Образец пожарной декларации года. Декларация пожарной безопасности - образец заполнения. Преимущества пожарной декларации

В соответствии с Федеральным Законом №123 от 22.07.2008, декларация пожарной безопасности должна оформляться на все объекты капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе. Это могут быть детские сады, школы, спортивные комплексы, жилые дома, склады и т. д. Также такой документ составляется и в отношении проектируемых и реконструируемых зданий. В этом случае оформлением занимается застройщик или проектная организация.

Таким образом, заполнение и предоставление декларации – это форма проведения оценки на соответствие объектов капитального строительства регламентным требованиям закона «О пожарной безопасности».

Документ оформляется согласно унифицированным формам, которые содержатся в Приложениях к Приказу №91 МЧС РФ. Для каждого объекта капитального строительства предусмотрен свой образец заполнения, в зависимости от того, к какому классу пожароопасности отнесено здание.

Данная декларация – это многостраничный документ, который должен обязательно содержать:

  • титульный лист;
  • данные об организации, которая предоставляет декларацию;
  • оглавление с указанием страниц разделов и подразделов;
  • 1 раздел: «Оценка пожарных рисков»;
  • 2 раздел: «Оценка возможного ущерба от пожара третьим лицам»;
  • 3 раздел: «Обеспечение требований пожарной безопасности».

Порядок составления

Составление и предварительная разработка декларации – это сложный процесс, к которому могут привлекаться и сторонние организации, специализирующиеся на оформлении подобных документов. Поэтому, если в разработке участвовало несколько предприятий, то информация должна предоставляться о каждом из них.

  • На титульном листе указывается территориальный отдел ГПН МЧС РФ, присвоенный документу номер и дата регистрации. Далее прописываются реквизиты и контактные данные компании, сфера деятельности предприятия, правовое основание для декларирования.
  • В разделе «Оценка пожарных рисков» предоставляются данные о допустимых значениях уровня пожароопасности для данного объекта капитального строительства. Эта часть документа не составляется, если строение было возведено с учётом всех требований проектной декларации. Обязательное заполнение этого раздела предусмотрено для производственных зданий, а также строений, где есть несоответствие стандартным нормам безопасности. Аудит пожарной безопасности может проводиться специализированными организациями, а заключение с расчётами прилагается вместе с декларацией.
  • Второй раздел заполняется, если на территории декларируемого объекта есть имущество третьих лиц или организаций, которое может пострадать от возможного пожара. Здесь указывается предполагаемая сумма ущерба и перечень страховых документов, если таковые имеются. Этот пункт не заполняется, если все требования безопасности соблюдаются.
  • Третий раздел самый объёмный. В нём содержится список всех законов и нормативных актов, требования которых полностью соблюдаются на данном объекте капитального строительства.

В каких случаях она оформляется

Декларация обязательно должна оформляться в отношении зданий и помещений, которые подлежат государственному контролю соблюдения норм безопасности. Документ подаётся собственниками строения или же его арендаторами.

Непредставление этой формы в надзорные органы рассматривается как административное правонарушение. Для физических и юридических лиц это влечёт выплату штрафа. А в отношении предприятий или предпринимателей судом может быть принято решение о приостановлении их хозяйственной деятельности.

Декларированию подлежат любые объекты капитального строительства, кроме:

  • объектов индивидуальной застройки;
  • нежилых зданий до 2-х этажей и площадью менее 1500 кв. м.;
  • многоквартирных домов высотой менее 3-х этажей.

Обязаны иметь декларацию : учреждения для детей дошкольного возраста, интернаты и дома престарелых, больницы, гостиницы, театры, дома отдыха, складские и производственные помещения, торговые и административные здания.

Во время разработки этого документа необходимо изучить все нормативные требования к данному типу зданий и проверить степень их соблюдения. Это требует определённых навыков и знания соответствующей законодательной базы. Поэтому в некоторых случаях составление документа поручают специальным организациям. Обращение к экспертам актуально, когда необходимо просчитать точную страховую сумму возмещения ущерба в случае возникновения пожара.

Процедура подачи и срок её действия

После составления декларация обязательно подписывается первым руководителем и в двух экземплярах предоставляется в орган Госпожарнадзора МЧС РФ. Затем она в течение пяти дней рассматривается на предмет соответствия утверждённым формам. После чего принимается решение о соответствии всем требованиям с последующим присвоением регистрационного номера, или же форма возвращается составителю с указанием причины возврата.

Зарегистрированный экземпляр отсылается составителю на протяжении трёх дней после утверждения надзорным органом МЧС.

Все объекты кап. строительства, подлежащие декларированию, которые были построены и сданы после принятия закона №123 от 22.07.2008, должны предоставить соответствующую форму в течение первого года эксплуатации.

Этот документ является бессрочным, за исключением случаев, когда производится смена собственника здания, капитальный ремонт строений или их перепланировка, меняется их функциональное назначение. Тогда в форму вносятся изменения, добавляются приложения, или же разрабатывается новый документ. Если на здание или помещение имеется декларация, то государственная инспекция проводится не реже одного раза в год.

О том, как грамотно представить документ, вы можете узнать из следующего видео:

Декларация пожарной безопасности является формой оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и составляется в отношении:

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

  • отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.4. Больниц.

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2. может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Пожарная декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган МЧС России), непосредственно либо по почте.

11. Орган МЧС России ведет перечень деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносит в него необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

13. При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.
Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода населенного пункта и кода субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.

Вторая часть номера декларации является порядковым номером.

Третья часть номера декларации является номером контрольно-наблюдательного дела, в котором она хранится.

Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

XX XXX XXX - XXXXX - XXXX ────┬───── ──┬── ──┬── │ │ │ │ │ └───── номер контрольно-наблюдательного дела │ │ │ └───────────── порядковый номер │ └──────────────────────── код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации

16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:

  • представления декларантом недостоверной информации;
  • изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
  • изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.

17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:

  • регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
  • полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;
  • функциональное назначение объекта защиты;
  • фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
  • полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;
  • наличие дополнений к декларации;
  • информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).

18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности , по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.

  1. Общие сведения о декларации пожарной безопасности
  2. Задачи декларации пожарной безопасности
  3. Структура декларации пожарной безопасности
  4. Как заполняется декларация пожарной безопасности?
  5. Объекты, подлежащие обязательному декларированию
  6. Периодичность обновления и замены ДПБ
  7. Регистрация декларации пожарной безопасности

Несмотря на то, что эта форма отчетности была введена еще в 2008 году, за прошедшее десятилетие она не стала привычной, и вопросы, связанные с составлением декларации, не теряют своей актуальности. Декларацию пожарной безопасности требуется составлять для разных объектов: школы, объекты капитального строительства, детские сады и т.д. Допускается формирование декларации как к зданию, так и к отдельным помещениям. Данный документ должен существовать в двух идентичных экземплярах. Один экземпляр находится в органах пожарной инспекции, а второй остается у декларанта.

Общие сведения о декларации пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности разрабатывается владельцем постройки, либо застройщиком. Для объектов, находящихся на стадии проектирования задача по составлению ДПБ ложится на лицо, отвечающее за подготовку документации. В случае внесения корректировок в меры противопожарной безопасности или изменении правил пожарной безопасности, это должно быть отражено в документе.

Декларация заносится в общий реестр деклараций и имеет свой уникальный регистрационный номер. за полноту и достоверность информации, предоставленной в ДПБ несет декларант.

Декларация разрабатывается в соответствии с требованиями, заложенными в действующем законодательстве Российской Федерации (положения 6 статьи 64-го Федерального Закона № 123-Ф3 от 22.06.2008) . Ход и порядок регистрации в специальных органах, а также обязательная для заполнения форма создана и утверждена (приказ МЧС № 91 от 24.02.2009) Министерством чрезвычайных ситуаций РФ.

Задачи декларации ПБ

Основные задачи декларации ПБ сводятся к раскрытию следующих ключевых вопросов, касательно объекта декларирования:

  • наличие и разновидность пожарной сигнализации;
  • работоспособность системы, отвечающей за противопожарную безопасность;
  • наличие путей эвакуации и соответствие их требованиям, заложенным в нормативные документы ПБ;
  • информированность и ответственность персонала в задачах, связанных с пожарной безопасностью.

Структура декларации пожарной безопасности

Титульный лист документа содержит информацию о декларируемом объекте. По структуре в декларации можно выделить три раздела:

1. Первый раздел дает оценку пожарному риску. Помимо этого, в нем описываются мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности. Оценка степени риска должна проводится специальной лицензированной организацией, так как методики расчетов этого показателя достаточно сложны.

К примеру, для офисных помещений в этом разделе оценивается риск возникновения пожара, возможность эвакуации, риск для человека, находящегося дальше всего от выхода и т.д. Цена, которую необходимо заплатить за оценку пожарных рисков зависит от сложности и масштабов объекта.

Этот раздел обязателен к заполнению не для всех организаций. Если объект был сдан в эксплуатацию до того, как начал действовать Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ, то первый раздел заполнять не нужно. Также это допускается если соблюдены положения всей нормативной документации по пожарной безопасности.

2. Второй раздел содержит оценки вероятных потерь от пожара имуществу, находящемуся в собственности третьих лиц. Оценка производится собственником здания. Если на объекте нет арендаторов, например, в детском саду, а расстояния между рядом стоящими строениями соответствуют нормативам, то оценку можно дать «нулевую». Если объект застрахован, то в ДПБ нужно указать развернутые реквизиты подтверждающих документов.

3. В третьем разделе декларации приводится перечень федеральных законов и нормативной документации. Эти документы служат ориентиром при выработке мер, обеспечивающих пожарную безопасность на объекте.

Как заполняется декларация пожарной безопасности?


Актуальный на сегодняшний день бланк декларации ПБ утвержден в 2009 г приказом № 91 МЧС. С тех пор он ни претерпел никаких изменений. Приказ также регламентирует порядок регистрации документа в МЧС и срок действия.
Содержание декларации ПБ должно соответствовать требованиям, выдвинутым в ст. 64 ФЗ-123.
В документе должна присутствовать следующая информация:

    • контактная информация лица, осуществляющего декларирование;
    • сведения о разработчике;
    • номер налогоплательщика;
    • фактический адрес объекта, подлежащего декларированию;
    • реквизиты страховых документов;
    • назначение объекта, подлежащего декларированию. Например, это может быть здание гостиницы или какое-то дошкольное учебное заведение;
    • нормативная документация, которая послужила основой для организации пожарной безопасности на объекте;
    • оценка потерь, с которыми могут столкнуться третьи лица при пожаре на объекте;
    • информация о лице, владеющем объектом кап. строительства;
    • название объекта. В тексте документа должно присутствовать, как полное название, так и его сокращение.

    Согласно 91 приказу МЧС при составлении декларации должны быть учтены следующие моменты:

    1. 91 приказ точно определяет, кто обязан предоставить декларацию в надлежащие органы. Составление документа и его дальнейшая отправка на регистрацию входит в задачу владельца или управляющего здания, постройки, сооружения либо другое лицо уполномоченное выполнять данные задачи. Лицо составившее декларацию берет на себя ответственность за достаточность, правильность и правдивость данных, указанных в документе;

    2. возможно составление документа на весь объект целиком, либо на каждое здание и сооружение отдельно;

    3. при разработке документации по объектам кап. строительства, находящихся на стадии проектирования, необходимо регистрацию произвести до момента запуска объекта в эксплуатацию. Процедура декларирования в этом случае ложится на проектировщика. Также допускается привлечение к этой задаче сотрудников застройщика;

    4. в качестве приложения к декларации должен прилагаться расчет пожарных рисков и заверенная копия страхового договора, либо полиса. Документы прилагаются при наличии.

    5. заполненный бланк можно отправить любым удобным способом в МЧС. Отправку можно произвести по почте. При этом распечатываются два экземпляра декларации, в последующем один из них вернется декларанту.

    Можно передать документ куратору в ходе личной встречи, предварительно записав его на электронный носитель. Также переслать декларацию можно через специализированные информационные ресурсы территориальных единиц МЧС, через «Единый портал» или на адрес электронной почты;

    При изменениях, затрагивающих режим противопожарной безопасности на объекте, необходимо фиксировать соответствующие правки в документе декларации. Документ при этом не теряет своей силы, правки являются дополнением к нему. Регистрация дополнения осуществляется в том же режиме, что и первичный документ. Декларация подлежит полной замене, если изменения существенные. Чтобы определить нужно ли переделать декларацию или только внести дополнения, рекомендуется обратиться с консультацией к куратору в МЧС.

    Объекты, подлежащие обязательному декларированию


    В перечень объектов, обязанных иметь декларацию ПБ и предоставлять ее по требованию ответственных органов входят:

    • объекты капитального строительства. Исключения из этого пункта оговорены в приказе МЧС России №91 от 24.02.2009;
    • доу;
    • интернаты;
    • учреждения для дошкольного образования;
    • больничные комплексы.

    Разработка документа производится с учетом всех зданий и технических конструкций, которым необходимо обеспечить достаточный уровень пожарной безопасности. В идеале, его необходимо сдать в максимально короткие сроки – на этапе проектирования объекта или строительства. Главное сделать это до начала процедуры запуска объекта в эксплуатацию.

    Периодичность обновления и замены ДПБ

    Декларация действует неограниченный период. Необходимость ее обновления или полной замены возникает только в том случае, если сведения, отражающиеся в ней, перестают отражать фактическую ситуацию на объекте. К примеру, обновление декларации может понадобится при:

    Смене назначения объекта;
    глобальной реконструкции;
    проведении капитальных ремонтных работ, существенно затрагивающих пожарную безопасность;
    смене собственника задекларированного объекта.

    Регистрация декларации ПБ

    Сотрудники МЧС, после получения декларации, имеют пять рабочих дней на проведении процедуры проверки и обработки документа. Проверку проходит только правильность заполнения документа.

    Достоверность информации, указанной в декларации будет подтверждаться в процессе проверок на объекте.

    После прохождение проверки, за декларациями, заполненными по всем правилам закрепляется уникальный номер. Следующим этапом, после получения регистрационного номера, документ заносится в реестр МЧС. В последующие 3 дня декларанту отправляется его экземпляр документа. Отправка осуществляется способом, удовлетворяющим обе стороны.
    В случае выявления нарушений при разработке декларации, она отправляется декларанту обратно. Вместе с ней прилагаются причины отказа, изложенные в письменном виде. Устранив несоответствия можно снова подавать документ на регистрацию.

Порядок представления регулируется:
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон);
- Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и Порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
- Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272) (далее - Правила расчетов).
Блок схема предоставления декларации пожарной безопасности в МЧС

Кто имеет право составлять пожарную декларацию ?
Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию . При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется (Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности").
Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.

Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении каких объектов
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности (ч.1 ст.49 ГрК РФ) предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
При этом в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения - виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится;
2) зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К ним относятся:
- здания дошкольных образовательных организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.3 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок));
- больницы (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.4 Порядка);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию (п. 5 Порядка).

Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и п. 1.1 Порядка. Некоторые из них (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ) относятся к зданиям указанных выше классов Ф1.3 и Ф1.4. Однако в отдельных случаях, если при строительстве (реконструкции) используются бюджетные средства, экспертиза обязательна. Это правило предусмотрено для следующих объектов (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ):
- жилые дома блокированной застройки;
- многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из блок-секций (от одной до четырех), каждая из которых включает несколько квартир, помещения общего пользования и имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Соответственно, при строительстве или реконструкции указанных объектов с привлечением бюджетных средств необходимо составить .
В ч. 2 ст. 49 ГрК РФ также названы:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м, предназначенные для осуществления производственной деятельности и не требующие установления санитарно-защитных зон (либо если такие зоны для них установлены или должны быть установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены эти объекты) (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) (п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или другой проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Такой технический проект (проектная документация) должен быть подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством РФ о недрах (п. 6 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В отношении объекта, имеющего не более двух этажей и общую площадь не более 1500 кв. м (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), владелец может добровольно составить декларацию пожарной безопасности (ч. 2 ст. 64 Закона).

Кто обязан представлять декларацию пожарной безопасности ?
Декларация пожарной безопасности должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды) (ч. 5 ст. 6 Закона).
Арендатор помещения также обязан подавать декларацию о пожарной безопасности, если согласно договору аренды, он несет ответственность за противопожарное состояние помещения и арендуемое помещение является отдельно стоящим зданием высотой более двух этажей и общей площадью более чем 1500 квадратных метров или отдельным пожарным отсеком в составе такого здания, к которому установлены требования пожарной безопасности. В иных случаях декларация пожарной безопасности подается в добровольном порядке.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - № 123-ФЗ) декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий и сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Согласно ч. 5 ст. 6 № 123-ФЗ, п. 3 Порядка декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав части здания к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Также арендодателями могут быть лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Таким образом, декларацию пожарной безопасности должны разрабатывать и составлять собственники объекта (или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании), в котором расположено арендуемое помещение. Подавать декларацию можно как для здания в целом так и для его части.
В договоре аренды можно указать, что ответственность за противопожарное состояние арендуемого помещения лежит на арендаторе: в этом случае декларацию должен подавать арендатор.

Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. Исходя, в частности, из судебной практики непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями может повлечь за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 2000 до 3000 руб.;
- для должностных лиц (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 6000 до 15 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Если декларация пожарной безопасности не представлена (либо представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 2000 до 4000 руб.;
- для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб.;
- для юридических лиц - от 200 000 до 400 000 руб.

Как правильно составлять декларацию пожарной безопасности в 2018 году
Декларация пожарной безопасности должна быть составлена согласно установленной форме, при ее составлении в бумажном виде необходимо заполнить два экземпляра (п. 10 Порядка). Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (Приложение N 1 к Приказу).
В декларации отражаются следующие сведения:
- данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит.
В отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указываются его организационно-правовая форма и наименование - полное, сокращенное (при наличии) и фирменное. Если объект защиты принадлежит физическому лицу, в декларации приводятся его фамилия, имя и отчество. Необходимо также указать функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта). Кроме того, рекомендуем привести класс функциональной пожарной опасности объекта защиты;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
Если объект защиты принадлежит физическому лицу, данную строку декларации можно не заполнять;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- место нахождения объекта защиты.
Указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта);
- контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты.
Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты.
Далее в декларации последовательно заполняются три раздела:

Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.
В форме декларации указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Такой расчет не требуется, если выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 3 ст. 6 Закона).
Также расчет пожарного риска не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона (ч. 3 ст. 6 Закона).
В разделе указываются:
- расчетные значения уровня пожарного риска;
- допустимые значения уровня пожарного риска;
- комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272. Расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом (п. 2 Правил расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются на основании (п. 3 Правил расчетов):



г) оценки последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5 Правил расчетов). На данный момент утверждены:
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (утв. Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382);
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета (п. 7 Правил расчетов), который, как указано в форме декларации, должен прилагаться к ней.

Какой порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска при составлении декларации пожарной безопасности ?
Из ч. 7 ст. 6 Федерального закона следует, что порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 утверждены Правила, устанавливающие порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом, при составлении декларации пожарной безопасности.
Согласно п. 2 Правил расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом.
На основании ст. 79 Федерального закона индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Согласно п. 3 Правил определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382.
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах утверждена Приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

Раздел II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.
Данный раздел, согласно форме декларации, может быть заполнен одним из двух способов:
- исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно (абз. 9 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности");
- путем приведения реквизитов документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к декларации при его наличии).
К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.

Раздел III. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.
В данном разделе, как указано в форме декларации, должен приводиться перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов для конкретного объекта защиты (ч. 4 ст. 64 Закона).
Перечислим эти Законы и документы:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия»;
- Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные пункты, которые выполняются декларантом на своем объекте . Для этого необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения.
их называют образцами пожарной декларации и предлогают скачать примеры..
декларации пожарной безопасности на детский сад

автошколу
декларации пожарной безопасности на автомастерскую
декларации пожарной безопасности на торговый ценктр
декларации пожарной безопасности на больницу
декларации пожарной безопасности на доу
декларации пожарной безопасности на школу
декларации пожарной безопасности на магазин
декларации пожарной безопасности на поликлинику
декларации пожарной безопасности на производство
Однако все они заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы, в декларации должен быть только перечень пунктов и как можно меньше текста.
В декларации указываются должность, фамилия и инициалы разработавшего ее лица (которое должно заверить декларацию своей подписью), проставляется дата заполнения. Декларант - юридическое или физическое лицо также проставляет на ней оттиск печати.

Основание для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности
Основанием для отказа в регистрации декларации может послужить только ее несоответствие установленной форме. В таком случае должностные лица органа МЧС возвращают декларацию ее составителю с письменным указанием причин отказа (п. 13 Порядка, абз. 10 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности").
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС только при дальнейшем проведении мероприятий по контролю (абз. 2 п. 12 Порядка).

В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?
Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.
Декларация уточняется путем внесения изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации (п. 8 Порядка). Уточненная декларация должна быть представлена в течение одного года со дня изменения сведений (ч. 3 ст. 64 Закона).
Первый вариант - если требования пожарной безопасности или сведения в декларации изменились, компания должна будет подать в территориальный орган МЧС заявление о внесении изменений в реестр. Оно будет составляться в произвольной форме. К заявлению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих наличие изменений.
Второй вариант - разработать новую пожарную декларацию с учетом всех поправок.
Сейчас * в случае изменений декларация уточняется или разрабатывается вновь. При этом уточнение ** происходит путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации.
*7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
**8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

РЕКЛАМА В БЛОГЕ
Разработка декларации пожарной безопасности и регистрация в МЧС, сроки и гарантии на сайте https://dekpb.ru

Документ, основным назначением которого является соблюдение установленных российским законодательством норм безопасности, направленных на предотвращение или ликвидацию пожара, получил название декларация пожарной безопасности.

В рамках закона ее составление происходит на все промышленные цеха или на одно из сооружений.

Декларацию безопасности получает для дальнейшей эксплуатации сооружений лицо, имеющее право собственности на объект в рамках:

  • Постоянного наследования;
  • Использования в хозяйственных целях;
  • Оперативного оформления.

При создании бизнеса нужно выбрать что регистрировать: ООО или ИП? О том, читайте по ссылке.

Документ заполняется и направляется в МЧС по месту нахождения объекта, чтобы в будущем предприятие не подверглось штрафным санкциям или его деятельность не была прекращена.

Что является объектом декларирования на предприятии?

Разработка документа ведется на основании существующего законодательства, а именно ФЗ № 123 и Приказа МЧС № 91.

К объектам декларирования, кроме указанных выше, относятся:

  • Жилые многоквартирные здания с планировкой менее трех отделов, в которых не предусмотрено более четырех помещений для проживания;
  • Частные дома;
  • Здания, площадь которых составляет полторы тысячи квадратов, с основным направлением использования – производственная деятельность, с необходимостью определения для них санитарной зоны;
  • Отдельно стоящие здания, не используемые в качестве жилых и для производственной деятельности;
  • Больницы.

Риск возникновения пожара и его оценка

На момент заполнения декларации ведется параллельно расчет рисков возникновения пожара. После его окончания в документ вносится информация относительно требований к безопасности, с учетом установленного уровня возможных рисков. Уровень риска нужно знать при составлении документа.

На время проверки расчеты позволяют качественно обосновывать нарушения требований безопасности инспектору, что играет не мало важную роль для собственника.

Какая информация содержится в документе?

Первая страница – титульный лист, с указанием данных о предприятии. В теле находится три раздела.

В первом проводится оценка рисков возникновения пожара. В рамках раздела указывают мероприятия по организации должного уровня безопасности, значение, которое имеют пожарные риски.

Высчет ведется с учетом следующих показателей:

  • Вероятность возникновения возгорания;
  • Вероятность безопасного и быстрого вывода людей из помещения;
  • Уровень влияния на человека поражающих факторов;
  • Оценка мероприятий, организуемых для минимизации пожаров и их интенсивности.

Первый раздел заполняется в обязательном порядке, но рассчитывать возможные риски нужно не в каждом отдельном случае.

Исключением являются следующие случаи:

  • Если сооружение начало использоваться до того, как был принят ФЗ № 123;
  • В рамках сооружения безопасность осуществляется на основании других нормативов, к примеру, ФЗ № 184.

Во втором разделе проводится анализ ущерба, который может быть причинен третьим лицам .

Желательно обратиться в страховую компанию, чтобы застраховать риски в будущем, в этом случае во втором разделе указываются данные и реквизиты по страховой организации.

Важно правильно определить опасность при пожаре, она разделяется на классы.

Сооружения, используемые для постоянного проживания, будут иметь маркер Ф1, здания для культурных мероприятий Ф2, там, где происходит обслуживание людей Ф3, помещения отведенные для науки Ф4 и склады Ф5.

Каждый из классов имеет внутреннюю классификацию по подкатегориям.

Как оформляется декларация пожарной безопасности: требования и образец

В процессе оформления документа необходимо строго соблюдать ряд требований:

  • Документ подписывает собственник объекта или тот, у кого имеется право на пожизненное наследование, управление.
  • Обязательно декларация составляется в двух экземплярах.
  • Если в теле документа будет указана ложная информация, собственник имущества, подвергаемого декларированию, будет незамедлительно привлечен к административной ответственности, в редких случаях она переходит в уголовную, при несоблюдении требований безопасности.
  • На только проектируемый объект документ подписывается лицом, подготавливающим проектные документы или застройщиком. Документ предоставляется в МЧС до ввода в эксплуатацию .

Смена собственника также является поводом для переоформления декларации пожарной безопасности.

Ответственность за отсутствие декларации

Если ввести в эксплуатацию здание или сооружение без предоставления в МЧС декларации пожарной безопасности штраф для индивидуального предпринимателя составит до 1,5 тыс. рублей.

Должностные лица, которые не составили документ, должны будут заплатить 6-15 тыс. рублей, а согласно КоАП предприятия и организации внесут в казну 150-200 тыс. рублей.

Предусмотрена и уголовная ответственность, когда в результате имеет место тяжелое воздействие на здоровье человека.

В этом случае нарушителю выберут одно и следующих наказаний:

  • Выплату в размере 80 тыс. рублей или заработной платы за полгода;
  • Тюремное заключение сроком на три года;
  • Лишение свободы с последующим запретом на работу в подобной должности.

Если в результате нарушения требований пожарной безопасности имеются человеческие жертвы, нарушителю грозит: