Гибдд не будет выезжать на место дтп без пострадавших. Они не отвертятся! когда сотрудники гибдд обязаны прибыть на место дтп? Почему гаи не выезжает на дтп

Европротокол отвоевал у традиционного метода оформления ДТП (того, что происходит в присутствии сотрудников ГИБДД) еще одну позицию – с 1 декабря вызывать «гаишников» на место аварии необязательно, если в ней участвует больше двух машин. Многие водители считают европротокол очень полезной штукой, другие утверждают, что никогда не станут самостоятельно заполнять извещение о ДТП: во-первых, боятся «накосячить» и, во-вторых, - получить отказ в страховых выплатах.

Интересная деталь: наряду с продвижением европротокола российские чиновники и законодатели все чаще принимают законы и постановления, которые не обязывают полицейских выезжать на ДТП. При этом, есть перечень условий, когда они не могут отказать пострадавшему, вызвавшему их на ДТП.

Давайте заглянем в ПДД. В «главной книге» автомобилиста есть пункт 2.6, в котором говорится следующее: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию». Выходит так: если участник ДТП обязан вызвать полицию, значит полиция (в лице сотрудников ГИБДД) обязана приехать на вызов.

Существует еще одно условие, при котором автомобилист должен сообщить о происшествии в полицию, - это если обстоятельства причинения вреда или характер и перечень видимых повреждений вызывают разногласия участников. Обратите внимание: водитель обязан сообщить о происшествии по «02», а вот наряд ДПС ехать на него не обязан. В этом случае, дежурный (диспетчер) может объяснить звонившему, что надо делать, а затем пригласит участников ДТП в ближайшее подразделение ГИБДД.

Во всех прочих случаях водители не обязаны звонить в полицию. Но если водитель все-таки намерен отремонтировать свой автомобиль по страховке, общение с ГИБДД является обязательным (п. 2.6.1), если:

Хотя бы у одного из участников ДТП нет полиса ОСАГО – например, пешехода или водителя, который по каким-либо причинам не купил его;

В результате аварии повреждены другие объекты – автомобили, строения, осветительные мачты и т.д.;

Стоимость ремонта автомобиля пострадавшего по ОСАГО превышает 50 тыс. рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 400 тыс. рублей).

Один из автомобилей застрахован по каско и в условиях страхования указаны документы, которые выписывают сотрудники ГИБДД.

Еще раз предупреждаем: наряд может не приехать. То есть вам придется самостоятельно ехать в ближайшее подразделение для оформления документов. Собственно, вы можете даже не звонить в полицию, но лучше все-таки сделать это. Ну хотя бы для того, чтобы получить консультацию о том, что следует предпринять и где находится ближайшее подразделение ГИБДД.

Что можно посоветовать водителю, который не сильно осведомлен об особенностях российского законодательства, касающихся случаев попадания в ДТП? Мы можем посоветовать ему звонить в полицию по поводу его дальнейших действий. Он все равно ничего не теряет!

Вывод

В настоящее время наряд ГИБДД «стопроцентно» выедет на ДТП только в том случае, если в нем есть погибшие и пострадавшие. Во всех остальных случаях – на их усмотрение. В противном случае, водители либо самостоятельно оформляют извещения для получения страховых выплат (или иными способами занимаются урегулированием проблем – на самом деле, они могут самостоятельно решить их при незначительном ДТП), либо направляются в ближайшее подразделение ГИБДД.

Оговоримся сразу, поскольку приказ внутренний, известно о нем сталоот представителей страховых компаний, на которых ссылается Business FM . Однако выглядит это решение вполне реалистичным, так как разговоры о том, что нужно приучать автовладельцев ксамостоятельности (европротоколу), идут уже давно. Итак, с большой долей вероятности со следующего года сотрудники ГИБДД перестанут оформлять аварии, если в них нет пострадавших.

Сейчас по упрощенной схеме можно оформить ДТП, если ущерб не превышает 50 тысяч, оба водителя согласны, кто виноват, и нет пострадавших. В нескольких регионах работает так называемый безлимитный протокол - с суммой в 400 тысяч, но для оформления потребуется зафиксировать место аварии средствами ГЛОНАСС или GPS.

В МВД же полагают, что оформлять европротокол нужно обязать и в остальных случаях, даже если участники ДТП не пришли к согласию. Единственным препятствием могут служить физические повреждения, полученные в результате аварии, в этом случае без участия инспектора не обойтись.

«За рулем.РФ» запросил комментарии у страховщиков.

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс:

- Различные технические решения для фиксации ДТП страховое сообщество поддерживает. В частности, это касается бортовых устройств и мобильного приложения, требования к которому установлены РСА по согласованию с Банком России.
Однако значительное упрощение процедуры оформления европротокола может привести к неконтролируемому росту мошенничества в этой сфере. Здесь мы говорим о предложенном способе фиксации с помощью фото- и видеосъемки ТС и их повреждений на месте ДТП плюс подтверждение местоположения участника ДТП по его абонентскому номеру оператором мобильной связи. Такой способ может привести к увеличению рисков мошенничества. В целом по ОСАГО частотность страховых случаев составляет 6% по России. Например, в Волгограде она достигает 10%, хотя другие данные, в том числе от Госавтоинспекции, показывают, что машины бьются не так часто. Но из-за возможности подделать документы по европротоколу мы имеем этот показатель в регионе. Поэтому считаем, что европротокол должен работать исключительно с некорректируемой информацией.
При этом мы поддерживаем предложение, что в случае действия норм о натуральном ремонте при обнаружении скрытых повреждений, которые выходят за лимит по европротоколу в 50 тыс. рублей, это должна компенсировать страховая компания. На эту поблажку надо идти, это справедливо и возможно.

Комментирует редактор «За рулем», юрист Сергей Смирнов :

Госавтоинспекция не вправе игнорировать обращения участников ДТП. Дело в том, что в Правилах дорожного движения действительно предусмотрено самостоятельное оформление аварий. Но, во-первых, это право, а не обязанность. А во-вторых, даже при наличии всех условий, позволяющих теоретически оформить так называемый европротокол, водители могут сомневаться в стоимости восстановительного ремонта. Ведь определить самостоятельно, что ремонт не превысит 50 тысяч рублей, фактически невозможно.

Никакой приказ МВД или Минтранса не может служить основанием для игнорирования вызова на место аварии. Для этого как минимум нужно вносить изменения в сами Правила дорожного движения.

Поэтому вряд ли инициатива МВД принесет какую-то пользу. На мой взгляд, нужно больше рассказывать водителям о возможности и процедуре самостоятельного оформления и повышать лимит выплат по европротоколу.

Напомним, 1 июля 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ о внесении изменений в Правила дорожного движения. Эти изменения коснулись тех, кто попадет в аварию. За оставление места ДТП теперь не лишают водительского удостоверения на полтора года, как было раньше, напротив, водители должны убрать автомобили с проезжей части, если они препятствуют движению других транспортных средств. В противном случае их ждет штраф в размере одной тысячи рублей.

Прежде чем разъехаться, участники аварии должны зафиксировать место столкновения, повреждения автомобилей и расположение машин друг к другу и к объектам инфраструктуры.

Если отказаться от вызова инспектора, аварию можно оформить двумя способами. Первый: предварительно зафиксировав место происшествия, приехать в ближайшее подразделение ГИБДД и оформить с помощью инспекторов все необходимые документы. При этом заранее сообщать о случившемся в полицию участники ДТПне обязаны. Второй: можно и самостоятельно оформить происшествие с помощью европротокола. Здесь нужно быть предельно внимательными и заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования, для того чтобы потом не возникло проблем с выплатой страховки.

Что касается внутреннего приказа МВД, если он действительно существует, в нем можно найти спорный момент. Например, попавшие в ДТП могут сослаться на плохое самочувствие, например «тупую боль в животе», появившуюся в результате ДТП, и тогда инспекторы обязаны выехать на место. И ведь сильно при этом никто не слукавит - как ни крути, аварии часто сопровождаются ушибами и стрессом.

  • ГИБДД опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах за 10 месяцев 2016 года. В целом показатели аварийности снизились, кроме нескольких позиций, подробнее об этом в нашем материале .
  • В Федеральную антимонопольную службу стали меньше жаловаться на ОСАГО : число таких писем с января по сентябрь сократилось на 390 по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Об этом Business FM рассказали автостраховщики. Соответствующий приказ готовит глава МВД Владимир Колокольцев. Инициатива министра вызвала неоднозначную реакцию на рынке ОСАГО

Со следующего года сотрудники ГИБДД перестанут оформлять аварии без пострадавших. Разбираться друг с другом предложено водителям и страховым компаниям — самим, по «европотоколу»: как утверждают на рынке, его либерализацию готовит Минфин.

Сейчас по упрощенной схеме можно оформить ДТП, если ущерб не превышает 50 тысяч, оба водителя согласны, кто виноват, и нет пострадавших. В нескольких регионах работает так называемый безлимитный протокол — с суммой в 400 тысяч, но для оформления потребуется зафиксировать место аварии средствами ГЛОНАСС или GPS.

В любом случае, у водителей не должно быть споров, кто прав, а иначе вызов ГИБДД неизбежен. Вот от этого в МВД и хотят отказаться. В страховых компаниях против, почему — объясняет президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс:

президент Всероссийского союза страховщиков «Безлимитный протокол», то есть где 400 тысяч вам могут выплатить, это только Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, а так это 50 тысяч рублей. Таким образом, в эти деньги только относительно небольшие аварии вписываются. Поэтому возникает очень много вопросов по поводу того, как все это будет происходить. Помимо приказа Колокольцева, нужны еще и поправки в закон «Об ОСАГО» для того, чтобы всю процедуру описать и чтобы автовладельцам было не страшно».

Инициативу МВД в какой-то степени можно назвать революционной. Ни в Европе, ни в США сотрудники правоохранительных органов не отказываются от выезда на место ДТП, если сами водители не договорились, кто виноват, ведь от этого зависит в итоге стоимость будущей страховки. За инспектором остается роль судьи, и случаи бывают разные: столкнулись несколько машин, или авария случилась по вине третьего участника, а он скрылся, или ДТП произошло по вине дорожных служб. Непонятно, как все эти нюансы водители будут оформлять на месте, особенно, когда нет опыта использования «европротокола» и доверия к страховым компаниям.

партнер аналитического агентства «Автостат» «Страшно. Мы привыкли жить в стране, где без бумажки в руках человек чувствует себя неуверенно, а тут как это — я сам оформил и нет у меня протокола, нет печати? Первое, что непривычно и в стрессовой ситуации не всякий сможет оценить трезво, — количество повреждений, потому что достаточно небольшой лимит, 50 тысяч рублей. С другой стороны, есть опасения, что ты что-то не так сделал и тебе откажут. С третьей стороны, реально достаточно пристальное внимание со стороны страховых компаний к тем людям, которые приходят с документами по «европротоколу». В любом человеке видит потенциального жулика, который пытается обмануть».

Если сотрудники ГИБДД перестанут выезжать на спорные случаи, можно ожидать очередного всплеска судебных разбирательств по поводу невыплат по ОСАГО. Судам такая перспектива вряд ли придется по душе. Страховщики, конечно, могут создать некую службу разбора, которая в спорных случаях будет выезжать на ДТП вместо ГАИ, но все это приведет к существенном росту издержек и в конечном счете отразится на цене полиса. Получается, без ГИБДД никак, а там не хватает рук, чтобы заниматься вмятинами на крыльях или бамперах. Замкнутый круг.

Правда, справедливости ради, нужно сказать, что введение этого новшества в МВД нам не подтвердили.

За свою жизнь редко кто из автолюбителей не попадал в ДТП. Это могло быть небольшое происшествие без особых повреждений или авария, повлекшая за собой серьезные повреждения.

Оформить аварию можно самостоятельно, заполнив европротокол, хотя иногда без участия сотрудников ГИБДД не обойтись. Вопрос о необходимости вызова ГИБДД возникает всегда, но какова процедура оформления дорожно-транспортного происшествия с участием сотрудников правоохранительных органов, знают не все.

Когда для оформления ДТП следует вызывать сотрудников ГИБДД?

Большинство водителей считают, что если на дороге произошла авария, то без участия ГИБДД не обойтись. Но это не совсем так.

Выделяются отдельные случаи, когда в вызове сотрудников правоохранительных органов нет никакой необходимости .

К таким случаям относятся:

  • Участниками происшествия на дороге стали только два автомобиля;
  • В результате аварии нет пострадавших (раненых, погибших);
  • Результатом ДТП стало повреждение автомобиля, ставшего виновником аварии;
  • Водители намерены самостоятельно урегулировать вопрос, так как пришли к единому мнению;
  • Оба автовладельца согласны оформить ДТП по упрощенному варианту.

В том случае, если какой-то из вышеперечисленных пунктов отсутствует, избежать обращения в ГИБДД не получится.

Чем занимаются сотрудники ГИБДД на месте аварии?

Если есть такая необходимость, участникам дорожно-транспортного происшествия приходится вызывать на место столкновения автомобилей сотрудников правоохранительных органов.

Опергруппа, которая обычно выезжает по вызову, состоит из нескольких сотрудников. В нее входят:

  • непосредственно сотрудники ГИБДД;
  • следователь из управления внутренних дел;
  • эксперты-криминалисты.

Не всегда виновники аварии бывают сознательными людьми. В том случае, если виновник скрылся с места происшествия, в опергруппу включают еще и сотрудника уголовного розыска.

Члены опергруппы, выезжая на место ДТП, выполняют следующие действия:

  • оформляют протокол первичного осмотра места аварии;
  • составляют схему ДТП, на которой фиксируется направление автомобилей, ставших участниками аварии, а также контур дороги;
  • заполняют справку по происшествию;
  • фиксируют результаты осмотра ТС в протоколе;
  • берут показания водителей, управлявших машинами в момент аварии;
  • записывают показания свидетелей произошедшего;
  • проверяют состояние водителей, проводят с ними тест на предмет алкогольного или наркотического опьянения.

Если происшествие не подлежит отчету (неотчетное ДТП), на место аварии вызывается только сотрудник ДПС.

У инспектора есть определенные обязанности. Он должен составить схему происшествия, записать показания участников и очевидцев.

Кроме этого, инспектор оформляет протокол об административном правонарушении. В этот документ вносится информация о повреждениях транспортных средств. Если будут обнаружены вещественные доказательства по делу, их также приобщают к остальным документам.

Инспектор ДПС не должен проводить тест на выявление алкоголя в крови кого-либо из водителей. Обычно это прерогатива медиков. Но если такая необходимость все же возникла, то инспектор может это сделать самостоятельно.

Правильно оформленная после ДТП документация – залог того, что происшествие будет расследоваться в отведенный законом срок и никаких преград для вынесения вердикта, не возникнет.

Для сотрудников оперативной группы важно грамотно собрать всю необходимую документацию по ДТП, правильно составить протокол и схему аварии. Участники аварии также не должны оставаться в стороне от подготовки документов.

Водители должны контролировать информацию, вносимую в документы. Если есть несоответствия с действительным фактами, на это следует сразу обращать внимание сотрудников ГИБДД.

Порядок оформления ДТП с ГИБДД

В процедуре оформления дорожно-транспортного происшествия есть свои определенные особенности. Давайте их рассмотрим.

Этап 1. Схема ДТП.

Прибыв на место аварии,сотрудники правоохранительных органов составляют схему происшествия на дороге. Этот документ составляется так, чтобы он давал четкое представление для дальнейшего расследования инцидента.

Участники ДТП имеют законное право наблюдать за составлением схемы аварии. И даже больше, инструктор, составляющий документ, должен прислушаться к пожеланиям и замечаниям водителей, если они видят неточности, занесенные в схему.

Но важно, чтобы факты, на которые указывают водители, не были голословными.

Подписывается документ после согласования его со всеми участниками дорожного происшествия.

Если сотрудники ГИБДД, составлявшие схему, не захотят вносить в нее изменения, предложенные водителями, то при подписании документа этот факт следует отметить.

Несогласие инспектора прислушаться к пожеланиям участников аварии, можно расценивать как неправильное действие сотрудника, и позже его обжаловать.

Этап 2. Перемещение ТС с места аварии.

Иногда в результате аварии полностью перекрывается дорожное полотно, и движение транспорта по нему затруднено или полностью остановлено.

Перемещать ТС с непосредственного места аварии до приезда сотрудников ГИБДД и составления схемы происшествия запрещено.

Только после выполнения ряда необходимых действий, машины можно переместить на обочину, освободив, таким образом, проезжую часть.

Если ТС сильно повреждено и не может самостоятельно передвигаться, придется воспользоваться эвакуатором.

Этап 3. Объяснительные.

Каждое противоправное действие требует объяснений. Точно также придется написать объяснение ситуации, возникшей на дороге и приведшей, впоследствии, к ДТП.

Составляя объяснительную записку необходимо очень тщательно и внимательно подойти к излагаемому материалу.

Все, что вы изложите в документе, будет использоваться для расследования аварии.

Не стоит делать ваше изложение слишком объемным и эмоциональным. Так вы только запутаете сотрудников, занимающихся расследованием.

Заметьте, если вы опишите ситуация нечетко или допустите промахи, связанные с незнанием ПДД, это наведет сотрудников ГИБДД на мысль, что именно вы создали аварийную ситуацию.

Этап 4. Осмотр ТС и полученных повреждений.

В процессе оформления происшествия всегда очень много работы. Кто-то из участников пишет объяснение, а кто-то ищет очевидцев. Ну и конечно осуществляется осмотр транспортных средств на предмет наличия повреждений, полученных в результате ДТП.

В то время, когда сотрудники опер группы описывают повреждения, ваша задача проследить за данным процессом. Важно, чтобы никакие повреждения не были пропущены. В данном случае важными являются как видимые, так и скрытые повреждения.

Чем меньше повреждений будет отражено в документе, тем меньше будет сумма компенсации, а соответственно пойдет речь о «дефиците» средств на ремонт автомобиля.

Этап 5. Оформление протокола ДТП.

Обязательным документом при оформлении любого ДТП является протокол об административном правонарушении. Документы, которые оформлялись на первых этапах, являются дополнением к протоколу.

Данный документ составляет сотрудник ГИБДД после того, как он сможет определиться с виновником происшествия.

Виновник определяется на основании результатов ознакомления со всеми обстоятельствами происшествия. Обязательным руководством являются ПДД и КоАП РФ.

Протокол выписывается на имя водителя, ставшего виновником аварии. Сотрудник, который непосредственно определял виновника аварии, должен представить в документе доводы, на основании которых он сделал такие выводы.

Копию протокола вручают как виновнику ДТП, так и второму участнику (по его желанию). Тот водитель, чья фамилия не указывается в протоколе в качестве виновного, может надеяться на возмещение ущерба, полученного в результате аварии.

Если сотрудник ГИБДД, оформляя протокол, указывает вас в качестве виновного, но вы с этим не согласны, постарайтесь изменить ситуацию.

Для этого вы можете:

  • отказаться подписывать протокол. Присутствие при этом двух понятых обязательно;
  • подписать документ, но сделать это с так называемой «оговоркой». Что это значит? Протокол подписывается на отдельном листе или на тыльной стороне документа. Ставиться надпись « С приложением». Далее четко и лаконично высказываем свою точку зрения, факты и доводы. Также обжалуйте действия инспектора ГИБДД. Обратитесь для этого к вышестоящему начальству или в суд.

Этап 6. Постановление о мере пресечения.

Когда все документы заполнены и подписаны, инспектор ГИБДД выписывает постановление. В этом документе говорится о мере пресечения виновнику аварии (на основании КоАП РФ).

Иногда наказанием за нарушение ПДД может стать только штраф. В этом случае виновник получает квитанцию, которую заполняет и проводит оплату через банк.

Другие решения о мере пресечения (лишение водительских прав, арест автомобиля, административный арест водителя) выносит районный или мировой суд.

Не всегда возможно определить виновника аварии непосредственно сразу после ДТП. Если у сотрудника ГИБДД есть сомнения по этому поводу, он выдает обоим участникам происшествия копии протокола.

Порядок действий водителя при ДТП

Водитель, попавший в аварию, обычно теряется и не знает, как ему правильно действовать. Прежде всего, все зависит от того, есть в аварии пострадавшие.

Давайте рассмотрим порядок действий, которого необходимо придерживаться при дорожно-транспортном происшествии:

  • Основные действия водителя при аварии, если есть пострадавшие (в соответствии с п. 2.5 ПДД). Стандартные действия.
  • Остановите свой автомобиль. Заглушить мотор. Включить аварийку;
  • Посмотрите, нет ли пострадавших. Окажите первую помощь (в случае необходимости). В тяжелом случае или при отсутствии навыков оказания первой помощи, обеспечьте пострадавшему внимание, приподнимите голову, не передвигайте и не переносите человека;
  • Звоните в скорую. (Номера с мобильного – МТС – 030, Мегафон – 030,Билайн – 030, Теле 2 – 03). Не оставляйте пострадавшего одного, в случае резкой необходимости самостоятельно отвезите человека в больницу или остановите попутку;
  • Звоните сотрудникам ГИБДД. Номера с мобильного — МТС – 020, Мегафон – 020, Билайн – 020, Теле 2 – 02. В разговоре с диспетчером старайтесь правильно назвать адрес;
  • Позвоните в страховую компанию и сообщите о том, что вы попали в аварию (звонить нужно в страховую компанию, где вы подписывали договор).

Если вы не помните номер телефона страховщика, посмотрите в левый верхний угол страхового полиса, там вы найдете нужную информацию;

  • Не оставляйте место аварии и не передвигайте со своего места автомобили и другие предметы до приезда сотрудников ГИБДД;
  • Найдите очевидцев происшествия, попросите у них контактные данные, в том случае, если они не откажутся при необходимости дать свидетельские показания. Запишите сведения, которые они могут сообщить по делу, и попросите подписать занесенную с их слов информацию с указанием времени, даты и места;
  • Сделайте фотографии места происшествия. Особое внимание уделите фотографированию тормозного пути;
  • Если в машине есть видеорегистратор, сохраните его записи. Также можно попросить записи видеорегистраторов машин, которые были поблизости в момент аварии. В дальнейшем эти записи будут использованы в суде;
  • Изучите документы, оформленные сотрудниками ГИБДД.
  • Как себя вести водителям, если в аварии участвовало два и больше автомобилей, пострадавшие отсутствуют стандартная процедура.
  • Остановите машины, выключите мотор, установите аварийную сигнализацию. Ни в коем случае не оставляйте место аварии и не передвигайте свое ТС, как бы вас не просили, даже если вы преграждаете движение других автомобилей и трамваев (если авария произошла на рельсах);
  • Сообщите об аварии в ГИБДД. Номера телефонов с мобильного – МТС – 020, Билайн – 020, Мегафон – 020, Теле 2 – 02;
  • Обозначьте место происшествия аварийными знаками. Постарайтесь сохранить все имеющиеся следы ДТП (обломки, осколки, прочее). Используйте для этого любые подручные средства (запасное колесо, огнетушитель, ведро, сумку, прочее);
  • Найдите людей, которые стали случайными свидетелями произошедшего. Попросите у них личные и контактные данные. Также обратите внимание на машины, которые находятся рядом с местом аварии, запишите их данные. В случае необходимости водители смогут описать обстоятельства происшествия, движение и расположение машин, ставших участниками аварии, их тормозные пути, прочее;
  • Важными свидетелями могут стать водители общественного транспорта, который передвигался в месте ДТП. Даже если они отъехали с места аварии (так как находятся на рейсе), их можно впоследствии вызвать в суд для дачи показаний. Чтобы не потерять информацию о таких очевидцах – запишите номер маршрута или бортовой номер;
  • Позвоните своему страховщику. На страховом полисе ОСАГО есть номер телефона компании;
  • Скооперируйтесь со вторым участником аварии и заполните бланк извещения о ДТП. Такой бланк прилагается к полису страхования. Поставьте подписи;
  • Обменяйтесь со вторым участником аварии личными и контактными данными. Кроме этого обязательно запишите данные о страховой компании, номер страхового полиса, адрес, телефон и тому подобное. Если за рулем автомобиля находился не владелец авто, а другой человек, возьмите у него сведения о собственнике машины.
  • Сделайте фотографии с места аварии и ТС. При этом следует придерживаться следующих правил:
  • фото с места аварии должно быть сделано с такого ракурса, чтобы была видна вся местность и была возможность определить, где это место находится. Захватите в объектив дома, дворы парковки, прочее;
  • дорожное полотно фотографируйте так, чтобы был виден тормозной путь, осколки стекол, обломки;
  • машины фотографируются крупным планом, чтобы четко различались номера;
  • делайте фото поврежденных деталей так, чтобы можно было определить характер повреждений;
  • обеспечьте сохранность записей видеорегистратора, установленного в вашем автомобиле. Эту запись можно использовать в качестве доказательства различных обстоятельств дела и для страховщика;
  • не оставайтесь в стороне во время осмотра и оформления места аварии. Помогайте определить тормозной путь, расскажите обстоятельства происшествие, подтвердите наличие показаний очевидцев и их данных.

У вас должны быть данные о сотруднике ГИБДД, который оформлял ДТП (фамилия, звание).

  • Обратите особое внимание на схему ДТП, составленную инспектором. В данном документе точными должны быть такие сведения, как:
  • место аварии;
  • расположение автомобилей, следы торможения, волочения. Объекты должны быть привязаны к дорожным или другим объектам, таким как обочина, тротуар, кювет, прочее;
  • направление движения автомобиля до аварии;
  • сведения о том, что в момент аварии дорожное полотно было скользким из-за дождя. Такая поверхность дороги влияет на длину тормозного пути. То есть выводы о виновнике аварии могут быть изменены.
  • Какие документы должны быть составлены в момент оформления дорожно-транспортного происшествия:
  • схема ДТП;
  • информация об автомобилях и водителях;
  • объяснительные от участников аварии;
  • докладная о дополнительных фактах, нюансах, которые возможно использовать в расследовании;
  • справки о ДТП;
  • протокол об административном правонарушении (если было нарушении ПДД);
  • доверенность на управление автомобилем, путевой лист и прочие документы, необходимые в том случае, если за рулем находился не владелец автомобиля.
  • В той ситуации, когда вы не согласны с некоторыми моментами работы сотрудников ГИБДД, отразите этот факт в объяснительной бумаге. Составляется данный документ в свободной форме, лично вами.

Если вы стали участником аварии и у вас есть страховой полис ОСАГО, в течение пяти дней после происшествия направьте в свою страховую компанию заявление о выплате компенсации. Письмо следует направлять заказным письмом. К заявлению приложите извещение о ДТП, справку, протокол, выданные ГИБДД.

С 1 июля вступают в силу поправки в ПДД – нововведения в том числе конкретизируют порядок действий водителей при ДТП ().

Как и сегодня, участники ДТП обязаны будут немедленно остановить автомобили после столкновения, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию ().

Если машины мешают движению, водителям по-прежнему надо будет освободить проезжую часть. Но здесь есть один нюанс. Водители при любом ДТП, как и сейчас, обязаны будут освободить проезжую часть, если движение по ней стало полностью невозможным. Если же в аварии нет пострадавших, отогнать машину с места ДТП необходимо будет не только при полностью парализованном движении, но и когда для него создаются препятствия. ПДД не разъясняют, что именно понимается под такой ситуацией – например, будет ли препятствием движению ДТП на средней полосе, если на крайних левой и правой полосах движение продолжается, но немного замедлилось. Очевидно, это предстоит решать самим водителям в каждом конкретном случае.

Отметим, что специальной ответственности за нарушение этой обязанности поправки не установили. Однако водитель может быть наказан по общей норме за невыполнение обязанностей в связи с ДТП, участником которого он является. Размер штрафа за такое нарушение составляет 1 тыс. руб. ().

Перед тем, как отогнать свои автомобили с места происшествия, водители должны будут также, как и сейчас, предварительно:

  • зафиксировать с помощью средств фотосъемки или видеозаписи положение автомобилей по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры (в настоящее время достаточно зафиксировать положение машины без увязки с объектами дорожной инфраструктуры и расположением по отношению к другим автомобилям);
  • запечатлеть на фото и видео все следы и предметы, относящиеся к происшествию;
  • принять все возможные меры к сохранению следов ДТП и организации объезда места аварии.

Однако с завтрашнего дня, фиксируя детали происшествия на фото и видео, водителям не нужно будет заручаться показаниями свидетелей.

Кроме того, с 1 июля сотрудники ГИБДД будут выезжать на место происшествия, только если в результате ДТП пострадали люди.

Законодателем предусмотрены три различные ситуации, в зависимости от которых автомобилистам предстоит выбрать ту или иную модель поведения ( , ). Рассмотрим их подробнее.

Ситуация 1. В результате ДТП ранены или погибли люди . В данной ситуации требования к действиям участников ДТП не изменились. Как и сейчас, водитель, причастный к аварии, будет обязан:

Ситуация 2. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями есть разногласия относительно обстоятельств происшествия . С 1 июля водитель, причастный к аварии, будет обязан:

  • записать фамилии и адреса очевидцев аварии;
  • сообщить о случившемся в полицию для получения указаний о месте оформления ДТП;
  • оставить место происшествия, если сотрудник полиции даст указание об оформлении документов на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции. Если таких указаний нет – оформлять документы на месте.

Ситуация 3. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями нет разногласий относительно обстоятельств происшествия . Участники такого ДТП не обязаны по новым правилам сообщать о нем в полицию и могут выбрать один из следующих вариантов.

Во-первых, автомобилисты, как и сейчас, смогут оформить документы без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о ДТП по правилам европротокола и оставить место происшествия.

Однако для оформления ДТП в этом случае должны быть соблюдены дополнительные условия:

  • в ДТП участвуют два транспортных средства;
  • у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО;
  • вред причинен только автомобилям;
  • обстоятельства причинения вреда не вызывают у водителей разногласий.

Обращаем внимание, что максимальная сумма страхового возмещения при европротоколе составляет 50 тыс. руб. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей действуют повышенные лимиты – страховая компания может выплатить до 400 тыс. руб. Правда, для того, чтобы ими воспользоваться, надо выполнить дополнительные условия: зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС. Но если полис ОСАГО получен хотя бы одним из водителей до 1 августа 2014 года страховая выплата вне зависимости от региона, в котором произошло ДТП, составит 25 тыс. руб.

Во-вторых, участники ДТП смогут оставить место происшествия и оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции (предварительно звонить в полицию для получения указаний при этом не нужно).

В-третьих, водители могут не оформлять документы о ДТП, если повреждено только их имущество и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов, и покинуть место происшествия.

Не все так просто

Несмотря на то, что положения ПДД достаточно детально прописывают обязанности водителей, на практике автомобилисты могут столкнуться с рядом вопросов. Редакция портала ГАРАНТ.РУ разобралась, как следует действовать, если...

1

ДТП произошло на двухполосной дороге, где отсутствует обочина. На двухполосной дороге любая авария становится причиной пробки, часто многочасовой. Новая редакция обязывает водителей освободить проезжую часть, если их автомобили мешают проезду, но как быть, если нет обочины? Управляющий партнер компании "Антистраховщик", руководитель портала "Антистраховщик.РФ" Илья Афанасьев пояснил порталу ГАРАНТ.РУ, что в такой ситуации водителю следует переместить свой автомобиль максимально близко к правому краю проезжей части.

2

Автомобиль причастного к ДТП водителя в результате аварии не на ходу. В данном случае водитель не сможет самостоятельно освободить проезжую часть по объективным причинам, но ПДД не содержит никаких исключений из нормы, закрепляющей такую обязанность. "Надо постараться по максимуму переместить авто к обочине или к правому краю проезжей части при помощи буксирующего троса, попросив помощи у проезжающих водителей", – советует Илья Афанасьев.

3

Водители договорились не оформлять документы о ДТП и разъехаться, однако один из них впоследствии обвинил другого в том, что тот оставил место происшествия. Чтобы этого не произошло, участникам ДТП следует обезопасить себя заранее. Например, обменяться расписками о том, что оба участника добровольно уехали с места происшествия. Кроме того, желательно указать, что участники ДТП претензий имущественного или иного характера друг к другу не имеют, или составить соглашение об условиях выплаты компенсации за возникшие повреждения. При этом нужно обязательно указать время и адрес места ДТП, паспортные данные обоих участников и сведения об автомобилях и документах на них.