Закон о валютном регулировании с года. Поправки в валютное законодательство. Можно ли оспорить штраф

Отправить на почту

Казначей 1C-WiseAdvice

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И . Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка , а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день . Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру .

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Важно!

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется. Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо. Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

Важно!

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Новые правила валютного контроля – 2018

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД. Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке . В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах .

Как было . При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.
  • Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции . Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо. Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было . До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

  • Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было . Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

  • Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было . За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

  1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

    Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

  2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

    Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше. Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства. При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

  3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

    Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера . Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»). В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов .

Связаться с экспертом

Минфин представил новые предложения по либерализации валютного контроля. Штрафы для физлиц за незаконные валютные операции предложено снизить втрое, а экспортерам хотят разрешить оставлять рублевую выручку за границей

Минфин разместил на regulation.gov.ru для общественного обсуждения два проекта поправок в валютное законодательство: один снимает с компаний часть обязательств по репатриации экспортной выручки и существенно облегчает гражданам получение денег от нерезидентов на зарубежные банковские счета, второй смягчает наказание для физлиц за незаконные валютные операции.Предлагаемые меры вступят в силу в 2019 году, рассчитывают разработчики.

Инициативы Минфина далеки от валютного контроля, которую предлагает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, но все равно это существенные предложения по либерализации валютных ограничений, особенно для физлиц. Минфин серьезно смягчает валютный контроль для физлиц, но при этом выставляет ряд значительных ограничений, указывает юрист, руководитель проектов адвокатского бюро «Михайлов и партнеры» Александр Нечаев.

Зачисляйте свободно

Физлица — валютные резиденты (к ним с 2018 года относятся ) смогут «без ограничений» зачислять на счета в зарубежных банках средства, полученные от нерезидентов, следует из проекта Минфина. Но для этого должны одновременно выполняться два условия: банк, где открыт счет, должен находиться на территории государства ОЭСР (35 стран, включая ведущие западные) или FATF (тоже 35 стран, по большей части совпадают с ОЭСР), и такое государство присоединилось к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией (почти 100 юрисдикций к настоящему времени) или же связано с Россией двусторонними договоренностями об автообмене.

Действующий закон о валютном регулировании разрешает россиянам получать деньги от иностранцев на зарубежные счета только в случаях , прямо оговоренных в законе (сдача в аренду иностранной собственности, продажа внешних ценных бумаг, продажа недвижимости или транспортного средства за рубежом и т.д.).

Предложено ослабить и режим отчетности по иностранным счетам физлиц. Сейчас россияне — владельцы банковских счетов за рубежом, которые больше половины времени в году проводят в России, — обязаны представлять налоговикам ежегодные отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам). Минфин предлагает освободить таких граждан от этой обязанности, но только если счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, которое присоединилось к международному автообмену финансовой информацией или имеет такие договоренности с Россией, и только по относительно небольшим счетам, где общая сумма зачисленных средств за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. (эквивалент 600 тыс. руб., если на счете лежит валюта) либо остаток средств на конец года не превышает 600 тыс. руб.

Не все страны подойдут

Чтобы смягчение контроля распространялось на гражданина, его банковский счет должен быть открыт в стране ОЭСР (FATF), но при этом также должен осуществляться автоматический обмен информацией. Далеко не все государства, где россияне держат свои счета, удовлетворяют обоим этим требованиям, замечает Нечаев. Например, Кипр не является членом ни ОЭСР, ни FATF, хотя и обменивается с Россией информацией. А США являются членом ОЭСР, но не присоединялись к международному автообмену информацией, приводит примеры юрист. Под оба критерия попадают такие страны, как Дания, Германия, Франция, Великобритания — на банковские счета в этих государствах будет распространяться действие поправок Минфина, говорит Нечаев.

Не совсем понятно, чем руководствовался Минфин, выбирая порог в 600 тыс. руб., говорит Нечаев. «В сентябре, когда заработает автоматический обмен, ФНС получит информацию о любых остатках по счетам российских резидентов за рубежом. Какой бы ни был баланс счета, информация придет в Россию», — указывает юрист. Состоятельные лица, которые открывают счета в швейцарских или австрийских банках, держат там гораздо более высокие суммы — для них смягчение не подействует.

Драконовские штрафы сократятся

Отдельными поправками в «валютную» статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях предлагается снизить размер штрафа за незаконные валютные операции для физлиц с текущих 75-100% от суммы операции до 20-40%. К таким незаконным операциям, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. При этом Минфин предлагает не штрафовать лиц (физических и юридических), которые в течение 30 дней после такого зачисления средств на иностранный счет перевели сумму в полном объеме на счет в российском банке.

Предложенные поправки могут быть связаны с , когда россиянин Николай Кузнецов был оштрафован налоговой инспекцией на 75% от суммы незаконной валютной операции, а операция, с точки зрения налоговиков, как раз и заключалась в зачислении валюты на счет в иностранном банке (Barclays) без участия уполномоченного банка. Тот факт, что Кузнецов после этого перевел всю сумму на свой счет в Сбербанке, не защитил его от штрафа в 31 млн руб.

Минфин продвигает рубль

Для юридических лиц главное нововведение Минфина заключается в предлагаемой отмене требования об обязательном возврате экспортной выручки в Россию, если внешнеторговый контракт предусматривает оплату в рублях. Сейчас экспортеры обязаны обеспечивать своевременное получение на свои банковские счета в России денег от иностранных покупателей товаров или услуг — независимо от того, осуществляется оплата в валюте или рублях.

Минфин предлагает оставить обязательной только репатриацию валютной экспортной выручки. Если же российская компания договорилась с нерезидентом об оплате в рублях, то у нее будет выбор — получить деньги на счет в российском банке или зарубежном. При этом, если компания выбирает зарубежный счет, она все равно должна уведомлять уполномоченный банк в России о сроках получения денег в соответствии с условиями внешнеторгового договора. За нарушение этих сроков () юрлицу-резиденту все равно будет грозить штраф.

Положительным последствием таких поправок Минфин видит «создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевание российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов». По данным SWIFT за декабрь 2017 года, рубль является лишь 18-й валютой в мире с точки зрения востребованности в международных расчетах с долей 0,27%.

Экспортные контракты в рублях заключаются в основном с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, указывает директор Центра исследований международной торговли Александр Кнобель. «С Европой практически нет такой практики, большинство контрактов с европейскими партнерами заключаются в евро, а со странами остального мира — в основном в долларах. От смягчения, которое предлагает Минфин, выиграют те поставщики, которые в основном экспортируют в страны ЕАЭС», — считает Кнобель.

В валютной структуре поступлений российских экспортеров преобладает доллар (68,8%) согласно данным ЦБ за девять месяцев 2017 года (более свежих данных нет). На рубль за этот же период пришлось 14,6% экспортной выручки, на евро — 14,8%.

Но в торговле со странами ЕАЭС доля рублевых поступлений по экспорту достигает 69,4%. Больше всего (79,3%) рублями рассчитываются белорусские партнеры, на втором месте (62,3%) — Казахстан, следует из данных ЦБ.

Отказ от жесткого контроля

Валютный контроль — это избыточная мера регулирования, считает Кнобель. «Закон о валютном контроле был принят в то время, когда нужно было наполнять казну и обеспечивать приток валюты в Россию. Сейчас такой проблемы нет, ​и валютный контроль в текущем виде является ограничением для экспортеров. По-хорошему, его нужно отменять», — говорит экономист.

С предложением ранее выступил ЦСР Алексея Кудрина. Ключевыми проблемами валютного регулирования в России ЦСР назвал необходимость предоставления отчетности по зарубежным счетам и репатриации экспортной выручки, запрет валютных операций между резидентами и слишком жесткую ответственность за нарушения валютного законодательства. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», пришли к выводу эксперты.

Они предложили провести либерализацию валютного регулирования в два этапа: сначала отменить требования по репатриации, установить открытый режим использования иностранных счетов, а нормы отчетности по зарубежным счетам перенести в Налоговый кодекс. Второй этап реформы должен пройти в 2019-2020-е годы, считают в ЦСР, и должен заключаться в отмене отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия начала автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР.

Для признания законности бизнеса с иностранными партнёрами мало одного подписанного договора (контракта). Поскольку все валютные операции находятся под особым контролем государства, правила их проведения требуют особого внимания бизнесменов и чёткого взаимодействия с уполномоченными банками.

Наши специалисты детально разобрались во всех тонкостях нововведений по валютному законодательству в части ведения бизнеса резидентов с иностранными партнёрами и подготовили для вас «шпаргалку».

Шпаргалка нововведений по валютному законодательству в работе с внешнеэкономическими контрактами

Что важно знать До 1 января 2018 года Изменения с 01.01.2018 года
Законодательное регулирование валютных операций
  • Инструкция Банка России №138-И от 04.07.2012 года.
  • Федеральный закон №325-ФЗ от 14.11.2017 года.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»).
  • Инструкция Банка России №181-И от 16.08.2017 года.
  • Федеральный закон №325-ФЗ от 14.11.2017 года в новой редакции.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ») года в новой редакции.
Учет договора контракта по сумме Регистрация договора(контракта) в банке и получение паспорта сделки к этому контракту требовалось, если сумма обязательств превышала или соответствовала эквиваленту в 50 000 $ США. Если сумма сделки не превышала 1 000 $, можно было ограничится лишь предоставлением в уполномоченный банк только лишь справки о валютных операциях. Банк имел право отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в договоре (контракте), не соответствуют сведениям в заполненной форме паспорта сделки. Все внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет в уполномоченном банке! Важное значение имеет направленность контракта на импорт или экспорт, потому как порядок учета контрактов в зависимости от направления разный. Согласно п. 4.2 Инструкции № 181 учет контрактов ТРЕБУЕТСЯ, если сумма контракта в рублях составляет: Если сумма обязательств по договору/контракту менее 200 000 рублей предоставление документов, связанных с проведением валютных операций не требуется. Сумма обязательств учитывается на: Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет внешнеторговых контрактов, а именно до 1 рабочего дня.
Постановка на учет в уполномоченный банк договора/ контракта и оформление паспорта сделки Вместо паспортов сделки ведется учет экспортных контрактов в банке. Все паспорта сделки, которые не закрыты и находятся в досье валютного контроля до 01.01.2018, будут считаться закрытыми. Причем банки не будут предоставлять никаких отметок об этом, в свою очередь номер таких паспортов сделок автоматически становится уникальным номером контракта(или же кредитного договора) принятого на учет банком. Для постановки на учет контракта необходимо представить в уполномоченный банк: После чего уполномоченный банк должен: Банк не имеет право отказать в постановке на учет договора/контракта!
Предоставление справок о валютных операциях (СВО) как при поступлении валюты на расчетный счет, так и при списании валюты с расчетного счета резидента Действовала обязанность предоставить справку о валютных операциях в уполномоченный банк. Причем инструкция № 138-И предусматривала разные сроки предоставления СВО в зависимости от вида осуществляемой операции:
в большинстве случаев в течении 15 рабочих дней с момента совершения операций.
Отменено требование о предоставлении справки о валютных операциях. Но сохранено требование о предоставлении документов для подтверждения валютных операций в сроки не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный счет резидента, указанной в уведомлении уполномоченного банка.
Предоставление справки о подтверждающих документах для валютного контроля (СПД) Действовала обязанность предоставить заверенную печатью и подписью СПД в уполномоченный банк в случае исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (поставки товара) не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором: Согласно инструкции 181-И, с 01.03.2018 справка о подтверждающих документах(СПД) стала единой формой учета и отчетности резидентов по валютным операциям. Её новая форма содержится в Приложении 6 в Инструкции 181-И.
Иные требования: а)предоставление ведомости валютного контроля; б)прохождение валютного контроля В ряде случаев, таких как перевод контракта резидента в другой банк, действовала обязанность предоставлять в уполномоченный банк ведомость валютного контроля. В случае перевода резидентом контракта в другой банк подавать ведомость валютного контроля в уполномоченный банк не нужно. Банк самостоятельно запрашивает ведомость валютного контроля в Банке России.
Отказ банка в проведении валютной операции Редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резидентам указать в договорах(контрактах) ожидаемые сроки исполнения обязательств со стороны нерезидента. Отказ банка в проведении валютной операции был правомерен в случаях: С 14.05.2018 года будут действовать новые требования закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который обязывает резидента указывать четкие сроки исполнения сторонами обязательств. Их отсутствие в договоре/контракте может привести к отказу проведения валютных операций по нему со стороны банка. Более того, в соответствии со ст. 168 ГК, сделка по контракту без четких сроков исполнения обязательств может быть признана незаконной! Отказ банков в проведении валютной операции будет правомерен в случае, если резидент предоставил в банк документы, не соответствующие требованиям закона (нарушения валютного законодательства).

Законодательное регулирование валютных операций.

1. Инструкция Банка России №138-И от 04.07.2012 года. 2. Федеральный закон №325-ФЗ от 14.11.2017 года. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»).

Изменения С 01.01.2018 года

1. Инструкция Банка России №181-И от 16.08.2017 года. 2.Федеральный закон №325-ФЗ от 14.11.2017 года в новой редакции. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ») года в новой редакции.

Учет договора контракта по сумме.

Регистрация договора(контракта) в банке и получение паспорта сделки к этому контракту требовалось, если сумма обязательств превышала или соответствовала эквиваленту в 50 000 $ США. Если сумма сделки не превышала 1 000 $, можно было ограничится лишь предоставлением в уполномоченный банк только лишь справки о валютных операциях. Банк имел право отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в договоре (контракте), не соответствуют сведениям в заполненной форме паспорта сделки.

Изменения С 01.01.2018 года

Все внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет в уполномоченном банке! Важное значение имеет направленность контракта на импорт или экспорт, потому как порядок учета контрактов в зависимости от направления разный. Согласно п. 4.2 Инструкции № 181 учет контрактов ТРЕБУЕТСЯ, если сумма контракта в рублях составляет:

  • 3 млн. рублей по импортным и кредитным договорам;
  • 6 млн. рублей по экспортным контрактам

Если сумма обязательств по договору/контракту менее 200 000 рублей предоставление документов, связанных с проведением валютных операций не требуется.

Сумма обязательств учитывается на:

  • дату оформления договора/контракта
  • дату заключения изменений суммы договора/контракта.

Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет внешнеторговых контрактов, а именно до 1 рабочего дня.

Постановка на учет в уполномоченный банк договора/ контракта и оформление паспорта сделки.

Изменения С 01.01.2018 года

Вместо паспортов сделки ведется учет экспортных контрактов в банке. Все паспорта сделки, которые не закрыты и находятся в досье валютного контроля до 01.01.2018, будут считаться закрытыми. Причем банки не будут предоставлять никаких отметок об этом, в свою очередь номер таких паспортов сделок автоматически становится уникальным номером контракта(или же кредитного договора) принятого на учет банком. Для постановки на учет контракта необходимо представить в уполномоченный банк:

  • общие сведения об экспортном контракте (дата составления и дата исполнения (завершения) обязательств, номер, вид контракта, наименование валюты и данные о сумме обязательств предусмотренных контрактом);
  • реквизиты всех нерезидентов, являющихся сторонами по экспортному контракту (наименование, страна).

После чего уполномоченный банк должен:

  • зарегистрировать контракт, присвоив ему уникальный номер;
  • сформировать по контракту ведомость банковского контроля.

Банк не имеет право отказать в постановке на учет договора/контракта!

Предоставление справок о валютных операциях (СВО) как при поступлении валюты на расчетный счет, так и при списании валюты с расчетного счета резидента.

Действовала обязанность предоставить справку о валютных операциях в уполномоченный банк. Причем инструкция № 138-И предусматривала разные сроки предоставления СВО в зависимости от вида осуществляемой операции:


В большинстве случаев в течении 15 рабочих дней с момента совершения операций.

Изменения С 01.01.2018 года

Отменено требование о предоставлении справки о валютных операциях. Но сохранено требование о предоставлении документов для подтверждения валютных операций в сроки не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный счет резидента, указанной в уведомлении уполномоченного банка.

Предоставление справки о подтверждающих документах для валютного контроля (СПД

Действовала обязанность предоставить заверенную печатью и подписью СПД в уполномоченный банк в случае исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (поставки товара) не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

Изменения С 01.01.2018 года

Согласно инструкции 181-И, с 01.03.2018 справка о подтверждающих документах(СПД) стала единой формой учета и отчетности резидентов по валютным операциям. Её новая форма содержится в приложении 6 к инструкции 181-И.

Иные требования: а)предоставление ведомости валютного контроля; б)прохождение валютного контроля.

В ряде случаев, таких как перевод контракта резидента в другой банк, действовала обязанность предоставлять в уполномоченный банк ведомость валютного контроля.

Изменения С 01.01.2018 года

В случае перевода резидентом контракта в другой банк подавать ведомость валютного контроля в уполномоченный банк не нужно. Банк самостоятельно запрашивает ведомость валютного контроля в Банке России.

Отказ банка в проведении валютной операции.

Редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резидентам указать в договорах(контрактах) ожидаемые сроки исполнения обязательств со стороны нерезидента. Отказ банка в проведении валютной операции был правомерен в случаях:

  • не предоставления документов или же предоставлением неверных документов;
  • при подозрениях банка в нелегальности(незаконности) получения денежных средств или финансового терроризма.

Изменения С 01.01.2018 года

С 14.05.2018 года будут действовать новые требования закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который обязывает резидента указывать четкие сроки исполнения сторонами обязательств. Их отсутствие в договоре/контракте может привести к отказу проведения валютных операций по нему со стороны банка. Более того, в соответствии со ст. 168 ГК, сделка по контракту без четких сроков исполнения обязательств может быть признана незаконной! Отказ банков в проведении валютной операции будет правомерен в случае, если резидент предоставил в банк документы, не соответствующие требованиям закона (нарушения валютного законодательства).

Последствия изменений в валютном законодательстве

С 01.01.2018 года российским компаниям, которые ведут бизнес с иностранными партнёрами, при подписании договора/контракта придется каждый раз убеждаться, что сторонами четко согласованы и закреплены в договоре/контракте сроки исполнения их обязательств. И зачастую российским бизнесменам придётся убеждать своего иностранного клиента в том, что этого требует отечественное законодательство. Более того, необходимо будет четко и вовремя пройти валютный контроль в уполномоченном банке, подав необходимый пакет документов по сделке с иностранным клиентом. В противном случае такие сделки могут быть признаны незаконными, и резидент рискует нарваться на штрафы.

Штрафы за нарушения валютного законодательства в 2018 году

Штрафы за несоблюдение правил валютных операций (в т. ч. и за просрочку) и другие взыскания указаны в ст.15 КоАп РФ, которая предусматривает не только штрафы для резидентов (юридических лиц) за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, но и за их неверное хранение и оформление. Например за:

  • несвоевременное предоставление отчетности о движении валюты;
  • не закрытие паспорта(ов) сделки;
  • непредоставление подтверждающих документов или информации о подлинности сделки.

Суммы штрафов составляют от 40 000 рублей до 1 млн рублей для организаций и от 1000 до 15000 рублей для должностных лиц. Как видите, изменения в законодательстве по валютному контролю в 2018 году требуют особого внимания и щепетильности. Обращайтесь за консультацией к нашим специалистам, они помогут вам избежать штрафов из-за незнания нововведений.

С января 2018 года наступают значительные изменения в законодательстве для организаций, ведущих внешне-экономическую деятельность, несоблюдение которых не просто вызовет массовые административные штрафы, но будет основанием признавать всю деятельность по неправильно оформленному международному договору - незаконной!

Документ:

"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"

Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.

Инструкцией:

Отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки,
- введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов - в течение одного рабочего дня;

Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

Приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Как поставить контракт на учет

Таким образом, Инструкция устанавливает новые правила, по которым резиденты и нерезиденты будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Вместо паспортов сделки будет учет экспортных контрактов в банке. Для постановки на учет контракта необходимо будет представить:

Общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
- реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страна).

Банк должен будет зарегистрировать контракт и присвоить ему уникальный номер.

Однако не все контракты надо будет регистрировать. В главе 4 Инструкции указаны виды договоров, которые потребуют регистрации. Кроме того, для этих договоров предусмотрен и денежный лимит: для импортных контрактов и кредитных договоров - 3 млн.рублей, для экспортных договоров - 6 млн.рублей.

Новый документ содержит еще очень много нового, в частности, отменены справки о валютных операциях, хотя представлять документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, всё равно придется.

Кроме того, Инструкция вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.

Паспорт сделки с 2018 года

Компания больше не будет представлять в банк Справку о валютных операциях ни при зачислении иностранной валюты на транзитный счет, ни при списании иностранной валюты со своего расчетного счета.

Паспорт сделки в виде уже привычного документа также перестает существовать.

Упрощается документооборот между компанией и банком в части проведения валютных операций. Для проведения валютных операций по-прежнему, необходимо предоставить банку лежащий в ее основе контракт, он ставится банком на учет с присвоением ему уникального номера.

В Инструкции 181-И вместо термина «Банк ПС» (банк паспорта сделки), которым оперировала Инструкция № 138-И, употребляется термин «Банк УК» — по всей видимости, это сокращение от «банк учета контракта». Одновременно с постановкой контракта на учет банк формирует ведомость банковского контроля (этот тип документа никуда не исчезает — банк по закону должен контролировать валютные операции).

Перечень данных по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение банка, представлен в приложении к проекту новой Инструкции. Если в контракте не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортера или импортера.

После полного исполнения обязательств по контракту, экспортер (импортер) представляет в банк заявление о снятии контракта с учета. Точно так же соответствующее заявление (о внесении изменений в ведомость банковского контроля) представляется в банк при внесении в контракт изменений или дополнений плюс сами документы, подтверждающие необходимость внесения изменений, например дополнительное соглашение к контракту.

При исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту компания по-прежнему должна будет представлять в банк Справку о подтверждающих документах и сами эти документы.
Отдельная глава проекта Инструкции 138-И посвящена особенностям учета банком операций, осуществляемых с использованием аккредитивной формы расчетов или банковских платежных обязательств. Компании, осуществляющие валютные операции, должны будут присваивать операции код вида валютной операции.

Общий вывод из всех нововведений, что хотя и валютный контроль не упростится, но механизм взаимодействия компаний и банков станет проще. Кроме того, исключаются какие-либо основания для отказа банка в постановке контракта на учет.

Таким образом,

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 427-ФЗ), изменяющий понятие валютного резидентства для физических лиц и устраняющий отдельные избыточные обременения для физических лиц - резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Законом N 427-ФЗ, в частности, вводится новая редакция подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), предусматривающая распространение понятия "валютный резидент" на всех физических лиц - граждан РФ независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.

С 1 января 2018 года физические лица - резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, согласно новой редакции части 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ освобождаются от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также от обязанности представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) (далее - отчеты). Кроме того, такая категория физических лиц - резидентов вправе без ограничений осуществлять валютные операции по своим зарубежным счетам (вкладам), в том числе между собой.

Вместе с тем, установлен порядок представления уведомлений и отчетов физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее не предоставляли уведомления и отчеты.

Указанные изменения, согласно части 2 статьи 2 Закона N 427-ФЗ, распространяются, в том числе, на период 2017 года.

Законом N 427-ФЗ в абзац третий части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц - резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

Кроме того, Законом N 427-ФЗ расширен содержащийся в части 5.1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета физических лиц - резидентов от продажи нерезидентам по договорам купли-продажи находившихся в собственности этих физических лиц - резидентов за пределами территории РФ транспортных средств, а также недвижимого имущества, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Согласно новой редакции абзаца второго части 6 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ на зарубежные счета (во вклады) за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.

Законом N 427-ФЗ внесены изменения в пункт 14 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в части дополнения права агентов валютного контроля в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в части истребования документов, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории РФ; документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации.

Статья постоянно будет обновляться, следите за обновлениями!

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г. )
Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях . Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции .

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств , при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).
Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;
ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено . Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).
Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация .

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.
Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.