Административные правоотношения и их субъекты. Субъекты и объекты административных правоотношений. Юридические факты в административном праве. Малозначительность совершённого правонарушения

Административно-правовые отношения - сфера, интересная тем, что в нее вовлечен широчайший круг субъектов, осуществляющих активность. Участниками соответствующего типа коммуникаций могут быть граждане, организации, государственные и муниципальные органы власти. Рассмотрим то, как осуществляется взаимодействие между ними в видении российских юристов.

Административно-правовые отношения: субъекты

Согласно распространенной у российских юристов трактовке, субъектом административно-правовых отношений можно считать участника коммуникаций, осуществляющего деятельность на уровне исполнительной власти государства, региона или муниципалитета, как правило, связанную с политическим управлением. Обычно субъектами соответствующих отношений выступают непосредственно институты власти, структуры и должностные лица, чей статус официально закреплен в федеральных, региональных или муниципальных законах. Возможен вариант, при котором таковыми будут не только исполнительные органы, но и суды, общественные объединения и даже физлица. Есть индивидуальные субъекты административно-правовых отношений, а есть коллективные (далее мы рассмотрим эти и другие критерии их классификации).

Статус, подразумевающий "субъектность" в аспекте рассматриваемого типа правоотношений, как считают юристы, может пониматься как постоянное или же периодическое явление. Некоторые эксперты считают, что более правомерно характеризовать его по первому признаку. Так как, например, некое должностное лицо обладает управленческими полномочиями не только в момент активного взаимодействия с другими субъектами правоотношений, но также и на всем протяжении срока своей официальной деятельности. Есть и другая точка зрения. Согласно ей, орган власти или становится субъектом правоотношений только в случае начала взаимодействия с другими участниками коммуникаций.

Таким образом, ключевые субъекты административно-правовых отношений, согласно распространенной трактовке, - это государственные органы, властные институты или организации, а в ряде случаев и физлица, которые наделены правами и обязанностями в рамках реализации полномочий, определенных спецификой соответствующей отрасли права. Какие критерии, позволяющие зафиксировать статус активностей, о которых идет речь, выделяют эксперты? По каким признакам можно определить административно-правовые отношения? Рассмотрим их.

Условия возникновения административно-правовых отношений

Административно-правовые возникают при следующей совокупности условий. Данный перечень не исчерпывающий, но он представляет собой базовый спектр факторов, актуальность которых фиксируется в среде современных российских юристов. Во-первых, должны быть в действии предписывающие субъектам правоотношений соответствующие правила поведения, обязательства. Во-вторых, предполагается, что участники отношений обладают признанной правоспособностью. В-третьих, должны быть основания для возникновения соответствующего типа взаимодействия субъектов.

Классификация субъектов правоотношений

Субъекты административно-правовых отношений, как считают российские юристы, могут быть классифицированы на несколько групп. Каких именно? Субъекты административно-правовых отношений делятся на две основные категории, согласно распространенной у российских юристов классификации. Это та группа субъектов, что представлена индивидуальными игроками процесса, а также та, в которую входят коллективные участники. К первым относятся: граждане РФ, иностранцы, а также лица без гражданства. Ко вторым: органы власти, государственного и муниципального управления, госкорпорации, а также общественные объединения и трудовые коллективы. Субъектами административно-правовых отношений являются, несмотря на узость соответствующего направления нормативного регулирования, самые разные типы участников общественных коммуникаций. Конечно, если брать за основу распространенную у российских юристов точку зрения.

Классификация правоотношений

Рассмотрев то, какие бывают субъекты административно-правовых отношений, мы можем изучить классификацию соответствующего типа активностей. Современные российские юристы выделяют следующие критерии. Основные административно-правовые отношения бывают:

  • с участием соподчиненных структур (как правило, это относится к властным институтам);
  • при взаимодействии субъектов на одном уровне;
  • между институтами власти и организациями (учреждениями, объединениями);
  • между государственной и муниципальной властью;
  • между властью и гражданами;
  • при взаимодействии физлиц и организаций;
  • между муниципальной властью, гражданами и организациями.

Некоторые эксперты полагают, что классифицировать правоотношения, о которых идет речь, целесообразно также и с точки зрения специфики государственного устройства. Касательно России, таким образом, можно выделить активности следующего типа:

Есть еще несколько критериев, на базе которых классифицируются административно-правовые отношения. Примеры: цель возникновения соответствующих отношений, характер юридических фактов, содержание. Рассмотрим особенности каждого из них.

Если брать за основу цель возникновения отношений, о которых идет речь, то их можно подразделить, как считают современные российские юристы, на внутренние и внешние. К первым относятся активности, основанные на взаимодействии должностных лиц и структурных подразделений в рамках отдельно взятых ведомств. Ко вторым - те отношения, которые сформированы в процессе коммуникаций между субъектами разных типов. Например, между неким органом власти и гражданами.

Касательно характеристик юридических фактов, участники административно-правовых отношений могут вступать между собой во взаимодействие с учетом правомерности неких поступков или отсутствия таковой. Еще один критерий классификации рассматриваемых активностей, которые мы отметили выше, - содержание отношений. Здесь юристы подразделяют их на материальные и процессуальные. К первым относятся коммуникации, регулируемые положениями источников характера. В рамках вторых стороны административно-правовых отношений взаимодействуют в пределах процессуальных норм.

Административные отношения: процессуальный аспект

Рассмотрим этот аспект взаимодействия участников коммуникаций. Каковы субъекты административно-процессуальных отношений? Дело в том, что их спектр очень широкий. Прежде всего потому, что релевантная сфера правового регулирования охватывает большое количество общественных и государственных институтов и видов деятельности граждан. Субъекты административно-процессуальных отношений - это, согласно распространенной у российских юристов концепции, граждане, лица без подданства в отношении какого-либо государства, трудовые и общественные организации, а также, собственно, структуры, которые в силу своих полномочий играют ключевую роль в административных процессах. Значительную роль в рассматриваемой сфере играют суды.

В отношении процессуального аспекта субъекты административных отношений со стороны ГПС (гражданско-правовых специализаций в вузах и научных учреждениях) понимаются как совокупность трех типов участников коммуникаций. Во-первых, это субъекты, которые обладают исключительными полномочиями в аспекте политической власти - президент, правительство и другие высшие исполнительные органы. Во-вторых, это группа участников, в отношении которых осуществляется управление - граждане, бизнесы, некоммерческие организации. В-третьих, это субъекты, которые занимают промежуточное положение: одновременно могут быть носителями властных полномочий, а также быть подотчетными вышестоящим политическим структурам. Это, собственно, региональные и муниципальные органы и должностные лица.

Административно-правовые отношения: возникновение, ход, прекращение

Полезно будет изучить такой аспект, как возникновение активностей рассматриваемого типа, их ход, изменение и прекращение. В юридической теории общепринятой является та установка, согласно которой любого типа правоотношение возникает по причине появления юридических фактов. Выше мы отметили, что их сущность может быть критерием классификации соответствующего взаимодействия субъектов. Теперь рассмотрим, что же такое юридические факты, более подробно.

В современной науке их сущность определяется так. Юридические факты - это обстоятельства, которые вследствие действия актуальных правовых норм устанавливают, изменяют или же прекращают правоотношения. Их бывает два основных типа: те, что отражают появление неких материальных моментов, а также те, что фиксируют то, что соответствующие явления предусмотрены в источниках юриспруденции как базис для правовых последствий. Изучим наиболее примечательные характеристики юридических фактов.

Юридические факты как основа для возникновения правовых отношений

Для начала стоит отметить, что природа соответствующих фактов лежит, главным образом, в социальной плоскости. То есть они появляются вследствие неких жизненных обстоятельств. Следующий этап их формирования - соотнесение с действующими юридическими нормами. Факты, о которых идет речь, как правило, подразделяются на два типа - это действия и события.

К первым относятся активности, возникшие вследствие субъективного волеизъявления непосредственных участников правоотношений. Их сущность может быть правомерной или же не иметь такого свойства. К юридическим фактам первого типа можно отнести, к примеру, издание органом власти некоторого распоряжения, указа или иного источника норм, позволяющего управлять неким процессом в пределах вверенных полномочий. Или же выполнение политическим институтом предусмотренного законом действия. В свою очередь, неправомерные действия субъектов - те, что нарушают релевантные требования и условия, которые излагаются в действующих нормах.

События - это, в свою очередь, юридические факты, которые не зависят от волеизъявления субъектов правоотношений. Это может быть, например, действие неких внешних факторов рыночной природы. Или обязательства, возникающие вследствие каких-либо сроков - например, необходимость заменить паспорт в связи с достижением такого-то возраста. По этой причине у гражданина возникает обязательство вступить в административно-правовые отношения с миграционной службой и оформить новый документ, удостоверяющий личность.

Субъекты административных отношений после выявления юридических фактов могут обрести некие права или же обязанности. Их последующие действия могут попасть под некоторую ответственность. В какой конкретный момент возникают административно-правовые отношения? Примеры здесь могут быть самыми разными. Рассмотрим очень простой. Допустим, некий гражданин обращается в мэрию города с целью пожаловаться на низкое качество асфальтового покрытия во дворе своего дома - в письменном виде. Он тем самым совершает действие, формирующее юридический факт. В соответствии с предусмотренными нормами административно-правового характера, мэрия принимает заявление на рассмотрение. И с этого момента соответствующие отношения, собственно, и начинаются.

Содержание административных правоотношений

Субъекты административных отношений взаимодействуют в рамках двух базовых областей - материальной и юридической. Касательно первой - коммуникации происходят с учетом сущности поведения сторон. Во время второй субъекты административно-правовых отношений взаимодействуют, исходя из наличия определенных юридически прав или же обязанностей.

Таким образом, с точки зрения содержания, активности, о которых идет речь, представляют собой постоянную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов. Если какая-то сторона отношений обладает правомочием, то другая становится обязанной. В свою очередь, в административно-правовых нормах содержатся формулировки, предполагающие ответственность за невыполнение соответствующих предписаний участниками взаимодействия. Перед кем она может возникать?

В гражданском праве есть ответственность, прежде всего, одного субъекта правоотношений перед другим. В административном ситуация несколько иная. Дело в том, что ответственность здесь возникает, как правило, перед государством, его органами или же должностными лицами, функции и полномочия которых определены в релевантных правовых актах. Выше мы отметили, что субъектами административно-правовых отношений являются, прежде всего, структуры, выполняющие функции политического управления. Таким образом, могут воздействовать на участников коммуникаций, нарушающих предписания, которые предусмотрены источниками права, посредством дисциплинарных или же административных взысканий. В свою очередь, эти институты отвечают за корректность выполняемых действий перед вышестоящими политическими структурами, например, правительством РФ.

Административно-правовые отношения: объекты

Рассмотрим теперь то, как определяются объекты административно-правовых отношений. В современной юридической науке есть самые разные критерии, позволяющие выделить и классифицировать их сущность. По одной из концепций, объекты административно-правовых отношений нельзя выделить во множественности. Почему? Дело в том, что их не может быть несколько: объект соответствующих правоотношений один, и это поведение человека, продиктованное его волей. Которая, в свою очередь, может быть следствием возникновения неких обязательств или же стремления осуществить какие-либо действие - в рамках правомерного или не предусмотренного действующим нормативным источником начинания.

Согласно другой точке зрения, объекты административно-правовых отношений - это не действия людей, а некие материальные или иные блага - ценности, имущество, которые могут удовлетворять актуальные интересы субъектов соответствующих активностей. Ключевой критерий здесь - все они должны быть предусмотрены источниками Вместе с тем сущность объектов правоотношений, о которых идет речь, может быть очень разной.

Интересен тот факт, что данная теория в некоторой степени подкреплена на законодательном уровне. Есть, в частности, Постановление Правительства № 872, принятое 15.12.2007 г. В нем прямым текстом перечисляются объекты административно-правовых отношений - те, что актуальны для взаимодействия между федеральными органами власти и некоторыми типами государственных предприятий. Например, это имущество организации, произведенная ею продукция, доходы и выручка.

Защита интересов в рамках административно-правовых отношений

Изучая административно-правовые отношения, субъекты правоотношений, полезно будет уделить особое внимание такому аспекту, как механизм защиты интересов, установленных для сторон соответствующих коммуникаций. Достаточно распространен вариант, при котором субъекты взаимодействия защищают свои права в судебном порядке.

Но он не единственно возможный. Более того, как отмечают некоторые юристы, основная часть споров решается все же административными методами. Определение стороны, которая имеет право на некие преференции, осуществляет субъект отношений, полномочия которого отражены в формулировках релевантного нормативного акта. Это может быть, например, орган власти. Кроме того, субъекты правоотношений, которые обладают некими полномочиями, могут применять меры воздействия в отношении других участников коммуникаций. Например, требования о необходимости предоставить какие-либо дополнительные документы, выполнить такие-то действия.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. рис. 3.1 и 3.2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).

Рис. 3.1.

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом - как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;

2) административной правоспособности и дееспособности субъекта;

3) юридического факта (фактов), то есть, основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане: государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Административно-правовые отношения - это управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.

Административно-правовые отношения являются властными (властеотношениями). Подобная их черта правомерна и имеет вполне достаточные основания. В отличие от гражданско-правовых отношений, где стороны равны, в рассматриваемых отношениях отсутствует юридическое равенство сторон. Одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому первая сторона имеет возможность принимать управленческие акты, осуществлять контроль за деятельностью другой и в пре-дусмотренных законодательством случаях применять к ней меры принуждения. Это определяется особенностями государственного управления. Между тем такой признак присутствует и во многих финансовых, природоохранных отношениях. И все же, если для административно-правовых отношений он основной и исходный, обусловленный государственным управлением, то для других -- производный, являющийся следствием того, что административ-ное право служит основой их функционирования.

Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:

1) управленческие;

2) возникают по поводу государственного управления;

3) регулируются нормами административного права;

4) имеют властные характеристики;

5) требуют наличия особых субъектов.

Субъекты административно-правовых отношений

В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность -- это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот-ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.

Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу-дарственного управления, иначе говоря -- управленческие права и обязанности. Пра-воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю-щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше-ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис-тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ-ностью.

Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми-нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ-ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя-занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.

Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:

А. Носители исполнительной власти:

1)главные;

2) основные;

3) специальные;

4) исключительные;

5) особые.

К главным относятся те, которые наделены верховной адми-нистративной властью. Такой властью обладает только Прези-дент Республики Беларусь как глава государства.

Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ-ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.

К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.

К исключительным причисляются субъекты, у которых госу-дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос-новной деятельностью -- прокуратуры, суды и т.д.

Особыми субъектами представляются администрации госу-дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.

Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен-ном управлении:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю-щие в Республике Беларусь;

3) общественные объединения и им подобные организации.

Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными правами и обязанностями в сфере государственного управ-ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей -- особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ-ления, не наделены государственной властью и не входят в систе-му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля-ется по существу объектом государственного управления, но спе-циально не определенным для этого.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще-ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми-нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и по инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле-ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором -- по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.

Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.

Особенности субъектов административно-правовых отноше-ний состоят в следующем:

1)они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля-ются субъектами административного права и административных правоотношений;

2) обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;

3) их правоспособность и дееспособность возникают одновре-менно, т.е. составляют единое качество -- управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);

4) их правовой статус не одинаков.

Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра-тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.

Итак, особенностями административно-правовых отношении являются следующие:


4. Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.

6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права , их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видахсубъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах.

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшим признаком субъектов административно-право- вых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.

В данном случае идет речь о двух следующих категориях:

1. Административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

2. Административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями . Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру , а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты). власть исполнительный правовой

Субъект -- это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения - всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Виды административных правоотношений Многообразие форм управленческой деятельности и широта административно-правового регулирования различных сфер общественной жизни вызывают возникновение различных видов административно-правовых отношений.

Первоначально можно выделить следующие две группы административно-правовых отношений:

  • а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект - объект"), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;
  • б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.

Их можно классифицировать и объединять в различные группы в зависимости от оснований и общих признаков:

  • 1) по содержанию: материальные и процессуальные;
  • 2) по направленности отношений: = внутренние - отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица. = внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.).
  • 3) в зависимости от характера юридических фактов: порождаемые правомерными действиями; порождаемые неправомерными действиями.
  • 4) в зависимости от государственного устройства: между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации; между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации; между исполнительными органами разноуровневых субъектов.
  • 5) в зависимости от особенностей участников отношений: между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня; между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня; между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями; между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями; между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями; между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления; между субъектом исполнительной власти и гражданами.
  • 6) по способу защиты: = защищаемые в административном порядке; = защищаемые в судебном порядке.
  • 7) по направленности связей: вертикальные - отношения "власть-подчинение"; горизонтальные - между субъектами исполнительных органов: = административно-процедурные: предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.).

= отношения административно-процессуального характера , в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

= отношения административно-договорного характера , носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность и т.п.).

Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

Горизонтальный характер таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений, является относительно временным состоянием. В конечном итоге они неизбежно перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении.

  • 8) по функциям права: регулятивные охранительные.
  • 9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения: отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции; отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);

административно-правовые споры - отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству; отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.

Понятие, особенности и виды субъектов административных правоотношений .

Каждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

Органы управления можно классифицировать по различным признакам: по назначению и функциям, по характеру социальной общности и отражения ее интересов, по полномочиям, по отраслевому признаку, по структурному содержанию и т.п. Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона.

Деятельность субъектов управления разных видов и уровней регулируется законодательными и правовыми актами государственных органов власти.

Субъекты управления обладают рядом признаков:

  • 1) любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности; каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
  • 2) субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
  • 3) каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.

Субъекты управления являются субъектами административного права.

Субъект административного права - это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой. Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

a) Административная правоспособность - способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

б) Административная дееспособность - это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность - способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

Дееспособность - это установленная (признанная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в от время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность - лишь с определенного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители - родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

Дееспособность бывает:

  • 1. Полная;
  • 2. Частичная;
  • 3. Ограниченная.

Полная дееспособность, как говорилось ранее, наступает с совершеннолетием.

Частичная дееспособность - с 14 лет.

Ограниченная дееспособность - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (наркоманы, хронические алкоголики).

Так как Россия вступила на путь рыночных отношений, в Гражданский кодекс было введено понятие эмансипация.

В статье 27 ГК РФ говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей.

Родители, усыновители и попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Правосубъектность - правоспособность и дееспособность вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это объединительное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино (у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны и дееспособны). Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов

Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность.

Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти. Чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного права должен обладать административной дееспособностью. Административная дееспособность - процесс практической реализации административной правоспособности в условиях управленческой действительности. То есть правоспособность и дееспособность соотносятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.

Несмотря на большой круг участников административных правоотношений их можно разделить на группы и подгруппы:

  • 1) Индивидуальные субъекты : граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства. Специфическим индивидуальным субъектом административного права считают государственного служащего, так как, проявляя себя индивидуально, он фактически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти.
  • 2) Коллективные субъекты :

a) Государственные организации: Органы государственной власти (государственного управления); Государственные предприятия, учреждения и их объединения; Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. б) Негосударственные организации: = Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); = Трудовые коллективы; = Коммерческие структуры; = Органы местного самоуправления.

Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией - совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей - статус беженца, "чернобыльца").

Можно определить условия, при которых субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений:

a) наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъектов;

б) административная правосубъектность;

c) наличие оснований (юридических фактов) для возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере управления.