Применение спецсредств и огнестрельного оружия. Применение специальных средств сотрудниками полиции: основания, порядок применения, ограничения

ПРАВИЛА

ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТНЫМИ ДЕТЕКТИВАМИ И ОХРАННИКАМИ

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Общие положения

1. Правовой основой применения частными детективами и охранниками специальных средств являются Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", другие законы и правовые акты Российской Федерации, настоящие Правила.

2. В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и другие средства, предусмотренные соответствующим перечнем.

3. Специальные средства применяются частными детективами и охранниками в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей:

а) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

б) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

4. Специальные средства в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил могут применяться:

резиновые палки и слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил;

наручники - в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил.

5. Право на применение специальных средств имеют частные детективы и охранники, прошедшие соответствующую подготовку и выдержавшие ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением.

Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.

Условия и пределы применения специальных средств

6. Использованию специальных средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований частного детектива или охранника, кроме тех случаев, когда промедление в использовании специальных средств создает непосредственную опасность их жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

7. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, частный детектив или охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

8. При применении специальных средств должны быть обеспечены предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление о происшедшем в возможно короткий срок органов здравоохранения и внутренних дел.

9. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Особенности применения отдельных видов

специальных средств

10. Резиновые палки .

Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

11. Наручники .

Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

12. Слезоточивые вещества .

Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальное средство "Черемуха-10" и его аналоги, пистолеты газовые с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

13. Правила эксплуатации, технического обслуживания, списания и уничтожения специальных средств, необходимые меры предосторожности при пользовании ими устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

ТИПОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПОЛНЕНИЕ
КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ДЛЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ 4, 5, 6
РАЗРЯДОВ И РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ
ЗАДАЧАМИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
НА ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Проверяемый находится в 1,5 метрах напротив манекена. Палка резиновая находится в подвеске на ремне. По команде проверяющего: «К выполнению упражнения приступить!» проверяемый вынимает палку резиновую из подвески и наносит по манекену удары (не менее шести) по различным зонам, разрешенным для воздействия палкой резиновой. После этого проверяемый докладывает: «Упражнение закончил».
Время выполнения упражнения: 20 секунд.
При выполнении упражнения удары должны наноситься фиксированно, без применения излишних усилий, способных повредить манекен.
Положительный результат: выполнение не менее шести ударов палкой резиновой по манекену в пределах установленного времени, не допустив нанесения ударов в области, соответствующие зонам человеческого тела, на которые воздействие не допускается.

Применение специальных средств

Правила применения частными охранниками специальных средств, установленные постановлением Правительства РФ № 587 от 14 августа 1992 г., представляют собой по существу дополнительные требования по применению специальных средств к тем требованиям, которые содержатся в статье 16 и 17 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Правило 2. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

Проверяемый работник находится в 1.5 метрах напротив манекена. Наручники находятся на ремне в чехле. По команде руководителя «Наручники спереди (или сзади) одеть», проверяемый работник вынимает из чехла наручники, подходит к манекену и предупреждает о намерении их применить: «Стой, применю спецсредства». Надевает наручники в зависимости от поставленной руководителем задачи (спереди или сзади). После этого докладывает: «Наручники надеты».

Электрошоковое устройство (ЭШУ) находится на столе в 2-х метрах от манекена. Проверяемый находится у стола, напротив манекена. По команде руководителя «К упражнению приступить», проверяемый берёт ЭШУ, приводит в готовность и предупреждает о намерении его применить словами «Стой, применю оружие». Применяет ЭШУ, путем касания на манекене одной из зон эффективного поражения, а также включения и выключения разряда. После этого докладывает: «Упражнение закончил».

Условия и порядок применения специальных средств частных охранников 4-го разряда (подготовка и сдача экзамена)

Введение в силу приказа МВД РФ от 17.03.2015 №342 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июня 2012 г. №647 «Об утверждении Положения о проведении ОВД РФ периодической проверке частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» внесло изменения в количество сдаваемых упражнений по специальным средствам.
Согласно приказа №342 МВД РФ убраны из перечня типовых упражнений нормативы №1 (использование шлема защитного), №2 (использование жилета защитного). Оставлены только нормативы №3 (применение палки резиновой, изменён на норматив №1), №4 (применение наручников, изменён на норматив №2, увеличено время выполнения норматива до 25 секунд).

1. Вводная часть.
Организация службы охранного подразделения ЧОП (ЧОО), как правило, зависит от задач, поставленных перед охраной.
Кратко остановимся на тех объектах, на которых приходится нести службу частным охранникам 4-го разряда. Как правило, это стационарные объекты.
Стационарный объект, будь то административные и другие здания, офисы, музеи, различные развлекательные центры, увеселительные заведения, производственные и складские помещения, различные хранилища, закрытые территории и т.д., подлежат общим правилам охраны и обеспечению внутриобъектового режима, безопасности находящихся на объекте людей и самих охранников, а также охраняемого ими имущества.
Учитывая нездоровую криминогенную обстановку сложившуюся в нашем обществе о чём ежедневно нам, простым гражданам, приходится смотреть и слушать с экранов телевизоров, читать криминальные статьи в различных изданиях, слушать очевидцев увиденных различных совершённых правонарушений, мы не можем не согласиться с тем, что работа частного охранника сопряжена порою с риском для его здоровья и жизнью, т.е. тем самым дорогим, что есть у любого нормального человека.
В связи с этим руководители ЧОП (ЧОО) должны быть заинтересованы как никто другой в экипировке своих сотрудников, в данном случае охранников 4-го разряда, необходимым минимумом специальных средств, а это как правило палка резиновая (ПР) и наручники (БРС-2, БРС-3 и т.п.) для более качественного несения службы на охраняемых объектах и наибольшей безопасности своих сотрудников.
Для этого охранники 4-го разряда направляются на обучение, а затем сдачу экзамена в ООО «УСК «СТРЕЛОК», для получения права ношения и применения в служебное время специальных средств.

Применение спецсредств охранником 4 разряда видео

Для современных госзакупок каталог необходим, но запускать его в недоработанном и недозаполненном виде в качестве обязательного значило бы парализовать закупочную деятельность госзаказчиков и открыть тему самым еще больший простор для злоупотреблений через неизбежные исключения, рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. «Сейчас он находится в стадии формирования и наполнения, и глупо винить в этом его разработчиков, было бы чудом закончить работу над ним за несколько месяцев. Остается лишь радоваться тому, что такой каталог не навязывается субъектам Закона 223-ФЗ - ведь их закупки куда сложнее и многообразнее по сравнению с госзакупками», - рассуждает он.

Сейчас, если сотрудники ГИБДД получают видеозапись, на которой снято нарушение ПДД, им необходимо провести соответствующую проверку: инспектору приходится опрашивать лицо, предоставившее информацию, устанавливать по банкам данных предполагаемого правонарушителя, вызывать его для опроса, выявлять дополнительных свидетелей и т.д.

Экзаменационные билеты для охранников (2017г

113. Копирование информации, содержащейся в журналах (реестрах, книгах), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию оператора (охраняемую территорию объекта Заказчика охранных услуг) :

141. На ПЦН (пульт централизованного наблюдения) частного охранного предприятия, имеющего договорные обязательства о выезде своих сотрудников на охраняемые объекты, поступил сигнал с объекта о срабатывании сигнализации. Какой из вариантов действий дежурного ПЦН в этом случае является правильным:

4 разряд охранника

Этот и два последующих разряда дают право тому, кто имеет отметку в служебном удостоверении, использовать оружие и спецсредства защиты или обороны. Во время экзамена у обучающихся производят проверку не только основных знаний теории по пройденному материалу, но и практических умений и навыков обращения с оружием и спецсредствами.

Сотрудник (частный охранник), у которого есть удостоверение 4 разряда, может трудиться практически в любом месте, где требуется данный вид деятельности. Чаще всего охрана объектов необходима в таких местах, где организовать автоматизированную охрану невозможно по техническим причинам, либо она имеется, но частично. Именно поэтому к работе в данной местности привлекается охранник 4 разряда.

Применение спецсредств охранником 4 разряда видео

А вообще по многим вещам можно проще относится. Не надо из-за прохода не там или бездарной парковки «насмерть» стоять. Охранники часто начинают оборонять объект или распорядок на нём как своё. Проще идти малоконфликтным путём. А перед начальством руками развести. (Я не дозволял. Он, мол сам натворил да и слинял, я его даже окликнуть не успел). Свои нервы беречь надо.

А вообще руководство такого не любит. Лучше такие вещи ныкать поглубже в карманы. Что б не видели.
quote: Originally posted by Kuzicheff:

Вот такой у меня вопрос возник: Например охранник в супермаркете подвергся нападению и применил личные средства самообороны — «Удар», электрошок или газовый баллончик.

Причина «нападения»?

Особенности подтверждения квалификации охранника 4 разряда в 2018 году

“Относительно утверждения требований к минимальному содержанию дополнительной профессиональной учебной программы, повышения уровня квалификации частных детективов и требований к минимальному содержанию дополнительной учебной программе повышения уровня квалификации частных охранников”

  • относительно определения наличия необходимых знаний Закона “О ведении охранной деятельности на территории России”;
  • знание ключевых обязанностей данной профессии;
    относительно правового использования спецсредств во время исполнения должностных обязанностей по охране того или иного объекта;
  • относительно использования норм российского законодательства во время возможного задержания правонарушителей;
  • относительно норм обеспечения безопасности;
  • относительно того, какие именно контролирующие органы охранники могут впускать на вверенную им территорию

Тематические типовые воросы проверки теоретических знаний частных охранников 4, 6 разряда

  • Правовая подготовка частного охранника. Типовые вопросы из области права.
  • — Тактико-специальная подготовка.
  • — Оказание первой помощи при травмах, ранениях и внезапных заболеваниях.
  • — Использование специальных средств.
  • Огневая подготовка. Использование гражданского и служебного оружия частными охранниками 6-го разряда.
  • Техническая подготовке. Использование специальных технических средств сотрудниками частных охранных структур.

Перечень типовых вопросов для проверки теоретических знаний частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, подлежащих периодической проверке на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств:

05 Авг 2018 2261

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 21 Закона о Полиции

1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию. Не обязательно, чтобы нападение было осуществлено либо на гражданина, либо на сотрудника полиции. Несомненно, основания применения специальных средств имеются и при нападении на них обоих.

2. Сопротивление, о котором речь идет в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, подразумевает активное противодействие, а не выразившийся в словах отказ подчиниться законному требованию сотрудника полиции.

3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции. Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.

4. В пунктах 4 и 5 ч. 1 комментируемой статьи употреблен термин "задержание". Это более широкое понятие, чем то задержание, о котором речь идет в УПК РФ. Названная разновидность задержания равнозначна кратковременному ограничению возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. После того как гражданин успешно ограничен в указанной возможности, применять к гражданину специальные средства по данному основанию нельзя. Хотя возможно применение указанных средств по некоторым другим закрепленным в комментируемой статье основаниям.

5. Вооруженным сопротивление следует признавать, когда у лица имеется оружие (любая из разновидностей такового), которым оно намерено воспользоваться, а равно при намерении лица использовать против сотрудника полиции в качестве оружия иные подручные средства (железный прут, палку и т.п.).

6. Под конвоированием понимается принудительное сопровождение лица к месту назначения.

7. Действия, о которых речь идет в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, следует документировать так, чтобы они были письменно отражены в каком-либо документе. Таким документом может быть составленный сотрудником рапорт. Закрепление в письменном документе указанных в комментируемой статье оснований ("оснований полагать") является гарантией возможности осуществления контроля над законностью применения специальных средств в рассматриваемой ситуации.

8. В случае применения или использования специальных средств начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.

9. Если будет доказано, что специальные средства применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

10. В пункте 9 ч. 1 комментируемой статьи упомянуто право сотрудника полиции требовать остановки транспортного средства. Данное право закреплено в п. 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Требование об остановке транспортного средства может быть подано с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель обязан остановиться в указанном ему месте.

11. Под водителем в комментируемом Федеральном законе понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водителем является и погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Между тем данное лицо может быть включено в круг тех водителей, о которых идет речь в комментируемом Федеральном законе, лишь применительно к содержанию п. 20 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. Одним из специальных средств названы служебные животные. Обычно в этом качестве используются собаки. Основы организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся организации приобретения, содержания, сбережения, кормления, ветеринарного обеспечения, списания служебных собак, деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел при организации исследований запаховых следов человека с использованием служебных собак и образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел, урегулированы Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2005 г. N 1171.

13. В патрульно-постовой службе полиции служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и в иных подобных местах.

14. Ведомственными нормативными правовыми актами запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.

15. Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.

16. Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя должностное лицо полиции обязано доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.

17. Массовые беспорядки - это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Судебная практика по статье 21 Закона о Полиции:

  • Решение Верховного суда: Определение N 47-О13-19, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Группой лиц, осознавая, что эти действия повлекут существенное нарушение конституционных прав и законных интересов С а также охраняемых законом интересов общества и государства, применили в отношении него физическое насилие. В отсутствие предусмотренных ст.ст. 20 и 21 ФЗ «О полиции оснований для применения физической силы, Макаев ЭР. и Гончаренко А.С нарушая требования ст. 5 указанного Федерального закона, запрещающие сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, совершая действия явно выходящие за пределы их полномочий...

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

15 июня 2016 Просмотров: 18729

Применение физической силы и специальных средств охранниками ЧОП (ЧОО)

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности” от 11 марта 1992 года и другие законы и правовые акты Российской Федерации. В соответствии со ст.1 указанного выше закона частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях зашиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации.

Ни для кого не секрет, что одним из важных моментов в работе частной охранной деятельности , является применение мер принуждения. Проще говоря - применение физической силы к правонарушителю. Эти действия необходимы частному охраннику при пресечении всевозможных посягательств на объект, который охраняется. Но иногда, не до конца осознавая своих полномочий, а тем более имея слабые знания правовых аспектов применения физической силы и специальных средств охранники ЧОП легко становятся заложниками данной ситуации, конечно же, здесь имеется ввиду правовой аспект (административная либо уголовная ответственность).

Закон о «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» устанавливает (ст.ст. 16.1, 17) случаи, когда частные охранники вправе применить физическую силу и специальные средства:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении:

женщин с видимыми признаками беременности;

лиц с явными признаками инвалидности;

несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику.

Примечание: кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

В реальности физическую силу охранник может применять и для отражения нападения на него преступника на охраняемом объекте. Иногда применение физической силы охранником необходимо и при пресечении административных нарушений.

Причем п рименение физической силы охранником может быть и с использованием специальных средств, а также и оружия в противоборстве с преступником. Это необходимо бывает при пресечении преступной деятельности правонарушителей.

Все эти моменты как раз и регламентируются в выше указанном законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В этом законе определяются, какие меры принуждения для задержания правонарушителя разрешены, какие специальные средства, включая и огнестрельное оружие, можно применять сотрудникам частных охранных организаций . Но, к сожалению, в этом законе изначально применение охранниками физической силы не было регламентировано. Внесенные изменения в закон позволили корректно применять физическую силу охранниками частных охранных организаций.

К корректным формам применения физической силы частными охранниками может быть отнесено ее использование как сдерживающего фактора, например, с целью воспрепятствования прохода на охраняемую территорию. В этом случае физический или иной вред объекту применения силы, как правило, не причиняется. То же самое можно сказать и о применении физической силы при задержании лиц, совершивших или совершающих административные правонарушения на объекте охране. Например, частный охранник , применяя физическую силу, насильно выводит из охраняемого им ночного клуба сильно опьяневшего и ведущего себя неадекватно посетителя, предотвращая тем самым совершение им более серьезного правонарушения (преступления), или насильно удерживает до приезда полиции задержанного им правонарушителя, совершившего мелкое хищение на объекте охраны .

При применении физической силы в указанной выше форме сдерживания и удержания, когда объекту применения не причиняется какой-либо вред, регламентация порядка и условий ее применения не требуется. Регламентация ограничений необходима при применении физической силы, могущей причинять вред с целью недопущения со стороны частных охранников, ее применяющих, превышения своих полномочий и причинения чрезмерного вреда, чем это необходимо для отражения того или иного посягательства на объект охраны. Этот же принцип можно использовать для определения категории лиц, в отношении которых применение активной формы физической силы, могущей причинять существенный вред их здоровью.

Но в Законе есть один существенный недостаток. В нём перечислены случаи и основания для применения спецсредств, но нет практически ничего о применении обычной физической силы, которая по своему воздействию может быть сравнима с результатом использования спецсредств. Представляется, что такое применение физической силы должно быть не менее серьёзно аргументировано.

Ссылка по аналогии на условия применения специальных средств и огнестрельного оружия, предусмотренные статьей 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», при применении физической силы частными охранниками будет также обоснована тем обстоятельством, что и в том, и другом случаях может быть причинен физический или имущественный вред непосредственно правонарушителю или даже третьим лицам в условиях крайней необходимости, когда не было другого способа устранить возникшую опасность. То есть применение физической силы можно приравнять к применению специальных средств и оружия. Например, использование боевых приемов борьбы как разновидность физической силы - это приемы самбо, дзюдо, каратэ, айкидо, бокса или любого вида рукопашного боя либо не относящиеся к ним вообще - специально обученным и подготовленным частным охранником по своей эффективности не уступают порой применению специальных средств и оружия.

Анализируя положения ст.16.1 «Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ», определяющей условия применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности, а также вышеуказанные нормы международного права, можно определить, что применение частными охранниками физической силы ограничивается обязанностью: стремиться свести к минимуму любой вред от своих действий, в том числе причинение вреда здоровью и имуществу задерживаемого, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, силы противодействия, оказываемого частным охранникам; предупредить голосом задерживаемое лицо о намерении применить для его задержания физическую силу либо специальные средства и дать достаточное время для выполнения своего законного требования, кроме случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для его жизни и здоровья или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; оказать лицу, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, доврачебную первую помощь, при необходимости обеспечить его доставление в лечебное медицинское учреждение.

О каждом случае смерти или получения телесных повреждений в результате применения физической силы частные охранники обязаны незамедлительно уведомить прокурора.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность согласно ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

По этому, применяя такие формы физической силы, как, например, различные боевые приемы борьбы и рукопашного боя, частный охранник не должен нарушать пределы необходимой обороны, крайней необходимости и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Как говорилось выше, умышленное причинение явно чрезмерного физического вреда, чем это необходимо для отражения нападения, пресечения преступления или задержания лица (лиц) его совершившего, согласно действующему законодательству влечет за собой уголовную ответственность частных охранников по ст.203 УК РФ, а в случаях умышленного причинения тяжкого вреда здоровью или смерти еще по совокупности со ст.111 и ст.105 УК РФ, предусматривающими ответственность за причинение соответственно тяжкого вреда здоровью и умышленное убийство.

Так же разрешение на использование специальных средств частными охранниками , правил их использования и перечень которых, утверждено Правительством РФ.

Здесь так же есть строго ограниченные основания, по которым такое использование допускается. Это ситуация, при которой создаётся опасность для жизни самого охранника, совершается массовое нападение на объект охраны или на охранника. Только в этом случае охранник имеет право воспользоваться резиновой дубинкой, электрошокером, газовым баллончиком, наручниками или даже огнестрельным оружием. Если же спецсредства применялись в других случаях в отношении физического лица, то ему смело можно обращаться за помощью в ближайшее РОВД или в прокуратуру. На работников охранных предприятий распространяются требования о применении специальных средств, которые действуют и для работников правоохранительных органов.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, устраняющий правовой пробел в законодательстве, регламентирующем частную охранную деятельность. Новацией которого явились правила, устанавливающие порядок и основания применения работником частной охранной организации физической силы. (ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 31.12.2014 № 534-ФЗ).

С одной стороны, наконец-то реализована обсуждавшаяся давно идея. В самом деле, зачем охранник, если он может стрелять, но не может орудовать руками? Ведь бывают ситуации, когда силовой прием намного предпочтительнее, чем применение оружия или спецсредств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право на применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов работников охраняемых объектов и частных охранников от общественно опасных посягательств со стороны правонарушителей, а их умения и демонстрация возможностей применения физической силы - важным профилактическим средством предупреждения различного рода противоправных посягательств на охраняемые объекты. Уверенность в правомерности своих действий по применению физической силы к правонарушителю усиливает эффективность действий частного охранника. Поэтому руководителям охранных организаций необходимо прописывать применение частными охранниками физической силы, в служебной инструкции, которая является локальным нормативным актом и обязательна для исполнения частными охранниками.

Статья подготовлена преподавателями ЧОУ ДПО "Центр Профессиональной Подготовки" г. Мытищи