Эвакуационные органы. Эвакуация городского населения. СЭП, Способы, порядок эвакуации Состав и предназначение группы эвакуации

2 ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы:

Эвакуационные комиссии – республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) – городские и объектовые;

Эвакуационные приемные комиссии – при органах местного самоуправления;

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

Оперативные группы (ОГ) – по организации вызова эваконаселения;

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

Администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии – заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.


3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ.

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЭВАКУАЦИИ

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них – рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.

Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации – радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.

Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения – от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.

Из вещей берется самое необходимое – одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Эти виды одежды и обуви наиболее пригодны для использования в качестве средств защиты кожи в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения. Обязательно следует взять теплые (шерстяные) вещи, даже если эвакуация производится летом.

Необходимо также взять с собой продукты питания и немного питьевой воды. Продукты питания берутся на 2-3 суток, лучше брать не скоропортящиеся продукты, легко сохраняемые и не требующие длительной подготовки перед употреблением – консервы, концентраты, сухари и т.д. Воду целесообразно хранить во фляжке.

Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше – в соответствии с физической выносливостью каждого человека.

Все вещи и продукты питания должны быть упакованы в рюкзаки, мешки, сумки, чемоданы или связаны в узлы. При эвакуации пешим порядком их следует упаковывать в рюкзаки и вещевые мешки, чтобы удобнее было нести. К каждому месту с вещами и продуктами питания прикрепляется бирка с фамилией, именем и отчеством, адресами постоянного места жительства конечного пункта эвакуации их владельца.

Из документов взрослые должны иметь при себе: паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения, свидетельство о браке и рождении детей.

Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей. Подбирая одежду и обувь для детей, нужно учитывать их защитные свойства и время года. Для детей до 3 лет следует запасти детские продукты, которых в пунктах питания может не быть, - детское питание, сухое молоко, консервированные соки и т.д.; для детей дошкольного и младшего школьного возраста из продуктов питания лучше всего брать консервы, концентраты, сыры, сухари, печенье и другие не скоропортящиеся продукты, а также флягу с кипяченой водой. Все продукты должны быть упакованы в целлофановые пакеты. Дошкольникам необходимо, подготовить их любимые игрушку и книгу. К чемоданам (рюкзаками) с вещами и продуктами питания эвакуируемых детей надо прикрепить бирки, на которых разборчиво написать фамилию, имя и отчество ребенка, домашний адрес и пункт эвакуации. Аналогичные метки нужно сделать детям дошкольного возраста: во внутренний карман той одежды, в которой они обычно ходят, следует вложить карточку с указанием имени, отчества и фамилии ребенка, года рождения, место жительства и места работы отца или матери; еще лучше написать эти сведения на кусочке белой материи и подшить его с внутренней стороны одежды ребенка под воротником. Сбор населения для эвакуации проводится за 4 часа. Эвакуация рассчитана на месяц.

Город эвакуируется за сутки. Автобусы будут курсировать по городу с табличками СЭП№___.

Посадку на автомобили, суда, в вагоны организуют старше этих транспортных средств. Если человек заболел, он должен, через родственников или соседей, сообщить в ЖЭУ, чтобы его вывезли. Если больной находится в медицинском учреждении, то они эвакуируются с этим учреждением. Прибыв на СЭП, необходимо пойти в регистрацию, затем согласно распределению направиться для отбытия по вагонам, автобусам.

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ АВТОБУСОВ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ


4 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗВЕНА

1. Поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и транспортными службами, контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки.

2. Руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы.

3. Осуществление доклада эвакоприемным комиссиям о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта.

4. Сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения, доклад их начальнику ГО и вышестоящим эвакуационным органам.

5. Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.

5 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОБЪЕКТА

ЭКОНОМИКИ

1. Оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия их и членов их семей на СЭП.

2. Постановка задачи начальникам эшелонов, старшим по автоколоннам, вручение им списков эваконаселения, вошедшего в состав колонны (эшелона).

3. Поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза рабочих, служащих объектов и членов их семей в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).

4. Ведение учета и доклад начальнику гражданской обороны объекта и районной (городской) эвакокомиссии о количестве вывезенных в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов ЧС) рабочих, служащих и членов семей (по времени, видам транспорта).

5. Обеспечение защиты населения на СЭП, пунктах посадки, на ППЭ.

6. Поддерживает взаимодействие с эвакоприемными комиссиями в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС). При необходимости высылает туда своих представителей.

6 ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАЩИТНОГО СООРУЖЕНИЯ И

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НЕМ

Население укрывается в защитных сооружениях в случае аварии на АЭС, химическом предприятии, при стихийных бедствиях (смерч, ураган) и возникновении военных конфликтов. Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать месторасположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему.

Маршруты движения желательно обозначать указателями, установленными на видимых местах. Чтобы не допустить скопления людей в одном месте и разделить потоки, на путях движения обычно назначают несколько маршрутов, расчищают территорию, освобождают от всего, что может служить помехой.

В убежище лучше всего размещать людей группами – по цехам, бригадам, учреждениям, домам, улицам, обозначив соответствующие места указками. В каждой группе назначают старшего. Тех, кто прибыл с детьми, размещают в отдельных отсеках или специально отведенных местах. Престарелых и больных стараются устроить поближе к воздухоразводящим вентиляционным трубам.

В убежище (укрытии) люди должны приходить со средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и личными документами. Нельзя приносить с особой громоздкие вещи, сильнопахнущие и воспламеняющиеся вещества, приводить домашних животных. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения коменданта (старшего), самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать защитные герметичные двери, а также зажигать керосиновые лампы, свечи, фонари. Аварийные источники освещения применяются только с разрешения коменданта укрытия на ограниченное время в случае крайней необходимости. В убежище можно читать, слушать радио, беседовать, играть в тихие игры (шашки, шахматы, современные электронные игры).

Укрываемые должны строго выполнять все распоряжения звена по обслуживанию убежища (укрытия), соблюдать правила внутреннего распорядка, оказывать помощь больным, инвалидам, женщинам и детям.

Прием пищи желательно производить тогда, когда вентиляция отключена. Предпочтительнее продукты без острых запахов и по возможности в защитной упаковке (в пергаментной бумаге, целлофане, различного вида консервы). Рекомендуется следующий набор для дневной нормы питания взрослого человека: сухари, печенье, галеты в бумажной или целлофановой упаковке, мясные или рыбные консервы, готовые к употреблению, конфеты, сахар рафинад).

Для детей, учитывая их возраст и состояние здоровья, лучше брать сгущенное молоко, фрукты, фруктовые напитки.

Для всех укрываемых, за исключением детей, больных и слабых, на время пребывания в защитном сооружении следует установить определенный порядок приема пищи, например, 2-3 раза в сутки, и в это время раздавать воду, если она лимитирована.

Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов предприятий, организаций и учреждений, в чьем распоряжении находится убежище. Здесь могут пригодится навыки оказания самопомощи и взаимопомощи.

В соответствии с правилами техники безопасности запрещается прикасаться к электрооборудованию, баллонам со сжатым воздухом и кислородом, входить в помещения, где установлены дизельная электростанции и фильтровентиляционный агрегат. Однако в случае необходимости комендант может привлечь любого из укрываемых к работам по устранению каких-либо неисправностей, поддержанию чистоты и порядка.

После заполнения убежища по распоряжению коменданта личный состав звена закрывает защитно-герметические двери, ставни аварийных выходов и регулировочные заглушки вытяжной вентиляции, включает фильтровентиляционный агрегат на режим чистой вентиляции.

Для нормальных условий внутри убежища необходимо поддерживать определенную температуру и влажность. Зимой температура не должна превышать 10-15˚ тепла, летом 25-30˚. Измеряют обычным термометром, держа его на расстоянии 1 метра от пола и 2 метра от стен. Замеры делают при режиме чистой вентиляции через каждые 4 часа, при режиме фильтро-вентиляции – через 2 часа. Влажность воздуха определяют психрометром каждые 4 часа. Нормальной считается влажность не выше 65-70%.

Если в убежище предстоит находиться длительное время, необходимо создать людям условия для отдыха.

Уборка помещения производится два раза в сутки самими укрываемыми по указанию старших групп. При этом санитарные узлы обязательно обрабатываются 0,5% раствором соли гипохлорита кальция.

Технические помещения убирает личный состав звена по обслуживанию убежища.

В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции.

При возникновении вблизи убежища пожаров или образовании опасных концентраций АХОВ защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха, если такая имеется. Время пребывания населения в защитных сооружениях определяется штабами ГО объектов. Они устанавливают, кроме того, порядок действия и правила поведения при выходе из убежищ и укрытий. Этот порядок и правила поведения передаются в защитное сооружение по телефону или другим возможным способом.

Выход из убежища (укрытия) производится по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.


Список литературы

1. Учебник «Гражданская оборона», В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов.

2. «Гражданская оборона» Н.И.Акимов, М.Л.Василевский, И.Д.Марков,

Л.П.Русман, М.П.Умнов, -М:1969.

3. Конспект лекций по предмету БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Вермахта К. Типпельскирх считал, что "все население, способное носить оружие, удалось своевременно эвакуировать" , но на фоне 63-65 млн. советских граждан, оставшихся на оккупированной территории, такое утверждение представляется явно завышенным. Конечно, по разным причинам многие наши граждане оказались под фашистским игом . В заключение подчеркнем, что хотя эвакуация в СССР в 1941-1942

Раненого (первичная медицинская карточка, эвакуационный конверт, ведомость на эвакуированных раненых и больных). Организация и проведение эвакуации раненых и больных Медицинская эвакуация, являясь составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий, неразрывно связана с оказанием медицинской помощи раненым и больным и их течением С медицинской точки зрения эвакуация является вынужденным...

Строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации. Глава II. Проведение тренировок по эвакуации в образовательных учреждениях 2.1 Организация подготовки и проведения тренировок по эвакуации при пожаре Основной целью тренировки является совершенствование подготовки персонала к действиям в условиях возникновения пожара и иных чрезвычайных ситуаций, приобретение...

Чтобы размер аварийных выходов был но менее 90x47 см, а высота их от пола не превышала 58 см. Одним из важнейших показателей, определяющих скорость эвакуации пассажиров из самолета в случае аварии, является отношение количества пассажиров к числу выходов. Утверждают, что дополнительное изучение этого вопроса может привести к тому, что существующие нормы окажутся недостаточными. 9.3 Эвакуация...

Принципиального различия в структуре и задачах эвакуационных органов на мирное и военное время нет и быть не должно. Другое дело, что развертывание этих органов в мирное время происходит при крупномасштабных ЧС, а в военное время эти органы будут задействованы в обязательном порядке, в первую очередь при планомерном осуществлении эвакомероприятий.

В целом же, значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения как в мирное, так и в военное время. По мере изложения материала раскрываются дополнительные задачи этих органов в военное время.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.

Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);

эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны

сборные эвакуационные пункты (СЭП);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;

администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.

Эвакоприемные комиссии, создаваемые в районах загородной зоны (безопасных районах) при органах местного самоуправления, предназначены для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне (безопасных районах).

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС.

Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

Объектовую эвакуационную комиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.

СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций (платформ электропоездов), речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемых, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн (эшелонов, судов). Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты эвакуируемых, как правило, в военное время, подготавливаются имеющиеся защитные сооружения, оборудуются простейшие укрытия.

Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (электричку, судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-коммунальные организации, автомобильный транспорт, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечивается связью с соответствующими эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

Местами развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.

Задачи оперативных групп:

оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;

распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.

На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС (В военное время - за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении) вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемых назначаются:

при перевозке железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов;

при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.

Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

В состав группы управления входят: звено связи - 3-4 чел.; посты регулирования движения - 5-8 чел.; отделение обеспечения движения - 8-10 чел.; медицинский пост - 3 чел.

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

организация и отправка пеших колонн;

поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;

организация охраны общественного порядка.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.

Их основные задачи:

обеспечение своевременной подачи специального оборудования для перевозки людей транспортными средствами к местам посадки (высадки);

организация посадки (высадки) эваконаселения на транспортные средства;

обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакокомиссий.

На объектах экономики, расположенных в зонах возможного воздействия ЧС, руководителями ГО и штабами по делам ГОЧС, соответствующими эвакокомиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакомероприятий.

Заблаговременно проводятся:

планирование эвакуации;

обучение и инструктирование персонала и членов их семей;

подготовка личного состава эвакоорганов;

рекогносцировка маршрутов эвакуации;

подготовка совместно с местной администрацией района (загородной зоны) размещения для приема и всестороннего обеспечения эвакуируемых.

При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:

подготовка к прекращению производственной деятельности, остановке и консервированию оборудования;

проверка готовности систем связи и оповещения по обеспечению эвакуационных мероприятий;

уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эвакуируемых;

развертывание работы эвакокомиссии;

контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пункте сбора.

С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:

оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;

введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации и ее осуществление.

Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.

Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

подготовку личного состава эвакуационных органов;

подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;

оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.

С получением распоряжения на проведение эвакуации проводятся:

организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающих эвакуируемых;

организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эвакуируемых;

организация дозиметрического контроля, санитарной обработки людей, специальной обработки техники, одежды;

организация транспортного, инженерного и всех других видов обеспечения;

организация управления и связи в ходе эвакуаци

эвакуация население убежище защитный


Организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагается на эвакуационные органы и органы управления по делам ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационная комиссия – это основной орган, создаваемый во всех субъектах РФ, органах местного самоуправления и объектах экономики.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования (области, района, города). Он является заместителем председателя комиссии по ЧС. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников военных гарнизонов и военных комиссариатов.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, организации, учреждения. В состав объектовой эвакуационной комиссии входят начальники основных отделов (служб), начальники цехов или их заместители.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

организация и планирование эвакуации на своем уровне и в под­ведомственных звеньях;

организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

организация и контроль за своевременным комплектованием, подго­товкой и поддержанием готовности эвакуационных органов.

Эвакоприемные комиссии создаются для организации непосредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон ЧС. Комиссии формируются при органах исполнительной власти (местного самоуправления). В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, учреждений, сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от форм собственности.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном взаимодействии с органами управления по делам ГОЧС.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначены для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуированного населения. СЭП размещаются вблизи железнодорожных и автобусных станций, морских и речных портов (пристаней), маршрутов пешей эвакуации и других мест, обеспечивающих сбор людей.

Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения, а для временного размещения населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один эшелон, судно, колонну.

СЭП обеспечивается прямой связью с городскими, районными и объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

При экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из зон ЧС сборные эвакуационные пункты могут не развертываться. Их задачу в этих случаях выполняют оперативные группы (ОГ), за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (район, поселок, ЖЭК, ДЭЗ и др.).

На оперативные группы возлагаются задачи:

· оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (жительства или работы);

· распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

· контроль за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов;

· организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуированного населения и предназначены для его встречи и отправки в места последующего размещения. Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы, другие административные и общественные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время – возможность обогрева. В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.

При эвакуации в случае аварии на радиационно и химически опасном объекте создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны возможного радиоактивного загрязнения (химического заражения) и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, медицинскую помощь, санитарную обработку и отправку населения к местам временного размещения. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви.

На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

При эвакуации населения в пешем порядке для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов исполнительной власти из числа, как правило, ответственных работников дорожных организаций. Для вывода (вывоза) населения назначаются маршруты эвакуации, которые нумеруются. При возможности маршруты эвакуации не должны совпадать с маршрутами движения формирований РСЧС и подвоза материально-технических средств.

Основной обязанностью начальника маршрута эвакуации является обеспечение беспрепятственного прохождения колонн, поддержание организованности и установленного порядка. Начальник маршрута обеспечивается средствами связи. Также в его распоряжение могут передаваться средства инженерного обеспечения движения (бульдозеры, экскаваторы и др.). На маршрутах эвакуации организуется комендантская служба и служба регулирования движения. К решению данной задачи широко привлекаются органы МВД РФ.

Занятие 2. Планирование и обеспечение эвакуации

Планирование эвакуации

Планирование эвакуации проводится в период заблаговременной подготовки на основе прогноза возможных ЧС, их масштабов и последствий. За основу берется наиболее неблагоприятный вариант развития ситуации применительно к каждому потенциально опасному объекту и ЧС природного характера.

Планирование эвакуационных мероприятий осуществляет эвакокомиссия.

Эвакуационные комиссии в ходе заблаговременной подготовки разрабатывают План эвакуации, который является составной частью (разделом) Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При этом он разрабатывается на правах самостоятельного документа. План эвакуации разрабатывается на всех уровнях и является основным планирующим документом, определяющим порядок, последовательность и сроки эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.

К разработке Плана эвакуации привлекаются должностные лица управлений (отделов) ГОЧС, органов исполнительной власти, организаций и предприятий.

Планирование эвакуации осуществляется на основе тщательного прогноза и оценки возможной обстановки. В ходе оценки обстановки опреде­ляются:

источники (потенциально опасные объекты) ЧС техногенного характера в регионе (районе) и мас­штабы возможных ЧС, вызванных этими источниками, прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкретных ЧС;

виды стихийных бедствий, которые могут возникнуть на территории региона, их мас­штабы, последствия и прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкрет­ных ЧС природного характера;

численность населения, проживающего в опасных зонах и подлежащее эвакуации;

расчет сил и средств, необходимых для проведения эвакомероприятий при всех возможных вариантах развития чрезвычайных ситуаций;

порядок организации и проведения эвакомероприятий;

районы (места) для временного размещения, а при необходимости и для дли­тельного проживания эвакуируемого населения;

порядок обеспечения эвакомероприятий.

При разработке плана эвакуации члены комиссии руководствуются принципом необходимой достаточности и максимально возможного использования всех имеющихся сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств по проведению и обеспечению эвакуации населения предусматривается привлечение в установленном порядке сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти, органов военного командования и других структур.

Для планирования эвакомероприятий из зон возможных чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера необходимо знать основные показатели:

удаление и потенциальную вместимость населенных пунктов, других учреждений и организаций по приему и размещению эвакуируемого населения;

наличие и возможности транспортных средств (по видам) и состояние дорожно-транспортной сети (маршрутов эвакуации);

наличие эвакоорганов и их готовность к проведению эвакуационных мероприя­тий;

возможности имеющихся сил и средств по всестороннему обеспечению эвакуации и организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

порядок взаимодействия с органами военного командования и другими органами исполнительной власти при подготовке и про­ведении эвакомероприятий.

Основу общего замысла Плана эвакуации составляют вопросы: численность эвакуируемых и последовательность их эвакуации, вид и количество транспортных средств, районы размещения людей и маршруты эвакуации, эвакуационные органы, их состав и места расположения.

План эвакуации разрабатывается текстуально. В нем отражаются следующие основные вопросы:

порядок оповещения населения о начале эвакуации;

численность эваконаселения с разбивкой по категориям;

виды, порядок и сроки эвакуации населения;

количество населенных пунктов, предприятий, организаций, подлежащих эвакуации;

районы размещения населения и их возможности по размещению эвакуируемого населения;

расчет количества транспортных средств и их распределение;

маршруты эвакуации, организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движе­ния на маршрутах эвакуации;

расчет количества и места расположения сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки;

мероприятия по подготовке районов эвакуации, пунктов посадки;

порядок вывоза материальных и культурных ценностей;

организация размещения эвакуированных в местах эвакуации и первоочередного жизне­обеспечения;

порядок проведения санитарно-противоэпидемических и медицинских мероприятий;

организация управления эвакуацией, другие вопросы.

В целях детализации ряда положений к Плану эвакуации разрабатывается ряд приложений в виде карт, схем, графиков и расчётов. Основным из них является расчёт на проведение мероприятий по эвакуации. В данном документе излагается расчет населения, подлежащего эвакуации; распределение эвакуируемых по способам эвакуации; расчёт транспорта и его распределение по организациями, учреждениям, населенным пунктам для эвакуации населения.

В безопасных районах эвакуационные комиссии при участии органов управления по делам ГОЧС, а также органов исполнительной власти (местного самоуправления), руководства организаций и учреждений разрабатывают план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, который также оформляется в виде раздела Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Принципы и способы эвакуации

Планирование и проведение эвакуации осуществляется исходя из принципа крайне важно й достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

Количество людей, подлежащих эвакуации, каждый раз определяется местными органами власти с учётом рекомендаций органов управления ГОЧС. исходя из условий, характера и масштабов чрезвычайных ситуации.

Во время эвакуации вывозят (выводят) людей в загородную зону, ᴛ.ᴇ. в те районы и населœенные пункты, где дальнейшее проживание не представляет опасности. Их удалённость должна быть самой различной, от нескольких до сотен километров. Районы (населённые пункты), где размещается эвакуированное населœение, как правило, находятся вблизи желœезных и автомобильных дорог, речных пристаней.

В условиях возникновения чрезвычайной ситуации особо важное значение приобретают сроки эвакуации. Для их уменьшения применяют комбинированный способ. Он предусматривает как вывоз населœения автомобильным, желœезнодорожным, водным транспортом, так и массовый вывод в пешем порядке.

Эвакуационные мероприятия планируются и реализуются по производственно - территориальному принципу. Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, то есть по предприятиям, цехам, отделам. Эвакуация населœения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу - по месту жительства, через домоуправления и различные другие жилищно-эксплуатационные организации. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но в особых случаях образовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.

Организуют эвакуацию начальники ГО - главы администраций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждений. Рабочим органом являются управления ГОЧС.

Эвакуационные комиссии создаются на предприятиях, в организациях и учреждениях. Ведут учёт количества рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации. Разрабатывают документы, контактируют с районными (городскими) органами, сборным эвакуационным пунктом (СЭП), эвакоприёмной комиссией и приёмным эвакопунктом (ПЭП) в загородной зоне.

Сборный эвакуационный пункт предназначен для сбора, регистрации и организованной отправки населœения. При вывозе людей желœезнодорожным или водным транспортом СЭП размешаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе населœения автотранспортом СЭП размещается на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, к нему приписываются ближайшие учреждения и организации.

Приёмные эвакуационные пункты создаются для встречи прибывающих в загородную зону людей, их учёта и размещения в конечных населённых пунктах.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) назначаются для населœения, эвакуируемого пешим порядком, когда конечные пункты размещения значительно удалены от города. Οʜᴎ размещаются в населённых пунктах, находящихся на маршрутах движения. Оттуда дальше населœение следует пешком или вывозится транспортом.

Для оказания помощи больным используются местные лечебные учреждения, а также тот медицинский персонал, который должен быть приписан к колонне.

Пункты посадки организуются на желœезнодорожных станциях и платформах, в портах и на пристанях, у подъездных путей предприятий. Пункты посадки на автотранспорт создаются, как правило, непосредственно у СЭП.

Пункты высадки располагаются вблизи мест размещения эвакуируемого населœения.

Для подготовки и проведения эвакуации привлекаются органы по делам ГОЧС, эвакуационные органы, органы военного командования, министерства, ведомства, объекты экономики, коммерческие организации. Непосредственное планирование, организация и проведение эвакуации населения возлагается на эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (ЭК), эвакоприемные комиссии (ЭПК), сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), оперативные группы по вывозу эваконаселения (ОГ), группы управления на маршрутах эвакуации; администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии бывают территориальные и объектовые. Территориальные ЭК и ЭПК работают под руководством заместителей начальников ГО местного самоуправления, а объектовые – заместителей начальников ГО объектов экономики. Основные задачи эвакокомиссии: разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях; организация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий; комплектование и подготовка эвакоорганов; подготовка и проведение эвакомероприятий. Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. По решению местной администрации в загородной зоне формируется районная (городская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы администрации.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП)предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакоколонн и эшелонов и их своевременной отправки по назначению, а также для обеспечения общественного порядка и укрытия населения в защитных сооружениях по сигналам ГО. СЭП следует размещать вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней и в других местах, обеспечивающих условия для сбора и отправки людей. Для их размещения используются общественные здания и сооружения. Каждому СЭП присваивается свой номер. К нему приписываются объекты, домоуправления и т.п. с общей численностью эвакуируемых до 4-6 тысяч человек в смену. Администрация СЭП назначается решением соответствующих исполнительных органов, а на объекте – приказом его руководителя.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).Создаются за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших к ним населенных пунктах, вблизи путей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются в инженерном отношении и предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения. Если требуется, то на ППЭ осуществляется обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП)предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Они располагаются вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки в общественных и административных зданиях. В структуру ПЭП входят следующие группы: встречи, приема и размещения, регистрации и учета, отправки и сопровождения эвакуируемых, охраны общественного порядка; а также стол справок, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комендантская служба.

Группы управленияпредназначаются для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования. Они назначаются решением администрации города (района). В группу управления входят представители МВД, ГОиЧС, отраслей (объектов) экономики, персонал которых выводится по данному маршруту пешим порядком, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых они проходят.

Оперативные группысоздаются, как правило, при локальных военных конфликтах и необходимости скорейшего вывоза населения из пунктов приграничной зоны. Они формируются из представителей органов местного самоуправления и военного управления, органов МВД и ГОЧС. В их состав входят следующие подразделения: оповещения, учета и регистрации населения, транспортные, охраны общественного порядка, размещения людей, посты организации общественного питания, обеспечения предметами первой необходимости и медицинские.

Администрация пунктов посадки (высадки).В них включаются в основном представители транспортных органов. Задачи таких пунктов: обеспечение своевременной подачи транспортных средств, организация посадки (высадки) людей, контроль за обеспечением охраны общественного порядка и медицинской помощи, учет отправки (прибытия) транспортов и информирование об этом соответствующих эвакокомиссий.

3.3. Понятие о планировании и обеспечении эвакуации

Планирование эвакомероприятий организуют эвакокомиссии органов исполнительной власти, отраслей и объектов экономики совместно с соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО объектов заблаговременно, еще в мирное время. Планы эвакуации оформляются в виде самостоятельных разделов плана ГО и согласовываются с планами по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. Планы эвакуации согласовываются также с планами приема и размещения эвакуируемого населения, подготавливаемыми эвакоприемными комиссиями.

Для определения очередности эвакуации граждан и более четкого планирования, проведения и размещения все эвакуируемые делятся на три группы. ПЕРВАЯ – рабочие и служащие, продолжающие производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающие их жизнедеятельность. ВТОРАЯ (трудоспособное население) – рабочие и служащие, прекращающие в особых условиях трудовую деятельность или переносящие ее в загородную зону. ТРЕТЬЯ – остальное население, основная часть которого может быть вывезена еще до начала общих эвакомероприятий. При планировании, подготовке и проведении эвакуации предусматриваются и заблаговременно прорабатываются все виды обеспечения.

Оповещение. Органы управления ГОЧС города (района), а также руководство отраслей экономики оповещают руководителей объектов по своим ведомственным каналам связи. Население же получает сообщения об эвакуации, обстановке и о порядке действий с помощью средств местного вещания. После получения сообщения об эвакуации, эвакуируемые берут с собой документы, личные вещи (ручную кладь) с расчетом на длительное пребывание в загородной зоне, но не более 50 кг на одного взрослого человека, а также продукты питания на 2-3 суток. Затем самостоятельно, на городском транспорте, работающем в этот период круглосуточно, прибывает на СЭП.

Транспортное обеспечение включает подготовку, распределение и эксплуатацию транспорта, предназначенного для эвакоперевозок. Его осуществляют органы министерств транспорта и путей сообщения, ведомств, организаций и учреждений, имеющих транспорт. Кроме того, заключаются соглашенияобязательства с владельцами личного транспорта на участие в эвакомероприятиях и на его материальное обеспечение. Примерные нормы вместимости транспортных средств при эвакоперевозках населения приведены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2 Примерные нормы вместимости транспортных средств при выполнении эвакуационных перевозок населения

1. Железнодорожный транспорт
Наименование и тип транспортных средств Вместимость, чел.
Пассажирские цельнометал. вагоны открытого типа
Пассажирские цельнометал. купейные и мягкие вагоны
Вагоны электропоездов и дизельпоездов
Грузовые крытые, почтовые и почтово-багажные вагоны 2. Автомобильный транспорт
Автобусы РАФ, УАЗ, ГАЗель (особо малые) 10-12
Автобусы малые типов ПАЗ, КАВЗ
Автобусы средние типов ЛАЗ, ЛИАЗ 45-50
Автобусы большие (Икарус-180, 280) до 140
Грузовые а/м грузоподемкости 2-5т (ГАЗ-53, ЗИЛ-130)
Грузовые а/м грузоподемкости 5-8т (МАЗ-200, 500, УРАЛ)
Грузовые а/м грузоподемкости более 8т (КРАЗ, КАМАЗ) 3. Водный транспорт (речной)
Пассажирские суда типа «Ленин»
Пассажирские суда типа «Москва»
Пассажирские суда типа «Россия»
Пассажирские суда типов «Метеор» («Ракета») соответственно 150 (70)
Грузовые самоходные суда типов «Волго-Дон» (Балтий- 2200 (1000)

Примечание. Нормы вместимости судов определены из потребностей площади 1 кв.м на человека с учетом использования полезных площадей трюмов, твиндеков, палуб.

Медицинское обеспечениеосуществляется по территориальнопроизводственному принципу и включает своевременное оказание медицинской помощи на всех этапах эвакуации и в загородной зоне, санитарнопрофилактические мероприятия.

Обеспечение безопасности движения и охраны общественного порядкавозлагается на органы внутренних дел, закрепленные за соответствующей территорией, и формирования служб ГО.

Инженерное обеспечениеосуществляют органы Минстроя РФ и другие строительные организации независимо от форм собственности, а также инженерные службы ГО. Оно включает оборудование убежищ и укрытий, мест разбора воды в мелкую тару и их содержание, устройство санузлов. На маршрутах движения улучшаются дороги, усиливаются мосты, оборудуются переправы и объезды разрушенных или непроходимых участков, на водных маршрутах устанавливаются навигационные знаки.

Материально-техническое обеспечение- это техническое обслуживание и ремонт транспорта, снабжение горючим и смазочными материалами, запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости. Такие мероприятия возлагаются на органы Госкомрезерва, министерства сельского хозяйства и продовольствия, на предприятия и организации жилищнокоммунального хозяйства, торговли и соответствующие службы ГО.

Коммунально-бытовое обеспечение в загородной зоне осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления, министерств и ведомств.

Финансовое обеспечение.В федеральных органах исполнительной власти и в подчиненных им организациях оно выполняется за счет федерального бюджета; в субъектах РФ и входящих в их состав административнотерриториальных образованиях на это идут средства субъектов и местных бюджетов; на самостоятельных предприятиях используются средства, выделяемые на административно-управленческие и эксплуатационные расходы.

Разведкаведется с целью получения достоверных данных о состоянии дорог, водных преград, речных и морских маршрутов, об очагах радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также уточнения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки.

Защита- важнейший элемент жизнеобеспечения людей. Она заключается в планировании и проведении радиационной и химической разведки, дозиметрического и химического контроля, в подготовке средств коллективной и индивидуальной защиты. Кроме того, она предполагает охрану жизни и здоровья эвакуируемых от криминала, диверсий и т.п. Наиболее сложные мероприятия защиты выполняются с привлечением формирований защиты, войсковых частей и подразделений МВД, ГОиЧС.