Нужна ли лицензия оценочной деятельности. Нужна ли лицензия на оценочную деятельность. Лицензия на оценочную деятельность: нужна или нет

Информационное сообщение
по отдельным вопросам лицензирования оценочной деятельности

10 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Во исполнение вышеназванного Федерального закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», которое вступает в силу 26.06.2002. Положение о лицензировании оценочной деятельности было опубликовано в Российской газете 16 июня 2002 года. В соответствии с Положением о лицензировании оценочной деятельности лицензирование оценочной деятельности осуществляется Минимуществом России.

Лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные в соответствии с Положением о лицензировании оценочной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 285 «О лицензировании оценочной деятельности», сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, что в соответствии с Положением о лицензировании оценочной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности» одним из лицензионных требований и условий является наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы. Лицензиат, получивший лицензию на осуществление оценочной деятельности и имеющий в штате единственного работника, обладающего профессиональными знаниями в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами, и работающий по совместительству, обязан предоставить сведения о наличии в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы.

В случае непредставления лицензиатами в месячных срок с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности» сведений о наличии в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, действие лицензии на осуществление оценочной деятельности будет приостановлено с 26.06.2002 в связи с нарушением лицензионного требования и условия о наличии в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы.

С 10.02.2002 - момента вступления в силу Федерального закона от 08.08.2002 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - лицензирование оценочной деятельности осуществляется без разделения на работы (услуги).

Документы на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности соискатели лицензий направляют в Минимущество России.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган документы в составе, определенном пунктом 4 Положения о лицензировании оценочной деятельности:

1) Заявление о предоставлении лицензии.

2) Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя.

3) Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

4) Нотариально заверенные копии учредительных документов, а также нотариально заверенные копии изменений и дополнений к учредительным документам соискателя лицензии (для юридических лиц).

5) Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления (копия платежного поручения с отметкой банка, подтверждающей перечисление платы за рассмотрение заявления (либо квитанция Сбербанка России формы ф. ПД-4).

По информации Главного управления федерального казначейства (письмо Минфина России от 20.06.2001 № 03-07-24/9) в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» плата за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на осуществление оценочной деятельности, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, перечисляется соискателем лицензии на счета территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по месту нахождения (жительства) соискателей с указанием кода бюджетной классификации - 1020431 «Прочие лицензионные и регистрационные сборы, подлежащие уплате в федеральный бюджет».

Реквизиты счетов территориальных органов федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации (месту нахождения (жительства) соискателей лицензий) уточняются в налоговом органе по месту постановки на учет, либо непосредственно в соответствующих территориальных органах федерального казначейства Минфина России.

В поле платежного поручения «Назначение платежа» (разделе платежного документа ф. № ПД-4 «наименование платежа») обязательно указывается: «1020431 Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление оценочной деятельности».

ВНИМАНИЕ. Платежные документы представляются с подлинными отметками (штампами) и подписями ответственных исполнителей кредитных организации. Платежные документы без правильного указания плательщика - соискателя лицензии на осуществление оценочной деятельности, назначения (наименования) платежа - «1020431 Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление оценочной деятельности», а также отметки банка об оплате, не могут быть приняты к рассмотрению.

6) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

7) копии документов, подтверждающие трудовые отношения штатных работников, для которых данное юридическое лицо является основным местом работы (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке - для юридического лица;

ВНИМАНИЕ. В соответствии с подпунктом б пункта 3 Положения документы работников, работающих по совместительству, не могут быть приняты Минимуществом России к рассмотрению.

8) нотариально заверенные копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами (документ о высшем профессиональном образовании, диплом о дополнительном (к высшему) образовании или диплом о профессиональной переподготовке специалиста с высшим образованием) - для юридического лица;

9) нотариально заверенные копии документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (документ о высшем профессиональном образовании, диплом о дополнительном (к высшему) образовании или диплом о профессиональной переподготовке специалиста с высшим образованием), - для индивидуального предпринимателя;

ксерокопии документов, удостоверяющих личности штатных работников, по которым представляются образовательные документы, а также (при необходимости) ксерокопии свидетельств о перемене имени.

ВНИМАНИЕ. Для получения лицензии на осуществление оценочной деятельности ее соискатель представляет в Минимущество России копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами.

Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, утвержден распоряжением Минимущества России от 27.02.2002 № 500-р.

Для получения лицензии на осуществление оценочной деятельности ее соискатель представляет в Минимущество России копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами, перечисленными в приложении 1 к распоряжению Минимущества России от 27.02.2002 № 500-р.

По лицензиям на осуществление оценочной деятельности, выданным до 10.02.2002, для подтверждения соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности», в Минимущество России представляются копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с Минимуществом России образовательными программами, указанными приложении 2 к распоряжению Минимущества России от 27.02.2002 № 500-р.

В случае истечения 3 лет с момента выдачи документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, при подаче документов в Минимущество России к нему необходимо приложить документ, подтверждающий повышение квалификации в области оценочной деятельности работника (для юридического лица) или индивидуального предпринимателя, соответствующий требованиям Минимущества России.

Индивидуальными предпринимателями - соискателями лицензий представляются документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением копий трудовых книжек и приказов о приеме на работу.

10) Справочно: в случае, если заявление соискателя лицензии подписано по доверенности его представителем, представляется нотариально заверенная доверенность на право подписания заявления на предоставление лицензии.

Специального порядка лицензирования или каких-либо льгот для отдельных категорий соискателей лицензий НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО.

Минимущество России принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении заявления со всеми необходимыми документами.

После принятия решения о предоставлении лицензии Минимущество России направляет соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора. После представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, Минимущество России бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензия будет выдаваться представителю лицензиата, имеющему соответствующую доверенность.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ. У юридического лица либо индивидуального предпринимателя в наличии может быть только одна лицензия на осуществление оценочной деятельности.

Порядок переоформления лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом. При переоформлении лицензии, а также при получении новой лицензии на осуществление оценочной деятельности наряду с другими документами необходимо приложить документ, подтверждающий наличие лицензии (подлинник ранее выданной лицензии).

Довольно часто к нам обращаются люди, требующие перед началом работы по оценке предоставить лицензию на проведение оценочной деятельности. Для каких целей и кто посоветовал запросить такой документ они, как правило, не уточняют, и каждый раз нам приходится ссылаться на законодательство и объяснять что лицензия давно отменена. Вместо лицензии в силу вступили новые, гораздо более жесткие правила проведения работ оценочными компаниями.

Для того чтобы прокомментировать ситуацию мы обратились к директору юридического департамента Центра независимой оценки ИННОВАЦИЯ Дунаевой Маргарите Михаиловне.

Публикуем ответ эксперта:

Итак, закон гласит:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изменениями, внесенными по ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: оценочная деятельность.

Данная формулировка явно отменяет необходимость лицензирования оценщика, и все требования (чаще всего ими грешат нотариусы) являются пустыми, от незнания закона.

Но что же стало взамен лицензии? Как контролировать оценщиков и оценочные компании?

Вместо лицензии - СРО

С 2006 года в ФЗ-135 (Федеральный закон об оценочной деятельности) появились поправки, касающиеся определения "субъект оценочной деятельности". В соответствии с ними оценку имеют право проводить оценщики, состоящие в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), и застрахованные от возможных ошибок в одной из страховых компаний. В свою очередь в СРО оценщик может вступить только получив соответствующее специальное образование, и каждые три года оценщик обязан подтверждать свои знания путем прохождения курсов повышения квалификации.

Оценщик также имеет право осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, в частном порядке. Такую оценку принимают не все инстанции, и практически не возможно получить аккредитащию в крупном банке, однако практика существует.

На сайтах СРО публикуются сведения об оценщиках, в него входящих, указываются нарушения, замечания, дисциплинарные взыскания а также сведения об исключении из членов СРО с указанием причин. Единственно что не указывается - так это положительные стороны работы оценщиков. Почему так - не понятно.

Многие не знают, что "лицензии на оценку" упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что оценкой может заниматься кто угодно. В этой статье вы узнаете какие документы должны обязательно быть у оценщика.

С оценкой большинство людей сталкивается не часто. Поэтому четкое представление о том, что же такое "оценочная деятельность" в массах отсутствует. Многие знают, что есть вот таки люди, как "оценщики", но кто они, какое образование имеют, какие разрешительные документы требуются для их работы даже не представляют. Причем этим страдают даже профессиональные юристы - судьи, адвокаты и пр. До сих пор, клиенты частенько требуют предоставить "лицензию на оценку", которые были упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что документы на право заниматься оценкой вообще не существуют. В настоящей статье мы постараемся прояснить ситуацию по этому поводу.

Интересный факт - по действующему законодательству оценщиком может быть только физическое лицо. При этом он может заниматься оценочной деятельностью как в частном порядке, так и по трудовому договору с юридическом лицом. Во втором случае договор на оценку заключает юридическое лицо, но выполняет работу конкретный оценщик. Сами же юридические лица перестали быть субъектами оценочной деятельности вместе с отменой лицензирования в 2007 году.

Так какие же документы должны быть у оценщика, чтобы он имел право заниматься оценкой?

Во-первых оценщик должен иметь диплом по специальности имеющей направленность в области оценочной деятельности. На текущий момент это следующие специальности (образовательные программы):

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса);
  2. Оценка стоимости недвижимости;
  3. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
  4. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
  5. "Финансы и кредит" специализация "Оценка собственности";
  6. "Антикризисное управление", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)".

Важный момент - специальности под номерами 2,3,4 позволяют оценщику заниматься оценкой только тех видов имущества, которые соответствуют названию специальности. Так, если у оценщика имеется диплом по специальности "Оценка стоимости недвижимости", то он не может выполнять оценку автомобилей или акций.

Также важно знать - специальность "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" позволяет оценщику заниматься оценкой любых видов имущества , поскольку в составе бизнеса может встретиться все, что угодно. Это наиболее частая специальность, по которой получают свои дипломы оценщики.

Чтобы заниматься оценочной деятельностью, оценщик кроме специального образования, также должен:

  • не иметь неснятной или непогашенной судимости;
  • быть действующим членом саморегулируемой организации оценщиков - СРО;
  • застраховать свою ответственность на сумму не менее 300 000 рублей;

Наличие или отсутствие судимости проверить стороннему лицу сложно. Но вам и не нужно волноваться по данному поводу. Это требование внимательно проверяет и отслеживает саморегулируемая организация оценщиков при вступлении нее и в процессе деятельности оценщика.

Как уже упоминалось оценщик обязательно вступает в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Список всех существующих СРО оценщиков можно посмотреть на сайте РосРеестр . На дату написания настоящей статьи существует всего 15 СРО оценщиков. Но просто вступить туда недостаточно, нужно еще и иметь статус действующего члена - т.е. платить взносы и выполнять иные требования, иначе членство может быть приостановлено или, вовсе, аннулировано.

В своих отчетах оценщик в обязательном порядке указывает сведения о членстве в СРО, а в конец отчета обычно подшивает свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО. Но наличие данной выписки не гарантирует, что именно сейчас членство оценщика не приостановлено. К счастью это довольно легко проверить на сайте СРО, членом которого является оценщик. Там всегда имеется реестр всех членов данного СРО в котором можно посмотреть текущий статус оценщика.

Для подтверждения выполнения требования о страховании оценщик указывает в своих отчетах все сведения о страховке, а часто еще и подшивает в конец копию страхового полиса. Главное, на что следует обратить внимание, чтобы дата составления отчета попадала на период действия полиса, иначе такой отчет может быть оспорен.

Часто еще спрашивают: "А есть ли какие-нибудь требования по обязательному периодическому повышению квалификации у оценщиков?" Отвечаем - действующим законодательством подобные требования не установлены. Раньше они были, но в 2007 году при реформировании оценочной деятельности их убрали из закона. Вероятно оставили на откуп СРО оценщиков. Но большинство СРО обязательного периодического повышения квалификации для рядовых оценщиков на текущий момент не требует.

Кроме всего вышеперечисленного есть один интересный момент. Как уже упоминалось, юридические лица не являются субъектами оценочной деятельности, но могут заключать договора на оценку. К таким юридическим лицам предъявляются определенные требования:

  • в штате компании должно быть не менее двух оценщиков физических лиц, для которых соблюдены все требования, описанные выше (диплом, членство СРО, страховка);
  • юридическое лицо должно застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 000 000 руб.

При этом отчет может выполнить и подписать только один оценщик, что вполне законно. А вот заказчику останется только гадать выполнило ли вышеуказанные требования само юрлицо, с которым он заключил договор. Многие компании, заключающие договора на оценку указывают сведения о втором оценщике в договоре или отчете, но так делают не все.

Итак, подведем итог, какие обязательные документы может предоставить оценщик для подтверждения законности своей деятельности:

  • диплом по специальности, имеющей отношение к оценочной деятельности;
  • свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО;
  • действующий страховой полис на страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 300 000 руб.

Для подтверждения квалификации оценщик может предоставить дополнительные дипломы, свидетельства, сертификаты, но всегда нужно помнить, что эти документы не являются обязательными.

Довольно часто к нам обращаются люди, требующие перед началом работы по оценке предоставить лицензию на проведение оценочной деятельности. Для каких целей и кто посоветовал запросить такой документ они, как правило, не уточняют, и каждый раз нам приходится ссылаться на законодательство и объяснять что лицензия давно отменена. Вместо лицензии в силу вступили новые, гораздо более жесткие правила проведения работ оценочными компаниями.

Для того чтобы прокомментировать ситуацию мы обратились к директору юридического департамента Центра независимой оценки ИННОВАЦИЯ Дунаевой Маргарите Михаиловне.

Публикуем ответ эксперта:

Итак, закон гласит:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изменениями, внесенными по ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: оценочная деятельность.

Данная формулировка явно отменяет необходимость лицензирования оценщика, и все требования (чаще всего ими грешат нотариусы) являются пустыми, от незнания закона.

Но что же стало взамен лицензии? Как контролировать оценщиков и оценочные компании?

Вместо лицензии - СРО

С 2006 года в ФЗ-135 (Федеральный закон об оценочной деятельности) появились поправки, касающиеся определения "субъект оценочной деятельности". В соответствии с ними оценку имеют право проводить оценщики, состоящие в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), и застрахованные от возможных ошибок в одной из страховых компаний. В свою очередь в СРО оценщик может вступить только получив соответствующее специальное образование, и каждые три года оценщик обязан подтверждать свои знания путем прохождения курсов повышения квалификации.

Оценщик также имеет право осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, в частном порядке. Такую оценку принимают не все инстанции, и практически невозможно получить аккредитацию в крупном банке, однако практика существует.

На сайтах СРО публикуются сведения об оценщиках, в него входящих, указываются нарушения, замечания, дисциплинарные взыскания а также сведения об исключении из членов СРО с указанием причин. Единственно что не указывается - так это положительные стороны работы оценщиков. Почему так - не понятно.

Постановление Правительства Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. № 395
"О лицензировании оценочной деятельности"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оценочной деятельности.
  2. Установить, что лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу настоящего Постановления, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
  3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 285 "О лицензировании оценочной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1612).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. N 395

Положение о лицензировании оценочной деятельности

1.Настоящее Положение определяет порядок лицензирования оценочной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями и условиями осуществления оценочной деятельности являются:

а) соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности;

б) наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;

в) наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

д) страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;

е) предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа,удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для юридического лица;
копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, - для индивидуального предпринимателя.

5. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

6. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для переоформления лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

7. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проверок.
Мероприятия по контролю осуществляются на основании плана проверок, утвержденного лицензирующим органом, а также заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов лицензирующего органа, и органов местного самоуправления.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.
Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии;

к) реквизиты документов, подтверждающих получение работником (работниками) юридического лица или индивидуальным предпринимателем соответствующего образования в области оценочной деятельности.

9. Лицензиат обязан сообщать лицензирующему органу в течение 15 дней об изменении сведений о лицензиате, указываемых в реестре лицензий.

10. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия, аннулировании лицензии, ведении реестра лицензий и взимании лицензионных сборов руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.