Рф состоит из следующих субъектов. Статус субъектов российской федерации

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.

Федеральные субъекты РФ

Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:

  1. Республика.
  2. Область.
  3. Край.
  4. Автономный округ.
  5. Город фед. значения.
  6. Автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Состав

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Правовой статус

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.

Предметы ведения

В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время "парада суверенитетов". Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.

Наименование

Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.

Равноправие

Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.

Полномочия

Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.

Гарантии

Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.

Экономическая основа

Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:

  • Проведение выборов.
  • Вопросы образования.
  • Проблемы здравоохранения.
  • Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.

Москва - субъект Российской Федерации, город федерального значения, столица Российской Федерации. Имеет свою территорию, население, органы государственной власти и местного самоуправления, герб, флаг и гимн. Москва является политическим центром России - на ее территории разместились органы государственной власти РФ.

Город расположен в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, в центре Московской области (координаты 55°45" северной широты и 37°37" восточной долготы от Гринвичского меридиана). Основная водная артерия города - Москва-река - проходит городскую зону в своем среднем течении и впадает в Оку - крупнейший из правых притоков Волги.

Площадь столицы - 1081 кв км.

Дата основания города - 1147 год (первое упоминание в Ипатьевской летописи).

Постоянное население города на 1 января 2010 г. составляет более 10,56 млн человек .

Национальный состав: русские, украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, евреи, белорусы, грузины, молдаване, таджики, узбеки, мордва и т. д. (по убыванию численности, согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г.).

Высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти города Москвы - Московская городская Дума. Сформирована в 1993 г. Компетенция Московской городской Думы определена уставом города Москвы. порядок осуществления Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Думы установлены регламентом Московской городской Думы.

Численный состав Думы - 35 депутатов, работающих на постоянной основе. С 2009 г. выборы в Думу проводятся по 17 одномандатным избирательным округам и городскому избирательному округу. По городскому избирательному округу от избирательных объединений избирается 18 депутатов.

В систему исполнительной власти города Москвы входят : мэр Москвы, правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти. Высшим должностным лицом города Москвы является мэр Москвы, наделяемый полномочиями на 5 лет в порядке, установленном федеральным законодательством и Уставом города Москвы. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы формирует и возглавляет мэр Москвы.

В столице осуществляет свою деятельность Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве , реализующее организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества Москвы, а также финансирование мировых судей. Судебную систему Москвы составляют федеральные суды и мировые судьи субъекта Российской Федерации - города Москвы.

Территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы. Административное управление города осуществляется через административные округа (образованы в 1991 г.). Образование и упразднение административных округов, установление и изменение их границ, а также присвоение им наименований осуществляется мэром Москвы. Во главе административных округов стоят префекты, которые назначаются мэром и осуществляют руководство местным управлением в округах. Территориальными органами исполнительной власти столицы, подведомственными правительству Москвы, являются районные управы.

Особенности градостроительного развития столицы установились уже в XII веке в процессе основания города. Центральная часть Москвы прирастала окраинами, следуя средневековому принципу городской застройки, когда мощные крепостные стены постепенно опоясывали круговые улицы примыкавших к ним новых поселений. Первые защитные сооружения заложили траекторию московских колец, обозначив основу всей будущей планировки российской столицы.

Кольцевой границей города в разное время служили: кремлевская стена, Земляной город, Камер-коллежский вал, бульварное кольцо, Малое кольцо железной дороги. С 1960 г. границей Москвы является Московская кольцевая автодорога (МКАД). Форму круга имеет и основная ветка Московского метрополитена ‑ Кольцевая, и завершенное в 2005 г. Третье транспортное кольцо столицы. Таким образом, характерная для Москвы радиально-кольцевая планировка продолжает определять развитие мегаполиса. Однако в состав современной Москвы включен также ряд территорий, расположенных за пределами МКАД, в том числе город Зеленоград.

Москва является деловым центром страны - в столице расположены ведущие экономико-финансовые структуры, более половины коммерческих и специализированных банков страны, представительства крупнейших российских компаний и ведущих мировых корпораций. Кроме того, в Москве зарегистрировано более 200 тысяч малых предприятий. Показатель занятости в этой сфере в столице приближается к европейскому, который составляет 50-55%.

На Москву ориентирована существующая транспортная система России, что определяет концентрацию в столице основных грузовых и пассажирских потоков, а также формирование на базе Московского транспортного узла национального торгово-распределительного центра, в котором сосредоточено почти 70% складских площадей страны. Москва-река обеспечивает выход к пяти морям - Азовскому, Балтийскому, Белому, Каспийскому и Черному.

Москва - основной поставщик товаров и услуг, кадровых ресурсов, научно-инновационных разработок и передовых технологий в стране. Перспективными для вложений считаются такие отрасли, как топливно-энергетический комплекс, промышленность, транспорт, торговля, связь, туризм, образование. Инвестиции в Москву составляют более 60% от общего объема поступивших в Россию, 1/3 городского бюджета формируется за счет внешнеэкономической деятельности, четверть торгового оборота страны также приходится на столицу. В Москве зарегистрированы представительства более 6800 иностранных компаний. На территории Москвы активно формируются особые экономические зоны и технопарки.

Москва - это свыше 5500 предприятий общественного питания, более 5 000 км улиц и дорог, свыше 1230 вузов, более 660 маршрутов городского транспорта, свыше 600 музеев, усадеб и художественных галерей, около 500 выставок ежегодно, более 350 дворцов спорта, стадионов, бассейнов и катков, свыше 290 банков, более 290 км линий метрополитена, около 240 гостиниц, более 100 театров и концертных залов, более 100 садов и парков.

Одна треть всех научных работников страны - это научный потенциал Москвы. В столице обучается более одного миллиона студентов и около 50 тысяч аспирантов.

В столице сосредоточено 38% исторических объектов страны, из которых 200 занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно Москву посещает свыше 4 млн туристов , больше всего гостей прибывает из Германии, США и Китая, а также из Великобритании, Франции, Турции, Италии, Израиля, Японии и Испании. Более 70% иностранных туристов, прибывающих в Россию, посещают Москву.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные.

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению.

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край - это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, и .

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

Россия - это многонациональная страна с богатой историей. На территории нашей страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык. В России существует несколько типов субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Давайте разберемся, сколько субъектов в составе РФ всего и может ли это значение изменяться.

Субъекты РФ

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов:

Подробный список можно посмотреть, например, на сайте органов госвласти РФ . Количество субъектов может меняться с течением времени. Это связано с изменением численности населения и экономическими возможностями территорий, выделенных в отдельный субъект.

Так, 14 марта 2014 года в состав РФ вошел новый субъект - Республика Крым - и появился новый город федерального значения - Севастополь. Таким образом, на сегодняшний день количество субъектов в РФ - 85. До этого в составе РФ было 83 субъекта, законодательно закрепленных с 2003 года.

В зависимости от значения, каждый из субъектов обладает определенными особенностями. Например, республика имеет статус страны в стране и обладает собственной конституцией, а также законодательными и исполнительными органами. Области, края, города федерального значения имеют собственные краевые законодательные органы. Все законы, которые принимаются субъектами РФ, не должны противоречить конституции страны и федеральным законам.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

85 субъектов РФ отличаются друг от дуга по следующем показателям:

  • численность населения и его плотность;
  • размер территорий;
  • национальный состав.

Каждый из выделенных показателей не являет абсолютным и меняется с течением времени. Динамику миграций и экономического благосостояния субъекта частично отражают переписи населения.