Вредные производственные факторы: что это такое и классификация по профессиям. Опасные и вредные производственные факторы

Вредные и опасные факторы

Говоря об опасностях жизни и здоровью людей, необходимо ввести два понятия - вредный фактор и опасный фактор.


Вредным фактором называется воздействие на организм человека, которое может вызывать временное или стойкое ухудшение самочувствия, привести к заболеванию, нарушению здоровья потомства.


Опасным считается такой фактор среды, который при однократном кратковременном воздействии может привести к травме или гибели человека.


Вредные и опасные факторы действуют не только на производстве. Их неблагоприятному влиянию в настоящее время подвергается все население независимо от рода занятий. В Российской Федерации ежедневно от различных причин погибает 1000 чел.


По природе происхождения вредные и опасные факторы классифицируют на 5 групп:

1. Физические факторы

Это наиболее многочисленная группа негативных воздействий, широко распространенных в промышленности.


Данная группа включает следующие факторы:
A) Механические, получившие свое название в силу того, что они вызывают у человека возникновение механических травм (ушибов, переломов, порезов и т.д.). Источниками механических воздействий являются движущиеся предметы, механизмы, а также высота. Последняя относится к числу механических факторов потому, что при падении у человека также развивается травма. В нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях ежедневно заканчивается жизнь 100 человек. В мире ежегодно на производстве тяжело травмируется 100 млн. человек, из них 250 тыс. погибает.
Б) Термические (повышенная и пониженная температура поверхности, огонь). Источники термических воздействий широко распространены как на производстве, так и в быту. Результатом их воздействия являются ожоги.
B) Аномальный микроклимат. Понятие «микроклимат» включает ряд показателей: температуру, влажность, подвижность воздуха, а также атмосферное давление. При отклонении значений любого из них от оптимальной величины микроклимат считается аномальным, то есть вредным.


Так, при повышении температуры воздуха уменьшается теплоотдача во внешнюю среду, происходит повышение температуры внутренних органов. Исследователями установлено, что при температуре воздуха более 30°С работоспособность человека начинает падать. Длительное воздействие высокой температуры может привести к значительному накоплению теплоты в организме и перегреванию организма. Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты, составляет около 116°С. Пониженная температура, напротив, может стать причиной охлаждения и даже переохлаждения организма.


Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Чем больше относительная влажность, тем медленнее испаряется пот в условиях высокой температуры воздуха и тем быстрее наступает перегрев тела. В холодном климате высокая влажность способствует развитию холодовых травм. Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека. Она вызывает интенсивное испарение влаги со слизистых оболочек, их пересыхание и растрескивание, а затем и загрязнение болезнетворными микроорганизмами.


Атмосферное давление оказывает существенное влияние на процесс дыхания и самочувствие человека. Действию пониженного атмосферного давления человек подвергается при подъеме в горы. При этом насыщение крови кислородом снижается до такой степени, что вызывает нарушение деятельности сердца и легких, развитие гипоксии и даже смерть.


Повышенное давление действует на человека, например, при производстве работ под водой. Избыточное давление воздуха приводит к повышению парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе, к уменьшению объема легких и увеличению силы дыхательной мускулатуры, необходимой для производства вдоха-выдоха. Кроме того, происходит уменьшение частоты дыхания и пульса. Длительное пребывание при избыточном давлении приводит к токсическому действию некоторых газов, входящих в состав вдыхаемого воздуха. Оно проявляется в нарушении координации движений, возбуждении или угнетении, галлюцинациях, ослаблении памяти, расстройстве зрения и слуха.


Г) Акустические воздействия, включающие шум, ультразвук и инфразвук. Шумом называют любой звук в слышимом диапазоне (16-20000 Гц), воспринимаемый человеком как неприятный или болезненный. Вредное воздействие шума проявляется в снижении остроты слуха, нарушении деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем.


Инфразвук - это звуковые колебания с частотой менее 16 Гц. Человеческое ухо такие звуки не воспринимает, однако они оказывают воздействие на организм, поскольку внутренние органы человека также колеблются в полостях тела с определенной частотой, иногда совпадающей с частотой внешних инфразвуковых колебаний. В результате этого возникает явление резонанса - увеличение амплитуды (то есть размаха) колебаний внутренних органов, ощущаемое человеком в виде тошноты, боли в груди, головокружения и т.д. Источником инфразвука в городе является автотранспорт.


Ультразвук - акустические волны с частотой выше 20 тыс. Гц. До недавнего времени ультразвук не был распространен. Однако изобретение ультразвуковых стиральных машинок расширило сферу взаимодействия человека с источниками ультразвука, ранее ограниченную производством и медицинскими процедурами. Влияние столь частых звуковых волн подобно действию на организм вибрации.


Д) Вибрация - отклонение центра тяжести предмета или человека от положения равновесия. Она может быть общей или местной. В первом случае колебаниям подвергается все тело в результате нахождения, например, на какой-то колеблющейся поверхности. В случае использования в трудовой деятельности или в быту вибрирующих предметов (отбойного молотка, электродрели, миксера и т.д.) действию местной вибрации подвергается рабочая рука.


Вредное влияние общей вибрации в первую очередь проявляется в возникновении патологии позвоночника, застойных явлений в органах малого таза и гинекологических заболеваний у женщин. При систематическом использовании ручных вибрирующих приборов и инструментов снижается температурная и болевая чувствительность рабочей руки, нарушается подвижность суставов.


Е) Электрические факторы. К их числу относятся электрический ток и статическое электричество. Первые статьи с описанием симптомов электротравм появились в журнале «Электричество» еще в 60-х гг. XIX в. Очень много электротравм возникало в начале XX в., когда началась повсеместная электрификация жилых и производственных помещений. Этому благоприятствовал низкий уровень культуры безопасности людей. Кроме того, патроны лампочек и корпусы выключателей изготавливались из металла, а в качестве изоляции использовался картон, что также способствовало возникновению опасных ситуаций. В настоящее время ежегодно в мире регистрируется около 25 тыс. электротравм.


Электрический ток оказывает на организм разностороннее действие: термическое, биологическое, электролитическое и механическое. Причиной смерти человека, пораженного электротоком, становится нарушение сердечной или дыхательной деятельности.


Статическое электричество, за исключением молний, как правило, непосредственной угрозы для жизни не представляет. Однако разряды статики могут стать причиной пожара, а также травм человека вследствие непроизвольного движения.


Ж) Ионизирующие излучения (ИИ) - потоки частиц и электромагнитных квантов, образующихся при радиоактивном распаде. Ионизирующими их называют потому, что при прохождении через какое-либо вещество или среду они вызывают ионизацию атомов или молекул.


Источники ИИ постоянно действуют на человека в условиях Земли. Это и космические излучения, и радиоактивные вещества, присутствующие во всех средах: земной коре и почве, атмосфере, воде. Однако действие ИИ в различных районах планеты неодинаково. Так, в гористой местности, как правило, уровень радиации выше, чем в равнинной. В городских условиях большую опасность представляет радиоактивный газ - радон, выделяющийся из земной коры, и скапливающийся в плохо проветриваемых помещениях.


Действие ИИ зависит от вида облучения (внешнее, внутреннее), его равномерности и дозы облучения. В целом выделяют три группы эффектов облучения: генетические (врожденные уродства, вызванные мутациями клеток половых желез под действием облучения), эмбриотоксические (пороки развития плода, связанные с облучением беременной женщины) и соматические (то есть изменения в органах и тканях). Последние разделяют на ранние, возникающие в скором времени после облучения (катаракта, лучевая болезнь, стерилизация, эпиляция), и поздние, проявляющиеся в отдаленные сроки жизни (опухоли).


З) Электромагнитные поля и излучения (ЭМИ)


К действию природных электромагнитных полей, в частности, геомагнитному, человек адаптировался в ходе эволюции. Проблема электромагнитного загрязнения планеты искусственными полями и излучениями в последнее время стоит очень остро. Их источниками являются высоковольтные линии электропередач, радио- и телестанции, бытовые и промышленные электрические приборы, мобильные телефоны и т.д.


Негативное воздействие ЭМИ проявляется в нарушении деятельности центральной нервной системы (раздражительность, бессонница, ухудшение памяти и внимания), ухудшении работы сердца и сосудов (аритмия, брадикардия или тахикардия, боли за грудиной, колебания артериального давления), эндокринных нарушениях (особенно щитовидной и половых желез), половых дисфункциях (бесплодие, невынашивание беременности, пороки внутриутробного развития), развитии катаракты.


И) Аномальная освещенность. Вредной считается не только недостаточная, но и избыточная освещенность рабочего места, наличие бликов. Это создает зрительный дискомфорт, а в ряде случаев, например, в заснеженных горах, может привести к развитию ожогов сетчатки.


К) Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения (УФ). Инфракрасное излучение испускает любой нагретый предмет или тело человека. Воспринимается оно как тепло, а следствием чрезмерного действия инфракрасного излучения являются ожоги.


Что касается УФ, в данном случае дело обстоит гораздо сложнее. С одной стороны, оно необходимо для нормального формирования и развития костей, положительного эмоционального фона. Недостаток УФ проявляется в виде рахита у детей или так называемой зимней депрессии у взрослых. С другой стороны, избыток УФ приводит к нежелательным явлениям: ожогам кожи, развитию фотоаллергии и опухолей кожи. Как известно, наиболее часто встречающейся опухолью у людей является мела-нома, а чрезмерное действие УФ способствует возникновению этой опасной патологии.


Таким образом, физические вредные и опасные факторы очень широко распространены в повседневной жизни людей и на производстве.

1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности

1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности

1.1. Основные термины, определения

Безопасность жизнедеятельности - это наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания.

Ее задачи: выявить опасные и вредные факторы, действующие на человека в среде обитания; разрабатывать меры и способы снижения этих факторов до безопасных значений; разрабатывать методы и средства защиты человека; разрабатывать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций; по действию в чрезвычайных ситуациях, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и его потомство.

Деятельность - активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания.

Здоровье - не только отсутствие болезней, но и способность организма быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, способность к оптимальному выполнению профессиональных, общественных, биологических функций.

Основные показатели здоровья нации:

  • средняя продолжительность жизни (СПЖ);
  • рождаемость;
  • смертность детей до года на 1000 родившихся.

Факторы, влияющие на продолжительность жизни:

  • состояние окружающей среды - 20%;
  • уровень медицинского обслуживания - 7%;
  • генетическая предрасположенность - 20%;
  • случайность - 3%;
  • образ жизни - 50%.

Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях нанести вред здоровью человека прямо или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию (электрическую, радиоактивную, химическую, биологическую, социальную и д.р). потенциальная опасность присутствует всегда. Она характеризуется скрытностью, неопределенностью во времени. Условия позволяющие потенциальной опасности перейти в реальную, называются причинами . Причины могут быть техногенного, антропогенного и природного характера.

Что же может произойти?

Может произойти несчастный случай - результат совпадения во времени и пространстве опасных и вредных факторов и человека, приводящих к частичной или полной потере здоровья.

Может создастся аварийная ситуация - ситуация, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая.

Может произойти авария - повреждение машины, установки, системы энергоснабжения, здания, сооружения, транспортного средства.

Может произойти катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Условия возникновения катастроф:

  1. Наличие источников риска: СДЯВ (сильно действующих ядовитых веществ; РВ (радиоактивных веществ); ЛВЖ (легковоспламеняющихся жидкостей); ВВ (взрывчатых веществ); ВЮ (высокого давления) и т.д.
  2. Наличие факторов риска: взрыв, выброс, возгорание и т.д.
  3. Нахождение в опасной зоне людей.

Может создаться чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

1.2. Опасные и вредные факторы. Классификация опасных и вредных факторов производственной среды

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных средств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.

В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышение и понижение температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующее излучение и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Все виды опасностей, формируемые в процессе трудовой деятельности, разделяют в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Вредный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и пр.) сможет вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасный фактор - фактор среды и трудового процесса, который сможет быть причиной острого заболевания, травмы, внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

К физическим факторам относятся:

  • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
  • неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);
  • ионизирующие излучения;
  • производственный шум, ультразвук, инфразвук;
  • вибрация (локальная, общая);
  • запыленность воздуха рабочей зоны;
  • освещение: естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность), прямая и отраженная слепящая местность, пульсация освещенности;
  • электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
  • движущиеся части машины и механизмов;
  • электрический ток.

К химическим факторам относятся вещества, которые по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие группы: обинтоксичные; раздражающие; сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания); канцерогенные (вызывающие развитие опухолей); мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола, тосизола, оксид углерода, сернистый ангидрит, оксиды азота, аэрозоли свинца и др. токсичные пыли. Сюда относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ним.

К биологическим факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы) и макроорганизмы (клещи, комары, грызуны, крупные животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

К психофизиологическим факторам относятся физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (эмоциональное, умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения), сменность работы, монотонность.

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности являются:

  • сам человек как сложная система "организм - личность", в которой неблагоприятная для человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропологические показатели человека бывают не пригодны для реализации конкретной деятельности;
  • процессы взаимодействия человека и среды обитания.

Риск - количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболеваний, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности. В производственных условиях различают индивидуальный и коллективный риск. Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Используемые в нашей стране показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, такие как частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний, являются выражением индивидуального производственного риска.

Коллективный риск - это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Абсолютная безопасность не достижима, поэтому существует приемлемый риск. Это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Безопасность - состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.

1.3. Основные принципы обеспечения безопасности

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

  1. Гуманизация деятельности (труда) - освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.
  2. Классификация - состоит в делении объектов на классы и категории признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности, категорирование помещений по электроопасности и др.).
  3. Защита расстоянием - применение дистанционного и автоматизированного управления технологическими процессами, машинами и механизмами.
  4. Защита временем - сокращение времени воздействия на работающего опасных и вредных факторов (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий стаж).
  5. Информирование - заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).
  6. Введение слабого звена - в рассматриваемую систему (объект), в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители).
  7. Нормирование - установление таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.).

Норма - руководящее начало; правило; образец; узаконенный порядок; установленная мера; средняя величина чего-нибудь.

Норма выполняет ряд функций:

  1. Регулятивную;
  2. Систематизирующую;
  3. Оценочную.

Нормирование освещенности, например, производится по минимальной величине, химическое, пылевое загрязнение - предельно допустимым концентрациям (ПДК), шумовое загрязнение, вибрация, электромагнитные излучения - по предельно допустимому уровню (ПДУ), ионизирующее излучение - по предельно допустимой дозе (ПДД).

ПДК - максимальные концентрации, которые в пределах установленного рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или осложнений в состоянии здоровья самого человека и его потомства. Единица измерения - мг/м 3 или мг/л.

ПДД - годовой уровень облучения, который не вызывает, при равномерном накапливании дозы в течении 50 лет, обнаруживаемых современными медицинскими методами контроля неблагоприятных изменений в состоянии здоровья самого человека или его потомства. Единица измерения - зиверт (Зв) или биологический эквивалент рентгена (БЭР). Зиверт и БЭР характеризуют эквивалентную дозу ионизирующего излучения.

1.4. Характеристика основных форм деятельности человека

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

Физический труд . Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе "человек - орудие труда".

Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая связана с перемещением тела человека, его рук, ног пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза при выполнении работы стоя или сидя.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории; легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Легкие физические работы (категория 1) подразделяются на 2 категории: Iа, Iб. К категории Iа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилиям. К категории I б относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: IIа, IIб. К первой относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории II б относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы характеризуются большим расходом энергии. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными перемещениями, перемещением значительных (более 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Механизированные формы физического труда. Они изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить скорость и точность движений, необходимых при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Монотония наиболее ярко проявляется при конвейерной форме организации трудового процесса. Этот труд требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония - выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающиеся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции и, как следствие, быстро наступает утомление.

Деятельность человека при механизированной форме физического труда происходит по одному из процессов:

  • детерминированному - по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику;
  • недетерминированному - когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции) в выполняемом процессе.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность). Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т.д.).

Операторский труд - отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий труд - определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд - требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателя - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решений, - это обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащегося - требует значительного объема памяти, напряжения внимания, частым возникновением стрессовых ситуаций.

Для умственного труда характерны гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

При интенсивной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15-20% от общего объема в организме. При этом потребление кислорода 100гр коры головного мозга оказывается в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.

При различных формах труда, происходят и различные изменения в организме работника. Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных умений, развивающихся в организме при выполнении работы.

В процессе физической деятельности происходят изменения в мышечных тканях, увеличивается объем легочной вентиляции (в основном, за счет углубления дыхания), повышается артериальное давление, происходят биохимические изменения в крови, повышается потребление кислорода (расходуется на окислительные процессы в мышцах). Может наблюдаться определенные изменения водно-солиевого обмена при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы. При этом значительное повышение деятельности потовых желез может снизить выделительную функцию почек. При тяжелой физической нагрузке возможно торможение секреции и моторной функции желудка, а также замедление переваривания и всасывания пищи. Нередко ведет к понижению корковой возбудимости, нарушению условно-рефлекторной деятельности, а также к повышению порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

В процессе умственной деятельности повышается кровяное давление, увеличивается объем легочной вентиляции (за счет учащения дыхания), повышается потребление кислорода (для работы коры головного мозга), увеличивается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости, замедляется пульс (лишь иногда значительные умственные напряжения учащают пульс за счет уменьшения диастолы). Газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно.

Умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь, органов зрения и слуха. Известно, что умственная работа более плодотворно протекает в тишине.

Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую роль. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная, наоборот, понижает ее, снижает качество.

1.5. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой понимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) - характеризуются такими уровням факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство.

I степень 3 класса (3.1) - условия труда, характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

II степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

III степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно - обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

IV степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отличается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

1.6. Работоспособность человека и ее динамика

Условия труда влияют на работоспособность работника. Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени. Работоспособность - величина переменная, изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис 1.1).

Предрабочее состояние (фаза мобилизации) - субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные рабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующее характеру предстоящей нагрузки.

Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) - период, в течении которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживания координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода вырабатываемости может быть значительной. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) - устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обуславливается следующими факторами:

  • Интенсивностью работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивости работоспособности.
  • Спецификой работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5...2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, среди мышц ног - разгибатели.
  • Возрастом. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом - снижается.
  • Полом. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках женщины выносливее.
  • Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.
  • Эмоциональным состоянием. Положительное - уверенность, спокойствие, хорошее настроение - активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные - страх, неуверенность, плохое настроение - оказывает угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.
  • Наличием умений, навыков, тренированностью - снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.
  • Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.

Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляя скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление - временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.

Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

После рабочего процесса организму необходим период восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 минут. После тяжелой однократной работы - 60...90 минут, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I - III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.

В течении суток работоспособность также меняется определенным образом. На кривой работоспособности, записанной в течении суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности (рис.1.2). С 6 до 15 ч - первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10-12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15...22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22ч. Третий интервал (22..6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.

По дням недели работоспособность также меняется (рис. 1.3). Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность на вторник, среду и четверг, а развивающиеся утомление на пятницу и особенно субботу.

Понятие вредных факторов

На многих заводах и фабриках производство связано с постоянным воздействием на работников неблагоприятных условий. Вредные и опасные производственные факторы неразрывно связаны между собой.

ОПФ – это те факторы, которые в результате своего длительного или кратковременного воздействия на человека приводят к ухудшению состояния его здоровья или к травме. На производствах с такими условиями труда различные несчастные случаи происходят достаточно часто.

ВПФ – это факторы, которые, действуя на работника, снижают его работоспособность или приводят к различным заболеваниям, их часто еще называют профессиональными болезнями.

Стоит отметить, что грань между этими двумя группами факторов достаточно условна. При некоторых условиях вредные производственные факторы могут стать опасными. Например, повышенная влажность относится к неблагоприятным условиям труда, она может вызывать различные заболевания дыхательной системы. Если человеку приходится в таких условиях работать с электрическим током, то это становится уже слишком опасно, а не просто вредно.

Защита работников от опасных веществ

Несмотря на все мероприятия, направленные на нейтрализацию вредного воздействия факторов, невозможно достичь идеальных условий труда. Это не позволяют сделать особенности технологических процессов, продукция и сырье для ее изготовления.

Поэтому для руководителей защита от вредных производственных факторов – это первоочередная задача.

Руководствоваться при этом необходимо следующими приоритетами:

  1. Устранить опасный фактор или снизить риск его воздействия.
  2. Использовать безопасные методы работы.
  3. Осуществлять борьбу с опасным фактором и его источником.
  4. Эффективно использовать средства индивидуальной защиты.

Часто бывает так, что все принятые меры не могут обеспечить полностью безопасные условия труда, в этих случаях без применения СИЗ просто не обойтись.

Среди них можно выделить следующие категории, которые наиболее распространены в использовании:

  1. Средства от вибрации, это могут быть: рукавицы, наладонники, перчатки. Так как такая защита может снижать эффективность труда из-за неудобства работы, то надо предусматривать дополнительные перерывы.
  2. Наушники от шума. Но они могут снижать способность человека ориентироваться в пространстве, провоцировать головные боли из-за сдавливания.
  3. Респираторы и противогазы. Длительное время работать в них очень сложно и неудобно, поэтому следует искать альтернативные средства защиты.

Можно сделать вывод о том, что средства индивидуальной защиты, с одной стороны, уменьшают воздействие вредных факторов, но с другой - могут создавать иную опасность для здоровья работника.

Классификация вредных производственных факторов

Все факторы на любом предприятии могут иметь различное происхождение. Часто можно сталкиваться с неблагоприятными условиями труда, которые возникают по вине руководства. Этот вопрос требует особого внимания со стороны проверяющих органов.

Хочется надеяться, что большая часть опасных факторов имеет естественное происхождение, и человеку просто необходимо принять все меры, чтобы их воздействие было минимальным.

Все вредные производственные факторы ГОСТ подразделяет на следующие группы:

  1. Физические.
  2. Химические.
  3. Биологические.
  4. Психофизиологические, к которым можно отнести тяжелые и напряженные условия труда.

Можно отметить, что нет четкой границы между вредными и опасными факторами, она всегда условна и в любой момент может быть разрушена.

Источники вредных химических факторов

Физические факторы

Шум и его воздействие на человека

Воздействие вибрации и ее устранение

Вибрация входит в перечень вредных производственных факторов. Ее можно классифицировать по нескольким категориям:

  1. По способу передачи: общая и локальная.
  2. По своему направлению: вертикальная и горизонтальная.
  3. По времени воздействия: временная и постоянная.

В результате постоянного воздействия данного фактора начинает страдать не только нервная система, но и опорно-двигательная, и система анализаторов. Рабочие, которые вынуждены трудиться в таких условиях, часто жалуются на головные боли, головокружения, укачивания.

Если прибавить еще и влияние сопутствующих факторов, таких как влажность, высокая температура, шум, то это только усиливает вредное воздействие вибрации.

Для защиты от нее можно предложить следующие меры:

  • Замена оборудования на более технологичное.
  • Использование мягких покрытий на вибрирующих частях приборов или оборудования.
  • Установка агрегатов на основательный фундамент.

Химические факторы

Факторы трудового процесса

Воздействие вредных факторов на человека

На любом предприятии необходимо с целью создания благоприятных условий для работников стараться обеспечивать комфортную обстановку. Это касается, прежде всего, чистоты воздуха в производственных помещениях.

Санитарно-гигиенические службы разделяют основные вредные производственные факторы на химические вещества и промышленную пыль.

Первые, в свою очередь, подразделяются на:

  • Промышленные яды, которые часто находят свое применение на производстве.
  • Ядохимикаты для сельского хозяйства.
  • Лекарственные препараты.
  • Бытовю химию.
  • Отравляющие вещества.

Большое количество пыли также является актуальной проблемой горнодобывающей промышленности, металлургической, машиностроительной, сельского хозяйства.

Отрицательное влияние пыли проявляется в том, что она способна провоцировать развитие легочных заболеваний.

На любом предприятии на работников оказывается воздействие вредных производственных факторов сразу из нескольких групп, то есть комплексное. Именно поэтому вопрос обеспечения защиты от негативного их действия стоит достаточно остро в производственной сфере.

Опасные и вредные факторы производства.

В настоящее время вследствие развития цивилизации, которое проходит быстрыми темпами, охрана труда вынуждена искать ответы на все новые вопросы. Самый важный из них: как сохранить здоровье человека на производстве. Нынче приходится всеми силами бороться с таким явлением, как опасные и вредные факторы производства. Они несколько отличаются между собой и для борьбы с ними, необходимо понимать чем именно.

Опасные факторы производства - это те, которые вызывают негативные последствия, например, разнообразные механизмы, машины. А вот вредные постепенно и медленно приводят к возникновению всевозможных профессиональных заболеваний, например, канцерогены, химические вещества.

Факторы производства и их классификация такова: первая группа - физические (вибрация, шум, пыль), вторая группа - химические (свинец, ртуть, радий), третья группа - биологические (микроорганизмы, споры, микробы) и четвертая - психофизиологические (стрессы, переутомления, нервные перегрузки).

Дело в том, что факторы производства и их характеристика в настоящее время являются немаленькой проблемой, для борьбы с которой необходимо государственное вмешательство, стандартизация и норматизация. Ведь во всем мире в развитых странах есть органы, которые следят за соблюдением норм вредных и опасных факторов производства.

Итак, какие же факторы производства, грозящие здоровью, подстерегают наших соотечественников по всей стране? Начнем с шума, который является ни чем иным, как звуком, возникающим при механических колебаниях в газообразных, твердых и жидких средах. Шум вызывает неприятные ощущения и мешает нормальной жизнедеятельности человека. Когда повышается звуковое давление, это негативно воздействует на орган слуха, которым воспринимается звук. Для того чтобы измерять громкость сейчас используется двушкальный шумометр. Так вот, громкость свыше 140 децибел запросто вызывает болевой эффект. Объективно воздействие шума можно увидеть в таких проявлениях: повышается кровяное давление, снижается острота слуха, работоспособность, ослабляется внимание, возникают головокружения, бессонница, слабость. ДЛя борьбы с вредным воздействием шума на организм человека можно применять звукоизоляцию, глушители, средства индивидуальной защиты (специальные каски, беруши и так далее).

Вредные факторы производства - химические вещества. Они делятся на такие группы: твердые яды (некоторые краски, мышьяк, свинец) и газообразные и жидкие яды (ацетилен, бензин, эфир и так далее). По характеру токсичности их делят на едкие, воздействующие на кровь, органы дыхания, нервную систему. Контроль за нормой концентрации этих вредных веществ на производстве должен осуществляться санэпидемстанцией. Чтобы снизить риск воздействия их на человека, необходимо максимально автоматизировать и механизировать производство.

Вредные факторы производства - это еще и банальная пыль. Данные твердые мельчайшие частицы, которые находятся в воздухе некоторое время во взвешенном состоянии, образуются при монтаже зданий, очистке поверхностей, отделочных работах и так далее. Вредность пыли для человека зависит от ее состава.

В настоящее время в связи с использованием атомной энергии очень вредное воздействие на организм человека оказывает излучение. Оно способно вызывать страшные заболевания, такие как, лучевая болезнь или рак. Но, к сожалению, сейчас в арсенале ученых всей планеты нет стопроцентно эффективных способов защиты от радиации.

От биологических факторов производства страдают в основном биологи, медики и ученые. Для того чтобы бороться с влиянием на организм различных бактерий и микроорганизмов, требуется разрабатывать специальные антибиотики.

Ну и психофизиологические факторы производства воздействуют на людей таких профессий, как водитель-дальнобойщик, летчик-испытатель и так далее. Бороться с ними следует при помощи снижения рабочих часов и обеспечения успокаивающего досуга.

Классификация опасных и вредных производственных факторов по ГОСТ 12.1.003-74
Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

1 - физические
2 - химические
3 - биологические
4 - психофизиологические

Группа физических опасных и вредных производственных факторов подразделяется на следующие подгруппы:

Движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; передвигающиеся изделия, материалы, заготовки;
- повышенная против нормы запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
- повышенная или пониженная против нормы температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочее месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
- повышенный уровень ультразвука;
- повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- повышенная или пониженная ионизация воздуха;
- повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
- опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- повышенный уровень статического электричества;
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенная напряженность электрического поля;
- повышенная напряженность магнитного поля;
- отсутствие или недостаток естественного света;
- недостаточное освещение рабочей зоны;
- повышенная яркость света;
- пониженная контрастность;
- прямая и отраженная блесткость;
- повышенная пульсация светового потока;
- повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;
- повышенный уровень инфракрасной радиации.

Группа химических опасных и вредных производственных факторов подразделяется на следующие подгруппы:

По характеру воздействия на организм человека:
. общетоксические,
. раздражающие,
. сенсибилизирующие,
. канцерогенные,
. мутагенные,
. влияющие на репродуктивную функцию. По пути проникновения в организм человека:
. действующие через дыхательные пути,
. действующие через пищеварительную систему,
. действующие через кожный покров.

Группа биологических опасных и вредных производственных факторов включает биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы и заболевания:
. микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, микробы),
. макроорганизмы (растения и животные).

Группа психофизиологических опасных и вредных производственных факторов по характеру действия подразделяется на следующие подгруппы:
. физические перегрузки,
. нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки подразделяются на:
. статические,
. динамические,
. гиподинамию.

Нервно-психические перегрузки подразделяются на:
. умственное перенапряжение,
. перенапряжение анализаторов,
. монотонность труда,
. эмоциональные перегрузки.

В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором (ОПФ) - называется та­кой производственный фактор, воздействие которого на рабо­тающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется та­кой производственный фактор, воздействие которого на рабо­тающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.

К опасным производственным факторам следует отнести, например:

Электрический ток определенной силы;

Раскаленные тела;

Оборудование, работающее под давлением выше атмо­сферного, и т.д.

К вредным производственным факторам относятся:

Неблагоприятные метеорологические условия;

Запыленность и загазованность воздушной среды;

Наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизи­рующих излучений и др.

Все опасные и вредные производственные факторы подразделяются на физические, хи­мические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, кинети­ческую энергию движущихся машин и оборудования или их час­тей, недоста­точную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы представляют собой вредные для орга­низма человека вещества в различных состояниях.

Биологические факторы - это воздействия различных микро­организмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы - это физические и эмоцио­нальные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психо­физические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вред­ных факторов на организм работников в процессе труда.

Основным методом охраны труда является использование тех­ники безопасности.

При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечи­вающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы.

11.Классы условий труда.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников* условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости.

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.