Органы управления государственной собственностью на федеральном уровне. Управление федеральной собственностью. Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью Правительство рф осуществляет управление гос собственностью

Понятие о том, что такое государственная собственность, указано в Гражданском кодексе РФ. Это имущество, которое принадлежит по праву собственности России, а также имущество, которое принадлежит по праву собственности субъектам РФ. Таким образом, земля и иные природные ресурсы, которые не принадлежат гражданам, юрлицам и муниципалитетам, это и есть государственная собственность. Данное имущество закрепляется за госучреждениями, которые вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться. Имущество, которое не закреплено за госучреждениями, относится к казне страны или региона. О том, что относится к полномочиям управления федеральной собственностью и как оно осуществляется, речь пойдет в статье.

Объекты

Управленческая организация госсобственностью - это сложное взаимодействие госструктур. К федеральной собственности относятся следующие объекты:

  • Представляющие собой базу внутреннего богатства России.
  • Обеспечивающие работу госорганов власти и решающие задач масштаба страны.
  • Оборонного производственного сектора.
  • Отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность народного хозяйства и развивают иные отрасли.
  • Организации по производству фармацевтических средств, медицинских и биологических препаратов, спирта, ликероводочной и иной продукции.

В госсобственность регионов страны могут быть переданы такие объекты, как:

  • Предприятия народного хозяйства.
  • Энергетического и атомного машиностроения.
  • Здравоохранения и образования.
  • Телевидения, радиовещания и прочие предприятия.

Система управления федеральной собственностью реализует права России на соответствующие объекты. Она состоит из госорганов и исполнительных структур, управленческих территориальных отделений и так далее. Исполнительные органы вправе управлять исключительно тем имуществом, которое им было передано.

Управленческие принципы

Управление федеральной собственностью основывается на следующих принципах:

  • Оценивается результативность управленческой функцией, которая базируется на факторах экономической и социальной эффективности.

При соц. эффективности принимаются во внимание блага, получаемые обществом посредством соответствующего управления. Эффективность экономического характера зависит от политики управления с учетом таких показателей, как применение производственных мощностей, ресурсов и так далее:

  • Разрабатываются управленческие цели, при которых выделяются главные и приоритетные направления.
  • Отдельное внимание уделяется мотивации.
  • На основе полученных данных, разрабатываются пути материальной заинтересованности сотрудников в реализации управления федеральной собственностью. Это оплата труда, карьера, соц. обеспечение, премирование, и прочее.
  • Действует ответственность работников, которая носит экономический и социальный характер.
  • Управление осуществляется в комплексе и в соответствии с действующей системой.
  • Управленческие задачи взаимодействуют с общими целями, которые обеспечивают направленность системы, единство госорганов, управленческих структур, лиц и так далее. Все это имеет комплексный и системный характер.
  • Процесс эволюционной реорганизации продолжается постоянно. При этом управление федеральной собственностью осуществляется посредством приватизации и деприватизации, национализации и денационализации.
  • Обеспечивается качественное регулирование в соответствии с правовыми нормами. При этом разрабатываются, принимаются и улучшаются системы правовых актов, которые нацелены на решение соответствующих задач. Это имеет важное значение для дальнейшей прозрачной экономики.
  • Профессионализм, при котором к управлению привлекаются субъекты на конкурсной основе, а те, кто уже выполняет управленческие функции, периодически повышают свою квалификацию. Без этого принципа невозможно осуществление управления федеральной собственностью.

К другим принципам, которые можно также присутствуют в этом процессе, относится эффективное пользование ресурсами, направленность на достижение долгосрочных целей, иерархичность, скользящее планирование и другие.

Система

Право реализуется посредством реализации системы управления федеральной собственностью РФ. Под этой системой понимается совокупность госорганов, исполнительных, территориальных соответствующих органов страны (Росимущества), управленческих структур на уровне регионов. Данную систему можно рассмотреть с точки зрения разных уровней. Тогда получится следующая структура:

  • Макроуровень, при котором управление осуществляется законодательными и исполнительными органами государства, включая Президента страны, Фед. Собрание, Правительство, регионы, министерства и ведомства, организации и фонды иностранных государств. На этом уровне осуществляется управление федеральной собственностью, разработка федерального бюджета.
  • Мезоуровень, при котором взаимодействуют подразделения Росимущества с структурами иных министерств и ведомств, а также иными организациями.
  • Микроуровень, при котором отделы Росимущества взаимодействуют друг с другом.

Сложности в субъектном составе

В настоящее время нет четкого разграничения полномочий управления федеральной собственностью между субъектами. Фактически все органы утверждают свои правовые документы, принимают те или иные решения, касающиеся объектов госсобственности.

Чтобы управленческий процесс осуществлялся более эффективно, в нем должны участвовать соответствующие субъекты. Росимущество решает данные задачи, поэтому эта организация должна иметь необходимые полномочия для реализации своих функций в полной мере. Так как эта задача охватывает множество разных объектов, система должна иметь сложную структуру.

Министерства и другие исполнительные структуры

Очень важная роль в этом вопросе отводится таким субъектам управления федеральной собственностью, как министерства и иные исполнительные органы (то есть комитеты, комиссии, службы, агентства, надзоры и управление делами Президента). Рассмотрим эти структуры по отдельности. Министерство РФ является исполнительным органом, осуществляющим политику государства и управление в той или иной области, а также координацию в случаях, предусмотренных правовыми актами разных органов.

Госкомитеты, так же, как и федеральные комиссии, относятся к исполнительным органам государства. Они осуществляют координирующие действия между отраслями по определенным вопросам. Федеральные службы, агентства, надзоры - тоже исполнительные органы государства. Они выполняют специальные задачи в области своего ведения.

Президент и Правительство

Отдельно нужно сказать о Президенте страны. Глава государства согласовывает работу всех ветвей власти, так же, как и взаимодействие соответствующих госорганов, органов регионов посредством издания законодательных актов. В указах Президента содержатся нормативные решения. Что касается управления госсобственностью, то акты главы государства имеют постоянное действие.

Во главе системы исполнительных органов государства находится Правительство РФ. Конституцией этому органу поручено управление федеральной собственностью. Правительство РФ при осуществлении своих полномочий взаимодействует со следующими структурами:

Правительство взаимодействует с исполнительными структурами по следующим схемам:

  • Сверху вниз, когда инициатива исходит от него.
  • Снизу вверх, если инициатива исходи от исполнительных органов.

Правовые моменты принципиально отличаются из-за разницы положения Правительства и других органов. При этом Правительство координирует функционирование данных органов в отношении осуществления управления федеральной собственностью.

Росимущество

Часть функций Правительство передало исполнительным госорганам для более эффективного управления конкретными объектами. Как упоминалось выше, главная роль в этом процессе отведена Росимуществу. При управлении госсобственностью этот орган выполняется следующие функции:

  • Управляет объектами госсобственности, как в России, так и за рубежом (в том числе, и распоряжается ими).
  • Ведет учет госимущества, контролирует эффективность соответствующего применения.
  • Разрабатывает и реализует принципы политики государства в отношении приватизации предприятий (государственных и муниципальных), недвижимости и наделов земли, на которых расположены данные объекты.
  • Координирует приватизацию и управление собственностью между отраслями и регионами.
  • Руководит деятельностью своих ТО.
  • Участвует в образовании инфраструктуры фондов, которые обеспечивают приватизационные процессы с целью привлечения инвестиционных средств.
  • Разрабатывает и создает стратегическое направление политики с целью реформирования имущественных правоотношений в стране.
  • Развивает международные связи.
  • Обеспечивает методикой и правовой базой управленческие и приватизационные процессы.

Отделения Росимущества

На основании Закона «О приватизации гос. и мун. имущества» №178-ФЗ, Росимущество образовало ТО в регионах, которые в совокупности составляют единую систему по приватизации и управлению федеральной собственностью. Осуществляет эту функцию комитет, агентство на местах, согласно распоряжениями Росимущества.

Чем занимаются агентства?

К функциям территориальных агентств по управлению федеральной собственности относятся следующее:

  • Ведение реестра госсобственности, расположенного на соответствующей территории.
  • Ведение реестра АО, образованных во время приватизации ГУП (государственных унитарных предприятий), находящихся в том или ином регионе.
  • Согласование действий в внесению данными предприятиями имущества в уставной капитал, залога, ведение реестра о заложенном имуществе.
  • Ведение учета аренды.
  • Передача акций приватизированных предприятий фонду госимущества.
  • Изъятие имущества, которое не используется или используется ненадлежащим способом по праву оперативного управления.
  • Участие в разработке и исполнении программ для привлечения инвестиций, предотвращению банкротства ГУП.
  • Организация и контроль за исполнением госпрограммы по приватизации, в том числе, продажа наделов земли и исполнение графиков продаж.
  • Контроль за переводом дивидендов и платы за аренду от пользования госсобственности в бюджет.

  • Отчет перед Росимуществом об исполнении заданий по поступлениям денег в бюджет от приватизации и пользования госсобственностью.
  • Принятие и регистрация заявок на приватизацию госпредприятий, образование комиссий, занимающихся вопросами приватизации, утверждение соответствующего плана, который не включен в госпрограмму приватизации, учреждение открытых АО.
  • Оформление и передача сертификатов на пакеты акций, которые закреплены в госсобственности.
  • Выступление арендодателем госимущества, которое закреплено за ГУП и госучреждениями на праве оперативного управления, так же, как и того имущества, которое не закреплено соответствующим образом.
  • Дача согласия на передачу в аренду госимущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения.
  • Контроль целевого использования и охраны госимущества, принятие мер при нарушении правил пользования соответствующим имуществом.
  • Назначение и проверка (включая, аудиторскую), контроль за использованием и сохранностью госимущества надлежащим образом, требование от ГУП и государственных учреждений предоставление необходимой информации и документов для выполнения проверочных мероприятий.
  • Организация экспертизы по оценке имущества, которое находится в государственной собственности.
  • Подготовка проектов заключений по ходатайствам регионов о передачи ее в собственность.
  • Принятие решения о проведении приватизации федеральных ГУП, которые включены в соответствующую госпрограмму.
  • Осуществление действий, имеющих отношение к образованию, реорганизации или ликвидации ГУП.
  • Утверждение устава ГУП, если нет государственного исполнительного органа, который координирует и регулирует деятельность данной области.
  • Управление долями и акциями, относящимися к госсобственности, заключение договоров об их управлении.
  • Дача согласия на реализацию госимущества, которое находится на праве хозяйственного ведения, на образование дочерних организаций.
  • Организация конкурсов для передачи госимущества в залог или доверительное управление.
  • Выступление в качестве балансодержателя в отношении имущества, которое находится в России, и не закреплено за федеральными ГУП.
  • Закрепление госимущества за ГУП в оперативное управление или хозяйственное ведение.
  • Выступление в качестве учредителя хозяйственных организаций, которые образованы не в результате приватизации.
  • Участие в разработке и осуществлении процессов по реструктуризации ГУП, образовании холдингов, промышленных групп и иных организаций, которые отличаются корпоративным управлением.
  • Участие в поддержке приватизированных ГУП.

Управление федеральной собственностью осуществляет территориальное агентство при взаимодействии с региональными подразделениями государственного фонда соответствующего имущества, Министерства по антимонополной политике, Госкомитета по земельным ресурсам и устройству, Госкомитета по статистике и прочими органами.

Заключение

Как видно, управление федеральной собственностью представляет собой сложную структуру взаимодействия разных государственных инстанций. Каждая из них должна выполнять свои задачи. Если Президент и Правительство осуществляют управление федеральной собственностью путем координирования функционирования нижестоящих органов, то эти структуры решают конкретные задачи в рамках возложенных на них полномочий.

Федеральные и региональные власти действуют как совместно, так и раздельно. Этот принцип закрепляется в статьях 71-72 Конституции РФ. Управление федеральной собственностью осуществляют центральные органы власти. Именно об их деятельности будет рассказано в этой статье.

Кто управляет федеральной собственностью?

На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.

Основная роль - у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.

Особой ролью обладает и правительство - центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом. Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий. Про агентство будет рассказано далее.

История органа

Для лучшего понимания того, как именно функционирует Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, необходимо обратить внимание на историю развития этого органа. В июле 1990 года был сформирован ГКИ РСФСР - Государственный комитет по работе с имуществом. Именно этот орган управлял всей государственной собственностью, находящейся на территории РСФСР. Различные предприятия, органы и инстанции находились в собственности ГКИ, руководителем которого с 1991 по 1994 год был Анатолий Чубайс.

Полномочия по разграничению собственности комитет начал организовывать в январе 1991 года. Именно тогда отдельные виды имущества стали переходить во владение республик, областей, округов и краев. В это же время появился указ главы государства РФ, по которому утверждалась приватизационная программа. ГКИ РФ стал органом, в обязанности которого вошла реализация этой программы.

В 1997 году ГКИ РФ был преобразован в Министерство гос. имущества, а в 2000 году - в Министерство имущественных отношений. Орган был ликвидирован в 2008-м и заменен на Росимущество. Таким образом, российская инстанция по управлению федеральной собственностью обладает обширной и насыщенной историей. У министерства имеется опыт работы по передаче, реализации и модернизации государственного имущества.

Структура Росимущества

20 апреля 2016 года руководителем Росимущества был назначен Дмитрий Пристансков. Это же лицо является заместителем министра по экономическому развитию страны, коим на данный момент выступает Максим Орешкин. Центр управления федеральной собственностью имеет обширную структуру, в которую входит ряд самых разных агентств. Здесь стоит выделить следующие инстанции:

  • управление имуществом казны РФ;
  • развитие инвестиционных правоотношений;
  • управление собственностью федеральных органов и организаций в области государственной безопасности;
  • реструктуризация государственных инстанций по управлению активами;
  • сотрудничество с международными организациями по защите собственности;
  • земельные отношения;
  • судебная защита, финансовое управление и собственность с особыми режимами управления;
  • федеральное имущество;
  • информационные технологии и информационная политика, архивы и делопроизводство;
  • управление технологиями корпоративного типа;
  • секретное делопроизводство.

Таким образом, центр управления федеральной собственностью осуществляет множество функций в самых разных общественных областях.

Цели Росимущества

На что направлена деятельность органа по защите федерального имущества? В соответствующем правительственном постановлении закреплены следующие цели рассматриваемой инстанции:

  • управление государственной собственностью и анализ приватизационной деятельности, использование маркетинговых, социологических, финансовых и прочих исследований;
  • разрешение вопросов о числе акций, находящихся в собственности государственного характера, поддержание механизмов регулирования в сфере экономики;
  • разработка и проведение ряда земельных работ при участии исполнительных структур, которые заинтересованы в этом;
  • разработка и внедрение нормативных актов, которые касаются контроля, учета и использования государственного имущества.

Росимущество является целой системой. Здесь есть как центральный орган, так и региональные отделения. Центральная инстанция занимается в основном модернизационной и аналитической деятельностью. Субъектные ведомства реализуют основой ряд полномочий.

Центр управления федеральной собственностью: функции и задачи

Каких целей должно добиться правительство, осуществляющее управление федеральной собственностью? Во-первых, должен быть достигнут и обеспечен важнейший конституционный принцип, в соответствии с которым устанавливается единство экономического и социального пространства. Во-вторых, должна быть четко распланирована деятельность инвестиционного характера с последующим принятием мер реализации этой деятельности. Также необходимо сформировать исчерпывающий план по обеспечению работы и экономического благосостояния оборонных отраслей.

Росимущество как основное правительственное ведомство, в обязанности которого входит работа с общегосударственной собственностью, должно принимать все законные меры по защите производителей-соотечественников. Должна быть выстроена грамотная государственная политика в сферах международного и финансового взаимодействия.

Полномочия Росимущества в области работы с собственностью

В 2008 году правительством было принято специальное постановление, в котором закреплялись основные обязанности и полномочия органов управления государственной федеральной собственностью. Росимущество занимается закупкой товаров, услуг и работ для обеспечения федеральных и региональных нужд. Действует орган в строгом соответствии с нормами закона. Рассматриваемое министерство обладает статусом собственника в отношении имущества федерального уровня. Подобный статус необходим для исполнения функций федеральных органов.

Работа с имуществом, связанным с государственными акциями, долями, хозяйственными объектами, уставными капиталами и многим другим, также относится к ведению Министерства по управлению общегосударственной собственностью. Стоит также отметить, что рассматриваемый орган может выступать и в качестве продавца. Необходимо это, как правило, для приватизации государственного имущества. Собственность, готовая к приватизации, может быть получена разными способами. Закон, например, говорит об ее изъятии в ходе судопроизводства. Спиртосодержащая продукция и табак подлежат отдельному государственному регулированию - по акцизной политике и в соответствии с отдельным федеральным законом.

Разработка программ

В главе 2 постановления правительства, что осуществляет управление федеральной собственностью в РФ, рассказывается про порядок организации работы с имуществом. Согласно норме 5.11, в обязанности Росимущества входит оценивание собственности. Проводится оценка для определения и сравнения договорных условий с положением, господствующим на момент проверки. Росимущество может осуществлять и функции заказчика. Министерство готовит специальную программу, в которой определяет цели и задачи. По мере осуществления закупок цели закрываются. Приобретенное имущество получает статус федеральной собственности. Стоит также отметить, что Росимущество играет немалую роль при передаче частей общегосударственной собственности регионам. То же касается и обратного процесса: в случае необходимости именно рассматриваемое ведомство занимается приобретением имущества от субъектов РФ.

Росимущество является частью Министерства экономического развития РФ. В связи с этим в обязанности ведомства входит подготовка и передача различных программ, проектов и отчетов. По сути, ведомство должно отчитываться перед крупным правительственным министерством. Вот что Росимущество должно передавать Министерству экономического развития РФ:

  • отчет об обороте собственности;
  • проект программы по прогнозу;
  • совокупность предложений о формировании перечня предприятий стратегического характера;
  • отчет об итогах приватизационных процессов;
  • предложения по модернизации работы;
  • прогнозы, а также многое другое.

Росимущество должно тесно взаимодействовать и с другими государственными органами. О видах такого взаимодействия будет рассказано далее.

Взаимодействие с другими органами

В пунктах 5.20-5.30 Постановления о федеральной государственной собственности и управлении ею рассказывается про еще одну группу функций рассматриваемого органа. Так, Росимущество имеет возможность изымать собственность, которая находится в государственном ведении оперативных и хозяйственных управлений. Помимо прочего, в обязанности инстанции входит изъятие лишней части имущества при реализации оперативного управления.

Росимущество сотрудничает с множеством самых разных органов. Сотрудничество всегда проявляется в реализации основного полномочия - управления собственностью. Стоит обратить внимание, например, на взаимодействие с Министерством обороны. Росимущество совместно с этим органом занимается высвобождением недвижимой собственности военного характера.

Орган по управлению общегосударственным имуществом взаимодействует и с Министерством экономического развития. Росимущество передает в эту инстанцию отчеты о проделанной работе и осуществленных функциях. Совместно с Министерством экономического развития рассматриваемый орган реализует ряд полномочий по подготовке унитарных государственных предприятий к приватизационным процессам, утверждает аудитора и определяет размер оплаты услуг. Сюда же входит обязанность Росимущества по утверждению условий конкурса при сбыте приватизируемой собственности.

Руководитель Росимущества

Главой российского центра по управлению федеральной собственностью является заместитель министра по экономическому развитию. Назначается и освобождается на должность это лицо приказом правительства по представлению самого министра. Руководитель Росимущества несет полную персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей и полномочий. Какими функциями обладает руководитель рассматриваемого ведомства?

Вот что здесь стоит выделить:

  • распределение полномочий между собственными заместителями;
  • разработка проекта положения о ведомстве;
  • назначение на должность и снятие с нее председателей территориальных ведомственных органов, а также центральной инстанции;
  • формирование предложений к правительству, главе государства, парламенту и пр.;
  • утверждение ведомственных наград и премий;
  • выплата отдельных доверенностей от имени российского правительства;
  • осуществляет многие другие функции, прописанные в правительственном постановлении.

Федеральное агентство должно иметь свой флаг, вымпел и эмблему. Все эти элементы должен утвердить российский Геральдический совет. Все субъекты управления федеральной собственностью (должностные лица) должны быть указаны в соответствующей документации и государственных реестрах.

Региональные отделения Росимущества

Согласно закону, орган по работе с общегосударственной собственностью должен иметь несколько подразделений. Территориальные подразделения Росимущества составляют единую систему институтов, в обязанности которых входит управление государственной собственностью. Система создается в конкретном регионе по схеме, составленной по приказу центральной инстанции.

Каждое территориальное подразделение наделено рядом обязанностей и прав. В период своего функционирования такой орган осуществляет следующий ряд функций:

  • учитывает и проверяет договоры федерального имущества арендного характера;
  • ведет учет материальных ценностей в конкретных российских субъектах;
  • занимается составлением отчетов о выполняемой задаче относительно разработки бюджета и пользования государственным имуществом;
  • учитывает и контролирует акционерные общества, которые появляются для приватизации государственных предприятий на территории конкретного региона;
  • реализует оценочную экспертизу стоимости имущества федерального характера;
  • обеспечивает сохранность целевого применения имущества государственного типа.

Таким образом, региональные подразделения Росимущества также обеспечивают сохранность федеральной собственности.


Основной закон и гражданское законодательство РФ содержат положения, с одной стороны, предоставляющие органам государственной власти право выступать от имени РФ при управлении федеральной собственностью, но, с другой — ограничивающие или вообще не признающие такого права. Чтобы снять это противоречие либо констатировать его реальное существование, необходимо, уяснить каким образом трактуется управление федеральной собственностью в Конституции РФ и гражданском законодательстве.

В Конституции РФ управление закономерно и обоснованно понимается в широком смысле как совокупность самых разных способов и форм воздействия на объект управления, включая и гражданско-правовые. Но дословно об управлении говорится всего дважды — в связи с федеральной собственностью. В частности, подп.»д» ст.71 определяет, что в ведении РФ находятся: «федеральная государственная собственность и управление ею», а ст.114 устанавливает, что Правительство РФ «осуществляет управление федеральной собственностью».

На вопрос о том, может ли орган государственной власти осуществлять от имени РФ право управления федеральной собственностью, Основной закон отвечает утвердительно. В силу ч.1 ст.78 Конституции РФ «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». В соответствии с ч.2 ст.78 Конституции РФ «федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Это относится и к полномочию Правительства РФ по управлению федеральной собственностью в силу подп.»г» ст.114 Конституции РФ.

При этом передача осуществления части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации возможна только в случае соблюдения как минимум трех обязательных условий. Во-первых, жестко обозначается объем передаваемых полномочий: ч.2 ст.78 Конституции РФ предусматривает возможность передачи лишь части полномочий. То есть попытка Правительства РФ передать субъектам все полномочия на объект федеральной собственности была бы незаконна. Во-вторых, такая передача производится только по соглашению между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъекта Федерации. В-третьих, данное соглашение должно соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов.

Нормы гражданского законодательства

ГК РФ ничего не говорит об управлении федеральной собственностью в широком, конституционно-правовом понимании управления, но подтверждает право государственных органов РФ выступать от имени РФ в отношениях по управлению федеральной собственностью. Правда, описано это право языком и в понятиях гражданского права: в рамках своей компетенции органы государственной власти от имени РФ могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности и выступать в судах (ст.125 ГК РФ).

Обращает на себя внимание, однако, то обстоятельство, что в ГК РФ ничего не сказано о возможности передачи государственными органами РФ своих прав и обязанностей по гражданскому обороту органам государственной власти субъектов РФ (равно как и наоборот). Отсюда возникают два следствия: либо управление федеральной собственностью, и в частности передача полномочий по управлению такой собственностью государственным органам низших уровней, осуществляется только в негражданском порядке (например, властными актами), либо ГК РФ допускает возможность передачи органам государственной власти субъектов РФ прав управления федеральной собственностью посредством гражданско-правовых договоров продажи, мены, дарения, безвозмездного пользования и т.п. сделок. Но в таком случае у РФ могут возникнуть имущественные обязательства, выполнение которых способно противоречить конституционным принципам разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ, а также сфер компетенции государственных органов.

Вместе с тем ГК РФ содержит существенное отличие от Конституции РФ в сфере управления федеральной собственностью. Он предусматривает возможность передачи права такого управления не только органу государственной власти (чем ограничивается Конституция РФ), но и частному лицу — юридическому или физическому. Управление собственностью частным лицом, не обладающим полномочиями публичной власти, принципиально меняет методы и формы управления. Частное лицо неизбежно вынуждено управлять федеральной собственностью частными, т.е. гражданско-правовыми, методами.

Право оперативного управления

ГК РФ дважды использует выражение «управление имуществом». Один раз оно относится к институту права оперативного управления. Это право лица, которое не является собственником имущества, но получило от собственника право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Передачу такого имущества и прав на него осуществляет орган государственной власти, который от имени РФ обладает полномочиями собственника федерального имущества, а лицом, которому передается право оперативного управления, является унитарное казенное предприятие.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее — Закон) придает новую жизнь этому правовому институту, существование которого в российском праве ранее рассматривалось как дань потребностям не сформировавшейся, переходной экономики.

Дело в том, что казенное предприятие за рубежом (во Франции, Германии и др. странах) — это специализированное подразделение государственного органа управления (министерства или иного ведомства), правда, обладающее отдельным, «дополнительным» или «присоединенным» бюджетом (budget — annexe, annexed budget) и самостоятельной, собственной отчетностью. Но в гражданском обороте участвует не само предприятие, а административная структура, в состав которой оно входит. Министерство или иное ведомство приобретает права и обязанности, несет полную гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, связанным с хозяйственной деятельностью подведомственного казенного предприятия.

Не вдаваясь в особенности трактовки казенного предприятия по российскому и зарубежному праву, подчеркнем, что согласно Закону права собственника имущества федерального унитарного предприятия от имени РФ осуществляют органы государственной власти РФ. В отличие от ГК РФ (п.7 ст.114) Закон запрещает унитарному предприятию «размножаться», т.е. создавать дочерние унитарные предприятия, передавая им свое имущество. С этой же целью Закон запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъекта РФ или муниципальных предприятий.

Особого внимания заслуживают нормы п.2 ст.20 Закона, в соответствии с которыми правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности РФ, не могут быть переданы субъекту РФ или муниципальному образованию. Хотя эти нормы формально не противоречат положениям ст.78 Конституции РФ о возможности передачи государственными органами РФ осуществления части своих полномочий органам государственной власти субъектов РФ, они все же не совсем соответствуют либеральному духу Основного закона, которым пронизаны положения Конституции РФ о собственности и правах собственника.

Закон требует также, чтобы ликвидация унитарного предприятия осуществлялась посредством его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это значит, что право управления федеральной собственностью, закрепленной за ликвидируемым предприятием, вновь возвращается к Правительству РФ или иному уполномоченному федеральному государственному органу.

Право доверительного управления

Это второй случай, когда ГК РФ буквально использует выражение «управление имуществом». В отличие от правового института оперативного управления доверительное управление федеральной собственностью пока не получило практического воплощения в российской экономике. Сама трактовка доверительного управления как обязательственного права остается спорной.

Позиция ГК РФ сводится к тому, что субъекты РФ не могут быть доверительными управляющими. Согласно п.2 ст.1015 ГК РФ имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.

Запрет на передачу имущества в доверительное управление государственному органу позволяет избежать «скрытой» передачи имущества в «доверительное управление» кому-нибудь из должностных лиц. Важно также и то, что запрет на осуществление доверительного управления государственными органами субъектов РФ связан с возможной ответственностью управляющего по обязательствам из договора доверительного управления принадлежащим ему имуществом (ст.1022 ГК РФ). Ограниченным характером прав государственных органов на закрепленное за ними имущество это исключается.

По этим причинам гражданское законодательство четко устанавливает, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (п.1 ст.1015 ГК РФ). Это еще одно ограничение положений п.1 ст.124 ГК РФ в сфере управления федеральной собственностью. В случаях когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Лица, назначенные государственным органом Федерации управлять федеральной собственностью, расположенной на территории субъекта Федерации, должны прежде всего руководствоваться указаниями собственника, то есть указаниями федеральной власти, и быть ответственными перед ней. Никакой совместной компетенции, или совместной собственности, здесь нет. Нет здесь и совместного ведения, так как объект управления, федеральное имущество, остается в федеральной собственности.

Федеральный государственный орган может назначить управляющего собственностью РФ из числа кандидатур, предложенных субъектом Федерации. Но Федерация вправе как принять, так и отвергнуть предлагаемые кандидатуры и назначить собственного управляющего. Это исключительное право собственника, вытекающее из ст.209 ГК РФ.

То есть, например, в силу п.»д» ст.71 и п.»г» ст.114 Конституции РФ лицо, назначенное Правительством РФ непосредственно управлять федеральной собственностью, является уполномоченным агентом Правительства РФ. Субъект РФ к этой собственности отношения не имеет.

Таким образом, исходя из норм Конституции РФ, ГК РФ и других нормативных актов, на возникшие вопросы могут быть даны следующие ответы:

1) передача субъекту РФ в доверительное управление объектов федеральной собственности невозможна;

2) государственные органы субъекта РФ не могут выступать в качестве доверительного управляющего;

3) передача прав субъекту РФ по управлению объектами федеральной собственности должна оформляться иным, не гражданско-правовым, способом, т.е. в рамках конституционно-правовых или административно-правовых отношений. Что касается целостного правового механизма передачи прав на объекты федеральной собственности, то такой механизм целесообразно предусмотреть в специальном федеральном законе или постановлении Правительства РФ с учетом изложенных правовых аспектов.

С. Мареева,

аспирантка ИГП РАН

Правовые основы формирования муниципальной собственностью

Координация и разграничение сферы деятельности органов государственного контроля за управлением госимуществом осуществляется в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.

Государственная Дума Российской Федерации:

а) рассматривает отчет Правительства РФ об управлении государственным имуществом;

б) проводит депутатские слушания по вопросам управления объектами государственной собственности;

в) контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности (в том числе его приватизации, продажи), а также средств, полученных от управления объектами государственной собственности;

г) осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами .

Правительство Российской Федерации:

а) контролирует работу Министерства государственного имущества по управлению и ведению учета объектов государственной собственности;

б) утверждает отчеты Министерства государственного имущества по управлению объектами государственной собственности;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства об управлении объектами государственной собственности.

Минимущество:

а) проводит проверки использования объектов государственной собственности;

б) запрашивает и получает информацию по вопросам, связанным с использованием объектов государственной собственности;

в) проводит по поручению Правительства РФ ревизию объектов государственной собственности, составляет и представляет в Правительство акты по ее результатам.

Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности; разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности) .

От имени Российской Федерации правомочия собственника в пределах установленной законодательством компетенции осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом по управлению государственным имуществом является Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество). Оно взаимодействует с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку - по вопросам управления государственными пакетами акций и другими ценными бумагами; с Российским фондом федерального имущества - по вопросам продажи находящихся в государственной собственности пакетов акций; с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - по вопросам предотвращения несостоятельности (банкротства) и восстановлению платежеспособности госпредприятий.

Минимущество проводит единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений с целью обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования федеральной собственности . Оно решает следующие задачи:

Координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе в области регулирования рынка недвижимости, взаимодействия по этим вопросам с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

Создания системы учета и контроля использования федерального имущества и обеспечения ее эффективного функционирования;

Обеспечения деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций;

Защиты имущественных интересов Российской Федерации, методического и правового обеспечения процессов приватизации и управления федеральной собственностью .

Минимущество осуществляет следующие функции:

Управляет и распоряжается в установленном порядке федеральным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за федеральными государственными казенными предприятиями, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также управляет и распоряжается находящимися в федеральной собственности акциями, долями (вкладами) хозяйственных обществ и товариществ;

От имени Российской Федерации приобретает имущество и осуществляет имущественные права, выступает полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства;

Передает имущество, находящееся в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность;

Закрепляет государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий и в оперативное управление государственных казенных предприятий и государственных учреждений;

Принимает в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений;

Выступает учредителем хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием;

Разрабатывает и утверждает государственные программы и планы приватизации и национализации, организует и контролирует их реализацию;

Отчитывается о ходе выполнения государственных программ приватизации и национализации перед Правительством РФ;

Разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения объектами федеральной собственности, а также организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в этой области;

Готовит и представляет в Правительство РФ прогноз, а также контролирует поступления в федеральный бюджет средств от использования имущества, отнесенного к федеральной собственности, принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений;

Обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства;

Осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью;

Приобретает за счет средств федерального бюджета акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также обменивает акции, находящиеся в государственной собственности, на акции инвестиционных фондов и иных акционерных обществ в соответствии с антимонопольным законодательством;

Отчитывается перед Правительством РФ об использовании государственного имущества;

Принимает иные решения в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также в соответствии с Положением о министерстве, утверждаемом Правительством РФ .

Управление федеральным имуществом на территории субъектов Российской Федерации осуществляют территориальные органы Минимущества, чья компетенция устанавливается федеральным законодательством.

Управление государственным имуществом субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов федерации. Компетенция, функции и задачи органов по управлению государственным имуществом субъекта РФ определяются региональным законодательством. Уполномоченным органом, осуществляющим управление имуществом субъекта федерации, является соответствующий орган по управлению государственным имуществом (например, комитет или иной орган), созданный по решению субъекта РФ. Комитет может наделяться полномочиями территориального органа Минимущества. По вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью комитет подотчетен Минимуществу, а по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственной собственностью субъекта Российской Федерации - главе исполнительной власти субъекта РФ. Председатель комитета назначается и освобождается от должности органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с Минимуществом .

Органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований могут создавать органы по управлению муниципальным имуществом. Функции по управлению государственным имуществом они могут выполнять в пределах делегированных им органами государственной власти субъекта РФ полномочий.

Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Минимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом.

Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.

Понятие федеральной собственности

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:

  • оборонное производство и его объекты;
  • автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
  • объекты народного хозяйства;
  • вооруженные силы и войсковое имущество;
  • природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.

К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько , распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства - президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений - судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Цели и задачи работы

Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.

Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.

Принципы работы

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:


Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени - российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Счетная палата

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Министерство экономического развития

Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития - министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:


Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.

Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства - так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Компетенция Росимущества

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые.

Вот, что здесь следует выделить:

  • формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
  • организация и контроль приватизационной программы;
  • оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
  • изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
  • учет арендных договоров;
  • предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
  • назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
  • проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса. Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации. Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.