов в судебном порядке.

Если заявитель настаивает на том, чтобы суд принял меры предварительной защиты по административному иску - это ходатайство также требует включения в текст заявления. Исходя из конкретной ситуации, меры предварительной защиты по административному иску могут включать в себя запрет отчуждения объекта недвижимости, арест имущества, расчетного счета и другие варианты обеспечения.

Как обжаловать бездействие судебного пристава-исполнителя

Положения КАС РФ в редакции 2019 г. предоставляют возможность гражданам и юридическим лицам не только добиться признания работы органов власти неправомерной, но также и обжаловать их бездействие. Как показывает практика, нередко административный иск о признании факта бездействия подаётся с претензией на качество выполнения своей работы судебным приставом-исполнителем.

Поскольку подобные иски в судопроизводстве встречаются, к сожалению, всё чаще, существуют определенные правила, соблюдение которые позволяет истцу добиться признания факта бездействия судебного пристава-исполнителя. Впоследствии удовлетворение этих исковых требований даёт возможность оспорить продажу имущества или ряд других действий.

При составлении своего иска гражданину необходимо детально изложить известную ему информацию, свидетельствующую о бездействии судебного пристава-исполнителя. При этом информация должна быть подкреплена какими-либо доказательствами, которые можно использовать в суде. Это могут быть свидетельские показания, документы, аудио- и видеозаписи или фотографии. Форма изложенных сведений может различаться, главное - чтобы информация о бездействии судебного пристава-исполнителя являлась достоверной и точной.

Чтобы избежать типичных процессуальных ошибок при написании иска, лучше всего использовать образец заявления. С помощью образца можно не только снизить вероятность наличия ошибки в тексте иска, но также и заметно ускорить процесс его составления.

Если действия пристава-исполнителя совершались слишком медленно, что привело к отчуждению имущества ответчика до его ареста или иным негативным для истца последствиям - это также является основанием для признания бездействия в его работе в судебном порядке.

Подача заявления с жалобой на работу пристава-исполнителя может осуществляться как во внесудебном порядке, так и в форме рассмотрения административного иска в суде. Заявление о признании работы судебного пристава-исполнителя неудовлетворительной следует составлять, основываясь на положениях ст.220 КАС РФ в редакции 2019 г.


Срок предоставления такого иска на регистрацию не соответствует обычному сроку исковой давности и ограничен всего десятью днями с того момента, когда истцу стала известна информация о том, что его законные права были нарушены со стороны судебного пристава-исполнителя. Если же необходимый срок был пропущен, но при этом истцом могут быть предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин - следует подавать ходатайство о восстановлении срока и подтверждение наличия объективных препятствий.

Как принимается постановление о рассмотрении административного иска

Подача административного искового заявления в оговоренный нормами КАС РФ срок отнюдь не означает, что по отношению к нему судья автоматически выдаст постановление о рассмотрении. Поскольку с 2019 года действуют новые положения КАС РФ - процедура принятия иска к рассмотрению несколько изменилась.

Кроме ограничения представительства в суде (теперь правом представлять интересы истца наделены лишь лица, имеющие высшее юридическое образование), с мая 2019 года в КАС РФ действует положение, обязывающее суды принимать к рассмотрению в качестве доказательств материалы аудио- и видеофиксации. Также с 2019 года введены в силу несколько новых регламентов, касающихся судебных приказов и полномочий мировых судей.

Регистрация административного иска предусматривает его рассмотрение судьёй с последующей выдачей постановления о принятии к судопроизводству или отказе в принятии в срок, не превышающий трёх дней с момента подачи. В случае, если судом выдано постановление о принятии иска к производству - истец и другие участники процесса извещаются об этом не позднее следующего рабочего дня.

Если в административном иске суть требований заявителя сводится к признанию действий органов власти неправомерными, с наложением мер предварительной защиты - судья принимает решение об удовлетворении этого ходатайства параллельно с выдачей определения о принятии иска к производству.

Положения КАС РФ в редакции 2019 года допускает возможность выдачи судебного определения о принятии иска по сложным делам в срок, превышающий 3 дня. Вместе с тем, срок выдачи определения не может при этом превышать 5 дней.

Истец имеет право обжаловать решение судьи о признании действий (бездействия) органов власти или их представителей неправомерными в течение месячного срока.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту. Обращение в суд связано с подготовкой процессуальных документов, на основании которых будет инициировано судебное разбирательство. Согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) таким процессуальным документом выступает административное исковое заявление.

Обратиться в суд с таким исковым заявлением можно как для защиты своих прав, свобод и законных интересов, которые нарушены или оспариваются, так и для защиты чужих. Также обратиться в суд возможно, если лицо считает, что созданы какие-либо препятствия для осуществления его права и свобод, либо на лицо возложена какая-либо обязанность. КАС РФ связывает обращение в суд также и с защитой публичных интересов в установленных законом случаях.

Важно помнить, что закон установил для некоторых категорий споров (например, споры о взыскании недоимок по налогам с физических лиц (часть 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа (часть 2 статьи 138 НК РФ) обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора. В случае несоблюдения данной процедуры суд осуществит возврат иска по статье 129 КАС РФ.

Административное исковое заявление подается либо в письменной форме либо путем заполнения специальной формы через сеть Интернет. В заявлении должны быть обязательно дата подписания и непосредственно сама подпись истца или уполномоченного представителя.

В статье 125 КАС РФ закреплены требования к содержанию искового заявления. Так в последнем должно быть:

  • наименование и реквизиты суда, куда подается заявление;
  • наименование и реквизиты административного истца;
  • наименование и реквизиты административного ответчика;
  • сведения о нарушении прав, свобод и законных интересов;
  • непосредственно требования к ответчику;
  • информация о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (если данный спор требует такой процедуры);
  • приложение к административному иску;
  • иные сведения.

Истец в исковом заявлении должен ссылаться на имеющиеся у него доказательства, а также на известные ему доказательства. В случае если какие-то доказательства отсутствуют у истца и не могут быть им получены самостоятельно, то последний вправе в исковом заявлении сразу заявить ходатайство об истребовании таких доказательств. Также истцом могут быть заявлены и иные ходатайства.

Административное исковое заявление может содержать следующие требования:

  1. О признании недействующим полностью (в части) нормативного правого акта.
  2. О признании незаконным полностью (в части) решения, действия (бездействия) ответчика.
  3. Об обязании воздержаться от каких-либо действий.
  4. Иные требования.

Законодатель особое внимание уделяет приложению к иску, так как отсутствие некоторых документов в приложении может явиться основанием для возврата искового заявления. Среди таких документов необходимо назвать:

Документ, который подтверждает оплату государственной пошлины;

Документ, подтверждающий высшее юридическое образование представителя;

Доверенность на представителя;

Уведомление или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов;

Документы, подтверждающие соблюдение досудебного урегулирования спора.

Все вышеперечисленные документы могут быть представлены в суд также и в электронной форме.

После поступления административного искового заявления в суд у судьи есть три дня на его принятие к производству. В случае принятия искового заявления к производству судья выносит определение об этом.

Однако судья может вынести и отказ в принятии искового заявления. Так, согласно статье 128 КАС РФ основаниями для отказа в принятии административного иска будут являться:

Если поданное заявление рассматривается не в административном порядке;

Если административный иск подан публично-правовым образованием, должностным лицом или гражданином в защиту прав и свобод другого лица или лиц, однако законом ему не представлено такое право;

Если будет установлено, что административное исковое заявление оспаривает нормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) должностного лица, которые не затрагивают и не нарушают права и свободы административного истца;

Иные основания для отказа.

Отказ можно обжаловать в вышестоящую инстанцию путем подачи частной жалобы. В случае если определение об отказ в принятии административного искового заявления будет оставлен в силе, то повторно обратиться с аналогичным административным исковым заявлением будет нельзя.

Помимо определения об отказе в принятии, суде может возвратить административное исковое заявление или оставить его без движения.

Возвращение искового заявления согласно статье 129 КАС РФ возможно, если:

  1. Если при подаче иска не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора;
  2. Неподсудности спора суду.
  3. Если лицо, подавшее иск, не обладает административной процессуальной дееспособностью.
  4. Если в производстве суда, а также иного суда или арбитражного суда уже имеется ранее возбужденное дело по аналогичному спору между теми же сторонами.
  5. При иных основаниях, предусмотренных законом.

На определение о возврате искового заявления может быть подана частная жалоба. Однако, в отличие от отказа в принятии иска, возврат иска не препятствует повторному обращению с аналогичными требованиями. Для повторного обращения необходимо устранить основания, послужившие причиной для возврата. Такие основания перечислены в определении суда о возврате.

Если же на стадии принятия решения о принятии к производству административного искового заявления суд установит нарушения по форме, содержанию или в приложении к исковому заявлению, то такое исковое заявление будет оставлено без рассмотрения. Вынося определение об оставлении заявления без движения, суд предоставляет время на исправление оснований, послуживших причиной для оставления без движения. Если истец не устранит данные основания, то иск считается неподанным и возвращается лицу, его подавшему. На определение об оставлении административного искового заявления без движения можно подать частную жалобу.