Субъекты административных правоотношений равны между собой. Субъекты и объекты административных правоотношений. Понятие субъекта административных правоотношений

Тема 6. Вопрос 1. Понятие, задачи и система административного права

Административное право это самостоятельная отрасль права. Она регулирует управленческие отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. оно складывается при осуществлении государством своих функции).

Основные особенности административно-правовых отношений:

1. они складываются в сфере государственного управления;

2. возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;

3. одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;

4. они построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

5. одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

6. разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;

7. разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

8. мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта, и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

Задачи административного права как отрасти права:

1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

3. Защита граждан и общества от административного произвола.

Предметом является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методом административного регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Т.е. при административных правоотношениях одностороннее волеизлияние, т.е. стороны находятся в юридически неравном положении.

Система административного права:

1. Общие нормы права и особенности

2. Общая часть (охватывает государственное управление в целом)

3. Особая часть (включает нормы права, которые регулируют государственное управление в особых сферах деятельности)

Источники административного права:

· Конституция


· Кодекс об административных правонарушениях

· Законные акты (принимаются Федеральным собранием РФ)

· Указы Президента РФ

· Постановления Президента РФ

· Приказы, постановления государственных комитетов, министерств и служб РФ

· Законодательные акты республик в составе РФ

· Постановления и распоряжения глав администраций

· Акты органов местного самоуправления

· Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений

Тема 6. Вопрос 2. Административные правоотношения: понятие и виды. Субъекты административных правоотношений.

Административное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. государственного управления)

Административные правоотношения имеют внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

1.Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Это лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:

· государственные органы и их структурные подразделения

· государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации

· общественные объединения

· граждане России

· иностранные граждане и лица без гражданства

2.Объект – то по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида таких объектов:

· Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

· Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

3.Юридические факты фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Их можно разделить на виды:

1. В зависимости от воли субъекта:

a. События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

b. Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают:

i. Правомерные :

1. юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

2. юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

ii. Неправомерные :

1. правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;

2. преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.

2. по порождаемым последствиям:

a. правообразующие,

b. правоизменяющие

c. правопрекращающие

3. по форме своего проявления:

a. положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

b. отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

a. материальные

b. процессуальные

2. по направленности отношений:

a. внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

b. внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.)

3. в зависимости от характера юридических фактов:

a. порождаемые правомерными действиями;

b. порождаемые неправомерными действиями.

4. в зависимости от особенностей участников отношений:

a. между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

b. между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;

c. между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

d. между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

e. между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

f. между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

g. между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

h. между субъектом исполнительной власти и гражданами.

5. по способу защиты:

a. защищаемые в административном порядке;

b. защищаемые в судебном порядке.

6. по направленности связей:

a. вертикальные – отношения «власть-подчинение»;

b. горизонтальные – между субъектами исполнительных органов.

7. по функциям права:

a. регулятивные

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъект административноправовых отношений участник административноправовых отношений обладающий административной правосубъектностью правоспособностью дееспособностью наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо организация которые в соответствии с установленными административным законодательством Российской Федерации нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти. отношения между...

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью (правоспособностью, дееспособностью), наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством Российской Федерации нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти.

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления;

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права;

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.

Административная дееспособность - это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.

Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.

Субъекты административного права:

1. Индивидуальные:

Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства;

Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом: государственные служащие и должностные лица, военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, и др. инвалиды;

II. Коллективные;

Органы исполнительной власти

Организации, предприятия, учреждения;

Трудовые коллективы.

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений. В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.

Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

Субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих возникающих правоотношений:

1. В организационно-управленческом праве - посредством формирования правоотношений по общей организации вопросов управления в различных отраслях и сферах управленческой деятельности.

2. В управленческом процессе, т.е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов.

3. В административном процессе, т.е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

4. В административно-деликтном праве, т.е. в системе отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52202. Робототехника 200 KB
Тексты: Robotics Technicl Prmeters of Robots Лексика re область зона rtificil искусственный ttchment прикрепление xis pl. Переведите следующие словосочетания на русский язык: set of instructions; the bility of extreme decentrliztion of informtion nd dt; typicl pplictions of robots; investigtions into new types of robots; number of discrete voltge levels; little mount of different instructions; n ctive re of reserch; stories of rtificil helpers; mss production of consumer nd industril goods; high...
52203. Космонавтика 192 KB
Тексты: History of spce explortion in the 20th Century Explortion of the Moon Лексика bord на борту lone единственно только ssumption допущение предположение being существо body тело celestil небесный crew команда экипаж durtion длительность Erth Земля experience опыт fmous знаменитый fr далеко flight полет hlf половина hrd твердый het тепло honor честь kind тип вид mgnificent величественный member член команды элемент конструкции milestone веха этап...
52204. Ракетостроение 206.5 KB
Выражение to be going to Тексты: Spce Sttions Spcecrft Modifictions nd their Subsystems Лексика lso также тоже prt на части pproprite соответствующий verge средний cpcity способность; мощность closed закрытый замкнутый direction направление during в течение entry вход вхождение environment окружающая среда forwrd вперед frequently часто ground земля; основание height высота lunch vehicle ракетаноситель long term shortterm долгосрочный краткосрочный nked зд....

Объектом административно–правовых отношений является воля, сознание и опосредованное ими поведение управляемых в сфере государственного управления, реализации публично–правовых интересов. Для (а иногда и в результате) совершения определенного поведения возникают административно–правовые отношения, для которых эти действия (бездействия) являются объектом.

Субъектами административно–правовых отношений являются государственные органы, государственные организации, должностные лица, другие государственные служащие, граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные объединения, наделенные исполнительно–распорядительными полномочиями.

При этом каждая из сторон административно–правового отношения должна обладать административной правоспособностью и дееспособностью, т.е. административной правосубъектностью.

Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности и ответственность в сфере исполнительной власти, государственно–управленческой деятельности. Полномочия (права и обязанности) органа государственного управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в специальных законодательных актах (например, министерства – в положении о конкретном министерстве). От административной правоспособности неотделима дееспособность, а именно способность субъекта административно–правового отношения своими действиями приобретать и осуществлять права, принимать на себя обязанности, исполнять их, а также нести ответственность за свои действия в сфере государственного управления.

Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.

Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и

18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении определенного возраста (16 лет), лицо может быть привлечено к административной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18–летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспососбных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.

Граждане, как субъекты административно–правовых отношений, пользуются административно–правовой правоспособностью во всех сферах государственного управления. Можно выделить следующие группы административно–правовых отношений, в которых граждане могут выступать в качестве стороны:

отношения, возникающие в процессе реализации гражданами принадлежащих им по закону прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.); отношения, складывающиеся в связи с выполнением гражданами обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдение правил безопасности, санитарнопротивоэпидемических и др.); отношения, возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений в сфере государственного управления, а равно нарушением органами исполнительной власти или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование решений органов государственного управления, действий должностных лиц и т.п.).

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но­сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством и (или) подзаконными административно-правовыми нор­мами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Схема 4. Понятие и виды субъектов административного права

Схема 5. Элементы административно-правовых отношений




Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию - субъективному праву одного участника пра­воотношения - всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.


* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполни­тельной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Юридические факты делятся на действия и события.

Действия - результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).

Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваны по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непо­средственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организа­цией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспе­чивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их струк­турных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяю­щие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по по­вседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойствен­ные этим органам методы и средства.

Схема 6. Виды административно-правовых отношений


Таким образом, административно-правовые отношения, построен­ные по принципу «субъект - объект управления», как властеотношения, имеют существенные отличия от правоотношений других отраслей права (см. схему 7):

1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отно­шений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предпи­сание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.

2. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляе­мых в сфере исполнительной власти, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и администра­тивно-политической деятельности.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку дей­ствуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по ини­циативе любой из сторон, но согласие (желание) другой стороны не является обязательным.

5. Административно-правовые отношения выражают организаци­онно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятель­ность, осуществляемую определенными органами государства с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государст­ва и его аппарата.

6. Споры, которые могут возникать между участниками администра­тивно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в ад­министративном (несудебном) порядке, т. е. путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномочен­ного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судеб­ный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об ар­битражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»** и ст. 202 КоАП.


* СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589

** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270

Схема 7. Особенности административно-правовых отношений


7. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как прави­ло, сами органы исполнительной власти.

Административно-правовые отношения отличаются прежде всего от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-право­вые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возни­кать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-пра­вовым отношениям присущи иные признаки. В п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ* сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, непри­косновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимос­ти беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договор­ных началах, регулируются не административным, а гражданским пра­вом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.


* СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

То, что административное право характеризуют организационно-управленческие отношения, служит основой для его отличия и от тру­дового, и от финансового права.