Арест губернатора: власть показала, как бороться с коррупцией. Борьба с коррупцией в России: методы и результаты

Совсем недавно я слышал историю от своего знакомого К., которому надо было пройти медицинский осмотр для получения водительского удостоверения. Медсестра предупредила, что придется стоять в очереди два дня. Есть выход: заплатите 1000 рублей, и через 30 минут Вам принесут справку. К. выбрал второй вариант…

Как утверждает Википедия, с коррупцией борются уже 4500 лет . Если учитывать опыт России, то борьба эта не совсем удачная. Коррупция в нашей стране проникла во все сферы общественной жизни. Чуть ли ни в открытую берут и дают при приеме ребенка в детский сад, оформлении различных справок, лицензировании определенной деятельности, приеме на работу и учебу…

Особо хочется отметить, что коррупция проникла в сферу образования. В данном случае речь идет о молодежи, а значит, - о будущем России. Вот, что я прочитал недавно в «Российской газете». Перед сессией в военно-медицинском вузе к студентам приходит преподаватель и предлагает сдать по 40 тысяч рублей. А чтобы поступить в один милицейский вуз, надо заплатить столько-то, а иначе не поступишь . Как мы можем требовать честности от наших медиков и юристов, когда такая ситуация с поступлением?

Главное, что все знают об этом. Не раз Президент России заявлял о необходимости борьбы с коррупцией , но результатов пока не видно. Ответ на вопрос «Что делать?» не могут найти ни политики, ни ученые.

Действительно, справиться с коррупцией очень сложно. Убежден, что победить ее окончательно невозможно никогда. Но бороться с этим злом надо, потому что вопрос в данном случае стоит о нормальном развитии России как демократического, правового государства.

Вначале хотелось бы сказать, что для борьбы с коррупцией необходим системный подход. Мало принять два-три закона, ужесточить наказание за взятку. Необходимо менять всю систему управления в России иначе снизить уровень коррупции, по моему глубокому убеждению, невозможно. Со своей стороны, хотел бы предложить несколько возможных направлений для изменений.

Первое. Обратить внимание на законодательство. Некоторые акты содержат коррупциогенные нормы. Парадоксально, но одним из таких законов является Уголовный кодекс РФ. Ситуация стала еще хуже, когда во многих статьях Особенной части УК отменили низший предел наказания. Этот вопрос широко обсуждался на самом высоком уровне . Кроме того, за многие преступления предусмотрен необоснованно большой диапазон санкции. Допустим, наказание за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 188 УК (контрабанда), состоит либо в штрафе, либо в лишении свободы на срок от 2 месяцев до 5 лет. То есть судья сам на основании материалов дела выбирает, назначить ли штраф, посадить на 2 месяца, либо дать 5 лет. Безусловно, интервал между низшим и высшим пределом санкции должен быть, чтобы обеспечить индивидуализацию наказания. Но когда выбор между наказаниями очень велик, это приводит к злоупотреблениям со стороны должностных лиц.

В Российской Федерации действует закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» . Данный акт установил: «Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции». Это, конечно, правильно. Но, к сожалению, не всегда получается провести объективную оценку нормативного акта, прежде всего, закона, на коррупциогенность. Уголовный кодекс РФ доказывает это.

Исходя из вышеизложенного, предлагается создать независимую от любых органов власти комиссию по противодействию коррупции, в которую вошли бы известные научные работники страны. Эта комиссия должна будет давать оценку проектам важнейших законодательных актов страны, таких как уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях и так далее. Данная оценка должна быть официально опубликована. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ будут иметь право не согласиться с мнением комиссии, но постоянные консультации с учеными будут обязательными.

Второе. Правильная подготовка кадров. Если, чтобы поступить в милицейский вуз, надо заплатить (и это прямо написано в «Российской газете»), это, наверное, неправильно. «Кадры решают все», - говорил И.В.Сталин. Должен быть жесткий отбор на любую значимую должность. Прежде всего, это касается правоохранительных органов. Как-то давно я читал статью о борьбе с коррупцией в Финляндии. В этой стране проводился эксперимент: пьяный водитель предлагал взятку полицейскому. Последний категорически отказался. Позже в интервью он признался: «Вы думали я действительно возьму? Меня же потом на работу даже в дворники не примут!». Хочу особо отметить, что зарплаты в Финляндии у полицейских не такие уж высокие, а наказание за взятку сравнительно небольшое (если не ошибаюсь, несколько лет лишения свободы). Считаю, что опыт наших северных соседей можно учитывать. Лицо, которое хоть раз привлекалось к ответственности за дачу или получение взятки, должно пожизненно лишаться права занимать важные должности, начиная от члена Совета Федерации, заканчивая преподавателем вуза. Данное положение должно быть закреплено законодательно.

Подбор кадров должен быть очень строгим. Например, сейчас проходит реформа системы органов внутренних дел. Набор в полицию проходит на конкурсной основе . Это, безусловно, хорошо, но возникают некоторые вопросы. Кто будет проводить этот конкурс? Захотят ли участвовать в этом конкурсе действительно честные люди? Как обеспечить объективную оценку способностей конкурсанта? Перед тем, как проводить конкурсный отбор на должности, мы должны четко знать ответы на эти вопросы.

Третье. Строгая уголовная ответственность за получение или дачу взятки. Президент РФ Д.А. Медведев предлагает наказание за данные преступления в виде суммы взятки, умноженной на 100 . Рациональное зерно в этой идее есть, но не думаю, что эта мера будет действенной. Допустим, взятка составляет 100 рублей. Тогда наказание не будет, на мой взгляд, справедливым. Если сумма взятки составляет 1 миллион рублей, то надежд, что виновное лицо когда-нибудь расплатится, практически нет (если, конечно, не возьмет снова).

Наказание должно быть справедливым и ощутимым для виновного. Прежде всего, как было уже сказано, лицо, получившее и давшее взятку, должно пожизненно лишаться права занимать определенные должности, перечень которых необходимо указать в законе. Допустим, преподавать в вузе (особенно, у будущих юристов) такой гражданин не должен. Кроме того, обязательны ощутимые экономические санкции. Штраф должен быть очень большим. И, конечно, безальтернативное лишение свободы на определенный срок. У виновного не должно быть шансов просто «откупиться» от правосудия, а ведь это иногда бывает, когда лицо, совершившее коррупционное преступление, получает в виде наказания лишь большой штраф. Все вышеуказанные меры наказания должны применяться одновременно ко всем лицам, совершившим коррупционные преступления.

Но, как бы мы не переписывали уголовный кодекс, главное не в этом. Решающую роль играет абсолютная безнаказанность многих чиновников. «Вор должен сидеть в тюрьме». Но как сделать так, чтобы расследовался каждый факт получения взятки? Должна быть строгая ответственность за уклонение от расследования коррупционных преступлений, материалы таких дел должны быть официально опубликованы. Кроме того, предлагается применение санкций в отношении должностных лиц, которые знали о факте коррупции в своей организации, но не приняли мер. Такие лица должны быть уволены с государственной или муниципальной службы, в зависимости от того, о какой организации идет речь.

Вопрос о неотвратимости наказания является, по моему глубокому убеждению, решающим. В 2009 году в России за получение взятки осуждено 2 тысячи человек, а за дачу - 3,5 тысячи . Это все взяточники страны? Но это же смешно! По-моему, в моем родном Борисоглебске с населением в 65 тысяч человек взяточников больше. Кроме того, хочется особо обратить внимание, что по статистике у нас больше дают, чем берут взятки. На лицо явный уход от ответственности должностных лиц. Получая взятку, чиновник практически уверен, что наказания за это не будет. С этим надо бороться.

Четвертое. Реформирование всей системы управления. Как можно требовать порядка в стране, если такие очереди на прием к врачу, получение водительских прав? Сколько документов надо оформить человеку, чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя? Сколько проверяющих органов требуют, требуют, требуют… В такой ситуации простому гражданину, конечно, проще заплатить определенную сумму, чем действовать в соответствии с законом (а он у нас явно не совершенен). Допустим, работник ГАИ остановил водителя за пересечение двойной сплошной разделительной линии. Нарушителю говорят: «Лишаем тебя прав на 2 года или…». Водителю семью кормить надо, детей в школу собирать. Пойдет он жаловаться на работника милиции? Не факт, что взяточника накажут, но права отберут в любом случае.

Считаю, что необходимо срочно менять всю систему управления: правоохранительную систему, образование, здравоохранение… Чтобы не требовали взятку за прием

КОРРУПЦИЯ И БОРЬБА С НЕЙ

«Коррупция» в переводе с латинского (corruption) означает «подкуп». Под коррупцией следует понимать использование должностными лицами, чиновниками своих прав и полномочий в целях личном обогащения, получения выгод; подкуп, взяточничество 1 . Коррупция отнесена и к «серым», и к «черным» рынкам в зависимости от последствий совершенных действий. Коррупция - это институциональный процесс, который нельзя рассматривать вне сложившейся и развивающейся системы взаимодействия социальных институтов Последствия воздействия коррупции на различные стороны экономической жизни общества следующие:

а) экономические:

Растут масштабы теневой экономики, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета страны;

Нарушаются конкурентные механизмы рынка, так как выигрывает тот, кто получил лучшие преимущества за взятки.

б) социальные:

Исчезают огромные денежные средства, предназначенные на общественное развитие, обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

Растет имущественное неравенство среди населения.

в) политические:

Происходит властвование олигархических групп;

Снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества;

Падает престиж страны на международном уровне, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

Специалисты различают два вида российской коррупции: верхушечную и низовую.

Верхушечная, или, как ее еще называют, государственная коррупция включает политиков и чиновников и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (например, законов, изменение форм собственности и т.д.).

Низовая коррупция распространена на низшем и среднем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (например, регистрация, штрафные санкции и т.д.).

Бюрократия занимает в России не последнее место в этом списке. В командно-административной системе сфера влияния бюрократии значительно шире, чем в рыночной. Это связано с особенностями системы

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

управления, которая охватывала всю структуру хозяйственных связей, и организация которой во многом была обусловлена интересами бюрократического аппарата. Монополия на информацию, возможность отдельных чиновников определять порядок доступа к этой информации для различных категорий экономических субъектов, условия ее получения, а также распоряжения ресурсами способствовали повсеместному развитию коррупции, установлению многочисленных запретов и ограничений, способствующих получению бюрократической ренты.

По мнению зарубежных исследователей, примерно 70% российских чиновников берут взятки 1 . Бюрократы имеют полную свободу действий при отказе или разрешении того или иного вида деятельности, где, естественно, будут большие доходы.

Если вернуться к 90-м гг. ХХ в., то именно в этот период наблюдался большой рост коррупции, так как это было связано с приватизацией. Наиболее распространенные нарушения при приватизации - это присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники.

По оценкам экспертов, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов, распределение бюджетных средств или в победе в различных тендерах. Этому благоприятствует несовершенство налоговой системы: деньги, собираемые в регионах, попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансфертов.

Многие исследователи при анализе возникновения организованной преступности в сфере экономики в России обращают внимание на то, что плановая экономика привела к разбалансированности, бесхозяйственности, отсутствию контроля за мерой труда и потребления. Одним из наиболее негативных последствий этого процесса стал широко распространенный дефицит и, как закономерный результат, - создание теневого (подпольного) рынка товаров и услуг Венгерский экономист Янош Корнаи командно-административную экономику назвал «экономикой дефицита» 2 . Дефицит - это явление хроническое, поэтому наблюдается постоянно. После возможного временного успеха попыток преодолеть его он всегда возникает вновь. Таким образом, командная экономика способствует перманентному воспроизводству дефицита.

В командно-административной экономике создавались все условия для фальсификации данных об объеме выпускаемой продукции, приписках; было выгодным преувеличивать имеющиеся трудности и недооценивать имеющийся потенциал, скрывать недостатки в работе от вышестоящих лиц (в той степени, насколько это было возможно).

__________________________________________________________________

1 ВащекинН.Л.,ДзлиевМ.И., УрсулА.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 2002.

2 Корнав Я. Дефицит М., 1990.

Особенность теневой экономики советского периода состояла в том, что она удовлетворяла спрос населения на легальные товары и услуги. Лица, занимающиеся теневым бизнесом, имели разветвленную систему связей, в том числе с руководителями административно-хозяйственных органов, формировали свое криминальное окружение, вырабатывая контрмеры по обеспечению своей безопасности. Их деятельность оказалась в поле зрения уголовно-преступной среды. Так как люди, занимающиеся преступным бизнесом, получали большие доходы, они могли позволить себе отчислять часть суммы, добытой преступным путем, криминальным структурам в целях ограждения себя от посягательств.

9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Как ведется борьба с коррупцией в России, Pravda. Ru рассказал заместитель начальника пятого отдела второй оперативно-розыскной части управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по городу Москве подполковник полиции Виталий Сафонов.


Коррупция: Методы борьбы с ней

— Виталий Федорович, с какими успехами ваше ведомство пришло к Международному дню борьбы с коррупцией? И как давно отмечается этот праздник?

— Этот международный день отмечается 9 декабря, и провозглашен он на Генеральной ассамблее ООН в 2003 году. В этот день в 2003 году была открыта для подписания конвенция ООН по борьбе с коррупцией, которая обязывает страны объявить преступлениями взяточничество, получение взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

И надо сказать, что Россия в числе первых стран присоединилась к этой конвенции, и в Уголовном кодексе все эти нормы, которые были провозглашены, обозначены. За них предусмотрена уголовная ответственность. В России этот праздник отмечается не широко. Он отмечается в виде просветительской работы, правоохранительные органы говорят о результатах этой работы.

Теперь об успехах или правильнее было бы назвать результатах работы подразделений Главного управления МВД России по городу Москве по противодействию коррупции за десять месяцев 2016 года.

С января по октябрь текущего года подразделениями главка возбуждено 634 уголовных дел коррупционной направленности (489 — взяточничество), совершенных в городе Москве, при этом 495 преступлений на сегодняшний день раскрыто (348 — взяточничество).

По уголовным делам коррупционной направленности возмещено государству более двух миллиардов рублей.

— Сейчас ничто не стоит на месте, все развивается достаточно интенсивно. В связи с этим каким-то образом изменились действия преступного характера в области коррупции?

— Сегодня существует множество разнообразных многоуровневых схем совершения данного вида преступлений. В том числе, должностные лица используют аффилированные юридические лица, расчетные счета, обязательства могут быть переданы каким-то другим, третьим лицам, взятка может быть в виде услуг закамуфлирована. Например, передача в безвозмездное пользование автомобиля, аренда автомобиля, покупка туристической путевки, ремонт квартиры, строительство дачи, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами и прочее.

Мы имеем дело с должностными лицами, которые имеют, как правило, высшее образование, многие из них юридическое образование имеют. И они думают, что, используя такие схемы, могут закамуфлировать свое преступление. На самом деле, все современные схемы получения незаконного вознаграждения нам известны. Более того, у нас уже существуют отработанные приемы их документирования, которые совершенствуются каждодневно, и в этой работе мы идем на шаг впереди. Есть такая форма, как взятка-благодарность, например, то есть когда должностное лицо выполняет какие-то действия и думает, что полученная за это какая-то благодарность — это не взятка. На самом деле, это взятка. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за взятку-благодарность.

— По каким показателям оценивают сейчас вашу работу? Что является для вас неким критерием?

Сегодня, конечно, основной показатель нашей работы — это оценка общества. Существуют и внутренние критерии, ведомственные приказы, в соответствии с которыми строится наша работа. Одним из таких критериев является привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, неотвратимость наказания и привлечение всех участников совершенного преступления к уголовной ответственности: посредников, тех, кто готовил преступление, и т. д. Сегодня акцент в работе сделан на это. И если говорить о цифрах, то привлечено к уголовной ответственности за десять месяцев, с января по октябрь, 516 должностных лиц, связанных с преступлениями коррупционной направленности.

— Как правило, когда говорят о коррупции, имеют в виду в первую очередь взятки, так повелось. Но есть, видимо, и какие-то другие виды коррупции, о которых тоже имеет смысл говорить?

— Понятие коррупции закреплено в 273-м федеральном законе о противодействии коррупции, который был принят в 2008 году. Коррупция — это незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам государства и общества с целью получения выгоды имущественного характера, в виде денег — любой.

В понятие коррупционных преступлений входят превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое использование денежных средств, служебный подлог, посредничество во взяточничестве, поэтому круг довольно-таки широкий.

Но если мы говорим о конвенции, к которой присоединилась Россия, то во всех странах, существуют еще такие понятия, как протекционизм, фаворитизм, непотизм, или, как у нас говорят в России, кумовство.

Также на сегодняшний день достаточное распространение получил "откат", представляющий собой незаконную тайную выплату, сделанную в ответ на предоставленную услугу.

К наиболее характерным формам коррупции также относится растрата, как вид хищения государственных ресурсов должностным лицом путем использования предоставленных полномочий в личных интересах. Это все формы и разновидности коррупции, которые являются инструментами совершения преступлений.

В России также распространено такое явление, как устройство на работу не по профессиональным качествам. Это когда человек не проходит какого-то отбора, а его назначают на должность, он наносет вред обществу и государству в связи с тем, что не обладает профессиональными знаниями, умениями, навыками, и отсюда способствует совершению преступлений.

Если говорить о послании президента в 2015 году, то он четко в своем послании акцентировал внимание как раз на борьбе с коррупцией и отразил такое явление, как конфликт интересов. То есть зачастую государственные служащие распределяют бюджетно-денежные средства своим родственникам, знакомым, юридическим лицам, аффилированным к этому государственному служащему. Так вот, в 2016 году работа была нацелена на предотвращение таких фактов, и все чиновники были обязаны отчитываться. Если имеет место быть какой-то государственный контракт и на этот государственный контракт претендует категория лиц, о которых я сказал, то чиновник должен либо самостоятельно сделать отвод, если он участвует в распределении, либо вывести эту информацию по инстанциям, доложить о том, что в данной ситуации существует так называемый конфликт интересов.

— А каковы вообще приоритетные направления в сфере противодействия коррупции? Есть какие-то наиболее болезненные точки?

Приоритетным направлением в деятельности по противодействию коррупции всегда являлось выявление фактов взяточничества, а также выявление коррупционных преступлений в сфере незаконного освоения бюджетных средств.

Мерами, принятыми оперативными подразделениями, в прошедшем периоде 2016 года выявлено 304 преступлений в сфере незаконного освоения бюджетных средств, из которых 114 преступления были связаны с коррупцией.

Также в указанный период поставлено на учет 249 преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), 240 преступлений, предусмотренныйх ст. 291 УК РФ (дача взятки) и 45 преступлений по ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве).

— Все-таки, преступления коррупционного характера совершают чаще одиночки или можно говорить уже о каких-то преступных сообществах?

— Существует два понятия: бытовая коррупция и деловая коррупция. Если мы говорим о бытовой коррупции, то там, в основном, совершают преступления одиночки. То есть если гражданин обращается с вопросом к должностному лицу один на один и решает какой-то вопрос для себя, это преступление, совершенное одиночкой.

Если это в большей степени касается деловой коррупции, то есть чиновник выступает в интересах юридического лица, конечно, там существует уже организованная группа, которая действует по предварительному сговору, и посредники. И в этой связи сумма взятки в этой области больше, чем в бытовой коррупции.

— Можете ли вы сказать, какой по Москве средний размер взятки? Вы такое считаете, как бы "среднюю температуру по больнице"?

— Учет размера взятки ведется обязательно, так как является квалифицирующим признаком при определении состава преступления. Чем больше сумма полученной взятки, тем более тяжкое преступление. Есть такой и оценочный показатель работы службы, мы на него, конечно, ориентируемся. Но сумма взятки все-таки не главное, важнее общественная опасность совершенного преступления.

К примеру, сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции был задержан один из руководителей очень крупного учебного заведения, который за взятку в 30 миллионов рублей распределил вне очереди квартиру своему подчиненному. И другой случай, когда сотрудник налоговой инспекции за взятку в 15 тысяч рублей сообщал представителям коммерческих организаций служебную информацию о планах выездных налоговых проверок. Как видите, общественная опасность может быть очень высокой даже при относительно небольших размерах получаемых взяток.

Итоги антикоррупционной деятельности подразделений главка за десять месяцев 2016 года показали, что средний размер взятки по Москве составляет — 2 784 308 рублей.

— Как часто сотрудники контролирующих органов становятся звеном коррупционной цепи?

— Изучение материалов уголовных дел, возбужденных следственными органами в текущем году, свидетельствует, что к объектам, традиционно пораженным взяточничеством, относятся как раз контролирующие органы.

К наиболее характерным действиям, совершаемым чиновниками контролирующих органов за взятки, являются укрытие различного рода нарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами, а также занижение штрафных санкций по нарушениям, выявленным в ходе проверок.

Представителями контролирующих органов используются такие способы вымогательства взяток, как искусственное затягивание решения вопроса, создание различного рода преград и волокиты, намек на возможность вынесения положительного решения лишь за определенную плату и т.п.

— Как общество может принять участие в борьбе с коррупцией?

— Не секрет, что состояние преступности в регионе и результаты деятельности органов внутренних дел во многом зависят от участия общества в антикоррупционной работе, от готовности каждого гражданина активно противостоять коррупционерам, оказывать содействие сотрудникам полиции в выявлении и пресечении коррупционных правонарушений.

К сожалению, низкая правовая сознательность граждан и взаимовыгодный характер коррупционной сделки по-прежнему являются основными причинами, порождающими коррупцию и повышающими латентность данного вида преступлений.

Как бороться с коррупцией

На сегодняшний день, коррупция является основным препятствием в движении России вперед. Коррупция – это целый спектр проблем. И эту болезнь нужно лечить в самые сжатые сроки. Используя весь спектр лекарств. В том числе и самую сильнодействующую – смертную казнь.

О методах борьбы с коррупцией расскажет статья сотрудника прокуратуры Владимира Михайлова - одного из читателей ресурса nstarikov.ru .


Борьба с коррупцией – дело сложнейшее и требующее целого комплекса мер. Чем-либо одним, типа повышения зарплаты, как некоторые предлагают, с коррупцией не справиться. Если только повысить зарплаты всем чиновникам – брать от этого не престанут. Хотя и материальное обеспечение государственных служащих имеет важное значение.

Как говориться «не за вознаграждение работаем, но на него живем». Очень мало шансов, что голодный и нищий чиновник, от которого зависит что-либо, будет честен до конца. Всегда существует вероятность, что рано или поздно он возьмет взятку.

Поэтому, повышение уровня оплаты «государевых людей» – это не самый главный способ борьбы с коррупцией. Скорее, это завершающий этап борьбы с ней, к тому же на нижних «бытовых» уровнях (инспектора ГИБДД, врачи, учителя, приемные комиссии ВУЗов и т.д. и т.п.) А те, кто связан с коррупцией на высшем ее уровне – государственном – и так люди не бедные. Так что там, одним лишь повышением зарплат вопрос, в принципе, не решить.

А ведь именно этот «не бытовой» уровень является самым важным и самым опасным.

Сразу соглашусь с теми, кто говорит, что для борьбы с коррупцией нужны законы, которые все четко регулируют и не допускают начальственного «усмотрения». Что необходима максимальная прозрачность деятельности государственных органов и общественный контроль, в том числе и со стороны СМИ. Что нужно разъяснение всем их прав и правовая культура. Все так. И потихоньку это все делается. Не так быстро, как хотелось бы и как должно быть, но все же.

Но….. При любом раскладе всегда останется ряд сфер деятельности, когда весьма важные вопросы будут решаться единолично по усмотрению соответствующего лица, наделенного властными полномочиями. Говоря по –простому: этому дать, а этому нет; тому разрешить, а другому запретить; первому предоставить, второго гнать подальше.

И вот чтоб бороться с коррупцией среди руководителей, которые по роду деятельности обязаны принимать единоличное решение, нужны следующие меры.

1. Тщательный отбор кадров при приеме на государственную службу.

Сейчас это более-менее грамотно делается только в ФСБ и при назначении судей. А нужно так делать везде. В том числе с использованием полиграфа, то есть «детектора лжи». Машинка надежная, если уметь ей пользоваться. С ней проще понять, зачем человек идет во власть. Служить или наживаться.

Кстати вот еще интересный вопрос, касаемо отбора (а заодно и причин и истоков коррупции).Что закончили и как учились будущие чиновники?

Если школьники платят учителям за сдачу ЕГЭ;

Если они потом дают огромные взятки за поступление в ВУЗ (либо тратя эти деньги официально – учась на «коммерческих» отделениях);

То, получив, таким образом, образование, будут ли такие чиновники честно и бескорыстно служить народу??? Над этим тоже надо задуматься.

2. Контроль за расходами чиновников.

Это одно из важнейших средств борьбы с коррупцией. И оно должно работать так, чтобы брать взятки не было никакого смысла. Потому, что потратить незаконно полученные деньги незаметно невозможно. Для этого нужно не только ежегодное декларирование доходов и имущества (причем как своего, так и родственников, в том числе и тех, что выходят за рамки «близких», т.е. не только супруг, родители, дети, но и братья, сестры, дедушки бабушки, дяди, тети, племянники и их супруги), но и тщательный контроль за достоверностью этих деклараций. Сопоставление сумм и источников дохода, с тратами и увеличением имущества чиновников и их родственников. Насколько они соразмерны. Декларирование доходов и имущества и сейчас есть, а вот проверка достоверности деклараций практически отсутствует.

При проверке данных и цифр, важно также установление фактического владения и пользования имуществом. Такое явление, как оформление транспорта и недвижимости на других лиц явление распространенное. Поэтому с любого госслужащего, ездящего на дорогой машине по доверенности или живущего в особняке, оформленного на другое лицо, всегда должна быть возможность потребовать объяснение. Что это за добрые люди ему все это дали и почему они такие щедрые.

При отсутствии внятных объяснений – увольнение сразу и без вариантов. А заодно и конфискация имущества. Благо статья 20 Венской конвенции ООН от 31.10.2003 это позволяет. (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml)

Только механизма реализации такого действия у нас пока нет – блокируют принятие соответствующих законов… кое-кто. И почему это делается – понятно. Эта норма признает преступным незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Таким образом, имущество, законность приобретения, которое чиновник не сможет доказать, будет признано преступно нажитым, что повлечет его конфискацию. Представляете, сколько домиков на Рублевке, и квартирок на Тверской в доход государства отойдет? А уж автомобилей – вообще целый автопарк наберется.

3. Законодательное ограничение прав государственных служащих на всякие неприкосновенности и личные тайны.

Это необходимо для упрощения деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, чтоб они могли спокойно проверять личные связи чиновников, а также контролировать их телефонные переговоры и другие виды связи.

При назначении на должность каждому кандидату сразу должно быть разъяснено, что неприкосновенность частной жизни и тайна переписки и переговоров – на вас более не распространяются. Вы предупреждаетесь о том, что ваш дом, транспорт, дача и т.д. в любое время могут быть прослушаны, равно как и ваши телефонные переговоры, и электронная почта и т.д. А для полноты картины – и ежегодная проверка на полиграфе, уже упомянутом.

Кроме того, вам запрещается общаться с сомнительными личностями во внеслужебное время, и если служба наружного наблюдения МВД, ФСБ и т.д. это увидит – у вас будут крупные неприятности. Кстати, такие запреты потихоньку уже появляются. Например, статья 6 «Кодекса чести судьи» – судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

Поменьше шастайте черт знает с кем, по всяким там презентациям, казино, баням и дорогим кабакам. В такой ситуации, недобросовестным лицам делать темные дела и «решать вопросы» будет намного сложнее, а правоохранительным органам – проще изобличать их.

Как бы не орали полузащитники прав человека и как бы не дулись все, кого это коснется – это надо делать. И чем скорее, тем лучше.

Для всех либералов и иных ценителей свободы, которые будут кричать, что нарушается права человека и Конституция – придется разъяснить, что даже Конституция РФ (часть 2 статьи 23) предусматривает возможность ограничения таких прав гражданина на основании судебного решения.

Нарушать Конституцию не надо, наоборот этот документ надо всячески уважать. Вот и надо сделать так, чтоб судебное решение в этом случае выдавалось бы при назначении лица на должность и на весь срок его полномочий. Выйдете в отставку – вот и будет вам тайна переписки, разговоров-переговоров и т.д. А пока служите – извините, придется терпеть. Неприятно, конечно, всегда быть «под колпаком», но если честно служишь – то скрывать и бояться нечего.

Доверие к государственному служащему должно быть абсолютным. Чистота и надежность всегда и везде. Как хирургический скальпель. Если есть подозрения, что на него попал микроб – огнем и кипяточком придется обрабатывать по любому, без вариантов, не выясняя, правда это, или так, только сомнения. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Не нравиться – уходите со службы. Это дело добровольное, силой на государеву службу никто не тянет

4. И, наконец, самый неприятный, но нужный способ – профилактика.

Борьба с коррупцией должна вестись не только по фактам уже совершенных преступлений, которые выявлять довольно сложно, а доказывать иногда вообще невозможно, но и вестись на опережение, путем выявления потенциальных взяточников.

Для этого периодически необходимо проведение оперативных экспериментов, в ходе которых, под видео или радиоконтролем предлагать взятки должностным лицам (любого уровня и в любых ведомствах). Кстати, и не только взятки, в классическом понимании этого слова. Не секрет, что весьма распространен такой вид коррупции, по принципу – «ты мне, я тебе». То есть,за просьбу что-либо сделать, может ничего и не предлагаться из материальных благ. Но, подразумевается, что тот чиновник, который «удружил» чем-либо другому лицу всегда может обратиться к нему за своим «решением вопроса». А вот это вообще практически неуловимо и недоказуемо. А вред от этого ничуть не меньше, чем при классической взятке.

Таким образом, в Законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ необходимо ввести норму, согласно которой, каждый государственный служащий обязан доложить своему руководителю о каждой попытке дачи взятки и о предложениях и просьбах посодействовать в чем-либо незаконном.

Кстати, в прокуратуре уже есть такой приказ Генерального прокурора РФ, изданный в 2009 году. Однако механизм его реализации и проверки исполнения предусмотреть забыли.

Совершив «провокацию», предложив взятку, нужно смотреть, как чиновник поступит. Если сразу (ну или в течении определенного времени) написал соответствующий рапорт – молодец. (Правда, ему об этом говорить не надо, чтобы смысл всего действия не терялся).

Не доложил в течение суток – двух: до свидания, точнее прощай, ибо при увольнении по такому основанию должен автоматически вводиться пожизненный запрет на занятие любых государственных должностей!

Ну, а уж если и чего-то делать начал, выполняя незаконный заказ – таких просто привлекать к уголовной ответственности.

Для того, чтобы все это не сводилось к формальному мероприятию (а у нас это часто бывает, что делается для палочки, для галочки), нужно привлекать к оперативному эксперименту не только граждан, из числа добровольцев, но и близких сослуживцев и представителей коммерческих структур, с которыми чиновнику приходится иметь дело по службе.

Для этого, в том же законе о государственной службе, а также в законах регулирующих предпринимательскую деятельность надо вносить нормы, согласно которым участие в оперативных экспериментах по выявлению потенциальных взяточников – это обязанность каждого госслужащего и предпринимателя. Отказ от этого – основание для увольнения со службы, или запрет на предпринимательскую деятельность (либо ликвидация юридического лица). А вот попытка предупредить о проверке – это уже уголовная ответственность. Кстати, такой эксперимент можно и нужно проводить и в обратном порядке, то есть озадачить кого-то предложить взятку, и проверить, не побежит ли предупреждать о том, что идет оперативный эксперимент. Ну, и как говориться, со всеми вытекающими…. Ибо такое гнилье среди госслужащих – не нужно.

Тяжело это будет, неприятно, шуму-вою среди чиновников всех уровней будет масса – но делать это надо. И придется. Ничем другим коррупцию не победить. Каждый, кто занимает какую-либо должность, должен знать, что если он не доложит о попытке дачи взятки – его уволят. Обижаться на товарищей, которые будут его провоцировать – бесполезно, ибо он сам будет делать это же самое в отношении их – или опять-таки будет уволен. Ничего личного – служба такая. И сам чиновник, соответственно, будет бояться задавать вопросы типа: «А нет ли у тебя знакомых там-то?», «А можно ли решить вопрос?» или «А не мог бы ты помочь?».

Через год, два, три – такие вопросы исчезнут, вместе с людьми, которые их задают.

Попадут под раздачу, конечно, и случайные лица, которые никогда не брали взяток, но не сообщили о попытке дать ее или предупредили о проверке по доброте душевной, но это не повод ничего не делать. Придется с этим смириться.

В конце концов, именно так сейчас ведется борьба с наркоторговлей. Бывают ситуации, когда, как говориться, «весь дом знает, что в той квартире торгуют наркотой, а милиция ничего не делает». Ко мне на прием возмущенные граждане приходят постоянно с такими жалобами. И приходится разъяснять, что ничего и не делается потому, что доказать в суде вину наркоторговца можно только поймав его «за руку». Даже если все жильцы дома дадут показания, что в квартире такой-то наркопритон – это не доказательство. Увы. Для этого проводятся «проверочные закупки».

Находят лицо, которое готово участвовать в проверочной закупке, как правило, из числа наркоманов. Дают ему помеченных денег, обыскивают перед началом, чтоб убедиться и зафиксировать, что у него с собой ничего нет, и вперед. Когда он возвращается – обыскивают еще раз и изымают купленную наркоту. А потом вламываются в квартиру и обыскивают ее. Находят помеченные деньги и наркотики, предназначенные для продажи. Они идут на экспертизу и если она подтверждает, что это действительно наркотики – дело можно направлять в суд. Вот так, и никак иначе.

С коррупцией придется поступать точно также. Иначе она непобедима. Каждый чиновник, должен бояться брать. А каждый дающий – должен бояться давать, так как будет знать, что о каждой попытке дать – будет доложено и будет уголовное дело, уже в отношении дающего.

Кнут и пряник – давние и хорошо проверенные методы. За честную работу – чиновнику нужно дать хорошую зарплату, пенсию и некоторые льготы, за взятки – перспективу лишиться не только работы, а соответственно зарплаты, пенсии и льгот, но и свободы, а может и жизни. Я за смертную казнь за должностные преступления, и не только должностные.

Положительный пример от таких мер в нашей истории есть. В СССР, в период правления И.В. Сталина, коррупция была побеждена даже в азиатских и кавказских республиках. Где дать бакшиш, это было само собой разумеющееся. Кстати, именно размах коррупции и заставил меня объективно взглянуть на личность и деятельность Иосифа Виссарионовича. Каюсь, грешен, тоже в свое время поддался либеральной пропаганде, рассказывавшей о «миллионах» расстрелянных и «десятках миллионов» посаженных. А потом, поборовшись с коррупцией по долгу службы, сначала как помощник районного прокурора по надзору за милицией, затем как следователь прокуратуры, а сейчас как государственный обвинитель в суде (сначала в районном, затем в областном, в том числе и в суде присяжных) – наступило переосмысление.

То, с чем приходилось сталкиваться, заставило задуматься, а правду ли говорят о Сталине? Если сейчас воздать должное каждому лихоимцу, кто взял хоть копейку взятки, хоть доллар «отката» или присвоил, распилил-отпилил государственного имущества – то сколько чиновников останется на свободе? Да 37-й год покажется детским щелбаном, а Сталин – правозащитником. Так наверно он и прав был, когда пересажал да перестрелял всех тех, кто подзажрался во времена НЭПа. Причем, что очень важно, никакие личные заслуги и связи-выходы – роли тогда не играли. Даже если ты «брал» Зимний и герой Гражданской войны, если ты чей-то одноклассник или однокурсник, но где-то «накосячил» – пулю все равно получишь.

Вот такой подход необходим для борьбы с коррупцией на высшем ее уровне – государственном, когда речь идет о высших должностных лицах, так как здесь решающую роль играет не столько работа правоохранительной системы, сколько воля главы государства.

Но это уже вопросы не права, а политики.

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относиться к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.