Конкурсный кредитор — порядок получения статуса, права и обязанности. Классификация кредиторов в деле о банкротстве Кто является кредитором при банкротстве

Классификация кредиторов в деле о банкротстве

Хазыкова Э.К.

Калмыцкий государственный университет, Россия

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору . В законодательстве о банкротстве в понятии «кредитор» объединены и лица, представляющие частные интересы граждан и организаций (кредиторы по требованиям, вытекающим из трудовых отношений; кредиторы, выступающие сторонами в обязательствах должника в гражданско-правовом смысле), и лица, представляющие публичные интересы (уполномоченный орган, имеющий право требования к должнику по обязательным платежам) .

Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами. Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены законодателем большим объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве; во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы.

Неконкурсные кредиторы имеют возможность только заявлять о признании недействительными некоторых сделок должника и возможность получить удовлетворение своих требований (полное или частичное) в соответствии с очередностью.

В зависимости от суммы требований, признанной обоснованной, можно выделить крупных и мелких кредиторов.

Крупными являются кредиторы, в силу объема своих требований имеющие возможность реально влиять на положение должника. Это, как правило, юридические лица. Такие кредиторы всегда более организованны и осведомлены, в том числе в экономических и правовых вопросах. Это дает им возможность принимать на собраниях кредиторов решения в свою пользу, подчас в ущерб интересам мелких кредиторов и самого должника. Мелкие же кредиторы, несмотря на свою численность, разобщены и неорганизованны, поэтому не могут в значительной степени воздействовать на положение дел. Однако это не означает, что права и интересы мелких кредиторов ущемлены по сравнению с правами и интересами крупных. В целях защиты мелких кредиторов им может быть предоставлено большее количество голосов при решении некоторых вопросов (например, путем пропорционального увеличения имеющихся голосов либо посредством включения в сумму требований сумм неустоек); может быть установлен упрощенный порядок рассмотрения заявлений и жалоб мелких кредиторов.

Кредиторов можно классифицировать и в зависимости от того, является или нет кредитор инициатором процесса банкротства. На этом основании различают кредиторов-заявителей и кредиторов, не инициирующих дело о несостоятельности.

Кроме того, в зависимости от порядка удовлетворения требований различают очередных и неочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом о банкротстве очередности (ст. 134). В свою очередь, неочередные кредиторы - это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередных и послеочередных.

К первой группе (внеочередных) требований относятся:

Судебные издержки;

Выплаты арбитражным управляющим и реестродержателям;

Текущие расходы, связанные с функционированием должника;

Требования по обязательствам должника, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве и до признания должника банкротом;

Задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, и т.д.

Ко второй группе (послеочередных) требований относятся требования, удовлетворяемые после погашения всех очередных требований. Послеочередными кредиторами являются учредители (участники) юридического лица, а также кредиторы третьей очереди, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов.

В зависимости от характера требований различают денежных и неденежных кредиторов. Кредитор, который предъявляет должнику денежные требования (об уплате денежной суммы), является денежным. Требования неденежных кредиторов состоят в передаче иного имущества (не являющегося деньгами либо денежными средствами). Например, неденежные требования возникают, если должник не исполняет свою обязанность по поставке товара, по выполнению работ либо оказанию услуг. Также не являются денежными виндикационные требования (об истребовании кем-либо имущества из незаконного владения должника); требования о признании недействительными сделок должника, и т.п.

Следующая классификация кредиторов может быть проведена по критерию наступления срока исполнения должником требований кредитора. Исходя из этого кредиторов можно разделить на действительных и недействительных. Недействительные кредиторы - это кредиторы с требованиями, срок исполнения которых на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника (либо на момент проведения определенной процедуры) еще не наступил .

В зависимости от вида правоотношений, из которых возникли требования кредитора (от природы требований) можно выделить такие группы кредиторов: по гражданско-правовым обязательствам, по требованиям из трудовых правоотношений, по требованиям из налоговых правоотношений.

Кредиторы по гражданско-правовым обязательствам могут быть договорными и внедоговорными.

К договорным кредиторам следует отнести денежных (перед которыми должник имеет обязанности по уплате денежных сумм) и неденежных (которыми должник обязан передать вещь, совершить, определенные действия, воздержаться от каких-либо действий) кредиторов. В свою очередь, денежные кредиторы делятся на основных (имеющих требования по основному долгу) и кредиторов по санкциям или штрафных кредиторов (имеющих требования по выплате пени, штрафов, неустоек, убытков и других экономических санкций).

Внедоговорными кредиторами являются лица, чьи требования вытекают из причинения вреда жизни или здоровью граждан, из причинения вреда имуществу, из причинения морального вреда, вследствие неосновательного обогащения.

Думается, что положение внедоговорных кредиторов в процессах о несостоятельности должно быть единым. Все они могут быть включены в число кредиторов третьей очереди, так как в подавляющем большинстве случаев их требования являются денежными или легко пересчитываются в денежные в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве. Тем более что действующий Закон о банкротстве уже установил необходимость судебного рассмотрения любого требования любого кредитора .

Кредиторы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, - это, прежде всего, работники должника, с которыми были заключены трудовые договоры. В соответствии с законодательством данные требования удовлетворяются во вторую очередь; для их установления и включения в реестр требований кредиторов не требуется судебного рассмотрения вопроса, а исключить их из реестра можно только по решению суда. Следует обратить внимание, что законодатель к данной группе приравнивает и требования, вытекающие из авторских договоров, то есть из гражданских правоотношений. Такой подход еще раз свидетельствует о непоследовательности законодателя и о низкой юридической технике разработки Закона. Представляется оправданным отнесение этих кредиторов к кредиторам по денежным гражданско-правовым обязательствам.

Кредиторы по требованиям из налоговых отношений - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей . Логично было бы именно этих кредиторов именно по этим требованиям назвать уполномоченными органами. Однако и здесь законодатель проявил непоследовательность, включив в законодательное определение уполномоченных органов федеральные органы, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования соответствующего уровня по денежным обязательствам, возникающим из гражданско-правовых оснований.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"//СЗ РФ. 28.10.2002. N 43. ст. 4190.

2. Валуйская О.Н. Понятие и классификация кредиторов по Законодательству о несостоятельности (банкротстве) // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике. Волгоград, 2003. Вып.7. 452 с. с.56-68.

3. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2006.

4. Носков Б.П., Петрыкина Н.Н. Правовая охрана в сфере несостоятельности (банкротства). М., 2008.

5. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2007.

Die geschäftliche Reputation der Angestellten im System der staatlichen und Munizipalverwaltung

Channanova T.R., Kamalova S.R., Spar T.V.

Die Baschkirische Staatliche Agraruniversität, Rusischen Federation

Zur Zeit wird auf den Begriff «die Geschäftsreputation» ein riesiger Wert gelegt. Die Kategorie «die Geschäftsreputation» der Firmen und der Kommerzbetriebe ist schon längst gesetzlich geregelt worden und wird in en nicht materiellen Aktivbeständen mitberücksichtigt, ihr sogenannter Goodwill ist die Quelle eines zusätzlichen Gewinns. Bis jetzt gesetzlich noch nicht geregelt ist leider die Frage über die Geschäftsreputation der Angestellten im System der staatlichen und Munizipalverwaltung, von der die Effektivität der staatlichen und Munizipalverwaltung auf allen Ebenen abhängig ist.

Das ist durch folgendes bedingt:

    Die staatlichen und Munizipalangestellten erfüllen die Arbeit, die die Begründung der Ziele und Richtungen der Gesellschaftsentwicklung, eine konkrete Organisation und Regelung der Lebenstätigkeit, des Bewusstseins, des Verhaltens und der Tätigkeit von Millionen Menschen dastellt;

    Ihre Arbeit ist intellektuell, psychologisch inhaltsvoll, sehr verantwortungsvoll, sie besteht hauptsächlich im Erfassen der kompliziertesten Verwaltungsinformationen und im Einfluss auf die Menschen;

    In allen ihren Bemühungen erscheint die Staatsmacht, die ihnen Autorität und Sicherheit verleiht;

    Wissenschaftliche Kenntnisse, Kunst und Erfahrungen solcher Menschen schaffen keine unmittelbaren Konsumwerte und befriedigt sie nicht;

    Die Arbeit, die von den Angestellten der staatlichen und Munizipalverwaltung erfüllt wird, ist hochprofessionell und stellt an jeden ihrer Subjekte hohe Ansprüche im Sinne der Bildung, der persönlichen Eigenschaften, des Verhaltens und des Verkehrs mit den Leuten (die Ebene der Geschäftsreputation).

Zur Zeit sind etwa 170 föderale normative Akten gültig, die den Begriff der Geschäftsreputation berühren, aber es geht dann um die Reputation nicht der physischen, sondern juristischen Personen, meistens um die Kreditorganisationen. In der regionalen Gesetzgebung kann man einzelnen Akten begegnen, die an die Geschäftsreputation der Betriebe appellieren. In der Republik Baschkortostan werden nicht mehr als 2 Dutzende davon gefunden.

2007 und 2008 wurden die Verordnungen des Präsidenten der Russischen Föderation über die Einschätzung der Effektivität der Exekutive von Subjekten der Russischen Föderation und der Organe der lokalen Selbsverwaltung desmentsprechend unterzeichnet. Es wurden die Wertelisten der Tätigkeitseffektivität dieser Organe festgelegt. Aber in dieser umfangreichen Liste gibt es nur einen indirekten Hinweis auf die Geschäftsreputation der staatlichen und Munizipalangestellten, und zwar die Befriedigung der Bevölkerung mit der Tätigkeit der gegebenen Organe sowie ihre Informationsoffenheit.

Also, es existiert die objektive Notwendigkeit der gesetzlichen Verankerung und Regelung von so einem Phänomen wie die Geschäftsreputation der staatlichen Munizipalangestellten zwecks der weiteren Eintragung in die Liste für die Bestimmung der Effektivität der Tätigkeit der Angestellten selbst und der entsprechenden Organe sowie für die Einschätzung der Effektivität des Funktionierens vom System der staatlichen und Munizipalverwaltung.

Die Geschäftsreputation muss als ein unentbehrlicher Bestandteil ins System der staatlichen und Munizipalverwaltung eingeführt werden, muss Grundlage für die Effektivität seines Funktionierens werden. Zur Macht sollen nur Leute mit einer tadellosen Reputation kommen. Gerade vor ihnen steht die Aufgabe, die Ideen der Konzeption einer langfristigen sozial-ökonomischen Entwicklung der RF bis zum Jahr 2020 zu verwirklichen.

Migratory processes in the Russian Federation

Khafizova I.F., Khannanov R.A.

Bashkir state agrarian university, Russian Federation

Migratory processes in Russia have the same nature, as in the Europe, the USA and other developed countries. The low level of birth rate in Russia sharply brings an attention to the question lack of "hands", the main (if not unique) source - the population of the CIS countries. Immigrants (mainly) do not borrow another"s workplaces, and do that work which local residents refuse. Russia - the multinational country, hence, problems of mixing of the nations did not exist. Natives of the CIS countries are for indigenous population of Russia "compatriots": (USSR) was born with them in one state, knows Russian, have similar mentality, household habits, etc.

Uncontrollable migratory processes in a number of Russian regions form an atmosphere of the social intensity that often gets ethnic painting and developing in sharp conflicts. Regulation of these processes has begun, but not completely.

For some time after, the country leaders willingly recognize presence of negative consequences of migratory policy spent now. Moreover, readiness to take a measure on their elimination was declared.

However the complete concept of the state migratory policy in modern Russia is absent. There is only project which already long time is discussed, and inures.

Official data speak about annual entrance to Russia on the PERMANENT RESIDENCE of the order of 100 thousand people, mainly - from the near abroad (CIS countries). According to director of Institute of economy of Russian Academy of Science R. Grinberg, for last 10 years the number of the foreign workers annually involved on the lawful bases in economy of Russia, has increased with 130 thousand up to 400 thousand. For the last year, characterized liberalization of migratory policy, Federal migratory service (ФМС) the Russian Federation has given out sanctions to labor migration to 750 thousand people from the CIS countries.

Meanwhile, these official figures do not cover the valid scales of immigration in the Russian Federation which are carried out mostly illegally. Various experts come to conclusion about presence from 6 up to 14 million the foreign citizens illegally living and working in Russia, over legal migrants.

Now the initiatives only fixing the present migratory policy - in particular, simplification of the mechanism of legalization of migrants and receptions of the Russian citizenship by them, the program of attraction to Russia "compatriots" are realized. Thus last initiative is presented by the state mass-media as analogue of "repatriation" - practice of assistance widely widespread in the world to entrance to the country of representatives of its title nation from abroad (a classical example - Israel). However neither in the constitution of the Russian Federation, nor in other acts the title nation is not certain, and consequently the concept "compatriots" potentially extends on all inhabitants of the countries of the former USSR, irrespective of their national, language and cultural accessory. That is, a question of the veiled measures on maintenance of additional inflow of migrants.

The position of the state concerning regulation of migration today is expressed by a principle: to make illegal immigration lawful. To it testify as official applications of the president of the Russian Federation speaking about necessity to simplify rules of registration and to toughen the responsibility for their default, and really accepted adjusting norms.

The approach incorporated in idea of liberalization of migratory policy, - let even at simultaneous toughening sanctions concerning infringers, - suggests to reconcile to mullions-strong inflow of foreigners as with inevitability and even to recognize as its blessing. In essence, data of migratory policy to « legalizations нелегалов » are a dangerous recognition the state of the inability to carry out real regulation of migratory processes.

Meanwhile, in a number of the developed countries the migratory policy is a subject of wide public discussion. Key parameters of migratory policy constantly корректируються according to current needs of the country and public opinion. At the same time, in a number of the countries the operating management undertakes rather radical steps concerning not only immigrants, but also own citizens encouraging illegal migration.

The aforesaid does not mean that such measures are obligatory or very desirable. We only specify that they should be considered as normal tools in an arsenal of measures on optimization of migratory processes, and key parameters of migratory policy of the country should be discussed and depend on results of this discussion openly. It is obvious, that adequate discussion of the optimum country for a current condition of migratory policy is impossible without consideration of constants on which it is based.

Concerning new migrants practically in all European countries extremely strict measures now operate. In the USA at the present president the decision on erection of a wall on border with Mexico is accepted. In Australia the opportunity of exclusion for limits of the country of ethnic Arabs is considered. Strict measures concerning illegal immigrants are established by the Great Britain and Denmark.

At the end of September, 2006 the prime minister of Australia John Howard has declared, that was measured to enter tests for knowledge of English language, history and culture of Australia for immigrants. Similar measures are already entered into Germany.

Today the developed countries are ready to involve only a highly skilled labor, besides in the extremely limited quantity. The policy of simplification of entrance of immigrants is spent only by the some people « the Asian tigers » at whom the industrial boom is accompanied by real shortage of hands (for example, Singapore).

Thus, we can ascertain that the present migratory problem in the Russian Federation has nothing general with the processes which are taking place in the developed countries of the West:

This problem in the Russian Federation has no European "biography" (because has arisen in 1990, and has become aggravated in 2000);

In the Russian Federation the basic source of problems up to these there are нелегалы, instead of « foreigncultured fellow citizens », as in the Europe;

It is necessary to fix: the Russian Federation, opening the borders, acts as the immigration country, instead of the social state of the European type which are priority guided maintenance of material welfare of own indigenous population.

Today, in conditions world, it is necessary to protect first of all citizens of the country. Citizens should be protected from unemployment, and immigrants should found a job on free places.

Юридическая и экономическая сущность цены договора

Херовинчук И.С.

Невинномысский институт экономики, управления и права, Россия

Цена договора, не смотря на кажущуюся очевидность значения термина, сложное для точного определения понятие. Российское гражданское законодательство не содержит общего определения цены. Статья 424 Гражданского кодекса РФ имеет название «Цена», но в ней предусмотрены только правила правового регулирования цены. Само же значение понятия цены отсутствует.

Очевидно, что конечное определение любого понятия может быть получено только после глубокого и всестороннего анализа его сущности.

Сущность цены договора может быть выявлена только посредством исследования сущности договора как гражданско-правового института.

Как отмечает профессор Е.А. Суханов, «имущественный (гражданско-правовой) оборот как юридическое выражение товарно-денежных, рыночных экономических связей складывается из многочисленных конкретных актов отчуждения и присвоения имущества (товара), совершаемых собственниками или иными законными владельцами. В подавляющем большинстве случаев эти акты выражают свободную и согласованную волю товаровладельцев, оформленную и закрепленную в виде договоров. Поэтому гражданско-правовой договор представляет собой основную, важнейшую правовую форму экономических отношений – обмен» . Таким образом, договор представляет собой правовую форму экономических отношений обмена, в которой экономическое содержание (акт товарообмена) получает объективно необходимое ему юридическое (гражданско-правовое) оформление и закрепление.

Кроме того, договор является также основным способом определения характера экономических взаимосвязей, так как условия договора устанавливаются самими сторонами исходя из баланса их потребностей и интересов в конкретной экономической ситуации. Причем договор придает этим условиям общеобязательную для сторон юридическую силу. Свобода договора, которая проявляется, в том числе в свободе определения сторонами его условий, является одним из основополагающих начал частноправового регулирования и фактически ничем не ограничена. Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Таким образом, договор представляет собой юридическую форму выражения и определения экономических связей сторон, связанных с обменом материальными благами.

А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой рассматривают договор как выражение общей воли товаропроизводителя и потребителя. Реализация товара должна осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на его производство и существующего на данный момент в обществе соотношения между спросом и предложением.

По мнению автора, такая позиция отражает скорее экономическую, а не юридическую сущность договора. Кроме того, позиция А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого коррелирует с марксистской теорией, и, как нам представляется, не является однозначно верной. Договоры заключаются и между товаропроизводителями, и между потребителями, следовательно, подобная характеристика понятия договора, может быть отнесена только к определенной части договоров.

Не смотря на существующее различие во взглядах ученых, экономическая сущность договора как акта обмена вполне очевидна.

Большинство цивилистов отмечают уникальность договора как правового средства, в котором интерес одной из сторон может быть удовлетворен только посредством удовлетворения интереса другой стороны. Эквивалентность является одним из важнейших признаков имущественных отношений в гражданско-правовой сфере регулирования . «В основе гражданских правоотношений вообще и договоров в частно-сти лежит принцип эквивалентности» .

Цена, как выражение эквивалентности, также имеет экономическое содержание. В этом аспекта она неоднократно исследовалась многими учеными-экономистами.

В экономической науке цена традиционно рассматривается как денежное выражение стоимости товара. Причем, между различными представителями экономических концепций долгое время ведутся споры о том, что является стоимостью товара. Адам Смит, например, писал, что «в каждом обществе цена (меновая стоимость) любого товара в конечном счете сводится к одной из этих частей (к заработной плате, прибыли, земельной ренте) или же распадается на все эти три части, а в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену подавляющей части товаров» .

Согласно марксистской теории цена представляет собой экономическую категорию, служащую для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени . «Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда..., показатель величины стоимости товара...».

Таким образом, в узком понимании, если не рассматривать вопрос о том, какие конкретно ресурсы и затраты учитываются, экономическая сущность цены товара заключается в денежном выражении затраченных ресурсов и средств на его производство.

Соответственно, цена в экономике понимается, прежде всего, как выразитель затраченных на производство товара ресурсов и сил. В юридической науке акценты расставлены иным образом.

Здесь предварительно необходимо остановиться на вопросах терминологии при употреблении понятия «цена» в словосочетаниях «цена договора», «цена исполнения договора» и «цена товара (вещи), работы, услуги».

Термин «цена товара (вещи) (работы, услуги)» неоднократно применяется в статьях Гражданского кодекса РФ и иных правовых актах гражданского законодательства России.

Анализ положений ст. 454 ГК РФ, позволяет дать следующее определение цены товара – это определенная денежная сумма, которая подлежит уплате при принятии товара (вещи) в собственность. Из анализа норм ст. 702 и ст. 709 ГК РФ, цена работы – это определенная денежная сумма, которая уплачивается за выполнение работ и включает компенсацию издержек подрядчику и причитающееся вознаграждение.

В результате анализа норм Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод, что термин «цена» используется законодателем преимущественно по отношению к товарам и работам. Во всех остальных случаях, законодатель использует термины «плата» или «вознаграждение» (например, арендная плата, плата за ренту, вознаграждение за хранение и т.д.).

Однако в ст. 424 ГК РФ речь идет о цене применительно к оплате исполнения договора в целом. Из анализа ст. 424 ГК РФ вполне очевидно вытекает, что ее правила не распространяются только на договоры купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ, а термин «цена» используются применительно ко всем договорам, предусматривающим оплату их исполнения. Из смысла ст. 424 ГК РФ о цене можно говорить, как о размере оплаты за исполнение договора (цене исполнения договора).

Сложнее дать определение термину «цена договора».

В действующих до принятия Гражданского кодекса РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и Республик, в статье 65 «Цена договора», устанавливалось, что «исполнение возмездного договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательными актами случаях цена договора определяется соглашением сторон с соблюдением цен (тарифов, расценок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены договора после его заключения допускается лишь в случаях и на условиях, предусмотренных договором и законодательными актами». Таким образом, первоначально термин «цена договора» имел значение аналогичное используемому сегодня понятию «цена исполнения договора».

При принятии части первой Гражданского кодекса РФ в 1994 году законодатель отошел от использования термина «цена договора». В общей части ГК РФ он вовсе не встречается. Во второй части кодекса, термин «цена договора» используется лишь в двух статьях, не имеющих первостепенного значения для гражданско-правового регулирования отношений связанных с ценообразованием.

Строго говоря, исходя из буквального значения слова «цена», договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, не может иметь цену, так как он не является объектом сделок и обмена. Здесь необходимо оговориться, что на современном этапе развития рыночных отношений объектом сделок могут стать обязательства (или права) по заключению в будущем договора на конкретных условиях (например, о покупке товара по конкретной цене). В подобной сделке будущий договор является специфическим товаром и тоже имеет свою условную «цену договора» в буквальном смысле слова. Это сделки с опционами и фьючерсами, в которых ценой будущих контрактов является размер премии по опциону.

Возможно, поэтому законодатель отошел от употребления «цены договора» при составлении первой части ГК РФ.

Однако необходимо признать, что в настоящее время термин «цена договора» имеет устоявшееся значение, соответствующее цене исполнения обязательств по договору. В данном значении указанный термин по-прежнему широко используется в законодательстве, научной литературе и судебной практике.

Использованные источники

    Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

    Гражданское право: 2 т. Том II, полутом 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2003. С.150.

    Гражданское право. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С. 497.

    Рыженков А.Я. Товарно-денежные отношения в советском гражданском праве. Изд-во Саратовского университета, 1989. С. 77-81.

  1. его понятным"). Кликс указывает на жизненно важное значение категориальной организации мышления мышления , мышление по правилам и мышление без правил
  2. Из цикла «философские беседы» (категориальная к а р т и н а м и р а) москва  2006

    Книга

    Понятия, расположенные в правой части таблицы. В этих понятиях зафиксированы рефлексивные значения количества и категорий... не раз говорил об ошибках категориального мышления и необходимости его корректировки. Он утверждал даже...

  3. Из цикла “философские беседы” проблемы категориальной логики их отрицательные эффекты категориальная путаница

    Документ

    Этим делаем его понятным"). Кликс указывает на жизненно важное значение категориальной организации мышления : "... ... интуиция - порядок и хаос мышления , мышление по правилам и мышление без правил . Логика - против отождествления нетождественного...

  4. «языковое мышление» и методы его анализа

    Документ

    ... : логика исследует не мышление , а правила формального выведения, логика... «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и... № 210]. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка...

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

(см. текст в предыдущей редакции)

В пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством , не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренной абзацем четвертым пункта 4 настоящей статьи.

3. При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

(см. текст в предыдущей редакции)

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

Конкурсный кредитор – это организация или сотрудник, перед которым компания, подвергающаяся процедуре банкротства, имеет денежные обязательства.

Отличия от обычного кредитора

Эти два понятия не всегда представляют собой одно и то же. Точнее, не каждый кредитор является конкурсным. Последний принимает участие в процедуре банкротства не как стороннее лицо, а как ее участник . Он заносится в реестр, вне которого обычный кредитор участвует в процедуре только в плане защиты своих интересов.

Занесенный в реестр конкурсный кредитор может оказывать влияние на ход процедуры, в том числе отстаивая свое право удовлетворять требования по долгам в числе первых. Это обстоятельство полностью соответствует законодательству, а стать им имеет право любое лицо, юридическое или физическое, перед которым обанкротившаяся компания имеет долги.

Его права и полномочия

Согласно действующему законодательству , участвовать в собрании кредиторов, которое является неотъемлемой частью процедуры банкротства, могут только конкурсные кредиторы и представители официальных органов, чьи требования на момент проведения этого собрания присутствуют в реестре.

Подобные сборы проводятся для того, чтобы выработать общие решения для проведения процедуры банкротства. Самым главным в этом отношении является первое собрание. По факту оно является коллегиальным органом, который принимает решения по поводу удовлетворения требований кредиторов.

Будучи участниками собрания, они имеют следующие права:

  • Участвовать в наблюдении за должником.
  • Участвовать в работах по финансовому оздоровлению компании.
  • Обращаться в суд и ходатайствовать о смене арбитражного управляющего.
  • Обращаться в суд с целью смены процедуры банкротства.

Важно отметить, что конкурсный кредитор может повлиять на выбор арбитражного управляющего, его назначение или замену .

Подробную информацию о рассматриваемых лицах вы можете узнать из следующего видео:

Заявление от конкурсного кредитора

Помимо участия в процедуре банкротства, данное лицо может стать и ее инициатором . Для этого организации или физ. лицу, имеющему невыплаченные долги, необходимо подать в арбитражный суд . В тех случаях, когда документ подается от имени компании, подписывать его должен руководитель.

Какая информация должна быть приведена в заявлении?

  • Точное наименование арбитражного суда, его адрес.
  • Реквизиты фирмы, которая является должником, в том числе ее адрес, название, номер в ЕГРЮЛ, индивидуальный налоговый номер и т. д.
  • Реквизиты кредитора, подающего заявление. Для физического лица это будут ФИО, адрес, для компании – название, юридический и почтовый адреса.
  • Указание суммы задолженности и оснований ее возникновения – исполнительные документы, судебное решение и т. д.
  • Пожелания по поводу того, кто должен быть назначен арбитражным управляющим, адрес организации, членом которой он является.
  • Подпись руководителя компании-кредитора или подающего заявление физического лица и дата подачи бумаги.
Копию этого заявления передают организации-должнику. Документы, подтверждающие это, также предоставляются в суд.

Заявка может быть подана как от одного из кредиторов, так и от группы, к примеру, работниками компании, имеющими невыплаченную заработную плату или иные выплаты.

К заявлению также необходимо приложить:

  • Документы, доказывающие существование долга перед кредитором. Это могут быть заключенные договора, копии решений суда, исполнительные документы и другие официальные бумаги, подтверждающие наличие задолженности.
  • Документы, подтверждающие право на подачу заявки от лица-кредитора. Это может быть решение учредителей компании, доверенность и т. д.

Получив такое заявление, суд начинает проверку его обоснованности. По результатам судебного заседания требования могут быть признаны обоснованными – в этом случае будет введено наблюдение за фирмой. Но также кредитор может получить и отказ, если его требования обоснованными признаны не будут.

Конкурсный кредитор может сыграть в деле о банкротстве очень большую роль, если его требования справедливы, а все действия соответствуют законодательству.

12 Фев 2012 18:32

Важнейшим признаком систематизации информации о кредиторской задолженности обанкротившейся организации, безусловно, является очередность удовлетворения требований, установленных ст. 64 Гражданского кодекса РФ и ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В то же время в законодательстве о банкротстве указывались и другие виды требований кредиторов. В частности, в ст. 30 Закона от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" вводится понятие "привилегированные" кредиторы, в ст. 35 - "погашенные" требования, в преамбуле - "конкурсные" кредиторы. В Законе от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" используются понятия "установленные" требования (ст. 63) и "требования, включенные в реестр" (ст. 75). В ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) вводится понятие "требования уполномоченных органов".
Систематизация многочисленных видов требований в учебной и научной литературе проводилась в основном на основании очередности выплат кредиторам. При проведении анализа в целях принятия управленческих решений арбитражным управляющим, помимо очередности выплат, имеют значение и другие факторы. Поэтому необходимо осуществить группировку кредиторов по ряду признаков. В таблице представлена разработанная автором классификация требований кредиторов .

Признак
классификации

Вид требований

По
очередности
удовлетво-
рения
согласно
Закону о
банкротстве

Текущие обязательства, погашаемые вне очереди
(ст. 134)

Требования граждан, перед которыми должник
несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью

1 очередь

Требования физических лиц по оплате труда и
выплате выходных пособий, а также по авторским
договорам

2 очередь

Обязательства, обеспеченные залогом имущества
должника (ст. 138)

3.1 очередь

Требования прочих кредиторов в части основного
долга и процентов (ст. 137)

3.2 очередь

Требования кредиторов по уплате процентов,
начисленных в ходе моратория на удовлетворение
требований при процедурах банкротства (ст. 95)

3.3 очередь



(ст. 137)

3.4 очередь

Требования кредиторов, заявленные после
установленного срока (ст. 142)

4 очередь

Требования учредителей (участников, акционеров)

По заявлению

Требования, заявленные в установленный срок

1 - 3
очередь

Требования, заявленные по истечении
установленного срока

4 очередь

Незаявленные требования

По признанию

Установленные требования

1 - 4
очередь

Непризнанные требования

Требования, находящиеся на рассмотрении

По
возможности
участия в
принятии
решений
собраниями
кредиторов

1.3 очередь
3.2 очередь

1, 2
очередь
3.3 очередь
3.4 очередь

По
защищенности
интересов
кредитора

Привилегированные требования

1, 2
очередь

Простые требования

3 очередь

По отношению
к реестру
требований
кредиторов

Требования, включенные в реестр

1 - 3
очередь

Требования, не включенные в реестр

4 очередь

По правовой
природе

Основной долг и проценты

1, 2, 3.1
3.2

Проценты, начисленные на сумму требований в
ходе моратория при процедурах банкротства

3.3 очередь

Требования кредиторов по возмещению убытков в
форме упущенной выгоды, взысканию неустоек
(штрафов, пеней) и иных финансовых санкций

3.4 очередь

По статусу
кредитора

Физические лица

1, 2
очередь

Уполномоченные органы

3, 4
очередь

Конкурсные кредиторы

3, 4
очередь

Собственники (участники, акционеры)

По
экономической
природе

Социальные обязательства

1, 2
очередь

Обязательные платежи

3, 4
очередь

Денежные обязательства

3, 4
очередь

По наличию
учетных
данных

Задолженность, отраженная в учете должника

Задолженность, не отраженная в учете должника


Рассмотрим более подробно состав требований каждой группы кредиторов и обоснуем необходимость их выделения.
Статьей 134 Закона о банкротстве установлено три очереди кредиторов. С учетом положений ст. 137 и ст. 142 указанного Закона автор выделяет девять групп кредиторов по очередности удовлетворения требований . Данная классификация необходима для организации бухгалтерского учета требований и выплат по ним.
К текущим обязательствам должника, удовлетворяемым вне очереди , относятся расходы, связанные с проведением конкурсного производства, обязанность по оплате которых возникла после признания организации банкротом. Они включают вознаграждение арбитражного управляющего, судебные расходы, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника и т.д. Особое внимание следует уделить текущим налогам, поскольку Законом о банкротстве введены специальные правила их уплаты. Вне очереди производятся только платежи по единому социальному налогу и страховым взносам, что особо оговорено п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве. При перечислении в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных из заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому установленная очередность платежей для должника не распространяется на случаи перечисления в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, который должен быть уплачен по мере выплаты заработной платы работникам. Остальные налоги, исчисленные в конкурсном производстве, уплачиваются после погашения всех долгов по реестру.
Требования кредиторов первой очереди включают задолженность гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Она определяется путем капитализации ежемесячных сумм пособия в соответствии со ст. 135 Закона о банкротстве.
В соответствии со ст. 23 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации организация обязана внести в Фонд социального страхования капитализированные платежи, за счет которых фонд производит дальнейшие выплаты пострадавшим. Методика расчета размера капитализированных сумм утверждена Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 "Об утверждении Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей".
Требования кредиторов второй очереди включают задолженность по оплате труда и выплате выходных пособий, начисленную на дату принятия судом решения о банкротстве организации в соответствии с трудовыми договорами.
В третью очередь объединены требования прочих кредиторов, к которым относятся кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам. Требования в части основного долга составляют подгруппы 3.1 и 3.2, финансовые санкции - 3.3 и 3.4.
Классификация требований по признаку заявления связана с нормой Закона о банкротстве об установлении срока предъявления претензий. В течение десяти дней с момента своего назначения конкурсный управляющий размещает объявление о несостоятельности (банкротстве) должника в официальном печатном издании и устанавливает срок для приема претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев со дня опубликования объявления. В зависимости от момента заявления можно выделить три группы требований.
К требованиям кредиторов, заявленным в срок , относится задолженность, по которой имеется претензия кредитора, направленная в адрес арбитражного управляющего, арбитражного суда и должника в течение установленного срока предъявления требований.
К требованиям кредиторов, заявленным по истечении установленного срока , относится задолженность, по которой имеется претензия кредитора, направленная в адрес арбитражного управляющего, арбитражного суда и должника по истечении срока, установленного для заявления требований. Такие претензии удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после расчетов с кредиторами, включенными в реестр. Из практики следует необходимость объединить эти долги в отдельную, четвертую очередь погашения. Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в т.ч. после закрытия реестра, подлежат удовлетворению путем приостановления выплат кредиторам последующих очередей. Таким образом, обеспечена защита прав кредиторов первой и второй очередей, которыми в основном являются физические лица - работники, хотя они и не могут участвовать и голосовать на собраниях кредиторов.
К незаявленным требованиям относится задолженность, выявленная по данным бухгалтерского учета, в отношении которой претензии кредиторов не поступили. Выделение этой группы необходимо для того, чтобы оценить реальную сумму долгов, накопленную организацией-банкротом.
Классификация по признанию требований связана с порядком рассмотрения претензий и включения задолженности в реестр требований кредиторов. Установленными являются требования кредиторов, в отношении которых имеется определение арбитражного суда, подтверждающее сумму задолженности. К непризнанным относятся требования кредиторов, по которым имеется определение арбитражного суда, не подтверждающие наличие обязательств должника перед данным кредитором. Требования, находящиеся на рассмотрении , включают поступившие в адрес арбитражного управляющего, должника и арбитражного суда претензии, в отношении которых еще не состоялось рассмотрение дела в суде. Анализ требований в разрезе этой классификации характеризует правовую активность кредиторов и обоснованность предъявленных претензий.
По защищенности интересов кредитора можно выделить привилегированные и простые требования. Привилегированными являются требования, которые удовлетворяются в соответствующей очереди независимо от момента заявления. К ним относятся требования кредиторов первой и второй очереди. Простые требования в случае заявления по истечении установленного срока подлежат удовлетворению после всех требований по реестру, заявленных в срок. Они образуют отдельную очередь (группу) "требования, заявленные по истечении установленного срока".
В зависимости от возможности участия в принятии решений на собраниях кредиторов можно выделить две группы кредиторов. К голосующим кредиторам относятся кредиторы, которые имеют право участвовать в голосовании при принятии решений собранием кредиторов. Это кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам в части основного долга. Состав голосующих кредиторов и суммы их требований определяются по реестру кредиторов на дату проведения собрания. Число голосов каждого кредитора определяется пропорционально сумме его требования в части основного долга.
Неголосующими кредиторами являются кредиторы первой и второй очереди, права которых защищены привилегированной очередностью, а также прочие кредиторы в части финансовых санкций. Представитель работников должника, который участвует в собрании кредиторов, может выразить свою позицию для привлечения внимания к отдельным вопросам, но не участвует в голосовании.
По отношению к реестру требований кредиторов различают две группы требований. К требованиям, включенным в реестр, относятся признанные требования кредиторов, заявленные в срок, а также требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные по истечении установленного срока. К требованиям, не включенным в реестр, относятся установленные требования кредиторов третьей очереди, заявленные после срока, а также непризнанные и незаявленные требования.
По правовой природе возникновения задолженности можно выделить три группы требований. Требования в части основного долга включают задолженность перед работниками, перед поставщиками по хозяйственным договорам, перед банками, а также по налогам и сборам. Эта задолженность сформировалась в результате нормального хозяйственного оборота до банкротства организации.
Требования по уплате процентов, начисленных на сумму требований в ходе процедур банкротства , предусмотрены ст. 95 Закона о банкротстве и возникают в результате моратория на удовлетворение требований в ходе внешнего управления. Мораторий представляет собой приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до даты введения внешнего управления на время этой процедуры. В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязательств, предусмотренные договорами и Гражданским кодексом РФ. На сумму долга начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения внешнего управления.
Требования по уплате финансовых санкций объединяют три группы платежей. Во-первых, санкции по хозяйственным договорам, начисляемые согласно Гражданскому кодексу РФ (возмещение убытков в форме упущенной выгоды, взыскание штрафов, пени, неустойки). Во-вторых, налоговые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, включающие пени, начисленные в связи с несоблюдением сроков уплаты налогов, и штрафы, связанные с нарушением налогового законодательства. В-третьих, проценты, начисленные в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. В состав финансовых санкций, уплачиваемых должником, не могут включаться штрафы, налагаемые на должностных лиц предприятия в связи с нарушением налогового и трудового законодательства согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ.
По экономической природе выделяют три группы требований. К социальным обязательствам относится задолженность по оплате труда и выходным пособиям, по возмещению вреда жизни или здоровью, по авторским договорам. Обязательные платежи включают задолженность по налогам и сборам, а также государственные пошлины. К денежным обязательствам относится задолженность по кредитным договорам, хозяйственным договорам. Анализ в данном разрезе позволяет выяснить причины неплатежеспособности предприятия в зависимости от источников возникновения долгов.
По статусу кредитора различают задолженность физическим лицам, уполномоченным органам, конкурсным кредиторам, учредителям (участникам, акционерам). К физическим лицам относятся лица, связанные с должником трудовыми и гражданско-правовыми отношениями за исключением индивидуальных предпринимателей. К уполномоченным органам относятся федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам (банки, поставщики). Собственники (учредители, участники, акционеры) предъявляют требования, вытекающие из такого участия: по распределению прибыли и по распределению имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов.
В зависимости от наличия учетных данных о задолженности перед кредитором можно выделить требования, отраженные в учете должника, и требования, не отраженные в учете должника. Обязательства, не числящиеся в учете должника, но заявленные кредитором и установленные судом, могут возникнуть в результате "пробелов" в учете или начисления финансовых санкций по хозяйственным договорам и обязательным платежам.
Основным источником информации о требованиях кредиторов для их группировки и последующего анализа является реестр требований кредиторов. В нем указываются сведения о каждом кредиторе, сумме его требований и очередности удовлетворения. Реестродержатель может применять Типовую форму реестра требований кредиторов, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233.
Предложенная классификация требований кредиторов по нескольким признакам дает системное представление о задолженности предприятия-банкрота перед кредиторами. Она может быть положена в основу анализа состава и структуры требований кредиторов.

По смыслу Закона о несостоятельности (банкротстве) ходом этой процедуры управляют конкурсные кредиторы, принимая значимые решения. Это логично, ведь именно в их имущественных интересах происходит банкротство должника, с преследованием конечной цели в виде погашения долга.

Что входит в возможности и права конкурсных кредиторов при банкротстве, читайте ниже.

Кого закон относит к категории “конкурсные кредиторы”?

В банкротном деле есть три стороны:

  • должник, как владелец имущественных благ, подлежащих распределению;
  • кредиторы, как адресаты распределения имущества должника (в силу однородности интересов сюда же относится налоговая инспекция и внебюджетные фонды);
  • арбитражный управляющий, как координатор хода распределения имущества и связующее звено между кредиторами и должником.

Арбитражный суд не относится к участникам банкротства, а представляет собой власть, наделенную правом разрешать конфликты между сторонами.

Ключевые решения в банкротстве могут принимать только конкурсные кредиторы. Получить такой статус можно, успев предъявить имущественное требование посредством подачи заявления в арбитражный суд, в производстве которого находится банкротное дело, в тридцатидневный срок с даты публикации в издании “Коммерсант” сообщения о начале процедуры наблюдения в отношении должника.

Включать или нет заявленное требование в реестр, решает суд, проверив его обоснованность и доказанность. По завершении рассмотрения всех заявлений, арбитражный управляющий формирует реестр требований кредиторов - документ учета претензий к должнику, содержащий информацию о размере, очередности и основании каждой.

Таким образом, конкурсные кредиторы – это лица, чьи денежные требования подтверждены документально, утверждены судом и включены в реестр.

Права конкурсных кредиторов при банкротстве

Основное право конкурсного кредитора заключено в участии и голосовании на общем собрании – волеизъявляющем органе в банкротстве. Количество голосов каждого пропорционально размеру реестрового требования. Именно посредством голосования на собрании конкурсный кредитор влияет на ход банкротства, задает курс процесса, ориентируясь на свои интересы.

Базисный круг вопросов собрания следующий:

  • введение выбранной процедуры – финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства;
  • замена одной процедуры на другую;
  • выработка общего плана процедуры банкротства, составления графика выплаты задолженности;
  • выбор арбитражного управляющего и его отстранение за некомпетентность и неэффективность, а также установление вознаграждения, выбор СРО;
  • достижение мирового соглашения с банкротом;
  • назначение представителя для участия в судебных заседаниях по банкротству, защита прав кредиторов;
  • обжалование действий арбитражного управляющего;
  • формирование комитета кредиторов для контроля за распределением конкурсной массы и действиями арбитражного управляющего;
  • принятие решение о судебном оспаривании сделок банкрота, ущемляющих интересы кредиторов;
  • передача ведение реестра профессиональному реестродержателю.

Право участия в первом собрании кредиторов

Первое собрание проводится по окончании процедуры наблюдения. Реестровые заявители наделены правом участия в нем. Задача первого собрания – решение вопроса о переходе в конкурсное производство или в процедуру восстановления платежеспособности должника.

Как мы уже говорили, именно решением собрания определяется ход процедуры и выясняются интересы заявителей. А ключевое значение первого собрания состоит в возможности сразу, в самом начале процедуры, определить нужную стратегию банкротства и распределения имущества должника.

Назначение подходящего арбитражного управляющего тоже преимущество участия в первом собрании, поскольку выбор кандидатуры всецело зависит от решения этого органа.

Как правило, каждый участник банкротства стремится “пролоббировать” кандидатуру управляющего, отвечающую собственным интересам. Такое стремление вполне объяснимо, ведь именно этому субъекту фактически открыт доступ к имуществу должника.

Так, заявителю, реально претендующему на участие в банкротстве и достижение конечного результата, нужно обязательно участвовать в первом собрании. А поскольку голоса участника пропорциональны сумме его реестрового требования, то кредитор с наибольшим долгом играет главную роль в принятии итоговых решений.

Участие в первом собрании важно и для залогового кредитора. Забегая вперед, скажем, что возможности этих лиц по влиянию на процесс банкротства усечены в сравнении с остальными заявителями: голосовать в ходе конкурсного производства им нельзя. Поэтому посещение первого собрание является единственной возможностью проголосовать за желаемую кандидатуру арбитражного управляющего и выбранную стратегию.

Права залогового кредитора при банкротстве

Залоговыми кредиторами называют заявителей претензий, обязательства которых обеспечены залогом имущества нынешнего банкрота.

Такие субъекты голосуют ограниченно, в частности не имеют права решать вопросы относительно распределения конкурсной массы, поскольку предполагается, что исполнение их требования и так гарантированно, несмотря на мораторий на обращение взыскания на предмет залога с даты начала наблюдения. Залог, в отличие от прекращения действия остальных обязательств банкрота, не аннулируется.

Тем не менее, у залоговых заявителей есть ряд преимуществ.

Так, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления суд по заявлению залогодержателя может в его интересах обратить взыскание на залог, если это не снизит возможность восстановления платежеспособности потенциального банкрота или если предмет залога может стать непригодным в силу его физической природы либо обесцениться. В последующем заложенное имущество продается на торгах.

В конкурсном производстве , предмет залога реализуется большей частью в интересах залогодателя: семьдесят процентов вырученных денег передается ему, оставшиеся двадцать поступают в общую конкурсную массу. А по залоговым обязательствам кредитных договоров залогодержатель получает восемьдесят процентов.

Если суммы от реализации предмета залога не хватило, оставшаяся задолженность гаситься в рамках третьей очереди . В этой ситуации залогодержатель приобретает право голоса на собрании наравне с остальными участниками. Таким образом, залоговый кредитор имеет шанс получить максимальное удовлетворение собственного имущественного интереса.

При физической гибели залога, залогодержатель имеет право на включение своего требования даже в закрытый реестр (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя").