Виды мер административного пресечения. Меры административного пресечения, их особенности и виды

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что «меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.)» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с. . Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение административно-пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п.». Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность, 2002, с. 31. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что «в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

  • 1) задержание - применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении;
  • 2) арест и изъятие имущества - применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли);
  • 3) приостановление работ - может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения;
  • 4) временное отстранение от работы - используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения;
  • 5) требования прекратить неправомерное поведение - может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность;
  • 6) ликвидация результатов неправомерных действий - является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений;
  • 7) принудительное лечение - может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.

Севрюгин В.Е. к мерам административного пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР); изъятие вещей и документов (ст. 244 КоАП РСФСР); личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 КоАП РСФСР); временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством (ст. КоАП РСФСР).

Ряд авторов (Еропкин М.И., Попов Л.Л.) «одной из мер административного пресечения считает применение оружия» Европкин М.И., Попов Л.Л. Административно - правовая охрана общественного порядка. Ленинград: Лениздат, 1973.. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что «огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР).

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений - административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок…, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом. Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

  • - когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;
  • - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
  • - когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК).

Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

  • - составления протоколов;
  • - обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  • - обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания:

  • - задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;
  • - задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;
  • - задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • - задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;
  • - задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

вид административное принуждение

Меры административного пресечения занимают особое место в механизме государственного принуждения. Именно их применение прекращает совершаемое противоправное деяние или имеющее место противоправное состояние. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Обобщая существующие точки зрения ученых-административистов, можно выделить следующие признаки, определяющие особый характер данной группы принудительных мер.

1. Применение мер административного пресечения вызывается реально возникшей противоправной или общественно опасной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится либо имеет место реальная угроза охраняемым законом общественным отношениям. То есть данные меры применяются для прекращения совершаемых противоправных деяний, устранения реальной опасности. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего их применение позволяет самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная (и мгновенная) охранительная реакция. Именно «первой помощью» и исчерпывается назначение данной группы мер.

2. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации, либо устранение общественно опасной ситуации.

В зависимости от конкретной обстановки в качестве дополнительных (сопутствующих) целей может быть недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях при доставлении, производстве личного досмотра и т.д. Ее применение определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.

3. Применяются в связи с объективно противоправным поведением конкретного лица и не требуют предварительного исследования формы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения. Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. В связи с этим объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект.

4. Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения путем прямого вмешательства в действия (деятельность) правонарушителя. В результате, посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к исполнению установленных обязанностей.


5. Их применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений, как отмечает Л.Л. Попов, «объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий». Поэтому для применения той или иной меры административного пресечения не требуется, например, предварительного составления специального протокола или акта, а также вынесения специального постановления о применении данной меры.

6. Жёсткость применяемых мер административного пресечения зависит от характера противоправных действий и силы оказываемого противодействия. Физический урон, причиняемый лицу в результате применения некоторых мер административного пресечения, прежде всего огнестрельного оружия, не всегда может быть восстановлен в достаточно полном фактическом объеме.

7. Нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их применяющим. Эти меры закреплены в диспозициях норм административного и административно-процессуального права, регламентирующих властные полномочия должностного лица, осуществляющего принудительное воздействие.

С учетом всех названных признаков можно сформулировать определение мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения следует понимать предусмотренные нормами административного и административно-процессуального права способы и средства психического или физического воздействия, применяемые уполномоченными на то должностными лицами для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действия (деятельность) нарушителя.

По способу воздействия на правонарушителя меры административного пресечения подразделяют также на общие (обычные) и специальные (особые) путем выделения из числа мер административного пресечения специальной группы мер. К этой группе относят такие меры административного пресечения, как применение физической силы, резиновой палки, наручников и других специальных средств принуждения, применение огнестрельного оружия. Отличие особых мер от обычных состоит в том, что они используются тогда, «когда все иные возможные в конкретных условиях способы прекращения особо опасных противоправных действий исчерпаны и нет других средств обеспечить охрану правопорядка и безопасности граждан». Эти меры, как правило, связаны с применением средств физического воздействия на правонарушителей.

Так, например, полиция вправе применять следующие меры административного пресечения общего назначения (в соответствии с Законом о полиции):

Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов (п. 1 ч. 1 ст. 13);

Отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 21 ч. 1 ст. 13);

Запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств и в других установленных законом случаях (п. 21 ч. 1 ст. 13);

Задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (п. 20 ч. 1 ст. 13);

Доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (п. 14 ч. 1 ст. 13);

Изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (п. 22 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Все перечисленные меры пресечения, в отличие от принудительных мер административного предупреждения, являются установленной законом обычной реакцией на совершение противоправного деяния определенного вида, носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными должностными лицами повседневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Мерам специального административного пресечения, применяемым уполномоченными должностными лицами, присущи те же признаки, которые характеризуют административное пресечение в целом. Вместе с тем они обладают рядом отличительных черт, позволяющих объединить их в особую группу.

1. Применение данных мер воздействия в большинстве случаев обусловлено необходимостью преодоления оказываемого противодействия, в том числе физического, должностным лицам при пресечении уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний, или прекращении посягательств на безопасность личности или общественную безопасность.

Их применение имеет вынужденный ответный характер. Необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица. Действия правонарушителя в таких случаях посягают не только на охраняемые законом права и интересы личности, но еще и на установленный порядок управления.

2. Целью их применения является прекращение «наличного» и «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства, преодоление противодействия со стороны правонарушителя.

3. С точки зрения характера принудительного воздействия их применение состоит в прямом физическом воздействии, прежде всего на правонарушителя, причем с помощью мускульной силы, специальных (технических) средств принуждения, оружия и специальной (полицейской) техники.

4. Применение специальных мер административного пресечения, как правило, представляет собой ответное применение силы и поэтому связано с причинением телесных повреждений, которые могут повлечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правонарушителя. Кроме физического вреда правонарушителю может быть причинен моральный и материальный вред.

5. Наличие и возможность применения данной группы мер является гарантией реализации всех остальных мер административного воздействия, входящих в состав административного принуждения.

На основе перечисленных признаков можно сформулировать определение данной группы мер административного принуждения: под специальными мерами административного пресечения следует понимать установленные нормами административного права способы и средства прямого физического воздействия на людей, животных или предметы, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия с его стороны, понуждение его к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К числу мер специального административного пресечения, согласно Закону о полиции, относятся:

Применение физической силы (ст. 20);

Применение специальных средств принуждения (палок специальных, средств ограничения подвижности, специальных газовых средств, электрошоковых, светошоковых устройств (ст. 21, 22);

Применение огнестрельного оружия (ст. 23).

Применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие уполномоченные на то должностные лица обязаны:

Во-первых, строго соблюдать, специальные (административно-правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения,

Во-вторых, совершая действия, влекущие причинение вреда, особенно при контркриминальном их применении, неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательством о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, определяющими условия правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны при возникшем состоянии.

Совокупность указанных норм административного и уголовного законодательства образует определенную целостность, в которой их отраслевая принадлежность не имеет принципиального значения. Взятые в единстве и взаимодействии перечисленные нормативные предписания составляют правовую основу и устанавливают пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Они «направляют» уполномоченное должностное лицо на совершение действий, которые наиболее адекватны не только угрожающей опасности, но и обстоятельствам конкретной ситуации.

Вместе с тем необходимо помнить, что согласно Закону о полиции:

1) применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 5 ст. 6);

2) деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путём ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5).

Это меры, направленные на принудительное прекращение правонарушений, а также на то, чтобы принудить гражданина к определенному поведению при возникновении обстоятельств, опасных как для общества, так и для него самого. Меры пресечения в принудительной деятельности исполнительной власти наиболее болезненные и острые для тех, к кому они применяются.

В литературе по административному праву доминирует узкий взгляд на меры административного пресечения. Считается, что пресечение как самостоятельный административно-правовой акт возможно лишь при неправомерном деянии. "Применяя меры административного пресечения, - писал М.И.Еропкин, - органы государственного управления или их полномочные представители принудительно прекращают нарушение правовой нормы, вынуждают нарушителя вести себя правомерно" .

Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения явлений негативного характера. Например, при тушении пожара в многоэтажном жилом доме, когда сотрудники Государственной противопожарной службы принуждают всех

жильцов дома покинуть немедленно свои квартиры, Другой пример: психиатрическое освидетельствование может быть проведено без согласия лица или без согласия его законного представителя, когда, по имеющимся данным, обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства.

Меры административного пресечения во многих случаях применяются прямо, непосредственно на основе обстоятельств, указанных в законе, но в отдельных ситуациях они применяются с изданием письменного решения. Например, при административном выселении гражданина из жилого помещения администрация жилищного органа издает соответствующий приказ. Такая же процедура производится при принудительном психиатрическом освидетельствовании: решение о недобровольном освидетельствовании принимает врач-психиатр самостоятельно, но в определенных случаях с санкции судьи.

Система мер пресечения разнообразна. По характеру воздействия эти меры можно подразделить на: меры, применяемые непосредственно к личности гражданина; меры имущественного характера; меры технического характера; санитарно-медицинские меры.107

К мерам, применяемым непосредственно к гражданину, относятся: административное задержание; физическое воздействие на злостных правонарушителей с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

К мерам имущественного характера относятся: изъятие и уничтожение органами Санэпидемнадзора зараженных продуктов животноводства (например, мяса), изъятие документов, изъятие огнестрельного оружия и т.д.

К мерам технического характера относятся: приостановление работы промышленных предприятий и иных объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или правил пожарной безопасности; запрещение эксплуатации автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности движения; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются правила по обеспечению общественной безопасности и т.д.

Санитарно-медицинские меры применяются органами санитарного надзора и здравоохранения.

К ним относятся: принудительное медицинское освидетельствование; принудительное лечение лиц, страдающих заразными (карантинными) болезнями; отстранение от работы инфекционных больных до излечения их; запрещение эксплуатации продуктовых магазинов и предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния.

По способу воздействия можно различать общие (обычные) и специальные меры пресечения.

К общим мерам относятся: административное принуждение, отстранение от управления транспортом, снос самовольно возведенных строений, запрещение эксплуатации автомототранспорта по причине технического состояния и пр.

Специальные меры пресечения в острой и грубой форме нарушают физическую и имущественную неприкосновенность граждан. Это - меры исключительного значения. К ним относятся: применение органами милиции и уполномоченными органами физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, госпитализация больных, административное выселение граждан из жилого помещения.

К специальным мерам административного пресечения следует отнести также применение огнестрельного оружия. По мнению В.В.Ивановского, использование оружия является крайней мерой административного

принуждения. Административное законодательство представляет право применения этой принудительной меры строго определенному кругу лиц, в основном работникам органов милиции, ФСБ, таможенных органов и т.д., четко регламентируя основание и порядок применения огнестрельного оружия.

Под применением оружия признается производство должностного лица выстрела при выполнении возложенных на него служебных обязанностей. Обнажение оружия, извлечение из кобуры, взведение курка, словесные угрозы оружием не следует считать его применением.

Наиболее подробно об основаниях и порядке применения огнестрельного оружия указывается в Законе РФ "О милиции".

  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений
  • 11. Административно-правовой статус гражданина
  • Гарантии
  • 12. Административно-правовой статус общественных объединений (организаций)
  • 13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан
  • Гарантии
  • 14. Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 15. Административно-предупредительные меры
  • 16. Административное наказание
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 17. Административный процесс и его виды
  • 18. Административный штраф
  • 19. Виды административно-правовых отношений (апо)
  • 20. Виды правовых актов управления (пау)
  • 21. Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • 1) Задачи производства:
  • 2) Порядок производства:
  • 22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 23. Давность привлечения к административной ответственности
  • 24. Дисквалификация
  • 25. Исполнительная власть (ив): понятие, соотношение с государственным управлением
  • 27. Классификация органов исполнительной власти
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
  • 28. Административно-процедурная деятельность: понятие, особенности, виды
  • 29. Меры административного пресечения
  • 30. Место ив в системе разделения властей.
  • 31. Метод административного права: понятие, особенности
  • 32. Назначение административного наказания (ан)
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 33. Общее понятие управления и его виды.
  • 34. Органы (должностные лица), назначающие административное наказание
  • 35. Органы исполнительной власти субъектов рф
  • 36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления (пау)
  • 38. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 39. Понятие административного принуждения
  • 40. Понятие административной ответственности (ао)
  • 41. Понятие и виды административно-правовых методов управления
  • 42. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды. Соотношение
  • 44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы
  • 45. Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы
  • 47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления (пау)
  • 48. Поощрение и ответственность государственных служащих
  • 49. Права и обязанности государственных служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы
  • 50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 51. Право жалобы
  • 52. Предмет административного права
  • 53. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением
  • 56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
  • 57. Федеральные министерства Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 58. Федеральные службы и надзоры Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 59. Формы реализации ив: понятие и виды
  • 60. Функции административного права
  • 29. Меры административного пресечения

    Государственное принуждение – властное веление или прямое действие (физическое и психическое – угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

    Административное принуждение особый вид государственного принуждения, предназначенный для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Используется в качестве предупреждения, пресечения и наказания за правонарушения.

    По целевому назначению меры административного принуждения:

      административно-предупредительные (превентивные) – «до » совершения правонарушения – носят профилактический характер (инспектор ГИБДД проверяет документы). Виды :

      меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, тяжких последствий (введение карантина);

      меры, направленные на предупреждение совершения правонарушений (таможенный досмотр, проверка документов);

      меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование);

      лечебно-предупредительные меры принуждения , назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

      административно-пресекательные – «в момент » совершения правонарушения – принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих установленный порядок. Тесно связаны с мерами административной ответственности, нередко предшествуют им. Виды :

      меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, доставление в милицию);

      меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);

      меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта);

      меры финансового характера (отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, прекращение кредитования);

      меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных);

      меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических, слезоточивых веществ).

      меры административной ответственности – «после » совершения правонарушения;

      меры административно-процессуального обеспечения.

    Примеры мер административного пресечения:

    Меры обеспечения производства по делу об ад. правонарушении

    доставление;

    административное задержание;

    личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    изъятие вещей и документов;

    отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

    арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

    привод.

    Статья 27.2. Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об админ. правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется :

    1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции);

    2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

    4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

    5) должностными лицами военной автомобильной инспекции;

    6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства и другими.

    Доставление д.б. осуществлено в возможно короткий срок .

    Статья 27.3. Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Осуществляют :

    1) должностные лица органов внутренних дел (милиции);

    2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ;

    3) должностные лица военной автомобильной инспекции;

    4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) и другие.

    По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

    Об административном задержании составляется протокол , в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

    Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением следующих случаев:

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов .

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об админ. правонарушении, влекущем в качестве одной из мер админ. наказания админ. арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

    Осуществляется должностными лицами (лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола) .

    Составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

    Статья 27.9. Досмотр транспортного средства – обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов админ. правонарушения. В присутствии двух понятых, лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. Составляется протокол.

    Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

    При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

    Составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении.

    В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

    Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

    Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское Составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу , в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

    При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

    Запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

    Делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

    Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

    Статья 27.15. Привод

    В случаях, когда физические лица (включая законного представителя несовершеннолетнего лица), привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля или законные представители юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, уклоняются без уважительной причины от явки по вызову, применяется привод.

    2. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи , органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

    По своей правовой природе привод – самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение.

    Пограничные органы осуществляют властные полномочия при применении мер административного пресечения, установленных Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и КоАП РФ. В соответствии с указанными законами к ведению пограничных органов отнесены различные властные действия. Меры административного пресечения применяются к добросовестным гражданам в целях обеспечения контроля за соблюдением ими правил пограничного режима. Такие меры применяются также к лицам, подозреваемым в нарушении указанных правил, и к нарушителям.

    Мера пресечения в виде ограничения передвижения граждан устанавливается пограничными органами при проведении поиска нарушителей Государственной границы, а также в случаях воспрепятствования ее незаконным массовым пересечениям. Эта мера применяется внутренними войсками МВД России совместно с пограничными органами .

    Административное задержание физических лиц и их доставление в места расположения подразделений пограничных органов применяется к лицам, подозреваемым в нарушении пограничного режима. При административном задержании отечественного или иностранного судна оно конвоируется в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств правонарушения .

    Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" определены различные сроки административного задержания. Унифицированный срок административного задержания установлен в ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, он не должен превышать 48 часов. Предельный срок административного задержания, определенный указанным выше Законом, по общему правилу не должен превышать 72 часов, с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания. При отсутствии у подозреваемого в совершении правонарушения документов, удостоверяющих личность, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 10 суток с санкции прокурора .

    При проведении административного задержания пограничные органы и органы ведомственного контроля проводят проверку документов, устный опрос и получают письменные пояснения граждан . В тех случаях, если при проверке документов необходимо исследование их подлинности и достоверности указанных в них сведений, документы изымаются для проведения экспертизы. При проверке подлинности и достоверности документов может быть использована специальная информация, в том числе сведения, полученные при проведении негласных форм оперативно-разыскной деятельности, например, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи или оперативного внедрения. Проверка документов производится на основе информации, имеющейся в распоряжении публичного органа, или на основе сведений, полученных но его запросу от государственных и муниципальных органов или иных лиц. Запрос о предоставлении информации в указанных случаях подлежит неукоснительному исполнению. Неисполнение этих требований (в том числе их ненадлежащее исполнение при несоблюдении сроков представления информации) квалифицируется по ст. 19.7 КоАП РФ. Сведения, необходимые для уточнения информации, полученной при проверке документов, могут быть получены при проведении устного опроса лица или в форме письменных пояснений. Отказ от предоставления таких сведений квалифицируется по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. При возбуждении дела об указанных административных правонарушениях необходимо учитывать особенности истребования информации – по письменному запросу или на основе устного требования должностного лица органа публичного контроля: неисполнение такого требования содержит квалифицирующие признаки правонарушения, установленного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

    Мера пресечения в виде личного досмотра проводится должностными лицами пограничных и таможенных органов в пределах пограничной зоны. Сотрудники органов, осуществляющих иммиграционный и санитарно-карантинный контроль, проводят личный досмотр в пунктах пропуска через государственную границу. Проведение личного досмотра в целях обеспечения пограничного контроля существенно отличается от меры административного пресечения, предусмотренной ст. 27.7 КоАП РФ. Суть этих различий в следующем:

    • 1) личный досмотр производится на основе различных процессуальных требований. Проведение личного досмотра в целях обеспечения пограничного контроля допускается только по письменному решению начальника органа публичного контроля или его заместителя. В соответствии с ч. 1 ст. 27.2, ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ личный досмотр проводится по устному требованию должностного лица, уполномоченного на применение этой меры административного пресечения ;
    • 2) личный досмотр представляет собой исключительный метод пограничного контроля, и его применение допускается только в отношении лиц, относительно которых имеются сведения об их намерении скрыть товары (предметы), незаконно перемещаемые через государственную границу. Личный досмотр в соответствии с КоАП РФ представляет собой единое процессуальное действие, осуществляемое при доставлении и административном задержании и применяемое к лицу, подозреваемому в совершении проступка, в качестве унифицированной процедуры. Таким образом, КоАП РФ не рассматривает личный досмотр в качестве исключительной меры принуждения;
    • 3) личный досмотр, проводимый в целях пограничного контроля, предусматривает обследование медицинским сотрудником лица, подозреваемого в совершении правонарушения;
    • 4) личный досмотр проводится сотрудником органа публичного контроля только в присутствии понятых. Соответствующая мера административного пресечения, предусмотренная в КоАП РФ, может быть проведена и без понятых .

    Мера административного пресечения в виде изъятия вещей и документов может применяться по результатам личного досмотра и независимо от его проведения – в целях осуществления пограничного контроля. В последнем случае документы временно изымаются у добросовестных граждан для подтверждения достоверности указанных в них сведений. Изъятию подлежат также недействительные документы . В отличие от аналогичной меры административного пресечения, установленной ст. 27.10 КоЛП РФ, изъятие вещей и документов, проводимое на территории пограничного режима, может быть осуществлено и в отсутствие понятых.

    При осуществлении меры административного пресечения в виде отбора проб (образцов) предусматривается изъятие определенного количества грузов, товаров для последующего проведения экспертизы. Эта мера применяется по результатам проведения досмотра транспортных средств, грузов, товаров и представляет собой единую процессуальную форму контроля . Отбор проб (образцов) применяется в целях предотвращения или пресечения правонарушения, и в этом случае ограничиваются имущественные права подозреваемого. Рассматриваемая мера административного пресечения может быть применена к имуществу добросовестного лица в превентивных правоохранительных целях, например при проведении сотрудниками Роспотребнадзора мероприятий санитарно-эпидемиологического надзора.

    Пограничные органы вправе производить арест имущества. Эта мера административного пресечения применяется в отношении товаров, грузов и транспортных средств только при наличии подозрений в их незаконном перемещении через государственную границу . Собственник имущества или иное лицо, у которого оно находится, не вправе распоряжаться арестованным имуществом в течение всего срока осуществления процессуальных действий, подтверждающих или опровергающих наличие факта правонарушения. Арест товаров, грузов и транспортных средств допускается только в пределах приграничной территории при отсутствии на ней таможенных органов.

    Реквизиция транспортных средств осуществляется должностными лицами пограничных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, например при поиске лиц, подозреваемых в совершении правонарушения. Реквизиция может быть применена к транспортным средствам любых форм собственности. При этом такие средства временно изымаются у собственника или иного лица, у которого они находятся на законных основаниях, и используются в целях осуществления поисковых мероприятий или иных публичных потребностей. Реквизиция транспортных средств производится с соблюдением установленных процессуальных гарантий защиты имущественных прав, при этом вред, причиненный собственнику транспортных средств, возмещается по решению суда. Реквизированные транспортные средства возвращаются их собственнику (владельцу) после прекрашения действия обстоятельств, в связи с которыми была применена реквизиция, например после проведения в приграничной территории оперативно-разыскных мероприятий .

    Сопровождение транспортных средств, грузов и товаров осуществляется сотрудником контрольного органа от государственной границы до пункта пропуска через нее в целях исключения несанкционированной посадки или высадки лиц и погрузки (выгрузки) грузов, товаров . Данная мера административного пресечения не применяется при осуществлении административно-процессуальной деятельности, предусмотренной КоАП РФ.

    В целях пограничного контроля различается проведение осмотра транспортных средств, грузов и товаров и их досмотра. При осуществлении процессуального действия в виде досмотра вскрываются упаковки грузов и товаров или грузовых помещений, контейнеров, снимаются соответствующие пломбы, печати, при этом может быть нарушена конструктивная целостность досматриваемых вещей. Досмотр транспортного средства, в соответствии с КоАП РФ, не допускает причинения механического воздействия досматриваемым вещам и иного вреда.

    При возбуждении дела об административном или ином правонарушении сотрудники пограничных органов вправе производить осмотр помещений и прилегающих к ним территорий. В отличие от аналогичной меры административного пресечения, установленной ст. 27.8 КоАП РФ, осмотру подлежат не только помещения, используемые в служебных целях, но и жилые помещения. При этом присутствие понятых не является обязательной процессуальной мерой. Осмотр помещений (территорий) допускается при наличии рассмотренных выше чрезвычайных обстоятельств (таких, как проведение оперативно-разыскных мероприятий и в других подобных случаях) .

    Меры административного пресечения в виде осмотра помещений и территорий, установленные правилами ст. 119 ТКТС, ст. 175 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и ст. 27.8 КоАП РФ, применяются в отношении объектов недвижимости, используемых в коммерческих целях и находящихся в собственности субъектов предпринимательства .

    В отличие от указанных выше мер осмотр помещений и территорий пунктов пропуска через государственную границу проводится в целях пограничного контроля. В данном случае осмотр осуществляется в отношении недвижимости, используемой исключительно в публичных целях и находящейся в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Указанная мера административного пресечения применяется должностными лицами ФТС, ФМС, Роспотребнадзора и Ространснадзора, осуществляющими соответственно таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный и транспортный контроль, и предусматривает проведение проверок не только служебных, но и бытовых помещений, при этом лица, обнаруженные в пунктах пропуска, могут быть подвергнуты личному досмотру.

    Таким образом, при проведении осмотра помещений и территорий должностные лица органов публичного контроля наделяются различными полномочиями. Сотрудники пограничных органов, органов ФТС и ФМС в соответствии с их полномочиями, установленными Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" вправе проводить осмотр любых объектов недвижимости, независимо от форм собственности. Осмотр проводится в плановом порядке; при наличии сведений о противоправных действиях в пунктах пропуска проводятся внеплановые контрольные мероприятия .

    Временный запрет деятельности и другие меры административного пресечения применяются сотрудниками пограничных органов при осуществлении процессуальных действий, установленных КоАП РФ .

    Меры административного пресечения применяются в целях обеспечения пограничного режима, и в этом случае должностные лица пограничных органов осуществляют властные действия, установленные Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации". При возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.11, 8.16–8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст. 8.37, ст. 8.38, 18.1 – 18.7, 18.14, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, и при рассмотрении дел об указанных правонарушениях должностные лица пограничных органов применяют только меры административного пресечения, установленные КоАП РФ, и осуществляют иные предусмотренные данным Кодексом процессуальные действия, в частности принимают решение о проведении административного расследования . Сотрудники пограничных органов наделены обширными административно-юрисдикционными полномочиями. В частности, они вправе применять меры административного пресечения, предусмотренные ст. 27.2-27.3, 27.7-27.10, 27.14, 27.16 КоАП РФ (в том числе административное задержание и временный запрет деятельности – п. 4 ч. 1 ст. 27.3, ст. 8.38, ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ).

    • См. п. 5 ст. 28 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".
    • См подп. 3 ч. 2 ст. 30 указанного Закона.
    • См. подп. 4 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".
    • См. и. 7 Положения о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 (далее – Положение о применении средств и методов контроля).
    • О процессуальных требованиях при проведении личного таможенного досмотра см. ст. 117 ТКТС (применительно к таможенному контролю). При проведении иммиграционного и санитарно-карантинного контроля порядок личного досмотра установлен п. 15 Положения о применении средств и методов контроля.
    • Проведение личного досмотра без понятых допускается только в случаях, установленных ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр, осуществляемый должностными лицами пограничных и иных публичных органов, проводится в соответствии с правилами применения этой меры пресечения, установленной ст. 117 ТКТС. Порядок осуществления личного досмотра в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ, предусматривающий не столь обременительные ограничения прав досматриваемого лица, в данном случае не применяется (см. указанное предписание ТКТС, п. 15 Положения о применении средств и методов контроля и ч. 1–4 ст. 27.7 КоАП РФ).
    • См. п. 12 Положения о применении средств и методов контроля.
    • Осмотру могут быть подвергнуты любые помещения, за исключением тех из них, на которые распространяется дипломатический иммунитет (подп. 12 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").
    • Осмотр помещений и территорий как мера таможенного контроля проводится но преимуществу в отношении указанных объектов недвижимости, используемых в предпринимательских целях на территории пограничной зоны. Осмотру подлежат и публичные объекты недвижимости (за исключением жилых помещений). Осмотр помещений и территорий в соответствии с КоАП РФ не производится в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
    • См. абз. 2 п. 16 Положения о применении средств и методов контроля.
    • Например, при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов". Применение временного запрета деятельности установлено также в подп. 11 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". При этом должны быть уведомлены соответствующие муниципальные органы.
    • Проведение административного расследования возможно только при нарушении законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, валютного законодательства и в иных случаях, установленных правилами ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.