Дебиторка и все, что с ней связанно. Выявление (розыск) имущества должника-организации Проверка имущественного положения

Для проверки имущественного положения должника пристав вправе входить беспре­пятственно только в нежилые помещения. Для входа в жилое помещение это возможно лишь с согласия собственника жилого помещения, либо с письменного разрешения стар­шего судебного пристава.

В любом случае пристав обязан проверить ваше имущественное положение, поэтому, думаю, за разрешением старшего пристава дело не встанет.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-испол­нителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понужде­ние должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержа­щихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физи­ческих лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных доку­ментов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае испол­нения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имуще­ство, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, про­изводить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на иму­щество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены насто­ящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федера­ции;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности спи­сания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федераль­ным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполни­тельным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответству­ющие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных испол­нительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правиль­ного исполнения исполнительных документов.

2. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполне­ния судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обра­батываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необ­ходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Рос­сийской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

Согласно ч.1 и ч. 5 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве РФ», заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, хода­тайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступле­ния к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановле­ние об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заяв­ления, ходатайства.

Согласно ст. 68 Закона об исполнительном производстве:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника (дебиторскую задол­женность), в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или исполь­зовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия долж­ника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об испол­нительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обяза­тельны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об испол­нительном производстве», если должником является гражданин, то исполнительные дей­ствия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приста­вом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Судебный пристав-исполнитель, установив место постоянного жительства должника, имеет право на составление акта описи и ареста имущества принадлежащего именно долж­нику, но, как правило, если собственник квартиры не представит каких-либо докумен­тов, подтверждающих свое право собственности на находящееся в квартире имущество (чеки, квитанции, договоры купли-продажи и т.д.), судебный пристав-исполнитель описы­вает и арестовывает имущество, находящееся в квартире. Предполагается, что в квартире, где проживает должник, ему могут принадлежать любые вещи. Нарушения прав собствен­ника квартиры в данном случае не происходит, т. к. приставы описывают не квартиру, а иму­щество должника, находящегося в этой квартире.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О судебных приставах», постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит воз­мещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Феде­рации.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему проку­роры.

Пункт 2 вышеуказанной статьи содержит указание на юридическую ответствен­ность судебного пристава за проступки и правонарушения. Ее виды определяются в соот­ветствии с законодательством РФ.

Привлечение к уголовной ответственности судебного пристава возможно вследствие совершения им преступления, предусмотренного УК РФ. В частности, речь может вестись о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ).

Дисциплинарная ответственность судебных приставов наступает в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.

Служебная дисциплина обеспечивается путем обязательного соблюдения граждан­скими служащими (которыми являются судебные приставы) служебного распорядка госу­дарственного органа и должностного регламента.

За неисполнение судебным приставом по его вине возложенных на него должностных обязанностей на основании ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе» могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, под­пунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Судебный пристав может быть привлечен и к административной ответственно­сти на основании положений КоАП РФ, согласно ст. 2.4 которого административной ответ­ственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного пра­вонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Что касается гражданско-правовой ответственности, то в п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О судебных приставах» сформулировано правило, согласно которому ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и орга­низациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодатель­ством РФ.

Гражданский кодекс РФ устанавливает особый механизм гражданско-правовой ответ­ственности за ущерб, причиненный судебным приставом.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соот­ветствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствую­щим субъектом РФ или муниципальным образованием. Это означает, что убытки, при­чиненные вследствие решений, действий (бездействия) судебного пристава, признанных с соблюдением установленного порядка незаконными, подлежат возмещению Российской Федерацией в лице ФССП России. Само же должностное лицо ФССП России материально отвечает не перед гражданином или юридическим лицом, а собственно перед службой судеб­ных приставов.

Названный порядок предопределяется ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каж­дый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действи­ями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Гражданское законодательство определяет источник выплат - вред возмещается за счет казны Российской Федерации (ст. 1069 ГК РФ).

Обращение в суд с требованием признать решения, действия (бездействие) судеб­ного пристава незаконными предполагает освобождение гражданина от обязанности дока­зывать незаконность обжалуемых действий. Эта обязанность возлагается на соответствую­щее должностное лицо. Если же лицо обращается в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных решений, дей­ствий (бездействия) судебного пристава, то бремя доказывания определяется на основании общих правил процессуального законодательства - каждый обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и допол­нений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 1 Закона «О про­куратуре» была дополнена самостоятельным указанием на осуществление прокуратурой

РФ надзора за исполнением законов судебными приставами.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов выступает, с одной сто­роны, соблюдение и исполнение ФССП России и ее должностными лицами Конститу­ции РФ, а также законов, действующих на территории Российской Федерации, а с дру­гой стороны, соответствие законам издаваемых данными субъектами правовых актов (ст.

21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федера­ции»).

Следует учитывать, что полномочия прокурора при осуществлении надзора за испол­нением законов предполагают возможность использования им мер прокурорского реагиро­вания, предусмотренных ст. ст. 21 - 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-

1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполни­тельного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба пода­ется в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о выне­сении постановления, совершении действий (бездействии).

Согласно ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление судебного пристава-испол­нителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается стар­шему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (без­действие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письмен­ной форме лицо, подавшее жалобу.

Согласно ст. 124 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Ука­занная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной доку­мент, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение орга­низации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматри­вающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.

Согласно ст. 126 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об исполнительном производстве», жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассмат­ривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмот­рение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

Согласно ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об исполнительном производстве», постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, уста­новленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенно­стей, установленных указанным Федеральным законом.

Права и ответственность должника при осуществлении судебным приста­вом-исполнителем исполнительских действий.

Если после вынесения решения судом вы признаны должником и по вашему делу воз­буждено исполнительное производство, то рано или поздно придется столкнуться с судеб­ным приставом-исполнителем.

Во-первых, вы имеете право удостовериться, что это действительно судебный при­став-исполнитель.

Представитель закона является к должникам в форменной одежде (Приказ Министер­ства Юстиции РФ от 30 Мая 2011 г. №255 «Об утверждении Порядка ношения фор­менной одежды судебными приставами и иными должностными лицами Федеральной службы судебных приставов») и обязан предъявить служебное удостоверение в разверну­том виде, фотография и подпись руководителя на удостоверении защищены голограммами, внутренняя часть документа заламинирована пленкой с водяными знаками ФССП России.

Кроме этого он должен показать должнику подлинные материалы исполнительного произ­водства - постановление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный лист (судебный приказ), а также объяснить ситуацию: зачем он пришел и на основании какого документа действует.

Закон четко определяет время работы приставов - только рабочие дни в промежуток между 6 часами утра и 22 часами вечера (ст. 35 Федерального закона от 02.10.2007 №229- ФЗ «Об исполнительном производстве»). Только в исключительных случаях приставы действуют в выходные и праздничные дни, а также в ночное время с разрешения полномоч­ного лица. Например, когда должник умышленно или неоднократно не допускает приставов на свою территорию, либо обстоятельства не терпят отлагательств.

Как уже упоминалось, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 6 ч.

1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производ­стве» вправе входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником, НО с письменного разрешения старшего судебного пристава.

Поэтому надо сразу убедиться, что у судебного пристава-исполнителя имеется постановление о наложении ареста на имущество должника, обязательно с резолюцией

старшего судебного пристава отдела в правом верхнем углу «Согласен», «Разрешаю».

Надо помнить, что, постучав в вашу дверь, судебный пристав-исполнитель несет опре­деленные обязанности перед должником и лицами, проживающими в квартире, а именно: он обязан сразу предъявить постановление о наложении ареста на имущество должника и разъяснить вам ваши права, в том числе право на обжалование действий судебного при­става-исполнителя в течение 10 дней с момента совершения действия в районный суд по месту нахождения районного отдела УФССП.

В квартиру судебный пристав-исполнитель не может войти один, а только с не менее чем двумя понятыми. Это должны быть люди незаинтересованные, поэтому можно самим пригласить, например, соседей, на тот случай, если при производстве ареста имущества будет нарушен закон, а понятые могут выступить свидетелями в суде.

Обыск производить судебный пристав-исполнитель не имеет права. В опись имуще­ства, подлежащего аресту и дальнейшей реализации, входит то имущество, которое на виду в квартире.

Судебный пристав-исполнитель составляет акт описи имущества, заносит туда какие- то вещи и проставляет предварительную стоимость этой вещи. Судебный пристав-испол­нитель обязан разъяснить ваши права, что можно обжаловать его действия в 10-дней срок с момента составления акта. Если должник не согласен с тем, что в акт внесена какая-то вещь, которая не должна быть туда внесена, он может сделать об этом запись в акте и рас­писаться.

ВАЖНО! Предметы домашней обстановки: телевизор, компьютер, стенка, диван

и т. п. - не могут быть внесены в опись и арестованы с целью последующей реализа­ции, так как это запрещено ст. 446 ГПК РФ (определение Московского городского суда от 22.12.2011 по делу №33-42887).

В том случае, если судебный пристав-исполнитель пришел по адресу, по которому должник НЕ проживает (не зарегистрирован по месту жительства), но проживают его родственники, то вы имеете полное право судебного пристава-исполнителя не впускать в жилище. Если Вы сами указали приставу адрес своего фактического проживания, то Вы обязаны его впустить в жилое помещение.

Можно отправить судебного пристава-исполнителя восвояси, если он не предоставит постановление о наложении ареста на имущества должника, на котором нет разрешения старшего судебного пристава, кроме исполнения исполнительного документа о выселении, вселении в жилище.

Также должнику необходимо знать, что, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 закона №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую­щих органов», судебный пристав находится под защитой государства, имеет право носить оружие, в т. ч. боевое и средства индивидуальной защиты (ст. 7). Защита приставов возло­жена на органы внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 12), т. е. совместно с приставами может прийти полиция. Воспрепятствование законной деятельности пристава - это ст.17.8 КоАП, штраф от 1000 до 1500 рублей, невыполнение законных требований пристава караются статьей 17.14 - штраф от 1000 до 2500 рублей с должника (часть 1). Угрозы или насилие в отноше­нии пристава - это ст. 296 УК РФ, посягательство на жизнь (ст. 295 УК РФ).

1. Злостность уклонения от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК

РФ) может выражаться в следующих действиях (бездействии) должника:

Имея в наличии или на банковском счете денежные средства, позволяющие пога­сить кредиторскую задолженность полностью либо частично, умышленно не выплачивал (не перечислял) их кредитору;

Умышленно скрывал от судебного пристава-исполнителя факт открытия нового рас­четного счета в кредитной организации;

Имея в личной (долевой) собственности имущество и предметы (за исключением перечня, определенного ст. 446 ГПК РФ) совершал сделки по отчуждению этого имущества, а полученные за него денежные средства не передал кредитору в погашение задолженности, скрыл или использовал в иных целях по собственному усмотрению;

Имея дополнительные источники дохода, скрывал их, либо представлял судебному приставу-исполнителю заведомо ложные сведения о своих доходах, имуществе;

Занимаясь предпринимательской деятельностью, производил кредитные операции (оформлял кредитные договоры и получал по ним денежные средства, рассчитывался с иными кредиторами, выступал в качестве кредитора, уступал права требования по долгам, т. е. заключал договоры цессии и т. д.);

Передавал движимое имущество на хранение родственникам или знакомым;

Вводил в заблуждение судебного пристава-исполнителя по поводу порчи, хищения или уничтожения имущества в силу стихийного бедствия, пожара, несчастного случая;

По неуважительным причинам не являлся по вызовам судебного пристава-исполни­теля, осуществляющего принудительное исполнение судебного акта о взыскании кредитор­ской задолженности, препятствовал совершению исполнительных действий;

Оказывал незаконное воздействие на кредитора;

С целью создания препятствий к обеспечению возможности взыскания кредитор­ской задолженности, не ставя в известность судебного пристава-исполнителя, изменял место жительства или место работы.

О наличии у должника достаточных денежных средств, которые он тратит на личные нужды, а не на погашение задолженности, могут свидетельствовать данные об оплате им:

Железнодорожных и авиабилетов;

Туристических и санаторно-курортных услуг;

Услуг сотовой связи;

Страхования недвижимого и движимого имущества;

Договоров об оказании иных услуг (например, абонементов на посещение спортив­ных и иных клубов, занятий по изучению иностранных языков и т. д.).

Если же злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности совершается путем бездействия, то в качестве способов могут выступать, например, неявка по вызовам судебного пристава-исполнителя, непринятие мер по исправлению неблагоприятной финан­совой ситуации, и др.

ПОМНИТЕ: любая встреча с приставами-исполнителями, сотрудниками банка, кол­лекторами должна записываться на диктофон, или делайте видеозаписи (почти на любом телефоне есть такая функция) Вот так вы обезопасите себя от возможных незаконных дей­ствий. Должностные лица ССП совершают незаконные действия в большинстве случаях с неграмотными и трусливыми должниками.

Выявление имущества должника

При исполнении судебных решений одним из основных и важных этапов проведения исполнительных действий является выявление имущества должника и определение принадлежности должнику этого имущества.

Статья 58 ФЗ «Об исполнительном производстве», являющаяся специальной нормой, регулирующей обращение взыскания на имущество должников-организаций, устанавливает, что взыскание может быть обращено на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота или ограниченного оборота), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании она находится.

Таким образом, ввиду того, что ст. 58 является единственной нормой указывающей на форму принадлежности имущества должнику, ее положения должны применяться при обращения взыскания как на имущество юридических, так и на имущество физических лиц. Однако ГК РФ определяет, что распоряжение имуществом, находящемся в оперативном управлении, а также недвижимым имуществом, принадлежащем лицу на праве хозяйственного ведения, допускается только с согласия собственника этого имущества, то есть государства или муниципальных органов. Обращать взыскание на имущество учреждений, находящееся на праве оперативного управления. Содержание права собственности включает в себя право должника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право собственности должника в определенных ФЗ «О регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» случаях подлежит государственной регистрации. Подтверждением права собственности должника на ту или иную вещь будет являться соответствующий правоустанавливающий документ (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, мены, и т.п.).

Среди имущества подлежащего регистрации, недвижимое имущество (квартиры, дома, садовые домики, капитальные гаражи и т.д.). Сведения о наличии недвижимого имущества можно получить в органе регистрации прав на это имущество (например, Южноуральская регистрационная палата в г. Челябинске).

Данные органы располагают информацией об имуществе должника, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ. В том случае, если имущество должника находится за пределами данного субъекта, сведения о нем регистрирующие органы представить не могут в виде отсутствия таковых. Должник может приобрести, а так же получить по наследству имущество в любом субъекте РФ, в этом случае судебному приставу-исполнителю нужно обратиться в органы налоговой инспекции по месту регистрации должника, поскольку, где бы должник ни приобрел по наследству недвижимое имущество, об этом будет в обязательном порядке извещена налоговая инспекция по его месту жительства для целей налогообложения должника. Сведения о наличии у должника движимого имущества (автотранспортные средства, оружие, средства мобильной связи) можно получить в территориальном органе ГИБДД, районном управлении внутренних дел по месту жительства должника, в телефонных компаниях представляющих услуги мобильной связи и в органах Госсвязьнадзора.

С целью проверки денежных средств, находящихся во вкладах в банке целесообразнее запрашивать территориальное отделение Сберегательного банка РФ и отделения, активно работающих банков в регионе.

Следует иметь в виду, что если физическое лицо единовременно вносит на свой счет в банке вклад на сумму свыше 10 000 долларов США (или на сумму рублевого эквивалента), банк в обязательном порядке извещает об этом налоговую инспекцию по месту регистрации должника. Ярков В.В. Настольная книга судебного пристава. М., 2000. С. 262.

Если должник работает или работал на крупном предприятии, прошедшем процедуру акционирования, можно запросить реестродержателя акций данного предприятия на предмет, не является ли должник акционером.

Установить место работы должника, для обращения взыскания на его заработную плату, возможно путем его опроса, опроса соседей, направления запроса в территориальную службу занятости населения, направления запроса в территориальный пенсионный фонд, который осуществляет централизованный учет всех плательщиков пенсионных взносов. Но в соответствии с действующим законодательством, а именно с ФЗ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования сведения о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ относятся к разряду конфиденциальной информации, используются исключительно для целей пенсионного обеспечения и могут быть представлены только органам, назначающим пенсии по их заявкам или по личному обращению застрахованного лица. Представление указанных сведений другим организациям вышеназванным законом не предусмотрено. То есть фактически на сегодня по запросу судебного пристава-исполнителя о месте работы должника-гражданина соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ информации не предоставит.

Остальное имущество физических лиц не подлежит регистрации и обнаруживается по месту жительства или при получении сведений о том, что имущество должника находится в другом месте, при этом для обращения взыскания судебному приставу-исполнителю будет необходимо получить определение суда об обращении взыскателя на имущество, находящееся у третьих лиц.

В отличие от физических лиц имущество юридических лиц подлежит обязательному отражению в бухгалтерских документах, прежде всего в бухгалтерском балансе, инвентаризационной ведомости, карточках учета оборотных средств или в иных документах, в зависимости от системы бухгалтерского учета, применяемой юридическим лицом. Следует иметь в виду, что в собственности должника может находиться имущество не отраженное в балансе или еще не поставленное на бухгалтерский учет. Это не препятствует обращению взыскания на такое имущество должника, поскольку баланс является, прежде всего, экономическим, а не правоустанавливающим документом.

В имущество юридических лиц также включается и имущество их филиалов. В соответствии со ст. 55 ГК филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. В случае наличия у юридического лица задолженности, в том числе в связи с деятельностью его филиала, судебный пристав-исполнитель вправе принять решение об обращении взыскания на имущество соответствующего юридического лица, которое включает и имущество, находящееся у его филиалов. Судебный пристав-исполнитель должен получить максимальный объем информации об имущественном положении должника-организации. Для этого следует запросить сведения в органах ГИБДД о наличии у должника автотранспорта, в органах регистрации прав на недвижимое имущество (МПТИ, Регистрационную палату. Комитет по управлению имуществом Челябинской области, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Об утверждении порядка обращения взыскания на имущество должников при исполнении судебными приставами требований исполнительных документов: Приказ Главного судебного пристава Челябинской области № 376-П от 6 апреля 2000 года // Бюллетень Главного управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области.2000. № 4.С.37.) - сведения о наличии в собственности должника недвижимости, в орган Гостехнадзора - сведения о наличии у должника специальных транспортных средств о наличии у должника специальных транспортных средств (экскаваторов, бульдозеров, башенных кранов и т.д.), в органах Государственной налоговой инспекции - сведения о количестве и банковских реквизитах счетов должника. Затем запрашивается информация у банков на предмет наличия денежных средств на выявленных счетах. Вынести и направить в банки постановления о наложении ареста на денежные средства должника и инкассовое требование на списание денежных средств со счета должника в размере указанном п. 5 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», где открыты счета должника. Наличные денежные средства должника можно выявить непосредственно при выходе на место. Поскольку они учитываются в графе «Остаток на конец дня» кассовой книги, которая ведется на каждом предприятии по правилам, установленным порядком ведения кассовых операций в РФ Об утверждении ведения кассовых операций в РФ: Письмо Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 года. // Экономика и жизнь. 1993.№ 42-43.С. 45..

Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании данных прав. Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций. При этом пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава или его заместителя. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа также вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений. У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях./Налоговые органы, органы, банки и иные организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 9. Выявление (поиск) имущества должника как этап процедуры обращения взыскания, отличие от розыска.:

  1. 39. Особенности обращения взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, на заложенное имущество. Особенности обращения взыскания на долю в общем имуществе.
  2. 44.Обращение взыскания на имущество должника – гражданина. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание.
  3. 36.Порядок обращения взыскания на имущество должника – юридического лица. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание.
  4. 72. Процессуальный порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника. Этапы обращения взыскания.
  5. 18. Меры по обеспечению исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации, применяемые приставом после наложения ареста на имущество организации -должника.

Для установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может направить запросы в следующие регистрирующие органы:


  • Инспекция Федеральной налоговой службы – для установления доходов должника (форма НДФЛ), места его работы, его имущества (в случае предоставления должником в ИФНС декларации о доходах), а также наличия права собственности на доли в уставных капиталах организаций (юридических лиц).

  • ГИБДД УВД – для установления автотранспортных средств, принадлежащих должнику на праве собственности.

  • Гостехнадзор - для установления спец. техники (грузовые машины, трактора и т.п.), принадлежащих должнику на праве собственности.

  • Федеральная регистрационная служба – для установления недвижимого имущества, принадлежащего должнику на праве собственности, либо на праве аренды (на право долгосрочной аренды также может быть наложен арест).

  • Федеральная регистрационная служба (территориальная) – для установления принадлежащих должнику на праве собственности земельных участков.

  • Земельный комитет – для установления права собственности, либо права аренды, принадлежащего должнику.

  • Бюро технической инвентаризации (территориальное) – для установления прав на жилые и нежилые помещения, принадлежащих должнику.

  • Единый расчетный центр – для получения выписки из домой книги и копии финансового лицевого счета по месту регистрации должника.

  • Центральное адресное справочное бюро МВД РФ – о месте регистрации должника.

  • Сбербанк России, а также в любые другие банки – для установления расчетных счетов должника.

  • Пенсионный фонд России – для установления места работы должника.

Чтобы получить информацию о принадлежащих должнику ценных бумагах, необходимо знать наименование реестродержателя, т.к. ценные бумаги регистрируются по месту учета их прав.
Данный перечень не является исчерпывающим. Судебный пристав-исполнитель может направить и иные запросы, в зависимости от специфики территориального месторасположения региона.
Взыскателю необходимо ознакомиться у судебного пристава-исполнителя с исполнительным производством и установить все ли запросы сделаны и направлены. В случае если какие либо запросы не сделаны судебным приставом-исполнителем, необходимо заявить устное ходатайство о необходимости сделать дополнительные запросы согласно прилагаемому перечню. Если судебный пристав-исполнитель откажется, то необходимо заявить письменное ходатайство.
После получения судебным приставом-исполнителем ответов на запросы (от 0,5 до 2 месяцев) необходимо попросить у судебного пристава-исполнителя их ксерокопии. В случае отказа судебного пристава-исполнителя предоставить ксерокопии (не работает ксерокс, нет бумаги, не разрешает начальник и т.д.) необходимо переписать из ответов следующие данные:

  • наименование регистрирующей организации, название документа;

  • дата и номер;

  • ответ по существу;

  • наименование и адрес имущества, принадлежащего должнику на праве собственности, либо на праве аренды;

  • номер лицевого счета должника, остаток денежных средств на счете (по ответу из банка).