Страны, где нет экстрадиции в россию. Экстрадиция из испании

Российские преступники прячутся от правосудия по всему миру. Кто побогаче, бежит в Лондонград, кто победнее – во всякие экзотические страны. Бывалые люди говорят, что проще всего укрыться на богом забытых островах…

66 000 блудных детей

Любопытнейшее интервью дал «Российской газете» заместитель генерального прокурора России Александр Звягинцев. Речь шла о взаимодействии российской прокуратуры с зарубежными коллегами: не секрет, что наши правонарушители, особенно замешанные в экономических преступлениях, при первой возможности стремятся бежать за рубеж.

А прокуратура не в силах этому помешать: у неё более нет прав избирать меру пресечения. Ограничить человека в правах может только суд, что, конечно, правильно, но даёт преступникам временную фору, которой они с удовольствием пользуются. В это трудно проверить, но сейчас Генпрокуратура разыскивает за рубежом 66 тысяч человек – огромная цифра! Каждый двухтысячный наш соотечественник находится в международном розыске. А выдали нам в прошлом году всего 289 человек. Такими темпами нам потребуется более 200 лет, чтобы вернуть всех блудных детей в родные лагеря.

В Европе холодно, в Америке темно

В какой-то момент перед каждым таким правонарушителем встаёт вопрос – куда бежать? Солидные люди с именем предпочитают Великобританию: отношения с Россией – хуже некуда, уголовное законодательство – либерально, своих людей – полно, в Лондоне уже не помещаются. На втором месте – Израиль: законы пожёстче, отношения с Россией получше, зато климат райский, да и палестинцев меньше, чем в Англии.

Не склонны удовлетворять запросы российской стороны и в Швеции. А вот Германия, Испания, Франция, Чехия, Польша, Швейцария пусть и со скрипом, но выдают беглецов, особенно замешанных в преступлениях против личности. Швейцария и Испания в минувшем году не то что физических лиц выдали – ещё и часть похищенных ими средств вернули. В общем, в Европе и Средиземноморье стало тревожно: предприимчивому человеку и спрятаться негде, если денег или репутации на комфортную жизнь в Англии не хватает.

Существуют, конечно, США, с которыми нет договора о выдаче преступников, но тут другая проблема. В этой стране принято доказывать белизну своих средств. Вон олигарх Прохоров уже год покупает баскетбольный клуб «Нью-Джерси Нетс»: властям бы радоваться, что чужие деньги в экономику притекли, а они тщательно проверяют миллиардера. Не каждый беглец пройдёт такую проверку.

Кроме того, американские власти не одобряют иммигрантов, которые принимаются за старое: тюрьмы этой страны – самые переполненные в мире, и наших бывших соотечественников там пруд пруди. В общем, и хочется в Америку, и колется.

Правильное решение

В этой ситуации самыми верными решениями являются оффшоры. Которые живут как раз за счёт таких вот предприимчивых людей. Белиз, острова Тёркс и Кайкос и ряд других территорий просто отказываются сотрудничать с Генпрокуратурой России, ссылаясь на отсутствие договора, а на предложение заключить такой договор начинают жеманиться, как красные девицы.

Где только не прячутся наши люди! В минувшем году прокуроры направляли запросы в Гайану, Тринидаде и Тобаго, Камбоджу, Никарагуа – договоров о выдаче с этими странами нет, так что каждый случай рассматривается индивидуально и очень долго. Нет большего удовольствия для маленькой державы, чем помотать нервы большой. Часто дела рассматриваются по 2-3 года, а за это время в России может истечь срок давности по фигуранту, и когда беглеца всё-таки выдают, его приходится сразу же отпускать на все четыре стороны.

Собственная гордость

А что же Россия? Где мы находимся в мировой преступности, доноры или на субсидии живём? Тут есть чем гордиться: мы входим в число крупнейших экспортёров преступности в мире. Иностранные воры и бандиты редко выбирают Россию в качестве убежища: мы выдаём иностранцев решительно и оперативно. В прошлом году мы отказали в выдаче лишь 350 человек, тогда как сами получили порядка 2500 отказов. «Нам грубиянов не надо, мы сами грубияны», как говаривал рэкетир Остап Бендер, не сумевший получить убежище в Румынии. Как же это вяжется с высоким уровнем «мигрантской» преступности в стране? Очень просто: на родине, в Средней Азии или Закавказье, этих людей никто не разыскивает – напротив, рады, что избавились.

Таким образом, скрыться от российского правосудия ещё можно. Но надо спешить: контакты наших прокуроров с зарубежными коллегами становятся всё более тесными, и «зона безопасности» для преступников неумолимо сужается.

Борьба с международной преступностью является важнейшей задачей, над решением которой работают многие государства. Совместными усилиями они разыскивают фигурантов криминальных дел и возвращают их на Родину, где те предстают перед справедливым судом. Подобная картина является утопией, поскольку на практике дела обстоят куда более запутанно.

Большинство стран мира условно поддерживает инициативу по выдаче и возвращению лиц, совершивших преступление на территории своего родного государства. В реальности они крайне редко могут прийти к единому мнению и договориться между собой. Именно поэтому список стран, где нет экстрадиции в Россию, по-прежнему остается достаточно обширным.

Экстрадиция представляет собой особый вид соглашения, которое заключается между двумя государствами и предполагает выполнение взаимовыгодных обязательств по отношению к преступникам. Говоря простым языком, если человек совершил преступление в своей стране и скрылся от правосудия за границей, то та страна, в которой он фактически находится, должна задержать его и вернуть на Родину.

В рамках международного законодательства подобная система была бы идеальным решением в борьбе с международной преступностью.

На практике из-за постоянных недомолвок между государствами и большого количества условностей, механизм экстрадиции функционирует крайне нестабильно. В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он реализовывается примерно на 40-50%. В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев.

Виной тому может быть множество причин: агрессивная внешняя политика, столкновение интересов с большинством других мировых государств или продолжение советского курса. На сегодняшний день реальность такова, что механизм экстрадиции по отношению к гражданам России работает крайне плохо, да и в обратном направлении функционирует аналогичным образом.

В международном законодательстве экстрадиция закреплена как право (именно право, а не обязанность) конкретной страны передавать лиц, совершивших преступление, другому государству.

В связи с этим, каждая страна может интерпретировать его в свете своих потребностей и исходя из существующих взаимоотношений.

Подобный механизм работает более-менее слаженно лишь в том случае, когда между государствами заключен двухсторонний договор об экстрадиции. В таком случае, выдача преступников становится не правом, а обязанностью обеих сторон.

Подавляющее большинство государств объединенной Европы успешно взаимодействует между собой, стараясь совместными усилиями бороться с международной преступностью. В целом, страна может настаивать на выполнении права экстрадиции при соблюдении следующих условий:


При соблюдении всех этих критериев любое государство может претендовать на выдачу лица, совершившего преступные деяния. Для этого оно должно обратиться с официальным запросом к стране, в которой скрывается правонарушитель. Только после согласования всех юридических вопросов он объявляется в розыск и подлежит аресту.

Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину

На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.

Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.

Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.


Конституционное право большинства государств является одним из них. К лицам, имеющим гражданство и находящимся на территории родной страны, применяются её законодательные нормы и правила. К примеру, граждане РФ, которые считаются преступниками в других странах, но находятся на территории нашего государства, выдаче не подлежат. В их отношении действует российское законодательство, и отвечать за свои поступки придется именно перед ним.

Ещё одним камнем преткновения служит Европейская конвенция об экстрадиции, которая была заключена в 1957 году и поддержана большинством мировых держав. Согласно ей преступникам, который преследуется в других странах по политическим мотивам, предоставляется особый статус. Кроме того, они не подлежат выдаче и находятся под защитой нового государства.

Страны, которые не выдают России лиц, совершивших преступление

Из 188 мировых держав преступников в Россию возвращают далеко не все. Со своей стороны РФ возвращает беглецов в 65 государств. С каждым годом соотношение полученных и отправленных преступников становится всё больше. В первую очередь, подобная ситуация обусловлена отсутствием двухстороннего соглашения об экстрадиции. Список стран, которые не выдают правонарушителей России, выглядит следующим образом:

  • Великобритания;
  • Украина;
  • Китай;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Швеция;
  • Япония;

Подобный перечень охватывает лишь , с которыми мы имеем границу. Как видим, от рук правосудия любой россиянин, совершивший преступление, может скрыться достаточно легко. При этом с 2014 года дипломатические отношения с рядом мировых держав существенно ухудшились.

Виной тому является целый ряд событий таких, как война в Украине и Сирии, сбитый малазийский Боинг и присоединение Крыма. Поэтому на сегодняшний день количество осуществленных экстрадиций в Россию существенно снизилось .

За последнее десятилетие дипломатические отношения у нашей страны ухудшились с Грузией, Украиной, США и ещё целым рядом держав. Даже дружественная Беларусь предпочитает сама разбираться с нарушителями, а не экстрадировать их. Из Казахстана преступников возвращают крайне не охотно, а Южная Корея вообще не делает этого.

Ежегодно наше государство высылает на Родину более 1000 лиц, являющихся правонарушителями в своих странах. В обратную сторону направляется всего около 80-120 человек, что составляет всего 10-15% от общего количества запросов на экстрадицию.

Беглецы стараются не только выехать в те страны, которые не выдают преступников, но и полностью затеряться в них. За последние годы большинство из них сменили традиционные Венесуэлу и Израиль на более экзотические Филиппины, Индонезию, Тринидад и Тобаго, Вьетнам и другие страны, в которых можно легко смешаться с толпой.

Бегство за границу становится единственным вариантом спасения от тюрьмы для многих «влиятельных» преступников. В России такие побеги приобрели массовый характер за последние несколько лет. Но данный вариант спасения достаточно рискован: почти все государства имеют международные соглашения, предусматривающие выдачу правонарушителей (экстрадицию). Однако есть и исключения. Выясним, какие страны не выдают преступников России.

Понятие экстрадиции

Это форма международного сотрудничества по поводу задержания и последующей передачи нарушителей закона. Процедура совершается на основании норм международного права. Государства заключают двусторонние соглашения, подразумевающие сотрудничество в данной сфере. Экстрадиционные преступления в обязательном порядке закрепляются в международных актах.

Основным документом, регулирующим вопросы экстрадиции, является Европейская конвенция о выдаче (13.12.1957 г.). Россией документ подписан в 1996 году. В 1999 акт был ратифицирован и содержал ряд оговорок, которые описывали случаи запрета в выдаче граждан РФ. Среди них статья 61 Конституции, которая гласит, что россияне не могут быть высланы за пределы своей страны в другое государство.

В настоящее время Россией подписаны около 65 международных соглашений о сотрудничестве в сфере экстрадиции. Среди них Китай, Ирак, Иран, Монголия, Индия, Вьетнам, Япония.

Система выдачи преступников

В международной практике их две:

  1. Европейско-континентальная.
  2. Англо-американская.

Первая система применяется в европейских странах, Латинской Америке, включая ее бывшие колонии. Правила выдачи преступников здесь регламентируются заключенными соглашениями между государствами.

Англо-американская система по выдаче правонарушителей предусматривает рассмотрение конкретного случая в суде. Выдача производится после вынесения положительного судебного решения, которое принимается на основании достаточных и неопровержимых доказательств виновности преследуемого лица.

Российская федерация входит в европейско-континентальную систему. Страна просит выдать нарушителей закона на основании заключенных договоров, следуя правилам Европейской конвенции о выдаче. Существует список стран, где нет экстрадиции в Россию. Как правило, с этими государствами не заключены двусторонние соглашения или имеются политические моменты, из-за которых экстрадиция невозможна.

Преступников выдают по общим правилам

  1. Совершенное преступление должно попадать в категории экстрадиционных.
  2. Наличие принципа двойной преступности деяния, согласно которому оно рассматривается по законодательству обоих государств.
  3. Соблюдение принципа “конкретности”. Уголовное преследование и наказание производится только за то преступление, из-за которого проводилась выдача правонарушителя.

Ограничения в экстрадиции

В конвенции 1957 года описаны признаки, которые запрещают выдачу преследуемого лица.

  1. Преступление имеет политический характер. При этом в конвенции отмечается, что покушение на главу государства или членов его семьи не является политическим преступлением.
  2. Нарушения, связанные с таможенными, валютными махинациями, налогами.
  3. Когда в основе преследования лежит дискриминационный признак (религиозный, расовый и другие).
  4. Если в отношении наказуемого на родине могут применить смертную казнь или тяжкие наказания в виде пыток.
  5. Когда истек срок давности преступления.

Правонарушители, которые хотят скрыться от тюрьмы за границу, ищут, какие страны не выдают преступников России. Чаще за основу берется признак, по которому экстрадиция не производится из-за наличия возможности применения к преследуемым пыток, унижений в родном государстве. Если адвокату удается доказать этот факт, то экстрадиция в Россию запрещается.

Список стран, не выдающих преступников РФ

Принцип невыдачи своих граждан закреплен практически во всех государствах на законодательном уровне. Какие страны не выдают преступников России? Это:

  • Великобритания;
  • Китай;
  • Америка;
  • Беларусь;
  • Украина;
  • Израиль;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Венесуэла;
  • Япония.

В Израиле и Венесуэле имеются отдельные случаи выдачи преследуемых в Россию.

Побег в Америку

Преступники, бегущие из России, имеют шанс скрыться в Америке. И вот почему. С 2014 года отношения между двумя странами резко ухудшились. Поэтому США неохотно отдает России правонарушителей. Особенно если это американцы, успевшие получить российское гражданство. РФ практически невозможно вернуть их. Но и в этом случае есть свои нюансы: “российских” американцев могут осудить по законам родной страны уже на территории США.

Но даже чисто российских граждан Америка не отдает на родину. На территории США успели обосноваться более 20 опасных преступников, имеющих российское гражданство. И это что все они включены в международный розыск и находятся в списках Интерпола. В качестве основания для отказа в выдаче правонарушителей американская сторона указывает на отсутствие двустороннего соглашения. Из-за этого многие запросы от российской стороны просто игнорируются.

Но несмотря на кажущуюся всесильность Америки, существуют страны, не выдающие преступников США. В список входят: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, КНДР, Марокко, ОАЭ, Россия, Сербия, Тунис, Таджикистан, Узбекистан.

Европа

Олигархи, завладевшие деньгами преступным путем, все чаще выбирают для эмиграции Великобританию. А все потому, что Англия не выдает преступников России. Отказы часто имеют необоснованный характер. Невозможность выдачи правонарушителя объясняется политическими мотивами. Правовые системы обоих государств сильно отличаются. Английская сторона решение о возможности экстрадиции рассматривает как возникающую ответственность одной страны перед другой. Это создает трудности в решении вопроса. Эстония не выдает преступников России. А все потому, что в 2015 году российский президент подписал документ, который провозглашал отказ от международного договора о выдаче нарушителей закона, который действовал между странами с 2001 года. Такой политический ход был необходим для России, но он одновременно упростил жизнь лицам, скрывающимся от преследования.

Кроме Англии и Эстонии, не выдают преступников РФ такие европейские страны, как Швеция и Польша.

Куда еще бегут россияне?

Чтобы укрыться от тюрьмы, люди готовы пересекать океан и обосновываться в самых удаленных уголках земли. Нередко опасных преступников находят в Камбодже, Тринидаде, Никарагуа, Тобаго. Это так называемые офшорные зоны - слаборазвитые в экономическом плане государства, которые не имеют достаточных ресурсов. Поэтому они отличаются гостеприимностью к иностранным богатым туристам, даже если те имеют криминальное прошлое. Многие даже не представляют, где находятся эти страны. А правонарушители уже детально изучили их и готовы там остаться, лишь бы избежать тюремных стен.

Из-за отсутствия двустороннего соглашения Япония не выдает преступников России.

Часто причиной разрыва или приостановления договора о правовой помощи в выдаче преступников становятся напряженные отношения между странами. Так произошло и с Украиной. Отношения между странами считаются напряженными на протяжении нескольких лет. Особенно они испортились после того, как полуостров Крым стал российским. Это объясняет, почему Украина не выдает преступников России.

Тайны английского двора

Те, кто бывал в Лондоне, наверняка видели одну из его достопримечательностей - главное полицейское управление Скотланд-Ярд. История самой крупной штаб-квартиры Англии очень интересна. Она была создана в 1829 году Робертом Пилем - будущим премьер-министром страны. Название полицейского участка было выбрано с учетом его местоположения. Несколько веков назад территорию занимал дворец, в котором проживали шотландские короли. В начале 17-го века королевское здание было поделено на 2 части: средний и большой Скотланд-Ярд. Решение было принято правительством. Последующее название полицейского участка учитывало историю места, на котором он был построен.

Тайна Скотланд-Ярда заключается в том, что при реконструкции здания, там было найдено тело женщины без головы. Дело так и не раскрыли. Реконструкция продолжилась. А в 1888 году полицейских ожидал новый сюрприз - в здании нашли человеческие руки. Через месяц полицейские обнаружили там части человеческого тела. Еще через некоторое время один из рабочих в подвале увидел труп женщины без головы. Экспертиза установила, что руки и голова, ранее обнаруженные, принадлежали этой женщине. Убийцу так и не удалось найти. Интересно, что знаменитая лондонская полиция находится в здании, которое сооружено на месте загадочного нераскрытого преступления.

«Черный» музей

Туристы, интересующиеся детективами и загадками следствия, желают посетить «черный» музей известного на весь мир Скотланд-Ярда. Располагается он в здании лондонской полиции. Музей разделен на 2 части. В одной представлены экспонаты, посвященные преступлениям 19-го века. Вторя часть - это вещественные доказательства наиболее известных преступлений, совершенных на территории Великобритании в 20-м веке.

В музее можно увидеть предметы, которые относятся к Джеку-Потрошителю, жестоким гангстерам - братьям Крэй. Здесь можно познакомиться с историей Джона Хэйга - серийного убийцы, который тела своих жертв растворял в емкостях с кислотой. В музее есть и личные вещи членов известной банды, совершившей в 1963 году «Великое ограбление поезда».

Как Россия возвращает преступников?

Но от истории перейдем к современности. На сегодняшний день известно, какие страны не выдают преступников России. А как быстро российская сторона выдает правонарушителей другим государствам?

Россия активно участвует в процессе экстрадиции иностранных преступников на родину.

Если опираться на данные генпрокуратуры России, то ежегодно страна направляет около 700 запросов в другие государства о выдаче преступников. А исполняют их лишь 10 %. Это говорит о неэффективности работы данного института. Более успешными для России в вопросе экстрадиции оказываются контакты с Испанией, Германией. Основная причина неудач с другими странами - отсутствие двустороннего международного соглашения.

Гораздо активнее Россия выдает преступников другим государствам. Ежегодно отсылается на родину более 1 000 иностранных правонарушителей. В России вопрос об экстрадиции человека в другую страну принимается Главным управлением международно-правового сотрудничество Генпрокуратуры. А в Европе эта проблема чаще решается через суд, что усложняет и затягивает процесс.

Публикации, 16:46 25.05.2016

© dreamstime.com

Место России в обмене преступниками

Контекст

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция

Экстрадиция - выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» - Сергей Миронов, ЛДПР - Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ - Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Правовое обоснование

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами - членами Интерпола.

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Российская Федерация

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас - менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач - отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс - экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Страны Евросоюза

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Великобритания

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях - таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Украина

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Это выдача испанским государством испанского или иностранного гражданина для привлечения к уголовной ответственности. Экстрадиция - это сложный забюрократизированный процесс, который требует предоставления многочисленных документов запрашивающей стороной. Между Россией и Испанией отсутствует соглашение о взаимной выдаче преступников, поэтому экстрадиция россиянина из Испании возможна только по решению Правительства Испании.

В испанском уголовном праве существует 2 типа экстрадиции:

  • Активная - когда экстрадицию запрашивает государство Испании
  • Пассивная - когда другое государство просит Испанию выдать испанского или иностранного гражданина. Именно о пассивной экстрации пойдет речь в этой статье.

В соответствии со ст.1 Закона 4/1985, в основе экстрадиции лежит принцип взаимности. Это означает, что Испания выдает преступников другому государству при условии, что она может потребовать ответной «услуги».

В каком случае российский гражданин может быть экстрадирован из Испании?

  1. Если в отношении российского гражданина вынесен уголовный приговор в России. Гражданский и административные правонарушения не могут являться основанием для экстрадиции.
  2. Если деяние, в котором обвиняется россиянин, признается преступлением в Испании. При этом наказание не может быть менее 1 года лишения свободы по испанскому уголовному праву.
  3. Если российский гражданин еще не отбывает наказание за данное преступление в Испании.

В каких случаях запрещается экстрадиция российского гражданина из Испании в Россию?

Каждое дело об экстрадиции уникально, однако существуют основания для однозначного отказа в экстадиции из Испании:

  1. Если деяние, в котором обвиняется россиянин, является политическим преступлением по российскому законодательству. В соответствии с Европейской конвенцией об экстрадиции от 1957 года, выдача иностранных граждан, обвиняемых запрашиваемой стороной в политических преступлениях, запрещена.
  2. Если существует риск, что в России преступник будет подвергнут более строгому наказанию, нежели указано в запросе об экстрадиции.
  3. Если российский гражданин получил статус беженца.
  4. Если существует риск, что дело сфабриковано и Россия не предоставляет достаточным доказательств виновности иностранного гражданина, проживающего в Испании.

Процедура экстрадиции из Испании.

Важно помнить, что выдача иностранного гражданина, законно проживающего на территории Испании, - это право Испании, но никак не ее обязанность. Поэтому другое государство всегда выступает в роли просящего, но никак не требующего. Это означает, что если Испания требует предоставить дополнительные документы, Россия должна в обязательном порядке выполнить это требование, иначе запрос об экстрадиции будет сдан в архив.

В большинстве случаев дело начинается с расследования Интерпола. Генеральная прокуратура России направляет в штаб Интерпола ориентировку на обвиняемого с разъяснением, в чем он обвиняется и на основании чего. Если Интерпол считает полученную информацию достаточной, он объявляет российского гражданина в международный розыск. Если россиянин в это время находится в Испании, испанская полиция обязана выполнить требование Интерпола, задержать россиянина и передать дело об экстрадиции в суд. Если суд принимает положительное решение, может быть инициирована исполнительная часть дела об экстрадиции.

Можно обойтись и без Интерпола. В таком случае необходим запрос из Министерства Юстиции России в Министерство юстиции Испании.

На деле процесс экстрадиции может длиться месяцами и даже годами. Отношение европейцев к российскому судопроизводству весьма предвзято, поэтому выдача возможна только при начилии достаточных доказательств, что дело не сфабриковано и в России выданный гражданин не преследуется по политическим мотивам и не будет осужден по статьям, не указанным в запросе на экстрадицию.

Решение об экстрадиции должно быть одобрено Правительство Испании. Стоит иметь ввиду, что Правительство не является судебным органом, поэтому всегда рассматривает вопрос об экстрадиции скорее с политической точки зрения взаимоотношений между Испанией и Россией. Это означает, что из-за одного гражданина страны не будут ссориться. Однако охлаждение отношении между странами скорее всего затруднит процесс экстрадиции российских граждан из Испании. Решение об экстрадиции из Испании может быть обжаловано.

Если Вы находитесь в затруднительном положении в Испании и Вам необходима помощь специалиста в области депортации или экстрадиции, Вы можете обратиться по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» и мы предоставим опытного адвоката, а также организуем сопровождение переводчиком на встречу с адвокатом, в миграционные и судебные органы.