Государственное регулирование международной миграции. Национальное и международное регулирование трудовой миграции

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой - реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года, провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тысяч человек в год. Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран - членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 года установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по территории стран - членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.

В Хартии определяется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.

Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тысяч человек.

Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходи­мость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

Миграционная политика - это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Цели международной миграционной политики - определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционных процессах.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства. Согласно Программе действий, принятой в 1976г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- и многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время в национальных законодательствах стран обязательно учитываются требования международных конвенций.

Так, одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах - признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.д. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

Организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

Принятием мер против недостоверной информации в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;

Организацией соответствующих медицинских служб;

Разрешением перевозить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов.

В Конвенции содержатся положения, касающиеся найма, размещения и условий труда мигранта. В Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения прав трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Конвенция МОТ провозглашает равенство мигрантов и граждан страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы. Предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ (1962г.) гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев в области социального обеспечения, участия в профсоюзах и соблюдения прочих гражданских прав. Национальная миграционная политика в настоящее время проводится государствами с соблюдением условий международных конвенций.



При проведении миграционной политики каждой страной используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников.

Миграционная политика страны-импортера.

Страна-импортер (реципиент) проводит селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для страны рабочей силы. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно расчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по определенным категориям привлекаемого населения (половозрастной состав, образование, состояние здоровья, национальность, личностные и психологические характеристики, профессиональные требования и т.д.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в принимающей стране.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995г. было принято следующее распределение миграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США; 9% прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США 1996г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов и ужесточил требования к их качественным характеристикам

На иммиграцию в страну имеют преимущество

Высококвалифицированные специалисты, связанные с наукоемким производством и другими видами интеллектуальной деятельности, спрос на которых не удовлетворен;

Специалисты с мировым именем в почти любом виде деятельности;

Работники, согласные на тяжелый и вредный неквалифицированный труд по оплате его по минимальной для страны ставке;

Бизнесмены, инвестирующие свой капитал в страну.

Количество требуемых в стране иностранных работников соответствует вполне определенному количеству вакансий. Превышение этого уровня грозит ростом безработицы, снижением оплаты труда на национальном рынке, ростом оппозиции со стороны профсоюзов. Снять подобные негативные процессы в стране позволяет установление, как уже было отмечено выше, иммигрантской квоты, а также временных интервалов пребывания и работы для мигрантов в данной стране.

В некоторых странах практикуется использование программ по стимулированию реиммиграции: выплата материальной компенсации отъезжающим, обучение их новым специальностям, оказание материальной помощи странам-донорам массовой эмиграции.

Инструментом миграционной политики является и выстраивание географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков. Принимая мигрантов, страна-реципиент не должна превышать их оптимального количества. Только в этом случае иммигранты могут безболезненно включаться в экономическую и социальную жизнь принимающей страны.

Миграционная политика страны-экспортера .

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров:

Эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;

Эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;

Требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением

ими в зарубежных странах профессий и образования.

Страна-экспортер рабочей силы решает с помощью эмиграции следующие задачи:

ü ослабление давления безработицы и дефицита валютных

ресурсов (от эмигрантов поступают валютные денежные переводы своим родственникам);

ü формирование национальных квалифицированных кадров за счет

обучения за границей.

В соответствии с поставленными задачами страны-доноры используют

инструменты миграционной политики:

Определение режима миграционной политики (либерального или протекционистского);

Выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере приобретения ими зарубежного образования;

Стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.

Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию про­цессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по ва­лютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых нало­гами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает миг­рантам ввозить в страну по льготным таможенным та­рифам свыше 40 наименований изделий - от сырья до предметов роскоши;

3) специальные эмиграционные программы, дополнитель­но принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. пра­вительство Югославии разработало специальную долго­срочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за грани­цы и их трудоустройству в стране».

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, ра­бота которых за рубежом потребует экспорта отечествен­ной продукции;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи загранич­ных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд не­фтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стра­не после завершения образования за государственный счет.

Иммиграционная государственная политика призвана за­щитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использова­ние их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, бра­тьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие род­ственника - гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; предполагает наличие ква­лификации, особых способностей, опыта частной пред­принимательской деятельности, которые могут оказать­ся полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточ­ный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного зна­чения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание ста­туса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных поли­тик, которые могут применяться одновременно в зависи­мости от категорий мигрантов:

Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

политика, разрешающая постоянное проживание иммиг­рантов и предполагающая право на получение граждан­ства.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Так, напри­мер, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии -специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Ав­стралии принимают специалистов с профессиональ­ным стажем не менее 3 лет, в США - 5 лет, на Кипре - 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет;

Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-неф­тяниках 20-40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая со­циальная чистка). Так, в США ограничивается въезд чле­нов коммунистической или любой другой партии тота­литарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работ­ников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше - на 0,5 года, в Норвегии - на 1 год. В Рос­сии, согласно «Положению о привлечении и использо­вании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии за­конов, содержащих подробный перечень профессий, за­ниматься которыми иностранцам запрещено, и косвен­ной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конг­рессом, была благоприятной для жителей Северо-Запад­ной Европы. Реформа иммиграционного законодатель­ства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый им­миграционный закон предоставляет большие возможно­сти для квалифицированных специалистов из стран Ев­ропы.

10. Система санкций, действующих в отношении незакон­ных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно ис­пользующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматри­ваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как пра­вило, три вида программ:

а) программы материальной компенсации предусмат­ривают денежные выплаты иммигрантам за преж­девременное прекращение их деятельности;

б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их тру­доустройство дома;

в) программы экономической помощи регионам мас­совой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по ре­гулированию притока и оттока рабочей силы в зависимос­ти от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования мигра­ционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно на­циональное миграционное законодательство является опре­деляющим в разрешении спорных ситуаций.

Международная трудовая миграция (миграция рабочей силы) — перемещение населения через государственные границы, для того чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.

Регламентация трудовой миграции на международном уровне

Цель межгосударственного регулирования трудовой миграции населения — достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции и отбор нужных работников из общего потока потенциальных мигрантов.

Регулирование трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели , при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах между народных организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера в большей степени входят регулирование оттока и зашита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках Международной организации труда, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров .

Деятельность ООН

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Гак, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации груда в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО есть положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой состоит в обеспечении упорядоченной и плановой международной миграции, ее организации, обмене опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах

Одной из основных идей этой Конвенции начнется признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

  • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
  • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
  • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
  • организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
  • разрешением свободно переводить на родину полученные валютные средства и сбережения (ст. 9).

Конвенция включает также приложения, среди которых первые два касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а третье — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

  • наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
  • частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В этом же документе предусматривается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию.

В названной Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства, по желанию сторон, могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав, а также в отношении социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для реализации их положений.

Альтернативные программы регламентации международной миграции

Вместе с тем международное сообщество пытается найти путь для регламентации потоков трудовой миграции через различные программы развития беднейших стран. В рамках ГАТТ/ВТО проводится в жизнь Программа торговли и развития, которая предполагает решение проблемы эквивалентности уровня цен на основные виды сырья в сравнении с ценами на готовые изделия.

Другими словами, помощь развитию рассматривается как альтернативная стратегия по сокращению международной миграции в течение длительного периода. Однако результаты усилий в этом направлении оказались весьма скромными. Более того, контроль над мировыми финансами со стороны таких международных учреждений, как Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития, привел к такой кредитной политике, которая сделала многие страны Юга еще более зависимыми и нестабильными, чем раньше.

Создание свободных промышленных зон и региональных интеграционных сообществ может рассматриваться как средство по уменьшению нежелательной международной трудовой миграции путем устранения барьеров на пути товаров, капиталов и рабочей силы. Но в целом разрыв в экономическом развитии различных групп стран оказался слишком глубоким, что затрудняет развитие интеграционных процессов в регионах третьего мира.

Политические решения ограничить иммиграцию вряд ли будут играть растущую роль в международных отношениях. Ни ограничительные меры, ни стратегия развития в целом не смогут обуздать международную трудовую миграцию в короткие сроки. Слишком сильны факторы, стимулирующие перемещения населения. В число этих факторов входят распространение глобальной культуры, рост международного движения идей, капиталов, товаров и людей. Мировое сообщество еще должно научиться жить в условиях массового передвижения населения в обозримом будущем.

Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.

Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

Работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

Рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);

Специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

Крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики.

Основными инструментами миграционной политики являются.

Качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;

Возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;

Ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;

Временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;

Количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;

Финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;

Национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;

Система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);

Программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.

Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

Реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;

Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

Государственное регулирование миграции включает правовое, экономическое, финансовое, административное регулирование. Оно предусматривает меры, ограничивающие миграцию. Принимаются программы по ограничению масштабов иммиграции. Стимулированию реэмиграции, т. е. возвращению мигрантов на их родину. При государственном регулировании миграции осуществляется селективный подход. Суть его состоит в том, чтобы устанавливать ограничения для въезда ненужных иммигрантов и разрешать въезд тем из них, которые нужны в стране. Устанавливаются квоты на прием мигрантов, время пребывания в стране, требования к мигрантам по уровню квалификации, образования. Стажу работы по профессии и специальности, ограничения по возрасту и состоянию здоровья и другие запретительные меры.

Однако государственное регулирование миграции населения не следует сводить к запретительным мерам. Оно предусматривает меры, которые должны стимулировать миграционные процессы. Стимулирование внешней трудовой миграции имеет для нашей страны существенное значение в связи с необходимостью формирования и развития рынка труда в Союзном государстве РФ и Республики Беларусь, формирования общего рынка труда стран СНГ. В этом отношении значение имеет не только национальное государственное регулирование миграции населения, но и межгосударственное регулирование, предполагающее заключение международных соглашений в области-миграции, включая двусторонние и многосторонние соглашения.

Государственное регулирование предполагает принятие мер по защите внешней трудовой миграции. Существуют меры по защите интересов трудовых мигрантов. Эти меры предусматривают создание условий для выезда на работу за рубеж, принятие законов, регулирующих внешнюю трудовую миграцию, организацию национальных агентств и привлечение зарубежных посреднических фирм, которые занимаются трудоустройством. Заключаются международные соглашения в области внешней трудовой миграции. Осуществляется профессиональная и языковая подготовка трудовых мигрантов, которая способствует их адаптации в стране, куда они едут работать. Значительное место занимают меры по их социальной защите. Социальная защита может осуществляться как принимающими рабочую силу странами, так и теми странами, которые ее направляют. Между тем социальная защита трудовых мигрантов предусмотрена не во всех странах. Существуют меры, направленные на защиту интересов стран, экспортирующих рабочую силу. Они включают государственное лицензирование деятельности посреднических фирм по найму для работы за рубежом, регулирование оттока рабочей силы, привлечение валютных средств, поступающих от трудовых мигрантов. Существуют меры, которые защищают интересы стран, экспортирующих и импортирующих рабочую силу. В их число входят меры по проведению внешней трудовой миграции на возвратной основе и сокращению незаконной миграции.

Государственное управление в области миграционной политики рф

Федеральная миграционная служба (ФМС России) - федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна МВД России.

ФМС России в существующем виде создана Указом Президента РФот19 июля2004г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».

С 1 января2006 годасозданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделенияпаспортно-визовой службыи подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения.

Директором ФМС России в настоящее время является генерал-полковник милиции Ромодановский Константин Олегович. В 1992-1999 годах директором былаТатьяна Регент.

В 2003 г. в России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов 3 , в которой дана оценка миграционной ситуации в стране. Сформулированы цели, принципы, задачи и основные направления регулирования миграционных процессов, механизм реализации Концепции. 4

Целями регулирования миграционных процессов в РФ являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.

Основные задачи во внешнеполитической области:

    защита прав и свобод российских граждан;

    выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории РФ;

    развитие сотрудничества РФ с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;

    заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантиях социальных и экономических прав трудящихся-иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного положения с гражданами государства проживания перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

    обеспечение контроля за миграционными процессами в РФ, сокращение нелегальной иммиграции;

    создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду;

    содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

    интеграция РФ на международном рынке труда, регулирование экономической миграции;

    создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания;

    поддержка и развитие взаимоотношений с представителями коренных народов России, проживающими за рубежом;

    оптимизация внутренних миграционных процессов. Содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

    создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных российских регионах; содействие добровольному переселению представителей коренных народов России из стран СНГ и Балтии.