Как может быть реализован пакет яровой. Закон Яровой принят. Что дальше

Требования к операторам связи и интернет-компаниям в указанные законами сроки выглядят невыполнимыми

Как и ожидалось, президент Путин подписал т.н. «антитеррористический пакет Яровой» из двух законов. Ответ на вопрос о том, какие именно из предложенных в пакете мер уголовного и административного характера действительно призваны помочь в борьбе с террористической угрозой, а какие продиктованы страхом перед «цветными революциями», общество получит в ближайшее время. Но способ принятия этих двух законов, одобренных парламентом под финал весенней сессии, можно уже сейчас назвать беспрецедентным.

Пока беспрецедентным - ведь стоит только войти во вкус…

Подписание одного из двух входящих в пакет документов - того самого, где вводятся новые требования к операторам связи и интернет-провайдерам, чреватые большими денежными затратами - глава государства счёл нужным сопроводить длинным перечнем поручений «по вопросам отдельных мер государственного регулирования в сфере противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Такое случается очень редко (если вообще случалось). Обычно в тексте вступающего в силу закона прямо даны ответы на вопросы, связанные с его реализацией, а если нет - в законе есть отсылка к подзаконному акту, который должен быть разработан правительством и эти самые ответы, наконец, дать.

Что же мы видим в перечне поручений президента? Ещё одно свидетельство того, что пакет писался не депутатом Госдумы Ириной Яровой («ЕР») в компании с сенатором Виктором Озеровым, которые войдут в историю как авторы, а где-то в недрах спецслужб и администрации самого президента, и с правительством не согласовывался. Если бы согласовывался, все нижеперечисленные проблемы были бы наверняка решены, так сказать, «на берегу», и так или иначе учтены в тексте закона.

Но они не решены. И вот правительству (с участием ФСБ) глава государства поручает подготовить «проекты необходимых нормативных актов, направленных на минимизацию возможных рисков, связанных с применением» этого закона, пишет президент, признавая тем самым, что риски есть, и меры по их минимизации не приняты.

Надо «уточнить этапы применения норм», которые требуют больших финансовых ресурсов и модернизации техники субъектов, которые подпадают под Федеральный закон, учитывая необходимость использовать отечественное оборудование, считает президент.

Также Владимир Путин полагает, что в связи с применением закона в части, которая касается ответственности за использование операторами связи и в интернете «несертифицированных средств кодирования или шифрования, нужно уточнить полномочия правительства и федеральных органов исполнительной власти

Надо прописать, как именно ФСБ будет разрабатывать и вести реестр интернет-компаний, которые обязаны предоставлять по запросу спецслужб информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, призывает президент.

Надо оговорить, как будет действовать требование закона прекращать оказание услуг связи, если реальные данные пользователя не соответствуют тем, что указаны в абонентском договоре, дополняет президент.

Всё вышеперечисленное глава правительства Дмитрий Медведев и глава ФСБ Александр Бортников должны сделать к 1 ноября 2016 года…

Ещё поручения даны Минпромторгу с Минкомсвязи - до 1 сентября 2016 года провести анализ и представить предложения о сроках, объемах и в целом возможностях расходов на то, чтобы было произведено необходимое для хранения и обработки сообщений российское оборудование и софт. При этом нужно составить перечень площадок производства.

Своего оборудования, которое могли бы закупать сотовые операторы и интернет-компании в целях реализации требований закона, пока нет - так надо понимать.

Да, ещё ФСБ президент велел до 20 июля 2016 года утвердить порядок сертификации средств кодирования в Интернете и передачи ФСБ же ключей шифрования.

Закон вступает в силу 20 июля, то есть меньше чем через 2 недели. Исключение - нормы, что содержат требование к операторам связи и интернет-компаниям хранить в срок до полугода информацию о содержании передаваемых ими сообщений, они вступают в силу с 1 июля 2018-го.

Но именно с 20 июля, а не с 1 сентября или 1 ноября, операторы связи обязаны в течение трех лет, а интернет-провайдеры - в течение года хранить на территории России информацию о всех фактах передаваемых ими сообщений, т.н. метаданные. С 20 июля, а не с 1 сентября или 1 ноября, штрафы за невыполнение этого требования поднимаются с нынешних 300-500 тысяч рублей для юридических лиц до 800 тысяч - 1 млн. рублей. Достаточно ли дата-центров на территории РФ для выполнения этого требования? Текст поручений порождает сомнения.

С 20 июля, не позже, Интернет-компании обязаны будут передавать по требованию спецслужб сведения о дополнительных кодах. За отказ - штраф от 800 тысяч до 1 млн. рублей. Но, судя по тексту поручений президента, ещё должен появиться какой-то особый реестр компаний, которые такие коды обязаны сдавать. Каких? Никто не знает.

И штрафы за использование несертифицированных средств кодирования с 20 июля, не позже, составят от 60 до 300 тысяч рублей. Но кто именно за это будет штрафовать, как следует из поручений президента, пока неизвестно.

Пламенный привет Федеральному собранию Российской Федерации, одна из палат которого отправилась на летний отдых, а другая - на выборы! Депутатам и сенаторам, которые всё быстренько одобрили, почти не задавая вопросов!

Изменения российского законодательства, касающиеся усиления ответственности за антигосударственные правонарушения, получили название «пакет Яровой», хотя их инициаторами были ещё как минимум три человека. Принятие новых юридических норм состоялось 24 июня, в проект были внесены изменения, его критиковали, а голосование прошло отнюдь не единодушно. Тем не менее, пакет, включающий два новых закона, был принят. Его тут же начали комментировать и за рубежом, и в России, и кое-кто усматривает в нём признаки давления на социальные свободы. Насколько эти упрёки оправданы?

Протокольные вопросы

Проект пакета внесен на рассмотрение Госдумы 7 апреля с пояснением его мотивации, а именно необходимости введения дополнительных мер по противодействию экстремизму и терроризму. Он состоит из двух частей, представляющих собой поправки к некоторым федеральным законам (первая) и Уголовному кодексу (вторая). Авторы - Ирина Яровая, глава думского комитета по безопасности, Виктор Озеров и председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Позже их поддержали ещё два сенатора от «Единой России». После полуторамесячного обсуждения 24 июня Дума приступила к голосованию. Поддержали законопроект 277 депутатов, 148 выступили против, воздержался один. Пакет был принят, но с внесёнными в него изменениями, несколько смягчающими его действие. В силу он войдет 20 июля.

Мотивация

Критикующие пакет представители либеральной общественности указывают на ужесточение ответственности за уже имеющиеся в Уголовном кодексе правонарушения, введение новых и расширение полномочий правоохранительных органов. Однако представить дело так, как будто Яровая и Озеров просто перемигнулись и решили придумать что-то эдакое, сатрапское, для того чтобы удушить демократические свободы граждан России, даже у них не получается. Страна, как и весь мир, к сожалению, испытывает угрозы и вызовы, что видно по европейским терактом, поэтому законодатели просто действуют на опережение, чтобы в дельнейшем по возможности избежать необходимости подсчитывать число жертв. И не рисовать потом мелками на асфальте жалобные надписи. Естественно, некоторые свободы ради этого придется ограничить, и, судя по внесённым в проект изменениям, имело место обсуждение рациональных способов определения степени разумности принимаемых мер. Возможно, авторы проекта даже несколько увлеклись, но их поправили, а соображения их признаны в целом оправданными. Так и подобает работать над законами в демократическом обществе.

Пособничество

Теперь подробнее о том, какие именно изменения внесены в действующее законодательство. Понятие «пособничество» ранее было достаточно абстрактным и могло трактоваться различным образом, теперь же ему дано чёткое определение. Во-первых, это финансирование. Любая помощь, оказанная террористической организации или боевику-одиночке, выраженная в материальной форме и способствующая совершению общественно-опасного преступления, считается поддержкой, то есть пособничеством. Это не обязательно деньги. Если террорист переночевал в безопасном для него жилище, получил в своё распоряжение автомобиль, спрятал в квартире или доме взрывчатку или другие средства поражения, - всё это считается содействием в организации теракта, и за это предусмотрена ответственность в виде тюремного срока до восьми лет. Кто-то может утверждать, что это слишком жестоко?

Преступное молчание

Каждый юрист знает разницу между действием и деянием - под последним понимается также и бездействие. Если кто-то достоверно знает о готовящемся террористическом акте, но не принимает мер по его предотвращению (не сообщает компетентным органам), то теперь он тоже считается преступником, правда, ответственность его не столь сурова, как у непосредственного исполнителя, - до двенадцати месяцев заключения. При этом речь идет не о каком-то абстрактном доносительстве (называемом также стукачеством), на что ненавязчиво намекают «поборники свобод», а о вполне конкретном списке из 16 преступлений, в числе которых угон транспортных средств, захват заложников, организация взрыва в людном месте и т.п. Супругов и родственников террористов эта статься УК не касается.

Болтун - находка для шпиона

Эта норма касается главным образом СМИ, которым вменяется в обязанность контроль за публикуемыми сведениями на предмет их секретности. Есть информация, имеющая особые грифы, и разглашение её влечет наказание в виде штрафа до миллиона рублей. Ранее эта норма не действовала в силу неопределенности и размытости самого понятия секретных материалов. К тому же и конкретного наказания за такие действия Уголовный кодекс не предусматривал. Нельзя, и всё. А что будет, если взять и напечатать? Теперь ясно, что. Аналогичные законы, кстати, давным-давно действуют в самых свободных и демократических (так они себя называют) странах мира.

Малолетние террористы

Практика показывает, что и подросток может натворить такого, что страшно подумать, тем более что психика его ещё не сформировалась, а влияние бывает разным. Ответственность за некоторые тяжкие преступления и в старом Уголовном кодексе наступает с 14 лет, таковых статей было 22, а теперь их количество увеличено до 32. Вошли в новый список такие правонарушения, как теракт, членство в террористической организации, участие в массовых беспорядках, угон поезда или самолёта, покушение на жизнь людей и т. д. Они, малолетние преступники, конечно же, дети, но жертвам от этого не легче.

Международный теракт

Ранее этой статьи в УК не было, теперь она есть и имеет номер 361. Она предусматривает наказание от десяти лет до пожизненного заключения. Отличие международного теракта от «простого» состоит в том, что он совершается не в России, а за границей, но представляет собой покушение на здоровье и жизнь граждан РФ. Кстати, «прицепом» к ней идет несообщение о подготовке подобного преступления (ст. 205.6), что перекликается с изложенным выше положением о преступном умалчивании важных сведений. Кстати, вербовать в ИГИЛ и подобные структуры теперь тоже опасно, как и устраивать массовые волнения. И подначивать к этому тоже лучше не надо.

Лайки в соцсетях?

Одним из ярчайших поводов для возмущения либералов стало введение ответственности за размещение в социальных сетях и частных блогах постов с призывами к терроризму, экстремизму или материалов, так или иначе оправдывающих их. Сразу же раздались возгласы: это что, за «лайки» в «Одноклассниках» теперь сажать будут? Нет, не будут - Россия, как известно от Кучмы, это не Украина. Речь о том, что если публикуемая информация содержит антигуманные призывы и пропагандирует межнациональную или конфессиональную рознь, то отвечать за слова придется. До семи лет. Можно ли уйти от ответственности? Да, просто не нужно гадостей писать.

Частная информация

Этот пункт тоже вызвал неприятие некоторых поборников свобод, так как согласно ему должна производиться проверка корреспонденции «Почтой России» на наличие оружия, наркотиков и прочих незаконных предметов. Конечно, речь в основном о посылках и бандеролях, переписка сегодня всё же чаще осуществляется в электронном виде, но и относительно нее тоже принято решение. Изначально предусматривалось трёхлетнее хранение данных, но так как это потребовало бы резкого увеличения информационных возможностей (до 1,7 трлн. гигабайт) и расходов в 70 миллиардов долларов, то остановились на шести месяцах. Ввод в действие закона - с 1 июля 2018 года.

Сектанты

Проникновение в страну проповедников экстремистских течений создает угрозу национальной безопасности. Для того чтобы вести религиозную деятельность, требуется особая регистрация и специальное помещение. Нарушителям, которые захотят вовлекать в секты прихожан на улицах, грозит штраф вплоть до 1 млн. руб.

Другое

Вопросы гражданства, незаконной миграции, выезда за рубеж граждан, судимых за экстремизм, режима контртеррористической операции и прочие также очень важны, но утверждать, что принятые законы могут усложнить простым людям жизнь, очень трудно. Зато непринятие заблаговременно защитных мер может омрачить её многими трагедиями. Возможно, стоит вспомнить об этом, перед тем как критиковать новый «антитеррористический пакет».

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики “О противодействии экстремистской деятельности”)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38

Алексей Наумов

Шрифт A A

Отправить статью на почту

Добавить в избранное

7 июля президент Российской Федерации В.В. Путин подписал пакет Яровой. Суть этого ряда законов, направленных на борьбу с терроризмом и ужесточение ответственности за акты террористического характера. Для простых граждан, которым будет интересно узнать о том, когда вступит в силу и как реализация данной законодательной инициативы коснется их самих, мы постарались изложить краткую суть “пакета Яровой”.

Ниже будут приведено описание наиболее значимых законодательных нововведений и поправок, способных повлиять в той или иной мере на большинство проживающих в России людей, включая тех, кто не является ее гражданином.

Новая статья УК РФ (205.6)

Законом введена новая статья “несообщение о преступлении”. По ней будут привлекаться те, кто заведомо решил не сообщать в органы правопорядка о готовящемся преступлении в нескольких десятках категорий, начиная от активности международных террористических группировок и заканчивая вооруженным мятежом, посягательствами на территориальную целостность государства. Высшей мерой наказания за недоносительство стало тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Ответственность за неисполнение статьи 205.6 не несут люди, которые отказались доносить в органы правопорядка на своего мужа/жену или близкую родню.

Усиление ответственности за пропаганду терроризма

Закон Яровой 2016 года также призван усилить меры пресечения для лиц, которые призывают к осуществлению террористических актов или оправдывают идеологию террористических группировок, в том числе, и на просторах всемирной паутины. Теперь интернет фактически приравняли к средству массовой информации, поэтому ответственность за незаконную деятельность с его помощью будет аналогична. Преступникам грозит до семи лет тюремного заключения и пятилетнее вето на занятие обозначенных должностей. Как вариант, в качестве меры взыскания установлен штраф суммой до миллиона рублей.

Уточнения в документе раскрывают понятие “оправдание терроризма” – это публичные заявления, признающие террористическую идеологию, а также призывающие подражать ей и поддерживать ее.

Все лица, имеющие непогашенную судимость по ряду статей, в той или иной мере касающихся терроризма, лишаются права на выезд за пределы РФ. Часть из них четко указаны в документе. По большей части, относятся они к формированию вооруженных группировок, захвату заложников, терактам, принудительному захвату и удержанию власти. Присутствует и аналогичная мера для тех, кто осуществил покушение на жизнь государственного деятеля.

Закон о хранении информации

Антитеррористический пакет Яровой повлиял и на порядок предоставления телекоммуникационных услуг. Теперь операторы связи и прочие “организующие распространение информации службы” будут вынуждены сохранять на территории РФ записи звонков, текстовую переписку и прочие данные, вплоть до изображений и видеозаписей в течение полугода. Данные о том, что факт переписки или звонка состоялся (то есть, данные о самих участниках, времени проведения и пр), оператора обязывают хранить три года. Все перечисленное нужно будет передавать по первому же запросу правоохранительных органов.

Вместе с этим, к административному кодексу приписали новую статью, согласно которой пользователи интернет, использующие несертифицированные средства шифрования переписки, будут облагаться штрафами. К примеру, юридическим лицам придется оплатить штраф в размере 30-40 тысяч рублей, а несанкционированные средства конфискуют.

Введение понятия “миссионерская деятельность”

Ряд статей получил поправки, в которых четко прописывается обозначение миссионерской деятельности. Это религиозный церемониал, раздача религиозных книг, брошюр и прочих информационных материалов, проповедование и другие практики, которые проходят вне религиозных школ, церквей, мест захоронения или других имеющих отношение к религии заведений. Под миссионерской деятельностью также подразумевается религиозная пропаганда в СМИ, к которым относится и интернет.

Вести деятельность миссионера уполномочены лишь члены прошедших регистрацию организаций или лица, заключившие с ними письменную договоренность. Каждому миссионеру необходимо иметь при себе документы, которые смогут подтвердить его членство.

Ужесточение ответственности за экстремизм

Всемерный размер наказания за организацию незаконных бандформирований или участие в оных, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, подняли на пять лет. Также была введена новая статья, предусматривающая крупный денежный штраф в размере 300-700 тысяч рублей или тюремный срок от 5 до 10 лет за привлечение людей к участию в массовых волнениях, мятежах (попытки склонить или завербовать).

Статья 282 УК РФ серьезно дополнена. Теперь в ней прописано минимальное наказание за порочащие честь и достоинство действия, разжигание вражды – ограничение свободы на 3 года. Высший срок за данное преступление – 6 лет. Подобным образом усиливается ответственность за организацию актов экстремизма, экстремистских сообществ, а также оказание им содействия в материальном плане. Под последним подразумевается сбор средств и прочие финансовые услуги, которые лицо предоставляло преступникам осознанно.

Увеличен список статей, по которым можно судить с 14 лет

Подростки (дети, достигшие возраста 14 лет) теперь будут нести уголовную ответственность по ряду статей:

  • Недоносительство (заведомый отказ сообщать о готовящемся преступлении)
  • Угроза жизни государственному или общественному деятелю, а также находящимся под международной протекцией лицам.
  • Принадлежность к террористическим организациям, незаконным вооруженным формированиям, акты терроризма.
  • Участие в массовых волнениях или причастность к их организации.
  • Обучение терроризму или прохождение подготовки.

Разумеется, помимо наиболее значимых особенностей, пакет Яровой содержит и ряд мелких. Например, почтовые служащие теперь обязаны контролировать содержимое посылок. Узнать обо всем подробнее можно прочитав официальный текст.

Когда произойдет принятие пакета Яровой

Большинство законов и поправок, входящих в пакет Яровой, были приняты еще 20 июля 2016 года. К ним относится ужесточение наказания за различные преступления, относящиеся к терроризму и экстремизму, их организации и финансированию.

Что касается остальных положений, касающихся главным образом связи, хранения информации и смежных областей, где реализация инициатив сопряжена с рядом трудностей и требует времени на подготовку – они должны будут вступить в силу лишь в 2018 (по некоторым данным, в 2023) году. За столь продолжительный период времени ситуация может серьезно поменяться.

Ответ редакции

Последнее обновление: 07.07.2016 г.

В четверг, 7 июля, президент РФ Владимир Путин , усиливающий уголовную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. Также Путин поручил правительству контролировать ход реализации утвержденных инициатив.

«Говоря проще, правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и при необходимости, если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

Пакет антитеррористических законов в СМИ прозвали «пакетом Яровой», так как подготовила их председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая.

Лишение гражданства или свободы за «несообщение о преступлении»

Закон вводит статью УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице/лицах, которые по достоверно известным сведениям готовят, совершают или совершили» преступления некоторых категорий. Закон вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых необходимо сообщить компетентным органам: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником.

Усиление ответственности за призывы к террористической деятельности

Закон усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (до этого публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений).

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Люди с непогашенной судимостью по «террористическим» статьям лишаются права покидать Россию

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж».

Операторы будут обязаны полгода хранить записи телефонных звонков и переписку пользователей

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и/или обработки.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Вводится понятие «миссионерская деятельность»

В статье о свободе совести и вероисповеданий, согласно принятым поправкам, появится определение понятия «миссионерская деятельность». Ею считается религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. Также миссионерством признаётся «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете.

При этом закон предусматривает, что миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе.

Ужесточения наказаний за преступления экстремистской направленности

Публичные призывы к терроризму или его оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок до 5-7 лет. Под публичным оправданием понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Участие в террористической организации предлагается карать тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от 5 до 10 лет).

Также ужесточается и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе за рубежом: верхняя планка наказания по этой статье повышается на 5 лет.

УК дополняется новой статьей, вводящей наказание за склонение или вербовку для совершения массовых беспорядков. Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Вводятся нижние планки наказания и по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), в частности, минимальный срок лишения свободы составит 3 года, максимальный - 6 лет. По аналогичному принципу ужесточается наказание за организацию деятельности экстремистской организации, экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности.

Кроме того, закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе будет пониматься «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения» террористических преступлений.

Вводится статья о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Посылки почты проверят с помощью рентгена на предмет запрещённого содержимого

Закон вносит поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. Сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Расширение уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Закон расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Так им могут вменяться уголовные статьи за:

За международный терроризм;
. за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях;
. за прохождение обучения терроризму;
. за участие в массовых беспорядках;
. за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.
. за несообщение о преступлении.