О понятии «публичные торги» и необходимости его использования в законодательстве. Новые правила проведения торгов в ходе банкротства

Организация и проведение торгов всегда связаны с оформлением большого объема документов. Если в компании нет специалиста, который занимается исключительно торгами, то эта задача ложится на юриста. Ошибки, допущенные на данном этапе, чреваты неблагоприятными последствиями для организаторов - торги могут признать недействительными.

Отдельные виды юридических лиц обязаны проводить закупки в специальном порядке. Подробнее об этом см. Как провести закупки по Закону № 223-ФЗ: конкурс и аукцион .

Закупки для государственных и муниципальных нужд также осуществляют с учетом особых требований. Об этом см. рекомендацию В чем особенности проведения закупок в рамках контрактной системы .

Когда частные компании могут и когда обязаны проводить торги

Можно выделить две причины, по которым частные компании могут проводить торги:

Хотя не исключены ситуации, когда желание компании может совпадать с установленной в законе обязанностью.

Дело в том, что часто компании сами заинтересованы в проведении торгов. Ведь это один из способов заключить договор (ст. 447 ГК РФ). Они позволяют компании привлечь максимальное количество потенциальных контрагентов и выбрать наиболее подходящего из них. Вдобавок не компания ищет себе контрагентов, а он и ищут ее. Это позволяет экономить временные и финансовые ресурсы, не привлекать посредников.

Когда компания вправе провести торги

Любая компания может провести торги в отношении принадлежащего ей имущества или имущественных прав (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Однако закон не запрещает проводить торги, целью которых является (п. 6 ст. 447 ГК РФ):

  • приобретение товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг;
  • приобретение имущественных прав.

При этом необязательно проводить торги самостоятельно. Это можно поручить иному лицу (в т. ч. специализированной организации) на основании договора.

На торгах можно заключить любой гражданско-правовой договор, если иное не вытекает из его существа (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Например, нельзя заключить издательский договор, договор дарения, договор о совместной деятельности, договор мены и др.

Также предметом торгов может быть не сам договор, а лишь право на его заключение. Например, аэропорт провел открытый аукцион на право заключения договора аренды коммерческой площади пассажирского павильона. Лот 15 выиграл индивидуальный предприниматель. С ним аэропорт заключил предварительный договор аренды (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2014 г. № Ф02-5553/2014 по делу № А19-14911/2013).

Когда компания обязана провести торги

Случаи, когда для продажи вещи (имущественных) прав необходимо проводить торги, устанавливают законы (п. 3 ст. 447 ГК РФ). К ним относятся, в частности:

  • продажа хранителем вещи, цена которой превышает 100 МРОТ (п. 2 ст. 899 ГК РФ);
  • реализация ломбардом невостребованной заложенной вещи, если сумма ее оценки превышает 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»);
  • реализация имущества должника на торгах в рамках исполнительного производства (гл. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • продажа предприятия должника в деле о банкротстве (ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
  • другие случаи, когда это прямо предусматривает закон.

В каких формах проводят торги

Торги (в т. ч. электронные) можно провести в форме (п. 4 ст. 447 ГК РФ):

  • аукциона;
  • конкурса;
  • в иной форме, которую предусматривает закон (например, запрос предложений, котировок и др.).

Как отдельную форму торгов можно выделить публичный конкурс (гл. 57 ГК РФ).

В свою очередь аукционы и конкурсы могут быть (п. 1 ст. 448 ГК РФ):

  • открытыми (когда в них могут участвовать любые лица);
  • закрытыми (когда в них могут участвовать только лица, приглашенные организатором торгов).

Форму проведения торгов определяет собственник реализуемого имущества или обладатель имущественного права (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

Исключения составляют случаи, когда закон прямо предписывает, в какой форме можно проводить торги. Тогда организатор не вправе ее изменить. В противном случае есть риск того, что признают недействительным контракт, который будет заключен по результатам проведения торгов.

Так, к примеру, договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, нужно заключать по итогам открытого конкурса. Такое требование установлено в пункте 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Внимание! Не каждая процедура по отбору контрагентов является торгами.

Торги необходимо отличать от публичного предложения делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Процедура отбора оферентов для последующего заключения с одним из них договора не является торгами, и положения статей 447-449 Гражданского кодекса РФ в таком случае не применяются.

Необходимо также иметь в виду следующее. В случае размещения приглашения делать оферты лицо, разместившее приглашение, вправе заключить договор с тем контрагентом, условия которого оно сочтет наилучшими (п. 1 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь при размещении публичной оферты оференту придется заключить контракт с каждым, кто ее акцептует (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

О сложностях квалификации наглядно свидетельствует следующий пример. Компания провела торги на право заключить договор на поставку, которые назвала «приглашение делать оферты». Причем в извещении указала, что процедура ни при каких обстоятельствах не может расцениваться как публичная оферта. Впоследствии она отказалась заключать договор с победителем. Причиной стало неодобрение договора как крупной сделки. Победитель обратился в суд с требованием обязать компанию заключить договор. Суд причислил проведенную процедуру к торгам в смысле статей 447-449 Гражданского кодекса РФ и в удовлетворении иска отказал (постановление ФАС Московского округа от 13 июля 2012 г. по делу № А40-108673/11-52-920, см. также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2015 г. № Ф06-25318/2015 по делу № А57-21027/2014).

С чего начать торги: извещение

Закон регулирует порядок проведения торгов лишь в общих чертах. На основе этих положений организатор разрабатывает документацию о торгах, которая и становится детальным разъяснением порядка их проведения как для участников, так и для самого организатора.

Требования к составу такой документации применительно к отдельным случаям предусматривают специальные законы (например, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Основным документом при проведении торгов является извещение.

Обязательные условия

Извещение должно соответствовать содержанию документации о торгах и включать в себя следующую информацию (п. 2, 3 ст. 448 ГК РФ):

  • время проведения торгов;
  • место проведения торгов;
  • форму торгов;
  • предмет торгов;
  • о существующих обременениях продаваемого имущества;
  • порядок проведения торгов (в т. ч. порядок оформления участников торгов, определения победителя торгов);
  • начальную цену;
  • условия договора, заключаемого по результатам торгов.

Также нужно учитывать, что обязательным условием торгов является внесение задатка. Организатор в извещении должен определить размер, порядок и сроки его внесения. Вместо задатка организатор может использовать независимую гарантию (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

После того, как организатор заключит договор с победителем торгов, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Остальным участникам торгов организатор обязан возвратить внесенные суммы.

Так же он должен поступить, если торги не состоялись.

Такие правила установлены в пункте 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Возможные условия

Организатор торгов вправе установить квалификационные требования к участникам.

Так, если для участия в торгах и исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результату аукциона, нужна действующая лицензия или иное специальное разрешение, то участники должны их иметь.

Публикация

Форму, в которой необходимо сделать извещение о проведении торгов, закон не утверждает. В свою очередь, ВАС РФ разъяснил, что надлежащей формой извещения о проведении торгов является опубликование необходимой информации в печати. При этом суд указал, что в случае оспаривания результатов торгов «вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, подлежит оценке судом в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов».

Извещение о проведении торгов организатор должен опубликовать не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Нет, закон не обязывает это делать. Организатор торгов вправе сделать это по собственному желанию.

Если организатор торгов нарушит пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, то торги могут признать недействительными по иску заинтересованного лица .

Как отказаться от проведения торгов

Закон позволяет организатору торгов отказаться от их проведения, соблюдая при этом определенные сроки.

Так, отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за три дня до даты его проведения, а от конкурса - не позднее чем за 30 дней.

Организатор вправе предусмотреть в извещении особые условия отказа от торгов. Также такие условия может устанавливать закон.

Внимание! Отказ от проведения торгов может стать основанием для имущественных претензий участников.

Если организатор торгов откажется от их проведения и при этом нарушит установленные сроки, то участники могут требовать от него возмещения реального ущерба, который они понесли из-за этого. Причем сделать это они могут независимо от того, в какой срок после направления извещения организатор отказался от торгов. Кроме того, он обязан вернуть участникам внесенные ими суммы задатка (п. 4 ст. 448 ГК РФ).

Иные последствия отказа закон не предусматривает. Это значит, что заинтересованное лицо не может, например, заявить требование о признании торгов действительными (недействительными), обязании организатора совершить какие-либо действия и др. (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2015 г. № Ф07-6716/2015 по делу № А26-3625/2014).

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Публичный конкурс

Публичный конкурс - это торги в виде конкурса, организованные для общественно-полезных целей. Эти цели отличают его от публичных торгов, которые проводят для того, чтобы исполнить решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства (ст. 449.1 ГК РФ).

Проведение конкурса регулируют положения главы 57 Гражданского кодекса РФ. Если проведение конкурса имеет иные цели, то правила о публичном конкурсе не подлежат применению (постановление ФАС Поволжского округа от 21 сентября 2009 г. по делу № А57-3584/2009).

Если по условиям публичного конкурса организатор обязуется заключить договор с победителем, то подлежат применению положения статей 447-449 Гражданского кодекса РФ. При этом правила главы 57 Гражданского кодекса РФ применяются только в части, не противоречащей указанным положениям (п. 5 ст. 1057 ГК РФ).

При проведении конкурса организатор публично (на сайте в Интернете, в газете и т. п.) сообщает о выплате вознаграждения или выдаче иной награды (любое, не ограниченное и не изъятое из оборота имущество, бонусы и др.) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (п. 1 ст. 1057 ГК РФ).

В сообщении о проведении публичного конкурса необходимо отразить следующую информацию (п. 4 ст. 1057 ГК РФ):

  • условия, предусматривающие существо задания;
  • критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;
  • место, срок и порядок представления результатов работы или иных достижений;
  • размер и форму награды;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Публичный конкурс может быть двух видов (п. 3 ст. 1057 ГК РФ):

  • открытый (когда предложение принять участие в конкурсе обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации);
  • закрытый (когда предложение принять участие в конкурсе направлено определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса).

Организатор публичного конкурса вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины срока, установленного для представления участниками своих работ. При этом извещение об изменении условий или отмене необходимо сделать тем же способом, каким был объявлен конкурс (п. 1 и 2 ст. 1058 ГК РФ). В противном случае организатор обязан выплатить вознаграждение всем участникам, которые выполнили указанные им работы (п. 4 ст. 1058 ГК РФ).

В случае изменения условий конкурса или его отмены расходы участника в связи с конкурсной работой распределяются следующим образом. Если участник выполнил конкурсную работу до того, как ему стало или должно было стать известно об отмене конкурса (изменении его условий), то организатор возмещает ему понесенные расходы. Если работа выполнена не в связи с конкурсом (например, до его объявления) или заведомо не соответствует его условиям, то организатор освобождается от возмещения расходов (п. 3 ст. 1058 ГК РФ).

Каковы последствия несоблюдения порядка проведения торгов

Если руководство решило провести торги, компании необходимо соблюдать правила их проведения (ст. 447-448 ГК РФ). В противном случае возникнет риск, что торги признают недействительными. Это возможно в следующих случаях (ст. 449 ГК РФ):

  • кого-либо необоснованно отстранили от участия в торгах;
  • на торгах неосновательно не приняли высшую предложенную цену;
  • продажу произвели ранее срока, указанного в извещении;
  • допустили иные существенные нарушения порядка проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи;
  • допустили иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их результатам договора. При этом соответствующие расходы, связанные с применением последствий недействительности, распределяются между нарушителями (п. 2, 3 ст. 449 ГК РФ). К ним, в частности, можно отнести затраты организатора торгов на хранение и транспортировку имущества, оплату услуг третьих лиц и др.

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее - Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов - участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения . При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве .

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

Сравнительно недавно был принят закон, положения которого регламентируют , находящегося в залоге. Порядок их организации определен в ФЗ №102, ст. 59. Рассмотрим далее, как осуществляется .

Общие сведения

Публичные торги организуются по месту расположения объектов. В ранее действовавших нормах предусматривалась обязанность публиковать в официальном издании сведения о том, что мероприятие состоялось, в течение 30 дн. с даты его завершения. В этом уведомлении указывались дата, место аукциона, а также цена материальных ценностей, которые были реализованы. В настоящее время указанный срок сокращен до 10 дн.

Специфика

Извещение о публичных торгах публикуется на официальном сайте ФССП. При этом информация должна поступить в территориальные подразделения службы. Если есть субъекты, которые готовы участвовать в аукционе, они должны внести задаток. Обычно его размер составляет 5% от стоимости материальных ценностей. Если будут признаны несостоявшимися, эти лица получат внесенные средства в полном объеме. Если по окончании мероприятия субъект отказывается оплачивать приобретенные предметы, задаток возвращен не будет.

Договор

Субъект, который выиграет аукцион, подписывает соглашение. Договор оформляется с организатором торгов. В документ вносятся все сведения о субъекте, купившем имущество, дата, место проведения мероприятия. Информация из договора будет выступать в качестве основания для внесения данных в ЕГРП.

Участники

На публичные торги по продаже недвижимого имущества может быть допущено ограниченное количество субъектов. На мероприятии, как правило, присутствуют преимущественно лица, обладающие правом пользования объектами. В их числе могут быть родственники, друзья, знакомые залогодателя. Участвовать в аукционе может и залогодержатель.

Оформление сделки

Лицо, предложившее самую высокую цену за объекты, считается выигравшим . После признания субъекта таковым составляется протокол аукциона. Лицо, выигравшее торги, подписывает его. После этого оформляется договор купли-продажи. В пятидневный срок ему необходимо внести оплату за материальные ценности в полном объеме. При этом выплаченный ранее залог включается в нее. Денежные средства перечисляются на счет организатора мероприятия.

Признание аукциона несостоявшимся

В нормах предусмотрено несколько требований, которые должны быть выполнены для признания правомерности мероприятия. Первое касается количества присутствующих. Если на мероприятие не пришло ни одного человека либо их меньше 2-х, торги будут признаны несостоявшимися. Неудавшимся аукцион также можно считать в том случае, если выигравший не внес всю сумму за приобретенные материальные ценности. После объявления торгов несостоявшимися залогодержатель может стать собственником объектов. Однако для этого необходимо заключить соответствующее соглашение. Оно подписывается с залогодателем по правилам, предусмотренным в ГК. В документе выражается согласие должника на передачу предметов в собственность кредитора. В случае, если данная сделка не состоялась по каким-то причинам, повторные публичные торги допускается организовывать не ранее чем через 1 мес. Общая стоимость объектов при этом должна быть снижена на 15%.

Нюанс

Участники спорного правоотношения могут заключить В соответствии с ним, кредитор может прекратить взыскание, если должник в полном объеме погасит свои обязательства. В этом случае может быть отменено. Если мировое соглашение заключено после объявления даты мероприятия, должнику придется погасить все убытки, которые были связаны с его организацией.

Изъятие материальных ценностей

В рамках одной из наиболее распространенных мер обеспечения реализации судебного решения выступает Он, выступая в качестве процессуального акта, исходящего от органа госвласти, обязателен не только для самого должника, но и для третьих лиц, чьи интересы им затрагиваются. Последние, в частности, могут быть лишены прав распоряжаться материальными ценностями, внесенными в опись. При этом ограничения могут налагаться вне зависимости от того, находятся ли объекты во владении должника или этих третьих лиц. Изъятие предметов для последующей их реализации осуществляется через пять дней после наложения ареста. При этом срок для этого устанавливает непосредственно судебный пристав. Сотрудник ФССП в процессе совершения исполнительных мероприятий при наличии соответствующих обстоятельств может одновременно с оформлением описи изъять все предметы или некоторые из них.

Специфика реализации объектов

Изъятие и продажа арестованного имущества, подверженного быстрой порче, осуществляется незамедлительно. Реализация предметов осуществляется специализированным госучреждением при Правительстве. Продажа арестованного имущества осуществляется по правилам, аналогичным тем, которые предусмотрены для заложенных предметов. Средства, вырученные от реализации, идут на погашение задолженностей перед кредиторами и государством.

Признание субъекта неплатежеспособным

Публичные торги по банкротству традиционно организуются на стадии и внешнего управления. Реализация материальных ценностей, принадлежащих должнику, максимально соответствует достижению цели признания неплатежеспособности субъекта. Внешний управляющий организует открытые публичные торги по банкротству при условии, что такое мероприятие не приведет к остановке работы должника. Он вправе реализовать все предприятие субъекта, направив вырученные средства на погашение обязательств перед кредиторами. В данном случае реализация ценностей ориентирована на восстановление платежеспособности фирмы. Несколько иная цель у конкурсного производства. После реализации имущества средства направляются на погашение задолженностей перед кредиторами, а затем субъект признается банкротом.

Нормативная база

ФЗ №296 внес множество поправок в Закон №127. В частности, они регламентировали порядок реализации ценностей должника на торгах несколько иначе, чем было принято ранее. Как и прежде, нормативный акт о несостоятельности отдает предпочтение аукциону, победитель в котором определяется только по цене. Конкурсные торги ранее организовывались только в случаях, которые прямо определялись ФЗ №127. В настоящее время их перечень остался неизменным. Однако в действующей редакции нормативного акта устанавливается, что торги организуются, если в отношении имущества приобретатель не должен соблюдать какие-либо условия, определенные по решению кредиторов.

Открытые и закрытые мероприятия

Которые допускает проводить законодательство, отличаются в первую очередь по составу участников. Так, к публичным (открытым) торгам могут привлекаться любые субъекты, а к закрытым - только специально приглашенные. В законодательстве между тем предпочтение отдается первой категории. Закрытыми или открытыми торги могут быть в зависимости от формы ценовых предложений. Во втором случае они подаются устно участниками мероприятия. Для этого используется пошаговая форма аукциона. При зарытых торгах предложения передаются в запечатанных конвертах организатору. Это может осуществляться в день, обозначенный для их подачи, или непосредственно на аукционе. При этом законодательство предусматривает и смешанные формы торгов. Например, они могут быть открытыми по составу субъектов, участвующих в них, и закрытыми по способу подачи предложений либо наоборот.

Собственник вещи или обладатель имущественного права,

Либо специализированная организация.

В ФЗ об исполнительном производстве предполагается, что продажа имущества должника осуществляется только специализированными организациями, а недвижимое имущество - специализированными организациями, имеющими такое право (статья 54, статья 62 ФЗ об исполнительном производстве). Продажа имущества на комиссионных и иных договорных началах в соответствии с нормами ФЗ об исполнительном производстве также осуществляется через специализированные организации. Публичные торги - торги, которые проводятся в порядке исполнения решения суда. Правила, предусмотренные статьей 448 и 449 Гражданского Кодекса РФ , применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени, т.е. со специализированной организацией заключает договор поручения, комиссии или агентский собственник заложенного имущества.

В ФЗ об ипотеке установлено, что в качестве организатора аукциона по продаже заложенного имущества выступает избранная для этого залогодержателем с согласия залогодателя специализированная организация, которая действует на основании договора с залогодержателем и выступает от его или от своего имени (статья 59 ФЗ об ипотеке), т.е. в соответствии с ФЗ об ипотеке договор заключает не собственник заложенного имущества (залогодатель), а залогодержатель. Публичные торги, проводятся по заявке судебного пристава-исполнителя. Специализированные организации проводят торги по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги (статья 62 ФЗ об исполнительном производстве). Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки судебного пристава-исполнителя (статья 63 ФЗ об исполнительном производстве).

В заявке судебного пристава-исполнителя должны быть указаны данные, которые позволяют точно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю (в соответствии со статьей 554 Гражданского Кодекса РФ), а также стартовую цену реализуемого имущества, определяемую в соответствии с требованием статьи 52 ФЗ об исполнительном производстве. В статье 62 ФЗ об исполнительном производстве определен обязательный перечень документов, прилагаемых судебным приставом-исполнителем к заявке.

К заявке прилагаются:

1) копия исполнительного документа;
2) копия акта ареста имущества, составленного судебным приставом-исполнителем;
3) документы, характеризующие объект недвижимости;
4) копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него, в случае продажи отдельно стоящего здания.

При продаже права долгосрочной аренды судебный пристав-исполнитель в дополнение к вышеуказанным документам прилагает (статья 62 ФЗ об исполнительном производстве):

1) копию договора аренды;
2) копию свидетельства о регистрации договора аренды;
3) копию документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, из которого следует возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя, если право аренды было получено арендатором в результате торгов.

При продаже права на объект незавершенного строительства судебный пристав-исполнитель в дополнение к указанным в статье 62 ФЗ об исполнительном производстве документам прилагает:

1) копию решения об отводе земельного участка;
2) копию разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство.

Кто же может выступать в качестве специализированной организации? В начале применения ФЗ об ипотеке специалистами было высказано мнение, что организовывать торги недвижимого имущества могут юридические лица, имеющие право совершать операции с недвижимостью, т.е. такое право имеют риелторские организации, получившие лицензию в соответствии с Положением о лицензировании риелтерской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 года № 1407. Однако постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 года № 302 настоящее постановление признано утратившим силу, а согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование риелторской деятельности прекращается со дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Правительством РФ был создан Федеральный долговой центр при Правительстве РФ, который действовал на основании Положения о Федеральном долговом центре (ФДЦ) при Правительстве РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 6 января 1998 года № 6, постановления Правительства РФ "О реализации конфискованного и арестованного имущества" от 23 апреля 1999 года № 459. ФДЦ был создан в целях упорядочения процесса реализации имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Причем ФДЦ имел исключительные права по исполнению данных задач. Реализация имущества осуществлялась либо ФДЦ, его территориальными органами, либо организациями, с которыми ФДЦ заключал договоры о проведении торгов. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года № 980 Федеральный долговой центр при Правительстве РФ ликвидирован, а его функции переданы Российскому фонду федерального имущества.

Российский фонд федерального имущества действует на основе Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ Российский фонд федерального имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 года № 925. Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ Российский фонд федерального имущества является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством России продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Иными словами, теперь можно сказать, что организацию публичных торгов должен осуществлять Российский фонд федерального имущества либо, по-видимому, организации, которым Российский фонд федерального имущества передал бы данные полномочия (заключив соответствующий договор).

Организация торгов по реализации заложенного имущества, которые проводятся по соглашению между залогодателем и залогодержателем, определяется самими сторонами договора залога, по-видимому, они сами и могут выбрать организацию, которая проведет торги, либо организовать торги самостоятельно (например, в качестве организатора может выступить залогодатель - собственник имущества).

Реализация заложенного имущества – мера, предпринимая в том случае, если у дебитора образовалась большая задолженность, которую он не планирует покрывать. Процедура позволяет получить средства, необходимые для выплат по кредиту. Это способ защиты прав кредитора, который несёт определённые риски при предоставлении средств заёмщику. Даже если они не будут возвращены, банковское учреждение получит деньги за счёт реализации собственности. Мера применяется не часто. Большинство должников делает выплаты ещё на этапе предупреждения.

Способы реализации залогового имущества

Реализация заложенного имущества может проводиться различными способами. Выбор конкретного из них зависит от суммы задолженности, пунктов соглашения, предмета залога.

Добровольная реализация

Реализация в добровольном порядке предполагает, что будет осуществляться ими самими. Это наиболее выгодный вариант для дебиторов, так как он представляет собой возможность реализации собственности по рыночной стоимости. Однако продажа в добровольном порядке производится только при наличии следующих условий:

  • Имеется разрешение от кредитора;
  • Стоимость залога не превышает 30 000 рублей.

Поиск покупателей может осуществляться, как с участием банковского учреждения, так и без него. Цель процедуры заключается в том, что покупатель оплачивает предмет залога, и дебитор получает необходимую сумму средств для погашения задолженности.

Все расчёты по сделке купли выполняются с применением аккредитива, открытого в банковском учреждении, владеющем залогом. Между кредитором и дебитором заключается договор, по которому должник демонстрирует свою готовность урегулировать конфликт путём продажи залога. Если сделка купли выполняется с участием посредников (к примеру, принято решение продать собственность через риэлторов), договор с ними заключается залогодателем.

Реализация в процессе исполнительного производства — продажа на публичных торгах

Продажа залога в процессе исполнительного производства – стандартная процедура. Перед этим мероприятием проводятся подготовительные действия, включая наложение ареста на собственность, вынесение судебного решения о реализации. Обязанности по проведению операции ложатся на судебных приставов. Это довольно длительная процедура. От даты подачи искового заявления в судебный орган до того, как организуются первые торги, обычно проходит 1-2 года.

Реализация выполняется через публичные торги. Организовываться они могут только специализированными компаниями, имеющими соответствующие поправки. Необходимо это для того, чтобы обеспечить профессиональное выполнение мероприятия.

Начальная стоимость собственности может определяться двумя способами:

  • По договорённости кредитора и дебитора;
  • По судебному решению, на основании официальной оценочной экспертизы.

Средства от реализации залога направляются на погашение задолженности, а также покрытие издержек по организации продажи. В частности, требуется заплатить гонорар организаторам в объёме 3 % от вырученной суммы. Если, после совершения всех выплат, остались средства, они направляются дебитору.

Реализация с баланса банка при наличии обременения

Первые торги могут быть объявлены несостоявшимися. В этом случае проводится повторное мероприятие. Если и оно признано несостоявшимся, собственность предлагается кредитору по стоимости ниже на 25 % относительно начальной цены на первоначальных торгах. Заключается договор, на основании которого имущество переписывается на банковское учреждение в счёт погашения обязательств. Кредитор может отказаться от такой возможности. В этом случае объект освобождается от обременения, и передаётся дебитору.

Если кредитор принимает предложение, ему требуется оформить права собственности на имущество. На эту процедуру потребуется около 6 месяцев. После получения всех прав, банковское учреждение имеет право проводить сделки с собственностью, в том числе, сделки купли.

Однако данные операции могут быть значительно осложнены, если реализуемые объекты имеют обременение. К примеру, в квартире, которая передана банку, могут проживать люди. В этом случае имеется несколько выходов:

  • Предоставление значительной скидки на объект (как правило, её размер варьируется от 40 до 60%);
  • Можно заключить договор с коллекторскими агентствами, административными учреждениями, которые скупают жильё с обременением;
  • Можно оформить сделку купли с лицами, у которых не хватает средств на приобретение недвижимого имущества без подобных проблем;
  • Ещё один вариант – продажа недвижимого объекта родственникам лиц, проживающих в квартире.

Гонорар организаторов торгов составляет 3 % от вырученной суммы.

В любом случае, рассматриваемая процедура занимает довольно много времени. По этой причине не все кредиторы готовы принять подобный проблемный залог.

Порядок проведения процедуры

Порядок реализации залогового имущества определяется исходя из того, как именно производится процедура – через судебный орган или в несудебном порядке. Каждое из мероприятий имеет свои особенности.

Реализация в судебном порядке: этапы, оформление договора купли и продажи

Отвечает за осуществление процедуры судебный пристав. Реализация производится через публичные торги. Для проведения процедуры потребуется, в обязательном порядке, судебное решение. Публичные торги выполняются ФСС по месту нахождения залогового объекта. Рассмотрим порядок мероприятия:

  1. Должнику направляется претензия от банковского учреждения. В ней прописывается объём задолженности, сроки для её погашения, а также пункт, который уведомит дебитора о намерении кредитора обратиться в суд;
  2. Если должник не исполняет своих обязательств, кредитором направляется иск в судебный орган;
  3. Если дело получает положительное решение, ответственность за мероприятие возлагается на судебных приставов. Они должны направить заявку на проведение реализации специализированным организациям;
  4. За 10 дней до даты, на которую назначены публичные торги, об их проведении уведомляется должник;
  5. Не ранее месяца, но не позднее 10 дней до начала необходимо разместить в СМИ сообщение о том, что планируются публичные мероприятия по реализации залоговой собственности, в которых можно принять участие любому желающему. В сообщении требуется указать время и дату проведения процедур, а также характеристики залогового имущества, заявленную начальную цену;
  6. Люди, желающие приобрести объекты, должны внести задаток в установленном размере. Он не должен быть больше 5 % от начальной стоимости;
  7. Победителем назначается лицо, которое предложило наибольшую стоимость. С ним заключается договор о результатах мероприятия. Если лицо отказывается его подписывать, оно не получает никаких прав на приобретённую собственность;
  8. Победитель обязан внести полную оплату за приобретённое имущество. Внесённый задаток также идёт в ход оплаты. Для этого предоставляются определённые сроки – пять суток с момента окончания мероприятия по реализации;
  9. Заключается договор купли, а также протокол о результатах. На основании этих документов происходит внесение соответствующих изменений в Единый реестр прав, направленный на регистрацию недвижимого имущества.

Публичные торги могут быть признаны несостоявшимися.

Признание мероприятия несостоявшимся

Публичные торги могут быть признаны несостоявшимися. Происходит это в следующих случаях:

  • На мероприятие явилось менее двух человек;
  • Не была осуществлена надбавка к заявленной начальной стоимости;
  • Победитель не внёс полную сумму оплаты в положенный срок;
  • Победитель отказался подписывать протокол о результатах процедуры.

Если мероприятие признано несостоявшимся, кредитору предлагается залоговое имущество по начальной стоимости. Банковскому учреждению можно отказаться от подобного предложения. В этом случае проводится повторная процедура по реализации.

Можно ли продать имущество во внесудебном порядке?

Продажа залоговой собственности осуществляется только в ряде случаев. Её можно провести при наличии следующих условий:

  • Данная возможность прописана в сделке между сторонами;
  • Если имеется залог в виде недвижимого имущества, не являющегося единственным жильём дебитора.

Если дело происходит без обращения в суд, двумя сторонами могут быть определены сроки для её осуществления. Они должны быть вписаны в соответствующий договор.

При решении вопроса во внесудебном порядке организуется аукцион. Если сроки не установлены, аукцион по реализации осуществляется в разумный временной период. Проводится он по месту нахождения залогового объекта и является открытым.

Принять участие в мероприятии могут как физические, так и юридические лица. Главные условия – своевременная подача заявки на участие, а также предоставление документов согласно перечню, прописанному в извещении об организации мероприятия. От участников также потребуется внести задаток в срок, указанный организаторами.

Аукцион – мероприятие, в котором можно участвовать иностранным лицам. Однако, при этом, должны соблюдаться требования законодательства РФ.

  • Информационный портал власти субъекта РФ;
  • Периодическое издание.

Размещать сообщение можно в газетах, на телевидении. Все стороны дела заинтересованы в том, чтобы на аукцион явилось наибольшее количество покупателей. Это позволит выручить наибольшую сумму за залоговые объекты.

Аукцион проводится по своим правилам. Для заявления своей стоимости на объект участнику необходимо поднять карточку. Аукцион предполагает особые условия определения выигравшего лица. Им становится участник, последний поднявший карточку и предложивший наибольшую цену. После этого аукцион признаётся состоявшимся. Стоимость, предложенная победителем, вносится в соответствующий протокол.

Между организатором и победителем подписывается договор купли, по которому происходит передача движимого или недвижимого имущества. Если лицо отказывается подписать договор, сделку купли можно считать несостоявшейся.

Признание процедуры несостоявшейся

Аукцион также может быть признан несостоявшимся. Происходит это в следующих случаях:

  • После того, как трижды была объявлена начальная стоимость, никто не поднял свои карточки участников;
  • На аукцион явилось менее двух покупателей;
  • Во время мероприятия были допущены нарушения.

Аукцион проводится по отличным от торгов правилам.

Полезная информация о решении ВС о прекращении залога путём продажи заложенного имущества в этом видео:

Мероприятия по реализации залоговой собственности являются довольно востребованными. С их помощью можно приобрести тот тип недвижимого имущества, на который ранее не хватало средств. Для покупки недвижимого объекта или других вещей можно заполнить заявку на участие, предложить наибольшую цену. Если человек становится победителем, заключается договор. Он является основанием для передачи прав на объект новому владельцу.