Правила дорожного движения. Объезд автобуса на остановке через сплошную линию разметки Можно ли объехать

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2010 года и по настоящий момент понятие “препятствие”, содержащееся в п. 1.2. Правил, не менялось – это неподвижный объект, нахождение которого на полосе движения не позволяет продолжить дальнейшую езду.

Что может являться помехой движению на дороге

В п. 1.2. Правил четко указано, что может являться преградой:

  • неработающее или поврежденное ТС;
  • дефект дороги;
  • какие-либо посторонние объекты.

При этом указанный выше перечень не является исчерпывающим из-за присутствия в определении, указанном в п. 1.2. Правил, слова “и. т. п.”.

  • автомобиль, который совершил вынужденную остановку в связи с лопнувшим колесом или иной технической неисправностью;
  • яма, провал или иной дефект дорожного покрытия;
  • упавшее на проезжую часть дерево;
  • различные туши животных, сбитых другими водителями;
  • ограждения, выставляемые дорожными рабочими в связи с проведением ремонта дорожного полотна и др.

В Правилах также четко указано, что не признается препятствием. При этом перечень является исчерпывающим и состоит из 2-х позиций:

  • затор, то есть автомобильная “пробка”;
  • транспортное средство, остановившееся на полосе движения в соответствии с предписаниями Раздела 12 Правил.

К примеру, не будет являться препятствием два мотоцикла без бокового прицепа, поставленные в два ряда около края проезжей части, даже в том случае, если они мешают проехать по полосе.

В то же время, если автомобиль остановится на полосе, нарушая Правила, он (автомобиль) уже будет считаться препятствием. К примеру, препятствием будет остановившееся ТС, если между ним и сплошной линией разметки расстояние менее 3 метров (аб. 4 п. 12.4. Правил).

Можно ли объехать

Препятствия можно объезжать, если это не запрещено Правилами, автомобильными знаками или разметкой.

В отдельных случаях, автомобилист не сможет объехать препятствие, на нарушив требования знаков, разметки или Правил. В таком случае, рекомендуется выбирать “меньшее из зол”, то есть нарушение с наименьшими предусмотренными санкциями.

При наличии возможности устранить препятствие собственными силами или при помощи третьих лиц, это необходимо сделать, чтобы не нарушать Правила и не подвергать опасности других участников движения.

Через сплошную по встречной полосе

Сплошная разметка может быть:

  • одинарной (1.1.);

  • либо двойной (1.3.).

В соответствии с Правилами, что одинарную, что сплошную пересекать категорически запрещено. При этом санкции за пересечение будут зависеть от того, осуществлялся ли водителем именно объезд препятствия.

Так, в соответствии с , заезд на “встречку” через сплошную при объезде какого-либо препятствия повлечет за собой наложение штрафа в сумме от 1000 до 1500.

Состав данного правонарушения образуется только в случае, если выезд на “встречку” был связан именно с объездом препятствия, то есть упавшего дерева, сломанного или поврежденного ТС, дорожного ограждения, мертвого животного и др.

Если же автомобилист объедет через сплошную затор или же ТС, которое остановилось на обочине согласно Правилам, но из-за своих габаритов заняло еще и часть полосы, санкции будут гораздо жестче – такие же, как и за обгон – по ч. 4 ст. 12.15. КоАП.

При объезде “пробки” или ТС, остановившего по Правилам, водителю грозит:

  • либо штраф 5000 рублей;
  • или аннулирование ВУ от 4 до 6 месяцев.

В случае повторного совершения указанного проступка штрафа уже не будет – только лишение прав сроком на 12 месяцев.

На основании п. 9.9. Правил, движение ТС по обочинам запрещается, кроме некоторых случаев, указанных в п. 12.1., 24.2., 24.3., 24.4., 24.7. и 25.2. Правил. Например, движение по обочинам разрешено для гужевых повозок, если это не будет создавать помех для пешеходов (п. 25.2.).

В ч. 1 ст. 12.15. КоАП четко сказано, что одна и та же ответственность ждет водителей, которые:

  • пересекут организованную транспортную колонну или же займут место в ней;
  • нарушат правила встречного разъезда;
  • будут двигаться по обочине.

Санкции во всех указанных случаях одни и те же – штраф 1500 рублей. Его, как и взыскание от 1000 до 1500, накладываемое за объезд какой-либо преграды через сплошную линию, можно оплатить с 50-процентным дисконтом.

Указанная возможность действует до истечения 20 суток с момента вынесения постановления об административном нарушении.

Отметим, что ни в Правилах, ни в КоАПе, объезд препятствия по обочине не выделен в отдельный состав правонарушения. А это значит, что водитель, объехавший таким образом что препятствие, что не препятствие, будет нести одно и то же наказание.

Правила объезда

Объезд следует выполнять согласно Правилам, а если Правила не нарушить невозможно – объезжать, совершая такое нарушение, за которое действующей редакцией КоАП предусмотрена минимальная ответственность.

Как правило, если препятствие на дороге искусственное (например, ограждение, поставленное в связи с осуществлением дорожных работ) или стоит долгое время, устанавливаются специальные знаки:

  • 22.1.;
  • 22.2.;
  • или 8.22.3.

Указанные знаки применяются исключительно совместно с предписывающими знаками:

  • 2.1.;
  • или 4.2.2.;
  • или 4.2.3.

Первый знак (4.2.1.) предписывает объезжать преграду справа, второй – слева, третий знак гласит о возможности объехать и слева, и справа – по выбору водителя.

Соответственно, если автомобилист увидел указанные знаки, ему следует объезжать с той стороны, с которой это предписывает делать указатель. Внимание на разметку при этом обращать не стоит – как мы знаем, знаки всегда имеют приоритет над разметкой – будь она хоть временная, хоть постоянная.

Если водитель объедет правильно, то есть в направлении, указанном стрелкой, никакой ответственности не последует. В противном случае, санкции будут накладываться в соответствии с – предупреждение или 500 рублей.

Если же знаков нет, следует оценить ситуацию – действительно ли объект является препятствием или нет. Для оценки обстоятельств следует остановиться на обочине в соответствии с Правилами (п. 12.1.).

Если объект является препятствием, следует попытаться убрать его с проезжей части собственными силами или при помощи третьих лиц, а если это невозможно – объехать, создавая минимальную опасность для себя и других участников движения.

Разумеется, если проезжая часть имеет несколько полос для движения в одном направлении, препятствие можно объехать, просто перестроившись на другую полосу. Главное – не перестраиваться на полосу, предназначенную для встречных ТС.

Вариантов множество. К примеру, при движении по дороге, имеющей три полосы (крайняя левая – встречная, крайняя правая – попутная, средняя – и встречная, и попутная), можно выезжать на среднюю полосу для объезда препятствия – это не будет считаться нарушением (п. 9.3. Правил).

В населенных же пунктах водители могут использовать для движения любую свободную полосу и перестраиваться на удобную без каких-либо ограничений. А объезд препятствия в городе путем перестроения на другую полосу даже при интенсивном движении не будет считаться нарушением (аб. 2 п. 9.4. Правил).

Что делать по ПДД при наезде на преграду

Наезд на препятствие признается дорожно-транспортным происшествием, если в результате такого наезда погибли люди или были повреждены ТС.

Соответственно, если при наезде повредилось авто, или же водитель, пассажир или иные лица получили травмы, необходимо действовать в том же порядке, в котором это предписано Правилами при возникновении ДТП, а именно:

  • сразу же остановить ТС, включить “аварийку” и выставить знак аварийной остановки с учетом требований Раздела 7 Правил (п. 2.5. Правил);
  • выйти из машины и оценить ситуацию – есть ли раненые или погибшие, или же ущерб был причинен только имуществу.

В 1-м случае необходимо действовать согласно п. 2.6. Правил, а именно:

  • вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
  • оказать раненым первую медицинскую помощь;
  • если состояние раненого тяжелое и вызывает опасения за его жизнь, следует доставить пострадавшего в ближайшее учреждение здравоохранения на попутном транспорте, а если это невозможно – на собственном, и далее возвратиться к месту происшествия;
  • освободить дорогу, если движению других ТС создаются помехи, перед этим зафиксировав при помощи фото- или видеокамеры положение ТС, следы и предметы, имеющие отношение к ДТП;
  • записать ФИО и адреса жительства очевидцев;
  • ожидать сотрудников полиции и скорую помощь.

В ситуации, если был нанесен вред только имуществу, водителю следует:

  • освободить проезжую часть (предварительно сфотографировав место ДТП);
  • вызвать сотрудников ГИБДД для оформления справки о ДТП и, при необходимости, эвакуатор;
  • подготовить документы для страховой компании в целях получения компенсации (в случае, если есть полис КАСКО);
  • позаботиться о привлечении лиц, по вине которых образовалось препятствие, к ответственности.

Непреодолимое препятствие

Такого понятия в Правилах не представлено. Думается, что под непреодолимым препятствием имеется ввиду какой-либо неподвижный объект, который вообще нельзя объехать – ни с выездом на встречную полосу, ни по обочине.

Соответственно, водителю останется лишь ждать, когда объект переместится с проезжей части или развернуться для езды в обратном направлении – если разворот не запрещен Правилами, знаками или разметкой.

Что значит создать помеху движению другим ТС

Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.

Приведем примеры:

  1. Препятствие обгону.

В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:

  • повышения скорости;
  • иных действий.

Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.

  1. Непредоставление преимущества в движении.

Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.

Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.

  1. Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.

Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.

Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).

Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.

  1. Препятствие движению при ДТП.

П. 2.6. и 2.6.1. Правил обязывают автомобилиста освободить проезжую часть, если поврежденные в результате ДТП машины будут мешать проезду иных ТС.

При неосвобождении проезжей части будут наложены санкции в соответствии с – штраф 1000. Его тоже можно оплатить с 50-процентной скидкой.

  1. Препятствие движению при опасном вождении.

На основании п. 2.7. Правил, водителю запрещается осуществлять опасную езду – многократно перестраиваться при интенсивном движении, несколько раз за короткий промежуток времени не уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом в движении, резко тормозить, если это действие не выполняется для предотвращения ДТП и др.

Буквально все водители хотя бы один раз в жизни сталкиваются с необходимостью объезда препятствия, возникшего на попутной стороне дороги. Обуславливать подобные блокировки может как обыкновенное ДТП, так и неправильно остановившаяся маршрутка или автобус.

В подобных ситуациях любой водитель становится перед непростым выбором. Он может подождать немного, пока дорога освободится или попытаться выполнить маневр, именуемый как объезд препятствия. ПДД допускают подобные действия со стороны водителей даже в ситуациях, когда выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Правила дорожного движения существуют для обеспечения безопасности на проезжей части. Однако некоторые водители просто не задумываются о такой, казалось бы, очевидной необходимости. Поэтому нередко в наше время водители не знакомятся с дорожными знаками и понятия не имеют, что могут означать те или иные изображения. Дополнением к этому является неумение управлять транспортным средством, что нередко приводит к ошибкам в нестандартных ситуациях, которые приводят к летальному исходу.

Даже у многих водителей, обладающих немалым стажем управления транспортными средствами, нередко возникают вопросы относительно правил объезда препятствий, В подобных ситуациях неопытные водители нередко наталкиваются на сотрудников ГИБДД, поскольку не понимают разницы между объездом препятствия справа или слева и обыкновенным обгоном.

Что такое объезд препятствия

Существующие ПДД не дают конкретного определения данному понятию. Однако на основе отдельных положений законодательной базы можно сделать вывод, что под объездом подразумевается конкретный маневр, выполняемый в случае невозможного дальнейшего проезда по первоначальной полосе дороги. Следовательно, когда водитель меняет полосу движения, такое действие в ряде случаев может подразумевать объезд.

Существуют конкретные правила объезда препятствия на дороге, поскольку подобные маневры могут быть рассмотрены в качестве обгона другого участника дорожного движения или его опережения. Следует также отметить, что штраф за объезд препятствия по встречной полосе, выполненный не по правилам, значительно меньше чем за нарушение ПДД во время обгона.

Пересечение сплошной линии

Некоторые неопытные водители нередко задают вопрос: можно ли объехать препятствие через сплошную? Какой бы ни была ситуация, пересечение сплошной линии будет расцениваться, как нарушение действующих ПДД. В подобных ситуациях рассматриваются три основных разновидности штрафных санкций:

  • Выписывается административный штраф в объеме 500 рублей или простое предупреждение в ситуациях, когда выхода на встречную полосу не было. В таких случаях нет разницы между обгоном и объездом. Учитывается сам факт пренебрежения требованиями разметки на конкретном участке проезжей части.
  • Взыскание в объеме от 1000 - до 1500 руб. предусматривается после объезда препятствия через двойную сплошную на двусторонней дороге.
  • Лишение водительских прав на период от 4 до 6 месяцев, если выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Объезд места ДТП

Если проезжая часть перекрывается по причине аварии, можно выполнить объезд возникшего препятствия по встречной полосе. В случае когда дальнейшее движение по дороге затрудняется из-за неправильно остановившегося общественного транспорта, желательно подождать несколько минут до возобновления движения.

Нередко условия позволяют выполнить манёвр, не выдвигаясь на встречную полосу. Водителям нужно понимать, что выполнять обгонный маневр по встречке нельзя, когда действует запрещающий дорожный знак. За подобные нарушения предусмотрено административное взыскание либо лишение прав на определенный период.

Согласно положениям законодательной базы, каждый участник дорожного движения имеет полное право выражать несогласие и оспаривать заключения дорожных инспекторов, если считает, что штраф выписывается незаслуженно. Судебные инстанции уполномочены заниматься подобными вопросами. Составление заявления имеет особую актуальность в ситуациях, когда водителя лишают прав.

Для того чтобы результат судебного разбирательства оказался в пользу водителя, необходимо предоставить для рассмотрения все существующие доказательства. В подобных ситуациях никогда нельзя учитывать словесные заявления. Чтобы утверждение можно было учитывать, рекомендуется снимать происходящее на дороге на видеорегистратор. Такие устройства помогают водителям в различных спорных вопросах.

Объезд на перекрестке

Однако, нередко возникают ситуации, когда в недобросовестном отношении можно обвинить не только водителей, но и самих сотрудников ГИБДД. Известны случаи, когда сотрудники автомобильной инспекции устраивали автомобилистам самые настоящие подставы на дорогах с целью привлечения их к ответственности за грубые нарушения ПДД. Одним из таких примеров является объезд препятствия по встречке на перекрестке. Для этого на перекрестке перед самим светофором ставится грузовой автомобиль с зажжёнными аварийными сигнальными огнями. Все это происходит на дороге с двусторонним движением.

Подъезжающее к грузовику транспортное средство выходит на встречную полосу, выполняя объезд препятствия слева, но в этот момент грузовик внезапно начинает движение. Сотрудники ГИБДД, стоящие на другой стороне перекрестка, естественно, останавливают водителя за обгон на перекрестке, что, по сути, является очень грубым нарушением ПДД.

Поскольку вероятность возникновения подобных ситуаций на проезжей части высока, всем владельцам транспортных средств рекомендуют устанавливать у себя в машинах устройства видеорегистрации. При отсутствии подобного приспособления можно воспользоваться видеокамерой, установленной на мобильном телефоне или другим устройством.

Объезд справа

Дорожный знак 4.2.1, обозначающий «объезд препятствия справа». Он ставится на конкретных участках проезжей части, не подлежащих восстановлению и обеспечению нормального передвижения транспортных средств в ближайшем будущем. При помощи такого знака обозначается направление, по которому препятствие можно объезжать, не нарушая ПДД. Таблички с соответствующими изображениями устанавливаются чаще всего при разделении полосы на проезжей части или в случае, когда выполняются ремонтные работы.

Этот знак допускает возможность объезда любого объекта только справа, без каких-либо других вариантов. За выполнение маневра в другом направлении на водителя может быть наложен штраф. Участникам дорожного движения следовало бы воспринимать подобные обозначения на проезжей части как указание на оптимальный вариант преодоления возникшего препятствия без каких-либо последствий.

Объезд слева

Как было сказано ранее, в соответствии с существующими ПДД, объезд какого-либо препятствия на дороге допускается только справа. Но нередко возникают ситуации, когда по причине каких-либо других препятствий такой способ преодоления препятствия оказывается невозможным. В подобных ситуациях в порядке исключения может быть установлен знак, обозначающий возможность объезда препятствия слева, допускающий маневры, запрещенные ПДД.

Дорожный указатель 4.2.2 выполняет функцию информирования участников дорожного движения относительно допустимого способа преодоления возникшего препятствия на дороге. Также водители должны быть соответствующим образом оповещены о том, что объезд справа выполнять не рекомендуется.Такой знак в большинстве случаев используется на технических средствах, находящихся в распоряжении коммунальных служб или неподалеку от объектов благоустройства. Нередко знак устанавливается в местах выполнения ремонтных работ, если объезд препятствия справа не представляется возможным. Если автомобиль движется по проезжей части со сплошной линией дорожной разметки, а на определенном отрезке пути установлен знак объезда препятствия слева, водитель обязан неукоснительно следовать указанию. Требование линии разметки в подобной ситуации может быть проигнорировано.

Внимание! Следует отметить, что после выполнения маневра участники движения должны снова занять свою дорожную полосу.

Некоторые ситуации, возникшие на дороге, допускают установку знака, обозначающего возможность объезда препятствия справа или слева. Подобные знаки позволяют участникам движения самостоятельно определять наиболее подходящий вариант дальнейшего продвижения. В большинстве случаев такие знаки используются в процессе выполнения ремонтных работ на дороге или буквально посреди улицы. Оптимальным вариантом будет, естественно, объезд препятствия справа. Тем не менее каждому водителю в подобных ситуациях предоставляется возможность выбора.

Больше информации по данной теме можно получить, ознакомившись с видеороликом:

Одна из самых спорных дорожных ситуаций - объезд препятствий. В результате такого маневра водитель, в подавляющем большенстве случаев, будет лишен права управления автомобиля. Но законно ли это и как нас обманывают гаишники?

Итак, Вы передвигаетесь на своем автомобиле и неожиданно впереди Вы замечаете препятствие, в виде неправильно припаркованного автомобиля, машины на аварийке, ямы на дороге или любое другое препятствие, которое объехать без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки просто невозможно.

Случай первый - дорога с одной полосой движения в каждую сторону с отсутствием обочины.

Ситуация для водителей практически безвыходная. И этим пользуются инспекторы ДПС. Выезд на встречку объезжая препятствие в большинстве случаев классифицируется по статье 12.15.4 КоАП с последующим лишением прав на 4-6 мес. Ведь судья почти всегда доверяет больше инспектору: "Оснований не доверять инспектору нет" - каждый, кто был в суда наверняка слышал такую фразу судьи.

Сам же инспектор заявляет что

  • препятствия не было вовсе и вы намеренно выехали на встречную
  • после объезда препятствия водитель вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречной поллосе еще, хоть 10 см. хоть 1 метр - неважно

Те малочисленные водители, которые сумают подтвердить, что препятствие действительно было, а объезд был совершен корректно, получит штраф в размере 1000-1500 руб. по статье 12.15.3 КоАП.

С целью избежания последствий опасного маневра по встречке инспекторы ГИБДД утверждают, что необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора - регулировщика, который разрешит объезд. Представьте картинку, решили Вы на своем любимом автомобиле поехать в гости, на дороге вам попадается сломанный автомобиль, который даже не может вставть на обочине т.к. ее нет и кто из Вас, уважаемые водители, будет вызывать инспетора и ждать час - два - десять пока приедет инспетор? А приедет ли он вообще? Смешная ситуация непрвда ли.

А теперь попробуем разобраться, насколько законны действия инспекторов .
Согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .
Примичательно, что в ПДД ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса - единственная. Да и о правилах объезда такого препятствия ничего не сказано.
А что об этом написано в КоАП? Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей » .

Но подходит ли объезд припятствий на дороге с выездам на встречную под эту статью? Ответ - подходит, но лишь частично!

Итак, Вы передвигаетесь на автомобиле, перед Вами возникается припятствие, объезжать такое припятствие полагается справа:

  • Вы объехали препятствие справа - ничего не нарушили
  • Вы объехали препятствие слева, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, причем справа объехать препятствие было невозможно - Вам по закону абсоютно ничего не грозит.
  • Вы объехали припятсиве слева с выездом на полосу встречного движения, предварительно уступив дорогу транспортным средствам, но при этом имели возможность объехать препятствие справа, но по тем или иным причинам не сделали этого - штраф 1000-1500 руб.(ст.12.15 ч.3)

В законе четко сказано, что за данное правонарушение, если Вы нарушили, предусметрен административный штраф, почему тогда водителей лишают права управления автомобилем?

Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на встречку ("встречка бывает разная"). Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ - общие положения, которые ничего не запрещают - такой протокол не имеет юридической силы, а выезд на встречную полосу только сопровождает его, лишение прав противозаконно.

Итак, Пунктов ПДД, где прямо сказано о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 - «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Это значит, что абсолютно противозаконно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. А в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.
Таким образом, на основании вышеизложенного, вывод один: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами - большая афера ГИБДД и судей.

Что делать, если Вас незаконно оштрафовали или лишили прав? Варинт один - отстаивать свои права, жаловаться и ни в коем случае не сдаваться, чем больше будет таких водителей, которые ведут борьбу за свои права, тем больше шансов, что система, несомненно антинародная, даст трещину.

В некоторых случаях наши каждодневные правила поведения в обыденной жизни, к которым мы столь привыкли, могут сыграть с нами злую шутку на дороге. Ведь здесь не всегда логика превыше всего, хотя опять же логика для каждого своя… Зачастую на дороге во главу ставится безопасность, безопасность, и еще раз безопасность! Так вот и с ситуацией, когда вам необходимо объехать препятствие, а слева сплошная линия разметки, а справа обочина. Здесь вроде как все логично, убедился в том, что никого нет, и объехал. Но так ли это ситуация видится с «буквы закона»? Не является ли такое поведение нарушением ПДД. Именно эту тему мы и постараемся раскрыть в нашей статье.

Что такое препятствие, которые вы собрались объезжать (определение)

Раз уж мы упомянули термин – препятствие, то необходимо обратится к ПДД, где как раз и дано для него четкое определение. Итак, взглянем на пункт 1.2 ПДД

Еще раз то же самое, но своими словами. Все что вы не можете объехать, не меняя полосы движения, является препятствием, за исключением ТС припаркованного по правилам и затора на дороге.
После того, как уже мы вам дважды охарактеризовали, что такое препятствие, можно приступить и к рассмотрению частных случаев, когда это самое препятствие вы хотите объехать. Самый простой и безнаказанный случай, это когда само препятствие находится на полосе движения, при этом вам ничего не мешает перестроиться в соседнюю полосу и совершить объезд или опережение. Под «ничего не мешает» мы подразумеваем безопасность маневра и наличие линии разметки, которая позволяет перестраиваться, то есть совершить этот самый маневр без штрафа и предупреждения. Однако этот вариант не столь интересен, так как по сути не вызывает прения между водителем и законом, а значит рассказывать о нем особо нечего.
Далее же мы разберем случаи объезда препятствия, когда не все так однозначно и просто, то есть когда водителю «светит» штраф.

Объезд препятствия в нарушение линии разметки (стать 12.16 КоАП РФ часть 1)

Меньший из всех зол, это вариант объезда препятствия в нарушение линии разметки, то есть когда предписано ехать по строго определенной полосе, а водитель использует для объезда другие альтернативы. Скажем это вариант, когда используется островок безопасности.

Это также может быть использование полосы для поворота налево.
Во всех этих случаях нет выезда на обочину или на встречную полосу движения, о чем мы поговорим далее, но и такие маневры уже запрещены. В этом случае все ограничится статье 12.16 КоАП РФ, часть 1.

Поверьте нам, это не так уж и много, по сравнению с вариантами описанными далее.

Объезд препятствия по обочине

Следующая ситуация, когда водитель пытается объехать препятствия по обочине. По факту это нарушение ПДД, то есть езда по обочине, а значит, за это также грозит штраф. Более подробно о таком нарушении мы рассказывали в нашей статье «Штраф за езду по обочине ».
Мы не видим смысла развивать эту тему и здесь, скажем лишь, что за это положен штраф, в размере минимального штрафа (500 рублей)

Объезд препятствия через сплошную линию разметки (выезд на встречную полосу) или под знак обгон запрещен

Этот вариант наиболее опасен, а в свете этого и более всех остальных наказуем. Фактически такой объезд можно приравнять к выезду на встречную полосу движения. Это значит что и штраф здесь можно считать аналогичным… Но здесь можно сказать автолюбителям повезло, так как по факту нарушение все же другое. За выезд на встречную полосу в статье 12.15 КоАП РФ, которая предписывает штрафы за нарушение положения ТС на дороге, есть отдельная часть (часть 3) в случае объезда препятствия через сплошную то есть при выезде на встречную полосу, где это запрещено (сплошная линия разметки или знак обгон запрещен).

Это наиболее значимый штраф при объезде препятствия. Так как же быть, если перед вами препятствие, а объехать его надо.

Что делать если перед вами препятствие, как его объехать, не нарушая правил

На самом деле, если в вашем направлении лишь одна полоса для движения, при этом слева сплошная, а справа обочина, но альтернатив нет! В любом случае вы нарушите правила, если поедите вперед, в объезд. Объезд препятствия, в данной случае, не снимет с водителя ответственности за нарушение. Здесь вы уж сами выбирайте меньшее из возможных зол. Другое дело если вы на мопеде, это единственный вид ТС, когда можно объехать по обочине, не мешая пешеходам, при этом не нарушая ПДД. Для мопеда это допускается пунктом 27.4 ПДД.

Не нарушая правил…

Ну, а если уж поступать в полном соответствии с законом, не нарушая его, то единственным вариантом и останется позвонить в инспекцию ГИБДД, сообщить о заторе на дороге из-за препятствия. Далее дождаться представителей власти и дождаться, пока они «разрулят» ситуацию.
Еще одной альтернативой будет съехать на обочину, если это разрешено, напротив самого препятствия, затем остановиться. Для верности можно даже вылезти из авто и подойти к ТС узнать как дела или посмотреть на яму, в зависимости от того что собой представляет препятствие, далее вновь продолжить путь. Тронувшись и выехав на свою полосу. В этом случаи такие действия можно квалифицировать как остановку, и продолжение дальнейшего движения.

Можно ли заплатить штраф за объезд препятствия со скидкой в 50 процентов

Подводя итог об объезде препятствия

Как и всегда, в законе есть «дырки». Многие из вас увидели их, если прочитали все то, что написали мы выше. О чем можно сказать без сомнений, что объезд препятствий довольно щекотливая тема для автолюбителей, так как получить штраф можно, что говориться, на ровном месте.
Об альтернативах получить наименьший штраф или попытаться его избежать вовсе, мы тоже рассказали, а значит тему статьи, можно считать раскрытой.

Вопрос - ответ по теме «Штраф за объезд препятствия через сплошную или по обочине»

Вопрос: Какой штраф за объезд препятствия через сплошную или по обочине?
Ответ: Через сплошную - до 1500 рублей, по обочине – 500 рублей, кроме мопедов.

Ситуация с объездом препятствия – наиболее проблемная правовая коллизия в российском административном законодательстве. В настоящее время сотни водителей только в Москве ежедневно попадаются на объезде непреодолимого препятствия в виде неправильно припаркованного автомобиля, сломавшегося грузовика, машины на аварийке, ямы на дороге или иного препятствия, объехать которое без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки 1.1 не представляется возможным. В случае с дорогой в одну полосу движения в каждую сторону и отсутствием обочины – ситуация для водителя абсолютно безвыходная. И этим повсеместно пользуются инспекторы ДПС. На основании результатов , анализирующего постановления мировых судей, можно сделать глобальный вывод – значительный процент подобных АПН классифицируется по статье 12.15.4 с последующим лишением прав на 4-6 мес. (судья в большинстве случаев доверяет ИДПСу, утверждающему, что: а) препятствия не было вовсе б) после объезда препятствия ЛВОК вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречке еще, условно говоря, 1 м). Остальные «счастливчики», сумевшие подтвердить, что препятствие было, а объезд был совершен корректно, «отделываются» статьей 12.15.3 (штраф 1000-1500 руб). Сами ИДПС утверждают, что в такой ситуации, дабы ничего не нарушить, необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора — регулировщика, который разрешит объезд. В свете борьбы с пробками, объявленной мэром Москвы – очень «эффективное» действо…

Теперь предлагаю разобраться, насколько все это законно.

Итак, согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .

Сразу отметим, что в правилах ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса – единственная.

Теперь обратимся к Кодексу Административных правонарушений с целью найти формулировку данного правонарушения. Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия — наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Правила дорожного движения, меж тем, почему-то таинственно умалчивают, как именно нужно объезжать препятствия В СООТВЕТСТВИИ С правилами. И тут на помощь страждущим приходит Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, который дал «Российской газете» официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. В.В.Кузин по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. (Такое разъяснение дают либо профессиональные юристы, или государственные служащие, имеющие надлежащий уровень правовых знаний в практической деятельности. «Российская газета» является официальным изданием. После опубликования в ней вступают в силу государственные документы, в том числе, и различные комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. В данном случае, Кузин дал разъяснения по применению нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности своего департамента).

«Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей».

Теперь проанализируем, насколько законно лишение прав за объезд препятствия, с точки зрения буквы закона. Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ – общие положения, которые ничего не запрещают – такой протокол вообще не имеет юридической силы: что-то там нарушил, сам не знаю, чего), а выезд на встречную полосу только сопровождает его, «лишенческая» статья не применима. Пунктов ПДД, где прямо идет речь о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 — «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

И это все. Вследствие этого, абсолютно противоправно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. И в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.

Я специально выясняла, какова ситуация с объездом препятствия в других странах. Термина препятствия и штрафа за его объезд не нашла нигде. Единственное встречающееся уточнение: маневр выезда на встречную полосу необходимо совершать аккуратно и, убедившись в безопасности маневра. Наши ИДПС и судьи додумались до такого произвола впервые в Европе и в Америке.

И в заключение: Россия собралась в ВТО. В этой связи, мы будем обязаны подписывать Венскую Конвенцию о дорожном движении . Данная Конвенция в Общих правилах под первым пунктом содержит следующую норму:

  1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу.

    Согласно Европейскому соглашению, подписанному в Женеве 1 мая 1971 г., положения пункта 2 статьи 7, бывшие в Конвенции рекомендациями, являются обязательными

  2. Рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве, что пользователи дороги не должны стеснять дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, складывая или оставляя на дороге предметы или материалы, или создавая на ней какие-либо другие препятствия. Пользователи дороги, которым не удалось избежать создания такого препятствия или такой опасности, должны принять необходимые меры для возможного более быстрого их устранения и, если они не могут сделать это немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.

    Конвенция четко оговаривает запрет на создание препятствия на дороге, при этом, тут и далее по тексту, никак не запрещает прочим водителям объезжать такое препятствие.

Таким образом, на основании вышеизложенного, очевиден вывод: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами – это грандиозная и противоправная афера ГИБДД, в сговоре с мировыми судьями.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

Федор Тютчев.

С верой в Россию и c надеждой на лучшее,
Анна
Московское отделение ФАР