Выезд на встречку. Выезд на встречную полосу Встречного движения в случаях с

Выезд машины на встречную полосу движения — это грубое нарушение. Таким оно считается хотя бы потому, что подвергает опасности других участников движения, которые могут не среагировать на угрозу, а также создают помехи в движении по автомобильной дороге.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поэтому важно выяснить, что предусмотрено законом за въезд на встречку — лишение или штраф с 1 января 2019 года.

Это может заставить одуматься некоторых водителей и помешать им нарушать установленные правила.

Основные сведения

В некоторых случаях выезд на встречную полосу разрешен и наказываться не может, но таких моментов очень немного и практически всегда за подобное нарушение следует штраф или более жесткое наказание — лишение права водить автомобиль.

Нужно помнить, что административное наказание действует только в ситуации, когда водитель выездом на встречку не спровоцировал аварию и не сбил человека.

Когда это происходит, то ситуация характеризуется уже по , а это совсем другая ответственность — вплоть до тюремного заключения.

Общие понятия

Чтобы разобраться в штрафах и прочей ответственности, нужно узнать основные термины, которые применяются в этой сфере:

Понятие Значение
Полоса движения Участок дороги, который имеет ширину, достаточную для движения ряда автомобилей. Обычно полоса обозначается дорожной разметкой, и в некоторых случаях за ее пределы выезжать запрещено, например, когда она обозначена сплошной линией с обеих сторон
Дорожная разметка Маркировка, нанесенная на автомобильную дорогу, которая предназначена для передачи какой-либо информации участникам движения. Она может применяться самостоятельно, а также действовать вместе с дорожными знаками или же светофорами
Штраф Материальное взыскание, которое назначается нарушителям порядка, представляющих опасность для здоровья окружающих людей и сохранности их имущества. Взимается в денежной форме, а при неуплате возможно принудительное взимание средств
ПДД Собрание правил и норм, утвержденных законом, которые оговаривают правильное поведение всех участников движения на дороге, чем повышают уровень безопасности как водителей, так и пешеходов. Обязательны для выполнения, а в случае нарушения квалифицируются как административные проступки

Что означает данное движение

Выезд на встречную полосу подразумевает, что водитель покинул разрешенную для него полосу и переместился на участок, используемый для движения навстречу.

То есть, он занял чужую полосу и создал помеху для водителей и аварийную ситуацию. Поэтому за такой проступок полагается серьезное наказание.

Действующая нормативная база (статья КоАП РФ)

Для характеристики выезда на встречную полосу движения используется сразу несколько статей .

Размер взыскания

В разных ситуациях водителю может быть назначен разный штраф за выезд на встречку. Это прописано в пунктах статей КоАПа, который будет нелишним для изучения водителями.

Ведь ситуационность нарушения играет большую роль. При этом неважно, выехал водитель на встречку одним колесом или двумя, или даже всем автомобилем — это все равно будет считаться нарушением.

Если же вследствие нарушения произошло ДТП или же пострадали люди, это будет квалифицироваться уже как уголовное преступление и наказание будет соответствующим — вплоть до тюремного заключения.

Объезд

Если водитель совершает объезд препятствия по встречной полосе или трамвайным путям, то он получит штраф от тысячи до 1,5 тысяч рублей. Но есть нюанс, заключающийся в определении препятствия.

Запрещено совершать объезд пробки или остановившегося по правилам транспорта, в таком случае будет выписан штраф. Но что делать если на дороге стоит сломанная машина или же произошла авария?

В таком случае объезд по встречке возможен, но только если не несет угрозы другим участникам движения. Штраф за такое решение проблемы выписан не будет.

Заезд

Если водитель умышленно или случайно допустил заезд на сплошную линию разметки, это приравнивается к выезду на встречку и наказывается соответственно — штрафом в 5 000 рублей или лишением прав до полугода.

При этом даже если был осуществлен заезд на линию разметки одним колесом, наказание все равно предусмотрено как за движение по встречке.

Также водители могут заезжать на сплошную линию, когда выполняют поворот налево, но при мигающем сигнале светофора.

Чтобы ускориться, они допускают выезд на встречку, но это не будет оправданием и служит основанием для штрафа.

Ведь по правилам, поворачивать можно только тогда, когда другие участники движения не испытывают неудобств от маневра другого водителя.

И даже когда при повороте водитель немного пересекает колесом сплошную линию, это также засчитают как нарушение.

На перекрестке

При пересечении перекрестка часто совершаются обгоны и развороты. Если обгон совершается на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге, то это конечно считается нарушением и наказывается лишением прав до 6 месяцев.

Но когда машина двигается по главной дороге и совершает обгон без нарушения разметки, то нарушения тут нет, и санкции не предусмотрено.

Если автомобиль разворачивается на перекрестке, не создавая помехи и не нарушая разметку, то это также не наказывается.

Через сплошную

Выезд на встречную полосу при нарушении сплошной разделительной линии — это очень серьезное нарушение, которое наказывается штрафом в 5000 рублей или лишением прав.

Наказание может не применяться только в вышеприведенной ситуации, когда выполняется объезд препятствия.

Но если произошла авария и было организовано одностороннее движение, то естественно, что наказания также не будет.

При обгоне

Если человек выполнял обгон по встречной полосе и не успел закончить маневр по прерывистой разметке и вернулся на полосу уже по сплошной линии, он однозначно нарушил правила, за что его лишат прав на срок до полугода.

Повторное

Когда человек совершает повторный выезд на встречку и его остановил инспектор, то водитель точно потеряет права на год.

Другого наказания за повторность проступка не предусмотрено, поскольку это очень серьезное нарушение.

Но когда повторный выезд фиксируется камерой, водитель снова получит штраф 5 000 рублей и не лишится прав.

Видео: как вернуть права за встречку — исключаем схему

Как осуществить оплату (скидка 50 процентов)

Чтобы воспользоваться льготой, позволяющей в половинном размере, нужно сделать это в течение 20 дней после оформления постановления.

Желательно оплатить сразу же после получения решения по почте или на сайте Госуслуг . Причем воспользоваться можно следующими способами оплаты:

  • средствами с мобильного счета;
  • мобильным банкингом;
  • онлайн-банкингом;
  • в банке;
  • в отделении “Почты России”;
  • на сайтах электронных платежных сервисов.

Все эти методы подразумевают возможность оплатить 50% штрафа. Необходимо помнить о сроках, ведь даже на 21 день после оформления придется уплатить полную сумму взыскания, поскольку период законной скидки истек.

Фото: штрафы ГИБДД на сайте Госуслуги

Можно ли оспорить

Достаточно много прецедентов оспаривания появляется благодаря водителям, которые не нарушали правил и собрали достаточно доказательств для снятия вины с себя.

Прежде всего нужно попытаться написать жалобу в ГИБДД , чтобы пояснить ситуацию и предоставить доказательства им. Если в полиции не идут навстречу, а отсутствие вины явное, следует идти в суд.

Так, если совершался обгон и человек заехал на сплошную линию из-за того, что кончилась прерывистая линия — это нарушение.

Управление автомобилем неразрывно связано с практическим применением правил дорожного движения. Одним из основных навыков, позволяющим безопасно управлять транспортным средством, является умение прогнозировать дорожную обстановку и умение предвидеть последствия того или иного манёвра. Самые опасные маневры связаны с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, так как появляется риск лобового столкновения. Выполнение такого маневра, в нарушение правил дорожного движения, может привести к травмам или к гибели водителя или пассажиров. Руководствуясь этим, законодатели и суды с особой серьёзностью и безапелляционностью подошли к вопросу административной ответственности за выезд на встречку.

Санкция за совершение такого правонарушения составляет от штрафа в одну тысячу рублей до лишения прав на один год. Давайте разберёмся от чего зависит наказание.

Для начала нужно разобраться, что считается выездом на полосу встречного движения.

Законодательство России построено по принципу «разрешено всё, что не запрещено законом», поэтому, не каждое движение по встречной полосе является административным правонарушением. Привлечь к ответственности водителя можно только в той ситуации, когда выезд на полосу встречного движения был произведён в нарушение дорожных знаков, дорожной разметки или когда запрет предусмотрен правилами дорожного движения.

1.1 Движение по встречке при обгоне на дорогах с двумя полосами

При совершении обгона на дороге с двумя полосами, одна из которых предназначена для встречного транспорта, водителя привлекут к ответственности только в ситуации, когда совершение такого обгона запрещено знаком 3.20 «Обгон запрещён» или дорожной разметкой 1.1. (одинарная сплошная линия). При этом знак и разметка не дублируют друг друга и водителя привлекут к ответственности в ситуациях, когда есть только знак или только разметка.

Особо обратим внимание на то, что нарушением является факт нахождения автомобиля на полосе встречного движения. Это означает, что для сотрудников ДПС и для суда не будет иметь значение как произошёл выезд или в каких ситуациях автомобиль оказался на встречке. Ниже мы более подробно разберём что делать, когда выезд на полосу встречного движения произошёл по завершению обгона.

1.2 Выезд на встречную полосу при обгоне на дороге с четырьмя и более полосами

Правила дорожного движения категорически запрещают выезжать на полосу встречного движения в ситуации, когда дорога имеет четыре полосы, по две полосы для движения в каждом направлении. Почти всегда транспортные потоки разделены двойной сплошной линией.

Внимание! Наезд на двойную сплошную линию одним или двумя колёсами приравнивается к полноценному выезду автомобиля на встречную полосу.

1.3 Обгон на перекрёстке

Нельзя совершать обгон на перекрёстке равнозначных дорог или при движении на перекрёстке по второстепенной дороге. При движении по главной дороге наличие перекрёстка со второстепенной дорогой не запрещает совершать обгон, но только в случаях, когда отсутствует запрещающая разметка или знак 3.20 «Обгон запрещён». Возникают ситуации, когда на перекрёстке появляется разметка 1.1., запрещающая обгон, при этом, ширина такой линии не на много больше ширины примыкающей дороги. В результате, водитель проезжает этот участок за интервал в полторы секунды и не может предотвратить нарушение правил дорожного движения.

Мы рекомендуем не совершать обгон вблизи перекрёстков, так как не стоит забывать, что почти половина всех аварий происходит на пересечениях дорог. Даже если вы уверены в правомерности своего маневра, вы никогда не сможете со стопроцентной уверенностью предугадать поведение других участников дорожного движения.

1.4 Обгон на пешеходном переходе

Пешеходный переход является зоной, в которой участниками движения, помимо водителей, становятся и пешеходы. Правила дорожного движения предписывают снижать скорость при приближении к зебре или к зоне установки знака «Пешеходный переход». Манёвр обгона всегда связан с увеличением скорости, что недопустимо в местах, где пешеходы пересекают проезжую часть. Обгон на пешеходном переходе является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по пункту 4 статьи 12.15 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (КоАП РФ).

1.5 Иные нарушения при обгоне

Привлечь к административной ответственности за выезд на встречную полосу могут при нарушении правил обгона, а именно, если обгон совершён на участке, где такой маневр запрещён правилами дорожного движения. В частности, к таким местам относятся мосты, туннели, эстакады, участки дороги с ограниченной видимостью и так далее. В ситуациях, когда обгон совершён в нарушение указанных правил, действия водителя будут квалифицироваться как выезд на встречную полосу и он будет привлечён к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

1.6 Движение против транспортного потока

Попасть в ситуацию, когда ваш манёвр будет расценен как выезд на полосу встречного движения можно не только при нарушении правил обгона, но и в любой другой ситуации, когда водитель совершает движение против транспортного потока. К таким ситуациям относится движение против транспортного потока на участке с круговым движением, на дорогое с односторонним движением, движение по встречным рельсовым трамвайным путям и так далее.

Наиболее спорной ситуацией является привлечение к ответственности водителя, который совершил выезд на встречку при завершении манёвра обгона. Не редки случаи, в которых водители оказываются на полосе встречного движение не умышлено, а в результате совершения обгона на большой скорости.

Когда водитель совершил обгон после начала действия знака «Обгон запрещён» - факт совершения им правонарушения в большинстве случаев является бесспорным. Но, что делать, когда начало обгона имело место на участке, на котором это манёвр был разрешён, а завершение обгона произошло через пересечение линии, разделяющей транспортные потоки встречного направления?

Нужно понимать, что для сотрудника полиции и для суда факт административного правонарушения будет являться свершившимся. Верховный суд РФ чётко указал, что любое движение по встречной полосе «образует объективную сторону административного правонарушения». Но, привлечь водителя к ответственности можно только в случае, когда имеют место все части состава административного правонарушения, а именно, помимо объективной стороны, должны быть ещё объект, субъект и субъективная сторона.

В третьих, если всё-таки вы в попали в ситуацию, при которой не успеваете закончить обгон без выезда на встречную полосу, сбавьте скорость, пропустите автомобиль, который хотели обогнать и вернитесь на свою полосу. В этой ситуации гораздо больше шансов признать то, что вы действовали в крайней необходимости. Если же вы закончите обгон и пересекёте сплошную линию или попадёте под знак «Обгон запрещён», то ваши действия будут расценены как грубая неосторожность и избежать ответственности будет проблематично.

12 июля 2018

Выезд на полосу встречного движения – это перемещение через разметку на ту часть дороги, которая предназначена для транспортировки в обратном направлении. Санкции в случае нарушения правил могут подразумевать административный штраф или изъятие водительских прав. Выезд на встречку при несоблюдении требований разметки и ПДД является грубой ошибкой, т. к. может повлечь аварию и гибель участников.

Что такое выезд на полосу встречного движения

Законом точно не установлен перечень ситуаций, в которых фиксируется движение по встречной полосе, однако участники правоотношений могут самостоятельно определить характер нарушения. Полосой считается любой участок дороги, использующийся для перемещения ТС и имеющий достаточную для этого ширину. Наличие или отсутствие линий не является ключевым признаком, т. к. они могут быть повреждены.

В РФ на дорогах с двусторонним движением ТС должны перемещаться по правой стороне. Это закреплено законом. При отсутствии 2 полос транспортировка традиционно осуществляется только в 1 сторону. Направление можно определить с помощью установленных знаков. Выезд на встречную полосу фиксируется, если машина выезжает на ту часть дороги, по которой транспортные средства должны двигаться в обратную сторону.

При каких условиях возможен выезд на встречную полосу дороги?

Иногда перемещение по встречной части дороги допускается. Традиционно не карается кратковременное пересечение линии или проезд по ней. Это возможно при возникновении следующих условий:

  1. Обгон тихоходных ТС . Для предотвращения скопления машин разрешается пересекать сплошную линию разметки. Тихоходные ТС отмечаются специальными символами (треугольниками) и способны развить скорость не выше 30 км/ч. К подобным средствам относится специальная дорожная техника для ремонта.
  2. Объезд препятствий по встречной . Закон не устанавливает точный перечень возможных ситуаций. Легальный объезд происходит в случае, если нельзя продолжить перемещение в прежнем направлении по указанной полосе. Причиной может стать неподвижный объект, обвал грунта и т. д. Запрещен объезд на дороге с 4 полосами или более. При наличии 3 частей нельзя выезжать на левую. Запрещается выезд на встречку, если рядом располагается железнодорожный переезд.
  3. При наличии временной (желтой) разметки . Если она проходит через чужие полосы движения, водитель может двигаться по ней, не создавая помехи. Традиционно такая разметка оставляется при проведении дорожных работ или наличии иных препятствий, которые невозможно быстро устранить.
  4. Обгон . Разрешается совершать при отсутствии запрещающей линии. Обгон по встречке можно сделать, если есть прерывистая разметка. В ряде случаев маневр запрещен. Например, при наличии знаков. Водитель должен грамотно оценить время и расстояние. Нельзя совершать двойной обгон, если другая машина уже выехала на встречку.

Дополнительно разрешается пересекать встречную часть дороги при выезде, во время поворота, для остановки на обочине и т. д. Каждый случай рассматривается индивидуально в зависимости от условий и возникших обстоятельств.

Различные дорожные ситуации и штрафы

Чтобы ответить на вопрос о том, какой штраф за выезд на встречную полосу придется заплатить, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, перемещение по дороге с односторонним движением в обратном направлении является нарушением, которое с высокой вероятностью может стать причиной аварии. За подобную ошибку водителя могут лишить прав.

В редких случаях выезд вопреки правилам признается крайней необходимостью. Судебная практика показывает, что даже при угрозе ДТП такой маневр чаще всего становится причиной штрафа или изъятия прав. Если водитель пытался избежать аварии, ему придется найти свидетелей и доказать, что он соблюдал дистанцию, а резкое торможение не могло смягчить удар. Выезд на встречную чаще всего считается необходимостью, если пешеход нарушил правила, а водитель мог сохранить ему жизнь только таким способом.

Объезд препятствий и выезд на встречную

Выезд возможен, если дорога заблокирована неподвижными объектами. Не допускается перемещение на чужую полосу в случаях, когда спереди едет медленное ТС. Тогда выезд будет считаться обгоном. К числу возможных препятствий относятся следующие:

  1. Другие ТС, которые не способны продолжать движение из-за выхода из строя. Водитель должен установить специальные знаки и включить аварийную сигнализацию, чтобы обозначить машину как препятствие.
  2. Посторонние предметы. Сюда относятся деревья, строительные материалы и другие массивные объекты, которые оказались на дороге и блокируют проезд.
  3. Дефекты дорожного полотна. Для легального объезда они должны представлять угрозу для жизни водителя и пассажиров или для целостности автомобиля. К таким дефектам относятся открытые люки, ямы и т. д.
  4. Ремонтная техника.

Автомобиль без знаков и сигнализации препятствием не считается, поэтому выезд на встречку в таких случаях является обгоном. Если машина неправильно припаркована, водитель обязан вызвать инспектора ГИБДД, доказать невозможность объезда без пересечения разметки и получить разрешение. В ряде случаев приходится ждать владельца ТС. Однако в действительности данные способы используются редко, т. к. они ресурсоемки, поэтому водителям рекомендуется использовать видеорегистратор или сфотографировать припаркованную машину на случай судебного разбирательства.

Ответственность за выезд через сплошную разметку зависит от степени угрозы для других участников движения. Если ТС не попало в ряд встречных машин, сумма штрафа не превысит 500 руб. В противном случае придется заплатить 1000–1500 руб. Если одновременно будет доказано, что препятствия не было, водителя лишат прав на 4-6 месяцев.

Выезд на встречку при повороте налево

Езда по встречной стороне на перекрестке возможна в 2 случаях. Водитель может совершить обгон до того, как повернул, или переместиться на чужую полосу после маневра. В первом случае при отсутствии пересечения сплошной линии и пешеходных переходов неподалеку действия владельца ТС могут быть законными. Разрешается совершать обгон, если машина едет по главной дороге и нет регулировщика или светофора.

Если автомобиль оказался на чужом полотне дороги после поворота или был совершен нелегальный обгон, штраф за встречку составит 5000 руб. в случае, если водитель не создал аварийную ситуацию. Максимальное наказание – изъятие прав на 4-6 месяцев.

Разворот с выездом на полосу встречного движения

Разворот может выполняться на перекрестке или вне его. В первом случае необходимо занять крайнее левое положение. Совершать разворот на перекрестке, если сходятся дороги с 2 полосами, нельзя, т. к. водителю придется сместиться на крайнюю правую часть или использовать задний ход. На прямых дорогах допускается использование пространства возле обочины, если места для маневра недостаточно. При этом водитель должен пропустить других участников и убедиться, что он никому не мешает.

Нельзя совершать разворот в тоннелях, при наличии пешеходных переходов неподалеку, через сплошную разметку, в условиях ограниченной видимости, на остановках и т. д.

При развороте выезд на встречную носит кратковременный характер, т. е. отсутствует движение по чужому полотну дороги в течение продолжительного времени. Штраф за данное нарушение не превышает 1500 руб.

Выезд на дорогу с односторонним движением

Движение в обратную сторону при одностороннем перемещении является грубым нарушением ПДД. Легкое наказание (размер штрафа – 5000 руб.) применяется, если водитель раскаивается и время транспортировки было относительно небольшим. Такое может произойти при развороте и последующей парковке, если дорога была пустой. Чаще водителей лишают прав на 6 месяцев. При повторном нарушении действует новый штраф – отстранение от вождения на год.

Перестроение на полосу реверсивного движения

При движении по реверсивной полосе перестраиваться разрешается только в том случае, если виден следующий светофор и на экране горит разрешающий сигнал. Сменить часть дороги можно в любой момент.

Правилами разворот на реверсивных полосах через разделительную разметку слева не запрещен прямо, но можно обнаружить косвенные указания на невозможность такого маневра. На подобных дорогах разрешается менять направление движения только в случае, если обе части предполагают перемещение в одну сторону. По этой причине запрещен выезд на чужую часть дороги и пересечение крайней левой разделительной черты.

Не разрешается занимать реверсивную полосу при выключенном светофоре. Это связано с тем, что с другой стороны экран может функционировать. В результате водитель займет чужую часть дороги. Штраф за подобный маневр составляет до 5000 руб. При повторном нарушении водителя лишат прав на 4-12 месяцев. При нарушении требований сигнала светофора штраф составит 1000 руб. Если водитель не успеет занять правую полосу при выезде с дороги, ему придется заплатить 500 руб.

Когда можно отстоять свои права?

Для предотвращения спорных ситуаций и получения наказания за езду по чужой стороне рекомендуется использовать видеорегистратор. Зафиксированные доказательства помогут при судебном разбирательстве. Это важно в тех случаях, когда мнение сотрудника ГИБДД не совпадает с указанным в ПДД РФ или может трактоваться двусмысленно.

Правилами предусмотрено существование крайней необходимости нарушения норм. Наказание может быть смягчено, если водитель докажет, что иного способа решения проблемы не было, а причиненный вред оказался меньше, чем возможный при стандартном соблюдении ПДД. Однако судебная практика показывает, что такие случаи редки.

Не забирают водительские права при относительно небольших нарушениях правил. Например, при объезде препятствий, если факт наличия помехи был установлен. Лишение прав происходит лишь в том случае, если человек ошибочно принял обгон за объезд. Подобное может произойти при выезде на встречную часть из-за остановившегося автобуса или медленного ТС.

Разворот с перемещением на чужую часть дороги предусматривает штраф. Это связано с отсутствием факта движения в обратном направлении. При совершении нарушения водитель лишь пересекает разметку.

Если факт нарушения очевиден, рекомендуется не пытаться доказать свою невиновность. Не следует принимать агрессивную позицию и приводить доводы для смягчения наказания, если их уже рассмотрели. Традиционно раскаяние позволяет сменить санкции с изъятия прав на штраф (5000 руб.).

Не удастся сохранить права при наличии отягчающих обстоятельств. К таким относятся создание аварийной ситуации или произошедшее по вине водителя ДТП, алкогольное опьянение, отсутствие признания своей вины, многократные нарушения и т. д.

Могут ли лишить прав за повторный выезд на встречку?

Возможность лишения прав за встречку зависит от обстоятельств, при которых было совершено нарушение, позиции водителя и прошедшего времени с момента выплаты предыдущего штрафа. Законом установлено, что повторным выездом считается тот, который был совершен в течение года после предшествующего наказания. Если промежуток превышает 12 месяцев, нарушение не будет считаться рецидивом, поэтому будут применены стандартные санкции.

Наказание за выезд на встречную полосу при рецидиве смягчается при стандартных условиях: отсутствие угрозы для жизни и здоровья окружающих, признание вины, наличие крайней необходимости и т. д. Например, если водитель ранее совершал разворот или неправильный объезд препятствий, суд может рассмотреть дело в индивидуальном порядке и обязать человека выплатить штраф.

При грубых нарушениях ПДД и отсутствии убедительной доказательственной базы участника могут лишить прав на год. Повышает риск наличие угрозы для жизни и здоровья других участников движения. Например, при пересечении сплошной и близком расположении пешеходного перехода вне зависимости от присутствия людей на нем в момент совершения нарушения будут выбраны наиболее строгие штрафные санкции.

Санкции за выезд на встречку зависят от способа регистрации нарушения. Если в процессе принимал участие сотрудник ГИБДД, высока вероятность лишения прав. Если нарушение было зафиксировано камерами, традиционно водитель получает штраф. При повторном выезде его размер составляет 5000 руб.

Что считается выездом на встречную полосу?

Выезд на полосу встречного движения – одно из наиболее распространенных нарушений на дороге. Возможно, по официальной статистике так складывается еще и потому, что сотрудники ГИБДД применяют эту формулировку к самому широкому кругу водительских проступков.

Для того чтобы помешать инспекторам трактовать закон на свой лад, попробуем разобраться в правилах и определениях.

Пленум Верховного суда своим постановлением от 24.10.2006 г. №18 разъяснил, каким образом должна толковаться и применяться новая редакция ст.12.15 КОАП, и привел полный перечень нарушений ПДД, которые можно трактовать как выезд на встречную полосу. К ним относятся следующие.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, выезд для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п.9.2 ПДД). Такой запрет обозначается дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная линия). Это означает, что если нет разметки, то квалифицировать выезд на встречную полосу не возможно.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, выезд на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения (п.9.3 ПДД). Это означает, что при прерывистой разметке выезжать на крайнюю левую полосу можно только для поворота или разворота.

Обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (п.11.4 ПДД). Обгон в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью также запрещен (п.11.4 ПДД). При этом следует учитывать, что на участках с ограниченной видимостью, в том числе и в конце подъема, должны устанавливаться соответствующие знаки.

«Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (п.1.2 ПДД).

«Обгон» - опережение одного или несколько транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)(п.1.2 ПДД).

Объезд с выездом на полосу встречного движения транспортных средств, стоящих перед железнодорожным переездом (п.15.3 ПДД).

Выезд на трамвайные пути встречного направления. Двигаться по трамвайным путям в попутном направлении разрешается, если они расположены слева на одном уровне с проезжей частью, а все полосы движения заняты. Однако такой выезд допустим при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п.8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи движению трамвая (п.9.6 ПДД).

В новой редакции КОАП разграничивается ответственность за нарушения, связанные с поворотом и разворотом (штраф от 1000 до 1500 рублей, ч.3 ст.12.15 КОАП), и за обгон или движение по встречной полосе (лишение прав, ч.4 ст.12.15 КОАП). Разворот, объезд препятствия, поворот налево, выезд на трамвайные пути встречного направления нельзя квалифицировать как выезд на полосу встречного движения с последующим лишением прав – за эти нарушения ГИБДД имеет право лишь оштрафовать. Но если вы объединяете оба правонарушения (например, вначале выезжаете на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения), то санкции последуют в соответствии с обоими пунктами ст.12.15 КОАП (и штраф, и лишение водительских прав).

Только ч.3 ст.12.15 КоАП применяется в случае выезда для разворота на полосу встречного движения вопреки дорожным знакам или разметке. Например, если водитель движется по дороге с одной полосой для каждого направления и нарушает требования дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков 3.20 (обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» либо нарушает требования знака 3.1 «Въезд запрещен» и выезжает для поворота или разворота на участок дороги с односторонним движением. Но в случае если эти же знаки и разметка нарушаются в связи с обгоном или движением по встречной полосе, то применяется ч.4 ст.12.15 КоАП.

К сожалению согласно абз.2 п.5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004 знак «Дорога с односторонним движением» может не устанавливаться при выезде на эту дорогу с прилегающих к ней территорий, и это становится причиной невольного нарушения, когда водитель просто не знает, что едет по встречной полосе. Однако для ГИБДД это все равно может стать основанием для составления протокола по ч.4 ст.12.15 КоАП.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ ч.3 и 4 ст.12.15 КоАП также считаются «специальными» по отношению к ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КОАП, и это означает, что сотрудники ГИБДД не имеют права вместе с протоколами по этим пунктам составлять еще и протокол о нарушении разметки.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения , либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

В соответствии с частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи , -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 25.12.2012 № 252-ФЗ).

При подготовке к защите и при участии в производстве по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ - административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами, или по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ - лишение права управления транспортными средствами на срок один год, рекомендуем учесть изложенные ниже позицию Конституционного Суда, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации , а также мнение и правовую позицию отдельных судей.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в редакциях постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. № 23 и от 09 февраля 2012 года № 2 по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД);

е) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 "Круговое движение".

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:

в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку согласно пункту 1 Приложения № 2 к ПДД при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Позиция и мнение Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению запроса городского суда и жалоб граждан по конституционности положений части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в Определениях , :

Из диспозиции части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации предусматривающей административную ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами, следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения . Именно на это ориентирует суды постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 11 ноября 2008 года № 23) (ссылку см. выше), согласно пункту 12 которого по части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации необходимо квалифицировать прямо запрещенные Правилами дорожного движения действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в том числе в случае нарушения водителями требований дорожных знаков или разметки. ... ответственности за него, по смыслу части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с его статьями 2.1 и 2.2, подлежат водители, совершившие соответствующее деяние как умышленно, так и по неосторожности . Этим не исключается учет формы вины нарушителя при индивидуализации ответственности и определении размера административного наказания в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающими, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. ...если выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, был обусловлен крайней необходимостью , т.е. имел место в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам совершившего его лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, - при том что данная опасность не могла быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, - в соответствии со статьей 2.7 КоАП Российской Федерации такое отступление от Правил дорожного движения Российской Федерации не является административным правонарушением и не влечет за собой административной ответственности лица, управлявшего транспортным средством.

В качестве иллюстрации к изложенному выше, приводим позицию и выводы заместителя председателя Московского городского суда Дмитриева А.Н. по рассмотрению надзорной жалобы при привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ: "Довод С.А.С. о том, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, поскольку он начал обгон, пересекая прерывистую линию дорожной разметки, а пересек линию дорожной разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ, завершая маневр, не влечет отмену обжалуемых судебных решений, так как при указанных обстоятельствах действия С.А.С. по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ квалифицированы правильно. В данном случае горизонтальная линия дорожной разметки 1.1 Приложения 2 к ПДД РФ разделяет транспортные потоки противоположных направлений, поэтому нарушением ее требований является не только пересечение при выезде на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, но и движение в зоне ее действия по полосе дороги во встречном направлении. Данный довод основан на неверном толковании ПДД РФ. Оснований для переквалификации действий С.А.С. на ст. 12.16 КоАП РФ не имеется" ().

Аналогичные выводы сделаны заместителем председателя Московского городского суда Дмитриевым А.Н. при рассмотрении надзорных жалоб по привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в и в : "Не имеет правового значения, при какой дорожной разметке обгон был начат, если завершен он был при наличии разметки, пересекать которую Правилами дорожного движения запрещено". Согласно выводу заместителя председателя Московского городского суда то обстоятельство, что Г.Т.А. не предпринял мер к возвращению в полосу попутного направления без нарушения ПДД и длительное расстояние следовал по стороне встречного движения при наличии дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к ПДД РФ, объективно свидетельствует о наличии у него умысла на совершение вменяемого ему административного правонарушения. При этом нарушением требований дорожной разметки 1.1 Приложения № 2 к ПДД РФ является как ее пересечение, так и движение во встречном направлении слева от нее и возвращение в полосу попутного направления в зоне ее действия ().

По мнению заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. запрет выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, установлен законодателем вне зависимости от наличия или отсутствия дорожной разметки, и отсутствие разметки и (или) знаков не является доказательством того, что дорога не имеет четыре полосы, и не означает, что выезд на встречную полосу на ней разрешен ( , ).

Следует отметить, что заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. отличается несвойственными судебной системе в целом принципиальностью и справедливостью при рассмотрении дел, предусматривающих выезд на встречку ()

Несмотря на то, что в целом судьи Верховного Суда РФ придерживаются разъяснения Верховного Суда РФ, изложенного выше, и позиции Конституционного Суда РФ, однако отдельные судьи Верховного Суда РФ порой излагают свое мнение по рассматриваемому вопросу, принципиально отличающееся от мнения и позиции Конституционного и Верховного Судов.

Так, заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Военной коллегии Хомчик В.В. при рассмотрении надзорной жалобы И.А.М. установил, что И.А.М. при обгоне другого транспортного средства пересек горизонтальную линию дорожной разметки 1.11 без каких-либо нарушений, а завершил обгон, пересекая горизонтальную линию дорожной разметки 1.1. Кроме того, судья также установил, что материалами дела не подтверждается, что И.А.М. был нарушен п. 11.4 ПДД РФ. На основе изложенного судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах вывод о виновности И.А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, является необоснованным, и отменил решения нижестоящих судов.

Резюмирующий вывод заместителя Председателя Верховного Суда РФ - председателя Военной коллегии Хомчика В.В. по итогам рассмотрения надзорной жалобу заключается в том, что совершая обгон с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, в соответствии с требованиями разметки проезжей части дороги, И.А.М. не совершил административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, а именно: выезд в нарушение имевшейся в данном месте проезжей части дороги разметки на полосу, предназначенную для встречного движения. И.А.М. при завершении обгона, возвращаясь на полосу своего движения, пересек линию дорожной разметки 1.1, чем допустил нарушение п. 1.3 Правил дорожного движения РФ. При таких обстоятельствах в действиях И.А.М. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, а именно несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги. (см. - ).

Аналогичную позицию занимает и ряд судей нижестоящих инстанций.

Так, в решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении судьей Чертановского районного суда г. Москвы сделан вывод, что мировым судьей была неправильно дана юридическая квалификация действиям М.И.Ф., так как из представленных документов и видеозаписи усматривается, что М.И.Ф. осуществил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, осуществленный в месте, где это не запрещено ПДД РФ, знаками или разметкой, а возвращение на ранее занимаемую полосу произошло с пересечением сплошной линии разметки, таким образом, его действия образуют состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ. Действия М.И.Ф. судьей Чертановского районного суда квалифицированы по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ (решение от 27.12.2011г. № АП-12.15-241/11).

Согласно выводу судьи Верховного Суда РФ Меркулова В.П., приведенному в по надзорной жалобе П.В.В., из системного анализа ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и п. 1.2 ПДД РФ следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории . Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного кодекса.

Одним из наболевших вопросов, который до сих пор рассматривается не в пользу водителей транспортных средств, является вопрос объезда общественного транспорта на неорганизованных должным образом остановках маршрутных транспортных средств, сопряженный с пересечением сплошной, то есть с пересечением линии дорожной разметки 1.1 приложения № 1 к ПДД РФ, и выездом на встречную полосу движения, и, как итог, предусматривающем административную ответственность согласно части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ "Препятствие " - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Однако, подавляющее большинство судей не рассматривает общественный транспорт, остановивший для посадки/высадки пассажиров на полосе движения в нарушение требований Правил ДД, создавая помеху для движения других участников движения, при отсутствии возможности объезда транспортного средства справа, в частности, в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м (п. 12.4 ПДД РФ). При этом, зачастую, место остановки маршрутных транспортных средств никак и ничем должным образом не обозначено.

Зачастую инспектора ДПС подменяют понятие "объезд" стоящего на остановке общественного транспорта, "обгоном", что принимается мировыми судьями в качестве выезда на встречную полосу без должного выяснения и рассмотрения фактических обстоятельств дела и, опять же, естественно, не в пользу водителя.

Однако есть и положительные решения по рассматриваемому вопросу.

Так, по мнению заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко М.А. совершение объезда препятствия, автобуса, в месте отсутствия дорожного знака 5.16 "Место остановки автобуса или (троллейбуса)", не является правонарушением, влекущим ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ().

В решении судьи Чертановского районного суда г. Москвы указано, что К.В.В. просит отменить постановление мирового судьи, указывая о том, что он начал обгон стоявшего на остановке общественного транспорта автобуса при прерывистой линии дорожной разметки. Перед началом маневра он убедился в отсутствии встречных транспортных средств и видимый участок дороги был достаточен для безопасного выполнения маневра. По мнению заявителя, остановка общественного транспорта оборудована с нарушением требований государственных стандартов (ГОСТ Р 52766-2007, п. 5.3.3; ГОСТ Р 52289-2004) – она не имеет заездного кармана. Как установил судья районного суда из показаний К.В.В., материалов дела, в частности, схемы места совершения административного правонарушения, показаний свидетеля ФИО4, Дислокации дорожных знаков и дорожной разметки, следует, что К. начал обгон стоявшего на остановке транспортного средства при прерывистой линии дорожной разметки, разрешающей выезд на проезжую часть дороги, предназначенную для встречного движения. Своевременно возвратиться в свою полосу движения ему помешал автобус, в связи с чем он действительно выехал за сплошную линию разметки, проехал ее и вернулся в свою полосу движения вновь при наличии прерывистой линии дорожной разметки. Данные объяснения не опровергаются представленными в суд материалами. Проанализировав представленные материалы в их совокупности, толкуя, в соответствии со ст. 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ, все неустранимые сомнения в виновности лица в его пользу, суд приходит к убеждению о том, что действия К.В.В. должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, поскольку он совершил несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги п. 1.1 Приложения 2 ПДД РФ (решение от 12.01.2012г. б/н).

Рекомендуем при организации защиты по делам об административных правонарушениях, тем или иным образом связанных с выездом на встречку (выезд на встречную полосу движения , выезд на встречку ), когда вменяется нарушение требований дорожной разметки, дорожных знаков, иного порядка организации дорожного движения, запрашивать через суд схему (проект) организации дорожного движения, размещения дорожных знаков и нанесения дорожной разметки участка дороги на момент совершения вменяемого правонарушения с целью всестороннего, полного и объективного выяснения, рассмотрения и исследования обстоятельств дела.

Не будет лишним проверить и убедиться на соответствие размещенных дорожных знаков и нанесенной разметки на рассматриваемом участке дороги ГОСТ" у Р 52289-2004, иным стандартам и нормативным документам, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также документально зафиксировать их состояние, особенности рельефа местности, геометрических параметров дороги, наличие растительности, строений, сооружений или иных объектов, в том числе транспортных средств, особенности дорожной обстановки, на момент вменяемого правонарушения, в процессе или сразу же после составления процессуальных документов.

Например, при оценке состояния дорожных знаков следует проверить и убедиться в их наличии, а впоследствии оценить их на соответствие утвержденному проекту организации движения, проверить соответствие типоразмера, высоты установки, расстояния до края проезжей части, проверить наличие механических повреждений стоек и щитков, наличие повреждений и загрязнений световозвращающей пленки, влияющих на их восприятие водителями, проверить отсутствие наклона стойки, прочность прикрепления щитка знака к стойке, соответствие окраски щитка и стойки, а также светотехнических параметров знака нормам. При оценке состояния разметки следует проверить правильность ее нанесения, а впоследствии проверить на соответствие проекту организации дорожного движения, проверить ширину выделенных разметкой полос движения, ширину, длину и толщину нанесенных линий, в обязательном порядке следует визуально оценить степень износа разметки по наличию световозвращающих свойств. Повторимся, желательно, а порой и просто необходимо, зафиксировать все документально, в том числе и с помощью средств фото- и/или видеозаписи. Кроме того, свои замечания следует отразить в протоколе об административном правонарушении, либо в объяснении на отдельном листе, приложив его к протоколу, и на схеме нарушения ПДД, в объяснении или иных документах, представляемых при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Для подтверждения собственных доводов и опровержения сведений, изложенных в процессуальных документах и/или полученных при опросе ИДПС на заседании суда, имеет смысл привести элементарные математические расчеты, обосновывающие расстояния, линейные, временные и иные параметры по фактическим обстоятельствам события, с целью попытаться убедить судью в малозначительности совершенного правонарушения с переквалификацией Ваших действий на ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, в кратковременном или вынужденном характере Вашего действия, что выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, был обусловлен крайней необходимостью.

Частично примеры дорожных ситуаций, связанных с выездом на встречку , приведены на страничках сайта " и "примеры дорожных ситуаций и типовые примеры допускаемых правонарушений с разъяснениями ГУ ОБДД МВД России на февраль 2013 года: и ".

Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев независимо от наличия/отсутствия отягчающих обстоятельств дела суды ограничиваются назначением штрафа в размере 5" 000 рублей независимо от того, согласны Вы или нет с вменяемым правонарушением, явились ли Вы или нет на заседание суда. В случае вынесения наказания в виде административного штрафа в размере 5" 000 рублей законом Вам предоставлена возможность уплатить половину суммы штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа (часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ). Копию соответствующего платежного документа необходимо представить в суд, вынесший постановление.

Рекомендуем перед тем, как принять решение о стратегии и тактике защиты в суде ознакомиться с практикой данного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Результат анализа постановлений мировых судей города Москвы по рассмотрению административных дел, предусматривающих ответственность по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, свидетельствует, что количество положительных решений не превышает 1,06 % от общего числа опубликованных судебных актов (по состоянию на 14.03.2014г.): в 75 % случаев производство прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, 25 % - по отсутствию состава.

В процессе подготовки защиты в суде рекомендуем ознакомиться со сведениями, изложенными на страничках: " ", " ".

В случае возникновения вопросов Вы можете получить полноценную и профессиональную консультацию, воспользовавшись контактными данными на страничке " ".