Градостроительный кодекс статья 51 часть 21.5. Теория всего

В уголовном праве используется такое понятие, как свидетельский иммунитет. Любой гражданин, привлекаемый к производству по уголовному делу, вправе не давать показания против себя, близких родственников и супруга/супруги. Соответствующее положение закрепляется в 51 статье Конституции РФ .

В этой же норме предусмотрено, что федеральным законом может устанавливаться и иные случаи освобождения субъекта от дачи показаний.

Международное право

Конституции РФ основывается на ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах. В этой норме предусмотрен запрет на принуждение лица давать показания против себя при рассмотрении любых предъявляемых ему обвинений.

В Европейской конвенции, регламентирующей защиту свобод и прав человека, не содержит прямого указания на такую гарантию. Однако ЕСПЧ при анализе права на молчание исходит из того, что запрет на принуждение давать показания против себя либо родственников или признавать свою виновность являются общепризнанными нормами и лежат в основе принципа справедливости судебного разбирательства.

Значение права

Юридическая возможность, предусмотренная в 51 статье Конституции , обеспечивает защиту обвиняемого от злонамеренного принуждения со стороны властных структур. Применение нормы позволяет предотвратить и реализовать цели судопроизводства.

Реализация положений 51 статьи Конституции способствует, в частности, соблюдению порядка добывания доказательств. Норма исключает возможность получения сведений путем давления на гражданина. Право, гарантированное 51 статьей , имеет тесную связь с презумпцией невиновности.

Нюансы

Как указывает ЕСПЧ, возможность не давать показания против себя не может ограничиваться только лишь запретом на принуждение гражданина к признанию в посягательстве либо предоставлению сведений, обладающих прямо инкриминирующим характером.

Субъектный состав

Основного Закона считается бланкетной (отсылочной) нормой. В ней указывается, что перечень субъектов, против которых может не свидетельствовать гражданин, устанавливается федеральным законом.

В УПК, в частности, к таким лицам относят:

  • Супруга/супругу.
  • Сестер/братьев.
  • Детей/родителей.
  • Дедушек/бабушек/внуков.
  • Усыновителей/усыновленных.

Важный момент

УПК (хотя и для других целей) содержит указание на категорию лиц, состоящих в свойстве со свидетелем/потерпевшим, а также граждан, благополучие, здоровье, жизнь которых дороги субъекту, дающему показания, ввиду личных отношений, сложившихся между ними.

Указанные субъекты не обладают свидетельским иммунитетом по букве закона. Однако представляется, что перед ними, как и перед близкими родственниками, может встать проблема ложного выбора между моральными чувствами и лжесвидетельством. Кроме того, значение имеют и традиционные представления, осуждающие предательство и доносительство.

Основания свидетельского иммунитета

Положения 51 статьи Основного Закона базируются в первую очередь на моральных чувствах. Однако это далеко не единственное основание

Обращение с личностью как с объектом чьей-либо воли не допускается. Законодательство гарантирует неприкосновенности личности, защиту частной жизни, семейной/личной тайны, т. е. сведений, которые родственники доверяют друг другу конфиденциально.

Свидетельствование: отличительные черты

Понятие "свидетельствовать" подразумевает не только непосредственно дачу показаний в качестве свидетеля, подтверждение, удостоверение какого-либо события, очевидцем которого стал гражданин.

Этот термин означает и предоставление какой-либо информации, доказывающей факт/обстоятельство, указание ее источника. В этом случае свидетельство рассматривается как улика.

Как пояснил Конституционный суд, возможность не свидетельствовать против себя предполагает, что субъект вправе отказаться не только давать показания, но и передавать уполномоченным органам другие доказательства, подтверждающие его причастность к преступлению.

Такая ситуация, к примеру, имела место при совершении лицом ДТП. Гражданин должен был оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников дорожной инспекции и сохранить обстановку, принудительно, таким образом, разоблачая себя. Такое предписание содержалось в утратившей силу ст. 265 УК РФ. 51 статье не должны противоречить специальные нормы права.

Между тем, УК предусматривает ряд обстоятельств, смягчающих ответственность. К примеру, согласно п. "и", 1 части 61 статьи Кодекса, лицо может добровольно признать вину или явиться с повинной. Ключевым условием зачета этого обстоятельства является добровольность совершаемых действий.

Перед или лицо, подозреваемое/обвиняемое в деянии, предупреждается о своем праве, закрепленном 51 статьей . Если уполномоченный служащий (следователь/дознаватель) не ознакомит гражданина с процессуальным порядком, доказательства, добытые в ходе допроса, могут быть расценены как недопустимые.

Выводы

Дача показаний является процессуальной обязанностью лиц, участвующих в деле. Однако закон не допускает привлечение к ответственности субъектов, отказавшихся свидетельствовать против себя, супруга, родственников.

Получение информации путем шантажа, угроз, иных противоправных действий квалифицируется как преступление против правосудия.

51 статья Градостроительного кодекса

Продолжая тему конституционных прав, коротко рассмотрим особенности реализации права на жилище.

Жилье, несомненно, должно быть у каждого. Приобрести его в собственность можно, купив объект или построив его. В первом случае все более-менее ясно: нужно найти продавца и иметь соответствующую сумму денег.

Что касается строительства собственного жилья, то этот процесс сопровождается рядом сложностей. В первую очередь лицо, желающее построить дом, должно получить на это разрешение. Именно о нем и говорится в ГрК, в 51 статье.

Градостроительный регламент , проект межевания/планировки, - ключевые нормативные акты в сфере строительства. Разрешение, выданное застройщику, подтверждает соответствие проектных документов положениям этих бумаг. Кроме того, оно удостоверяет допустимость размещения объекта на участке согласно его разрешенному использованию и ограничениям, предусмотренным земельным или другим законодательством.

Разрешение позволяет застройщику вести строительные работы, мероприятия по реконструкции или ремонту объекта капстроительства, кроме случаев, установленных в ГрК.

статья 51

Еще одно конституционное право гражданина - право на труд. Каждый человек может использовать свои знания и умения и получать от того доход. В законодательстве предусмотрено несколько форм реализации права на труд. К примеру, человек может устроиться на работу в качестве наемного сотрудника. Кроме того, гражданин вправе открыть свое дело.

Предпринимательством можно заниматься в статусе ИП или юрлица. Однако в любом случае субъект должен быть зарегистрирован в установленном порядке. О госрегистрации юрлиц говорится в 51 статье ГК РФ.

В п. 1 указанной нормы установлена обязательность постановки на учет в уполномоченном контрольном органе - ИФНС.

Сведения о госрегистрации, согласно 2 пункту статьи, вносятся в ЕГРЮЛ (единый госреестр юрлиц). Этот реестр является открытым для неграниченного круга лиц. Т. е. со сведениями может ознакомиться любое заинтересованное лицо.

Субъект, основывающий свои действия на информации, взятой из ЕГРП, может исходить из того, что она соответствует реальному положению дел. Акт госрегистрации подтверждает свидетельство, выдаваемое представителю организации. Как правило, его получает один из учредителей.

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 31 декабря 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 20.03.2011)).

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:


3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

Приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) форму разрешения на строительство устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.

О форме разрешения на строительство см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.


оглавление | вперед >>

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 ; (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со );

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 , или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 и 11-1 части 12 , или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ; от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ)

19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Традиционно под градостроением понимается деятельность, целью которой является развитие территорий. Базой для регулирования отношений, возникающих в процессе градостроения, служит градостроительный кодекс рф 2016 последняя редакция с комментариями. Бесплатно скачать ГрК РФ можно по ссылке после текста. Законодательство данной сферы не просто регулирует отношения субъектов в процессе строительства, но и выступает гарантом соблюдения всех норм, повышая качество возводимых зданий.

Краткое содержание градостроительного кодекса РФ

Настоящий Федеральный закон принят в конце декабря 2004 г. Регулярно Правительство проводит изменение, дополнение ГрК. Законная сила придается документу после официального утверждения. ГрК имеет 9 глав, включающих 62 статьи.

Указанный документ регламентирует:
1) Правила землепользования и застройки на территории РФ.
2) Закрепляет право граждан на обустройство, строительство жилищной площади.
3) Устанавливает обязанности и права как застройщиков, так и ответственных органов власти.
Первый раздел рассматривает основные положения: понятия, принципы градостроительства. Вторая глава Кодекса определяет полномочия соответствующих органов власти; третья отведена территориальному планированию. Ответственность за нарушение установленных ФЗ нормативов описана 8 главой. Последний раздел посвящен особенностям градостроительства в Москве и Спб.

Вам будет интересно также ознакомиться с последними изменениями ст 159 УК РФ в новой редакции. Подробности

Последняя редакция Градостроительного кодекса с комментариями

ГрК можно смело рассматривать как главный государственный «строительный» документ. Актуальный текст кодекса предлагают скачать юридические порталы, где достаточно указать название документа. От даты, когда он вступил в силу, будет зависеть редакция. Википедия предлагает изучить данный нормативный акт с внесенными с января 2016 изм. Комментарии (характеристика) к статьям, где подробно рассмотрен каждый пункт, раздел, публикует ресурс консультант-плюс. Новая редакция с 10 января текущего года (Дума приняла декабрь 2015 год) направлена на совершенствование имеющейся правовой базы. Реферат по теме градостроительства позволит узнать лишь общее положение дел. Использование оригинального текста ГрК поможет более детально изучить архитектурный вопрос, проектирование, зонирование территории. Узнать о внесении изменений документа можно на тематических ресурсах.

Про увольнение сотрудников в связи с утратой доверия читайте

Что согласно градостроительного кодекса РФ является объектом капитального строительства

Статьей 1 приводится определение, согласно которому к объекту КС относят здания, сооружения, иные объекты, по которым строительство не завершилось. Временные постройки, киоски, навесы не будут являться объектом незавершенного строительства. Территории, относящиеся к объектам общего пользования, позволяют гражданам проводить слушания (публичные); авторский надзор. Такая территория не подлежит приватизации.

Ввод объекта в эксплуатацию

ГрК регламентирует:
— как должна проводиться экспертиза проектной документации (ст 49);
— введение в действие объектов строительства и др.
ФЗ «О техническом регулировании» призван устанавливать, каким техническим требованиям должно соответствовать вводимое здание (сооружение). Соблюдение всех норм позволит вводить здания законно. Учтены в Кодексе инженерные, технические, экономические, социальные и экологические требования законодательства.

Статья 51 градостроительного кодекса РФ 2016

Данная часть ГрК разъясняет как (где) получить разрешение на строительство, представляющее собой документ, который дает застройщику право строить. Представленная проектная документация проходит соответствие действующему законодательству. Согласно выданному разрешению может проводиться реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка объекта. Оговариваются случаи, когда получать разрешение необязательно. Застройщик обязан соблюдать все нормативы, касающиеся строительства (ГрК, Гражданский кодекс и др.).

Выдача разрешений на строительство

Большая часть населения России не знает законов и правил, касающихся возведения домов, и других норм, относящихся к градостроительной сфере. Кроме того, эти люди считают, что, имея землю в собственности, они вправе возводить на ней любые строения, какие захотят. Это мнение ошибочно. Такие постройки признают незаконными, а самого собственника привлекут к ответственности. Поэтому при желании что-либо возвести на своей земле необходимо получить соответствующее разрешение.

Что такое разрешение на строительство по ГрК РФ

Согласно нормам Градостроительного кодекса, строительное разрешение - это документ, подтверждающий соответствие документации, представленной в форме проекта, следующим нормам, установленным:

  • регламентом градостроительной деятельности;
  • проектом территориального планирования;
  • межевым проектом территории, если строительство или реконструкция капитальных объектов строительства линейного и нелинейного типов;
  • допустимость расположения объекта строительства на участке земли в зависимости от разрешенных видов его использования и установленных для этого участка ограничений.

Если у застройщика имеется разрешение на строительство ИЖС, он вправе строить или реконструировать капитальные объекты, если это не противоречит градостроительному законодательству.

Последствия строительства без разрешения

Если собственник земельного участка собрался возводить на нем частный дом, ему необходимо выяснить следующие моменты:

  1. В какое учреждение нужно обращаться за получением разрешения.
  2. Какие документы нужны на разрешение на строительство.
  3. Какие справки нужно представить.
  4. К кому можно обратиться за ускорением процессуальных действий.

Если собственник решил не улаживать все эти вопросы, осуществить свой замысел без разрешения на строительство ИЖС, его действия будут признаны незаконными. Его лишат права на оформление права собственности на построенный дом или вовсе заставят его снести.

Случаи выдачи строительного разрешения

Разрешения на выдаются в следующих случаях:

  1. Если объект строительства будет возводиться на участке земли, который предоставлен пользователю земельных недр для осуществления работ по использованию этих недр (разрешение предоставляется федеральным управленческим органом, отвечающим за государственный фонд недр).
  2. Если объект является средством использования энергии атомного типа (разрешение представляется организацией, которая занимается использованием энергии атомного типа, а также государственным управлением деятельностью по разработке, изготовлению и утилизации оружия и установок ядерного типа, используемого в военных целях).
  3. Если объект относится к космической инфраструктуре (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет Государственная корпорация по деятельности космической организации «Роскосмос»).
  4. Если объект относится к гидротехническим сооружениям второго или первого классов, аэропортам, авиационным объектам, железнодорожным объектам, консульствам, посольствам, российским представительствам за границей, оборонным объектам, объектам безопасности, обеспечивающим безопасность российской границы, объектам приграничного назначения и иным, которые предполагается построить на территории российского континентального шельфа, морских внутренних вод или территориального моря (разрешение предоставляют уполномоченные федеральные исполнительные органы власти).
  5. Если объект строительства или реконструкции будет расположен в пределах границ природной охраняемой территории (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет исполнительный орган власти на федеральном или муниципальном уровне или уровне субъекта).

Органы, выдающие строительные разрешения

По ГрК РФ разрешение на строительство по общим правилам выдается следующими органами:

  • уполномоченными федеральными исполнительными органами власти (если объект строительства или реконструкции будет располагаться на территориях двух и больше российских субъектов);
  • уполномоченными исполнительными органами власти субъекта (если объект строительства или реконструкции будет располагаться на территориях двух и больше муниципальных районов).

Перечень документов для получения разрешения на строительство

Перед началом строительных работ необходимо выяснить, какие документы нужны на разрешение на строительство. Строительное разрешение - документ, который способен удостоверить, что соответствуют требованиям и нормам плана участка (градостроительного), и предоставить застройщику полное право начать строительный процесс.

В некоторых случаях законодательство разрешает обойтись без оформления разрешения на строительство. Одним из разрешающих документов является Федеральный закон № 93 от 2006 года, определяющий такое понятие, как «дачная амнистия».

Согласно этому документу, согласие соответствующих органов на введение недвижимого объекта в пользование получать необязательно, если речь идет о построении индивидуального жилого дома, который возведен на земельном участке в пределах поселения, если этот участок используется для ведения подсобного хозяйства.

Получить разрешение на ввод такого жилища в эксплуатацию можно при представлении установленного ГрК РФ строительного разрешения. Дачная амнистия допускает государственную регистрацию права на эту собственность при представлении документов, подтверждающих факт построения этого недвижимого объекта и содержащих описание дома. Таким документом является исключительно кадастровый паспорт индивидуального жилого строения.

Если такое недвижимое имущество будет выступать в качестве предмета сделки в недостроенном состоянии, тогда до государственной регистрации необходимо будет согласовать выполнение строительства.

Список документации, необходимой для получения разрешения

Седьмая часть Кодекса указывает, какие документы нужны на разрешение на строительство. В этот список входят:

  1. Заявление от застройщика.
  2. Правоустанавливающая документация, касающаяся участка земли.
  3. План градостроительного типа по участку земли.
  4. Материалы, содержащиеся в проектной документации.
  5. Пояснительная записка.
  6. Схема-план участка земли, соответствующая градостроительному плану, указывающая на наличие обозначений точек расположения строительного объекта, а также всех подходов, подъездов к строительству и границ публичных зон сервитутов или объектов археологического наследия.
  7. Схема планирования земельного участка, подтверждающая размещение объекта линейного типа в пределах красной линии, утвержденной в документах по планированию территории в отношении объектов линейного типа.
  8. Изображение архитектурных схематических решений.
  9. Сведения, относящиеся к инженерному оборудованию, а также сводному плану по инженерно-техническим сетям снабжения, который характеризуется наличием точек для подключения к этим сетям самого строительного объекта.
  10. Проектная документация по организации строительного процесса в отношении объекта.
  11. Проектная документация, касающаяся организации процесса сноса или демонтажа строительного объекта и составляющих его частей.
  12. Разрешительное заключение, зафиксированное в экспертизе документации проектного типа, выданное государственным органом, а также утвердительный вывод государственной экологической экспертизы проектной документации (по шестой части 49 статьи Кодекса).
  13. Документ разрешительного характера, касающийся отклонения от границ параметров разрешенных строительных или реконструкционных работ.
  14. Письменное согласование проведения реконструкции объекта от всех его правообладателей.

Перечень документов для застройщиков частного типа

К таким лицам относятся лица, планирующие построить дом для проживания семьи (одной), если его высота не будет превышать трех этажей. Для них ответ на вопрос, какие документы нужны на разрешение на строительство, включает всего три пункта:

  • правоустанавливающие документы по участку земли (свидетельство, подтверждающие регистрацию права, документ о выделении земельного участка или другой схожий);
  • план градостроительного типа по земельному участку;
  • схема по распределению планировки.

Существует разница, где получать градостроительный план земельного участка и организационную схему. Схема представляет собой собственноручное указание на место расположения дома на земельном участке, а градостроительный план - официальный документ, который необходимо брать в администрации данного населенного пункта.

Чаще всего администрация выдает полный перечень документов, который требуется собрать и подать для оформления такого плана. В перечень входят технические условия (по электричеству, водо- и газоснабжению, канализации), топографическая актуальная съемка участка земли, справочная документация из организации, занимающейся охраной культурных объектов наследия, и проект дома.

На законодательном уровне решение вопроса, как получить разрешение на строительство дачного дома, упрощено. Согласно законодательным нормам, от застройщика необходимо только подать заявление, а все остальные документы обязана собрать администрация местного уровня. Это положение также закреплено в Указе, изданном Верховным Судом РФ.

Документ, разрешающий строительство, относится только к земельному участку. Он не привязан ни к собственнику-гражданину, ни к собственнику-организации.

Из правила подачи документов для частных застройщиков есть одно исключение. Если недвижимый объект возводится для проживания более чем одной семьи (например, таунхаус или многоквартирный дом), застройщик должен будет представить полный пакет документов по седьмой части 51 статьи Кодекса.

Случаи, когда строительное разрешение не нужно

Существуют ситуации, когда получать разрешение не нужно вовсе. К ним относятся:

  1. Гаражное строительство на участке земли, предоставленный человеку для непредпринимательской деятельности, либо строительство дома для реализации садоводческих или дачных подсобных целей.
  2. Строительство или реконструкция недвижимых объектов, не являющихся капитальными (навесы, киоски, сборные конструкции и прочее).
  3. Проведение строительства на участке земли вспомогательных эксплуатационных сооружений.
  4. Осуществление изменений капитального объекта или его частей, если эти изменения не влияют на конструкцию или другие свойства строения в области безопасности, а также находятся в рамках границ разрешенного строительства или реконструкции, установленных регламентом соответствующего Кодекса РФ.

Действия для оформления строительного разрешения

Указание о том, кто выдает разрешение на строительство частного дома, можно найти не только в соответствующем кодексе РФ, но и в законе, касающемся дачной амнистии. По общим правилам, выдающим разрешение органом является исполнительный властный орган на местном уровне в месте нахождения участка земли. Исключение составляют только указанные выше определенные объекты строительства.

Даже при строительстве частного дома разрешение нужно получить обязательно, если на возведение строения необходимо будет оформлять кредит целевого назначения в банковской организации для получения недостающих денежных средств. Также разрешение понадобится, если построенный дом нужно будет подключать к газоснабжению.

Необходимые документы

В общий перечень документов входят следующие бумаги:

  • заявление в письменной форме, которое необходимо будет направить в адрес главы администрации нужного населенного пункта;
  • паспортные (анкетные) данные застройщика;
  • документы по участку земли, которые имеют правоустанавливающий характер;
  • план градостроительного типа;
  • схема по организации плана земельного участка.

После подачи необходимых документов на выдачу разрешения установлен десятидневный срок (исчисляется в рабочих днях). В течение этих дней проводится проверка на соответствие этих схем фактическому расположению строения и градостроительным нормам.

Строительное разрешение на постройку жилого индивидуального дома действует в течение десяти лет. Затем его необходимо будет обновлять.

Если после проверки документов заявителю был выдан отказ в разрешении на строительство, его можно обжаловать посредством обращения в судебный орган.

Получение разрешения является длительным процессом. Даже если известно, где получать градостроительный план земельного участка, как оформлять все документы. При этом строительство при отсутствии данного документа грозит застройщику наложением штрафных санкций или обязанностью снести возведенное здание.