Теория государства и права. Курс лекций. Законодательный процесс в рф

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. Они одобряются в Совете Федерации и подписываются президентом, после чего обнародуются. Установленные стадии законотворческого процесса в РФ исключают принятие необдуманных, ошибочных нормативных актов. Такой порядок позволяет решить вопрос, касающийся финансовых средств, необходимых на реализацию проектов, а также не допустить противоречий в системе права. Рассмотрим далее подробнее законотворческий процесс в Российской Федерации.

Общие сведения

Понятие законотворческого процесса включает в себя несколько ключевых элементов. Эта процедура предполагает не только непосредственное принятие нормативных актов, но и обязательный порядок формирования документа, предлагаемого к рассмотрению. Кроме этого, законотворческий процесс в РФ осуществляется определенными органами и лицами. Так, вносить на рассмотрение акты могут: президент, члены СФ и Правительства, представительные структуры регионов страны, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды. Все эти субъекты наделены законодательной инициативой.

Стадии законотворческого процесса

Процедура принятия норм предполагает:

  1. Подготовку проектов.
  2. Рассмотрение (обсуждение).
  3. Принятие акта.
  4. Опубликование.

Рассмотрим эти этапы законотворческого процесса в отдельности.

Подготовка

Принятие любого нормативного акта начинается с подготовки его проекта. Эта процедура предполагает выявление социальных потребностей на основании всестороннего исследования общественной практики, предложений от госорганов, граждан, политических партий и иных объединений, научных данных. Подготовку проектов могут осуществлять различные институты. Как правило, законотворческий процесс основывается на отраслевом признаке. Он заключается в том, что подготовку проекта выполняет орган, отвечающий за конкретную сферу. В некоторых случаях формируются специальные комиссии. Подготовка проектов может проводиться и на альтернативной основе.

Обсуждение

На этой стадии законотворческого процесса осуществляется рассмотрение предложенного проекта представительным органом. Заседание открывает докладчик. Им является представитель того субъекта, который подготовил и предложил нормативный акт. В общем случае профильный комитет выносит свое заключение. После этого начинается обсуждение, оценка акта депутатами. Они могут вносить в проект поправки. Обсуждение проходит обычно в трех чтениях.

Принятие акта

Законотворческий процесс предполагает открытое голосование на заседании представительного органа. Оно может проходить как за весь предложенный проект целиком, так и за отдельные его статьи. Принятие обычных актов производится большинством. Конституционные законы утверждаются, если проголосовало 2/3 от общего количества депутатов. Совет Федерации в течение двух недель должен рассмотреть принятый в Госдуме акт. При этом утвержденный депутатами акт может быть как отклонен, так и одобрен. Если рассмотрение в СФ не произошло, закон считается принятым. В течение последующих двух недель акт одобряется и подписывается президентом. Глава страны, в свою очередь, имеет право наложить вето.

Опубликование

Законотворческий процесс считается завершенным после размещения полного текста акта в официальном издании. Опубликование считается обязательным условием вступления документа в действие. В противном случае нельзя ни требовать его соблюдения, ни применять санкции за нарушение его положений. Публикация законов происходит в течение 10 дней.

Регламент

Законотворческий процесс проходит в определенном порядке, утвержденном на официальном уровне. Рассмотрение проектов сначала осуществляется на уровне комитетов Парламента. После этого акт направляется на обсуждение в Госдуму. В ходе первого чтения рассмотрению подлежат только принципиально важные, самые основные положения документа. После принятия большинством законопроект с поправками отправляется в комитет. Этот орган ответственен за его подготовку, доработку с учетом внесенных замечаний и предложений. После проведения этой работы акт отправляется в Госдуму на второе чтение. В ходе него проходит конкретное, постатейное обсуждение акта вместе с поправками. После этого документ вновь направляется в комитет, который подготавливает его к третьему чтению.

Готовый законопроект снова отправляется в Госдуму. В рамках третьего чтения не допускается внесение изменений в содержание акта. На этом этапе закон или принимается, или нет. Отправка документа в СФ осуществляется в пятидневный срок.

Работа СФ

По конституционным положениям, СФ может не обсуждать некоторые законы, направленные из Госдумы. Это будет означать их автоматическое принятие. Однако в законе установлены исключения. Обязательному рассмотрению подлежат акты, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, сборов, налогов.
  2. Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования, денежной эмиссии.
  3. Денонсации и ратификации международных соглашений РФ.
  4. Защиты и статуса госграницы, мира и войны.

ФЗ считается одобренным в СФ, если за него проголосовало больше 1/2 от числа членов, или если он не рассматривался в течение 14 дней. При отклонении документа палаты могут сформировать согласительную комиссию для устранения возникших разногласий. После этого законопроект снова отправляется в Госдуму на обсуждение.

Действия Президента

Как выше было сказано, глава страны в течение 14 дней:


Запрет выступает в качестве одного из средств сохранения баланса. Вето - это инструмент сдерживания, который применяет исполнительная власть по отношению к представительной. Сущность этого механизма - в том, что президент, отказываясь ставить свою подпись, не допускает вступления закона в действие. Отклонение может быть:

  1. Абсолютным . В этом случае парламент лишается юридической возможности преодолеть вето и не возвращается к рассмотрению документа.
  2. Относительным . Этот отказ может быть преодолен. В случае отклонения закона президентом, СФ и Госдума в порядке, установленном Конституцией, начинают новое рассмотрение. Если при повторном обсуждении нормативный акт будет принят большинством, составляющим не меньше 2/3 от общего количества депутатов и членов СФ, глава государства обязан подписать его в течение 7 дней и обнародовать.

Юридическое действие имеет официальная публикация текста. Неопубликованные документы не подлежат применению. Обнародование производится от имени госоргана или самим институтом, который издал либо подписал акт.

Принятие законов в Российской Федерации – процедура очень сложная. Нелегкий процесс принятия законов – гарантия того, что непродуманные и скороспелые нормативно - правовые акты не будут создавать коллизии и противоречия в правовой системе.

Этапы законодательного процесса в РФ

Законодательный процесс – это принятие, и вступление в силу нормативно – правовых актов. Началом законодательного процесса является законодательная инициатива, завершением – опубликование нового закона в специализированных СМИ.

Также законодательный процесс включает в себя такие стадии как рассмотрение проекта закона в Думе, его принятие депутатами Думы, одобрение нормативно-правового акта Советом Федерации и согласование с Президентом РФ.

Законодательная инициатива и одобрение проекта закона

Право законодательной инициативы принадлежит следующим лицам: членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Президенту, законодательным органам субъектов Федерации, членам Правительства РФ, Верховному, Арбитражному и Конституционному Суду.

Готовый законопроект отправляется на принятие в Государственную Думу. Одобрение закона происходит зачастую в трех чтениях: в первом чтении депутаты анализируют общие положения законопроекта, во втором происходит рассмотрение и доработка отдельных предложений, в третьем – одобрение законопроекта.

Простые федеральные законы принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы. Для принятия конституционных федеральных законов необходимо одобрение 2/3 голосов.

Одобрение законов СФ, подписание Президентом

В течение пяти дней, после того, как законопроект был принят в Государственной Думы, его отправляют на одобрение членам Совета Федерации. Совет Федерации в течение недели должен либо одобрить закон, либо отправить его на доработку.

Если нормативно – правовой акт одобрен, его передают на подпись Президенту. Если за законопроект проголосовало более чем 2/ 3 депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, Президент обязан его подписать.

В противоположном случае, Президент имеет право наложить вето на закон, и отправить его на переработку.

Опубликование закона

После подписания нормативно-правого акта президентом, в течение семи дней его должны опубликовать в специальных изданиях, в частности, в «Собрании законодательства РФ» и в «Российской газете».

Большинство законов вступает силу спустя 10 дней после опубликования. Некоторые законы могут вступить в силу спустя больший или меньший срок, обычно это указывается непосредственно в самом законе.

Законодательный процесс выступает составной частью процесса правотворчества и включает в себя четыре основные стадии:

1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций, партий или отдельных лиц на внесение предложений об издании, изменении или отмене закона или иного нормативного правового акта для их рассмотрения законодательным органом. Законодательная инициатива материализуется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к рассмотрению.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом официальной законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ.

2. Стадия обсуждения законопроекта . Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Будущий закон проходит несколько чтений в представительном (законодательном) органе, именно на этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения из законопроекта. Закон, как правило, принимается в трех чтениях.

В первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта, рассматривается его концепция, вносятся необходимые поправки и дополнения. Далее законопроект направляется на доработку в комитеты представительного (законодательного) органа. Во втором чтении обсуждается доработанный законопроект; если он отклонен, прекращается работа над ним, если одобрен - депутатами обсуждаются заранее внесенные поправки. Если законопроект принят во втором чтении, он передается в головной комитет для редакционной доработки. Затем, в третьем чтении , законопроект обсуждается в депутатском комитете представительного (законодательного) органа со всеми поправками, но не исключено, что он может быть отклонен, если не набрал необходимое количество голосов.

3. Принятие закона - происходит путем голосования депутатов законодательного органа.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае же несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира".

Особый пордяок установлен для принятия ФКЗ (ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г., датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день их принятия Государственной Думой в окончательной редакции.

4. Стадия обнародования законов . Принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение указанного срока с момента поступления Федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит рассмотрению в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Парламентской газете".

Законотворчество субъектов Российской Федерации . В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, т.е. субъекты Российской Федерации, имеют право осуществлять собственное правовое регулирование , включая принятие законов и иных нормативных правовых актов вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам ведения Российской Федерации, а также федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае такого противоречия действует Федеральный закон, а закон субъекта Федерации не применяется (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Этапы и стадии законотворческого процесса

В юридической теории и практике нередко происходит непроизвольная и ничем не оправданная подмена понятия и явления «правотворчество» и «законотворчество». Ибо когда мы говорим о стадиях процесса правотворчества, то по логике вещей должны рассматривать стадии процесса принятия, изменения или отмены всех вместе и каждого в отдельности нормативного правового акта. В тех же случаях, когда речь идет о стадиях процесса законотворчества, то рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов.

Законотворческий процесс - основная часть правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права - законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативного правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативного правового акта (официальный этап) процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии.

1. Законодательная инициатива - это процедура внесения проекта нормативного правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении, как правило, Комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативного правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы. «Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе теста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др.». Законопроекты по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ для одобрения. Только после данного этапа возможно рассмотрение закона во втором чтении.

2. Обсуждение законопроекта - это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два чтения или более. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, направляются в соответствующий комитет Государственной Думы. Комитет проводит их экспертизу. Затем доработанный законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который включает его в повестку дня палаты для рассмотрения во втором чтении. Здесь проводится голосование об одобрении или отклонении поправок, затем проводится голосование о принятии акта за основу. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Аппарат Правового управления Государственной Думы для устранения технических противоречий. Затем в течение семи дней представляется ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для рассмотрения. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов . Только в исключительном случае возможно возвращение к чтению законопроекта во втором чтении. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов - более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении 14 дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодоление вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства . В течение 14 дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). Подписание и обнародование закона главой государства в зарубежных странах называется промульгацией. При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Президент РФ участвует в процессе принятия закона на всех стадиях. После утверждения закона Президентом он передается для официальной его публикации и для внесения в эталонный банк правовой информации.

5. Опубликование закона . Для вступления закона в юридическую силу требуется не только его подписание главой государства, опубликование в надлежащих изданиях, но и истечение определенного срока после опубликования или обнародования.

В Российской Федерации проект закона становится законом после принятия его в Государственной Думе в третьем чтении или окончательной редакции. Но для того, чтобы закон был подписан Президентом РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В некоторых странах законы приобретают юридическую силу сразу же после их подписания главой государства. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства, официальному опубликованию в течение семи дней после подписания и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются. Данные процедуры является формами введения в действие принятого закона. Вступление закона в силу завершает законодательный процесс, далее может осуществляться уже реализация акта.

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты - правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета. В соответствии с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации.

Кроме того, можно утверждать о наличии и такого уровня правотворчества в нашей стране, как муниципальное правотворчество.

Существование муниципального правотворчества как самостоятельного вида правотворчества представляется вполне обоснованным, поскольку регламентировано федеральным законодательством, в связи с чем деятельность органов местного самоуправления по созданию норм права и правовых актов справедливо именуют «муниципальное правотворчество» 1 Бычкова Е.И. Понятие муниципального правотворчества как нормобразующей деятельности местного самоуправления // Современное право. 2014. № 3. С. 13-15. .

В частности, в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов названо одним из первых.

Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.

Стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

  1. законодательная инициатива;
  2. процесс обсуждения нового законопроекта;
  3. принятие нового закона;
  4. его обнародование.

Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.

Право законодательной инициативы имею: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.

Принимаются федеральные законы Госдумой – за них должно проголосовать большинство депутатов. В пятидневный срок закон должен быть передан Совету Федерации. Новый закон считается одобренным при условии голосования за него большинством членов СФ.

При отклонении федерального закона палаты создают согласительную комиссию, затем закон вновь рассматривает Госдума.

Если Госдума выразила несогласие с решением, принятым на Совете Федерации, принятым федеральный закон будет считаться, если на повторном голосовании его одобрили две трети депутатов Госдумы.

Некоторые законы, принимаемые Госдумой, должны обязательно рассматриваться в Совете Федерации. Это законы, которые связаны с федеральным бюджетом, федеральными сборами и налогами, финансовым, таможенным регулированием, кредитным и валютным правом, денежной эмиссией, защитой и статусом границы государства, объявлением войны и заключением мира, объявлением войны и мира, ратифицирующие и денонсирующие международные договора.

В пятидневный срок закон должен быть направлен Президенту на подписание и последующее обнародование в срок 14 дней. Но если Президент за этот срок отклонит поступивший документ, его вновь рассматривают Госдума и Совет Федерации.

Если закон при повторном рассмотрении получает одобрение двух третей депутатов Госдумы и членов СФ, Президент РФ должен в семидневный срок подписать его и обнародовать.

Но положения глав первой, второй и девятой Основного закона не могут быть отданы на рассмотрение Федерального Собрания. Если подобное предложение поддержат три пятых его членов и депутатов Госдумы, собирается Конституционное Собрание, которым или подтверждается неизменность положений Конституции, или разрабатывается новый ее проект, который считается принятым при одобрении двумя третями голосов членов КС или же рассматривается на референдуме. Конституция считается принятой при одобрении ее более чем половиной участвовавших в голосовании избирателей, и если голосовало более половины избирателей страны.

Любой федеральный закон должен быть официально опубликован в течение недели после подписания Президентом.

Источники официальной публикации - «Российская газета» либо «Собрание законодательства РФ».