Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Что значит быть гражданином? Сочинение на тему: Что значит быть гражданином? Что значит быть настоящим гражданином анкета

Обязательный атрибут любого государства – это его население. Без огромного массива людей страна попросту не имеет никакого юридического статуса и веса на международной арене. Однако возникает вопрос о том, каким образом люди относят себя к населению того или иного государства? Изначально учёные выдвигали теорию о том, что каждая страна – это отдельная этническая общность. Но что тогда представляют собой такие большие многонациональные государственные титаны, как США или Россия?

Отсюда следует, что этническая теория совершенно не подходит для объяснения принадлежности человека к определённой стране. С развитием демократии и права в целом было изобретено понятие, которое полностью характеризует человека как частичку определённого государства. В этой статье мы детально рассмотрим термин «гражданство» как правовой режим и внутреннюю идеологию человека.

Гражданство как правовой статус

Многие задаются вопросом о тои, что значит быть гражданином. Теория конституционного права детально отвечает на него. Гражданин – это лицо, наделённое гражданством, а гражданство, в свою очередь, - это устойчивая, нерушимая связь, основанная на праве, которая выражается наличием взаимных прав, обязанностей и ответственности. Таким образом, гражданство – это правовой режим, при котором человек является гражданином определённого государства. В конституционном праве гражданство выступает в качестве института, закреплённого в основном законе страны – конституции.

Разновидности гражданства

Ранее в некоторых монархических государствах гражданство было в виде института подданства. Этот правовой режим обусловлен связью человека с особой монарха, а не с государством. Подобная правовая модель характеризуется глубоким антидемократическим смыслом, потому что гражданин отвечает перед особой, а не социально-политической структурой в виде государства. На сегодняшний день во многих странах подданство заменено гражданством, так как последнее является более продуманным и функциональным институтом.

Процесс приобретения гражданства

Итак, выше мы выяснили, что человек должен иметь правовую связь с государством, которая позволяет понять, что значит быть гражданином. Но правовой институт гражданства не возникает просто так. Существуют определённые способы его приобретения, а именно:

  • Филиацией. Это способ получения гражданства по факту рождения человека. Выделяют несколько разновидностей филиации: по праву крови, почвы и наследству.
  • Следующий способ применим в тех случаях, когда человек - по сути, гражданин другой страны, но хочет приобрести гражданство еще одного государства. Этот вид имеет название натурализация. Различают две разновидности такого получения гражданства: регистрацию и дарование.
  • В международном праве также выделяется две разновидности получения гражданства: трансферт (территория одного государства переходит под контроль другого) и оптация (выбор гражданства человеком при пересечении границы).

Способы прекращения гражданства

В некоторых случаях гражданство человека может прекратиться. Законодательством государств всего мира предусмотрены следующие возможности для этого:

  1. Отказ от гражданства. Эта возможность осуществляется исключительно по инициативе гражданина. Во многих государствах институт отказа является новеллой, потому что многие конституции закрепляют «нерушимую» связь своих граждан и страны. В Российской Федерации выход из гражданства запрещён, если человек не представляет доказательства приобретения гражданства другого государства.
  2. Существует определённый вид ответственности, которая предусматривает лишение человека гражданства. Многие страны отказались от этой возможности, однако данная санкция является эффективной против людей, совершивших антигосударственные преступления. Лишение гражданства нужно отличать от экспатриации, при которой человека выдворяют за территориальные границы государства.
  3. Существуют моменты, когда человек изъявляет желание вступить в правовую связь с другой страной, чтобы получить новый пакет прав и обязанностей. Для этого производится смена гражданства.

Значение института гражданства в праве

Развитие демократии во всём мире поставило на первый план институт гражданства. Это свидетельствует о том, что роль прав и свобод человека существенно возросла. Подобные изменения привели к тому, что обычный человек способен влиять на политическую жизнь государства посредством избирательного права. Нужно отметить тот факт, что быть гражданином государства - значит иметь определённый объем прав и свобод. Другими словами, это определённая модель правоотношений государства и человека. В каждой стране эта модель организована по-своему, поэтому граждане нескольких государств будут иметь абсолютно разные права и обязанности.

Нормативные акты, регулирующие институт гражданства

Существует ряд нормативных актов международного и национального характера, которые всецело регулируют существующий институт гражданства в РФ, а также могут дать правовую оценку и ответ на вопрос о том, что значит быть гражданином государства. В статье ниже будут представлены немногие из них, так как весь перечень слишком велик.

  • Декларация прав человека.
  • Конвенция о защите человеческих прав.
  • Пакт о политических и гражданских правах.
  • Европейская конвенция о гражданстве.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации».
  • Гражданский кодекс РФ.

Следует помнить, что в этих нормативных документах представлена лишь правовая характеристика понятия «гражданин». В это же время данный термин несёт совершенно иной смысл, дающий возможность понять, что значит быть настоящим гражданином.

Гражданство как психологическое состояние человека

Выше было сказано, что правовая связь человека и государства осуществляется посредством реализации института гражданства. В повседневной жизни люди совершенно не задумываются о том, что значит быть настоящим гражданином.

Нужно всегда помнить не только своё родство с определёнными людьми, но и связь с государством, в котором человек рождён. Много веков подряд философы рассматривали понятие «гражданин» в контексте психологического состояния человека. Это внутреннее осознание и принятие факта принадлежности к великому народу, который проживает на какой-то территории. Идентификация человеком себя как части целого - вот что значит быть гражданином. Конечно, во многих культурах понятие «гражданина» будет существенно отличаться, если учитывать территориальные и этнические особенности, но в странах Европы и в частности России термин будет практически идентичен.

Что значит быть гражданином России?

В процессе своего исторического развития человек стал частью общества. Вне социума ни один из нас жить не может за исключением некоторых случаев, таких как, например, аскетизм. Во времена Античной Греции самым страшным наказанием было изгнание из общины. Это свидетельствует о том, что человек попросту не может жить без своих сородичей. Сегодня многие люди современной России задаются вопросом: «Что значит быть гражданином страны?» Ведь гражданами можно назвать большую часть российского населения, которое владеет паспортами РФ, но получение этого документа ещё не делает человека настоящей частичкой великого народа. Гражданин – это человек наделённый качеством патриотизма, глубоким осознанием своей нерушимой связи с великим народом России.

Подобные люди уважают и любят свою землю, пытаются оказать влияние на благосостояние государства за счёт своих сил. Когда мы спрашиваем себя о том, что значит быть гражданином России, нужно вспомнить слова великого человека, который не связан с РФ, но попал в самую точку своим высказыванием: «Не спрашивай о том, что твоя страна сделала для тебя. Ты должен думать о том, что ты можешь, что ты сделал для своей страны». Эти слова принадлежат Джону Кеннеди. Высказывание детально раскрывает смысл того, что значит хороший гражданин для своего государства.

Качества достойного гражданина

В последнее время очень модным стало присуждать звание достойного, почётного жителя, гражданина, человека и т. п. Тем не менее, совершенно непонятно, по каким критериям люди решают, что значит быть достойным гражданином. Достоинства любого человека перед своим государством проявляются, прежде всего, в терпимости ко всем негативным изменениям в политической и социальной жизни. Немаловажное значение играет чувство любви к своей стране.

Ведь именно на её территории каждый получил жизнь, знания, возможность саморазвития. Конечно, не у каждого из нас есть терпимость, патриотизм, глубокая любовь к родине. Отсюда следует вопрос о том, что значит быть гражданином? Сегодня тенденции во многом изменились, поэтому человек общества, достойный гражданин не обязан обладать абсолютно всеми перечисленными качествами, достаточно, чтобы он проявлял хотя бы малейшие попытки повлиять на жизнь своего государства. Также основное значение имеет стойкость ко всем неурядицам и невзгодам, которые могут возникнуть в процессе исторического развития любой страны.

Учитывая все моменты, указанные выше, можно ответить на вопрос: «Что значит быть гражданином страны?» Человек, достойный называться гражданином, может рассчитывать на взаимную помощь со стороны государства в любых жизненных вопросах.

  • Кто такой гражданин?
  • Что такое гражданство?
  • Можно ли человека лишить гражданства?
  • Что значит быть достойным гражданином России?

Мы живём в государстве, которое называется Российская Федерация, и являемся его гражданами. Гражданин - это очень важное звание, которым гордятся люди и которое дано не всем. Каждый гражданин наделён правами, но имеет и обязанности, которые следует исполнять.

Кто такие граждане и что такое патриотизм

Попробуем разобраться, кого называют гражданами и что обозначает такое высокое звание. Гражданами называют людей, которые имеют правовые отношения со своим государством.

    Советуем запомнить!
    Гражданами называют людей, которые имеют правовые отношения со своим государством, права и обязанности, закреплённые в законах и охраняемые государственной властью.
    Гражданство - это взаимная ответственность человека и государства; связь гражданина с определённым государством.

Таким образом, государство защищает своего гражданина, а он, в свою очередь, выполняет возложенные на него обязанности, отстаивая интересы своего Отечества.

Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством, выбирать представителей в органы власти, высказывать собственную точку зрения по важным проблемам для страны на референдуме. В Конституции РФ записано: «...граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Гражданина любого государства отличает любовь к своей Родине.

Уезжая на длительное время в другую страну, многие люди начинают отчётливо осознавать смысл и значение слова «Родина», испытывая добрые чувства к тому государству, где они родились и выросли. Подобные чувства, связанные с большой любовью, уважением к своей стране, называют патриотическими.

    Умная мысль
    «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».
    - - Алексей Николаевич Толстой, русский писатель - -

Чувство патриотизма характерно для большинства жителей любой страны. Патриотизм заставляет людей жертвовать своими интересами, жизнью во имя государства во время войн, гордиться принадлежностью к конкретному государству, отстаивать его интересы.

В годы Великой Отечественной войны Александр Матросов, пытаясь подавить огневую точку противника, своим телом закрыл амбразуру дзота (это оборонительное сооружение из дерева и земли) и ценою своей жизни спас жизнь многим другим красноармейцам. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Мальчишки и девчонки смело защищали свою страну, совершали подвиги во имя Родины.

А вот пример сегодняшних дней. Девятилетнюю Сашу Братанову называют самым отважным ребёнком России. Эта девочка вынесла из охваченного огнём дома четырёх своих племянников. Международная ассоциация детских фондов вручила ей почётный знак премии «Преклонение». Владельцев такой награды в мире - единицы.

Патриотизм не ограничивается одной жертвенностью. Не сорить на улице, не пачкать стены в подъезде, беречь школьную мебель, помогать старшим, хорошо учиться - это тоже патриотизм. Быть патриотом означает заботиться о своей стране и своих близких.

Кто является гражданином Российской Федерации?

В нашей стране действует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В нём закреплены правила, в соответствии с которыми человек становится гражданином России или перестаёт им быть. Гражданство Российской Федерации приобретается:

  1. по рождению;
  2. в результате приёма в гражданство Российской Федерации;
  3. в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  4. по иным основаниям.

Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Если родители ребёнка являются гражданами Российской Федерации, то и их ребёнок автоматически становится гражданином, независимо от того, где он появился на свет. В другом случае между родителями устанавливается письменное соглашение, на основании которого решается вопрос о гражданстве ребёнка.

Человек с 18 лет имеет право обратиться к Президенту РФ с просьбой о приёме в российское гражданство, независимо от своего происхождения, национальной принадлежности, уровня доходов, образования, вероисповедания.

Но получить гражданство может не каждый. Закон устанавливает определённые требования. Например, для иностранца, захотевшего стать гражданином Российской Федерации, надо проживать в России не менее пяти лет.

Обратимся к закону

    Закон «О гражданстве Российской Федерации» (Извлечение)

    Отклоняются заявления о приёме в гражданство Российской Федерации... поданные лицами, которые:
    а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
    б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации...;
    в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
    г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства...;
    д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений...;
    е)преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации...;
    ж)осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Изучив отрывок из Закона «О гражданстве Российской Федерации», дайте консультацию человеку, который захотел стать гражданином России, но ему отказали в этом. По каким основаниям это могло быть сделано?

По Конституции РФ нельзя лишить человека гражданства, более того, государство берёт на себя заботу о своих гражданах, даже тех, кто находится за границей. В жизни известны случаи, когда россияне оказывались в беде за рубежом: например, в связи со стихийными бедствиями, военными столкновениями, и государство предпринимало все усилия, чтобы помочь своим гражданам вернуться на Родину.

Достойный гражданин своего Отечества

Быть гражданином Отечества означает стать активным участником общественной жизни, включаясь в решение важных вопросов во имя процветания и развития своей Родины. Гражданин всегда гордится своей страной, он чтит её историю, памятники культуры, помогает старшим и людям, которые нуждаются в поддержке, а сам становится успешным, получив образование и профессиональный опыт.

Доктора Леонида Рошаля журналисты зовут «детским доктором мира». Ему звонят из любой точки Земли и просят о помощи, если там пострадали дети. После землетрясения в Спитаке (Армения) в декабре 1988 года детский хирург Леонид Рошаль встал посреди научной конференции и сказал: «Я срочно выезжаю в Армению. Кто со мной?» Опыт, полученный им и его бригадой в Спитаке, признан уникальным. С этого момента прошли более 20-ти экспедиций Рошаля и команды его единомышленников в районы катастроф. Он помогал справляться с последствиями землетрясений в самых разных концах земли: в Египте, Турции, Индии. Он спасал детей после железнодорожной катастрофы возле Уфы, взрыва завода в Усть-Каменогорске, террористического акта в Каспийске.

Леонид Рошаль говорит: «Дети - лучшие люди в мире. Я лечу их вне зависимости от того, какой они национальности, каких политических и религиозных убеждений их родители».

    Подведём итоги
    Взаимоотношения человека с государством определяет его гражданство. В государстве могут проживать граждане (те, кто имеет правовую связь с государством), иностранцы (граждане другой страны). Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт. Гражданин должен быть патриотом своей страны, любить её, заботиться о ней.

    Основные термины и понятия
    Гражданин, гражданство.

Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «гражданин», «гражданство».
  2. На каком основании приобретается гражданство России? Возможно ли человека против его воли лишить российского гражданства?
  3. Какими качествами должен обладать гражданин?
  4. Приведите примеры проявления патриотизма в современной России.

Практикум

  1. Продолжите фразы.
    Быть патриотом - это...
    Быть достойным гражданином - это значит...
  2. Считаете ли вы себя патриотом России? Свой ответ обоснуйте.
  3. Согласны ли вы с высказыванием президента США Джона Кеннеди (1961-1963): «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для неё». Свой ответ аргументируйте.
  4. Во времена СССР композитор Оскар Фельцман и поэт Игорь Шаферан сочинили песню, в которой были такие слова: «Раньше думай о Родине, а потом о себе...» Согласны ли вы с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

ГКОУ РО « Пролетарская специальная

школа – интернат »

на заседании школьного педагогического совета

Доклад

Тема: « Ч т о з н а ч и т б ы т ь г р а ж д а н и н о м?»

Прежде чем раскрыть тему выступления я постараюсь дать определение

понятия гражданина для дальнейшего формирования его основных качеств

характера в процессе обучения учащихся на уроках чтения и классных часах.

Гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется всеми правами, исполняет все обязанности этого государства. Долг каждого гражданина России - уважать достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей его многонационального государства.

Воспитание гражда нина – важнейшая задача для любой страны. Она актуальна и для России.

Быть гражданином – значит служить своей стране, любить её и делать всё для её процветания. Гражданин – это субъект, частичка общества, страны. Формирование качеств гражданина мною осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассных и классных часах.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности – приоритетной ценности, обретение которой позволит осознать человеческие достоинства.

При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают трудности. К воспитательной системе необходимо подключить ребёнка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения как семьи, так и ребёнка.

У обучающихся, воспитанников за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребление алкоголя, а по части

употребления ненормативной лексики могут выйти на первое место.

В этом заключается противоречие воспитания: в школе дают знания и умения одного направления, а дома обучающиеся, воспитанники сталкиваются с другими нормами поведения.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

У воспитанников с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитывается сама по себе, как не могут развиться у них нормы и признаки

гражданственности: умение действовать свободно и ответственно.

Чтобы обучающийся, воспитанник стал настоящим патриотом, необходимо, чтобы в нём жил интерес к истории родного края и Отечества, была воспитана чуткость, доброта и милосердие, развита дисциплина, упорство, мужество, привита любовь к Родине.

В коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии

гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

Так, в старших классах, на уроках литературного чтения, мы с воспитанниками изучаем и анализируем произведения советской и зарубежной литературы.

Проводим глубокий анализ данных произведений различной тематики.

Произведение М.Горького «Песня о Соколе» заставляет воспитанника проникнуться мыслью о величии подвига. Безумство храбрых – это стремление забыть всё простое, будничное, чтобы всего себя отдать подвигу, самопожертвованию. Люди, подобные Соколу на протяжении всей своей жизни стремятся совершать что - то значительное. Они не думают о том, что подвиг может оказаться губительным для них, они готовы к такому исходу событий заранее, но их это не страшит.

В рассказах Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин»,

« Серебряный лебедь» и др. повествуется о личностях высоких моральных

качеств, о героях и событиях Войны 1812 года, которые оставались

верными высокому идеалу, способному на самопожертвование во имя

Перечисленные произведения помогают воспитанникам через соучастие, сочувствие героям книг осознать себя как человека, личность, гражданина.

В стихотворении «Будь человеком» Сергей Михалков обращается

к нашему поколению и призывает:

Живёшь ты в атомный наш век,

И сам не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Такие стихотворения оказывают положительное воздействие на учащихся. Они трепетно начинают относиться к окружающей их природе, стараются сохранить себя как часть природы.

Чтобы быть достойным гражданином воспитанникам необходимо:

Повышать культуру, улучшать моральный облик;

Знать основные правила вежливости;

Это всё отражено в учебнике по чтению 6-го класса, где напечатана статья «Здравствуйте!» (перевод с польского Д.Гальпериной).

Изучение этой статьи даёт некоторый положительный результат в поведении обучающихся, воспитанников.

Гражданин должен выполнять свой гражданский долг перед Родиной. Гражданский долг воспитанника – хорошо учиться, соблюдать дисциплину, выполнять все режимные моменты в школе - интернате.

О гражданском долге в 7 классе с воспитанниками и обучающимися

проведена беседа, где я являюсь классным руководителем.

Традиционной целью гражданского воспитания является формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме.

Рабочей программой в старших классах предусмотрено изучение регионального компонента, который отражён в программе уроками внеклассного чтения. Они знакомят воспитанников с творчеством писателей родного края (М.Шолоховым, Н.Николаевым, А.Н.Скриповым, В.Н.Дерябиным), которые дают представление о жизни, быте и обычаях жителей нашего региона, сопоставляют изучаемое со знакомой местностью и окружающей действительностью.

Проведены уроки внеклассного чтения на темы :

« Сказки Донских писателей»;

М. Шолохов « Родинка», « Алёшкино сердце », «Жеребёнок» ;

Н.Николаев « Конопушки»(о природе донского края) и т.д.

Целями и задачами уроков внеклассного чтения являются - через произведения приобщать воспитанников к культуре родного края, воспитывать любовь к малой Родине, скреплять дружбу народов, живущих на Дону.

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

Сегодня на уроке нам задали написать по теме: Что значит гражданин, сочинение. И вот я задумалась, а что значит быть гражданином?

Что значить быть гражданином?

Уже с рождения каждый из нас получает гражданство, а становясь автоматически гражданами страны, мы получаем от нее защиту наших прав и наших свобод. Но, что мы, как граждане делаем для своей страны и что в моем понимании быть по-настоящему гражданином своей, а не чужой, страны?

Как по мне, мало родиться в своей стране, чтобы получить статус и быть настоящим гражданином. По моему мнению, гражданин — это тот, кто по-настоящему любит страну, свою Родину и готов не задумываясь отдать за нее жизнь, как это делали наши предки, защищая границы своей страны в военные годы.

Гражданин — это тот, кто почитает память предков, тот, кто ценит наследие предков, тот, кто не оскверняет памятники архитектуры и культуры. Гражданин — это тот, кто защищает свою историю и историю своей страны. Вот только беда! Люди стали забывать, что значит быть настоящим гражданином и от этого рушится все вокруг, забывается история, а люди не могут ответить даже на самые легкие вопросы. Они оскверняют памятники, разрушают архитектурные сооружения и ничего не делают, чтобы сохранить все для потомков. А ведь, достаточно лишь объединить усилия, и можно всегда отстоять свои права на исторические и культурные ценности страны и настоящие граждане так и делают. Они никогда не закрывают глаза, а действуют, защищая культурное наследие.

К тому же, — это тот, кто не равнодушный к согражданам. Настоящий гражданин не пройдет мимо тех, кто нуждается в помощи, он всегда поможет слабому. Ну и конечно, гражданин своей страны — это тот человек, который живет в рамках закона, не нарушая писаные правила, и при этом живет придерживаясь негласного кодекса, так называемого кодекса чести и достоинства.

Вот так я и представляю, что значит быть настоящим гражданином и стараюсь таковой быть, стараюсь быть достойным человеком, уважаемой землячкой и преданным другом для сограждан.

Сочинение на тему: Что значит быть гражданином?

3.7 (73.33%) 3 votes

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин» Сочинение на тему: НЕ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ, НЕ ЖИТЬ