Источники права: понятие, виды и краткая характеристика. Какие бывают виды источников права

краткое содержание других презентаций

«Понятие экологического права» - Экологическое право. Расставьте в правильном порядке по степени подчинения. Нормативно-правовая база. Признаки правонарушения. Каждый гражданин обязан охранять природу. Выберите «лишний» объект окружающей среды. Виды ответственности. Что отличает преступление от проступка. Выберите признаки благоприятной среды. Установите соответствие объектов и изображений. Совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения.

«Гражданское семейное право» - Права супругов. Выводы. Цели и задачи урока. Права и обязанности детей. Семейное право. Обязанности супругов. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Правовая связь членов семьи. Родители. Вступление в брак. Расторжение брака.

«Основы права» - Уголовное право. Нормативный акт. Ущемление прав. Право и мораль. Регулятор общественных отношений. Латинское изречение. Понятие «права». Декларация прав ребёнка. Трудовое право. Функции права. Права человека. Понятие права. Административное право. Соглашение. Защита прав человека. Апартеид. Право и политика. Основные права ребёнка. Изменение гражданских прав. Неразрывная связь. Задачи уголовного права.

«Вопросы по праву» - Заключение договора аренды. Осуществление в РФ конституционного положения. Правоотношения. Нормативно-правовой акт. Юридическая ответственность. Суждения о правовых актах. Подросток. Принципы светского государства. Отрасль международного гуманитарного права. Гражданское право. Преступление. Деяние. Старшеклассник. Признак Конституции. Положение. Семья. Установите соответствие. Увеличение доходов граждан.

«Основные понятия семейного права» - Фактический союз мужчины и женщины. Семейное законодательство в Российской Федерации. Порядок регистрации. Супруги. Защита прав и интересов детей. Смерть одного из супругов. Лишение и ограничение родительских прав. Защита прав родителей. Имущественные права. Семейное законодательство. Защита родительских прав. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей. Недействительность брака. Одним из важнейших социальных институтов является семья.

«Наследственное право» - Наследственное право. Завещание. Место открытия. Внуки и правнуки. Понятие наследования. Формы отказа. Наследование. Завещательный отказ. Очерёдность наследования. Подназначение наследника.

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые или официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придание им юридического, общеобразовательного значения.
Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством. Официальный характер источникам права придается двумя путями:
Путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства.
Путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи), придают им юридическую силу.

Существуют три основных вида источников права:

Нормативный юридический акт
Санкционированный обычай
Судебный или административный прецедент

1.Нормативные юридические акты – это официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие и изменяющие действующие нормы). К их числу относятся законы, нормативные указы, постановления, иные документы Президента, правительства, ведомств.
2.Санкционированные обычаи – это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Это те нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение.
3.Судебный и административный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Этот источник права присущ англосаксонским правовым системам (Великобритания, США). В нашей стране иной подход к судебной практике: у нас суды не создают а применяют нормы действующего права.
К источникам права России относятся прежде всего законы.
Закон – это нормативный акт высшего государственного органа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны.
Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие отношения. По своему значению законы в РФ делятся на:
Основные – Конституция РФ и Конституции республик в составе РФ;
Федерально-конституционные – которые принимаются по предметам ведения РФ (перечень вопросов относящихся к ведению РФ содержится в ст.71 Конституции РФ, такие как, принятие и изменение конституции, федеральное устройство страны, федеральный бюджет и др.)
Федеральные - которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным собранием РФ и распространяются на всю территорию РФ, они не могут противоречить федерально-конституционным законам.
Законы субъектов Федерации – которые приминаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию. Они не могут противоречить федеральным законам.
Среди законов выделяются кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (Основы гражданского законодательства, уголовный кодекс РФ и др.)
Кодекс – это единый, сводный, юридически и логически, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
По сравнению с другими актами государства законы обладают высшей юридической силой. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать.
На основе законов издаются подзаконные акты которые различаются по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов, сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции.
Наиболее важными подзаконными актами являются:
Указы и распоряжения президента РФ;
Постановления и распоряжения правительства РФ;
Акты государственных региональных и местных муниципальных органов;
Ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.
Необходимо иметь ввиду, что источниками права служат не все, а лишь те акты в которых содержатся нормы права, т.е. они направлены на регулирование каких-либо общественных отношений.

Форма, в которой находят выражения нормы права. Известны следующие источники права: правовой обычай, нормативный акт государственного органа (закон, указ, приказ и т.д.), судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы права,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. это,… … Энциклопедический словарь конституционного права

Источники права формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными источниками права являются: нормативно правовой акт правовой обычай судебный прецедент международные и внутригосударственные договоры … Бухгалтерская энциклопедия

Правовой памятник источник познания права. В качестве правовых памятников выступают документы или документальные свидетельства, с помощью которых познаётся характер и содержание права различных государств в разные эпохи: тексты законов, записи… … Википедия

Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… … Википедия

Придание некоторым положениям научных работ в области юриспруденции общеобязательного значения. В качестве источника права правовая доктрина известна уже на ранних этапах развития права. В 426 году н.э. в Риме был принят специальный закон,… … Элементарные начала общей теории права

См. Докончание …

См. Докончание … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия

Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Книги

  • Права человека и империи. В. А. Маклаков - М. А. Алданов. Переписка 1929-1957 гг. , В. А. Маклаков, М. А. Алданов. В настоящем издании публикуется переписка Василия Маклакова, адвоката, члена ЦК партии кадетов, депутата 2-4-й Государственных дум, посла Временного правительства во Франции, а затем главы…
  • , Овсепян Жанна Иосифовна. Книга представляет собой фундаментальный труд, посвященный одной из ключевых тем в право­ведении, имеет сложный состав, включает общетеоретические, конституционно-правовые,…

Основные принципы и функции права.

Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, дух права).

В принципах проявляется сущность права, его значение для общества.

Выделяют следующие принципы права:

1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);

3. Принцип равенства права.

4. Принцип гуманизма (человеколюбия).

5. Принцип свободы субъектов права.

6. Принцип законности.

7. Принцип ответственности за вину .

8. Принцип взаимной ответственности государства и личности .

9. Принцип единства норм права .

10. Принцип реальности норм права .

Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права.

Основные функции права :

А) Социальные функции права:

1. Экономическая - закрепление определенного типа производственных отношений.

2. Политическая - закрепление отношений по поводу власти.

3. Идеологическая - закрепление определенной идеологии или, напротив, плюрализма идей.

Б) Специально-юридические функции права:

1. Регулятивная функция права - указание с помощью норм права необходимого, запрещенного или дозволенного поведения.

2. Охранительная функция права - установление ответственности для лиц, нарушающих запреты и не выполняющих обязанности, и защита прав.

Для того чтобы воспользоваться нормами права в повседневной жизни, необходимо знать, где эти нормы "искать", как они (нормы) выражаются и в чем существуют.

Источник (форма) права - это способ выражения (оформления) и закрепления нормы права в объективной действительности.

В мире существуют следующие виды источников права :

1. Нормативно-правовой акт - документ, изданный компетентным органом государства и содержащий нормы права (законы парламента, акты главы государства, министерств и ведомств и т. д.). Этот вид источников права превалирует в странах с континентальной (романо-германской) правовой системой (Россия, Германия, Франция).

2. Правовой обычай - это правило поведения, которое возникло и существует в обществе и которому государство придало юридическую общеобязательную силу. К этой же группе следует отнести обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике экономической и политической сферы жизни общества соответствующего государства.

3. Судебный прецедент - это решения суда по конкретному делу, которое приобретает статус общеобязательного правила разрешения всех подобных дел для всех последующих судов. Иными словами, судебный прецедент- это своеобразный образец для разрешения судом в последующем всех подобных дел. Судебный прецедент в качестве источника права наиболее распространен в странах с англо-саксонской правовой системой (Великобритания, Канада, США Австралия).



4. Административный прецедент - решение административного органа по конкретному делу. В дальнейшем данное дело служит общеобязательным образцом для разрешения всех последующих дел такого же рода.

5. Нормативный договор - это договор между двумя или несколькими странами, в котором содержатся общеобязательные правила поведения. Такие договоры действуют на территории подписавших его государств.

6. Научная доктрина - это правовая теория какого-либо видного юриста, имеющая общеобязательную силу (доктрина религиозная - религиозное учение, которое содержит нормы права или из которого они выводятся путем толкования).

7. Религиозные источники (священные для исповедующих определенную религию писания и книги, например Коран, Сунна, Иджма и Кияс для мусульман). Данные источники права признаются в качестве основных в странах с религиозной правовой системой (Афганистан, Иран).

Виды источников права Российской Федерации.

Основными источниками права на территории Российской Федерации является нормативно-правовые акты. Всю систему нормативно-правовых актов можно подразделить на три относительно самостоятельные, но взаимозависимые подсистемы.

1. Номативно-правовые акты федеральных органов государственной власти (Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Правительство РФ и т. д.):

а) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей России. Все иные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории нашей страны, не должны противоречить Конституции РФ. Особенность Конституции РФ заключается еще и в том, что она принята особым субъектом - народом России - на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года;

б) федеральные конституционные законы - это законы, принимаемые в особом процессуальном порядке (2/3 голосов депутатов Государственной Думы РФ и 3/4 голосов членов Совета Федерации РФ) и только по тем вопросам, которые прямо указаны в Конституции РФ. Например, в Конституции предусмотрено что, федеральные конституционные законы должны быть приняты по вопросам референдума, чрезвычайного и военного положения, гражданства и т. д. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и не может быть им отклонен;

в) федеральные законы - это законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ и подписываемые Президентом РФ. В эту же группу входят и законы, принятые на референдуме - всенародном голосовании. Особенностью законов, принятых на референдуме, является то, что они могут быть изменены только в результате другого референдума. Федеральные и федеральные конституционные законы имеют верховенство на территории всей России и, по общему правилу, высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам;

г) указы Президента РФ. Они издаются главой государства во исполнение полномочий, предусмотренных Конституцией РФ (гл. 4 разд. 1). В отличие от законов, указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и ненормативными, т. е. не содержащими нормы права. К последним относятся указы о награждении граждан орденами и медалями, о приеме в гражданство, о назначении и смещении высших должностных лиц. Указы, изданные главой государства в пределах его полномочий и не противоречащие Конституции, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;

д) постановления Правительства РФ издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на территории всей страны, но в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ);

е) подзаконные акты федеральных органов государственной власти (распоряжения, инструкции и письма министерств и ведомств, государственных комитетов и федеральных служб, Центрального банка РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ). Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть в установленном законом порядке опубликованы для всеобщего ознакомления. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

2. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации :

а) конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов, городов федерального значения и автономной области;

б) законы субъектов Российской Федерации;

в) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции губернаторов, президентов республик, мэров городов федерального значения и т. д.).

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (решения представительных органов местного самоуправления и глав администраций (мэров) городов, поселков, районов).

4. Нормативные договоры .

Источниками права на территории России признаются и межгосударственные договоры, ратифицированные (одобренные) РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Специальным видом нормативных договоров являются договоры субъектов РФ с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.

К нормативным договорам относятся также и коллективные трудовые договоры между профсоюзами и работодателями.

5. Правовые обычаи .

Гражданский кодекс признал в общей форме возможность применения к регулированию отношений между субъектами предпринимательской деятельности обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору.

К основным источникам права относятся: правовой обычай, правовой прецедент, в том числе судебная и арбитражная практика, нормативно-правовые акты, нормативно-правовой договор. В качестве источника может выступать юридическая доктрина, в некоторых странах – священные книги (религиозные тексты).

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение. Это значит, что состоявшееся решение по конкретному делу судебного или административного органа получает силу правовой нормы при последующем решении подобных дел.

Нормативно-правовыми актами называют акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.

В нормативно-правовом акте специфическим способом и в надлежащей форме закреплена государственная воля, направленная на установление определенного правила поведения, то есть они являются результатами правотворческий деятельности. Основным субъектом правотворческой деятельности выступает государство в лице его компетентных органов, обладающих правотворческими полномочиями. В РФ правом принимать нормативные акты наделены: Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство, федеральные министерства и иные ведомства, представительные (законодательные) органы субъектов федерации, главы администраций субъектов федерации, руководители (администрация) предприятий и учреждений. Каждый из этих органов принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Вторым направлением правотворческой деятельности является непосредственное правотворчество народа в форме всенародного голосования (референдума).

Третьим направлением является правотворческая деятельность органов местного самоуправления. Это особый вид правотворческой деятельности, поскольку местное самоуправление отделено от государственной власти.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками:

1. они имеют правотворческий характер, в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

2. издаются только в пределах компетенции правотворческого органа;

3. облекаются в документальную форму – имеют реквизиты – вид нормативного акта, его наименование, орган его принявший, дату, место принятия, номер, должны иметь письменную форму;

4. каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые по сравнению с ним имеют большую юридическую силу;



5. все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две группы – законы и подзаконные акты.

Высшей юридической силой обладает Основной закон страны - Конституция. Идеи конституции пронизывают всю правовую систему, придают ей единую направленность.

В соответствии с Конституцией издаются федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют формы государства и всю его политическую систему. С помощью таких законов совершенствуется Конституция, приводится в соответствие с изменившимися общественными потребностями, новым временем.

Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете, законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества и т.д.

Законы субъектов РФ регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов страны.

Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который издается для того, чтобы конкретизировать положения законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и др.).

Нормативно-правовой договор – правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, который содержит правовые нормы. Так, к нормативно-правовым договорам могут быть отнесены Федеральный договор, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ 1992г., коллективные договоры.

Составной частью правовой системы РФ являются и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, причем, если международным договорам РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15, 24 Конституции РФ).