Статья вновь открывшиеся обстоятельства по гражданскому делу. Пересмотр судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это означает, что государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Данная обязанность также вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности, закрепленных в ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 2 (п. 2 и подп. "а" п. 3) Международного пакта о гражданских и политических правах.

Согласно ст. 14 (п. 1) Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита - полной и эффективной, если допущена судебная ошибка. Статья 14 (п. 6) Международного пакта предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру, если "какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки".

Для исправления допущенных судебных ошибок правила арбитражного судопроизводства предусматривают проверку правосудности (законности и обоснованности) судебных актов в вышестоящих инстанциях и пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам*(1) . Следует отметить, что последняя стадия характеризуется как особая, чрезвычайная*(2) .

Вышестоящие судебные инстанции исправляют неправосудные акты, когда их незаконность или необоснованность вызвана ошибками самих судов (неисследованность фактических обстоятельств, неправильная оценка доказательств или неправильное применение норм права).

Пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам подлежат судебные акты, которые также являются неправосудными. Вместе с тем, их ошибочность вызвана тем, что при рассмотрении дела имелись какие-то существенные обстоятельства, которые не были известны сторонам в споре, а следовательно, не были известны суду; т.е., если "открывшиеся обстоятельства" отсутствовали бы, судебный акт соответствовал бы требованиям законности и обоснованности*(3) . Ориентиром для разграничения оснований для отмены судебных решений и для их пересмотра может служить позиция М.С. Шакарян: "Судебное решение, пересматриваемое по вновь открывшимся обстоятельствам, до обнаружения этих обстоятельств считается законным и обоснованным, поскольку соответствует фактам, установленным судом на момент вынесения решения. Незаконность и необоснованность такого решения выявляется в свете вновь открывшихся обстоятельств"*(4) .

Образец заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Любое судебное постановление, которым дело рассмотрено по существу, может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Сюда относятся, как решения судов, так и определения о прекращении производства по делу, апелляционные и кассационные определения. Для отмены судебного постановления нужно подать заявление о пересмотре в тот же суд, что вынес решение.

Основания для пересмотра указаны в , при этом ко вновь открывшимся обстоятельствам относятся:

  • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
  • заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
  • преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.

К новым обстоятельствам относятся:

  • отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;
  • признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;
  • признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
  • определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Заявление должно быть подано в суд в течение трех месяцев с момента, когда стали известны указанные обстоятельства. Особенных требований к оформлению заявления по вновь открывшимся обстоятельствам не предусмотрено, однако рекомендуется оформить его с соблюдением общих требований к деловым документам. Для удобства написания заявления рекомендуем воспользоваться основными правилами оформления искового заявления.

В ___________________________
(наименование суда)
От __________________________
(ФИО полностью, адрес)
по гражданскому делу № _______
по ___________ (ФИО истца)
к ____________ (ФИО ответчика)

Заявление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам

«___»_________ ____ г. судом было вынесено судебное постановление, которым _________ (указать кратко суть принятого судебного постановления). Судебном постановление вступило в законную силу «___»_________ ____ г.

Однако имеются обстоятельства, предусмотренные статьей 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые являются основанием для пересмотра судебного постановления _________ (указать в чем заключаются вновь открывшиеся или новые обстоятельства, применительно к статье 392 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьей -394 Гражданского процессуального кодекса РФ,

  1. Пересмотреть судебное постановление _________ (привести полные реквизиты судебного постановления) по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.
  2. Отменить судебное постановление и рассмотреть гражданское дело по существу.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копии заявления
  2. Документы, подтверждающие наличие вновь открывшихся или новых обстоятельств для пересмотра судебного постановления

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись заявителя _______

Пересмотр постановлений инстанций, разбирающих споры и дела по преступлениям, вступивших в действие, может осуществляться по правилам ст. 392 ГПК РФ. Новая редакция нормы закрепляет обстоятельства, по которым это допускается. Рассмотрим ее подробнее.

Основания для повторного рассмотрения постановлений

К ним относят:

  1. Вновь открывшиеся факты. Они указаны в ч. 3 ст. 392 ГПК РФ. Для повторного рассмотрения постановлений обстоятельства должны возникнуть до принятия акта и быть существенными для дела.
  2. Новые обстоятельства. Они закрепляются в части четвертой рассматриваемой нормы. Эти обстоятельства должны возникнуть после вынесения постановления и иметь значение для разрешения дела.

Вновь открывшиеся факты

В соответствии с ч. 4 ст. 392 ГПК РФ , к ним относят:

  1. Существенные факты, о которых заявитель не знал, и они не могли быть ему известны.
  2. Заведомо ложную информацию, предоставленную свидетелем, экспертом, неправильный перевод, фальсификацию доказательств, повлекшие принятие необоснованного/незаконного постановления и установленные приговором, вступившим в силу.
  3. Преступления участников разбирательства, других лиц, привлеченных к производству, а также их представителей, судей, совершенных в рамках судопроизводства. Они должны быть подтверждены приговором, вступившим в силу.

Иные обстоятельства

К новым фактам относят:


Комментарий к ст. 392 ГПК РФ

Традиционно пересмотр вынесенных по делам постановлений осуществляется вышестоящей инстанцией. Законодательство, однако, предусматривает несколько исключений из указанного правила. В некоторых случаях суды вправе провести внеинстанционный контроль собственных постановлений. По своей сути эта процедура представляет собой пересмотр актов по вновь открывшимся или иным существенным обстоятельствам. Повторное рассмотрение, как указывает норма, осуществляется в отношении постановлений, вступивших в действие. В юридической литературе эту процедуру относят (и вполне справедливо) к функциям самоконтроля уполномоченных инстанций. Анализ ст. 392 ГПК РФ с комментариями правоведов показывает, что это связано с тем, что квалификация фактов как вновь открывшихся вследствие их обнаружения осуществляет, собственно, тот орган, который принял или изменил ранее вынесенный акт.

Специфика

Накопленная при реализации положений, закрепленных ст. 392 ГПК судебная практика показывает, что реализация положений нормы является самостоятельным этапом гражданского процесса. Вместе с надзорным и кассационным производствами, по правилам которых также осуществляется пересмотр вступивших в действие постановлений, эта стадия обладает исключительным характером. Она выступает в качестве дополнительного инструмента в механизме защиты интересов и прав юрлиц и граждан.

Суть процедуры

В соответствии с позицией, сформулированной КС, право на защиту в суде, гарантированное Конституцией, предполагает возможность устранения допущенных судами ошибок даже после рассмотрения дела в той инстанции, постановление которой, согласно отраслевому законодательству, считается окончательным в том плане, что оно не может пересматриваться в обычном порядке. Повторное рассмотрение акта допускается в рамках дополнительного производства - по вновь открывшимся фактам. Применение ст. 392 ГПК позволяет, таким образом, исправить ошибки. Речь идет о тех фактах, которые нельзя было выявить ранее, но в результате которых ущемленные интересы и права юрлиц, и граждан защищены не были. ЕСПЧ устанавливает, что в качестве одного из обязательных принципов функционирования судебной системы выступает незыблемость и окончательность актов, вступивших в силу. Вместе с тем он указал, что сама по себе процедура пересмотра не противоречит положению о правовой определенности в той степени, в которой она реализуется для исправления ошибок.

Объект

В качестве него выступают постановления, вступившие в действие. Ст. 392 ГПК РФ распространяется на акты любых органов, которыми завершается разбирательство по делу. К ним относят решения первой инстанции, апелляционные/кассационные определения/постановления. По смыслу ст. 392 ГПК РФ , пересмотру подлежат и акты Президиума ВС. В качестве самостоятельного объекта применения нормы могут также выступать определения о прекращении производства, оставлении заявлений без рассмотрения, принятые на всех этапах производства.

Дополнительно

Объектом применения ст. 392 ГПК могут быть определения первых, апелляционных, надзорных, кассационных инстанций, которые не завершают процесс на отдельной стадии. Пересмотр таких постановлений допускается, если законодательство прямо предусматривает для них возможность оспаривания. Ст. 392 ГПК также распространяется на определения, препятствующие движению дела. Для более полной реализации положений рассматриваемой нормы объектом могут выступать определения всех инстанций, которые могут обжаловаться исключительно вместе с решением.

Характеристика обстоятельств

В ч. 2 ст. 392 ГПК РФ закрепляются условия, при которых могут пересматриваться постановления. Если говорить о вновь открывшихся фактах, то, согласно норме, они должны существовать на момент вынесения акта. При этом эти обстоятельства принимаются во внимание, если о них не было и не могло быть известно заявителю. В теории права их характеристика разработана достаточно подробно. Вновь открывшимся обстоятельством следует считать юридический факт, обуславливающий возникновение, прекращение либо изменение правовых отношений. Оно должно иметь непосредственную и существенную связь с рассматриваемым делом.

Важный момент

Вновь открывшиеся факты необходимо отличать от изменившихся обстоятельств. Последними являются такие основания, которые использовались при вынесении постановления, но впоследствии подверглись корректировке. Эти обстоятельства могут быть использованы при подаче другого иска. Не выступают как вновь открывшиеся факты новые доказательства. Обуславливается это следующим. Под вновь открывшимися фактами, не известными суду при принятии решения, постановления, определения, понимают обстоятельства, подлежащие установлению. Соответственно, факты, уже подтвержденные новыми доказательствами, не могут использоваться как основания для пересмотра акта в порядке рассматриваемой нормы. Судебная практика по ст. 392 ГПК РФ показывает, что далеко не на все ранее неизвестные обстоятельства может ссылаться заявитель. Значение будут иметь только те факты, которые относятся к предмету доказывания и могут повлиять на выводы инстанции при вынесении постановления.

Преступления сторон и иных участников процесса

Для пересмотра постановления достаточно самого факта противоправных действий указанных лиц. При этом не будет иметь значения, оказали они влияние на содержание принятого по делу акта или нет. Вместе с тем преступления, совершенные судьями, выступают основанием для повторного рассмотрения постановления по открывшимся вновь фактам, если они имели место при разбирательстве. Факт противоправного действия должен подтверждаться приговором, вступившим в действие. Однако возможность пересмотра акта при наличии обстоятельств, удостоверенных иными документами процессуального характера, также предусмотрена законодательством. Так, 413 статья УПК к ним относит постановление/определение суда, прокурора, дознавателя/следователя о прекращении производства в связи с истечением давностного срока, изданием акта об амнистии или помиловании, вследствие смерти обвиняемого, не достижения субъектом возраста, установленного для привлечения к ответственности по УК.

Новелла законодательства

Ст. 392 ГПК РФ (в новом изложении) закрепляет возможность пересмотра постановления в связи с обстоятельствами, которые возникли после вынесения акта, вступившего в силу. Их исчерпывающий перечень закреплен частью четвертой рассматриваемой статьи. К таким обстоятельствам относят, в первую очередь, отмену постановления инстанции общей юрисдикции, арбитража, а также акта госоргана или структуры местной власти, которые послужили основанием для вынесения оспариваемого решения по делу. Из них наиболее распространенным считается опровержение факта, установленного преюдициально и положенного в основу определения, решения. В любом случае инстанция обязана подтвердить, что обстоятельства, которые ранее признавались выходящими за пределы дела, являются значимыми для рассмотрения и разрешения его по существу. Неизучение их в установленном порядке может или могло привести к принятию необоснованного/незаконного постановления. Обстоятельства, которые устанавливаются другими органами, за исключением судебных, не считаются преюдициальными. Они должны быть доказаны по общим правилам в рамках производства. Соответственно, если говорить о таком основании для пересмотра постановления, как отмена актов госоргана или структуры местной власти, выступивших причиной его принятия, то нужно учесть, что:

  1. Их содержание должно лежать в основе вынесенного решения. Другими словами, суд принял их как надлежащее подтверждение обстоятельства, подлежащего доказыванию по делу.
  2. Они не должны выступать как предмет отдельного (самостоятельного) разбирательства.

Иерархия норм

Разрешение дел в соответствии с конституционными положениями, условиями международных соглашений и прочих актов является обязанностью суда. Выявив при рассмотрении спора, что правовой документ не соответствует норме, имеющей больше юридической силы, инстанция должна применить последнюю. Соответствующее правило закрепляет 11 статья ГПК (ч. 2). Если же акт, положенный в основу вынесенного постановления, в будущем признан недействительным либо отменен по установленному законом порядку как несоответствующий документу с большей силой, это обстоятельство не может выступать как новое. Обуславливается это тем, что инстанция, собственно, не должна была руководствоваться этим актом. Суд обязан был вынести решение, согласно нормам, имевшим большую силу.

Недействительность сделки

Это обстоятельство также считается новым в контексте рассматриваемой нормы. Рассматривая ст. 392 ГПК РФ с комментариями юристов, можно отметить, что правоведы обращают внимание на то, что недействительность сделки должна подтверждаться решением, вынесенным инстанцией общей юрисдикцией либо арбитражем, вступившим в силу. Стоит отметить, что аналогичная норма присутствует и в АПК (статья 311). Недействительные сделки могут быть ничтожными и оспоримыми. Такая дифференциация проводится в зависимости от необходимости вынесения судебного решения. Если оно требуется, то сделка оспоримая, если нет - ничтожная.

Сложности применения

Анализируя практику арбитражных судов, использовавших в качестве основания для отмены вступившего в действие решения, можно отметить неоднозначность и противоречивость подходов к решению этого вопроса. Это, в свою очередь, стало причиной достаточно активных споров по поводу того, идет ли речь только об оспоримой сделке или и о ничтожной тоже. Так по одному из дел был сделан такой вывод: "Соглашение признано ничтожным, следовательно, факты, связанные с этим, не могут выступать как вновь открывшиеся обстоятельства, так как недействительность наступает вне зависимости от признания ее судом". Правильность такой позиции в целом подтверждена и доктриной права. Действительно, ничтожность сделки не влечет юридических последствий и предполагает недействительность с момента заключения вне зависимости от судебного решения. О том, что договор не соответствует нормам, стороны не только могли, но и должны были знать. В этой связи, соответствующее обстоятельство не является вновь открывшимся и не используется как основание для пересмотра постановления.

Пояснения ВС

В пленарном Постановлении №52 от 2011 г. Суд указал, что в качестве основания для пересмотра акта выступает признание недействительности сделки (ничтожной или оспоримой) арбитражем или инстанцией общей юрисдикции, повлекшей вынесение оспариваемого акта. Необходимо при этом иметь в виду, что это обстоятельство применяется при наличии подтверждения. В частности, речь о том, что в резолютивной части решения присутствует вывод о признании недействительности ничтожной/оспоримой сделки или о реализации соответствующих последствий.

Часть четвертая: п. 4

Ст. 392 ГПК РФ предусматривает в качестве основания для пересмотра постановления выявление ЕСПЧ нарушений положений Конвенции, устанавливающей свободы и права человека при рассмотрении инстанцией дела, в связи с вынесением решения по которому гражданин обратился в Европейский орган с жалобой. Для изучения этого обстоятельства следует обратиться к ФЗ №54. Этим нормативным актом признается право российского гражданина обращаться в ЕСПЧ для защиты своих интересов и свобод в течение полугода с момента, когда был использован последний предусмотренный отечественным законодательством юридический инструмент. Стоит заметить, что установленное Европейским судом нарушение при уголовном судопроизводстве, связанное с реализацией норм ФЗ, не соответствующего Конвенции, выступает в качестве основания для возобновления процесса по делу. Соответствующее положение закреплено 41 статьей УПК. Аналогичная норма предусмотрена и в с т. 311 АПК. Стоит отметить, что изменения, внесенные в ГПК в 2010 г., являются результатом исполнения указаний высшего органа, осуществляющего конституционный контроль. Применение новелл, как показала практика, позволило существенно снизить процент незаконных и необоснованных постановлений.

Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам - институт права, обеспечивающий возможность отмены ранее принятого решения по причинам, не зависящим от воли сторон.

Законодательное регулирование

Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам в качестве правового института предусмотрен во всех процессуальных кодексах за исключением КоАП.

Анализируя законодательство, юристы отмечают схожесть формулировок текста. Особенно если сравнивать положения ГПК и АПК. Если говорить о КАС, юристы считают его лишней копией ГПК.

Исключение составляет УПК. Система пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, предусмотренная им, тесно связана с процедурами предварительного расследования и спецификой уголовного процесса.

Законодательство предусматривает стандартный перечень оснований.

Свое значение имеют и разъяснения ВС РФ, в частности постановление пленума по данному вопросу. Аналогичное постановление было выпущено ВАС для арбитражных судов.

Особенность института пересмотра

Судебная система выстроена в иерархическую систему. Сперва низовые суды, затем апелляционные, а затем кассационные инстанции. Верховный суд выполняет функцию надзора, а иногда и кассационной инстанции.

Производство по делам обеспечивается жалобами участников процесса. Они основаны на нарушениях процессуального и материального законодательства, допущенных судами.

Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам связан не с ошибками или упущениями суда, а с иными факторами.

Основания для пересмотра

В процессуальных кодексах законом установлены две группы оснований пересмотра:

  • вновь открывшиеся обстоятельства;
  • новые обстоятельства.

В первую группу входят факторы, имевшие место на момент рассмотрения дела, о которых не было известно по объективным причинам.

Во вторую группу включаются факторы, появившиеся уже после того, как дело разрешили.

Вновь открывшиеся обстоятельства

Пересмотр гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам включает в себя три группы обстоятельств:

  • заявитель (это в равной степени относится к истцу и ответчику, другому участнику дела, прокурору) не знал либо не мог знать о них;
  • ложные показания свидетелей, ложные заключения экспертов, ложный перевод, использование сфабрикованных доказательств, которые повлияли на принятие судом решения;
  • преступления сторон, иных участников дела, их представителей, судей, совершенные ими при рассмотрении дела.

К первой группе относится все что угодно. Например, существует документ, о существовании которого истец не знал, хотя бумага имела существенное значение и подтверждала иск.

Еще пример. Ответчик в споре о размере алиментов не знал и не мог знать, что ребенок произошел не от него.

Вторая и третья группа обстоятельств касаются противоправных действий участников процесса и судей, разрешающих спор. Закон считает их доказанными, если имеется приговор суда, подтверждающий факт совершения деяния и виновность лица.

Пересмотр гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам в случае со второй группой обстоятельств вероятен, в случае с третьей группой - обязателен.

Например, если выявлено, что свидетель дал ложные показания, судья, оценив новые обстоятельства, может отказать в пересмотре.

Если же, например, выяснилось, что судье представитель одной из сторон предлагал взятку, решение обязательно отменяется, и начинается новое разбирательство.

Действия судьи или сторон считаются более существенными, чем действия иных лиц, задействованных в процессе.

Новые обстоятельства

Их источником всегда являются судебные акты либо изменение практики правоприменения, отраженное в официальной позиции. Это:

  • отмена судебного акта, акта органа власти, которые легли в основу принятого решения;
  • признание незаконной сделки, легшей в основу решения;
  • признание закона неконституционным полностью или в части, затрагивающей ранее принятое решение;
  • решение ЕСПЧ, которым установлено нарушение норм Конвенции о правах человека в конкретном деле;
  • изменение правовой позиции ВС РФ в применении нормы закона.

Система пересмотра в арбитражном процессе

Пересмотр арбитражных дел по вновь открывшимся обстоятельствам основан на правилах, аналогичных нормам гражданского процесса. Нормы законов не содержат каких-либо отличий.

Например, оговорена разница между существенными обстоятельствами, ранее неизвестными и новыми доказательствами. Если новые доказательства связаны с ранее исследованными обстоятельствами, надлежит вынести отказ в удовлетворении заявления.

К существенным обстоятельствам относятся, например, нарушения, допущенные судьями кассационной инстанции.

Разъяснения включают в перечень существенных актов признание не соответствующим законам нормативно-правового акта.

Таким образом, ВАС в свое время издал более полные разъяснения, с расширенным пониманием закона, решающим многие вопросы, возникающие на практике.

Особенности административного процесса

Система пересмотра административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам аналогична той, что имеется в гражданском или в арбитражном судопроизводстве. Единственное исключение, добавленное в перечень: отмена нормативного акта ВС РФ, признание его незаконным.

Иногда причина длящегося спора не судья или иной чиновник, а ошибки, допущенные в нормативно-правовых актах.

Если гражданин впоследствии оспорит законность такого акта, дело, в котором он ранее принимал участие, подлежит пересмотру.

Речь идет об акте общего характера, распространяющемся на неопределенное число людей (например, правила получения государственных услуг).

Особенности уголовного процесса

Пересмотр уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам имеет свои особенности. Привычный перечень дополнен следующими позициями:

  • об обстоятельствах не было известно суду;
  • подделка или подлог следственных и судебных протоколов;
  • преступные действия следователя, дознавателя и прокурора, приведшие к незаконному и необоснованному приговору;
  • преступные действия судьи в ходе судебного процесса.

Теперь о перечне новых обстоятельствах. Решение ЕСПЧ применяется по двум основаниям:

  • в уголовном деле применен закон, не соответствующий Конвенции;
  • в уголовном деле допущены иные нарушения норм Конвенции.

Все описанные обстоятельства подтверждаются лишь вступившим в силу судебным актом.

В отличие от преступных действий дознавателя, следователя или прокурора, деяния судьи служат основанием для обязательной отмены приговора.

Заслуживающим внимания считается выявление ранее неизвестных последствий преступления, способствующих ужесточению обвинения;

Новыми считаются иные обстоятельства, и о степени их существенности ничего не говорится.

В уголовном процессе вновь открывшиеся и новые обстоятельства выявляются и в ходе судебного разбирательства, и в ходе предварительного следствия. В частности, достаточное основание - постановление следователя, установившего новые факты в другом уголовном деле.

Какой суд наделен полномочиями по пересмотру

Судебные инстанции обладают различными полномочиями по рассмотрению дел. Однако что касается обсуждаемого вопроса, он может решаться любой инстанцией. Как определить, куда обращаться?

Согласно ГПК, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам обеспечивается разными судами.

Если первоначальное решение не было изменено или отменено, значит, заявление подается в суд первой инстанции. Если одна из вышестоящих инстанций все же отменила решение или внесла в него изменения, значит, и заявление направляется в соответствующую инстанцию.

Например, решение мирового судьи не было отменено или изменено всеми инстанциями, в которые подавались жалобы. Заявление о пересмотре дела подается тогда мировому судье, принявшему решение.

А если же районным судом решение по делу было отменено и принято новое или внесены изменения? В этом случае заявление подается в районный суд.

Если кассационная либо надзорная инстанции отказали в жалобе и нового решения не принимали и не изменяли ранее принятого, в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам они не участвуют. В уголовном процессе процедура выглядит иначе.

Пересмотр административного или арбитражного дела производится судами, принявшими соответсвующие акты, по аналогии с ГПК.

Вопрос о сроках

Закон предписывает направлять заявление в суд на пересмотр в ограниченные сроки.

Сроки пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам или по новым обстоятельствам ограничены тремя месяцами.

Они отсчитываются со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В уголовных делах днем выявления соответствующего обстоятельства считается:

  • Подписание прокурором заключения о необходимости возобновления производства. Заключение прокурора служит основанием для возобновления производства в ограниченных случаях.
  • Вступление в законную силу решения судьи или приговора.

Кроме того, закон не ограничивает сроками пересмотр обвинительных приговоров, в уголовных делах с оправдательными приговорами возобновление предусмотрено в границах сроков давности привлечения к ответственности.

Составление заявления

Заявление в гражданском, арбитражном и административном деле составляется по единой схеме:

  • название суда, в который направляется заявление;
  • сведения о заявителе, его статус (истец, ответчик и т. д.);
  • сведения о других участниках дела (Ф. И. О., адреса);
  • обстоятельства, подтверждающие выявление соответствующих обстоятельств;
  • ссылка на законодательство, судебные акты, вступившие в силу;
  • просьба к суду (истребовать документы, вызвать свидетелей и т. д.);
  • подпись заявителя, представителя, дата направления заявления;
  • опись приложенных к заявлению документов.

Обязательно прилагаются копии решений, на которых заявитель обосновывает свои доводы. Их количество должно соответствовать числу участников заседания, и один комплект полагается судье.

Где взять заявление или его образец о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам или новым обстоятельствам? Лучше обратиться к юристу или адвокату, представлявшему заявителя в судебном процессе. Если такой возможности нет, следует довериться другому специалисту. Не имея знаний и навыков, заявитель может упустить шанс открыть заново дело.

Процедура рассмотрения заявления

Порядок пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам или новым обстоятельствам в ГПК и других Кодексах унифицирован.

Подается заявление, подписанное представителем стороны или другим лицом, имеющим отношение к делу. В частности, широкие полномочия даются прокурору.

Судья, приняв заявление, проверяет его соответствие формальным требованиям. Закон в таком случае не предусматривает оставление заявления без движения, хотя такая практика и имеет место, и она считается оправданной. Дается время на устранение недостатков, если заявитель уложился в срок с исполнением требований судьи, назначается заседание.

Первым высказывается заявитель, затем вторая сторона, обсуждаются представленные доводы, при необходимости исследуются новые материалы.

Затем судья выносит решение в форме определения о направлении дела на пересмотр или отказ в пересмотре.

Описанная процедура одинакова для гражданской, арбитражной и административной формы судопроизводства.

Возобновление уголовного процесса

Производство по делу возбуждается прокурором. Поводы: сообщения граждан, сотрудников правоохранительных органов, сведения, полученные в ходе предварительного или судебного следствия по иным уголовным делам.

Сообщение может быть направлено в форме простого письма с указанием сведений о заявителе.

Заинтересованному лицу лучше обратиться к адвокату, специализирующемуся на соответствующей категории дел, если к адвокату, занимавшемуся делом, нет возможности обратиться.

Если информация получена от работников правоохранительных органов, она направляется в форме рапорта, постановления следователя, прокурора, определения судьи.

Отрицательное заключение прокурора обжалуется вышестоящему прокурору либо в суде. Таким правом по смыслу обладает или осужденный, или его защитник.

Прокурор направит материалы для проверки начальнику дознания или следственного отдела, если имеется необходимость уголовного преследования или проведения отдельных следственных мероприятий.

Пересмотр дела по описанным выше основаниям производится Президиумом ВС РФ по представлению Председателя суда. Основанием представления служит один из указанных судебных актов или заключение прокурора.

После судебного разбирательства о результатах сообщают в КС РФ, уполномоченному при ЕСПЧ, прокурору.

Таким образом, основания для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам или по новым обстоятельствам и процедура их реализации в уголовном процессе обладают заметными особенностями.

Уже после вступления решения суда в силу дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Это самостоятельная и исключительная стадия гражданского процесса. Она начинается по заявлению лица, участвующего в деле, или его представителя, спаривающего судебный акт, в связи с открытием существовавших на момент рассмотрения дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю в период судебного разбирательства.

Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам закон называет вступившие в законную силу решения и определения суда.

Обжалуемое судебное постановление формально является законным и обоснованным, выводы суда подтверждаются исследованными в суде доказательствами, и только после обнаружения вновь открывшихся обстоятельств ставится под сомнение соответствие постановления объективной (судебной) истине.

Основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам являются (ст. 392 гпк рф):

    существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

    заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

    преступные деяния сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

    отмену решения, приговора или определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда.

Вновь открывшееся обстоятельство - это юридический факт, который не был и не мог быть известен лицу, впоследствии заявившему об этом суду, существовавший на момент рассмотрения дела и ставящий под сомнение сделанные судом выводы

Заявление о пересмотре постановления подается в суд первой инстанции.

Если апелляционная, кассационная или надзорная инстанции изменили решение суда первой инстанции или приняли новое решение, то заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, принявший новое решение (ст. 393 ГПК РФ).

3мес Единый срок обращения по вновь открывшимся обстоятельствам

Для всех лиц, обращающихся с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, установлен единый срок обращения - три месяца со дня установления оснований пересмотра (ст. 394 ГПК РФ). Под днем установления понимается день, когда заинтересованному лицу стало известно или должно было стать известно об открытии оснований для пересмотра. Пропущенный заявителем срок может быть, при наличии уважительных причин, восстановлен (ст. 112 ГПК РФ).

В случаях, когда основанием пересмотра является опровержение установленного факта, положенного в основу постановления суда, срок подачи заявления исчисляется с момента вступления в силу решения, определения, приговора, которым отменяются ранее вынесенное решение, определение, приговор.

Если основанием пересмотра является отмена в судебном порядке постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послужившего основанием для принятия решения или определения суда, срок подачи заявления наступает со дня вступления в законную силу решения суда об отмене соответствующего несудебного акта.

    суд, в который подается жалоба;

    оспариваемый судебный акт;

    лиц, участвующих в деле;

    обстоятельство, на которое указывается как на вновь открывшееся, и дату, когда заявителю стало известно об этом обстоятельстве.

Его подписывает полномочное лицо, к нему прикладываются копии заявления по числу лиц, участвующих в деле, и документы, подтверждающие открытие обстоятельств, на которые ссылается заявитель. Такое заявление госпошлиной не оплачивается.

Суд, принявший к рассмотрению заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, обязан известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения заявления.

У суда, рассматривающего заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, существует только два пути:

    Признать обстоятельство вновь открывшимся и на этом основании отменить оспариваемый судебный акт.

    Рассмотреть дело с учетом вновь открывшегося обстоятельства либо отказать в признании обстоятельств вновь открывшимися и оставить обжалуемое судебное постановление в силе.

Обжалованию подлежит только определение суда об отказе в признании обстоятельств вновь открывшимися (ст. 397 ГПК РФ).

Процессуальный порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам регламентируется правилами, закрепленными в ст. 392-397 ГПК.

Право возбудить производство по пересмотру дела признается за всеми лицами, участвующими в деле, в том числе за прокурором, как лицом, участвующим в деле.

Участвующие в деле лица вправе подать заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам в течение трехмесячного срока, исчисляемого со дня открытия обстоятельства, с момента вступления приговора в законную силу или вступления в силу постановления судебного либо несудебного органа, отменившего акт, на котором основано подлежащее пересмотру решение, определение или постановление. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам суд может восстановить его по просьбе заявителя.

Заявление о пересмотре подается в суд, принявший это решение, определение. Заявление о пересмотре решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение.

Суд рассматривает заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда в судебном заседании.

Гражданский процесс / Отв. Ред. Проф. В.В. Ярков. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 702с.

Стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления. В судебном заседании суд, исходя из материалов дела и доказательств, представленных вместе с заявлением о пересмотре, должен установить, имеется ли в действительности вновь открывшееся обстоятельство и настолько ли оно существенно, что вызывает необходимость пересмотра дела. В зависимости от решения этих вопросов суд либо удовлетворяет заявление и отменяет ранее вынесенное решение, определение, постановление, либо отказывает в пересмотре дела.

Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения по вновь открывшимся обстоятельствам обжалованию не подлежит (ст. 397 ГПК). Определение об отказе в пересмотре дела может быть обжаловано в вышестоящий суд.

В случае отмены решения, определения полностью возобновляется производство по делу по правилам Гражданско-процессуального Кодекса. Если прежнее решение, определение было исполнено, а в результате нового рассмотрения дела суд придет к совершенно иным выводам, то он должен обсудить вопрос о повороте исполнения решения.

58 вопрос. Актуальные проблемы исполнительного производства.

Исполнение судебных решений представляет собой важнейший участок правовой практики, который отражает эффективность всего механизма правового регулирования.

За четыре года своего существования служба судебных приставов добилась некоторых позитивных результатов. Заметно повысилась эффективность работы по исполнению судебных решений. Службой ежегодно осваиваются громадные объемы работ.

Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

Подразделения судебных приставов сегодня - необходимый атрибут государственной власти в городах и районах (наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами).

Место исполнительного производства - более верно характеризовать исполнительное производство как юридическую деятельность, происходящую вне рамок судебного процесса, судебной власти и требующую целостного правового регулирования. Исполнительное производство в доктринальном, нормотворческом и правоприменительном аспектах следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой вывод определяет в концептуальном плане правовую политику в данной сфере и взаимоотношения системы принудительного исполнения с властью судебной.

Что касается вопроса о соотношении компетенции, то исполнительное законодательство является комплексным правовым образованием, соединяющим в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что в конечном счете и определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти. Прежде всего органы исполнения входят в систему федеральных органов исполнительной власти и в этом плане организация их деятельности регулируется Российской Федерацией (подл, «г» ст. 71 Конституции РФ). Нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, порядке выдачи исполнительных листов судами, повороте исполнения - это часть процессуального законодательства. Нормы о порядке проведения торгов - часть гражданского законодательства и соответственно относятся к федеральному законодательству.

Ряд норм об организации процесса исполнения носит административно-процессуальный характер и в этом смысле их можно отнести к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов. Например, будет правомерным установление законом субъекта РФ административной ответственности за неисполнение решения конституционного (уставного) суда данного субъекта. Однако преимущественно и в основном исполнительное законодательство относится к сфере ведения Российской Федерации, что вполне оправданно как практически, так и теоретически. Ведь акт органа гражданской юрисдикции может быть исполнен в любой точке территории России, в связи с чем необходим единый стандарт деятельности органов исполнения и исполнительных процедур. Такое толкование исполнительного законодательства очень важно для судебной практики, поскольку исключит возникновение споров о компетенции между РФ и ее субъектами.

Особо следует сказать и об источниках исполнительного законодательства. Еще недавно исполнительное законодательство представляло собой хаотичное нагромождение норм различного уровня, по времени своего принятия принадлежащих по сути дела к различным правовым эпохам. Это затрудняло процесс исполнения и делало его достаточно сложным по причинам не только организационно-экономического, но и чисто правового характера. Теперь основными источниками норм исполнительного законодательства являются комментируемые Федеральные законы. В ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указывается, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из указанного и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. При этом следует учитывать, что Федеральный закон «О судебных приставах» относится к актам исполнительного законодательства только в части регулирования организации и деятельности судебных приставов-исполнителей, поскольку в остальной части он содержит регламент деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также нормы общерегулятивного характера о службе судебных приставов.

Однако, к сожалению, названные законы не решили ряд важных вопросов исполнительного законодательства, например о возможности выдачи нескольких исполнительных листов по одному решению, о повороте исполнения решения, о порядке рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя. При их решении по-прежнему должны применяться соответствующие нормы ГПК и АПК, поскольку иного правового регламента не имеется. Кроме того, к числу источников исполнительного законодательства относятся ГК (в части обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов), Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.) и Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» (в части исполнения решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей).

Правительство РФ может принимать акты исполнительного законодательства только на основании и во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии с этим законом оно утвердило Порядок наложения ареста на ценные бумаги должника (п. 8 ст. 51); Порядок и условия хранения арестованного и изъятого имущества (и. 3 ст. 53); Положение о внебюджетном фонде развития исполнительного производства (п. 1 ст. 82).

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти и других органов, например Банка России, не отнесены к числу источников исполнительного производства, хотя, в частности, вопросы списания средств со счетов юридических лиц регулируются Центральным банком РФ, и т.д. В качестве источников исполнительного законодательства закон не называет акты субъектов РФ, хотя это ограничение вряд ли целесообразно в связи со значительными пробелами федерального правового регулирования соответствующих отношений.

Такое сужение круга источников исполнительного законодательства крайне негативно, поскольку закон, хотя и является по характеру процедурным, тем не менее не содержит развернутых процедур исполнения отдельных видов исполнительных документов, а потому субъекты РФ будут вынуждены осуществлять правотворчество в этой сфере с тем, чтобы заполнить пробелы законодательства. Такая ситуация создает серьезные проблемы для судебной практики. Поскольку споры в сфере принудительного исполнения подведомственны как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам, уже в ближайшем будущем, на наш взгляд, потребуется принятие совместного постановления Пленумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения исполнительного законодательства. В противном случае может возникнуть разнобой в судебной практике его применения, что не будет обеспечивать равенства граждан перед законом. Прежде всего предстоит кардинально решить проблему доведения численного состава службы до полагающихся нормативов труда.

Второй по значимости задачей на ближайшую перспективу считаю усовершенствование процесса организации работ в службе судебных приставов. В этом направлении просматривается несколько направлений практической деятельности.

Не могу не отметить проблему укрепления вертикальной структуры управления службой. Ее принципиальное решение возможно только при условии пересмотра места и роли Департамента судебных приставов в системе руководства службой судебных приставов. Очевидна необходимость интеграции Департамента в схему управления службами судебных приставов территориальных органов Минюста России. Для этого необходимо: повысить его статус как головного структурного подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, а также придать ему реальные возможности для оперативного комплексного разрешения возникающих проблем. Осуществление указанных мероприятий позволит получить необходимые ресурсные, организационно-правовые и кадровые возможности для кардинального совершенствования системы принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Предстоит серьезно подумать и о повышении образовательного уровня судебных приставов-исполнителей. Деятельность судебных приставов-исполнителей при нагрузке от 200 до 500 производств связана с вынесением множества процессуальных документов и направлением большого количества запросов. Поэтому весьма актуально введение должностей помощников судебных приставов-исполнителей. Повышение коэффициента полезного действия судебных приставов-исполнителей предполагает совершенствование работы по розыску должников и их имущества, которое в настоящее время сводится для судебного пристава к направлению различных запросов и получению справок. Первоочередной задачей службы считаю также дальнейшее усиление сотрудничества с судами, а также органами федеральной исполнительной власти, постановления которых исполняют судебные приставы. С некоторыми федеральными органами в последние годы заключены соглашения о сотрудничестве, которые необходимо наполнить конкретным содержанием. Радует растущее взаимодействие с Министерством по налогам и сборам, хотя все начиналось с острой конфронтации, которую мы совместными усилиями преодолели. Для службы судебных приставов больным остается вопрос об улучшении их материального положения. Решать его нужно как можно скорее с тем, чтобы избежать распространения коррупции в рядах судебных приставов, средний заработок которых сейчас составляет всего 2-2,5 тыс. руб. в месяц. Необходимо поднимать престиж работы судебных приставов.