Как закрыть аптеку-наркоточку. Аптека закрывает торговую точку

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка. Это произойдет при принятии закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарств.

«Ригла» (входит в ГК «Протек») может закрыть почти половину своих аптек, заявил гендиректор сети Александр Филиппов на недавнем заседании «Деловой России», на котором обсуждался законопроект Минпромторга о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. «Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию», - приводятся слова топ-менеджера в протоколе заседания (копия есть у «Ъ»). Он пояснил «Ъ», что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Сейчас у «Риглы», по собственным данным, почти 1,86 тыс. точек в 47 регионах России под брендами «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика». По данным отраслевого издания Vademecum, «Ригла» - крупнейшая аптечная сеть с оборотом 26,5 млрд руб. в 2016 году.

Более половины объектов «Неофарма» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») тоже располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов и, соответственно, могут оказаться под угрозой закрытия, сообщил «Ъ» гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят», - уверен он. По его словам, выручка таких аптек и так невысока, потому любое ее снижение окажется критичным. Риск закрытия аптек действительно существует, особенно в экономически депрессивных городах с небольшим количеством населения, подтверждает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его прогнозам, большинство небольших региональных сетей однозначно закроются.

Идея продажи безрецептурных лекарств в магазинах в правительстве с 2014 года: инициатором выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Соответствующий законопроект в конце 2017 года разработал Минпромторг. В пояснительной записке к документу указано, что реализация в магазинах лекарств, отпускаемых без рецепта, простимулирует развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, следует из протокола заседания в «Деловой России».

Участников аптечного рынка возмущает, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, тогда как аптечные сети обязаны получить ее для каждой точки, жалуется господин Нифантьев. При этом, добавляет он, аптеки не просят смягчить для них лицензионные требования, так как это может отразиться на эффективности и безопасности лекарств.

Против принятия законопроекта также Минздрав. Там поясняют, что проблемы доступности лекарств населению сейчас нет, а способность магазинов обеспечить надлежащие условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение. В Минпромторге придерживается противоположного мнения.

В Федеральной антимонопольной службе также убеждены, что продажа лекарств в магазинах будет способствовать снижению цен на отдельные препараты. Участники совещания в «Деловой России» с этим не согласны: по их данным, сейчас соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 51% к 49%. Если же безрецептурные лекарства станут доступны в продуктовых магазинах, то аптекам, чтобы компенсировать снижение продаж, придется поднять цены на рецептурные. По оценке участников рынка, рост их стоимости может составить 11−16%. В этом случае покупатели будут вынуждены переплатить в год от 51,5 млрд до 74,9 млрд руб.

Мария Котова

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12
АПТЕКА В ФОРМЕ ООО: ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ
Иногда в связи с невысокой прибыльностью аптечного предприятия либо по причине отсутствия желания у участников общества с ограниченной ответственностью заниматься предпринимательской деятельностью, а также по иным обстоятельствам может возникать потребность в ликвидации общества. Порядок ликвидации обладает своими особенностями и требует детального изучения.
Общие положения
Основная масса правовых норм, регулирующих порядок ликвидации ООО, содержится в ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, также необходимо учитывать положения специального Закона - Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) - ст. ст. 57, 58.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в отличие от индивидуального предпринимателя, который в случае прекращения предпринимательской деятельности продолжает существовать как физическое лицо и к которому могут быть предъявлены требования в судебном порядке, юридическое лицо прекращает существовать в принципе и после ликвидации предъявление каких-либо требований к нему невозможно. Вероятно, именно в связи с этим порядок ликвидации юридического лица достаточно сложен и сопровождается различными проверками.
Основаниями для ликвидации ООО могут быть:
- решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Согласно ст. 33 Федерального закона N 14-ФЗ решение о ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников общества. Такое решение принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. Одновременно общее собрание принимает решение о назначении ликвидационной комиссии.
В случае если участником ликвидируемого общества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ, продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления;
- решение суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23 требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком РФ, прокурором. Так, например, в соответствии с Федеральным законом N 14-ФЗ такое заявление может быть подано в случае, если число участников ООО превысит 50 человек и в течение года оно не будет преобразовано в ОАО или производственный кооператив либо число участников не будет уменьшено.
При этом в случае вынесения судом решения о ликвидации таким решением суда на учредителей (участников) ООО могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.
Кроме того, ООО может быть ликвидировано в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации
юридического лица
Решение о ликвидации принимается общим собранием участников общества либо единственным участником. К их обязанностям в этом случае относятся:
- обязанность незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Органом, который должен быть уведомлен, является инспекция Федеральной налоговой службы по месту регистрации ООО. Уведомление подается по форме Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Налоговый орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации;
- обязанность назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют налоговые органы путем подачи соответствующих уведомлений.
Порядок ликвидации юридического лица
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Печатным изданием, в котором размещается публикация, является "Вестник государственной регистрации".
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (еще раз подчеркиваем, что такой срок не может быть менее двух месяцев с даты публикации сообщения о ликвидации) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) ООО. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Далее следует удовлетворение требований кредиторов. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, которая будет рассмотрена нами далее, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. После прохождения всей процедуры ликвидации, рассмотренной выше, для внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ и получения об этом свидетельства в налоговый орган необходимо представить следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по установленной форме. В заявлении подтверждается, что соблюден предусмотренный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда предусмотренных законом сведений.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в налоговый орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Удовлетворение требований кредиторов
В соответствии с ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по таким обязательствам удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Требования, не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Распределение имущества ликвидируемого общества
между его участниками
Согласно Федеральному закону N 14-ФЗ оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли;
- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Исключение из ЕГРЮЛ прекратившего свою деятельность ООО
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренным Федеральным законом N 129-ФЗ.
При наличии одновременно всех указанных выше признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра. Такое решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия этого решения. Одновременно должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Данные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом.
Несостоятельность (банкротство) ООО
Общество с ограниченной ответственностью по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
А.В.Сохан
Эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
03.12.2009

"Фармацевтические ведомости", 2007, N 7/8

Как известно, многие аптечные учреждения продают лекарственные средства через аптечные киоски и аптечные пункты. Зачастую такие пункты и киоски располагаются в районах (муниципальных образованиях), обслуживаемых разными налоговыми инспекциями. Нужно ли вставать на налоговый учет по местонахождению каждого аптечного пункта (киоска)? Что будет, если этого не сделать? Давайте разберемся.

Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

А согласно трудовому законодательству рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из всего этого следует, что стационарные аптечные пункты и киоски, функционирующие более 30 дней, подпадают под определение обособленного подразделения, данное Налоговым кодексом РФ, и в этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по их местонахождению.

Однако многих руководителей и собственников аптечных учреждений регистрация обособленного подразделения пугает: они опасаются, что на бухгалтерскую службу ляжет дополнительная нагрузка по расчету налогов и контролю за работой обособленного подразделения. Но давайте разберемся, так ли уж это страшно на самом деле.

Что такое обособленное подразделение

Рассмотрим этот вопрос более подробно - как с точки зрения гражданского, так и с точки зрения налогового законодательства.

В гражданском законодательстве обособленными подразделениями организации признаются филиалы и представительства. Факт их создания организация должна зафиксировать в своих учредительных документах и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Как правило, решение о внесении изменений в учредительные документы принимают собственники организации (акционеры, участники). Кроме того, собственникам организации необходимо утвердить положение о филиале или представительстве. Также необходимо определить, будет ли такое обособленное подразделение выделено на отдельный баланс или нет, будет ли у него свой расчетный счет. То есть без участия учредителей в данной ситуации не обойтись.

Однако в налоговом законодательстве это понятие шире. Как уже было отмечено выше, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Важно отметить, что обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Следовательно, чтобы зарегистрировать обособленное подразделение (например, аптечный пункт или стационарный аптечный киоск), вносить изменения в учредительные документы не потребуется.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, если организация создает хотя бы одно стационарное рабочее место вне ее местонахождения более чем на один месяц, у нее возникает обязанность встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Эта обязанность закреплена в статье 23 Налогового кодекса РФ. Встать на налоговый учет необходимо в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Правда, из любого правила есть исключения. Если аптека осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, а ранее не состояла на налоговом учете в регионе, где действует этот специальный налоговый режим, встать на учет ей придется в пятидневный срок (п. 2 ст. 346.28. Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: организации, находящиеся на "упрощенке", при регистрации филиалов или представительств утрачивают право на применение этого специального налогового режима. Если вы не хотите, чтобы ваша аптека потеряла право на применение упрощенной системы налогообложения, не указывайте факт создания обособленных подразделений в уставе. Просто встаньте на налоговый учет по местонахождению аптечного пункта или киоска.

Отметим также, что если у аптеки уже имеются зарегистрированные обособленные подразделения по местонахождению рабочих мест, это не может служить основанием для отказа при переходе с традиционной системы налогообложения на упрощенную.

Какая ответственность предусмотрена, если аптека не встанет на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения

Налоговый кодекс в этом случае предусматривает достаточно серьезные санкции.

Так, пункт 1 статьи 117 Налогового кодекса РФ определяет, что "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.".

А в соответствии с пунктом 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней".

Аптека "Ваше здоровье" в период с 31 января 2006 года по 1 апреля 2007 года продавала лекарственные средства через обособленное подразделение (стационарный аптечный киоск, открытый в другом муниципальном образовании). По месту осуществления деятельности через обособленное подразделение аптека не встала на учет в налоговой инспекции. Данный факт был установлен в ходе выездной налоговой проверки на основании договора аренды помещения и других документов. Доход аптечного киоска за данный период составил 400 тыс. руб. Штраф должен быть исчислен по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ и составит 80 тыс. руб. (400 тыс. руб. x 20%).

Кроме того, за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе аптека в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса РФ может быть оштрафована на 5000 руб. (а если просрочка составит более 90 дней - на 10000 руб.). А руководитель аптеки может быть привлечен к административной ответственности.

Необходимо помнить и о том, что при наличии обособленного подразделения некоторые налоги аптека должна уплачивать в особом порядке (подробно об этом мы рассказали ниже). Если же это не учитывать, у аптеки может возникнуть недоимка по уплате налогов и, как следствие, будут начислены штрафы и пени.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать обособленное подразделение по местонахождению стационарных рабочих мест, достаточно издать приказ по организации.

В налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения необходимо представить заявление по форме N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по местонахождению ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации". Бланк такого заявления утвержден приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@.

Кроме того, потребуются документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (приказ или положение, учредительные документы юридического лица, документы, подтверждающие постановку на налоговый учет по местонахождению организации и государственную регистрацию). Иногда вместе с вышеперечисленными документами налоговики требуют договор аренды по указанному адресу или свидетельство о праве собственности.

В течение пяти дней с момента подачи заявления налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения должен выдать Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению на территории Российской Федерации, где будет указан код причины постановки (КПП), соответствующий правовому статусу обособленного подразделения. Отметим сразу, что пятая и шестая цифры КПП обособленного подразделения без внесения записи в ЕГРЮЛ будет 31 или 32.

Получив свидетельство, аптека обязана уведомить налоговую инспекцию по своему местонахождению о создании обособленного подразделения.

Регистрация во внебюджетных фондах

Вставать на учет в филиале Фонда социального страхования, отделениях Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования по местонахождению обособленного подразделения или нет, зависит от тех полномочий, которыми это обособленное подразделение наделено.

Так, в пункте 2 постановления Правления ПРФ от 19 марта 2003 г. N 33п записано: "...организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, регистрируются в качестве страхователей по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти организации выплачивают вознаграждения физическим лицам". Таким образом, если обособленное подразделение не отвечает хотя бы одному приведенному критерию, регистрироваться в ПФР не нужно.

Зарегистрироваться в ФОМС нужно тем обособленным подразделениям, которые имеют отдельный (самостоятельный) баланс и счета в банках или иных кредитных учреждениях (п. 4 постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018).

Таким образом, если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест (по местонахождению аптечного пункта или аптечного киоска), вставать на учет в фондах по местонахождению этого подразделения необходимости нет.

Уплата налогов аптекой, имеющей обособленные подразделения

Еще одна проблема, которую придется решать, как и куда платить налоги и куда представлять налоговую отчетность. Сразу скажем: если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест, то уплачивать через налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения придется следующие налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (если в обособленном подразделении есть недвижимое имущество);
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход (если организация осуществляет деятельность, облагаемую этим налогом).

Налог на прибыль

Если в организации создано хотя бы одно обособленное подразделение, она должна исчислять и уплачивать налог на прибыль в соответствии со статьей 288 Налогового кодекса РФ. Принцип, заложенный в статье 288 Налогового кодекса РФ, предельно прост: суммы налога и авансовых платежей уплачиваются в федеральный бюджет по местонахождению организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям, а распределению подлежат только суммы налога (авансовых платежей), зачисляемые в бюджет субъектов РФ.

При этом организациям, имеющим несколько обособленных подразделений на территорию одного субъекта РФ, предоставлено право уплачивать налог (авансовые платежи) по местонахождению одного из них. Кстати, эта обязанность может быть возложена и на головное подразделение организации, если оно расположено в том же регионе, что и ее обособленные подразделения. В этом случае необходимо уведомить ИФНС по местонахождению каждого обособленного подразделения о том, что налог будет уплачивать головное отделение. При этом рекомендуется использовать форму, приведенную в письме ФНС России от 31 октября 2005 г. N ММ-6-02/916@.

Налог на имущество организаций

База по налогу на имущество определяется отдельно по следующим видам имущества (ст. 376 Налогового кодекса РФ):

  • имущество, подлежащее налогообложению по местонахождению головного отделения организации;
  • имущество каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения головного отделения организации;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Таким образом, по местонахождению обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, в налоговую базу включается только стоимость основных средств, относящихся к недвижимости. При этом в налоговую инспекцию по местонахождению недвижимого имущества необходимо представить декларацию по форме N 1152001 (приложение N 1 к приказу МНС России от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224), содержащую титульный лист, разделы 1, 2 (4, 5), или по форме, утвержденной в субъекте РФ, в котором находится недвижимое имущество. Движимое имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, включается в налоговую базу по местонахождению головного отделения организации.

Иными словами, если аптечный пункт или киоск оборудованы в арендованном помещении, уплачивать налог на имущество аптека должна в общем порядке (то есть без распределения налога между имуществом головного отделения организации и ее обособленных подразделений). Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о налоге на имущество организаций вообще не идет.

Налог на доходы физических лиц

Российская организация, имеющая обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения (п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации нужно подать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ:

  • по всем работникам головного отделения;
  • по тем физическим лицам, которым обособленным подразделением были выплачены доходы, облагаемые НДФЛ.

Единый социальный налог

Организации, в составе которых есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют налоговую отчетность по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений. При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению головного отделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению обособленных подразделений (п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты в пользу работников и физических лиц, производят уплату ЕСН централизованно и представляют налоговую отчетность по местонахождению головного отделения.

Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о ЕСН вообще не идет.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

Следовательно, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производит уплату страховых взносов централизованно по местонахождению головного отделения. Такая организация представляет декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование также по местонахождению головного отделения.

Единый налог на вмененный доход

Уплата ЕНВД для определенных видов деятельности регламентируется главой 26.3. Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом (п. 1 ст. 346.28. НК РФ).

Следовательно, если обособленное подразделение аптеки (аптечный киоск или аптечный пункт) расположено и осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ, где введен ЕНВД, то организация обязана уплачивать ЕНВД и представлять налоговую отчетность в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами этого субъекта РФ.

Директор аудиторской фирмы

"Академия аудита"

По словам одного из депутатов местной Думы, пожелавшего сохранить свое имя в тайне, муниципальную аптеку надо было закрывать по-любому, ее функции в части приготовления лекарств, отпуска и хранения сильнодействующих и наркотических препаратов, перейдут к аптеке на улице Спартака, которую недавно арендовала известная аптечная сеть «Радуга». Внимание Он сообщил, что аптека на Спартака откроется ко Дню города, посочувствовал бабушкам, потому что лекарства придется покупать дороже, чем в муниципальной аптеке, и добавил, что с закрытием муниципальной аптеки ничего страшного не произойдет - ведь больницы сами делали лекарства для лечения больных. С последним утверждением не согласились аптекари и медики, в один голос заявившие, что больницы лекарств никогда не готовили, все получали из 113-й аптеки. Поэтому лучше заранее уточнить этот момент в службе занятости своего района.

Как закрыть аптеку

Вы можете составить бухгалтерский баланс организации и приложить к нему список требований кредитов с результатами рассмотрения, составленный в свободной форме, а также перечень имущества организации. После того как документ составлен, его необходимо утвердить собранием учредителей или единственным учредителем и отправить в регистрирующую налоговую вместе с уведомлением по форме Р15001.

Внимание

Уведомление необходимо заверить у нотариуса. Вместе с этим рекомендуем предоставить в налоговую документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике государственной регистрации», и протокол или решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса - инспекторы часто их требуют. В течение пяти рабочих дней с момента уведомления, налоговая вновь внесет данные в ЕГРЮЛ, а вы получите лист о внесении записи в госреестр.


Шаг седьмой.

Закрыть аптеку

Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривают санкции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, однако статья 2 ГК РФ определяет предпринимательской ту деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Разовая же реализация товарных остатков без извлечения прибыли (по закупочным ценам с учетом расходов на хранение и реализацию) не может быть признана предпринимательской деятельностью.

Важно

Соответственно, наказания за это не предусмотрено. Кому продать товар – вопрос довольно простой, поскольку сегодня многие фирмы предлагают свои услуги по выкупу товарных остатков. Остается только найти наиболее подходящие условия, сбыть остатки и окончательно закрыть аптеку.

Аптека закрывает торговую точку

Создаётся ликвидационная комиссия с назначением председателя, которая делает следующее: Подаёт объявление в СМИ о закрытии ООО, где указываются сроки для предъявления претензий. Найти кредиторов предприятия и уведомить их о ликвидации ООО Увольняет всех сотрудников Составляет промежуточный ликвидационный баланс и передаёт его в налоговый орган Если денег не хватает для погашения задолженности, то нужно провести торги для распродажи имущества фирмы. Погашение долгов происходит в следующем порядке: сначала выплачивается компенсация работникам, которые получили увечья или вред здоровью на предприятии, если таковые имеются, далее погашаются долги по заработной плате, далее долги кредиторам, задолженность в различные фонды, бюджетные и внебюджетные.

Банкротство ооо

По истечении предупредительных сроков, с сотрудниками можно расторгнуть трудовой договор и оформить увольнение. Шаг шестой. Составьте и сдайте в налоговую промежуточный ликвидационный баланс После того как срок для предъявления требований кредиторами истек, пора составлять промежуточный ликвидационный баланс (это потребует специализированных бухгалтерских знаний, поэтому не пытайтесь решить эту задачу, не имея похожего опыта).

Баланс должен содержать:

  1. Сведения об имуществе организации.
  2. Информацию о требованиях, предъявленных кредиторами.
  3. Результаты рассмотрения требований кредиторов.

Специальной формы для составления ликвидационного баланса не установлено. Судебная практика рекомендует составлять его согласно требованиям к бухгалтерской отчетности.

Как закрыть аптеку с долгами

Следует подать в налоговый орган следующие документы:

  • Документ об уплате госпошлины (чек из банка или его электронная версия)
  • Заявление по форме Р26001, заверенное нотариусом
  • Выписка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей
  • Действующее свидетельство о присвоении ОГРНИП
  • Выписка из ЕГРИП с указанием видов деятельности

После получения свидетельства о прекращении деятельности следует подать уведомление в ПФР о закрытии ИП, получить выписку об отсутствии задолженностей, расторгнуть соглашения по договорам и юридическими и физическими лицами, уволить персонал, снять с учета кассовый аппарат и закрыть расчетный счет в банке. Если аптека открывалась ООО (общество с ограниченной ответственностью), порядок закрытия существенно сложнее, поэтому многие предпочитают обращаться к профессиональным специалистам.

Как закрыть ооо с долгами

Бывают ситуации когда возникает необходимость закрыть свое предприятие. Причины для ликвидации ООО могут быть разными: убытки предприятия, проблемы с кредиторами, нарушения в налоговой отчётности и т.п.

Здесь мы ведём речь добровольной ликвидации. Шаги по ликвидации 1. Учредители принимают решение о ликвидации предприятия.2.

Уведомить налоговую о принятом решении, о закрытии ООО. После этого нельзя делать изменения в учредительных документах.

А ЕГРЮЛ вносится запись, что данное предприятие находиться в процессе ликвидации.3.

Как закрыть ооо: 10 шагов к ликвидации компании

Проведение собрания учредителей, на котором принимается решение о ликвидации ООО. К решению нужно приложить нотариально заверенные заявления по следующим формам:- форма 15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации»; — форма 15002 «Уведомление о назначении ликвидационной комиссии».
2.

Подготовка формы С-09-4 «Сообщение о начале процедуры ликвидации». 3. Подготовка документов:

  • свидетельство о регистрации ООО;
  • устав ООО;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • свидетельство налоговой инспекции о постановке на учёт;
  • договор учредителей о создании ООО;
  • справка о присвоении кодов статистики фирме;
  • извещения из ПФР, ФСС, ФОМС о взятии аптеки на учёт;
  • печать ООО;
  • копии паспортов и свидетельства ИНН директора, главного бухгалтера и всех членов ликвидационной комиссии.

В условиях кризиса многие аптеки вынуждены закрывать обособленные подразделения. В этом случае перед организацией встает ряд вопросов: как оформить расторжение трудовых отношений с работниками, как снять подразделение с налогового учета? На что следует обратить внимание при ликвидации торговой точки, читайте в статье.

Принимаем решение

Порядок принятия решения о закрытии обособленного подразделения во многом зависит от статуса, который оно имеет.

ЕСЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - ФИЛИАЛ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

В этом случае решение о его ликвидации должно быть принято с соблюдением следующих норм законодательства.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, в акционерных обществах решение о ликвидации филиала должно приниматься большинством голосов членов совета директоров, присутствующих на заседании. Правда, если для принятия такого решения обществом не предусмотрено большее число голосов (п. 3 ст. 68 Закона № 208-ФЗ).

Если аптека - общество с ограниченной ответственностью, решение принимается общим собранием участников. А именно не менее 2/3 голосов от их общего числа. Но при условии, что устав общества не содержит положений о необходимости большего количества голосов (подп. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

КОГДА ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИЛИАЛОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

В этом случае особых требований к процедуре принятия решения о ликвидации подразделения законодательство не содержит. Аптека решает этот вопрос самостоятельно согласно существующему порядку делопроизводства.

Как правило, за подписью руководителя фирмы издается приказ о ликвидации либо иной распорядительный документ. В нем указывают мероприятия, которые предполагается осуществить в связи с закрытием подразделения, ответственных за это лиц, а также сроки их исполнения.

Отметим, что аналогичный документ может быть подготовлен и во исполнение решения о закрытии филиала (представительства), принятого уполномоченным на то органом.

Передаем имущество

Порядок возврата имущества головной организации нормативными документами не регламентируется. Но рекомендуем предусмотреть его внутренним локальным документом. В нем в том числе следует зафиксировать обязательное оформление акта приема-передачи активов.
В учете отражение факта передачи имущества будет зависеть от того, выделена ли ликвидируемая аптека на отдельный баланс. Если распорядительными документами подразделение уполномочено вести собственный баланс, возврат имущества должен производиться с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Бухгалтер отразит это следующей проводкой:

ДЕБЕТ 79 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
КРЕДИТ 41

Переданы товары на баланс головной организации.

Если отдельный баланс аптека не ведет, то счет 79 не применяется. В этом случае контроль операций между головным подразделением и обособленным обычно производится с помощью вспомогательных счетов рабочего плана счетов.

Расстаемся с работниками

Прежде всего, не позднее чем за два месяца до начала ликвидационных мероприятий и расторжения трудовых договоров аптека обязана сообщить о принятом решении в органы службы занятости. Если решение о ликвидации может привести к массовым увольнениям, то срок для уведомления увеличивается до трех месяцев (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

Расторгая трудовые договоры, следует руководствоваться правилами, предусмотренными для ликвидации организации. Об этом сказано в статьe 81 Трудового кодекса РФ.

Однако эта норма справедлива, только если подразделение находится в другой местности, то есть за границами города, поселка и т. п. (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Если же оно находится в пределах одного населенного пункта с головной фирмой, то уволить работников можно только по сокращению штата.

В любом случае не менее чем за два месяца каждого работника персонально под роспись предупреждают о предстоящем увольнении. Однако в случае сокращения фирма обязана предложить увольняемому лицу имеющуюся вакантную должность. Чтобы избежать возможных исков со стороны работников о нарушении процедуры увольнения, лучше это делать в письменной форме.

ПРОИЗВОДИМ ВЫПЛАТЫ

Уволенным следует выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. А если в двухмесячный срок бывший работник не трудоустроится, то и этот период также оплачивается исходя из среднемесячного заработка, но уже за вычетом выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Кстати, аптека может с письменного согласия работника уволить его досрочно, не дожидаясь истечения двух месяцев с момента предупреждения. Но тогда увольняемому положена дополнительная компенсация. Она равна величине средней зарплаты, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 Трудового кодекса РФ).
Также работнику необходимо выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЫПЛАТ

В бухгалтерском учете все денежные суммы, выплаченные работнику в связи с увольнением, признаются расходами по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 8 ПБУ 10/99. Их начисление отражается проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26 ...) КРЕДИТ 70
- отнесены на затраты выплаты работникам, связанные с увольнением.

В налоговом учете выплаты учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пунктам 8, 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
В налоговую базу по ЕСН указанные выплаты не включаются (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Они также не облагаются и взносами в ПФР (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

А вот в новом году облагать страховыми взносами компенсацию за неиспользованный отпуск придется (подп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поскольку суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск поименованы в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765), они не включаются в базу при исчислении страховых взносов от несчастных случаев на производстве.

Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ также освобождает выходные пособия от обложения НДФЛ. Однако это не распространяется на компенсацию за неиспользованный отпуск.

Снимаем торговую точку с учета

Поскольку по местонахождению любого аптечного учреждения оборудованы стационарные рабочие места, с точки зрения налогового законодательства оно признается обособленным подразделением (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим нюансы, на которые стоит обратить внимание при ликвидации и снятии его с учета.

СООБЩАЕМ В ИНСПЕКЦИЮ

При ликвидации подразделения нормы пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ требуют в течение месяца представить в налоговые органы по местонахождению организации сообщение о его закрытии по установленной форме. К сообщению прикладываются копии документов, подтверждающих прекращение деятельности торговой точки.

Правда, штраф за нарушение этого срока небольшой. Для фирмы он составляет 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Могут наказать и руководителя на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В месте, где находится закрываемая аптека, ее тоже необходимо снять с налогового учета. Для этого в инспекцию по местонахождению подается заявление по форме № 1-4-Учет также с приложением копий документов о ликвидации.

Срок для подачи такого заявления не установлен. В то же время в течение 10 дней со дня его подачи налоговый орган обязан снять обособленное подразделение с учета (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Однако если это подразделение подвергнется налоговой проверке, то срок снятия его с учета продлится до ее окончания.

ПРОВЕРКА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

Проверить аптечную точку могут только по региональным и (или) местным налогам. Это оговорено пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Данный пункт содержит еще одну важную оговорку - выездная проверка может быть проведена только в отношении филиалов и представительств организации. Проводить самостоятельную проверку обособленных подразделений, которые не являются таковыми, налоговый орган не вправе (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327).

В то же время арбитражные суды занимают противоположную позицию. Они отмечают, что главным условием для возможности проведения выездной проверки является постановка обособленного подразделения на учет в налоговом органе (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008). Так что если аптека попытается оспорить решение инспекции о проверке подразделения, не являющегося филиалом, то суды скорее всего примут сторону налоговиков.

Порядок налогообложения

Теперь рассмотрим вопросы, связанные с исчислением налогов ликвидируемого подразделения.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Налог на прибыль (авансовые платежи) ликвидируемой аптеки рассчитывается по итогам того отчетного периода, когда подразделение было снято с учета по своему местонахождению. Когда налог в бюджет субъекта РФ уплачивается по местонахождению этого подразделения в соответствующей доле, размер последнего платежа определяется в общеустановленном порядке. То есть исходя из доли прибыли, приходящейся на это подразделение в этом отчетном периоде. Полученная сумма налога к доплате перечисляется в бюджет по местонахождению ликвидированного объекта.

Если организация к тому же уплачивает ежемесячные авансовые платежи исходя из предполагаемой прибыли, то сразу после приказа о ликвидации она вправе скорректировать свои бюджетные обязательства, представив в инспекцию уточненные декларации (письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/258).

Порядок расчета налога при закрытии аптеки, входящей в группу обособленных подразделений, аналогичен порядку, изложенному выше. Однако в этом случае подавать уточненную декларацию не надо (письмо Минфина России от 10 августа 2006 г. № 03-03-04/1/624). Если же ликвидируется подразделение, через которое налог уплачивается в региональный бюджет, то нужно выбрать новое ответственное подразделение. В течение десяти дней после окончания отчетного периода о принятом решении необходимо уведомить налоговые органы (письмо ФНС России от 18 марта 2009 г. № 3-2-09/66@).

«ЗАРПЛАТНЫЕ» НАЛОГИ И ВЗНОСЫ

Пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ обязанность уплачивать ЕСН по своему местонахождению возложена только на те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Если аптека удовлетворяет этим критериям, то уплачивает ЕСН по ее местонахождению (письмо Минфина России от 20 июня 2006 г. № 03-05-01-04/168).

В этом письме также отмечено, что до вынесения инспекцией решения о снятии обособленного подразделения с учета НДФЛ с сумм, выплаченных работникам, следует перечислять в бюджет по местонахождению подразделения.

Порядок уплаты представления отчетности по пенсионным взносам, а также по взносам в ФСС России такой же, как и по ЕСН.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Законодательство не предусматривает специального порядка представления отчетности по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, если обособленное подразделение закрыто в течение календарного года. Финансовое ведомство предлагает в таких случаях применять порядок, установленный пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-05-04-01/43).

Иными словами, не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода, в котором торговая точка ликвидирована, аптека должна уплатить налог и представить в инспекцию по местонахождению подразделения вместо расчета по авансовому платежу декларацию. При этом в налоговых декларациях, заполняемых в отношении закрытой аптеки, реквизиты (КПП, код налогового органа и код места представления декларации) указываются по ее местонахождению. Причем поступить так необходимо, даже если закрытое подразделение уже снято с учета в налоговых органах по своему местонахождению (письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-05-04-01/44).