Что такое дедовщина в Российской армии и неуставные отношения? Последствия неуставных взаимоотношений

Деятельность Вооруженных Сил России подчинена законам Государства. Федеральные законы, Уставы, предписания и директивы не могут противоречить Конституции страны. Граждане обязаны защищать Родину, а Государство в свою очередь гарантирует каждому человеку его права и свободы, в том числе защиту чести и достоинства. Армия - это разнородный коллектив, члены которого различаются по национальным и религиозным признакам. Разный уровень образования и воспитания приводит к неизбежным конфликтам интересов. Отличия воинского коллектива от гражданского заключается в том, что после окончания рабочего времени штатские люди отправляются по домам, а военнослужащие могут проводить вместе время, предназначенное для отдыха.

Обратите внимание! Отношения внутри воинского коллектива зависят от строго соблюдения Устава, где регламентированы правила поведения и общения между равными и неравными людьми по званию и занимаемым должностям.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими приводят к разобщенности коллектива, снижению эффективности взаимодействия подразделения.

Понятие неуставных взаимоотношений

Коллектив - это сложный организм, развивающийся по своим законам. Сплоченные группы людей выполняют поставленные задачи с наибольшей эффективностью, тогда как внутренняя разобщенность приводит к саботированию приказов, мешает прохождению сигналов по вертикали власти, и затрудняет обратную связь.

Ситуация в армейских коллективах усложняется наличием строгой иерархии, причем не только той, которая определена Уставом, но и неформальной, где лидером становится человек, наделенный физической силой, подчинивший себе более слабых людей. Любые отношения, идущие вразрез требованиям Устава, можно назвать неуставными. Наиболее ярким проявлением нарушения уставных правил взаимоотношений в армии является:

  • Дедовщина - дискриминация проявляется по признаку длительности службы.
  • Землячество - подразумевает создание группировок внутри коллектива по территориальному признаку проживания служащих до их призыва.

Группировка объединяется вокруг неформального лидера, причем ведомые на подсознательном уровне понимают, что непризнание власти вожака поставит их на низшую ступень, и приведет к давлению со стороны большинства.

Формы проявления

Неуставные взаимоотношения в армии отличаются разнообразием, их объектом становятся жизнь и здоровье военнослужащих, человеческое достоинство, имущественные права и нарушение режима отдыха.

Наиболее распространенные формы проявления неуставных отношений:

  • избиение;
  • издевательства и глумление;
  • высмеивание особенностей внешности и телосложения;
  • дискриминация по религиозным и национальным признакам;
  • шантаж и вымогательство;
  • создание невыносимых условий службы без применения непосредственного насилия, но с угрозами такового;
  • физическое и психологическое давление;
  • привлечение к работам, не связанным с исполнением должностных обязанностей;
  • принуждение к отказу от пищи;
  • неправомерное изъятие денежных средств и иных материальных ценностей.

Причиной противоправных деяний являются безнаказанность старослужащих, неумение юношей, пришедших в армию из семьи, постоять за себя, равнодушие и замалчивание происшествий нейтрально настроенной частью коллектива.

Профилактика отношений не по уставу в ВС РФ

Ответственность за состояние морального климата коллектива воинской части возложена на ее командира и военачальников всех ступеней. Выявление неуставных взаимоотношений заключается в:

  • наблюдении за личным составом;
  • проведении индивидуальных бесед с группой риска с разъяснением военнослужащим их прав и последствий неуставных отношений;
  • проведении анонимных опросов;
  • осуществлении психологического тестирования коллектива;
  • своевременном реагировании руководства на сообщения о случаях нарушения Устава.

Для профилактики правонарушений командование части должно принимать меры, направленные на оздоровление отношений в коллективе, а именно:

  • постоянно мониторить морально-психологическую обстановку в подразделении;
  • обладать навыками получения достоверной информации об отношениях между подчиненными и о структуре подгрупп;
  • иметь достаточный авторитет для оказания влияния на коллектив в целом и на отдельные его группировки, уметь противодействовать негативным настроениям;
  • выявлять неформальных лидеров, обращать их организаторские способности и другие личностные качества на пользу коллективу;
  • поддерживать контакт с родственниками подчиненных;
  • распределять нагрузку между всеми членами подразделения, пресекать случаи отлынивания от обязанностей и перекладывания их на других военнослужащих;
  • не допускать преобладания в подразделении лиц одной национальности или вероисповедания, равномерно распределяя их по разным отделениям;
  • выявлять лиц с явно выраженными криминальными наклонностями.

Все эти меры в совокупности с регулярным участием в командных спортивных играх и другими коллективными занятиями, направленными на укрепление командного духа, приведут к снижению числа жалоб на неуставные отношения в рядах Вооруженных Сил.

Правовая ответственность

Ответственность за нарушение Устава во вверенном ему подразделении ложится на непосредственного начальника. По каждому случаю неуставных отношений, повлекших причинение вреда военнослужащему, проводится проверка. Расследование не только устанавливает лицо, виновное в нарушении законных прав военного, но и определяет степень ответственности каждого руководителя.

  • обратиться в санчасть, чтобы зафиксировать побои, каждый случай травмы подлежит расследованию;
  • подать жалобу непосредственному командиру;
  • направиться с жалобой к родственникам или в правозащитные организации;
  • известить о незаконных действиях сослуживцев, письменно;
  • позвонить на горячую линию прокуратуры, номер ее телефона должен быть указан на стендах воинской части;
  • просить перевода в другое подразделение.

По каждому прецеденту обращения военнослужащих проводится проверка. В случае установления фактов неуставных взаимоотношений в отношении виновных применяется дисциплинарное взыскание. При наличии признаков преступления материал проверки направляется по подследственности. Каждый человек, вне зависимости от своего служебного положения, вправе защищать свою жизнь и достоинство любыми законными методами.

Поделитесь информацией о моральном климате в подразделении. Есть ли случаи неуставных отношений, доводятся ли они до командования. Какими методами руководство части пресекает нарушения. Задавайте вопросы в блоке комментариев.

1. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими - это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) с целью достижения определенных привилегий "казарменного комфорта" за счет военнослужащих первого года службы.

Неуставные правила взаимоотношений между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они выражаются в нарушении порядка и правил взаимоотношений военнослужащих, предусмотренных воинскими уставами, и находят свое проявление в моральном и физическом оскорблении (унижении) человеческого достоинства, крайней неуважительности и грубости.

Эти отрицательные явления за последнее десятилетие приобрели огромные масштабы, вышли за пределы ведомства, получили огромный резонанс в обществе и по своему отрицательному воздействию на служебно-боевую деятельность и укрепление воинской дисциплины вышли на одно из первых мест.

"Дедовщину" в армии в отдельных публикациях сравнивают с Чернобыльской трагедией, но последствия этого позорного явления вряд ли соизмеримы. Почему общественность страны, руководство воинских коллективов всех уровней так серьезно беспокоит казарменное хулиганство, которое унесло сотни человеческих жизней, а тысячи покалеченных. Саше страшные последствия этой трагедии - это разрушение уз товарищества и братства между людьми, нациями и народностями, и это происходит в тот период, когда в ряде регионов продолжаются межнациональные конфликты. .

В результате многочисленных исследований, проводимых в войсках, обобщения опыта работы на местах удалось определить содержательную сторону неуставных взаимоотношений, основных причин и перечень существенных факторов, влияющих на их развитие.

Причины их появления - глубинные. Унижение человеческого достоинства, глумления и издевательства не являются чисто военным явлением. Неуставные взаимоотношения как теоретическая и практическая проблема впитала в себя все многообразие тенденций и противоречий общественного развития и функционирования войск. При возникновении этого отрицательного явления взаимодействуют социально-исторические, социально-психологические и индивидуально-личностные качества. Понять - значит лучше учесть их в организаторской и воспитательной работе. Появление неуставных взаимоотношений следует рассматривать как Побочный результат обострения социально-психологических противоречий в обществе и негативных факторов в жизнедеятельности воинских коллективов.

Главной причиной превращения отдельных фактов НУВ в явление, в негативную традицию является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Работа по профилактике, исследованию этих процессов значительно отставала от масштабов и остроты распространения этих позорных явлений е войсках. Появилось стремление решать эту проблему "своими силами, наблюдался узковедомственный подход и закрытие этой темы. А когда дерзкие глумления и издевательства были отнесены к категории воинских преступлений, то нередко их скрывали. Их стали сознательно выдавать за безобидные явления, скрывать истинный характер этих тяжелых преступлений. Состояние воинской дисциплины оценивалось в основном по количественным показателям, то, зачастую, тяжелые происшествия, связанные с издевательствами над сослуживцами, стали относить к разряду "прочих", т.е. неуставных взаимоотношений.

К сожалению, в ряде округов и частей такой подход продолжает оставаться и сегодня. Это нанесло и продолжает наносить непоправимый ущерб во взаимоотношениях между военнослужащими. Необъективная оценка всей опасности этого позорного явления не давала возможности в самом зародыше принять эффективные и решительные меры по их пресечению.

Довольно большое количество исследователей придерживаются мнения, что корни неуставных взаимоотношений ведут к тому Бремени, когда е обществе процветал протекционизм, поиск привилегий на всех уровнях, «очковтирательство» показуха, парадность. Ну что ж, в определенной степени они правы. Безусловно, эти негативные процессы затронули войска. Все это приводило к снижению остроты оценки состояния дисциплины и всего происходящего в воинских коллективах, к сведению негативных явлений к отдельным фактам, имеющим частный, локальный характер.

Диагностика рассматривается, как способность офицеров распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих, предотвращать глумления и издевательства.

Когда врач ставит диагноз заболеваний, он делает это на основе знания человеческого организма. Офицеры подразделений, диагностируя взаимоотношения, обязаны опираться на глубокое знание индивидуальных особенностей подчинённых, использовать рекомендации" Педагогики, психологии, учитывать свой служебный опыт, накопленную практику по сплочению воинских коллективов.

В интересах диагностики поведения применяются методы: наблюдения, анализа документов, социологического опроса.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к межличностным конфликтам.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить на первый взгляд скрытые процессы в коде прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключение медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники (если они ведутся в подразделениях) и другие.

При анализе биографических данных необходимо обращать внимание прежде всего на условия, в которых воспитывался призывник. В диагностике важной является информация, которая создает представление о наиболее отличительных чертах поведения военнослужащего, допускающего конфликтные действия по отношению к своим сослуживцам.

У таких военнослужащих ярко выражены эгоистические, потребительские, корыстные интересы, они привыкли жить за счет других, не любят работать, всячески уклоняются от выполнения заданий, связанных с физическим трудом, свою работу перекладывают на сослуживцев, склонны к наживе, поклоняются власти денег, блага жизни хотят получить за счет нетрудовых доходов, почти вое считают службу в армии ненужной обузой.

Все это подкрепляется халатным отношением к выполнению своих служебных обязанностей. Они высокомерны в отношениях с сослуживцами, пренебрегают общественным мнением, склонны к употреблению спиртных напитков, проявляют элементы национального чванства, участия в общественной жизни подразделения не принимают. Эти и другие особенности поведения необходимо иметь в виду анализируя документы на военнослужащих.

Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики поведения военнослужащих. В интересах выявления военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения.

Цель опроса состоит в том, чтобы выявить в коллективе в период пребывания молодого пополнения суть отношений старослужащих к молодым воинам. Важно знать также и настрой самих молодых солдат, их готовность, способность и возможность к службе. Опрос проводится в форме собеседования. Надо спрашивать как бы советуясь с собеседником.

Стремитесь узнать каждого воина подразделения буквально с первого дня его службы. Используйте для этого знакомство с документами, личные беседы. Постарайтесь выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду какие привычки у него сложились, нет ли среди них резко отрицательных. Словом, командиру предстоит увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами. Важно знать, что пишут воину из дома, какое у него настроение, каково впечатление от прочитанного газетного материала, просмотренного кинофильма.

В повседневном общении с подчиненными тщательно учитывайте сложившееся особенности характера, привычки каждого. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими, тлеющими неопределенные или непостоянные езгляды на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность. Вы должны стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий позволяют сформировать у военнослужащих необходимые коллективистские качества.

Среди Ваших подчиненных могут быть и такие военнослужащие, которые во взаимоотношениях с товарищами по службе проявляют малодушие, не умеют постоять за себя. Как помочь им обрести уверенность в себе, доказать, что никому не будет позволено посягнуть на их человеческое достоинство? Каждый военнослужащий должен быть убежден в том, что Вы - его защитник, вы непременно обеспечите справедливое к нему отношение. Этим в решающей степени предопределяется успех Ваших усилий по утверждению в коллективе уставных взаимоотношений.

Не оставляйте без внимания процесс включения в коллектив прибывающих в подразделение молодых военнослужащих. С их приходом обязательно произойдут какие-то изменения. Какие? Это не безразлично ни Вам, ни Вашим подчиненным.

На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью других методов диагностики, определяются меры по предотвращению неуставных взаимоотношений.

Ранняя диагностика конфликтов в отношениях между военнослужащими - сложное и многотрудное дело. Приостановить конфликт в зародыше - это значит психолого-педагогическими и административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции у противоборствующих сторон необходимо регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов с целью выявления неформальных структур военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

Проблема неуставных взаимоотношений, которые вытекают из конфликтов и разногласий относится к тому типу, которые должны решаться на всех уровнях. Вся военная служба, в том числе и взаимоотношения между военнослужащими регламентированы Общевоинскими уставами Вооруженных сил РФ. — это негативное явление, которое присуще любой армии мира, имеющее не только свои правила и традиции (дедовщина, землячество и т.д.), но и отрицательные формы общения между отдельными военнослужащими, характеризующиеся противоправными, идущими в противовес с предписанными уставом, нормами поведения. проявляются в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства военнослужащих.

Уголовный кодекс РФ

Если по прежнему закону преступными признавались подобные нарушения, лишь выражающиеся в побоях или ином насилии над потерпевшим, то УК признает уголовно наказуемыми и нарушения, связанные с унижением чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, а также нарушения, связанные с насилием. 3. Унижение чести и достоинства является не чем иным, как оскорблением (см.

Статья 335

То же деяние, совершенное: б) в отношении двух или более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Комментарий к Ст.

Отношения неуставные это

Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии. «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые основаны на насилии и связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва. Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала, принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия)и т.

Статья 335 УК РФ

То же деяние, совершенное: б) в отношении двух или более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Примеры практики — судебные решения и приговоры по статье 335 УК РФ: Решение по делу 22-366/2019 (11.08.2018, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)) Решение по делу 22-384/2019 (11.08.2018, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)) Решение по делу 1-28/2019 (10.08.2018, Черемховский гарнизонный военный суд (Иркутская область)) Решение по делу 4/17-16/2019 (09.08.2018, Каларский районный суд (Забайкальский край)) Решение по делу 2-44/2019 М-39/2019 (08.08.2018, Ульяновский гарнизонный военный суд (Ульяновская область)) Решение по делу 1-34/2019 (04.08.2018, Новороссийский гарнизонный военный суд (Краснодарский край)) Решение по делу 2-197/2019 М-230/2019 (03.08.2018, Читинский гарнизонный военный суд (Забайкальский край)) Решение по делу 1-63/2019 (03.08.2018, Хабаровский гарнизонный военный суд (Хабаровский край)) Решение по делу 22-90/2019 (02.08.2018, Тихоокеанский флотский военный суд (Приморский край)) Решение по делу 22-109/2019 (29.07.2018, Ленинградский окружной военный суд (Город Санкт-Петербург)) Решение по делу 1-38/2019 (27.07.2018, 95-й гарнизонный военный суд (г.

Проблема дедовщины в стройных армейских рядах беспокоит школьных выпускников с того момента, когда они начинают готовиться поступать в высшее учебное заведение. На самом деле, сейчас желательно отсрочить армейскую службу, поступив на обучение.

Существует ли дедовщина в армии 2018? Так ли она страшна, как о ней говорят? Давайте попробуем в этом разобраться.

Дедовщина 2018 года ложь или правда

Есть ли разница в дедовщине и таком понятии как неуставные отношения. Может быть, это одно и тоже или все-таки отличие в понятиях есть.

Сначала дам расшифровку понятия, взятого мною из Википедии.

Дедовщина – это такая система, относящаяся к неофициальным, которая сложилась в вооруженных силах. Она выражается в отношениях солдат из низкого звена и их дискриминацией солдатами из старшего звена. К низким армейским звеньям относятся:

  1. Обыкновенные солдаты.
  2. Ефрейторы.
  3. Сержанты.

Дискриминирующие отношения очень часто носят полукриминальный характер. Они могут выражаться не только в использовании старшими солдатами младших, в физическом, а также дополню, в моральном насилии над людьми.

Это ужасно. Я пугаюсь, когда я читаю написанное. Но в этом есть небольшая толика правды. Я не согласен целиком и полностью с этими словами.

А что будет дальше? Какая подмена понятий. В головах людей давно появился стереотип, что армия – это настоящий ад. И таковой ее делает дедовщина. Постоянное рукоприкладство, побои, избиение дедами парней стульями в ночное время и прочий кошмар.

У меня нет никакого желания придумывать заумные слова. Именно поэтому я все скажу кратко, но по существу.

Что такое дедовщина?

Дедовщина – это процесс преподавания, и как я считаю, правильный. Здесь в молодого солдата обучают старослужащие, их называют дедами или дембелями.

Как и в 2016 году, так и сейчас в армии солдаты служат один год.

  • я хочу завести разговор о дедовщине на конкретных примерах. Что это? А это дополнительные задания, которые дают старожилы по строевой подготовке. Все потому, что придя в армию, никто не умеет правильно ходить в строю, не знают правил обращения к офицерам и армейским товарищам. Новичков призывают соблюдать дисциплину среди призывников воинского состава;
  • таких примеров можно привести много. Но смысл всегда одинаков. Дедовщина – это своего рода поддержка для быстрой адаптации прибывших недавно военных под присмотром старших товарищей, старослужащих. К таким относится младший сержант. Он является заместителем командующего взводом;
  • как все происходит на самом деле. Парень призывается на армейскую службу, его распределяют в воинскую часть, куда он и приезжает. Здесь уже служат солдаты, поступившие сюда с предыдущего призыва. Именно они займутся обучением новичков всем основам и азам службы. Они помогают освоиться без ссор, вселюдных обид, унижений.

Дедовщину я хочу отнести к полезному обычаю, старой традиции, которая весьма полезна служащих в армии. Это не битье морды, которые часто есть возможность наблюдать на канале YouTube, сделав поисковой запрос на видео «армия дедовщина 2015». У нас все было именно так, таким образом нас пытались научить. И мы в свою очередь, в нашем батальоне, сделали такую традицию. А все потому, что мы любим и чтим устав.

Неуставные взаимоотношения в армии

Здесь мне трудно спорить с Википедией. Она дает нам четкое, а главное, краткое описание. И именно – это отношения между служащими военных сил, которые грубо нарушают устав, его требования и зачастую нарушают законодательство.

Я с этим согласен на все 100%.

Неуставные отношения это:

  1. Драки.
  2. Мородобой.
  3. Унижение.

Все это приветствуют в армии, и Россия не стала исключением. Я за последнее полугодие общался с разными военными из разных уголков страны, поэтому отмечу с уверенностью в 100%. Неуставщина есть в большинстве частей. Но в нашей ее нет.

Все попытки оскорблений, драк нами пресекаются на корню. С того момента, как я приступил к службе, всем нам рассказывали истории о том, какие грубые курсанты, как подрались солдаты, как они дерзко толкнули своего товарища, который упал и расшиб бровь. Но это мелочь. Это мелочи, если сравнивать с тем, что сейчас происходит в армии, ее частях.

Каков итог? Виноватого отправили в дисбат на 2 года. После того, как он вернулся, он отслужил свой срок. То есть два года в дисциплинарном батальоне, а потом армия. Он просто подтолкнул. Можно только себе представить, как он сожалеет о происходящем. Хотя сейчас я веду речь не о нем.

Сравнительно недавно я общался с некоторыми друзьями. Они сейчас служат в армии. В тех частях, где они работают, также присутствуют неуставные отношения.

Моя цель, чтобы вы поняли, в чем разница между неуставными отношениями и дедовщиной. Я хочу, чтобы восторжествовала справедливость. Поэтому, я хочу подвести итог, сделав резюме.

Итог

Как уже стало понятным, что дедовщина и неуставщина – понятия разные. Дедовщина не является разновидностью неуставных отношений. Отмечу, что дедовщина – это обычай, заведенный в армии. Здесь не идет речь о рукоприкладстве и подобных ей вещах.

В армии присутствуют оба понятия. Отдельно хочу заметить, что в моей воинской части имеет место быть дедовщина, зато нет места неуставным отношениям.

Существуют люди, уверенные в том, что неуставные отношения выступают неотъемлемой частью армейской службы. Я не согласен с ними категорически. Я имею право на свою точку зрения, потому что все мы живем в свободной стране.

Как вы относитесь к дедовщине в армии? Ждем ваши ответы.

Взаимоотношения в воинском коллективе

Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся - разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе, психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.

Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основами взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характеров. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.

Самой широкой разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения . Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу - «товарищ».

Дружба - также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то уважение – на признании высоких нравственных качеств другой личности.

Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество . По-другому его называют военным братством . Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай».

С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих - участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-«афганцы», участники боевых действий на Северном Кавказе и других «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной службе, не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению воинского долга.

конфликты в среде военнослужащих

Практика показывает, что между военнослужащими нередко возникает конфликт. Научные исследования свидетельствуют о том, что ежедневно по разным причинам в среднем возникает до 10 конфликтов. Наиболее часто встречаются конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:

· слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных военнослужащих (32%);

· стремление некоторых военнослужащих занять социально престижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);

· неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);

· отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);

· действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных действий сослуживцев (5%);

· другие причины (19%).

Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и сержантов отдельного подразделения позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости.

При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда являются негативными, например, если в результате конфликта победу одержала справедливость, если разрешено противоречие, такой конфликт признается позитивным. Его результатом может стать:

· улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности (службы) военнослужащих;

· улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и правопорядка и др.

Но немало конфликтов, возникающих между военнослужащими по призыву, имеют своим результатом негативные последствия. К ним относятся:

· физическое насилие и моральное подавление сослуживцев;

· разрыв позитивных межличностных отношений или их существенное ухудшение;

· снижение качества воинской деятельности и социальной активности:

· острое переживание (стресс, фрустрация) негативных эмоций:

· совершение грубых дисциплинарных проступков, нарушение уставных правил взаимоотношений и т.д.

Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:

· низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому мнению;

· завышенная самооценка,

· эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;

· негативизм в поведении, отношениях;

· отрицательная установка на сослуживцев, командиров;

· стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.

Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждения и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.

Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является насущной армейской задачей.

Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и «лица офицера». Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах.

неуставные взаимоотношения

К огромному сожалению, славные традиции войскового товарищества зачастую нарушаются в некоторых воинских коллективах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами, сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как противоестественны природе цивилизованного человека.

Проблема неуставных взаимоотношений - это проблема общества и страны в целом. В настоящее время на службу в Вооруженные Силы призываются нередко молодые люди с недостаточным для освоения боевой техники багажом знаний, низкой культурой воспитания. В условиях тягот и лишений военной службы у отдельных военнослужащих проявляются его худшие качества, сформированные в неблагополучной семье, на улице, под воздействием низкопробной теле- и видеопродукции, пропагандирующей культ насилия.

Поэтому командиру, который хочет пользоваться авторитетом в коллективе, создать в нем благоприятный микроклимат, необходимо учитывать характерные национально-психологические черты и индивидуальные особенности всех своих подчиненных. Нередко, он вынужден не только воспитывать отдельных военнослужащих, а порой и перевоспитывать.


воспитание культуры взаимотношений

Управление конфликтом – это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно, что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям.

Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию конфликтных ситуаций.

· Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих;

· Оптимизация нормативно регламентирующих основ служебной деятельности.

Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом, конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций, которые заключаются в выработке у военнослужащих навыков не конфликтного поведения. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исходах конфликтов между военнослужащими.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими «издержками» выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать управление этим сложным процессом, взять под контроль эмоции. Источниками многих знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:

· формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;

· целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;

· уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;

· стремление и умение заметит и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

· компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

· критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений в воинских коллективах сложна. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных военнослужащих повысить индивидуальную общую и коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как оно является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности армии и флота страны.