Способ обеспечения законности государством. Способы обеспечения законности. Законность в сфере управления

Обеспечение законности в сфере государственного управления - это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Существуют также такие способы обеспечения законности, как

· Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

· Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

· Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

· Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Еще по теме Способы обеспечения законности в государственном управлении.:

  1. ? 3. Способы обеспечения единства законодателыип4 системы России
  2. § I. Связь и взаимодействие законности и юридической ответственности в социалистическом обществе
  3. § 1. Сущность законности и способы ее обеспечения в управлении
  4. § 1. Экономическое развитие и торговля как отрасль государственного управления
  5. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
  6. Административные регламенты - как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти

В сфере государственного управления имеется специальная система органов, одной из функций которых является обеспечение законности и дисциплины. Для реализации функций они наделены необходимыми государственно-властными полномочиями. Способами обеспечения законности и дисциплины являются применяемые государственными органами, общественными объединениями и гражданами различные правовые и организационные виды и методы деятельности, практические приемы и формы работы, направленные на предупреждение нарушений, поддержание и укрепление законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Это контроль надзор и обжалование.

Роль физических и юридических лиц, выступающих в роли управляемых, не тождественна роли государственных органов, наделенных юридически властными полномочиями по обеспечению законности и дисциплины. Так, с помощью жалоб и заявлений граждане выполняют определенную работу по выявлению нарушений законности, но сами они устранить их не могут (например, отменить незаконный акт, наказать виновное должностное лицо). Потому реализация права жалобы (обжалование) им не включается в способы обеспечения законности и дисциплины. Однако полагаем, что право граждан обращаться в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» является порой одним (иногда и единственным) из способов предотвращения (пресечения) нарушений дисциплины и законности в сфере государственного управления Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат. 2008г..

Контроль в общем виде можно определить как систему наблюдения, сопоставления и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонений от установленных правовыми нормами требований (правил).

Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти государственного управления отличается от контроля.

Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается исключительно только с точки зрения законности, но не целесообразности. Следовательно, при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность не допускается.

Различаются два вида надзора: прокурорский и административный Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник. М.: “Норма-Инфра-М”, 2005г..

Некоторые способы обеспечения законности реализуются судами общей компетенции по управленческим делам, гражданско-правовым и уголовным делам, арбитражными судами.

Под третьим способом обеспечения законности и дисциплины (обжалованием) понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти. Статьей 33 Конституции предусмотрено, что граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Каждый гражданин вправе обратиться в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Таковы в общем виде сущность и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти и государственного управления. Теперь рассмотрим их подробнее применительно к тем органам и должностным лицам, на которых возложена обязанность соблюдения и обеспечения законности в этой сфере, используя соответствующие правовые и организационные средства.

В практике нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственного управления понятия «контроль» и «надзор» иногда имеют одинаковое содержание. Примером тому явилось принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В указанном законе государственный контроль (надзор) понимается как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами, или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Полагаем, что в данном случае законодателем чрезмерно ограничен и смешан потенциал понятийного аппарата Овсянко Д. М. Административное право. М. 2009 г..

Сущность контроля в сфере исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти), общественные организации и граждане, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности. Если таковые имеются, принимаются ли меры, чтобы своевременно их устранить, восстановить нарушенные при этом права, привлечь к юридической ответственности виновных и принять меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Эффективный контроль не только позволяет судить о фактическом положении дел, но и о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти, но и способствует устранению выявленных при этом недостатков. На основе полученной информации можно оперативно устранить недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач по совершенствованию системы органов исполнительной власти государственного управления, повышения уровня профессионализма управленческих кадров, в борьбе с бюрократизмом и коррупцией среди государственных служащих.

Контролю как способу обеспечения законности и дисциплины присущ ряд основных признаков Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат. 2008г.:

  • - между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения власти и подчинения;
  • - объектом контроля является не только законность, но и целесообразность управленческой деятельности контролируемого, т.е. контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон в форме нормативного управленческого акта, как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органов исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения при конкретной ситуации, отсюда - необходимость строгого контроля не только за законностью, но и целесообразностью (оптимальностью) контролируемых действий;
  • - контролирующий орган в большинстве случаев наделяется правом отменять решения контролируемого;
  • - в соответствующих случаях контролирующий вправе применять в пределах своей компетенции меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения;
  • - контролирующий оказывает практическую помощь в устранении выявленных недостатков, обеспечивая целостность и эффективность системы исполнительной власти.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны:

  • - заслушивание отчетов, информации и сообщений;
  • - проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам лицензирования, регистрации, сертификации). Особое значение имеют проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных актов по проверяемым вопросам. При этом для успешного контроля, помимо знания нормативного материала, необходим практический опыт работы по вопросам проверки, а также владение методикой и техникой ее проведения;
  • - изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей;
  • - координация деятельности контрольных органов;
  • - рассмотрение писем и жалоб и т.д.

В зависимости от стадий деятельности подконтрольного объекта различаются предварительный, текущий и последующий контроль.

Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним контролем, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы - внутренним Овсянко Д. М. Административное право. М. 2009 г..

Исходя из принципа разделения властей, государственный контроль осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Создание государственной системы контроля связано с необходимостью совершенствования как организационно-правовых форм осуществления контроля в каждой из ветвей власти, так и законодательной базы реализации контрольных функций. Решение этой задачи, однако, не должно отождествляться с образованием какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего как бы над всеми ветвями власти - это противоречило бы принципу разделения властей.

Контроль в сфере исполнительной власти, согласно действующему законодательству, осуществляется: внешний - со стороны Президента, органов законодательной и судебной власти и внутренний - внутри самой системы органов исполнительной власти государственного управления (органами общей, межотраслевой и отраслевой компетенции). Виды контроля - президентский, парламентский, органов исполнительной власти, судебный, ведомственный (межведомственный), общественный.

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти государственного управления и их должностными лицами законодательства, целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства и порядка управления, повышение эффективности государственного регулирования. Основными требованиями контроля должны быть Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат. 2008г.:

  • - законность;
  • - объективность;
  • - гласность;
  • - эффективность;
  • - сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Контроль законодательных органов в сфере исполнительной власти регламентирован Конституцией и законами Российской Федерации.

Обеспечивать законность - это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона. Деятельность по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям: 1) обеспечение строгого соблюдения законности каждым звеном аппарата управления и каждым его работником в целях организации четкой его работы, поддержки государственной дисциплины; 2) обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.

К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические , политические , правовые (юридические ), организационно-правовые . Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской Федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений. Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю . Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов исполнительной власти чувства ответственности. Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компетенции.

Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.

Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленческого решения).

Контроль может быть внешним , когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним , когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами:

Представительной власти;

Исполнительной власти (общей, межотраслевой и отраслевой (внутриведомственной) компетенции).

Контроль, осуществляемый органами представительной власти . Органы представительной (законодательной) власти (Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рассматривает отчет Правительства Российской Федера ции об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти . Важными контрольными полномочиями обладает Президент Российской Федерации В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Российской Федерации и его территориальные подразделения (окружные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распоряжений Президента России; Администрации Президента Российской Федерации, Правительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента; федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предприятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики; дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом.

Соответствующими контрольными полномочиями в управлении обладают представительные и исполнительные органы субъектов федерации.

Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства Рос-сии и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных.

Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами - руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, контрольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предприятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.

Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы указанных объектов контроля). Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриведомственный контроль - неотъемлемая часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, организовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее, поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.

Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1. единство законности;

2. верховенство законности;

3. связь законности с культурой;

4. связь законности с целесообразностью;

5. всеобщность законности;

6. гарантирование прав и свобод личности;

7. неотвратимость наказания за нарушение закона.

Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.

Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.



Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Верховенство Конституции и закона понимается таким образом, что законы имеют высшую юридическую силу и выступают главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов.

Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание.

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.
Существуют также такие способы обеспечения законности, как государственный контроль, государственный надзор, судебный контроль, общественный контроль.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

1. деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

2. наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

3. получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

4. соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;

5. принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

6. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7. применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

8. организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1. является особой разновидностью государственного контроля;

2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3. деятельность по надзору осуществляется систематически;

4. цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5. между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6. осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7. осуществляется при помощи определенных методов;

8. оценка объекта дается только с позиции законности.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1. за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:

  • при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
  • рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);
  • рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверке законности нормативных правовых актов;
  • рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;
  • рассмотрении уголовных дел;
  • рассмотрении жалоб юридических лиц.

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

1. осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);

2. объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;

3. широко применяются меры общественного воздействия;

4. имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;

5. осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.


Законность же - комп­лексная категория, охватывающая все стороны жизни пра­ва, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория "законность" фиксирует обществен­но необходимые зависимости как внутри права, рассматри­ваемого с его нормативной стороны, так и между ним и прак­тическим воздействием воли на поведение людей, и отра­жает отношение к ним общества.

Способы обеспечения законности .

Способ обеспечения законности – это совокупность основных направлений (форм) деятельности государства, направленных на обеспечение режима законности.

Тем не менее, мы дадим обобщенный подход к проблеме.

Общие способы:

– идеологическое воздействие на общество;

– политическое;

– целенаправленное воспитание разл. контингентов граждан и должностных лиц;

– повышение профессиональной квалификации работников гос. аппарата.

Специальные способы:

1. Контроль.

2. Надзор.

3. Реализация всех видов юридической ответственности.

Подробное рассмотрение:

– идеологическое воздействие (через формирование разумной идеологии);

– политическое воздействие;

– воспитание;

– повышение квалификации государственного аппарата.

Специальные способы обеспечения законности:

I. Контроль – это функция государственного управления, метод реализации управленческой компетенции, это деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на то, чтобы подконтрольные объекты соблюдали законы и предписания вышестоящих звеньев управленческой системы.

1. Контролирующий орган вправе осуществлять контроль независимо от желания и воли подконтрольного.

2. Контролирующий орган вправе требовать предоставление объяснений и документов, а так же денежных средств и материальных ценностей для проверки.

3. Контролирующий орган имеет право давать указания о путях и сроках устранения обнаруженных недостатков. Контролирующий орган обязан выполнить это указание.

4. Контролирующий орган в пределах предоставленных ему прав может привлекать к установленным видам ответственности тех контролируемых, которые виновны в выявленных недостатках.

Виды контроля:

– вневедомственный;

– ведомственный.

Разновидности вневедомственного контроля:

1. Парламентский контроль:

– контроль за высшим органом исполнительной власти;

– за Верховным Судом;

– Генеральным прокурором.

Осуществляется через деятельность постоянных комитетов и комиссий, через утверждение бюджета, через механизм заслушивания, через системы депутатских запросов.

2. Контроль совета народных депутатов (через депутатские проверки, через деятельность депутатских групп местных советов, через деятельность постоянных комиссий).

3. Контроль специальных органов контроля (КНК, контрольные палаты).

4. Контроль высших органов исполнительной власти.

5. Судебный и арбитражный контроль.

6. Контроль специальных подразделений Госстандарта.

7. Контроль специальных инспекций (ветеринарная инспекция, санитарная инспекция и т.п.).

Ведомственный контроль – осуществление руководством и специальными подразделениями конкретного ведомства по отношению к своим подчиненным.

II. Надзор – одна из разновидностей деятельности государственного аппарата, специфический метод выявления и устранения нарушения законности.

Принципиальные отличия надзора от контроля:

1. Надзирающий и поднадзорный орган не находятся в относительной подчиненности.

2. Надзорный орган не вправе непосредственно привлекать поднадзорных к ответственности за выявленные правонарушения.

3. Надзорный орган вправе апеллировать к нарушителю, вышестоящему органу, либо суду в целях устранения нарушений закона и наказания виновных.

Виды надзора:

– Прокурорский надзор.

– Межведомственный надзор (Котлонадзор, Госгортехнадзор).

– Конституционный надзор.

III. Реализация всех видов юридической ответственности:

уголовная ответственность;

административная ответственность;

– дисциплинированная ответственность;

материальная ответственность;

гражданско-правовая ответственность;

– общественно-правовая ответственность.

Организационно-правовые средства (способы) обеспечения законности в Вооруженных Силах РФ

1. Государственный надведомственный контроль:

Федерального Собрания;

– Президента (через принятие законодательства, через утверждение военного бюджета).

– Правительство РФ – через руководство общего строительства ВС;

– Контроль государственных инспекций:

ð Госпожарнадзор;

ð Госгортехнадзор;

ð Котлонадзор и др.

2. Государственный внутриведомственный контроль осуществляется в процессе непосредственного военного управления:

– Министра обороны;

– Заместителя МО;

– Главкома;

– Начальника главного и центрального управления;

Общий контроль (инспектирования), в том числе юридической службы;

– Контроль командиров (начальников);

– Специализированный контроль:

Ø внутриведомственного надзора (например, ВАИ);

Ø контроль довольствующих служб;

Ø финансовый контроль.

3. Прокурорский надзор.

4. Контроль военных судов.

5. Обжалование незаконных действий должностных лиц и разрешение жалоб.