Эвакуация населения проводится в том случае если. Правила поведения населения при эвакуации в случае чс. Эвакуационные органы. Назначение, состав, размещение

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

  • * Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения служит краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
  • * Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

  • * Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает несколько тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают обычно в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.
  • * Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.
  • * Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения. Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных мероприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизнедеятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости; во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населения; в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.

Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:

  • - население, эвакуируемое из района ЧС;
  • - больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они находятся на лечении;
  • - нетранспортабельные больные;
  • - рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжающих производственную деятельность.

Подготовку к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осуществляют заблаговременно. Ее организуют по территориально-производственному принципу. Подготовка включает:

  • - планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовку соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;
  • - организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, в пунктах высадки, на приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения в загородной зоне;
  • - проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,

предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тесном взаимодействии со штабами по делам ГО и ЧС.

На период проведения эвакуационных мероприятий на маршрутах эвакуации разворачивают медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников. Медицинские пункты разворачивают в лечебно-профилактических учреждениях по заданию соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС.

Задачи медицинского пункта:

  • - оказание неотложной медицинской помощи заболевшим;
  • - направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в госпитализации;
  • - выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных;
  • - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществляют исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 человек, в мирное время на 600 человек - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в поликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.

Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных и на другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.

Большое значение для повышения эффективности защиты людей имеют мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

  • - обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;
  • - морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;
  • - использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного или химического загрязнения территории и др.;
  • - использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;
  • - соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения;
  • - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;
  • - проведение мероприятий медицинской защиты - составной части медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населе­ния является его эвакуация из опасных районов (зоны ЧС).

Эвакуация. Это комплекс мероприятий по организованному вы­возу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС в заранее подготовленные безопасные районы. Особенности эвакуа­ции определяются видом ИЧС, масштабом воздействия его ПФ, численностью эвакуируемых, временем и срочностью ее проведения.

В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация под­разделяется на плановую и экстренную.

Плановая эвакуация - заблаговременный (упреждающий) вы­воз населения и материальных ценностей для защиты от совре­менных средств поражения (в военное время) или при достовер­ном прогнозе ЧС крупного масштаба (в мирное время). Основани­ем для принятия данной меры является достоверный краткосро­чный прогноз возникновения ЧС (от нескольких десятков минут до нескольких суток), который может уточняться за это время.

В зависимости от характера развития ЧС и численности населе­ния, подлежащего эвакуации, последняя может быть локальной, местной и региональной (масштаб эвакуации).

Локальная эвакуация проводится, когда зона возмож­ного воздействия ПФ ИЧС ограничена пределами отдельных го­родских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуированных не превышает несколько тысяч че­ловек. Они размещаются, как правило, в непострадавших районах города или населенных пунктов.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попа­дают средние города, отдельные районы крупных городов, сельс­кие районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуированные размещаются обычно на ближайших безопасных территориях региона.


Региональная эвакуация проводится при условии рас­пространения ПФ на площади, охватывающей территории с вы­сокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население может быть вывезено на значительные расстояния.

Для проведения эвакуации в короткие сроки используют транс­порт всех видов (железнодорожный, автомобильный, речной, морской, реже воздушный), а также транспорт индивидуального пользования. При этом может быть задействован не только пасса­жирский, но и грузовой транспорт (грузовые вагоны, баржи и т.д.). На малые расстояния и при недостаточном количестве транспор­та может использоваться пешее передвижение. В этом случае транс­порт используется для тех, кто не может передвигаться самостоя­тельно (престарелые, больные, дети до 10 лет и т.д.).

В зависимости от охвата населения, оказавшегося в зоне ЧС, эвакуация может быть общей и частичной. При общей эвакуации вывозят (выводят) население всех категорий, при частичной - только нетрудоспособное население (дети дошкольного возраста, учащиеся школ и т.д.).

В основу организации эвакуации положен территориально-про­изводственный принцип. Организованная часть населения (рабо­чие и служащие и их семьи) эвакуируются по производственному принципу (по предприятиям, учреждениям). Неработающее насе­ление (пенсионеры, престарелые и т.д.) эвакуируются через жилищные конторы по месту жительства (территориальный прин­цип). Студенты высших и средних специальных учебных заведе­ний-эвакуируются университетами, институтами, техникумами и т.д. Дети дошкольного и школьного возрастов эвакуируются вме­сте с родителями.

Расселяют эвакуированных в безопасных районах в домах мест­ных жителей, в общественных зданиях (школах, домах отдыха, спортивных базах, пансионатах и т.д.), а также во временно воз­водимом жилье (сборно-разборных домах, палатках и т.п.).

Экстренная (или безотлагательная) эвакуация проводится при очень малом времени упреждения ЧС или в условиях воздействия ПФ ИЧС. Особенности ее в отличие от плановой:

как правило, масштаб эвакуации носит локальный характер;

решение о проведении эвакуации принимается на местном уровне;

места для размещения эвакуированных выбираются оператив­но в зависимости от складывающейся обстановки.

Организация эвакуации. При возникновении ЧС эвакуация мо­жет быть крайне необходимым и порой единственно надежным способом защиты. Федеральный закон «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ возлагает решение задач, свя­занных с организацией эвакуации населения, на органы испол-


нительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Непосредственно этим занимаются эва­куационные органы соответствующих административно-террито­риальных образований, объектов экономики и органы управле­ния ГОЧС. С этой целью, начиная с объекта (предприятие, орга­низация, учреждение), детально прорабатываются планы эвакуа­ции. Плановую эвакуацию предусматривается проводить:

а) при угрозе военных действий - из категорированных горо­дов; населенных пунктов, в которых имеются объекты особой важ­ности, и крупных железнодорожных станций; пограничных рай­онов в зоне боевых действий;

б) в мирное время при возникновении ЧС - из зон возможного катастрофического затопления; возникновения сильных (М = = 7...8) землетрясений, из 30-километровой зоны вокруг АЭС.

В разрабатываемых планах для экстренной эвакуации преду­сматривается несколько ее вариантов в зависимости от места и масштабов аварии на ПОО или опасного природного явления. Во всех планирующих документах отражаются:

порядок оповещения эвакоорганов, транспортных служб и на­селения о начале эвакуации;

порядок, сроки и транспортное обеспечение;

пункты посадки и высадки населения, маршруты движения, размещение населения в местах расселения и т.д.

Эвакуация считается завершенной, когда все население, нахо­дящееся в зоне действия ПФ, покинет опасные районы.

Основным рабочим органом для организации эвакуации на объекте является объектовая эвакуационная комиссия (ОЭК), которая и разрабатывает все документы на эвакуацию, вплоть до размещения эвакуированных и их жизнеобеспечение.

Для сбора, регистрации и организованной отправки населения организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП), к которым приписываются ближайшие объекты, а также неработающее на­селение данного района. Если конечный пункт находится на зна­чительном расстоянии, то организуются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) со­здаются для встречи эвакуированных и их размещения на коне­чных пунктах.

Подготовка населения к эвакуации. Большое и, может быть, решающее значение для организованного проведения эвакуации имеет своевременное оповещение населения о сроках и порядке ее проведения.

Получив распоряжение о начале эвакуации, начальник ГО (ру­ководитель предприятия, учреждения) сообщает об этом руково­дителям производственных подразделений, указывая при этом место сбора эвакуированных (номер СЭП и место его расположе­ния) и время прибытия на СЭП. Руководители производственных


подразделений оповещают рабочих и служащих объекта, а те - членов семей.

Неработающее население оповещается по месту жительства жилищными органами.

Узнав об эвакуации, граждане должны немедленно подгото­виться к выезду. Брать с собой следует самое необходимое:

личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;

продукты питания на 2 - 3 сут и питьевую воду;

одежду (в том числе и теплую), белье, туалетные принадлеж­ности, некоторые постельные принадлежности.

Из продуктов питания следует брать только такие, которые могут храниться без холодильника: консервы, концентраты, сыр, сахар и т. п.

Все вещи и продукты следует уложить в чемоданы, сумки, рюкзаки. Если эвакуация проводится пешим порядком, лучше все вещи и продукты питания уложить в рюкзак или вещевой мешок.

Перед уходом из квартиры необходимо выключить все освети­тельные и нагревательные приборы (лучше обесточить квартиру), закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть окна, форточки, включить охранную сигнализацию (если такая есть), закрыть квартиру на все замки.

Если в семье кто-то не может эвакуироваться вместе со всеми (больные, престарелые), об этом следует сообщить начальнику СЭП для принятия необходимых мер.

Црибыв на СЭП, необходимо обязательно зарегистрироваться.

Общие обязанности населения при подготовке и проведении эва­куации. Для организованного и быстрого проведения эвакуации следует соблюдать ряд мер.

1. В квартире (доме) держать постоянно включенными репро­дукторы, радиоприемники (особенно после получения сигнала «Внимание всем!»). Это позволит в любое время услышать распо­ряжения, сигналы и указания административных органов.

2. Получить (если не были получены ранее) и привести в го­товность СИЗ (желательно потренироваться в их использовании). Всегда иметь при себе СИЗ. При отсутствии табельных СИЗ изго­товить простейшие средства защиты органов дыхания, приспосо­бить для защиты кожи повседневную одежду.

3. Подготовить домашнюю аптечку: градусник, нашатырный спирт, йод, питьевую соду, вату, бинты и другие средства.

4. Провести противопожарные мероприятия в квартире, убрать воспламеняющиеся предметы, подготовить средства пожаротуше­ния.

5. Повысить защитные свойства квартиры от радиоактивных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Для этого тщательно заделать все щели и неплотности в окнах и дверях.


6. Защитить продукты питания и воду от попадания радиоак­тивных веществ, СДЯВ и бактериальных средств.

7. При объявлении о начале эвакуации быстро к ней подгото­виться и к назначенному времени прибыть на СЭП (или в другое указанное место), зарегистрироваться и ждать дальнейших распо­ряжений.

Глава 7 ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Введение

Эвакуация (лат. evacuatio, от evacuare -- опорожнять, удалять) -- комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать от рассредоточения и отселения.

Эвакуация -- процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и т. п., и в последнюю очередь гражданского населения.

Цель данной работы заключается в рассмотрении подготовки населения к эвакуации и правил поведения при её проведении.

Эвакуация населения

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской профилактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-временными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуированные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категории населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов ЧС. Основой принятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповещения и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией занимаются эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального населения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства используются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из которого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания

Задачами СЭП являются:

оповещение и сбор населения;

регистрация и подготовка людей к отправке;

формирование пеших колонн;

организация посадки на транспорт;

организация оказания медицинской помощи заболевшим;

укрытие людей, прибывших на СЭП;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес не более 50кг.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адресом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные написать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки могут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза заболевшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители предприятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обочинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого населения в палатках.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на предприятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в районы временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с заблаговременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистрацию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуждающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей автотранспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атомной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладающего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облучению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наименьшими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговременной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эвакуированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.

Эвакуация- это организованный вывоз или вывод лю­дей из опасных районов в загородную зону.

Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краев или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, хими­ческого заражения, катастрофических затоплений либо воз­можного радиоактивного заражении, пригодная для прожи­вания населения.

Эвакуация осуществляется в случае возникновения чрез­вычайных ситуаций, при угрозе их возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также и случае возможного применения противником ядерного ору­жия.

Решение на эвакуацию городов принимает правительство. Эвакуация занятых в производственной сфере работников, а также членов их семей производится по производственно­му признаку, т.е. по месту работы. Остальная часть населе­ния эвакуируется по территориальному признаку, т.е. по ме­сту жительства.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

1) рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей;

2) рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей;

3) неработающее население и учащиеся.

Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и тре­тью. В ближайшей зоне размещают первую группу, посере­дине размещают вторую группу и в дальней зоне - третью группу.

Каждому предприятию (организации, учреждению, учеб­ному заведению и т.д.), из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения. В зависи­мости от численности эвакуируемых этот район может вклю­чать один или несколько рядом расположенных населенных пунктов.

Для проведения эвакуации создаются эвакуационные, ко­миссии при правительстве, в областях, городах и на крупных объектах.

О предстоящей эвакуации население оповещается заблаго­временно через средства массовой информации, т.е. через радиотрансляционную сеть, телевидение или другими спосо­бами.

Для эвакуации используются различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, включая личный, вод­ный и воздушный. Эвакуация может осуществляться и пе­шим порядком. В этом случае ее проводят организованно, колонны ведут по специальным маршрутам. Если используют автотранспорт, вывоз планируется на расстояние до 100 кило­метров, при этом формируют колонны по 25 - 30 машин.



В условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени эва­куация населения имеет свои особенности.

Эвакуацию планируют, организуют и проводят исполни­тельные органы власти и руководители предприятий и орга­низаций. Основную роль берут на себя комиссии по чрезвы­чайным ситуациям. Планирование эвакуации осуществля­ется на основе прогнозов чрезвычайных ситуаций природно­го или техногенного характера.

Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и т.д. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятель­ствами.

В целях быстрого и организованного проведения эвакуа­ции необходимо предусмотреть и заблаговременно спланиро­вать: транспортное обеспечение; материальное обеспечение; медицинское обеспечение; инженерное обеспечение; противо­радиационное и противохимическое обеспечение; техническое обеспечение; охрану общественного порядка.

Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы, пере­возку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно.

Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных пере­понок, топливом, смазочным и иными материалами, а эвакуируемого населения - продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и об­щественного питания. Местным органам власти поручается расширить сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организовать их работу по уплотненному графи­ку, используя для этого эвакуированных работников.

Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Создаваемые медицинские пункты обязаны:

оказывать неотложную медицинскую помощь заболев­шим людям;

выявлять и изолировать инфекционных больных с по­следующей эвакуацией в лечебные учреждения.

В состав эшелона (колонны) включаются 1 - 2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большие расстояния и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водо­снабжением эвакуированных людей, оказывать им медицин­скую помощь. В местах расселения эвакуируемого населения медицинское обеспечение организуется за счет местных ор­ганов здравоохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города.

Инженерное обеспечение включает:

Оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.

Противорадиационное и противохимическое обес­печение предусматривает:

Организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на марш­руте и в местах расселения людей в загородной зоне (безопасном районе)

Укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населе­ния средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслу­живания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты поврежденных машин, снабжении их запасными частями и ремонтными материалами. К выполнению указанных меро­приятий привлекаются формирования технической службы (ремонтные предприятия, станции технического обслужива­ния, склады запасных частей).

Для поддержания общественного порядка на объек­тах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения вы­ставляются посты охраны общественного порядка, организу­ется патрулирование. На важных объектах может быть вы­ставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий при­влекаются формирования охраны общественного порядка, соз­даваемые за счет ведомственной военизированной и стороже­вой охраны и добровольных народных дружин.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «эвакуация»?

2. В каких случаях осуществляется эвакуация населения?

3. Кто принимает решение об эвакуации населения города?

4. Каков порядок эвакуации населения из города?

5. Каковы особенности эвакуации населения в условиях чрезвы­чайных ситуаций мирного времени?

6. Как осуществляются транспортное и медицинское обеспечение эвакуации?

1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2 ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ

3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЭВАКУАЦИИ

4 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗВЕНА

5 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ

6 ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАЩИТНОГО СООРУЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НЕМ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Одним из основных способов защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).

Рассредоточение - это организованный вывоз из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих деятельность в этих городах, как при ЧС мирного характера, так и военного времени.

Периодически, в соответствии с производственным циклом объекта экономики возвращаются в город для работы, после чего вновь убывают на отдых в загородную зону. Что касается учебных заведений, то они на это время прекращают свою деятельность.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны, субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне возлагается на начальников Гражданской Обороны:

На территории РФ и входящих в ее состав административно-территориальных образований - на соответствующих руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

В отраслях и на объектах экономики - на их руководителей.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы гражданской обороны, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационным мероприятиям представляется возможным выделить следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне. Классификация вариантов проведения эвакуации, в зависимости от времени и сроков проведения:

- заблаговременная , при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийных бедствиях, или применения противником ОМП. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия, или данных разведки на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течении этого срока.

- экстренная , в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей. В зависимости от требований к срочности принятия решения на проведение эвакуации и ожидаемых масштабов чрезвычайной ситуации эвакуация может объявляться председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы, на территории которой возникла опасность, если соответствующая комиссия не создана. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано и диспетчером опасного техногенного объекта. Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и их семей, осуществляется по производственному принципу начальниками ГО предприятий (т.е. по предприятиям, учреждениям, организациям), на которые возлагается ответственность за проведение эвакуации.

Эвакуация неработающего населения производится по территориальному принципу (т.е. по месту жительства) и организуется городскими эвакокомиссиями совместно с ЖЭУ, ЖКК, РЭУ. Места рассредоточения и эвакуации определены заранее. Например, для г. Сургута - это г. Когалым и г. Нефтеюганск - для эвакуации. Район Лянтора и других населенных пунктов - для рассредоточения.

Рассредоточение и эвакуация может проводиться пешим порядком, с использованием транспортных средств, а также комбинированным способом. Вид транспорта, задействованный для эвакуации может быть самым разнообразным: автотранспорт, железнодорожный, водный и личный транспорт. Учитывая климатические условия города Сургута, население города будет эвакуироваться в основном авто- и железнодорожным транспортом. Использование водного и личного транспорта не целесообразно, также как и вывод населения пешим порядком.

Автотранспорт - в большинстве случаев используется для вывоза эвакуируемых на большие расстояния. При перевозках автотранспортом помимо пассажирских автобусов применяются приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Повышаются нормы загрузки автотранспортных средств. Автотранспорт сводится в колонны по 25-30 машин.

Для вывоза населения по железной дороге используются не только пассажирские ж/д составы, но различные средства, обычно не применяемые в нормальных условиях для перевозки людей (товарные вагоны, полувагоны, платформы и др.). Предусматривается более плотная загрузка вагонов, а также увеличение длины поездов.

Оповещение рабочих и служащих предприятий проводится руководителями объектов, как только они получат распоряжение на проведение эвакомероприятий со штаба ГО и ЧС. При этом должно быть указано: 1. к какому времени прибыть на СЭП; 2. каким транспортом будет организована отправка в загородную зону; 3. район размещения в загородной зоне.

2 ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы:

- эвакуационные комиссии - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;

- сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские и объектовые;

- эвакуационные приемные комиссии - при органах местного самоуправления;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

- оперативные группы (ОГ) - по организации вызова эваконаселения;

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

Администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии - заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ.

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЭВАКУАЦИИ

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них - рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.

Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации - радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.

Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения - от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.

Из вещей берется самое необходимое - одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Эти виды одежды и обуви наиболее пригодны для использования в качестве средств защиты кожи в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения. Обязательно следует взять теплые (шерстяные) вещи, даже если эвакуация производится летом.

Необходимо также взять с собой продукты питания и немного питьевой воды. Продукты питания берутся на 2-3 суток, лучше брать не скоропортящиеся продукты, легко сохраняемые и не требующие длительной подготовки перед употреблением - консервы, концентраты, сухари и т.д. Воду целесообразно хранить во фляжке.

Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше - в соответствии с физической выносливостью каждого человека.

Все вещи и продукты питания должны быть упакованы в рюкзаки, мешки, сумки, чемоданы или связаны в узлы. При эвакуации пешим порядком их следует упаковывать в рюкзаки и вещевые мешки, чтобы удобнее было нести. К каждому месту с вещами и продуктами питания прикрепляется бирка с фамилией, именем и отчеством, адресами постоянного места жительства конечного пункта эвакуации их владельца.

Из документов взрослые должны иметь при себе: паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения, свидетельство о браке и рождении детей.

Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей. Подбирая одежду и обувь для детей, нужно учитывать их защитные свойства и время года. Для детей до 3 лет следует запасти детские продукты, которых в пунктах питания может не быть, - детское питание, сухое молоко, консервированные соки и т.д.; для детей дошкольного и младшего школьного возраста из продуктов питания лучше всего брать консервы, концентраты, сыры, сухари, печенье и другие не скоропортящиеся продукты, а также флягу с кипяченой водой. Все продукты должны быть упакованы в целлофановые пакеты. Дошкольникам необходимо, подготовить их любимые игрушку и книгу. К чемоданам (рюкзаками) с вещами и продуктами питания эвакуируемых детей надо прикрепить бирки, на которых разборчиво написать фамилию, имя и отчество ребенка, домашний адрес и пункт эвакуации. Аналогичные метки нужно сделать детям дошкольного возраста: во внутренний карман той одежды, в которой они обычно ходят, следует вложить карточку с указанием имени, отчества и фамилии ребенка, года рождения, место жительства и места работы отца или матери; еще лучше написать эти сведения на кусочке белой материи и подшить его с внутренней стороны одежды ребенка под воротником. Сбор населения для эвакуации проводится за 4 часа. Эвакуация рассчитана на месяц.

Город эвакуируется за сутки. Автобусы будут курсировать по городу с табличками СЭП№___.

Посадку на автомобили, суда, в вагоны организуют старше этих транспортных средств. Если человек заболел, он должен, через родственников или соседей, сообщить в ЖЭУ, чтобы его вывезли. Если больной находится в медицинском учреждении, то они эвакуируются с этим учреждением. Прибыв на СЭП, необходимо пойти в регистрацию, затем согласно распределению направиться для отбытия по вагонам, автобусам.

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ АВТОБУСОВ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

4 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗВЕНА

1. Поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и транспортными службами, контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки.

2. Руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы.

3. Осуществление доклада эвакоприемным комиссиям о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта.

4. Сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения, доклад их начальнику ГО и вышестоящим эвакуационным органам.

5. Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.

5 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОБЪЕКТА

ЭКОНОМИКИ

1. Оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия их и членов их семей на СЭП.

2. Постановка задачи начальникам эшелонов, старшим по автоколоннам, вручение им списков эваконаселения, вошедшего в состав колонны (эшелона).

3. Поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза рабочих, служащих объектов и членов их семей в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).

4. Ведение учета и доклад начальнику гражданской обороны объекта и районной (городской) эвакокомиссии о количестве вывезенных в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов ЧС) рабочих, служащих и членов семей (по времени, видам транспорта).

5. Обеспечение защиты населения на СЭП, пунктах посадки, на ППЭ.

6. Поддерживает взаимодействие с эвакоприемными комиссиями в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС). При необходимости высылает туда своих представителей.

6 ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАЩИТНОГО СООРУЖЕНИЯ И

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НЕМ

Население укрывается в защитных сооружениях в случае аварии на АЭС, химическом предприятии, при стихийных бедствиях (смерч, ураган) и возникновении военных конфликтов. Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать месторасположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему.

Маршруты движения желательно обозначать указателями, установленными на видимых местах. Чтобы не допустить скопления людей в одном месте и разделить потоки, на путях движения обычно назначают несколько маршрутов, расчищают территорию, освобождают от всего, что может служить помехой.

В убежище лучше всего размещать людей группами - по цехам, бригадам, учреждениям, домам, улицам, обозначив соответствующие места указками. В каждой группе назначают старшего . Тех, кто прибыл с детьми, размещают в отдельных отсеках или специально отведенных местах. Престарелых и больных стараются устроить поближе к воздухоразводящим вентиляционным трубам.

В убежище (укрытии) люди должны приходить со средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и личными документами. Нельзя приносить с особой громоздкие вещи, сильнопахнущие и воспламеняющиеся вещества, приводить домашних животных. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения коменданта (старшего), самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать защитные герметичные двери, а также зажигать керосиновые лампы, свечи, фонари. Аварийные источники освещения применяются только с разрешения коменданта укрытия на ограниченное время в случае крайней необходимости. В убежище можно читать, слушать радио, беседовать, играть в тихие игры (шашки, шахматы, современные электронные игры).

Укрываемые должны строго выполнять все распоряжения звена по обслуживанию убежища (укрытия), соблюдать правила внутреннего распорядка, оказывать помощь больным, инвалидам, женщинам и детям.

Прием пищи желательно производить тогда, когда вентиляция отключена. Предпочтительнее продукты без острых запахов и по возможности в защитной упаковке (в пергаментной бумаге, целлофане, различного вида консервы). Рекомендуется следующий набор для дневной нормы питания взрослого человека: сухари, печенье, галеты в бумажной или целлофановой упаковке, мясные или рыбные консервы, готовые к употреблению, конфеты, сахар рафинад).

Для детей, учитывая их возраст и состояние здоровья, лучше брать сгущенное молоко, фрукты, фруктовые напитки.

Для всех укрываемых, за исключением детей, больных и слабых, на время пребывания в защитном сооружении следует установить определенный порядок приема пищи, например, 2-3 раза в сутки, и в это время раздавать воду, если она лимитирована.

Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов предприятий, организаций и учреждений, в чьем распоряжении находится убежище. Здесь могут пригодится навыки оказания самопомощи и взаимопомощи.

В соответствии с правилами техники безопасности запрещается прикасаться к электрооборудованию, баллонам со сжатым воздухом и кислородом, входить в помещения, где установлены дизельная электростанции и фильтровентиляционный агрегат. Однако в случае необходимости комендант может привлечь любого из укрываемых к работам по устранению каких-либо неисправностей, поддержанию чистоты и порядка.

После заполнения убежища по распоряжению коменданта личный состав звена закрывает защитно-герметические двери, ставни аварийных выходов и регулировочные заглушки вытяжной вентиляции, включает фильтровентиляционный агрегат на режим чистой вентиляции.

Для нормальных условий внутри убежища необходимо поддерживать определенную температуру и влажность. Зимой температура не должна превышать 10-15? тепла, летом 25-30?. Измеряют обычным термометром, держа его на расстоянии 1 метра от пола и 2 метра от стен. Замеры делают при режиме чистой вентиляции через каждые 4 часа, при режиме фильтро-вентиляции - через 2 часа. Влажность воздуха определяют психрометром каждые 4 часа. Нормальной считается влажность не выше 65-70%.

Если в убежище предстоит находиться длительное время, необходимо создать людям условия для отдыха.

Уборка помещения производится два раза в сутки самими укрываемыми по указанию старших групп. При этом санитарные узлы обязательно обрабатываются 0,5% раствором соли гипохлорита кальция.

Технические помещения убирает личный состав звена по обслуживанию убежища.

В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции.

При возникновении вблизи убежища пожаров или образовании опасных концентраций АХОВ защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха, если такая имеется. Время пребывания населения в защитных сооружениях определяется штабами ГО объектов. Они устанавливают, кроме того, порядок действия и правила поведения при выходе из убежищ и укрытий. Этот порядок и правила поведения передаются в защитное сооружение по телефону или другим возможным способом.

Выход из убежища (укрытия) производится по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.

Список литературы

1. Учебник «Гражданская оборона», В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов.

2. «Гражданская оборона» Н.И.Акимов, М.Л.Василевский, И.Д.Марков,

Л.П.Русман, М.П.Умнов, -М:1969.

3. Конспект лекций по предмету БЖД (Безопасность жизнедеятельности)