Что следует понимать под административными правоотношениями? Это часть общественных отношений, которые регулируются нормами административного права путем воздействия на поведение субъектов в сфере государственного управления, приводит к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.
Основные признаки административных правоотношений:
1) они возникают на основе административно-правовых норм;
2) характеризуются наличием сторон, именуемых субъектами административного права;
4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;
5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.
Группировать административные правоотношения можно по разным основаниям:
а) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;
6) в зависимости от действия во времени - долговременные и краткосрочные;
г) в зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранные; по отраслевой принадлежности - материальные и процессуальные;
д) по сферам управления отдельными отраслями - социально-культурной, административно-политической, экономической и др.
Административные правоотношения имеют сложное строение и включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений являются юридические факты.
Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).
Необходимо различать субъект административного права и субъект административных правоотношений. Названные понятия близкие, но не тождественные. Субъект административного права может существовать абстрактно, но никогда не будет вступать в правоотношения. А вот субъекты административных правоотношений всегда конкретны. Для того чтобы субъект административного права стал субъектом административных правоотношений, необходимы следующие три условия: а) наличие административно-правовой нормы, предусматривающей административные права и обязанности; б) наличие административной правосубъектности (право-дееспособности) в) наличие административного юридического факта.
Административно-правовые нормы содержатся в источниках административного права.
Субъекты административных правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.
Субъектами административных правоотношений могут быть: а) Президент Украины; б) государственные органы исполнительной власти; в) государственные служащие; г) граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства; д) система местного самоуправления; е) объединения граждан и др.
Объектом административных правоотношений является сама управленческая деятельность в сфере государственного управления.
Содержание административных правоотношений характеризуется синтезом фактического и юридического. Юридический смысл - это административные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то есть возможности императивных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов. Фактическое содержание - это само поведение субъектов административных правоотношений, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.
Административные юридические обязанности - это закрепленная нормами административного права мера необходимого, наиболее разумной и целесообразной поведения субъекта, направленная на удовлетворение интересов носителя административного субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.
Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости: а) осуществление определенных действий; б) воздержание от совершения действий, противоречащих интересам других лиц; в) требовать осуществления или неосуществления тех или иных действий от других лиц; г) нести юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных нормой административного права необходимых вариантов поведения.
Административные юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой административно-правовой нормы, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В зависимости от оснований рассматривают различные виды юридических фактов:
1) по юридическим последствиям - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;
2) в зависимости от формы их проявления - позитивные и негативные;
3) по характеру действия различают юридические факты одноразовой и непрерывного действия;
4) по характеру действий - активные и пассивные;
б) по отраслевому признаку - материальные и процессуальные;
6) по распределению прав и обязанностей - односторонние и многосторонние;
7) по функциям в механизме правового регулирования - регулятивные и охранительные;
8) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;
9) при наличии воли - юридические действия (жизненные обстоятельства, характеризующие волевую поведение административных субъектов, их внешнее выражение воли и сознания) и юридические действия (жизненные обстоятельства, возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов административных правоотношений) .
Юридические действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия (поступки и результаты деятельности) всегда соответствуют нормам административного права (например, подачи жалобы, обращения организации по регистрации, представления проекта документа на экспертизу и др.).
Неправомерные юридические действия - правовые аномалии, злоупотребление правом (не является правонарушением) и административные правонарушения.
К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезни и тому подобное.
Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами административного права, имеют большое теоретическое и практическое значение для административных правоотношений.
Таким образом, административные правоотношения носят ярко выраженный императивный характер. В то же время существуют и отдельные горизонтальные отношения, в том числе и административно-договорного характера, в административном праве имеют четко выраженный вспомогательный и временный характер.
Участники административно-правовых отношений – это конкретные организации и лица, наделенные обязанностями и правами в сфере государственного управления и способные их практически реализовывать. Имеются в виду органы исполнительной власти, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации, трудовые коллективы, граждане. Речь идет обо всех субъектах административного права, которые под влиянием юридических фактов, предусмотренных гипотезой соответствующей административно-правовой нормы, становятся субъектами (участниками, сторонами) административно-правовых отношений.
Общим условием вступления организаций и лиц в административно-правовые отношения является наличие у них административной правоспособности, то есть способности приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере исполнительной власти, предусмотренных и обеспеченных нормами административного права. Это условие еще не свидетельствует о наличии конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы организация или лицо обладали административной дееспособностью, то есть практически реализовывали в правоотношениях свою административную правоспособность, свои юридические обязанности и права. Сочетание административной право- и дееспособности создает условия, при которых субъект административного права становится и субъектом (участником, стороной) административного правоотношения.
Административная правоспособность органов исполнительной власти выражается в компетенции, которой наделяется каждый из них при образовании. Компетенция органа фиксирует круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации полномочий (обязанностей и прав). Фактически административная правоспособность органа исполнительной власти закрепляет и выражает объем принадлежащих ему юридически-властных полномочий, дающих возможность участвовать в административно-правовых отношениях.
Административная право- и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции. При этом в большинстве случаев органы управления обязаны вступать в административно-правовые отношения, которые играют роль основного средства практической реализации принадлежащей им компетенции.
Различают общую и специальную право- и дееспособность органов исполнительной власти. Общая правоспособность выражается в представляемой органам возможности осуществлять управленческую деятельность в пределах их компетенции. Специальная правоспособность дополняет общую и выражается в их возможности осуществлять свои специфические задачи или функции управления (контрольно-надзорную, юрисдикционную деятельность). Нередко создаются органы, предназначенные для осуществления исключительно такого рода задач, например государственные инспекции, административные комиссии. Как общая, так и специальная правоспособность органов исполнительной власти находит свое выражение в их общей или специальной дееспособности.
Участниками административно-правовых отношений являются также структурные подразделения аппарата органов исполнительной власти (управления и отделы центрального аппарата министерств, государственных комитетов и т.д.). Объем их административной право- и дееспособности определяется руководством данного органа.
Административная право- и дееспособность государственных предприятий, учреждений и организаций практически выражается в деятельности их органов управления (например, администрация предприятия, генеральный директор производственного объединения). Эти органы в пределах своей компетенции реализуют административно-правовые обязанности и права, установленные для предприятий, учреждений и организаций; представляют их во внешних отношениях административно-правового и иного (в частности, гражданско-правового) характера.
Административная право- и дееспособность государственных служащих – административно-управленческих работников определяется характером их деятельности и, как правило, закрепляется либо в специальных положениях (например, в положении о главном бухгалтере), либо в должностных инструкциях. Эти право- и дееспособность производны от компетенции того органа, в котором служащие занимают соответствующую должность.
Определенной административной право- и дееспособностью обладают общественные организации и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций. Административно-правовые нормы определяют, в частности, основные виды административно-правовых отношений с участием этих организаций и коллективов. Такого рода отношения складываются, однако, не внутри негосударственных объединений, а в той сфере, где они взаимодействуют с органами исполнительной власти, с администрацией предприятий, учреждений и организаций.
Административной право- и дееспособностью обладают и граждане. Объем их административных прав и обязанностей определяется Конституцией, действующим законодательством, а также соответствующими административно-правовыми нормами.
4. Административно-правовой статус граждан
- Предмет и методы административного права .
- Система, принципы административного права в РФ.
- Формы реализации и в РФ.
1. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административного управления , которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и функционирования исполнительной власти .
Предмет управленческих отношений, регулируемых ад-министративным правом, в зависимости от конкретных целей их возникновения можно подразделить на две группы:
1) Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти , например на общественные объединения , коммерческие структуры, включая индивидуальных предпринимателей .
2) Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения, возникают в связи с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением служебных обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.
Для административного права, использующего методы регулирования, свойственные многим отраслям права , характерны свои специфические методы:
- власти-подчинения (прямого распорядительства) - отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;
- рекомендаций - рекомендации субъекта управления приобретают юридическую силу при условии принятия ее другим участником управления;
- согласования - отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;
- равенства - субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма , предпринимают совместные действия в форме административного договора .
2. Административное право представляет собой совокуп-ность юридических норм, регулирующих общественные от-ношения, которые складываются в сфере государственного управления , а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности.
Традиционно в отечественной правовой науке админист-ративное право подразделяется на две части: общую и особенную.
Общая часть включает юридические нормы и институты:
- регулирующие общественные отношения общего характера (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.);
- устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений ;
- регулирующие основы организации и государственно-управленческой исполнительно-властной деятельности госу-дарственных органов;
- обеспечивающие законность в сфере государственного управления;
- регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность;
- регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть состоит из норм и институтов, регули-рующих правоотношения в конкретных сферах управления:
- обеспечения безопасности граждан , общества , государства , а также административно-политическую деятельность;
- хозяйственно-экономическую деятельность;
- социально-культурную деятельность;
- деятельность государственной администрации по орга-низации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
К числу принципов административного права относятся:
- равенство перед законом и правоприменителем;
- презумпция невиновности;
- приоритеты законных интересов личности в управленческой деятельности государственных органов ;
- законность в управлении, включая обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административными правонарушениями ;
- гласность;
- разграничение предметов ведения, компетенции и полномочий;
- управленческая субординация (подчиненность);
- ответственность.
3. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу - условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию - меры административного или дисциплинарного воздействия.
Для административно-правовых норм характерно много-образие, которое отражает их различие по видам, класси-фицируемых по ряду оснований.
1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права : обязывающие (предписывают обязательное совершение определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочивающие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).
2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).
3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).
4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например, содержатся в актах Правительства РФ , органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации , органов местного самоуправления).
5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).
6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).
7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований)
8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией, например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).
9. По адресату регулирования - регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно-управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т.д.).
10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия , учреждения, независимо от форм собственности , например по уплате налогов , либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).
11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т.е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).
12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).
4. Реализация административно-правовых норм - это процесс практического воплощения в общественных отношениях государственного управления требований правомерного по-ведения его субъектов в соответствии с установленными пра-вилами. Существует четыре формы реализации админист-ративно-правовых норм: две основные - исполнение и при-менение; и две вспомогательные - соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм выражается в активных правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний, запретов и дозволений. Данная форма реализации присуща всем участникам административно-правовых отношений.
Применение административно-правовых норм свойствен-но только уполномоченным государственным органам и дол-жностным лицам, выражаясь изданием индивидуальных правовых актов на основе материальных и процессуальных норм для конкретных административно-правовых отношений. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, добровольно воздерживающихся от совершения запрещенных ею действий. Вспомогательный смысл этой формы реализации в том, что соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.
Использование административно-правовых норм выражается в добровольном совершении субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в управлении. Поскольку этой форме реализации свойственны альтернативы определения субъектом своего определения в рамках установленного нормой права правила, то ее также можно считать вспомогательной.
Особенности административно-правовых отношений, обладающих всеми основными признаками, свойственными всяким иным правоотношениям, выражаются рядом отличительных черт:
- возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций органов публичной власти в лице соответствующих органов и должност-ных лиц;
- одной из сторон и обязательным участником этих отношений всегда выступает орган публичной власти, представляющий публичный интерес государства ;
- являются публично-властными управленческими отно-шениями, построенными на началах "власть-подчинение";
- имеют разнообразие субъектов при отсутствии юридического равенства сторон;
- связаны с правовым управляющим воздействием субъекта управления на объект, которым выступают воля, сознание, поведение управляемых;
- могут возникать независимо от желания (согласия) сторон по инициативе любой из них (в том числе не обязательно наделенной публично-властными полномочиями или третьей стороны, не участвующей в данном правоотношении);
- многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов , действуя по поручению государства;
- субъективные права сторон, равно как и споры, связанные с ними, рассматриваются уполномоченными на то органами и должностными лицами и разрешаются ими, как правило, в административном, т.е. во внесудебном, порядке путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения;
- в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм ответственность наступает перед государством в лице его органов и должностных лиц, в чем проявляется их публичность.
2. Виды административно-правовых отношений различаются рядом оснований.
Субъекты административных правоотношений
- Теория вопроса.
- Физические лица как субъекты административных правоотношений .
- Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений .
- Общественные объединения и их административно-правовой статус.
Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права , иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения . Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ . В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы . Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов . В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конститу-цию РФ и законы страны. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм .
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.
Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.
Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руко-водителю.
Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:
Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик , краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.
4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями .
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.
Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:
Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации. Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица.
Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.
Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.
Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.
Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства , работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.
Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.
Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.
Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством , но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.
Правонарушение и ответственность в административном праве
- Виды административных взысканий.
Административная ответственность - один из видов юридической ответственности . Она выражается в возможности применения уполномоченным органом или должностным лицом взыскания к правонарушителям.
Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу. Основанием административной ответственности является административное правонарушение .
Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и коллективные образования. Административные взыскания применяются довольно широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: органами исполнительной власти , местного самоуправления , судами . Однако применение административного взыскания не влечет за собой судимости или увольнения с работы.
Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является именно административное правонарушение, а мерой воздействия - административное взыскание.
Основания административной ответственности подразделяются на два вида - нормативные и фактические. Нормативными основаниями являются правовые нормы , которые устанавливают административную ответственность. Фактическими основаниями - совершенные правонарушения, за которые применяются административные взыскания. Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности .
2. Основными признаками административного правонарушения являются: их антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права . Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения. Для признания деяния правонарушением необходимо наличие причинно-следственной связи между деянием и его противоправными последствиями.
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения. Объективная сторона заключается в действии или бездействии. Субъектами административного правонарушения являются физические лица и организации. К категории физических лиц относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Отдельную подгруппу составляют военнослужащие срочной службы, несо-вершеннолетние, инвалиды и другие лица.
Субъективная сторона административного правонарушения состоит в отношении субъекта к совершенному им правонарушению и его последствиям. Оно выражается в действии или бездействии. Вина является обязательным признаком административного правонарушения.
3. Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Ряд взысканий сочетают в себе и то и другое, а кроме того - временное ограничение прав нарушителей
Основными видами административных взысканий являются:
Предупреждение является взысканием морального характера. Оно выносится в письменной форме.
Штраф - это денежное взыскание. Оно является одним из наиболее распространенных административных взысканий.
Преступлениям , либо за повторные административные правонарушения.
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. рис. 3.1 и 3.2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).
Рис. 3.1.
Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом - как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.
Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:
1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;
2) административной правоспособности и дееспособности субъекта;
3) юридического факта (фактов), то есть, основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане: государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.
Обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
Административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость) ;
Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.
Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.
Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.
Индивидуальные субъекты :
Граждане Российской Федерации;
Иностранные граждане;
Лица без гражданства.
Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами
Коллективные субъекты:
а) государственные организации :
Органы исполнительной власти (государственного управления);
Государственные предприятия, учреждения и их объединения;
Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;
б) негосударственные организации :
Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
Трудовые коллективы;
Различные коммерческие структуры;
Органы местного самоуправления.
Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).
Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:
1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).
Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.