Срок вынесения решения суда по административному делу. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Срок вынесения постановления

В данной статье содержится информация обо всех сроках, которые регламентированы КоАП РФ по административным делам, в том числе административный срок давности привлечения к ответственности.

Для начала изложим основы, которые нужно знать, для дальнейшего прочтения, чтобы в голове не было «каши». Прошу не путать протокол и постановление.

Протокол - документ, который призван зафиксировать обстоятельства совершенного административного правонарушения. Составляется должностным лицом: например участковым при побоях по ст.6.1.1. КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении - документ, которым непосредственно устанавливается вина и назначается наказание. В зависимости от возможного наказания, постановление может выноситься:

  • либо тем же лицом, что составляло протокол (когда дело касается незначительных штрафов);
  • либо руководителем органа, составившего протокол;
  • либо судом - когда наказание может быть в виде запрета деятельности или ареста

Рассмотрение дела - стадия, которая начинается когда протокол уже составлен и чтобы вынести постановление нужно рассмотреть дело, в том числе исследовать сам протокол) и иные доказательства.

Теперь о сроках

1. Срок составления административного протокола.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения - яркий пример протокол составляемый ГИБДД на дороге.

Когда составление протокола на месте невозможно, например нужно установить личность совершившего административное правонарушение, протокол должен быть составлен не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения. С разрешения

В случае когда по делу проводится административное расследование, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее 1 месяца. С разрешения руководителя органа (например начальника ГИБДД если это протокол связанный с нарушением ПДД) этот срок может быть продлен на 1 месяц.

Что такое административное расследование.

Административное расследование проводится только по тем делам, по которым требуются значительные временные затраты: например для проведения экспертиз, розыска лиц или истребования доказательств или производства иных процессуальных действий. В материалах административного дела проведение административного расследования будет отражено в форме постановления «о возбуждении административного дела и проведении административного расследования». По делам без административного расследования такой документ не составляется, вместо этого лицо уполномоченное составлять документы, сразу составляет протокол.

2. Срок направления дела в суд или орган для рассмотрения.

После составления протокола об административном правонарушении дело должно быть направлено в суд или орган рассматривающий дело, в течение 3 дней.

3. Срок вынесения постановления.

Должностным лицом дело должно быть рассмотрено (т.е. вынесено постановление) не позднее 15 суток с момента поступления ему протокола. Например, сотрудник ГИБДД в течение 2-х суток составил протокол и передал его начальнику ГАИ. Последний, в свою очередь, должен в течение 15 дней вынести постановление.

Когда дело рассматривается судом, постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев. При этом при возникновении необходимости суд своим определением может продлить этот срок еще на 1 месяц. Если суд не рассмотрел в дело и в этот срок, на лице привлекаемом к ответственности это никак не скажется. Нарушение сроков негативно скажется только на карьере судьи с точки зрения ее возможного порицания со стороны ее руководства. Однако, само административное дело в связи с этим не прекращается, а рассматривается независимо от затягивания сроков.

4. Срок обжалования постановления (подачи жалобы на постановление) по делу об административном правонарушении.

Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней с момента его получения. Моментом подачи считается дата сдачи в канцелярию, а когда жалоба сдается почтой - дата указанная на почтовой квитанции (независимо от сроков поступления конверта с жалобой адресату). Кстати жалоба на постановление, если она касается приостановления деятельности, направляется судом в вышестоящий в день ее подачи.

5. Срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу.

Если жалобу рассматривает должностой лицо, то она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее постпуления лицу, которое его рассматривает.

Если жалоба падана в суд, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 2 месяца.

Исключения составляют отдельные категории дел, например:

  • Жалоба на постанволение об административном аресте подлежит рассмотрению в течении 1 суток.
  • Срок рассмотрения жалобы по делам о приостановлении деятельности составляет 5 суток.
  • Есть и другие исключения

6. Срок привлечения к административной ответственности.

Данный срок очень важен для привлекаемого лица, поскольку является пресекательным. Это значит, что после его истечения лицо не может быть привлечено к ответственности, а дело должно быть прекращено.

По самым незначительным правонарушениям срок составляет:

  • При рассмотрении дела органом или должностным лицом - 2 месяца
  • При рассмотрении судом - 3 месяца.

По таким распространенным делам как по ст.12.8, 12.26 КоАП РФ или 6.1.1. КоАП РФ срок привлечения составляет 1 год.

Это значит если суд не вынес постановление за 1 год со дня совершения правонарушения, то дело просто прекращается независимо не от чего. И тут не может быть никаких «НО».

По делам например о банкротстве срок давности привлечения к ответственности составляет 3 года, а по терроризму - 6 лет.

Подробно о сроках давности привлечения можно посмотреть в ст.4.5. КоАП РФ.

Желаю Вам удачи в защите Ваших прав!

Руководитель Адвокатской конторы «Защита и Медиация»,

адвокат Тарасенко В.Г.

Новая редакция Ст. 29.6 КоАП РФ

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратила силу.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Комментарий к Статье 29.6 КоАП РФ

Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 комментируемого Кодекса. При этом установлен запрет на продление данного срока.

За ряд административных правонарушений предусмотрено установление таких санкций, как административный арест либо административное выдворение. Суровость данных санкций говорит о серьезной угрозе для общества со стороны лиц, совершивших данные правонарушения. Поэтому и возникает необходимость в быстрой изоляции от общества лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. По данной категории дел установлен срок рассмотрения в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если к лицу, которое привлекается к административной ответственности, были применены меры административного задержания, то дело об административном правонарушении в отношении данного лица должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания.

За ряд административных правонарушений, предусмотренных в отношении юридических лиц, установлена санкция "административное приостановление деятельности" и возможно применение такой меры административного принуждения, как временный запрет деятельности. Применение мер административного принуждения должно быть обоснованным и не становиться фактором торможения рыночных отношений. Поэтому в случае применения временного запрета деятельности в целях минимизации убытков организации нецелесообразно затягивать рассмотрение дела на пятнадцать дней. Комментируемый Кодекс установил, что дело об административном правонарушении, которое в качестве санкции предусматривает административное приостановление деятельности и применение временного запрета деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти дней с момента фактического прекращения деятельности.

Другой комментарий к Ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется судьей, коллегальным органом, должностным лицом в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении входят в общий срок наложения административного наказания. Их соблюдение является одним из условий своевременного осуществления производства по делу.

2. Данная статья устанавливает общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении - пятнадцать дней. Он исчисляется со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола и других материалов дела. Днем получения следует считать дату регистрации протокола и других материалов об административном правонарушении.

3. Предусмотренный пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административных правонарушениях распространяется также на случаи, когда было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении либо когда оно прекращено производством, но в действиях виновного имеются признаки состава административного правонарушения. Моментом, с которого исчисляется установленный срок рассмотрения дела об административном правонарушении, является получение судьей, уполномоченным органом, должностным лицом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела с другими материалами об административном правонарушении.

4. В ч.2 данной статьи предусмотрена возможность продления рассмотрения дела об административном правонарушении. Основанием для продления является: поступившее ходатайство от участников производства по делу об административном правонарушении; необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть продлено не более чем на один месяц.

О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Исчисляется срок в этом случае со дня вынесения мотивированного определения.

5. Статьей установлен срок рассмотрения дела об административных правонарушениях, совершение которых, влечет наложение административного наказания в виде административного ареста. Например, . В этом случае срок рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляется с момента административного задержания.

  • Вверх
  • Административный процесс: общие положения
  • Административно-регулятивный процесс
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:

(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;

(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;

(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;

(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.

Сроки давности привлечения к административной ответственности . Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

Приостановление срока давности . В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию . Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях . Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • 15 дней - от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
  • 2 месяца - от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;

  • 5 дней - со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 - 5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
  • в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении . Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:

  • в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
  • в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).

Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве . В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.

Поэтому указанное постановление требует:

  • «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
  • «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
  • «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).

В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

Основанием для привлечения к ответственности за нарушение правил движения на дорогах является постановление. Оно выносится после составления протокола о нарушении, либо без него. Но закон устанавливает четкий регламент по составления и вынесению постановления об административном правонарушении при нарушении ПДД.

Правила составления постановления

Постановление о привлечении лица к административной ответственности, является распорядительным актом должностного лица ГИБДД или судьи, на основании, которого физическое лицо получает административное наказание.

В связи с тем, что данный акт имеет обязательную распорядительную функцию, и накладывает на лицо ответственность, Кодексом об административных нарушениях (КОАП) предусмотрены четкие правила оформления и составления постановления, нарушение которых влечет за собой его отмену, и признание лица не виновным в совершении правонарушения.

Согласно нормам КОАП выносить такие распорядительные акты (постановления) имеют следующие должностные лица:

  • сотрудники ГИБДД, если за нарушение предусмотрены штрафы и предупреждения;
  • судьи, если за нарушение предусмотрены такие санкции как штрафы, лишение прав, ограничение свободы в виде административного ареста или исправительных работ.

Особенности вынесения постановления сотрудниками ГИБДД

Вынесение постановления ГИБДД регулируется нормами статьи 29.10 КОАП, на основании них этот распорядительный акт выносится по следующему алгоритму.

  1. Сотрудник ГИБДД, уполномоченный принимать такие решения, должен внимательно ознакомиться с собранными материалами.
  2. На основании их анализа (делается это исходя из норм закона и внутренних убеждений), он должен вынести постановление либо закрыть производство.
  3. Если вынесено постановление, сотрудник должен определить сумму штрафа, вынести предупреждение, соблюсти форму этого распорядительного акта и уведомить об этом водителя (нарушителя ПДД).

Нужно запомнить, что постановление вынесенное сотрудником ГИБДД набирает законную силу в течении 10 дней с даты его составления, если автолюбитель не воспользовался своим правом его обжалования в суд или вышестоящий орган.

Кто имеет право составлять этот документ в ГИБДД

Одним из оснований отмены вышеуказанного распорядительного акта является его составление лицом, не имеющим на это правовые основания.

КОАП и ведомственные инструкции МВД, четко регламентируют перечень сотрудников, что имеют право на составление постановления ГИБДД:

  • начальник (руководитель) областного, регионального, районного отделения ГИБДД, а также лицо, которое является его заместителем;
  • руководитель специального центра автоматизированной фиксации нарушений ПДД (когда фиксация происходит на основании фото и видеофиксации специальными камерами, установленными на дороге), а также лицо, занимающее должность его заместителя, то есть в данном случае пишется постановление без составления протокола (ст. 20.21 КОАП);
  • лицо, являющееся командиром отдельного полка инспекции, его заместитель, если материалы собраны их подчиненными;
  • сотрудники ГИБДД, которым присвоены специальные офицерские звания и они имеют должности, что дают им право на составление протокола и постановления о нарушении ПДД на месте;
  • в сельской и отдаленной местности составлять административные протокола и постановления могут также участковые инспектора полиции.

Другие должностные не имеют законного права на вынесение постановления без составления протокола или с его написанием.

Особенности составления постановления без протокола

С момента введения новых норм в КОАП, у работников дорожной инспекции появилось право на составление постановления без протокола. Это зафиксировано в нормах статьи 20.21 КОАП.

Она дает право проводить фиксацию нарушений в области дорожных правил на специальные камеры, которые должны быть установлены на дорогах. При этом в местах их установки должны быть специальные дорожные знаки, предупреждающие об их наличии.

Как было указано выше вынесение постановления ст. 20.21 КОАП РФ, происходит без , начальником или его заместителем информационного центра ГИБДД.

В данной ситуации, автолюбителю почтой направляется фото его машины с привязкой к месту нарушения, а также составленное постановление. Оно вступает в законную силу через 10 дней с момента его получения нарушителем, если не будет обжаловано в установленном законом порядке.

Нужно знать, что если место где установлена камера для фиксации нарушения не будет оборудовано специальным знаком указателем о ее наличии, то вынесение постановления без составления протокола ст.20.21 КОАП РФ может быть признано незаконным в судебном порядке.

Правила вынесения постановления судом

Как было указано выше, если правонарушение предусматривает такое наказание, как лишение водительского удостоверения, административный арест, специальные общественные работы, то право рассмотрения таких дел принадлежит суду.

Порядок составления постановления судом в принципе ничем не отличается от правил установленных сотрудникам ГИБДД.

Но процесс обжалования этого распорядительного акта другой. Его можно , кассационный суды, либо по вновь открывшимся обстоятельствам в районный суд.

Под вновь открывшимися обстоятельствами подразумеваются такие юридические факты, которые существовали в момент рассмотрения дела и вынесения постановления, но не были известны суду и нарушителю по независящим от них обстоятельствам. Например, указанный свидетель указал не свои анкетные данные, и это стало известно после рассмотрения дела.

Сроки рассмотрения

Нормами КОАП также четко установлены сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД и судом. Они существенно отличаются друг от друга, и если временные рамки не выдерживаются судья или сотрудник ГИБДД должны прекратить административное дело (закрыть его), признав водителя не виновным в совершении нарушения ПДД, без наложения административных санкций.

Для судебных инстанций нормами КОАП установлен срок в три месяца. Он начинает исчисляться с момента составления протокола (его даты), и оканчивается в 00.00 часов на следующий день. То есть если документ был составлен 3 марта 2018 года, то 00.00 часов 4 июня 2018 года.

Срок составления административного постановления сотрудниками ГИБДД составляет два календарных месяца с момента заполнения протокола (фиксации нарушения ПДД) сотрудником инспекции.

Алгоритм расчета его окончания аналогичен, как и для судебных инстанций (пример приведен выше).

Нужно запомнить, что нормами действующего законодательства прямо запрещается составление протокола после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Поэтому в случае выявления такого нарушения, орган правомочный привлечь водителя к ответственности должен вынести постановление о закрытии административного дела и признании водителя невиновным.

Составление постановления

На сегодняшнее время в ГИБДД и судах утверждена единая форма составления постановления, а информация, что должна в нем содержаться прописана в статье 29.10 КОАП.

На основании норм статьи 29.10 КОАП в этом документе должна содержаться следующая информация:

  • название должности лица его составившего (например, инспектор ГИБДД, судья такого-то районного суда), анкетные данные;
  • дата и населенный пункт, где оно вынесено;
  • полные анкетные данные гражданина, в отношении которого оно составлено;
  • какие фактические обстоятельства были выяснены при изучении собранных материалов административного производства;
  • ссылка на действующую статью КОАП, которая регламентирует правонарушение, совершенное автолюбителем;
  • ссылка на статьи КОАП, которые регулируют порядок составления постановления;
  • мотивированное решение по результатам рассмотрения (например, штраф в такой-то сумме);
  • (например, решение может быть обжаловано в течении 10 дней в такой-то орган).

Кроме этого, правила составления постановления и нормы КОАП обязывают должностное лицо, принимающее решение, учитывать следующие юридические факты, которые должны быть отображены:

  • факты возможности прекращения административного дела, без привлечения лица к ответственности;
  • смягчающие обстоятельства;
  • отягчающие обстоятельства.

Срок давности привлечения к административной ответственности
Давность привлечения к административной ответственности
Срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей , - по истечении трех месяцев ) со дня совершения административного правонарушения , за нарушение законодательства Российской Федерации... о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса) ... по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения ...

В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Моментом удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства является дата вынесения соответствующего определения.

Моментом поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, является дата регистрации входящей корреспонденции в журнале учета входящей корреспонденции с отметкой о регистрации непосредственно на обложке материалов дела (п. 2.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года № 36 в последующих редакциях). Все дела, поступившие в суд, регистрируются в базе данных программного изделия "Судебное делопроизводство" (п. 3.1 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде). Согласно п. 2.7 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде после регистрации, но не позднее следующего рабочего дня, вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения в порядке, установленном председателем суда. В соответствии с п.п. 3.18 и 3.19 указанной выше Инструкции дела об административных правонарушениях, другие дела, материалы хранятся в обложке (форма № 20), на которой указывается номер дела, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого рассматривалось дело, наименование дела, дата поступления дела в суд, дата его рассмотрения и дата сдачи в архив. Дата поступления дела (материала), указываемая на обложке, учетно-статистической карточке или в регистрационном журнале, должна отражать время фактического поступления дела в суд. По делам, присланным в суд по почте, дата их поступления указывается в соответствии с отметкой, сделанной отделом делопроизводства в день приема дела.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Согласно ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом , правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей , правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом , рассматривающими дело, но не более чем на один месяц .

Сроки рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения "апелляционной жалобы"

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.3 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ).

Исчисление срока обжалования предусмотрено частью 3 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд , правомочный рассматривать жалобу.

Сроки рассмотрения жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения " жалобы в порядке надзора"
Сроки рассмотрения " надзорной жалобы"

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, КоАП РФ не предусматривает.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.16 КоАП РФ решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные .

В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца; 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).


Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ), либо немедленно передается на рассмотрение судье после составления протокола (вынесения постановления) в случае административного правонарушения, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).