Тема 6. Вопрос 1. Понятие, задачи и система административного права
Административное право это самостоятельная отрасль права. Она регулирует управленческие отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. оно складывается при осуществлении государством своих функции).
Основные особенности административно-правовых отношений:
1. они складываются в сфере государственного управления;
2. возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;
3. одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;
4. они построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;
5. одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);
6. разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;
7. разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;
8. мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта, и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.
Задачи административного права как отрасти права:
1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.
2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.
3. Защита граждан и общества от административного произвола.
Предметом является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Методом административного регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Т.е. при административных правоотношениях одностороннее волеизлияние, т.е. стороны находятся в юридически неравном положении.
Система административного права:
1. Общие нормы права и особенности
2. Общая часть (охватывает государственное управление в целом)
3. Особая часть (включает нормы права, которые регулируют государственное управление в особых сферах деятельности)
Источники административного права:
· Конституция
· Кодекс об административных правонарушениях
· Законные акты (принимаются Федеральным собранием РФ)
· Указы Президента РФ
· Постановления Президента РФ
· Приказы, постановления государственных комитетов, министерств и служб РФ
· Законодательные акты республик в составе РФ
· Постановления и распоряжения глав администраций
· Акты органов местного самоуправления
· Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений
Тема 6. Вопрос 2. Административные правоотношения: понятие и виды. Субъекты административных правоотношений.
Административное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. государственного управления)
Административные правоотношения имеют внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.
1.Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Это лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:
· государственные органы и их структурные подразделения
· государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации
· граждане России
· иностранные граждане и лица без гражданства
2.Объект – то по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида таких объектов:
· Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;
· Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.
3.Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Их можно разделить на виды:
1. В зависимости от воли субъекта:
a. События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);
b. Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают:
i. Правомерные :
1. юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;
2. юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.
ii. Неправомерные :
1. правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;
2. преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.
2. по порождаемым последствиям:
a. правообразующие,
b. правоизменяющие
c. правопрекращающие
3. по форме своего проявления:
a. положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;
b. отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.
ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ:
a. материальные
b. процессуальные
2. по направленности отношений:
a. внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.
b. внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.)
3. в зависимости от характера юридических фактов:
a. порождаемые правомерными действиями;
b. порождаемые неправомерными действиями.
4. в зависимости от особенностей участников отношений:
a. между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;
b. между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;
c. между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
d. между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;
e. между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;
f. между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;
g. между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;
h. между субъектом исполнительной власти и гражданами.
5. по способу защиты:
a. защищаемые в административном порядке;
b. защищаемые в судебном порядке.
6. по направленности связей:
a. вертикальные – отношения «власть-подчинение»;
b. горизонтальные – между субъектами исполнительных органов.
7. по функциям права:
a. регулятивные
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Субъект административноправовых отношений участник административноправовых отношений обладающий административной правосубъектностью правоспособностью дееспособностью наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо организация которые в соответствии с установленными административным законодательством Российской Федерации нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти. отношения между...
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Субъект административно-правовых отношений участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью (правоспособностью, дееспособностью), наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством Российской Федерации нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти.
Признаки субъектов:
1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления;
2. отношения между ними урегулированы нормами административного права;
3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.
Административная правоспособность это закрепленная в административно правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.
Административная дееспособность - это закрепленная в административно правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.
Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.
Субъекты административного права:
1. Индивидуальные:
Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства;
Субъекты, обладающие специальным административно правовым статусом: государственные служащие и должностные лица, военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, и др. инвалиды;
II. Коллективные;
Органы исполнительной власти
Организации, предприятия, учреждения;
Трудовые коллективы.
Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений. В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.
Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.
Субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих возникающих правоотношений:
1. В организационно-управленческом праве - посредством формирования правоотношений по общей организации вопросов управления в различных отраслях и сферах управленческой деятельности.
2. В управленческом процессе, т.е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов.
3. В административном процессе, т.е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.
4. В административно-деликтном праве, т.е. в системе отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
52202. | Робототехника | 200 KB | |
Тексты: Robotics Technicl Prmeters of Robots Лексика re область зона rtificil искусственный ttchment прикрепление xis pl. Переведите следующие словосочетания на русский язык: set of instructions; the bility of extreme decentrliztion of informtion nd dt; typicl pplictions of robots; investigtions into new types of robots; number of discrete voltge levels; little mount of different instructions; n ctive re of reserch; stories of rtificil helpers; mss production of consumer nd industril goods; high... | |||
52203. | Космонавтика | 192 KB | |
Тексты: History of spce explortion in the 20th Century Explortion of the Moon Лексика bord на борту lone единственно только ssumption допущение предположение being существо body тело celestil небесный crew команда экипаж durtion длительность Erth Земля experience опыт fmous знаменитый fr далеко flight полет hlf половина hrd твердый het тепло honor честь kind тип вид mgnificent величественный member член команды элемент конструкции milestone веха этап... | |||
52204. | Ракетостроение | 206.5 KB | |
Выражение to be going to Тексты: Spce Sttions Spcecrft Modifictions nd their Subsystems Лексика lso также тоже prt на части pproprite соответствующий verge средний cpcity способность; мощность closed закрытый замкнутый direction направление during в течение entry вход вхождение environment окружающая среда forwrd вперед frequently часто ground земля; основание height высота lunch vehicle ракетаноситель long term shortterm долгосрочный краткосрочный nked зд.... | |||
Объектом административно–правовых отношений является воля, сознание и опосредованное ими поведение управляемых в сфере государственного управления, реализации публично–правовых интересов. Для (а иногда и в результате) совершения определенного поведения возникают административно–правовые отношения, для которых эти действия (бездействия) являются объектом.
Субъектами административно–правовых отношений являются государственные органы, государственные организации, должностные лица, другие государственные служащие, граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные объединения, наделенные исполнительно–распорядительными полномочиями.
При этом каждая из сторон административно–правового отношения должна обладать административной правоспособностью и дееспособностью, т.е. административной правосубъектностью.
Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности и ответственность в сфере исполнительной власти, государственно–управленческой деятельности. Полномочия (права и обязанности) органа государственного управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в специальных законодательных актах (например, министерства – в положении о конкретном министерстве). От административной правоспособности неотделима дееспособность, а именно способность субъекта административно–правового отношения своими действиями приобретать и осуществлять права, принимать на себя обязанности, исполнять их, а также нести ответственность за свои действия в сфере государственного управления.
Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.
Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (неполная дееспособность) и
18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении определенного возраста (16 лет), лицо может быть привлечено к административной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18–летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспососбных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.
Граждане, как субъекты административно–правовых отношений, пользуются административно–правовой правоспособностью во всех сферах государственного управления. Можно выделить следующие группы административно–правовых отношений, в которых граждане могут выступать в качестве стороны:
отношения, возникающие в процессе реализации гражданами принадлежащих им по закону прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.); отношения, складывающиеся в связи с выполнением гражданами обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдение правил безопасности, санитарнопротивоэпидемических и др.); отношения, возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений в сфере государственного управления, а равно нарушением органами исполнительной власти или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование решений органов государственного управления, действий должностных лиц и т.п.).
Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).
Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.
Схема 4. Понятие и виды субъектов административного права
Схема 5. Элементы административно-правовых отношений
Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения - всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.
* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.
Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.
В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.
Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъекта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Юридические факты делятся на действия и события.
Действия - результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дисциплинарные проступки.
События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).
Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каждом конкретном случае могут иметь различные юридические последствия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган исполнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установленный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотношений.
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными министерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и др.).
По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.
Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.
Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяющие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.
Схема 6. Виды административно-правовых отношений
Таким образом, административно-правовые отношения, построенные по принципу «субъект - объект управления», как властеотношения, имеют существенные отличия от правоотношений других отраслей права (см. схему 7):
1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отношений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предписание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.
2. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере исполнительной власти, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.
3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) другой стороны не является обязательным.
5. Административно-правовые отношения выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
6. Споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке, т. е. путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судебный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»** и ст. 202 КоАП.
* СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589
** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270
Схема 7. Особенности административно-правовых отношений
7. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы исполнительной власти.
Административно-правовые отношения отличаются прежде всего от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки. В п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ* сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.
* СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
То, что административное право характеризуют организационно-управленческие отношения, служит основой для его отличия и от трудового, и от финансового права.