Конфедерация состоит из. Признаки конфедерации

межгосударственный интеграция конфедерация правовой

Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, орган управления и правосудия. Для координации совместных действий государства-участники конфедерации создают объединенные органы, образуемые для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Союзные органы лишь координируют деятельность государств-- участников конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом, не имеет права непосредственного осуществления принимаемых решений. Конфедеративное объединение государств по способу образования начинается с договора, носящего международно-правовой характер. Государства сохраняют независимый статус, налоги и валюту, собственные экономические системы, войсковые формирования. Однако в определенной степени в конфедеративном объединении могут проявляться зачатки государственно-правового объединения, то есть более тесного объединения, при котором просматриваются контуры будущего государства.

Долгое время в качестве формы государственных союзов рассматривалась конфедерация, наряду с такими формами государственного устройства, как унитарная и федеративная. Несмотря на то, что первые конфедерации появились еще в средние века, отличительной особенностью конфедерации является то, что она не изжила себя, конфедеративные объединения возможны и создаются на современном этапе. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, конфедерация служит точкой отсчета для классификации форм объединения суверенных государств. Считаю, данное утверждение справедливым, и именно поэтому, не сложилось единой позиции по поводу правовой природы, характерных признаков конфедерации. В советский период в юридической литературе вопросам конфедерации внимания практически не уделялось. В учебных курсах по государственному праву давались обычно лишь исторические сведения о конфедерациях, существовавших в Европе в XIX веке, и иногда их обобщенные характеристики. Однако трактовка понятия конфедерации не оставалась неизменной. Изданные в 80-е годы учебники определяли конфедерацию как форму государственного устройства, представляющую собой постоянный союз двух или нескольких суверенных государств, созданный для осуществления определенных целей, например, для взаимной обороны, внешних отношений и т.п. То есть конфедерацию считали формой государственного устройства, не смотря на то, что конфедерация - это не государство. По мнению ряда авторов, и я склонна согласиться с их мнением, конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединения) государств. В 90-е годы в российской правовой доктрине все более настоятельно подчеркивается международно-правовой характер конфедерации. По мнению Н.А. Ушакова, конфедерация государств - это особое объединение государств, сохраняющих свое качество суверенных образований, наделенный определенными наднациональными качествами, позволяющими ему выступать в этом наднациональном качестве субъектом международно-правовых отношений. Данное мнение также имеет место на существование, однако Ржевский В.А. наоборот считает, что конфедерация не только не является государством, но так же не будет и над государственным образованием, а лишь достаточно слабым и неустойчивым союзом независимых государств, не имеющим международной правосубъектности. Лазарев Б.Е. полагает, что конфедерация - это всего лишь союз государств, в результате которого не возникает нового, более крупного государства: отношения государств в конфедерации регулируются международным правом. Я считаю абсолютно справделивым мнение Лафитского А.В. утверждаещего, что конфедерации как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время практически не существует нигде. Так как, ссылаясь на опыт истории конфедераций, он указывает, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственно-правовой организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Понятие конфедерации, которое сложилось в западноевропейской науке дает Ф. Эмарока, который отмечает, что с XIX века конфедерациями стали называться образования, создаваемые государствами для достижения общих целей. При крайней неопределенности и расплывчатости понятия конфедерации главным является то, что это ассоциация двух и более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется. Кроме того, Эмарока пишет, что к конфедерациям относятся все виды объединений государств: унии, альянсы, союзы и т.д. - все то, что ныне объединяется термином «международные организации». Те из них, которые содержат черты наднациональности, приближаются к федеративному государству.

Как видно, взгляды на данную форму объединения государств, несмотря на то, что она является исторически чуть ли не самой первой, разняться и довольно сильно, это по-моему мнению зависит в основном, во-первых, от того, какой подход используется при характеристике конфедерации - государственно-правовой или международно-правовой, а во-вторых, от взглядов, господствующих в тот или иной промежуток времени. Тем не менее, на современном этапе в научной и учебной литературе утвердилось мнение, что конфедерация - это, прежде всего, союз государств. На основании этого мною сделан вывод, что это форма межгосударственного объединения, а не форма государственного устройства, хотя такое смешение понятий встречается в литературе. При этом, конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государственности, что видно при рассмотрении ее признаков.

Выделяя признаки конфедерации, соглашусь с мнением Тихомирова Ю.А., который в качестве типичных черт конфедерации называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов. Среди признаков конфедерации также можно назвать право свободного выхода из конфедерации ее субъектов и право отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти. Органы конфедераций могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств - членов конфедерации их одобрят.

Таким образом, конфедеративная форма межгосударственного устройства представляет собой объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения.

Необходимо отметить, что некоторые признаки, выделяемые обычно в литературе вряд ли обоснованно считать универсальными. Такие традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой армии, единой денежной системы, единого бюджета, единой налоговой системы в настоящее время опровергаются практикой. Например, в Европейском Союзе, имеющем конфедеративные элементы, дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а в ближайшем будущем планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта - евро уже создана). Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и Белоруссии. Введение гражданства Европейского Союза, закрепленное Маастрихтским договором, является беспрецедентным шагом в истории, как института гражданства, так и межгосударственных структур. Настоящая тенденция нашла свое место и при создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. В Договоре о создании Союзного государства глава II полностью посвящена вопросам единого гражданства. Согласно ст.14 договора, граждане, государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Конфедерация не является формой государственного устройства конкретного государства, это межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, примерами утверждений выступают Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Германский Союз с 1815 по 1866 г.. Также как пример, наиболее известных существовавших ранее конфедераций - североамериканская и швейцарская.

Соединенные Штаты Америки: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу передавались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, «соразмерным с числом белого населения». Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Швейцария: похожей была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только инструкциям, предоставленным им и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  • 1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;
  • 2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;
  • 3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия;
  • 4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций;
  • 5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам;
  • 6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства;
  • 7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации;
  • 8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;
  • 9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает;
  • 10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, услуг, товаров и капиталов;
  • 11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения;
  • 12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  • 13. В конфедерации нет союзного гражданства.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. Существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Конфедеративная форма государственного устройства.

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), аконфедеpации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.

Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе) США: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации. Имеется ввиду принадлежность к единой американской нации, а не этническое происхождение; наличие единого, принятого в общественной жизни языка.

Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость. Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм - конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет - был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  • 1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
  • 2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
  • 3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
  • 4) Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
  • 5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.
  • 6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
  • 7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
  • 8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
  • 9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
  • 10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
  • 11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения
  • 12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

    Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

    Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

    Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

    Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.

    Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

    Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.

    Наличие права выхода из состава конфедерации.

Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

    Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

    Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

    Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

    Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

    В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.

    В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

    Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

    Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

    Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

    Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

    Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

    Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

    В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.

    Понятие и виды политического (государственного) режима

Политический (государственный) режим: понятие и виды.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и тоже. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений, объединений.

Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

Гарантированность прав и свобод личности;

Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

Степень реализации политической власти непосредственно народом;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачности государственного аппарата;

Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

Соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

Тип политического поведения лидерства;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти;

Политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция);

Мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Различают демократический и антидемократический политические режимы.

Демократический режим (народовластие).

Признаки демократического режима:

1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) предполагается существование правового государства и гражданского общества;

4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

5) силовые структуры (вооруженные силы, милиция);

6) доминируют методы убеждения и компромисса;

7) политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

8) гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

9) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.).

Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за политической элитой.

Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица.

К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан.

Антидемократические режимы - тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим возникает в ХХ веке, как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни;

4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;

5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

7) устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

Авторитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа.

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы;

3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает вспомогательным органом;

5) сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;

6) сохраняется ограниченная цензура, полугласность;

7) существует частичный плюрализм;

8) права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной мере;

9) силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.

Деспотический режим - произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока.

Тиранический режим - основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

    Понятие и структуры системы государственного регулирования. Виды социальных норм

Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие. 1. Так называемые "стихийные" регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно. 2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и.негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма". Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма. Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов. 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука. 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами. 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п. При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся.актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними. 3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу. Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа. Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право. Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм. Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

На самом деле это две разные формы устройства государства.

Что они собой представляют? Сегодня мы подробно разберем данный вопрос.

Конфедеративное государство – определение, его виды и признаки

Конфедерация – это временный союз нескольких стран, созданный для взаимной помощи и достижения определенных целей.

Эти цели могут касаться разных сфер: экономической, политической, социальной, военной. Каждая страна, входящая в союз, сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю суверенность.

Есть 2 вида конфедеративных государств:

  1. Номинальное – только называется конфедерацией, на самом деле является федерацией.
  2. Реальное – объединение нескольких стран.

Список признаков конфедеративного государства:

  1. Конфедерация не суверенна, сохраняют суверенность только ее субъекты.
  2. Отношения на договорной основе.
  3. Ведение общих дел ограничено только теми вопросами, ради которых союз был создан.
  4. Делегаты представляют не один регион, а страну в целом.
  5. Субъекты имеют право в любой момент выйти из объединения.
  6. Отсутствует общая валюта (бывают исключения, например, Евросоюз).
  7. Бюджет формируется на основе добровольных взносов субъектов.
  8. Отсутствует союзное гражданство.
  9. Образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения вопросов, освещенных в договоре.

Примеры современных стран конфедераций

Конфедеративные государства образовывались как в прошлом, так и есть сейчас.

Самые известные распавшиеся союзы:

  1. Конфедеративные штаты Америки. В XIX в. несколько южных штатов вышли из состава США. Они были против отмены рабства и хотели вернуться к положениям, принятым отцами-основателями. Государство перестало существовать в связи с поражением в Гражданской войне.
  2. Швейцарская конфедерация. Швейцарское государство образовалось на основе объединения 3-х представителей регионов. Объединение Швейцарии произошло в конце XVIII в. Это вызвало недовольства, и конфедеративная форма была возвращена. Сейчас Швейцария считается федерацией, однако в государственном устройстве до сих пор прослеживаются черты конфедерации. Например, каждый регион там имеет свои законы.
  3. Сербия и Черногория. Союз был образован во время распада Югославии. Цель объединения состояла в прекращении конфликта. Союз распался после выхода из него Черногории.

Самые известные современные союзы:

  1. Евросоюз. Образовался в 1957 г. с целью взаимной помощи, а также укрепления и поддержания экономики стран Европы. Сейчас союзные отношения переросли во многие другие сферы. Конфедерация даже имеет свою валюту – евро.
  2. СНГ (Содружество независимых государств). Во время образования в 1991 г. планировалось объединение стран, которые были в составе СССР. Сейчас союз больше похож на международную организацию.

Федерация – определение и признаки

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных административных единиц (субъектов) в единую структуру. Эти субъекты имеют относительную независимость от центра, но подчиняются одним нормам, установленным в стране.

Характеристика федерации:

  1. Деление территории страны на единицы: округа, края, области, штаты.
  2. Наличие не только центральной, но и местной власти.
  3. Представлять государство на политической арене может только центральная власть.
  4. Административные единицы могут создавать свои законодательные установки.

При этом субъекты могут быть централизованными (подчиняющиеся центральной власти) и децентрализованными (обладающие значительной властью).

Федерация бывает:

  1. симметричной. Все субъекты обладают равными правами и свободами. Например, в Австрии.
  2. асимметричной. Некоторые субъекты ограничены в правах и свободах. Например, в Канаде.

В зависимости от территориального образования различаются следующие виды федеративного устройства:

  • территориальный;
  • национальный;
  • смешанный.

Примеров федеративных государств в современном мире много:

  • Российская Федерация;
  • Индия;
  • Мексика;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Канада;
  • Бразилия.

Также встречается дуалистическая федерация – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации могут быть полностью самостоятельными.

В таком государстве признается разграничение власти между федеральной и региональной. Самый яркий пример такой страны – США.

Унитарное государство - что это такое

Унитарное государство представляет собой объединение административных единиц, не имеющих политической независимости. Этим оно отличается от федерации.

Для каких стран характерно унитарное устройство:

  • Франция;
  • Италия;
  • Великобритания;
  • Япония;
  • Швеция;
  • Китай.

Сравнение федерации, конфедерации и унитарного государства

Несмотря на явные отличия, формы устройства обладают некоторыми общими чертами.

Почему конфедерации существуют непродолжительное время

Как показывает история, конфедерация в большинстве случаев – бесперспективное устройство.

Есть несколько причин, объясняющих, почему сохранить объединение сложно:

  1. Отсутствие центральной власти делает союз ненадежным.
  2. Слабые связи между регионами часто способствуют распаду союза.
  3. Конфедерация изначально предполагает временное объединение. Когда цели этого объединения достигнуты, странам уже нет смысла поддерживать союз.
  4. При равном участии всех стран может возникнуть борьба за центральную власть.

Нельзя точно сказать, какая форма государственного устройства лучше. Это зависит от особенностей каждой страны. Возможно то, что хорошо для одной страны, может быть плохо для другой.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Историческая практика знает и другие организационные объединения государств: страны Британского содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в такого рода содружествах могут создаваться над государственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.

Непонятно будущее у СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят в качестве ближайшей перспективы создание единого государства. Как в связи с этими событиями изменится будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно, что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения иные суверенных государств.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.

Рассматривая отдельные формы государственного устройства, теория государства ничего не конструирует, а лишь фиксирует в истории и современной действительности отдельные их виды (классы). В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат, уния и империя:

Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового («третьего») государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948. - стр. 121..

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются:

Конфедерация

Федерация

Объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии

Инкорпорации

Конфедерация - постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей (защита общих интересов). Такими интересами могут быть защита территории или, напротив, завоевание, освобождение от зависимости со стороны «третьего» государства и т.п.

Вступив в конфедеративный союз, государство полностью сохраняет свой суверенитет и продолжает выступать самостоятельным субъектом во всех внешних и внутренних делах. При таких условиях органы конфедерации не имеют императивной власти по отношению к входящим в союз членам, и принимаемые ими решения становятся обязательными для вступивших в союз государств только после подтверждения этих решений собственными органами власти. Как правило, конфедерация не имеет единой армии, законодательных органов, единого гражданства, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся по существу оборонительными или наступательными союзами. В отличие от них конфедерация является относительно постоянным образованием, имеющим государственно - правовой характер и конфедеральные органы управления и распространяющим свою власть не только на внешние дела.

Примерами конфедераций могут служить США в 1776-1864 гг., Германский союз с 1815 по 1867 гг., Швейцарский союз с 1815г., Австро-Венгрия до 1918 г. и др.

Федерация - союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (земли, кантоны, штаты, автономные республики и т.д.), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). В отличие от конфедерации она обладает своим собственным суверенитетом, федеративными органами государственной власти, федеративной конституцией, армией, системой федеративных налогов. При этом нельзя забывать, что федерация - именно союзное государство, и ее суверенитет производен, вторичен по отношению к суверенитету входящих в нее государственных единиц.

Ряд государствоведов полагает, что входящие в состав федерации государства не суверенны. Им предоставлен лишь некоторый эквивалент суверенитета, заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении государственной власти федерацией. В частности, по мнению Георга Еллинека, «правопорядок союзного государства основан на конституции, которая является его собственным законом и может быть изменена только законом союзного государства, но отнюдь не волей - хотя бы и всех - отдельных государств, проявленной в иных, кроме установленных конституцией, формах. В пределах господства союзного государства отдельные государства теряют свой государственный характер. В этих пределах их деятельность либо совершенно прекращается и заменяется собственным управлением союзного государства, либо они получают характер самоуправляющихся корпораций наподобие коммунальных союзов, поскольку осуществляют управление через посредство своих органов, согласно законам и под контролем союзного государства» Еллинек Г. Общее учение о государстве. С.Пб., 1908 - стр. 570.. В пользу этой точки зрения свидетельствует и то, что в федерации территория и население отдельных государств часто объединены в неразрывное целое: территория отдельных государств есть территория федерального государства, народы отдельных государств - его единый народ.

Однако государственная власть федерации в конечном счете исходит от власти вошедших в нее государств. Это может проявляться в разных формах. Иногда правительства входящих в федерацию государств образуют высшую власть союзного государства. Иногда из среды единого народа как субъекта федерации выбираются органы федеративной власти, например, президент. Но и в этом втором случае государствам предоставлены права участия в осуществлении союзной государственной власти. Например, во всех республиканских союзных государствах одна из палат парламента функционирует как представительный орган членов федерации. Более того, в некоторых из них равенство субъектов федерации выражается в предоставлении каждому государству - члену равного числа депутатских мест, зачастую отдельные государства, входящие в федерацию, имеют решающий голос при изменении конституции.

Это свидетельствует о большом и эмпирическом разнообразии федеративных устройств, часть из которых, исторически меняясь, отражает тенденцию к превращению ряда федераций в унитарные государства. Как показывает опыт СССР 1989-1991 гг., возможна и иная тенденция к преобразованию федерации в конфедерацию и даже к ее полному разрыву. В принципе можно утверждать, что федерация - объединение государств, суверенных постольку, поскольку их суверенитет не ограничен суверенитетом федеративного государства.

Объединения монархических государств существуют в форме личной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, личная уния тотчас же прекращается. Так, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837 г., между Нидерландами и Люксембургом в 1983 г. вследствие различия системы престолонаследия - когнатической в Великобритании и Нидерландах и агнатической в Ганновере и Люксембурге. При этом в двух первых государствах на престол вступали женщины, которые в двух других государствах вообще исключались из престолонаследия.

Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия и др.). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. Не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики и т.п.

Реальные унии появляются лишь в Новое время, т.к. предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они очень часто представляют собой результат стремлений основать единое государство.

Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815 г.), Австро-Венгрия.

Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно меняется Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948. - стр. 129..

Некоторые государство веды пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса.

Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода своего существования, и Великобритания, и Россия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) - последние виды уний, рассматриваемых государство ведением.

Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.