Кто готовит паспорт готовности к отопительному сезону. Как происходит подготовка к отопительному сезону: паспорт готовности

проверки готовности к отопительное периоду _______/_______ гг.

__________________________ “_____”_______________ 20__ г.

(место составление акта) (дата составления акта)

Комиссия, образованная _________________________________________________,

(форма документа и его реквизиты, которым образована комиссия)

в соответствии с программой проведения проверки готовности к

отопительному периоду от “____”________________ 20__ г., утвержденной

________________________________________________________________________,

(ФИО руководителя (его заместителя)органа, проводящего проверку

с “___”____________20__ г. по “___”_____________ 20__ г. в соответствии с

провела проверку готовности к отопительному периоду _____________________

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии в

отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному

Проверка готовности к отопительному периоду проводилась в отношении

следующих объектов:

1.________________________;

2.________________________;

3.________________________;

В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия

установила:_____________________________________________________________.

(готовность/неготовность к работе в отопительном периоде)

Вывод комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному

периоду:_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________.

Приложение к акту проверки готовности к отопительному периоду __/__ гг.

Председатель комиссии: ________________________________________________

Заместитель председателя

комиссии: ________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Члены комиссии: ________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

С актом проверки готовности ознакомлен, один экземпляр акта получил:

“___”____________ 20__ г. ______________________________________________

(подпись, расшифровка подписи руководителя

(его уполномоченного представителя)

муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации,

потребителя тепловой энергии в отношении

которого проводилась проверка готовности к

отопительному периоду)

______________________________

* При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности

или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень

замечаний с указанием сроков их устранения.

готовности к отопительному периоду _______/______ гг.

Выдан __________________________________________________________________,

(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии

в отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному

В отношении следующих объектов, по которым проводилась проверка

готовности к отопительному периоду:

1._______________________;

2._______________________;

3._______________________;

Основание выдачи паспорта готовности к отопительному периоду:

Акт проверки готовности к отопительному периоду от __________ №_________.

______________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи и печать уполномоченного

органа, образовавшего комиссию по проведению проверки

готовности к отопительному периоду)

Критерии
надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий

1. Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:

первая категория - потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;

жилых и общественных зданий до 12°С;

промышленных зданий до 8°С;

2. При аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):

подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;

подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, указанных в ;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;

среднесуточный расход теплоты за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).

Таблица № 1

Обзор документа

Установлено, как оценивается готовность к отопительному сезону.

В этих целях проводятся проверки. В отношении муниципальных образований их осуществляет Ростехнадзор, по теплоснабжающим и теплосетевым организациям - органы местного самоуправления поселений/городских округов. Последние также контролируют потребителей теплоэнергии. Установлено, кто попадает в эту категорию.

Регламентировано, как проводится проверка.

Так, контрольные мероприятия осуществляет специальная комиссия, образованная указанными выше органами. При проверке потребителей в состав комиссии могут быть включены представители единой теплоснабжающей организации, а также той, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки.

Проверка проводится в соответствии с утвержденной программой. При этом члены комиссии могут не только знакомиться с документами, но и осматривать объекты проверки.

Установлены требования, проверяемые в отношении муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей теплоэнергии.

Например, в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций проверяют наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб. Также внимание уделяют качеству теплоносителей, обеспечению безаварийной работы объектов, организации коммерческого учета приобретаемой и реализуемой теплоэнергии и др.

Проверка закрывается актом (утверждена его форма). При наличии замечаний к нему прилагается перечень нарушений, которые требуется устранить.

Лицам, к которым нет претензий, а также тем, кто вовремя устранил нарушения, выдается паспорт готовности к отопительному сезону. Срок - 15 дней (но не позднее 15 сентября - для потребителей теплоэнергии, 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, 15 ноября - для муниципальных образований).

Утверждены критерии надежности теплоснабжения с учетом климатических условий.

1.
2.
3.
4.
5.

Отопительный период на отечественных просторах продолжается в течение длительного времени по причине особенностей географического положения страны. Сезон, на протяжении которого требуется обогрев зданий, согласно СНИП 23-01-99, отличается в зависимости от того, в какой климатической зоне проживают потребители тепла.

Для северных районов теплоснабжение требуется на протяжении более 7 месяцев в году. Особенности погодных условий в данном случае требуют значительных финансовых трат на обогрев жилья и зданий общественного назначения.

Продолжительность подачи теплоносителя является важным показателем для централизованных отопительных систем. Накануне в летний период производится подготовка здания к отопительному сезону (прочитайте также: " ").

В перечень расходов на теплообеспечение входит:

  • оплата за поставку энергоносителей;
  • затраты на обслуживание и эксплуатацию теплосетей, которые также включают работы по ремонту и консервации системы в межотопительный период.
Что касается владельцев загородных домов и городских квартир, в которых имеются индивидуальные теплогенераторы (см. фото), то ими подготовка к зимнему отопительному сезону осуществляется самостоятельно.

Подготовка отопительных систем к сезону

Накануне прихода осенних и зимних холодов выполняется подготовка объектов к отопительному сезону, которая заключается в проведении ряда не только технических, но и организационных мероприятий.

Существуют определенные правила подготовки к отопительному сезону тепловых предприятий – их устанавливают местные органы государственной власти. Документ, утвержденный ими, обязателен для исполнения всеми организациями ЖКХ и другими учреждениями, которые отвечают за функционирование систем. С целью обеспечения готовности котельных, местных теплоцентралей, а также наружных и внутренних теплосетей выполняют их осмотр и испытательные мероприятия.

Чтобы обеспечить единый подход к профилактическим и эксплуатационным работам по теплоснабжению профильное министерство выработало правила подготовки к отопительному сезону и оценки готовности к подаче тепла. В них определен перечень госорганов, уполномоченных выполнять проверку на местах и определенный порядок ее проведения.

Подготовка индивидуальных систем к отоплению

Постановления органов местного самоуправления относительно начала отопительного сезона не распространяются на владельцев автономных систем обогрева производственных и жилых объектов. Они вправе самостоятельно решать, когда следует начать отопление, исходя из температурных показателей за окном и климатических особенностей региона. Обычно обогрев жилых помещений хозяева частных домовладений начинают раньше, чем появляется тепло в зданиях, которые обслуживаются ЖКХ и управляющими компаниями.

Аналогичная ситуация складывается с прекращением отопительного сезона. При индивидуальном теплоснабжении каждый собственник квартиры или дома вправе решить, когда следует прекратить подачу тепла и тем самым сэкономить на оплате энергоносителей.

Согласно общепринятым правилам, отключение систем отопления производят тогда, когда среднесуточная температура на улице превышает 8 градусов тепла на протяжении 7 суток подряд. При понижении данного параметра подачу тепла должны возобновить.

Обслуживание автономных систем

С приходом тепла и после завершения эксплуатации отопительной конструкции потребуется выполнить мероприятия, связанные с консервацией оборудования для теплоснабжения на летний период. Дело в том, что таким образом удается минимизировать негативное воздействие теплоносителя (воды) на элементы отопительной системы.

Последовательность действий такая:
  • производится тщательный осмотр элементов теплоснабжающей системы, особенно котла, радиаторов, насосов, трубопроводов, запорной арматуры на предмет протечек и других повреждений;
  • выявленные неисправности устраняют, но прежде из сети сливают теплоноситель;
  • проверяют функционирование автоматических систем управления электрического или газового нагревательного котла, а также циркуляционного насоса и прочих узлов системы;
  • если отдельные механизмы и элементы неработоспособны, их ремонтируют или производят замену;
  • когда ремонтные работы выполнены, систему заполняют теплоносителем.
Благодаря данным мероприятиям одновременно осуществляется подготовка дома к отопительному сезону. Чтобы удалить воздушные пробки из системы, в определенных местах имеются запорные вентили.

Выполнение целого комплекса работ самостоятельно позволяет качественно приготовиться к будущему периоду теплоснабжения с минимальными затратами, тем более, что порядок подготовки к отопительному сезону стандартен и нашел отражение в соответствующей инструкции.

Консервация отопительной системы

Чтобы обеспечить сохранность отопительного оборудования, его необходимо к этому подготовить. Инструкция запрещает оставлять конструкцию без теплоносителя в течение продолжительного времени, поскольку осушить трубы изнутри полностью невозможно и поэтому металлические элементы могут подвергаться коррозии.

Достоинства автономных систем

В первую очередь автономные системы теплообеспечения отличаются от централизованных сетей своей экономичностью. Если соблюдать несложные правила эксплуатации, обогрев помещений будет функционировать безотказно. Стоимость тепла в осеннее -зимний период в таком случае будет зависеть не столько от того, сколько дней оно подавалось на объект, а от объема потребленных энергоносителей.

В отличие от автономного теплоснабжения для жилищно-коммунальных и энергогенерирующих предприятиях начало и окончание подачи тепла, как и график подготовки к отопительному сезону, регламентируются постановлениями органов власти региона (детальнее: " ").

Видео о правилах подготовки к отопительному сезону:

Подготовка МКД к отопительному сезону - длительный процесс, который начинается с весеннего осмотра и завершается осмотром дома осенью. Результатом подготовки становится получение паспорта готовности дома к эксплуатации. Чтобы получить паспорт, все подготовительные работы следует завершить уже к сентябрю. Проверьте, готовы ли ваши МКД к проверкам надзорных комиссий.

Пройдены все этапы подготовки МКД к отопительному сезону

Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при подготовке жилищного фонда к отопительному сезону, являются:

  • «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённые постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
  • «Правила оценки готовности к отопительному периоду», утверждённые приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила № 103).

Регламент проведения подготовки, согласно п. 2.1 Правил № 170 , условно состоит из следующих этапов:

  • проведение общего осмотра общего имущества в МКД весной, после окончания отопительного сезона (п. 2.1.1 Правил № 170);
  • составление акта осмотра (п. 2.1.4 Правил № 170) и плана работ по результатам осмотра (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170);
  • проведение в летнее время работ согласно составленному перечню (п. 2.1.3 Правил № 170);
  • составление документов о готовности к отопительному периоду (п. 2.6.10 Правил № 170);
  • прохождение проверки готовности жилого фонда к зиме (п. 5.1.6 Правил № 170 , п. 6 разд. II Правил № 103).
  • проведение осеннего осмотра общего имущества МКД (пп. «в» п. 2.1.5 Правил № 170).

Подобный процесс должны ежегодно проходить все многоквартирные дома, находящиеся в управлении у УО. Сроки, в которые необходимо закончить подготовку МКД к зиме, зависят от месторасположения домов: в северных и восточных районах России - до 1 сентября, в центральных - на две недели позже, 15 сентября, в южных - до 1 октября (п. 2.6.3 Правил № 170). Контролируют подготовку жилого фонда к отопительному сезону органы местного самоуправления, органы ГЖН, собственники помещений в МКД.

Поговорим о каждом из этапов подготовки подробнее.

Проведён весенний осмотр жилого фонда

Осмотр жилищного фонда весной проводится после окончания отопительного сезона или таяния снега (п.п 2.1.1, 5.1.6 Правил № 170). Его цель - установить, есть ли в системе теплоснабжения дефекты, требующие ремонта.

Срок проведения такого осмотра в зависимости от выбранной формы управления домом может быть установлен в НПА субъекта РФ, в договоре управления, в решении ОСС, внутреннем документе ТСЖ, ЖСК или ЖК.

План-график должен содержать информацию по перечню запланированных мероприятий и их объёму (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170). Утверждает план-график и сроки его реализации орган местного самоуправления на основании акта весеннего осмотра дома и информации о недостатках, выявленных в предыдущие периоды (п. 2.6.4 Правил № 170).

Также в план-график вносятся обязательные работы по подготовке МКД к отопительному сезону и работы по предписаниям органа ГЖН. Согласно п. 2.6.13 Правил № 170 , в летний период необходимо запланировать следующие обязательные для всех МКД работы:

  • восстановление или замена теплоизоляции труб в помещениях ОИ МКД;
  • ревизия кранов и запорной арматуры, расширителей и воздухосборников;
  • гидравлические и гидропневматические испытания.

Полный перечень работ, рекомендуемых к проведению при подготовке дома к осенне-зимнему периоду, приведён в разделе «В» приложения № 4 к Правилам № 170 .

Пример плана-графика, составленного после весеннего осмотра МКД:

УО организует работы согласно утверждённому плану-графику и составляет акты выполненных работ по их завершению.

Закончена подготовка к комиссионным проверкам

Готовность многоквартирного дома к отопительному сезону подтверждает паспорт готовности МКД к эксплуатации в зимних условиях, который заполняет УО (п. 2.6.10 Правил № 170). Форма паспорта для заполнения утверждена приложением № 9 к Правилам № 170 . В паспорт включается отчёт обо всех работах, выполненных УО при подготовке многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период и подключению отопления (разд. III приложения № 9 к Правилам № 170).

Комиссия по итогам проверки в течение одного рабочего дня оформляет акт готовности МКД к зиме согласно приложению № 1 к Правилам № 103 . В акте указывается, готов ли объект к отопительному сезону полностью, при условии устранения замечаний комиссии, или не готов (п. 7 разд. II Правил № 103). При наличии замечаний к акту прилагается перечень, в котором указываются сроки для их устранения (п. 8 разд. II Правил № 103).

Если комиссия признала дом готовым к отопительному сезону, то паспорт готовности дома к отопительному сезону, согласно приложению № 2 к Правилам № 103 , выдаётся в течение 15 дней со дня подписания акта. Если комиссия составила перечень замечаний, то необходимо устранить их в установленные сроки и повторно пройти проверку (п.п. 9, 11 разд. II Правил № 103).

Получить паспорт готовности для МКД нужно до 15 сентября, в ином случае в текущем календарном году его уже не получить (п.п. 10, 12 разд. II Правил № 103). При этом УО, не получившая вовремя паспорт для дома, обязана продолжить подготовку жилищного фонда к зимнему периоду и устранить замечания комиссии. Затем комиссия проведёт повторную проверку и составит новый акт (п. 12 разд. II Правил № 103).

Запланирован осенний осмотр дома

В силу п. 2.1.1 Правил № 170 , осенью до начала отопительного сезона УО должна произвести общий осмотр конструкций МКД, инженерного оборудования и внешнего благоустройства дома. Согласно пп. «в», «г» п. 2.1.5 Правил № 170 , цель осеннего осмотра - проверить готовность каждого здания к началу отопительного сезона и при необходимости выдать рекомендации жителям МКД на выполнение текущего ремонта за свой счёт.

Результаты осмотра, как и при проверках весной, фиксируются в акте сезонного осмотра. Необходимо указать техническое состояние ОИ МКД по итогам всего комплекса мероприятий, которые были проведены УО в процессе подготовки дома к зиме. Также в акте фиксируется перечень работ, запланированных на следующий год.

Закон не предусматривает конкретные сроки проведения осенних осмотров МКД, главное - сделать это до отопительного сезона, который в разных регионах РФ начинается в разные сроки (п. 2.1.1 Правил № 170). Конкретный срок, а также чёткая форма акта осеннего осмотра дома могут быть указаны в НПА субъектов РФ, в договоре управления, решении ОСС.

На заметку

Согласно НПА РФ, процесс подготовки жилищного фонда к отопительному сезону необходимо проводить ежегодно в период, когда в домах отключено отопление. График подготовки схематично выглядит вот так.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ

ПАСПОРТ ГОТОВНОСТИ

К ОТОПИТЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ 2016-2017 ГОДОВ

_____________

(наименование организации потребителя тепловой энергии)

в отношении следующих объектов, по которым проводилась проверка готовности к отопительному периоду:

1. __________________________________________________________

2. __________________________________________________________

3. __________________________________________________________

4. __________________________________________________________

5. __________________________________________________________

6. __________________________________________________________

Основание выдачи паспорта готовности к отопительному периоду:

Акт проверки готовности к отопительному периоду 2016-2017 годов

от ___________________ 2016 года

Глава администрации

города Твери

проверки готовности _________________ к отопительному периоду 2016-2017 гг.

(наименование потребителя тепловой энергии)

г. Тверь «___» ________ 2016г.

Комиссия, образованная постановлением администрации города Твери «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2016-2017 годов» и на основании «Правил оценки готовности к отопительному периоду» утвержденных приказом Минэнерго, в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду от « ___ » _______ 2016г., утвержденной приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери от « ___ » _______ 2016 г. № ______ в соответствии с Федеральным законом -ФЗ «О теплоснабжении » провела проверку готовности к отопительному периоду

(полное наименование потребителя тепловой энергии, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации в отношении которой проводилась проверка)

Проверка готовности к отопительному периоду проводилась в отношении следующих объектов:

1._________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________

В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила:

________________________________________________________________________

(основные требования по подготовке к отопительному периоду 2016-2017 годов выполнены/ не выполнены)

Вывод комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду:

_______________________________________________________________________

(наименование потребителя тепловой энергии)

________________________________________________________________________

(готов(а)/ не готов(а) к отопительному периоду и имеет/ не имеет право на получение паспорта готовности)

Председатель комиссии:

Начальник департамента ЖКХ

Члены комиссии:

Заместитель начальника департамента ЖКХ;

Юн В. Х._______________________начальник отдела ОДС департамента ЖКХ;

Начальник отдела по организации содержания и ремонта жилищного фонда департамента ЖКХ;

Заместитель начальника отдела по организации содержания и ремонта жилищного фонда департамента ЖКХ;

Заместитель главы администрации Московского района в городе Твери;

Представитель ресурсоснабжающей организации;

Представитель потребителя.

ПАСПОРТ ГОТОВНОСТИ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА К ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

2016 -2017 гг..

ликвидации неисправностей (аварий) в текущем 20 г.

П1. ОБЪЕМЫ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА К ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ 2016-2017 гг.

Виды выполненных работ по

конструкциям здания и инженерному оборудованию

Единицы измерения

Всего по плану подготовки к зиме

Выполнено при подготовке к зиме

Оценка состояния

Ремонт кровли

Ремонт чердачных помещений

Ремонт, утепление, остекление оконных заполнений

Утепление дверных проемов

иные работы

Ремонт подвальных помещений, в том числе:

Ремонт дренажных и водоотводящих устройств

иные работы

Ремонт фундаментов, в том числе:

Отмосток

Приямков

иные работы

Ремонт вентканалов, газодымоходов, в том числе:

Каналов

Оголовков

Проверка на плотность и герметичность

иные работы

Ремонт инженерного оборудования, в том числе:

1) центрального отопления:

Радиаторов

Трубопроводов

Запорной арматуры

Изоляция труб, арматуры

Промывка

Опрессовка

Тепловых пунктов

Иные работы

3) горячего водоснабжения:

Трубопроводов

Запорной арматуры

Изоляция труб, арматуры

Промывка

Опрессовка

Ремонт и замена арматуры

Ремонт и изоляция труб

Иные работы

5) канализации:

Ремонт трубопроводов

Ремонт колодцев

Промывка системы – иные виды работ

б) электрооборудования:

Силовой электропроводки,

Вводных устройств

Приборов освещения.

Ремонт покрытия дворовых территорий (при наличии

Ремонт печей отопления

Другие работы

Обеспеченность объекта:

пескосоляной смесью и химреагентами __________________________________(Обеспечено/не обеспечено)

инструментом и инвентарем для зимней уборки территории _________________(Обеспечено/не обеспечено)

IV. Результаты проверки готовности многоквартирного дома

к зиме 2016-2017 годов

1. Комиссия в составе:

председателя________________________________________________________ (Ф. И.О., должность)

членов комиссии:

представителей собственников:

1.__________________________________________________________________ (Ф. И.О., № квартиры)

2.__________________________________________________________________ (Ф. И.О., № квартиры)

3.__________________________________________________________________ (Ф. И.О., № квартиры)

представителей специализированных организаций (подрядных, ресурсоснабжающих):

1.__________________________________________________________________(Ф. И. О. ,должность)

2.__________________________________________________________________(Ф. И. О. ,должность)

3.__________________________________________________________________(Ф. И. О. ,должность).

произвела проверку вышеуказанного объекта и подтверждает, что данный объект к эксплуатации в зимних условиях подготовлен.

Председатель комиссии ________________________________________________ (Ф. И.О., подпись)

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________(Ф. И.О., подпись)

«___»_______________2016г.

Разрешаю эксплуатацию данного дома в зимних условиях 2016-2017 гг.

руководитель управляющей компании, председатель ТСЖ (ЖСК)

_____________________________________________________________________________(Ф. И.О.,подпись)

АКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЫВКИ ТРУБОПРОВОДА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

г. Тверь «____» __________» 2016года

Комиссия в составе

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф. И.О., должность)

составила настоящий акт о нижеследующем:

к освидетельствованию и приемке предъявлена промывка (продувка) трубопровода системы отопления жилого дома по адресу: город Тверь____________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Промывка (продувка) произведена_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Решение комиссии:

_____________________________________________

М. П. _____________________________________________

_____________________________________________

В рамках постановления администрации города Твери «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2016-2017 годов» управляющим компаниям необходимо предоставить перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2016-2017 годов:

1. Акт проведения гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых узлов, подписанный теплоснабжающей организацией;

2. Акт проведения гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания;

3. Акт проведения гидравлических испытаний тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии (при наличии сетей);

4. Акт на промывку трубопроводов отопления и теплопотребляющих установок;

5. Акт установки и опломбировки дросселирующих устройств (расчетных шайб и сопел элеваторов), выданный теплоснабжающей организацией;

6. Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (при наличии узла учета тепловой энергии), выданный теплоснабжающей организацией;

7. Акт работоспособности автоматических регуляторов (при их наличии);

8. Акт работоспособности защиты системы теплопотребления (акт регулировки предохранительного клапана);

9. План подготовки к ОЗП с указанием фактических показателей выполнения плана на отчетную дату, подписанный руководителем организации;

10. Акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией (со сроком даты выдачи не ранее 8 августа 2016 года). При наличии задолженности график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии;

11. Отчет о выполнении предписаний надзорных органов (при их наличии);

12. Справку о разработанных эксплуатационных режимах (с приложением плана мероприятий по их внедрению) подписанную руководителем организации;

13. Справку о состоянии утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери), оборудования ЦТП, ИТП подписанную руководителем организации;

14. Реестр паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала подписанный руководителем организации;

15. Акт об отсутствии прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией, подписанный теплоснабжающей организацией;

16. Информацию, подтверждающую наличие собственных и (или) привлеченных аварийных бригад и обеспеченность материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок (приказ о создании собственных ремонтных бригад, договор со сторонней организацией и т. п.);

17. Справку об обеспечении надежности теплоснабжения потребителя тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам оценки готовности к отопительному периоду (соблюдение установленной категории надежности в рамках заключенного договора теплоснабжения) подписанную руководителем организации.

18. Копия приказа о назначении должностных лиц, ответственных за подготовку объекта к работе в отопительный период 2016-2017 годов.

19. Копия приказа о назначении должностных лиц, ответственных за исправное противопожарное состояние, безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, зданий.

В срок до 15 сентября 2017 года лица, ответственные за управление жилыми многоквартирными домами (МКД), обязаны завершить мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018. Свидетельством успешного завершения подготовительных работ является наличие Паспорта готовности к отопительному периоду.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...»;
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • правила благоустройства придомовых территорий, утвержденные органами местного самоуправления;
  • иные распоряжения региональных и муниципальных органов власти.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Что входит в подготовку к отопительному сезону

Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.

Закон об «альтернативной котельной»

Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).

31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.

Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.

Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.

Оснащение теплового узла современными приборами учета

Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.

Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.

Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.

Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.


Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:

  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах

В продолжение статьи.