Глен доман методика развития детей. Где их взять? Как проходит обучение по методике Глена Домана

Все родители стремятся дать своим деткам все самое лучшее, воспитать их умными, образованными людьми. В наше время молодые родители имеют куда больше возможностей заниматься со своими детками по разнообразным методикам, чем имели наши бабушки и мамы, ведь в сети интернет можно найти практически любую интересующую нас информацию. Так, сегодня на слуху у молодых мам и пап множество всевозможных методик раннего развития детей, среди которых большой популярностью пользуется методика Глена Домана. Так что же это за методика и в чем ее суть?

Этот метод также дает ребенку полный спектр развития в течение трех лет в этом классе: во-первых, как младший член этого класса, их заботятся и наставляют старшие дети; поскольку они созревают, они становятся ответственными за то, что они являются примерами и наставниками младшего. Это само по себе является мощной моделью обучения и стимулом для взросления ребенка. Мой сын и еще три мальчика, теперь во втором классе, некоторое время вызвали перебои в классе. Учитель объяснил им, что в ближайшие годы им нужно будет стать примером для детей младшего возраста; эта перспектива помогла им улучшить самосовершенствование.

Глен Доман – лучший из специалистов в области изучения детского мозга

Глен Доман (Glenn Doman ) – великий врач-нейрохирург из американского города Филадельфия. Глен Доман родился в 1920 году. В 1940 году Доман окончил Пенсильванский университет в родном городе, после чего устроился на работу в больницу физиотерапевтом. С 1941 года работа молодого врача была прервана в связи со Второй мировой войной. По окончании войны Доман вернулся к своей работе. Именно в это время молодой и предприимчивый врач организовал вместе со своими коллегами работы по восстановлению деток, которые имели повреждения головного мозга и тяжелые поражения нервной системы. Эти работы имели большой успех и уже в 1955 году Доман открыл институт Развития Человеческого Потенциала.

В нашей детской школе на этом этапе вы можете выбрать дневное или неполное детское сообщество. Идея состоит в том, что основное внимание уделяется ребенку: половина времени по-прежнему составляет пять дней в неделю, с целью обеспечения согласованности с точки зрения ребенка. Представьте, что ребенок ходит в школу в понедельник, среду и пятницу: у них есть класс один день, да, в один прекрасный день нет. Идея просыпаться каждое утро с понедельника по пятницу - это более обычная процедура для ребенка.

Это то, что он разработан с уделением особого внимания потребностям ребенка, исходя из их перспективы. Использование фантазии сводится к минимуму с младшими детьми. Идея состоит в том, что молодые развивающиеся умы не имеют достаточного контекста для понимания фантастических концепций; вместо этого начните с их воплощения в реальность: настоящие вещи, ложки, очки, предметы.

Годы ежедневной изнурительной работы в изучении свойств детского мозга, случаях его повреждения и составления восстановительных методик сделали Глена Домана одним из крупнейших специалистов всего мира в этой области.


Суть и принципы методики Глена Домана

Изначально методика Глена Домана была направлена на развитие умственно отсталых деток, а также детей, которые имели травмы или другие поражения мозга. Но по ходу своей работы и ежедневных исследований, Доман заметил, что под воздействием упражнений в процессе психической деятельности активно участвовали и здоровые клетки головного мозга. Именно благодаря этому открытию он пришел к выводу, что данная методика подходит также и для раннего развития здоровых детей. Со временем он ее адаптировал под здоровых деток, и она получила название, под которым известна и сейчас – методика раннего развития Глена Домана. Сегодня данная методика пользуется большой популярностью не только в разнообразных специализированных дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах, но и среди родителей.

В методе Монтессори фантазия и воображение составляют большую часть творческого процесса. Однако, поскольку реальный мир рассматривается как чудесное творение, это то, что дети предстают перед реальным миром во всех его вариациях в первые шесть лет, а затем используют этот опыт для создания на всю оставшуюся жизнь. Слово «работа» используется для описания деятельности ребенка, а не «шутки», поскольку они соблюдаются как действия взрослых.

Опять же: правильны ли они или нет по этому конкретному вопросу, это не мое намерение; мое намерение заключается в том, что это разрабатывается с уделением особого внимания естественным потребностям детей. Одна из моих любимых вещей Монтессори - это способ научиться читать и писать. Существует много аспектов метода Монтессори. Идея состоит в том, что «младшие дети часто могут писать недели или месяцы, прежде чем смогут читать спокойно». И если вы можете написать слово, вы можете прочитать его - вы знаете, что вы написали. Это может показаться странным, но научиться писать помогает научить себя читать. Курсивное письмо преподается перед бланком. В методе Монтессори это учит сначала, так как ребенок способен сделать текущие движения курсивного письма легче, чем писать буквы.

  • Не учу детей именам писем.
  • Просто расскажите, как звучат буквы и как они звучат.
Новые родители: сохраните свои деньги.

Итак, методика Глена Домана основана на том факте, что малыши лучше всего воспринимают информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Именно этот принцип и положен в основу данной методики. Начинать занятия с ребенком по методике Домана можно уже в трехмесячном возрасте.

Суть методики заключается в том, чтобы показывать деткам специальные карточки с изображением животных, фруктов и многого другого, а также написанные на специальных карточках слова и четко их произносить (для обучения малыша чтению). Для первых занятий нужно использовать наиболее простые и понятные для малыша слова, такие как мама, папа, каша, кот, собака. Каждое слово должно быть распечатано крупными красными буквами на отдельном листе или карточке. Со временем упражнения усложняются тем, что слова делятся на такие категории, как продукты питания, овощи, фрукты, животные, природа и так далее.

Все, что вам нужно - это матрас в безопасной комнате. В школе моего сына домашнее задание на начальное начальное мероприятие передается в понедельник, чтобы он был доставлен в четверг. Ребенок должен решить, как управлять своим временем в течение недели и делать урок.

Это помогает обучать ответственности и управлению временем. Ожидается, что ребенок каждое утро готовит свой собственный обед. Это учит осознанию питания, уверенности в себе и ответственности. Одной из самых увлекательных особенностей философии Монтессори для либертарианцев была страстная преданность Марии Монтессори миру. Это можно увидеть в школах, где детей учат, что они все являются членами человеческой семьи, что мы дети всего мира и что мы должны уважать индивидуальные права друг друга. Они учат сотрудничеству и ответственности и уважению других.


Как проходит обучение по методике Глена Домана?

Как и любые другие занятия, упражнения по методике Домана можно проводить только тогда, когда малыш спокоен, его ничего не беспокоит и он не хочет спать. Ребенка нужно положить или посадить в удобном для него положении и начинать ему демонстрировать карточки со словами от самого простого к более сложному. За одно занятие используется пять карточек, которые используются на протяжении пяти дней. Каждая карточка показывается всего пару секунд, в течении которых взрослый четко проговаривает то, что на карточке написано или изображено. Отвлекаться и объяснять что-либо не нужно, просто показываете и четко проговариваете одну за одной все пять карточек. Карточку необходимо держать на расстоянии 50-60 сантиметров от лица ребенка.

Некоторые школы Монтессори пытаются поощрять решение конфликтов, подобное посредничеству или арбитражу. Смотреть видео «Образование за мир: сущность Монтессори». Но метод Монтессори для мира намного больше. Идея мира глубоко внедрена во весь образовательный метод. Мария Монтессори полагала, что существует много причин, по которым человеческая раса еще не достигла мира. Одним из них было ложное представление о мире как о простом прекращении войн. Она подробно обсуждает это в своей великой книге «Образование и мир».

Человеческая история учит нас, что мир означает вынужденное подчинение завоеванному господством, поскольку захватчик укрепил свою победу, потерю всего, что побежденный считал ценным, и конец прибыли плодов его работы и его достижения. Побежденные вынуждены приносить жертвы, как если бы они были единственными виновными и заслуживали наказания просто потому, что были побеждены.

Карточки из одной серии все время необходимо показывать и произносить в другой последовательности. Проводить занятие необходимо три раза в день в течении пяти дней. После этого одна карточка убирается и добавляется новая, через пять дней на смену второй карточке приходит новая и так все время.

Цели занятий по методике Глена Домана

Основной целью занятий по методике Домана является максимально задействовать детский мозг, который до шести лет все время растет и способен воспринимать огромное количество информации. Доман доказал, что чем больше мозг работает, тем лучше развивается интеллект ребенка. Если же показывать ребенку карточки не с изображениями, а со словами, то можно довольно рано научить ребенка читать. Также с помощью карточек Домана можно учить и математику, показывая карточки, на которых будут изображены красные точки, которые нужно сосчитать.

Хотя верно, что либертарианцы могут извлечь пользу из образовательных идей Монтессори, верно и то, что последователи Монтессори, ищущие науку о мире, могут перестать искать: вот что такое либертарианство. Либертарианство признает, что мир скудности, в котором мы живем, порождает конфликт и войну и что решение - это принятие цивилизованных правил сотрудничества и распределения прав собственности - либертарианского общества частных законов. Если бы Монтессори был проинформирован об идеях австрийской экономики свободного рынка и антигосударственного и миротворческого либерализма, кто знает - возможно, она стала крупным чемпионом либертарианских позиций.


Необходимые материалы

Именно благодаря тому, что данная методика не требует никаких специальных дорогостоящих материалов, она и пользуется такой популярностью. Все, что нужно для занятий – это карточки с изображениями, словами или точками. Можно вместо них также использовать обычные листы формата А4, главное, чтобы все изображения и слова на них были четкими и цветными.

Скептицизм в отношении государства, индивидуализма и любви к свободе пронизывает точку зрения Монтессори. Это ставит под угрозу структуру власти, поскольку существует большая вероятность того, что она подвергается тому, что она есть, - навязыванию священного порядка вещей, искажению того, что является естественным, для предполагаемой выгоды тех, кто нездоров или не в состоянии учиться. Она также поняла более ясно, чем любой из ее современников, что если извращение естественного порядка вещей поддерживается институтом власти, тогда и душа должна быть извращена, поскольку она является единственной силой, единственным энергетическим курсом во Вселенной, способен видеть и демонстрировать коррупцию и извращение целого и исправлять ее.


Особенности методики раннего развития Глена Домана

Главной особенностью методики Домана является то, что с ее помощью можно развивать мозг ребенка сразу в четырех основных направлениях – чтение, математика, энциклопедические знания и физическое развитие.

Это извращение души присваивает, по очевидному риторическому преимуществу, название образования. Фактически, это то, что ранее характеризовалось как форма воспитания и основывалось на дисбалансе и неравенстве власти. Ключ к Монтессори содержится в двух строках, которые чаще повторяются, чем утверждаются и понимаются - «Следуйте за ребенком» и «Посмотрите на ребенка».

Как могло быть иначе, когда в общепринятой мудрости «образование» является подразделением «политики»? Основная политическая ошибка заключается в том, что если люди контролируются «надлежащим авторитетом», тогда они улучшатся. Обратите внимание на явное признание лжи и коррупции государства и использование пропаганды в образовании. Неудивительно, что Мария Монтессори, как школьный инспектор в Италии, отказалась использовать систему образования для производства солдат для Муссолини. Она потеряла эту позицию, когда она отказалась заставить молодых людей, находящихся на ее попечении, принять фашистский обет, как требовал диктатор Муссолини.

  • обучение малышей чтению по методике Домана происходит с помощью карточек со словами;
  • обучение математике происходит с помощью карточек, на которых изображены большие красные точки в количество от одной до ста;
  • получение ребенком энциклопедических знаний по методике Домана происходит с помощью карточек, отсортированных по темам и категориям;
  • физическому развитию Глен Доман отдавал едва ли не главное место в своей методике. Малыш должен постоянно двигаться, ведь основой умственного развития является именно движение.

Методика раннего развития Глена Домана считается одной из самых успешных и наиболее эффективных среди всех остальных. Немаловажным является тот факт, что многие нобелевские лауреаты учились в детстве именно по методике Глена Домана.

Более подробная информация приводится здесь. Однако в политическом мире были решены свои проблемы, в первую очередь, рост фашизма в Италии и расширение немецкого нацистского режима. Монтессори находился под сильным давлением, чтобы превратить свои школы в учебные центры для производства массовых солдат для войны. Конечно, она отказалась, и на короткое время она и ее сын Марио были арестованы. Выпущенные, а затем изгнанные, они бежали из Италии, укрываясь изначально в Испании и Индии и, наконец, в Голландии.

Монтессори считал, что причина, по которой мы имеем войну, а не мир, происходит не только из-за ложных представлений о мире, но и потому, что природа ребенка игнорируется во время образования, что приводит к моральному параличу и морально атрофированным людям, которые не имеют защиты против государственной пропаганды и требований войны. И причиной этого было неправильное представление о характере ребенка и его отношениях со взрослым и о надлежащем методе обучения.

В середине прошлого века американский врач-нейрохирург Глен Доман, занимаясь реабилитацией детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы, использовал внешние раздражители, стимулируя клетки головного мозга, не пораженные болезнью. В качестве внешних раздражителей Доман применял сначала карточки с нарисованными красными точками, затем слова, написанные печатными буквами и различные картинки. Их количество постепенно увеличивалось, менялась интенсивность занятий. Постепенно мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться. Впоследствии эта методика применялась и при обучении здоровых детей.

Мягкая революция

Свою методику по обучению детей Глен Доман называл мягкой революцией и писал: «Эта революция, самая тихая и «мягкая», но при этом самая важная и прекрасная. Цель этой революции – снабдить родителей знаниями и навыками обучения, которые позволят им воспитать своих детей высокоинтеллектуальными, чрезвычайно способными и яркими личностями. И тем самым создать гуманный и здоровый мир.

«Революционеры», совершенно не похожи на тех, кого мы привыкли подразумевать под этим словом, - это, прежде всего, новорожденные младенцы с их невероятным творческим потенциалом; во-вторых, родители с их мечтами о том, кем могут стать их дети».

Ребенок и взрослый являются двумя отдельными частями человечества, которые должны работать вместе и сочетаться с взаимной помощью. Поэтому не только взрослый должен помогать ребенку, но и ребенок должен также помогать взрослым. В критический момент в истории, которую мы переживаем, уход за ребенком стал фундаментальной необходимостью для всех людей. Пока эволюция человеческого общества произошла только по желанию взрослого. Никогда с желанием ребенка. Таким образом, фигура ребенка была оставлена ​​в наших умах, когда мы строим материальную форму общества.

На чем базируется методика?

Вот тезисы, разработанные Доманом и сотрудниками Института развития человеческого потенциала:

1. Мозг растет и развивается лишь в случае, если он работает.
2. Чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша впервые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.
3. Чем ребенок более развит физически, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенным будет и его двигательный интеллект.
4. Мозг ребенка с рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат.

Ключевой идеей Монтессори является представление о том, что ребенок создает взрослого. Каждый из нас не всегда был взрослым; был ребенком, который построил нашу личность. Прежде чем мы стали важным взрослым человеком, которого мы сейчас являемся, уважаемым членом общества, мы были другой личностью - совсем другой, очень таинственный, но полностью игнорируемый миром; без уважения; без какой-либо важности; нет голоса о том, как все работает. Тем не менее, мы все время были личностью, способной делать то, что мы не можем сделать сейчас.

Тот, кто строитель человека, никогда не может быть несущественным человеком. Он способен делать что-то грандиозное, как семя. Только когда мы воспринимаем чудесный способ, которым ребенок создает человека, мы понимаем, что в то же время у нас есть в наших руках тайна, благодаря которой мы можем помочь в формулировании лучшего человечества.

Методика обучения

С методикой обучения Глена Домана российский читатель мог познакомиться, прочитав его книги, которые выходили на русском языке в конце девяностых годов. «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как развить интеллект ребенка», «Как обучить ребенка математике», «Как научить ребенка читать», «Как сделать ребенка физически совершенным".

В настоящее время книги известного врача-нейрохирурга не переиздаются, поэтому постараемся достаточно подробно описать методику, следуя которой по утверждению Глена Домана можно из любого ребенка воспитать гения.

Короче говоря, Мария Монтессори утверждает, что единственный способ добиться мира во всем мире - воспитывать молодых людей в соответствии с их природой, производить естественно мирных «граждан мира». Его видение грандиозно и его язык красноречив, метафоричен и цветен. Это великое и амбициозное видение, но это восхитительно. Фактически, Мария Монтессори была назначена три раза за Нобелевскую премию мира. Но, как всегда, в молодости есть надежда - что-то признанное Монтессори и либертарианцами. Перевод Даниила Чавеса Клаудино и Ларисы Гимарайнш.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методы обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию и другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки разного количества, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня очень быстро по нескольку раз показывают ребенку. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, в будущем добавляя все новые и новые факты.

Кто герои?

Кто эти люди, которые постоянно должны находиться рядом с ребенком, чтобы по нескольку раз в день показывать карточки, при этом готовить новый дидактический материал, следуя неукоснительно инструкциям? Доман так определяет этих сподвижников - революционеров: «Это родители, принадлежащие к среднему классу и дающие возможность своим детям достичь лучшего из того, чего можно достичь, имеют общие характеристики: они живут для детей, принимают это не как жертву, а как свою привилегию, находят большое удовольствие в том, чтобы учить детей».

Зачем?

Зачем тратить такие титанические усилия, вкладывая в детские головки огромный объем энциклопедических знаний, умение читать и считать в трехлетнем возрасте? Автор методики отвечает так: «Вы должны это делать потому, что знания – это базис для интеллекта, а интеллект – врожденный дар, данный каждому.

Детей нужно до краев наполнить энциклопедическими знаниями, пусть он сам решит, кем он хочет стать. Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни».

Как?

Доман так определяет цели своих книг: «Как познакомить ребенка с тысячами, десятками тысяч ясных, точных, интересных фактов?» Он подробно описывает методику, начиная с введения единицы знания – бит. Один бит информации – это изображение очень точного рисунка, хорошей иллюстрации или фотографии. Наглядное пособие должно иметь немалый размер и ясно «читаться» взглядом. Оно должно быть дискретным (т.е. изображать только один объект) и отличаться новизной.

Биты объединяются в категории. В категорию входит группа из 10 и более битов знания, логически связанных друг с другом. Например, категория «насекомые», «домашние животные», «планеты солнечной системы» и т.д. Категории входят в области знаний, поделенные на следующие разделы: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, основные законы естествознания, языки, литература.

Занятия лучше организовать так, чтобы было несколько коротких уроков через определенные интервалы и лучше использовать утренние часы.

Карточки следует показывать на расстоянии 45 см от лица ребенка, все посторонние отвлекающие факторы - световые, звуковые и тактильные должны быть исключены. Чем меньше ребенок, тем яснее и громче должен звучать ваш голос.

Рекомендуется показывать за один раз 10 – 15 карточек, тратя на карточку по 1 секунде, т. е. на один показ будет потрачено 10 – 15 секунд, этого достаточно, дольше трудно удерживать внимание ребенка. Нужно стремиться показывать карточек меньше, чем малыш может воспринять и как можно быстрее.

Если ребенок требует продолжения занятий, то следует отвлечь его внимание на другое.

Повторение информации должно сочетаться с изъятием уже запомненной. Показ одного бита – 30 раз, 3 раза в день в течение 10 дней.

Изготовление дидактического материала

Основой методики Глена Домана являются карточки. Поэтому к изготовлению их предъявляются особые требования. Карточка вырезается из белого двухстороннего картона размером 28*28 см, надписи делаются черным маркером, высота написанных букв должна быть не меньше 2,5 см, чем крупнее буквы, тем лучше. В идеале каждая карточка должна иметь с двух сторон пластиковую оболочку. Если бит представляет картинку, то с внутренней стороны карточки пишется его название. Если выбранный объект расположен на фоне, или ему соответствует надпись, то его следует вырезать и приклеить к белому картону.

Систематизация карточек – битов идет по принципу от общего к частному. Если сначала животный мир делился на категории: насекомые, животные, птицы, то постепенно идет детализация. Категория «Насекомые» подразделяется на «Короедов и листоедов», «Насекомых – хищников», «Летающих и ползающих».

Для изготовления битов информации используются энциклопедии, книги, журналы, карты, марки, учебные пособия, календари, открытки, рекламные листки. А мы можем добавить к этому списку интернет.

Чтение

Методика чтения основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу и на основании собственного опыта малыш со временем поймет законы, по которым письмо передает устную речь. Например, показывая карточку со словом «мама» нужно отчетливо произнести: «Это означает «мама» и не надо ничего объяснять. Сначала ребенку показывают слова, затем словосочетания, потом предложения простые и распространенные.

Чтение книги строится точно так же, как и работа с карточками. Книга читается взрослым два – три раза в день на протяжении нескольких дней. Предполагается, что на каком – то этапе малыш захочет прочитать книгу уже самостоятельно.

Ребенок не складывает буквы в слова, а запоминает слово целиком, и впоследствии видя его в тексте, он воспроизводит его звучание.

Математика

При обучении математике на карточках – битах рисуют не цифры, а количество точек, которые соответствуют той цифре, с которой знакомят малыша. Например, показывают не цифру «5», а карточку, где нарисованы пять точек. Доман полагает, что таким образом можно знакомить ребенка с любой цифрой.

Карточки для математики должны быть размером 27,5*27,5 см. белого цвета, нужны самоклеющиеся кружочки диаметром 1,8 см, и толстый маркер красного цвета. Обучение математике строится по принципу: узнавание количества, решение примеров, узнавание цифр, равенства с цифрами.

Математические действия не рисуются в виде плюсов, минусов или знака «равняется», а произносятся вслух.

Интеллект ребенка

«Человеческий мозг - самый совершенный компьютер, чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он может извлечь. Если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны их снабжать точной, отчетливой и недвусмысленной информацией», - писал Глен Доман. Это все теоретические умозаключения. А что он советует делать на практике? Вот пример, взятый из книги: «Ребенок смотрит в окно и спрашивает: Что это?»

Ваши возможные ответы: сказать: «Отстань»; сказать: «Это гав–гав»; сказать: «Это собака»; сказать: «Это сенбернар». А возможен такой вариант: ваш ребенок еще ни разу не видел собаки. Приготовьте для него десять карточек с изображением собак разных пород и покажите их несколько раз. Когда вы пойдете гулять, и ребенок увидит собаку, он закричит: «Смотри, мама, собака!» Что произошло? Вы показали десять различных собак, которых объединяет наличие шерсти, лап, хвостов и т.д. Ребенок понял, что собаки могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т. п. Благодаря своим врожденным способностям к перекомбинации полученных фактов, малыш в состоянии определить, что он увидел.

Физическое развитие

Физическим упражнениям, которые рекомендует Глен Доман, подводится серьезная теоретическая основа. В своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь важных стадий, которые соответствуют семи стадиям созревания детского мозга, и правильно развивая ребенка физически, мы развиваем различные области головного мозга.

Воспитывать малыша физически нужно с рождения, перевернув его личиком вниз. Новорожденный, лежа на спине да еще укутанный пеленками и одеялом, ограничен в двигательной активности. Перевернув малыша на животик и одев его в рубашечку с короткими рукавами и в штанишки, мы предоставляем ему возможность совершать разнообразные движения. Для того чтобы ребенок мог свободно двигаться и не замерзать, в детской комнате должна поддерживаться температура 32 градуса и высокая влажность, чтобы кожа ребенка не пересыхала.

Доман придает огромное значение умению ползать и приводит таблицы, в каком возрасте и сколько малыш должен проползать. Для того, чтобы простимулировать физическую активность ребенка, он предлагает использовать специальный трек, П – образный желоб, обитый поролоном шириной примерно 35,5 см и высотой бортиков 15 см. В идеальном варианте хорошо бы построить такой трек по периметру родительской кровати. В этом случае малыш даже ночью мог бы находиться под присмотром мамы и совершать «поползновения» взад – вперед по треку.

«Мозг растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются сенсорные и двигательные окончания мозга, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышечной массы», - пишет Глен Доман.

«Станьте на время японцем» - так называется одна из глав его книги. Подразумевается, если ребенок находится на полу, то и родители должны находиться там же. «Ешьте, спите, играйте, учите на полу. Это идеальное место для развития ребенка».

Формирование мозга новорожденного резко ускоряется, если его подвергать мягкой вестибулярной стимуляции. Рекомендуется носить ребенка по кругу, покачивать его на качалке, скакать с ребенком по дому, в позиции лежа, покачивать малыша над собой.

Следующий этап – развитие мануальных навыков малыша, используя его врожденный хватательной рефлекс, следует по нескольку раз в день вкладывать в ладушку крохи свои пальцы, он их будет обхватывать и со временем научится удерживать на весу 50% своего веса. Когда малыш научится висеть на больших пальцах взрослого, нужно соорудить в дверном проеме турник с перекладиной, которую можно было бы переставлять в соответствии с ростом ребенка и научить его покачиваться и перебирать ручками.

В конце книги Доман дает подробный инструктаж по изготовлению лестницы для передвижения с помощью перехвата. На соединенные между собой вертикальные стойки горизонтально крепится лестница, которую можно фиксировать на разной высоте.

Малыш растет, физически крепнет и приходит момент, когда он встает на четвереньки, разложив недалеко любимые игрушки, мы подталкиваем его к передвижению на четырех точках. Со временем он встает на ножки и делает первые шаги. В эти важные для малыша моменты родители должны «следить за ним так же пристально, как ястреб следит за зайцем. Будьте предельно внимательны!» - советует Глен Доман, подстраховывайте малыша от падения.

Следующий этап после ходьбы – ежедневный бег трусцой с увеличением дистанции, нужно стремиться пробежать 5 км по пересеченной местности, не останавливаясь.

Приходит свой черед и гимнастическим упражнениям: перекатывания, кувырки, прыжки, хождение по бревну, раскачивания на канате, прыжки на батуте, приседания, пируэты. Достигнув успехов в этих упражнениях и в соответствии собственными предпочтениями, можно выбрать любой вид спорта и в нем совершенствоваться.

На каждом этапе развития двигательных навыков Доман рекомендует свою частоту, интенсивность и продолжительность занятий. Например, упражнения на турнике должны повторяться 15 раз в день по 20 секунд, передвижение по лестнице 10 раз в день по 25 секунд, 10 минут в день тратить на развитие вестибулярного аппарата, 25 минут – на гимнастические упражнения.

Минусы теории

Первая треть каждой книги Глена Домана - это гимн детскому интеллекту, муссирование темы «Каждый ребенок – гений». Автор подчеркивает, что после каждого занятия надо хвалить и гладить малыша, но почему-то не уходит ощущение эмоциональной пустоты, существующей между матерью и ребенком. Крошечное чудо природы, малыш, воспринимается как полый сосуд, и задача родителей - постараться заполнить его до краев битами информации. Ребенок выступает как безвольное апатичное существо, он пассивный объект обучения. Нет места совместной деятельности и творчеству, желание ребенка повлиять на процесс обучения пресекается.

Иметь обширные знания в различных областях человеческой деятельности, это замечательно, но для этого существуют различные информационные носители: книги, компьютер. Задача родителей все же видится не только в том, чтобы нашпиговать детскую головку битами знаний, а прежде всего, научить малыша думать, размышлять, сопоставлять и анализировать, развить в нем логическое мышление, научить работать с информацией и, конечно, воспитать его человеком, научить сопереживанию и отзывчивости. И в первую очередь до краев наполнить любовью и нежностью, а не максимальным объемом информации.

Ребенку нужно помочь осознать себя, воспитать в нем убеждение «Я личность! Я все могу!», научить его строить отношения с другими детьми и взрослыми.

Ни в одной из книг не освещается такая важная для любого ребенка сфера деятельности, как игра. Складывается ощущение, что она должна быть изъята из жизни малыша и заменена бесконечной чередой карточек.

Есть и несколько технических нестыковок. Непонятно, как ребенок будет читать текст со словами, которые он еще не выучил с родителями? Как знакомить малыша с количеством, которое зашкаливает за сто – двести, как на одной карточке изобразить столько точек? Возможно, ли обсуждать с ребенком прочитанные книги, вносить коррективы в занятия? Как заниматься с ребенком, когда ему «перевалило» за шесть лет и его мозг, по словам Глена Домана «практически прекращает расти»?

Физические навыки и умения, соответствующие определенному возрасту, описываемые Гленом Доманом, расходятся с действительностью. «Первые шаги с помощью рук для сохранения равновесия характерны для ребенка в возрасте 12 месяцев» - пишет Доман, но многие мамы возразят. Это свойственно не годовалому малышу, а девятимесячному. Именно в этом возрасте современные дети начинают самостоятельно ходить.

Автор книг подробно описывает, сколько подходов к турнику, лесенке должен ежедневно выполнять ребенок, какую дистанцию он должен изо дня в день пробегать. Упускается важный момент, ребенок – это живое существо, он может быть в не настроении, да и просто надоело выполнять одни и те же упражнения, работая на их увеличение. Если карточки все же как–то можно методично по нескольку раз в день показывать малышу, то заставить, упросить его пробежать еще один круг, подтянуться еще один раз, бывает невозможно.

Остается много и других «открытых» вопросов. Тем не менее, в каждой методике всегда можно найти что-то дельное, возможно, это пригодиться, поможет взглянуть по-новому на привычные понятия и предметы.