Формирование и описание объекта закупки. Отсутствие госта в техническом задании Требования к товарам по 44 фз

Каким образом осуществлять описание объекта закупки? С 1.07.16 внесены изменения в 33 статью 44-ФЗ и теперь не понятно, каким образом донести до участников что именно нужно заказчику. Например, необходимо купить стиральную машину. Пишем характеристики и функции, которыми она обладает и ГОСТ. Правильно ли это? Или теперь при указании ГОСТ, дополнительно можно писать только характеристики, не содержащиеся в упомянутом ГОСТе? Каким образом делать обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которое обязательно должно содержаться в документации.

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

С 1 июля вступают в силу изменения Закона от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ в ряд законодательных актов России по вопросам стандартизации. Закон был принят в качестве «спутника» Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» с целью привести в соответствие с ним нормы 27 документов, среди которых Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ . Закон № 104-ФЗ вступил в силу 1 июля 2016 года, из чего следует, что с этой даты заказчики при составлении документации о закупке должны использовать документацию национальной системы стандартизации (а в случае неиспользования обосновать в документации о закупке причину).

Законом № 162-ФЗ предусмотрено среди прочего создание Федерального информационного фонда стандартов. С 1 июля 2016 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 28 июня 2016 г. № 589, которым утверждено Положение о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им. Определен состав входящих в него документов и правила его комплектования оператором (п. 6 Положения, утвержденного Постановлением № 589). Регламентированы вопросы организации учета, регистрации, комплектования и хранения документов, обмена такими документами с международными, иностранными и региональными органами по стандартизации. Отрегулированы вопросы предоставления сведений о содержащихся в фонде документах и их копий по запросам органов госвласти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

К документам в области стандартизации в соответствии с Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ отнесены:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

Все вышеперечисленные документы должны быть доступны на официальном сайте Росстандарта www.gost.ru. Вести и формировать фонд поручено Росстандарту.

Приказом Минпромторга России от 27 мая 2016 г. № 1730 утвержден порядок свободного доступа к национальным стандартам.При использовании описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки заказчику также необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о техническом регулировании .

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Закона № 184-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Журнал

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Школа закупок

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что часть II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит требования к наличию технологического оборудования, трудовым, и другим ресурсам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Так, например, на стр. 45 документации содержатся требования к каткам дорожным самоходным гладким 8 т, компрессорам передвижным с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа(7 ат), производительностью до 5 м3/мин., рабочему строителю среднего разряда 2,7. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Пример описания объекта закупки по 44-фз

Важно

Из описания должно быть четко понятно, какой именно товар заказчик желает получить.

  • Приведенному описанию должно соответствовать несколько аналогичных товаров различных марок.
  • Такой товар должен существовать. Нередко заказчики описывают продукцию, которая уже давно не производится или вовсе никогда не производилась.
  • В техническом задании не должны прописываться характеристики, соответствие которым можно установить только путем лабораторных исследований.
  • Не должны быть указаны конкретные марки закупаемой продукции. Они могут быть приведены только в качестве примера и сопровождаться надписью «или эквивалент».
  • Отступление в ТЗ от этих правил приравнивается к нарушению законодательства.

Заказчик должен понимать, с какой именно целью он указывает те или иные характеристики.

Требования к описанию объекта закупки по 44-фз

Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствует указание на то, каким образом участнику закупки следует применять данный документ и руководствоваться им при составлении первой части заявки на участие в закупке, а также производстве самих работ. При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России считает, что документация об электронном аукционе сформирована Заказчиком не единообразно и в нарушение п. 1 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе не носит объективный характер, что затрудняет подготовку участниками закупки своих предложений. Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России Р Е Ш И Л А: 1.

Жалоба на избыточность требований заказчика в форме 2

Внимание

Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее Согласно п.


4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) – ч. II документации.
А если оно отсутствует - химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра. К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон +[Сульбактам], лекарственная форма, порошок для приготовления раствора для внутривенного введения». 7. Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.
Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:
  1. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
  2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Эксплуатационные.

Избыточные требования к товарам по 44 ap

Из письменных пояснений следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего, таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него. Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее. 22.04.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст.

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Роль: Поставщик Пункты репутации: 119 Вернуться наверх Re: имеет ли жалоба шансы Tregart писал(а):Ну придет он в ФАС, скажет что у него на складе полки специально вот под эти гостовские коробки сделаны. Чем крыть будете? Не смешите. Ходим и кроем и почти каждый день… Хотя вначале Зак должен чем-то подкрепить такое требование не к товару поставляемому а к таре!!! Тара для одежды….

Можете мне размер одежды назвать по длине 576 см? Правда я бы перед подачей жалобы позвонил бы Заку и уточнил…»может мм»? Последний раз редактировалось Leksele 11 май 2017, 16:05, всего редактировалось 1 раз. Защита от РНП. Жалобы в ФАС, иски в арбитраж, заполнение формы 2 Leksele Профессор Сообщений: 9262 Зарегистрирован: 07 фев 2014, 16:22 Благодарил (а): 292 раз. Поблагодарили: 1048 раз. Роль: Поставщик Вернуться наверх Re: имеет ли жалоба шансы Leksele писал(а):Нарушение.

Избыточные требования к товарам по 44 фз пример

Закона о контрактной системе участнику закупки правомерно отказано в допуске к участию в аукционе. Жалоба является необоснованной.Согласно Закону о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, если это возможно, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст.

Избыточные требования к товарам по 44 фз практика фас

Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств. Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-394/2015 от 28.04.2015.

Избыточные требования к товарам по 44 фз в 2018 году

Понятие и правила описания объекта Описать объект закупки - это по 44-ФЗ означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. Ст. 33 ФЗ-44 описание объекта закупки требует делать с учетом определенных требований. 1. Объективный характер. При описании нельзя указывать показатели, которых нет на рынке аналогичных товаров. Также требования к предмету закупки должны соответствовать реальной потребности заказчика. Характеристики должны быть одинаково понятны для всех участников, не быть излишними и противоречивыми. К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015). 2.

Избыточные требования к товарам по 44 фз какие

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средняя смертельная доза при ведении в желудок и т.д.; — «асфальтобетонные смеси» (стр. 47-49, 81-83, 89-91, 71-73, 92-94, 97-100, 74-75, 109-110, 112-113, 78-80, 51-53, 57-59, 60-62, 119-121, 123-124) требования к зерновому составу; 2) на стр. 45, 49-50, 53-56, 76-77, 83-88, 114-118, 169-172, 185-17, 193-197 Заказчик применил формы сметных расчётов и включил в техническую часть документации требования к наличию у участника закупки технологических и иных ресурсов необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Например, катки массой 8 тонн, машины поливомоечные 600 литров, автогудронаторы 3500 литров, рабочий строитель среднего разряда 2,7, фреза с шириной барабана 1000 мм.

Общие требования

  1. Заказчик указывает в техзадании функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Например, габариты, мощность и режимы работы рентгеновского аппарата, требования к его составным частям, при какой температуре и сколько лет его можно использовать и т.д.

В описание нельзя включать:

  • товарные знаки (молоко «Веселый молочник», автомобиль Toyota, принтер Canon),
  • знаки обслуживания (мобильная связь «МТС», услуги авиаперевозок «Аэрофлот»),
  • фирменные наименования (iPad),
  • патенты, полезные модели и промышленные образцы (радиатор, патент РФ на промышленный образец № 70094),
  • наименование места происхождения товара или производителя (вологодское масло, тульский пряник, каслинское литье),
  • любые требования к товарам, которые ограничивают конкуренцию.

В техзадании можно указать товарные знаки, если:

  • эти товары будут использовать при выполнении контракта, но они — не предмет закупки. При этом в описание нужно добавить слова «или эквивалент».
  • остальные товарные знаки не совместимы с имеющимися товарами или механизмами,
  • закупают запчасти к оборудованию конкретной марки.
  1. В описании закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и термины из действующих технических регламентов. Использование других терминов и показателей придется обосновать.
  2. Описание может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования и т.д. Все должно соответствовать Гражданскому кодексу и техническим регламентам.
  3. Если товар должен соответствовать конкретному изображению, то в документах должно быть это изображение.
  4. В документах указывают место, время и порядок осмотра макета товара, если товар должен ему соответствовать.
  5. В закупке медикаментов заказчик указывает непатентованные международные названия лекарств. В справочной есть статья о закупках лекарств .
  6. Товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, не восстановленным, без замены составных частей.

В документах закупки обязательно указывают минимальные, максимальные и неизменяемые показатели, по которым будут проверять товар.

Дополнительные требования

В некоторых случаях, предусмотренных 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к объекту закупки, производителю или поставщику, например:

При необходимости устанавливают требования к гарантийному сроку:

  • товара и его обслуживания,
  • расходов на эксплуатацию,
  • монтажу и наладке.

Если закупают машины и оборудование, заказчик обязательно устанавливает требования к гарантии.

Дополнительно заказчик может потребовать от поставщика обучить персонал, который будет использовать или обслуживать технику. Все требования к гарантии заказчик указывает в документах закупки. Поставщик предоставляет гарантию вместе с товаром.

Правительство может устанавливать дополнительные правила описания отдельных закупок. Как описывать закупки в оборонном заказе, прописано в 275-ФЗ .

Что указывают в контракте

Цена и условия

Контракт заключают на условиях, которые были опубликованы в документах закупки. До заключения контракта можно написать протокол разногласий . В электронном аукционе протокол разногласий оформляют через интерфейс ЭТП, в остальных видах закупок — по согласованию с заказчиком.

Менять условия заключенного контракта нельзя, за исключение нескольких случаев и только по соглашению сторон (ст. 95 44-ФЗ ,)например:

  • Единственный поставщик снизил НМЦ, при этом объем товара остался прежним.
  • Заказчик в закупке у единственного поставщика увеличил или уменьшил объем товара не больше чем на 10%.
  • Сократилось финансирование заказчика, и он пропорционально уменьшает объем закупки.
  • Закупали лечение за границей, а его стоимость изменилась.
  • Победитель поставляет товар с улучшенными характеристиками.

Цена всегда твердая и действует весь срок контракта. В случаях, установленных правительством, можно указать ориентировочную цену, формулу цены или максимальную цену контракта.

Если контракт заключают с физическим лицом, цену уменьшают на размер НДФЛ. Особенность цены контракта в оборонных заказах устанавливает 275-ФЗ.

Ответственность сторон

В контракт обязательно включают условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта:

  • Пеня при просрочке — например, если поставщик не поставил вовремя товар или заказчик не оплачивает контракт.
  • В остальных случаях — штрафы, установленные правительством.

Если одна из сторон не исполняет условия контракта, другая отправляет требование об уплате неустоек.

Пени начисляют за каждый день просрочки, они составляют 1/300 ставки рефинансирования:

  • От невыплаченной суммы контракта, если условия нарушает заказчик.
  • От суммы контракта, уменьшенной на сумму фактически поставленных товаров и выполненных работ, если условия нарушает поставщик.

Штрафы и пени не платят, если контракт невозможно исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Обязательные условия

В контракт включают:

  • сроки оплаты,
  • правила приемки товара и оформление результатов (соответствие качеству, количеству, комплектности, форме упаковке и другим требованиям из контракта),
  • срок возврата обеспечения контракта.

Контракт оплачивают максимум за 30 календарных дней с даты подписания актов-приемки. Контракты с малым бизнесом оплачивают за 15 рабочих дней. Правительство может установить другие сроки оплаты в оборонзаказе.

Дополнительные условия

В контракт, заключенный за границей, можно включить дополнительные условия. Информация об этом должна быть в документах закупки.

Можно предусмотреть возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

В случаях, установленных правительством, разрешают заключить контракт одновременно на проектирование объекта, его конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию.

По согласованию с участником, заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, которая не превышает разницу между ценой контракта, предложенной участником, и НМЦ. Это право должно быть прописано в документах закупки.

Если НМЦ контракта выше определенного размера, установленного правительством, в контракте появится дополнительное условие. Поставщик должен предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, цена договора с которым больше 10% от суммы контракта. Информацию о субподрядчиках нужно предоставить за 10 дней с момента заключения контракта. Если это требование не исполнить, начислят пени. Но это не будет причиной расторгнуть контракт.

Если заключают контракт больше чем на три года и его цена выше 100 млн рублей, в контракт включают график исполнения.

Формы контракта

Если на поставку товара или исполнение услуги разработан типовой контракт, заказчик использует только его. Типовые контракты разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти, Росатом и Роскосмос. Библиотека готовых типовых контрактов есть в ЕИС.

В других случаях контракт можно заключить в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом.

Контракт признают недействительным по требованию суда, если докажут, что член комиссии получил выгоду от его заключения — деньги и др.

Как проверяют и оценивают заявку и окончательное предложение?

Критерии оценки

Критерии оценки используют в конкурсах и запросах предложений. Заказчик заранее устанавливает в документах закупки не меньше двух критериев из этого списка:

В запросе предложений заказчик самостоятельно решает, какие критерии устанавливать, или добавляет новые. Нельзя оценивать заявки по критериям, не установленным в документах закупки.

В аукционе и в запросах котировок учитывают только предложенную цену и проверяют, что участник соответствует требованиям.

В закупке на строительные услуги, проектирование или в других случаях, установленных правительством, заказчик может указать в качестве критерия стоимость жизненного цикла объекта:

  • расходы на его закупку,
  • последующие обслуживание и эксплуатацию,
  • ремонт и утилизацию.

Величины значимости

Также заказчик заранее устанавливает величину значимости каждого критерия. Сумма величин составляет 100%. «Вес» дополнительных критериев не должен быть больше критериев, установленных законом.

Сумма величин «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев 1 в закупке на:

  • исполнение, финансирование проката или показа национального фильма,
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

Если в закупке не используют критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ», то величина критерия «цена контракта» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев 1 .

1 Если в заявке предложили цену на 25% и более ниже НМЦ, то величина значимости критерия «цена контракта» должна быть равна 10%.

Величину значимости критерия «цена контракта» в закупке на создание произведения литературы или искусства можно снизить до 0% суммы величин значимости всех критериев.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений и предельные величины значимости каждого критерия устанавливает правительство. Если закупают товары, на которые установлены тарифы, заказчик может не использовать критерии.

Если заказчик не соблюдает требования к критериям и их величинам, закупку признают недействительной по иску любого участника закупки.

В последних изменениях к 44 ФЗ, был установлен ряд нововведений, коснувшихся описания объекта закупки. В частности теперь в законе говориться, что закупаемые товары должны по возможности соответствовать стандартам, то есть должны быть по ГОСТ. Товары и требования к ним не должны ограничивать конкуренцию и должны позволять участникам закупки указать конкретные показатели без противоречий инструкции и нормативной документации. Данный процесс подбора характеристик может быть весьма сложен, все зависит от объема информации и глубины проработки технических требований.

44-ФЗ обязывает заказчиков устанавливать конкретные показатели стандартными, непротиворечивыми. Так как же правильно использовать ГОСТ в товарах и требованиях к ним? Необходимо руководствоваться следующими правилами:

Использовать только действующие стандарты. ФАС в большинстве случаев не поддерживает использование устаревших ГОСТов, так как это может приводить к ограничению конкуренции.

Использовать показатели, которые фигурируют в стандарте. То есть если заказчик использует показатель, который есть только у одного производителя, это также может быть воспринято как ограничение участника возможности поиска и поставки товара с указанной характеристикой.

Устанавливать конкретные показатели в противоречии с ГОСТ. Необходимо учитывать, что если например ГОСТ установлено требование, что показатель должен быть «не более 10», то устанавливать к товару требование «не более 20», некорректно.

Устанавливать требования, которые относятся к испытаниям и методам производства товара. В этом случае позиция ФАС заключается в следующем: участник не может предоставить данные сведения без товара в наличии, и без проведения соответствующего испытания, а также не может присутствовать при его производстве, а значит, данные требования являются ограничивающими.

При этом, в итоге, заказчику необходимо учитывать следующее: товары и требования по ГОСТ либо заполняются в заявке участниками закупки самостоятельно, либо привлекается специализированная организация.

В случае, если заявку на участие будет готовить специализированная организация, и в документации содержатся указанные выше нарушения, это с высокой вероятностью может привести к жалобе в ФАС на документацию. Как правило, спецорганизации прекрасно знают, в каком случае те или иные требования являются нарушениями, в каком нет. Поэтому практически всегда в таких случаях результатом рассмотрения жалобы является предписание о внесении изменений в документацию. Для заказчика это затягивание сроков и возможный срыв процедуры закупки.

Чтобы этого не происходило, и товар удовлетворял требованиям ГОСТ необходимо внимательнейшим образом изучать соответствующую нормативную документацию, изучать все примечания и приложения к ГОСТам. Необходимо проработать все конкретные показатели, на предмет их соответствия нормам 44 ФЗ, чтобы устранить риск переноса закупки.

Наша компания специализируется на работе с техническими заданиями как для участников закупок, так и для заказчиков. Мы имеем богатый опыт по предоставлению сведений о товарах в первой части заявки и составлении требований к характеристикам материалов по ГОСТ.

Чтобы избавить себя от неопределенностей по срокам проведения закупки, и быть уверенными, что закупка пройдет без нарушений, обращайтесь в нашу компанию ГК «Тендерные решения».

Что сделают наши специалисты:

Проанализируют действующую нормативную документацию.

Подготовят список актуальных ГОСТ, товаров и требований к ним.

Разработают конкретные показатели согласно требованиям 44 ФЗ и последних разъяснений и дополнений к нему.

Подготовят ответ на поданную жалобу и отстоят интересы в контролирующих органах.

Что получают наши клиенты:

Готовый документ с требованиями к товарам

Уверенность в проведении закупки без срыва сроков

Юридическую и техническую поддержку на каждом этапе проведения закупки

Заказчик самостоятельно принимает решение о том, какие требования к закупаемым товарам или используемым материалам должны быть установлены в документации. При этом Заказчик не обязан объяснять и обосновывать необходимость установления тех или иных требований, если они призваны обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение потребности учреждения.

Таким образом, предоставляет достаточно широкое правовое поле для Заказчика в сфере описания объекта закупки.

Варианты установления требований о соответствии ГОСТу

Существует несколько вариантов установления требований о соответствии товара ГОСТам. Прежде всего, техническое задание может содержать только указание на то, что товар должен соответствовать определенному стандарту, при этом Заказчик не указывает, какие именно конкретные характеристики товара необходимо предоставить участнику в составе заявки. Это один из самых простых вариантов, обеспечивающий наиболее полную конкурентную среду.

Кстати говоря, такой вариант является предпочтительным с точки зрения антимонопольного органа. И действительно, в данном случае возможность ограничения или введения в заблуждение участников ничтожно мала.

Вместе с тем, не стоит забывать, что некоторые ГОСТы содержат достаточно общие и емкие диапазоны характеристик материалов. Чаще всего ситуация такова, что Заказчик, помимо установления общего требования о соответствии стандарту прописывает более конкретные требования к материалу. Можно долго спорить о том, по каким причинам встречаются подробные и объемные технические задания, но, так или иначе, необоснованность таких требований доказать бывает достаточно сложно.

Однако и Заказчику не стоит чересчур увлекаться, поскольку при рассмотрении некоторых жалоб, антимонопольным органом принимается решение о чрезмерности и необъективностиустановленных требований, что ведет к ограничению количества участников закупки. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы обосновать вашу потребность именно в тех показателях, требования к которым установлены в документации.

Показатели, отличные от ГОСТ. Вправе ли установить требование?

К сожалению, 44-ФЗ не содержит четких инструкций относительно того, каким именно образом Заказчик вправе варьировать требования к характеристикам, предусмотренным стандартами. Закон содержит достаточно расплывчатое указание на то, что если Заказчиком не используются установленные техническими и иными стандартами показатели, то документация должна содержать обоснование установления именно таких требований.

Органы власти в своих разъяснениях также расходятся во мнениях относительно правомерности и неправомерности в данном вопросе. Основываясь на судебных решениях можно прийти к выводу, что существуют три возможных варианта.

1. Требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом

Установлены требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом. Речь идет о том случае, когда помимо требования о соответствии ГОСТ Заказчик устанавливает требования к характеристикам, этим стандартом не предусмотренным вообще. В данном случае, исходя из позиции суда, основную роль играет формулировка как раз о той самой потребности Заказчика и о самостоятельном решении в части установленных требований. Если такое требование не ограничивает количество возможных производителей товара до единственного возможного, а также не противоречит иным установленным требованиям, нарушения законодательства отсутствуют.

2. Требования находятся в более узком диапазоне, чем предусмотрено ГОСТом

Требования к характеристикам товара в более узком диапазоне, чем это предусмотрено стандартом. В том случае, если ГОСТом или иным стандартом установлен некий допустимый диапазон, а Заказчик по собственной инициативе сужает его до некоторых пределов, документация должна содержать обоснование такого сужения. Разумеется, в данном случае следует иметь в виду, что некоторые диапазоны являются неизменными. Так, к примеру, очевидно, что размер фракции не является диапазоном, который можно изменить, как устанавливая требования, так и заполняя заявку.

Теперь, что касается самого обоснования. Законом не установлено, каким образом оно должно быть предоставлено, что именно должно содержать и насколько полно объяснять потребность. Ситуация аналогична разъяснениям к аукционной документации. То есть, отсутствует обязанность какого-либо документального подтверждения или подробного описания необходимости сужения показателей. Опять же не нужно забывать об ограничении. Если таковое отсутствует (и этот факт Заказчик может доказать), а также любое пусть даже формальное обоснование сужения диапазонов имеется в документации – Заказчик действует в рамках закона.

3. Допустимый диапазон выходит за рамки ГОСТа

Последний возможный вариант – когда допустимый диапазон выходит за рамки установленных стандартами требований. Разумеется, в этом случае техническое задание содержит требование о соответствии товара конкретному стандарту.

Так вот, судя по решениям судов выходить за рамки установленных стандартами требований, расширять их по собственному желанию нельзя и такое требование является нарушением законодательства о контрактной системе.

Подведем итоги

Подводя итог, следует еще раз напомнить об отсутствии четкой единой позиции относительно установления рассмотренных требований различными территориальными управлениями антимонопольного органа. Для того, чтобы минимизировать риски, Заказчику следует, прежде всего, руководствоваться разумностью при установлении требований. Не прописывайте те требования, которые откровенно неважны при выполнении работ или эксплуатации товара.