Все дела в один котёл. Придёт ли Федеральная служба расследований на место СК? Слухи о ликвидации СК РФ — «подготовка почвы» или очередной миф

В 2018 году планируются реформы силовых и военизированных структур, которые приурочиваются к , назначенным на март. Перемены должны затронуть многие ведомства от до .

Новое министерство

Реформа ФСБ в 2018 году начнется с образования МГБ – министерства госбезопасности, которое появится на базе федеральной службы безопасности. Также планируется слияние с МГБ службы внешней разведки и федеральной службы охраны. Следственный комитет собираются вернуть под управление Генпрокуратуры, от которой он был отделен 6 лет назад. Возможно распределение обязанностей спасателей МЧС между МО и МВД России.

Целью реформирования силовых ведомств называют:

  • Улучшение эффективности деятельности.
  • Ликвидация коррупции.
  • Повышение качества и результативности работы.
  • Оптимизация и распределение обязанностей.

Начались изменения с указа президента Владимира Путина, основавшего Росгвардию в 2016 году. Эта организация стала курировать внутренние войска, а также некоторые подразделения МВД. Процесс реформирования продолжился упразднением ФСКН и ФМС, задачи которых теперь выполняются МВД.

Некоторые аналитики сравнивают образование МГБ, в которое войдет и служба безопасности и ФСО с советским КГБ, расформированным в 1991 году. В рамках МГБ Федеральная служба охраны займется обеспечением безопасности первых лиц государства, будет курировать линии спецсвязи и перевозку чиновников.

А перед новым министерством поставят целый спектр задач, дадут широкие полномочия их реализации. Так, МГБ будет заниматься расследованием и ведением уголовных дел, которые были возбуждены полицейскими и Следственным комитетом России.


На основе министерства будет основан следственный отдел, который будет расследовать самые громкие уголовные преступления, имеющие значение для безопасности страны. Следственный комитет будет лишен статуса высшего следственного управления, он станет обычным подразделением Генпрокуратуры. Кстати, к Генеральной прокуратуре уже была присоединена военная прокуратура в начале 2017 года, прослеживается тенденция объединения всех следователей в одной структуре.

Смена кадров неизбежна

Реформа ФСБ в 2018 году принесет изменения, которые затронут и руководство ведомств. Проведение реорганизации – отличная возможность очистить структуры от руководителей, показавших себя не в лучшем свете. Такая смена начальства может быть ознаменована скандалами и расследованиями, однако для ликвидации коррупции в органах госбезопасности это попросту необходимо.

Александр Бастрыкин

Уже обнародована информация о том, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин покинет свой пост. Ему будет предложена другая должность, которая, тем не менее, не будет связана с руководством. Такая же ситуация может произойти с любым другим руководителем, ведь государство стремится оптимизировать траты на содержание начальства, а в новом министерстве найдутся кресла не для каждого управленца из упраздненных организаций.

Чтобы провести реформу ФСБ в 2018 году, осуществить слияние и объединение силовых организаций, несомненно, потребуются серьезные бюджетные вложения. Миллиарды рублей пойдут как на реорганизацию, так и на выплаты тем сотрудникам, которые будут уволены или захотят оставить должности по собственному желанию.

Следственный комитет может вернуться в состав Прокуратуры Российской Федерации. Об этом «ФедералПресс» сообщают собеседники, знакомые с ситуацией в администрации президента (АП). Источники отмечают ослабление позиций главы СК Александра Бастрыкина и говорят о необходимости в оптимизации силовых структур. Подробности - в материале «ФедералПресс».

Следственный комитет может потерять автономность. Источники «ФедералПресс» сообщают, что ведомство Александра Бастрыкина вернется под управление Прокуратуры РФ. Такой сценарий, по их словам, уже согласован в администрации президента. Как отмечают собеседники агентства, это связано с рядом факторов. Во-первых, идет ослабление позиций самого Бастрыкина на фоне его отдаления от Владимира Путина . Во-вторых, существует необходимость в оптимизации правоохранительных органов. В сентябре этого года Генпрокуратура заявила о сокращениях и приостановлении приема на вакантные должности. Как отмечают источники, латать кадровые дыры в Генпрокуратуре будут именно члены СК.

Подобные кадровые проблемы испытывает и МВД из-за передачи части подразделений Росгвардии. Предполагается, что Следственный комитет также станет донором для главного следственного управления МВД.

Скандальный след

По мнению директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина , предпосылки для возвращения Следственного комитета под крыло Генпрокуратуры в данный момент имеются. СК слишком часто фигурирует в разного рода скандалах и вынужден отбиваться от нападок.

«Если брать ситуацию за последние несколько месяцев, то в наступлении находится, скорее, Генпрокуратура. Она демонстрирует растущие амбиции, постоянно вбрасываются инициативы о расширении ее полномочий. А Следственный комитет находится в обороняющейся позиции. Вокруг него постоянно скандалы и конфликтные ситуации», - отметил Салин в беседе с «ФедералПресс»

По мнению политолога, с момента отделения Следственного комитета от Генпрокуратуры между ведомствами идет вялотекущая борьба за полномочия. Она зачастую выливалась в публичные конфликты между Александром Бастрыкиным и Юрием Чайкой. Достаточно вспомнить противостояние структур, вспыхнувшее еще в феврале 2011 года. Следственный комитет тогда обвинял сотрудников Генпрокуратуры в том, что они якобы покрывали сеть подпольных казино бизнесмена Ивана Назарова. А в марте СК вызвал на допрос сына генпрокурора Артема Чайку. В конфликт вмешался Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России.

«Президент послал им несколько четких сигналов, что нельзя это публично делать и конфликт ушел в латентную зону», - отмечает Салин.

Уже после скандала появились слухи о возможном вхождении СК обратно в Генпрокуратуру.

«Прокуратура может воспользоваться ситуацией и при определенных обстоятельствах вернуть СК обратно в свой состав, восстановив свои полномочия. Но это будет следствием, а не причиной последних событий вокруг СК», - заявляет политолог и экономист Михаил Делягин .

По его мнению, деятельность ряда сотрудников СК набрасывает тень на само ведомство. Скандалы с их участием превращаются в политическую проблему.

Кремль отстранился от СК?

Эксперты отмечают, что президент Путин крайне нетерпимо относится к скандалам, связанным с силовиками. В прошлом году Александр Бастрыкин предложил резко ужесточить российское законодательство. В частности, он заявил о том, что необходимо сажать в тюрьмы граждан, сомневающихся в итогах референдума и цензурировать интернет. После этих заявлений на Бастыркина обрушилась критика со стороны общественности. Кремль дал понять, что не имеет отношения к инициативам Бастрыкина и демонстративно показал отдаление от его фигуры заявлением Дмитрия Пескова .

«Бастрыкина не комментирую и не разъясняю», - заявил Песков, напомнив про позицию Владимира Путина, который отмечал, что интернет - это «территория свободного обмена информацией».

Следственный комитет сопровождали и громкие коррупционные скандалы. В июле прошлого года был задержан заместитель руководителя столичного главка СК Денис Никандров при получении взятки размером в 1 миллион долларов за освобождение «вора в законе» Захария Калашова. Задержаны были и начальник службы безопасности СК Михаил Максименко и заместитель Никандрова Александр Ламонов.

Стоит также напомнить, что реформа по выведению Следственного комитета из под ведения Прокуратуры РФ была инициирована Дмитрием Медведевым. Процесс начался еще в 2007 году созданием Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В январе 2011 года СК стал самостоятельной структурой, которая не относится ни к одной из ветвей власти и подконтрольна непосредственно президенту. Таким образом, если Владимир Путин решится на возвращение СК в Прокуратуру, ему не будут страшны имиджевые риски. Решение о выведении принадлежит не его перу, а устранение последствий неудачной реформы своего предшественника может прибавить президенту политических очков.

Судьба СК решится после выборов

Впрочем, эксперты считают, что в ближайшие полгода ждать реорганизации правоохранительных структур не стоит, даже если проект по вливанию СК в Прокуратуру находится на подписи у президента. Проводить подобные реформы перед президентскими выборами опасно, полагают эксперты.

«Слухи о реорганизации правоохранительных органов ходят давно. Я уверен, что в ближайшие полгода никаких реорганизаций силовых структур не произойдет. Во время президентской кампании нельзя проводить ничего подобного по двум причинам. Во-первых, может быть потеряна управляемость. Когда была создана Росгвардия, управляемость была потеряна почти на год, так как у нас институты в стране не действуют, и все держится на личных связях. Во-вторых, при реорганизации всегда есть обиженные. Плодить обиженных силовиков перед президентскими выборами незачем», - объяснил Павел Салин.

Некоторые политологи сомневаются в реорганизации самих силовых структур, но не отрицают возможность отставки Бастрыкина и кадровых перестановок после президентских выборов.

«Стиль президента страны такой, что можно сколько угодно ждать отставки, но она происходит неожиданно. Причем это уже не первая отставка, которая происходит таким образом. Внутренние претензии реже приводят к смене фигур такого ранга. С одной стороны, публичный негатив. С другой - перегруппировка сил между выходцами из разных структур. К сожалению, ответить однозначно, кто выиграл, а кто проиграл в данном вопросе, нельзя. Но то, что некая ротация истеблишмента набирает обороты, - это очевидно. И мы, скорее всего, можем ожидать, что после выборов она будет усиливаться», - считает политтехнолог Валентин Бианки.

Как бы то ни было, после президентских выборов политическую систему России ожидают изменения. Кадровые перестановки и структурные реформы в силовых структурах будут проведены, особенно на фоне повышения авторитета Росгвардии. При этом ждать усиления позиций Бастрыкина не приходится. Его ведомство остается самым конфликтным и политически проблемным среди силовых органов.

21:43 — REGNUM В течение всего времени существования Следственного комитета РФ в прессе периодически появлялась информация о его возвращении в состав Генеральной прокуратуры, заявил 16 ноября корреспонденту ИА REGNUM управляющий партнёр юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр , комментируя очередной виток слухов о ликвидации комитета. Он отметил, что подобные идеи могут быть связаны с определёнными бюрократическими вопросами, так как в настоящее время полномочия прокуратуры на этапе предварительного расследования очень ограничены и добиться реальной защиты лица, привлекаемого к уголовной ответственности, практически невозможно. В частности, это вызвано тем, что суд на этапе предварительного расследования рассматривает только процессуальные вопросы, а в существо уголовного дела не вникает.

«Периодически возникают вопросы, связанные с разной позицией ведомств в связи с избираемой мерой пресечения. Следствие, используя различные особенности законодательства, может самостоятельно продлевать срок расследования уголовных дел в течение нескольких лет и не принимать во внимание позицию прокуратуры по этом вопросу. Объединение ведомств приведёт к повышению профессионального уровня руководящих работников прокуратуры, на должность прокурора будут назначаться люди, ранее отработавшие следователями и знающие на практике все особенности предварительного расследования», — считает Роман Скляр.

Он отметил, что если в будущем полномочия Следственного комитета всё-таки будут переданы в ведомство прокуратуры, это должно повысить качество государственного обвинения, так как прокурор будет информирован о ходе уголовного дела с самого начала расследования. В настоящее время прокурор получает все материалы уголовного дела для утверждения обвинительного акта по окончании предварительного расследования, сроки на принятие решения ограничены Уголовно-процессуальным кодексом, и зачастую для качественного изучения существа уголовного дела времени не хватает.

По мнению юриста и правозащитника Александра Хуруджи , озвученные изменения могут быть частью политики властей по сокращению количества сотрудников правоохранительных органов и масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств. Подготовка к этой реформе была начата вскоре после ликвидации ФМС и ФСКН и создания Росгвардии. Ведомственная принадлежность следствия служила предметом спора силовиков ещё в советские времена. Предпосылки для «трёхведомственной» структуры следствия были созданы ещё при Иосифе Сталине .

«Общеизвестен факт, что затраты на правоохранительные органы в структуре бюджета государства Россия выше многих развитых и развивающихся стран. При этом часто многие структуры МВД, СК, прокуратуры и так далее дублируют друг друга, а то и вовсе мешают, контролируя и переконтролируя. А в итоге выходит как в поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза. Так что данные изменения можно только приветствовать: это и сокращение раздутого штата силовиков, и расходов бюджета на подобные службы, и упрощение ведения дел и взаимодействия сотрудников», — считает Хуруджи.

Добавим, 16 ноября в ряде СМИ в очередной раз появилась информация, что МВД России подготовило предложения по реформированию системы предварительного следствия и ликвидации Следственного комитета. Позднее официальный представитель ведомства Ирина Волк опровергла данную информацию, сообщает «Интерфакс».

Напомним, Следственный комитет России был выделен из состава прокуратуры в 2011 году. В 2016 году появлялась информация, что глава СК РФ Александр Бастрыкин якобы покидает свой пост, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту информацией слухами, которые «Кремль не комментирует».

Владимир Путин рассмотрит предложения по реорганизации структуры российского следствия. Предполагается разделение функций Следственного комитета между Генпрокуратурой и МВД.

Согласно данным ПАСМИ, на стол главы Администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о . Согласно предложениям автора, Генеральной прокуратуре отдадут дела с особо тяжким составом преступления. Тяжкие, средней и небольшой тяжести закрепят за МВД. Журналисты ПАСМИ пообщались с экспертами и получили различные мнения о необходимости реформ.


Президент РФ Владимир Путин (справа) и министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Критика надзорного ведомства

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия. Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел , в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это» , - заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуют слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70% .

Слухи о реорганизации СКР

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства : Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.


Юрий Чайка Фото: ITAR-TASS/ Григорий Сысоев

С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимали вопрос о том, что следственные органы могут объединить указом президента , и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду… Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо» , - заявил тогда Бастрыкин журналистам.

Независимость или вседозволенность

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения . Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым . Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы , а возможности прокуратуры влиять на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений .

Эксперты разошлись в оценках реформы следственных органов

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.


Кирилл Кабанов. Фото: stolica-s.su

Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков . По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура» , которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК» . Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.

Адвокат Алексей Михальчик.

Адвокат Алексей Михальчик отметил, что не видит большого смысла в изменении действующей системы. При этом необходимо усилить функции прокуратуры, потому что «в данный момент прокуратура утратила контроль над органами предварительного расследования» . По словам адвоката, в результате практически нет «возможности прекратить производство по незаконно возбужденному уголовному делу». Михальчик отметил, что это «позволяет тому же следствию несмотря на позицию прокуратуры годами вести расследование по заказным делам» .


Евгений Михайлов, эксперт.

Бывший помощник руководителя Администрации президента Евгений Михайлов отметил, что и в бывшем, и в действующем форматах системы следственных органов есть свои плюсы и минусы. Плюсы, по словам эксперта, в том, что «два ведомства друг друга уравновешивают, находятся в определенном противостоянии» . Но, с другой стороны, «эффективность Генпрокуратуры раньше была выше, поскольку была одна структура» , поэтому организационные вопросы решались проще. Михайлов также отметил, что «противостояние не всегда полезно в делах правоохранителей» . Эксперт сказал, что при нормальной работающей судебной системе такое разделение вряд ли оправдано. Сегодня же основная проблема, по мнению бывшего чиновника, заключается в функционировании судебной системы. «Когда суды независимы и квалифицированы, то никакой проблемы в том, чтобы была единая генпрокуратура со следствием, я не вижу» , - отметил эксперт.

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом» , потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы» . По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.

Силовые и правоохранительные органы готовятся к новому витку оптимизации из-за экономических трудностей. Вслед за МЧС и ФСКН реорганизация ждет следственные органы. По данным сотрудники следственных управлений регионов федерального округа готовятся к масштабным изменениям. Обсуждается два основных варианта развития событий. По одному из них следствие будет усилено за счет присоединения коллег из прочих правоохранительных органов, по второму – в целях экономии СК прекратит свое существование в качестве независимого ведомства, вернувшись в ведение прокуратуры. При этом оба варианта подразумевают и масштабные сокращения сотрудников по аналогии с МЧС и ФСКН – в этих ведомствах процесс оптимизации уже запущен, и работники СКР внимательно отслеживают судьбу наркополицейских со спасателями, пытаясь по их примеру понять свои перспективы. Отметим, что в УрФО к работе следователей уже накопились многочисленные претензии в связи с делом фотографа Дмитрия Лошагина , оправданного в зале суда, и делами с участием Евгения Ройзмана , которые месяцами не двигаются с мертвой точки.

Российские власти пытаются найти новые способы сэкономить бюджетные деньги за счет силовых и правоохранительных органов. По данным вслед за МЧС и ФСКН проекты по оптимизации обсуждаются и в отношении Следственного комитета. По версии авторов идеи, в настоящее время в стране создано слишком много разных ведомств, в ряде случаев выполняющих общие задачи. При этом один из вариантов, обсуждающихся в отношении СКР, даже при оптимизации кадров может привести к усилению ведомства.

«Еще в середине нулевых, когда только готовились документы по созданию Следственного комитета при прокуратуре, шла общая концепция по постепенному выделению и последующему объединению под вывеской Следственного комитета всех следственных подразделений. Это следствие МВД, ФСКН, ФСБ – в общем, еще тогда аналогии проводились с американским ФБР. В 2011 году СКП окончательно стал независимым и превратился в СКР – это еще воспринималось как очередной шаг по созданию такого «мегаследствия». Какое-то время идея «ушла в тень», но сейчас, вероятно, к ней вернутся», – поделился собеседник издания.

По словам источников основная экономия в такой ситуации придется не на СКР, а на остальные ведомства. При этом напоминается, что и МВД, и ФСБ сразу выступали резко против подобного объединения. Поэтому более вероятным считается второй вариант, по которому СКР вернется «под крыло» прокуратуры.

«Разделение, с одной стороны, было вполне оправданным. Но оно привело к чрезмерной борьбе ведомств. Прокуратуре тогда очень сильно урезали полномочия. Теперь они могут проводить сколько угодно проверок, но выявление преступлений значит ровно одно: материалы передаются в СКР, и будет возбуждено дело, не будет – зависит уже от следователей, которые в ряде случаев спокойно выносят «отказные» под предлогом того, что они, в отличие от прокуратуры, состава преступления не выявили», – объясняет собеседник издания.

При этом источники подчеркивают, что все предложения пока еще существуют лишь на уровне кулуарных обсуждений – они не оформлены официально, поэтому о каких-то деталях по каждому из них говорить преждевременно. С относительной уверенностью, считают собеседники издания, можно ожидать лишь «чистки кадров», в ходе которой своих мест, вероятно, лишатся сотрудники, чья работа вызывает недовольство у руководства.

«Если взять Свердловскую область, то кандидаты «на вылет» очевидны. Прежде всего, это группа, работавшая по делу Лошагина. Оправдание в зале суда по обвинению в убийстве – это невероятнейший промах, который не прощается. На публику, естественно, звучали и будут звучать заверения следователей о том, что они отлично сработали, но это не значит, что то же самое говорится в кабинетах Следственного управления. Кроме того, очень непонятна ситуация с Ройзманом. Во-первых, слишком много набралось дел, где он – свидетель, вплоть до убийства пенсионерки Ледовской. Во-вторых, идет затягивание даже по тем делам, где фабула предельно проста. По клевете в отношении Филатовой в ЖЖ Ройзмана до сих пор нет фигуранта», – рассуждают собеседники издания в спецслужбах.

При этом источники отмечают, что обсуждающаяся реформа еще может быть заблокирована высшим руководством государства.

«Разделение прокуратуры и СКР было проведено по инициативе Путина . Вспомните, кто-нибудь может привести пример «отката назад» хотя бы по одной его инициативе? По ФСКН мог быть первый подобный случай, но даже ее расформирование либо отложено, либо окончательно отменено. Так что крайне высока вероятность того, что по СКР все сведется к разговорам и, может быть, каким-то локальным сокращениям», – предполагают собеседники издания.