Как обанкротился по упрощенной системе. Упрощенные процедуры банкротства. Что значит упрощенная процедура

Процедура банкротства ООО в упрощенном порядке (банкротство ликвидируемого должника) имеет по сравнению с общим регламентом свои тонкости, которые значительно ускоряют весь процесс. О том, при каких условиях возможна ликвидация через банкротство и каков ее порядок, мы расскажем в данном материале.

Общая информация о ликвидации через банкротство

Рассматриваемый процесс регулируется § 1 гл. XI закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Остальные общие положения о банкротстве применяются с учетом особенностей вышеназванного правового источника. К таким нормам, например, относятся ст. 63 и 65 ГК РФ.

Следует отметить, что в перечисленных законодательных актах никаких особенных требований, касающихся банкротства именно обществ с ограниченной ответственностью, не существует. Также и специальные нормы об ООО в ГК РФ или законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ ничего не говорят о специфичности банкротства данного вида юридического лица.

Что касается упрощенного банкротства вообще и ликвидации ООО через банкротство в частности, то оно имеет свои нюансы, о которых поговорим подробнее в следующих разделах публикации. Здесь лишь скажем о главном отличии упрощенной процедуры.

Она применяется в том случае, если решение о ликвидации юридического лица уже принято (п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 225 закона 127-ФЗ), то есть тогда, когда на стадии начавшегося «закрытия» предприятия обнаруживается, что у него не хватает имущества удовлетворить все требования кредиторов. Моментом принятия решения о ликвидации ООО считается дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, когда данный факт приобретает значение для третьих лиц.

Ликвидация ООО с долгами по налогам

У организации могут быть долги по различным видам налогов, в зависимости от вида реализуемой в фирме системы налогообложения, вида деятельности организации. В любом случае проблема ликвидации ООО с долгами по налогам какими-то отдельными положениями в законодательстве не отмечена. Понятно, что если учредители решили закрыть общество, то налоговую задолженность обойти никак не получится, чего не скажешь о требованиях других кредиторов.

В этом случае при любых намеках на нехватку имущества у ликвидируемого должника налоговый орган, как кредитор, сразу подаст соответствующее заявление в арбитражный суд. При таких обстоятельствах и с учетом неоднородности судебной практики есть риск, что банкротство будет проходить в общем порядке с более длительными сроками.

Особенности банкротства ликвидируемого должника

Упрощенное банкротство имеет следующие особенности:

  • После принятия заявления сразу открывается конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий.
  • Такие процедуры, как наблюдение, оздоровление, управление, не применяются в данном случае, что является вполне оправданным. Так, в процессе обычного банкротства перед участниками стоит задача и удовлетворить требования кредиторов и по возможности не закрывать юридическое лицо. В случае с ликвидируемым должником его судьба уже решена, поэтому надобности в реабилитационных воздействиях нет.
  • Сроки упрощенной процедуры банкротства ООО также отличаются от обычной. Согласно ст. 51 закона 127-ФЗ процесс банкротства длится не более 7 месяцев. Хотя на самом деле он может идти несколько лет. Продолжительность рассмотрения судами дел о банкротстве в упрощенном порядке отдельно не установлена законом, но по сложившейся практике составляет от 4 до 6 месяцев.
  • По вопросу выявления признаков банкротства обратим внимание, что они абсолютно такие же, как у обычных должников. Единственная особенность — это нахождение организации в процессе ликвидации.

Досудебный этап ликвидации

Обратимся к самому началу процесса закрытия ООО. В соответствии со ст. 63 ГК РФ, после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале ликвидации осуществляется следующий алгоритм действий:

  • Ликвидатор публикует информацию в специализированном издании. После этого кредиторам дается два месяца на предъявление своих требований.
  • Ликвидационная комиссия сама выявляет кредиторов и уведомляет их.
  • По истечении двух месяцев составляется промежуточный баланс, где сводятся все данные о долгах и имуществе ООО.
  • Далее идет погашение задолженности. Сначала из денежных средств организации, затем путем продажи имущества. Только после этого станет точно известно, остались ли непогашенные долги. Ведь до реальной продажи имущества должника никто не скажет, сколько денежных средств можно выручить.
  • Если не все требования удовлетворены, ликвидатор инициирует процедуру банкротства.

Все эти этапы занимают достаточно много времени, поэтому встает справедливый вопрос, можно ли их пропустить или ускорить? Об этом поговорим в следующей части статьи.

Способы ускорения ликвидации

Самому ликвидатору ускорить процесс затруднительно. До продажи имущества он не будет точно знать, отвечает ООО признакам банкротства или нет. Однако у ликвидационной комиссии есть право подать заявление в суд, основываясь на предвидении ситуации, но только в общем порядке. Соответственно, и банкротство будет осуществляться обычным путем.

Другой способ пропустить досудебные ликвидационные проволочки — подать заявление в суд от кредитора. Однако судебная практика дальнейшего рассмотрения таких заявлений неоднообразна:

  • с одной стороны, есть дела, где суды, узнав по выписке из ЕГРЮЛ информацию о начавшейся ликвидации, автоматически переводят банкротство в сторону упрощенного варианта (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 № 17АП-14530/2013-ГК по делу № А60-29762/2013);
  • с другой стороны, некоторые судьи полагают, что п. 3 ст. 63 ГК РФ исключает применение упрощенной процедуры, если во время ликвидации кредитор подает заявление о банкротстве (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 № 17АП-3658/2015-ГК по делу № А60-50780/2014).

В любом случае банкротство ликвидируемого должника выгодно кредитору, который находится в сговоре с должником, так как если обойти досудебные этапы ликвидации, то не будет полной картины по задолженности. Следовательно, в такой ситуации могут пострадать интересы остальных кредиторов.

Процесс упрощенного банкротства

Подать заявление на упрощенное банкротство ООО в арбитражный суд может лишь ликвидационная комиссия (ликвидатор, руководитель комиссии). Если этот орган еще не создан и с заявлением о банкротстве обращается учредитель (участник) или руководитель общества, то процесс будет проходить по обычному регламенту. Логичность такого требования понятна, ведь узнать о том, что имущества должника не хватает на погашение всей кредиторской задолженности, может только ликвидационная комиссия в силу своих полномочий.

Необходимо помнить, что законодатель делает ограничение по срокам подачи заявлений в арбитражный суд. По общему правилу обратиться нужно в кратчайшие сроки, но не позже одного месяца с даты обнаружения признаков банкротства (п. 2 ст. 9 закона 127-ФЗ). Но при упрощенном варианте действует п. 3 ст. 9 закона 127-ФЗ, по которому руководитель ликвидационной комиссии обязан подать соответствующее заявление в суд в течение 10 календарных дней с даты выявления признаков банкротства.

По форме и содержанию заявление об упрощенной процедуре банкротства ООО с долгами ничем не отличается от обычного. Составляется данный документ по нормам пп. 1 и 2 ст. 37 закона 127-ФЗ. К нему прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ и ст. 38 закона 127-ФЗ. Перед непосредственным обращением в арбитражный суд заявитель обязан выслать копии заявлений всем заинтересованным лицам (п. 4 ст. 37 закона 127-ФЗ).

После принятия судом заявления, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего процедура банкротства проходит в обычном порядке. То есть оставшаяся часть процесса регулируется гл. III и VII закона 127-ФЗ.

Ответственность учредителя, директора, руководителя ликвидационной комиссии

Обратим внимание, что подача заявления в арбитражный суд при обнаружении признаков банкротства — это обязанность ликвидационной комиссии, а при ее отсутствии — учредителей и исполнительного органа общества. Естественно, в случае нарушения данных требований наступает ответственность.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 закона 127-ФЗ, если ООО продолжает ликвидацию, хотя у него не хватает имущества для расчета со всеми кредиторами, то такому обществу откажут в государственной регистрации. Дело в том, что при подаче заявления в налоговую по ликвидации юридическое лицо тем самым подтверждает отсутствие какой-либо задолженности (подп. «а» п. 1 ст. 21 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). А по факту получается, что ООО просто вводит в заблуждение налоговый орган. За данное правонарушение на должностное лицо общества налагается штраф от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Как уже говорилось выше, при упрощенном банкротстве существуют сроки подачи заявления в арбитражный суд. Если лица, ответственные за указанную обязанность, не исполнят ее вовремя, то они будут нести субсидиарную ответственность перед всеми кредиторами общества (п. 2 ст. 226 закона 127-ФЗ).

Итак, упрощенное банкротство осуществляется в более короткие сроки, чем обычный процесс. Бесспорно, инициировать этот вариант банкротства может только ликвидационная комиссия после обнаружения признаков банкротства. Если ликвидатор не обратится в суд, то будет нести субсидиарную ответственность по долгам общества. К сожалению, законодательное регулирование упрощенной процедуры банкротства ООО достаточно скудно, поэтому в данном процессе большую роль играет сложившаяся судебная практика.


Банкротство для физ лиц стало доступным в России с 2015 года, когда в силу вступила глава 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)». До этого момента закон действовал только в отношении юридических лиц, крестьянско-фермерских хозяйств и ИП.

Однако, хотя на данный момент в стране порядка 660 000 граждан, которые могут смело объявлять себя банкротами, в 2017 году этим правом воспользовалось менее 15 000 человек. Все дело в том, что процедура эта дорогостоящая - помимо пошлины в суд (которая существенно снизилась с 1 января 2017 года - с 6000 до 300 рублей), нужно оплатить работу финансового управляющего. А это официально минимум 25 000 в месяц. На деле - дешевле, чем в 100 000 рублей, банкротство практически никогда не обходится. За меньшую плату финансовые управляющие просто не согласны работать.

Если речь идет о миллионах рублей состоятельного банкрота, то ему таких денег, может, и не жалко ради списания крупных долгов. А если речь идет о должнике, который накопил десятки тысяч задолженностей перед коммунальными службами и просрочил несколько кредитов, при этом у него нет никакого дорогостоящего имущества и стабильного дохода, откуда ему взять такие деньги?

Критика закона привела к тому, что Министерство финансов решило утвердить упрощенный порядок банкротства физического лица. Промежуточные итоги такого решения - в нашей статье.

Что значит упрощенная процедура?

Главная задача поправок к закону, вводящих в силу упрощение процедуры банкротства для физ лиц - снижение затратности данной процедуры. Предполагается, что можно будет обойтись вообще без услуг финансовых управляющих, что автоматом снизит стоимость процедуры до нескольких десятков тысяч рублей максимум.

Данное нововведение облегчит жизнь ИП и простых граждан, у которых накопились большие долги перед разными структурами.

Условия применения правок, которые планируется ввести как параграф 5 главы 10 закона, следующие:

    Воспользоваться смогут граждане с максимальной суммой долгов не более 700 000 рублей.

    Доход банкрота за последние 6 месяцев должен быть не более 50 000 рублей в месяц.

    За последние полгода должно накопиться не боле 25 % от общей суммы задолженности (которая может составлять от 500 000 до 700 000 рублей).

    Общее количество просроченных кредитов - не более 10.

    В течение года за гражданином не должно числиться сделок с имуществом на сумму свыше 2 миллионов рублей (безвозмездных сделок - на сумму свыше 200 000 рублей).

    Проходить процедуру упрощенного банкротства можно не чаще, чем раз в 10 лет, причем с момента последней реструктуризации долгов должно пройти не менее 5 лет.

    Отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления.

Нововведения относятся к процедурам оплаты банкротства - Минэкономразвития предложило исключить из схемы финансовых управляющих в том случае, если у должника нет денег на оплату их работы.

Какие бывают виды

В настоящее время в упрощенном порядке можно осуществить только банкротство отсутствующего должника. Об этом говорится в главе 11 закона. Если гражданин отсутствует и его местоположение невозможно обнаружить, то в отношении него можно подать заявление о начале процедуры банкротства независимо от того, какая сумма задолженности за ним скопилась. Однако, если у гражданина обнаружится имущество, реализация которого позволит покрыть судебные издержки, то упрощенная процедура прерывается, и ей на смену вводится стандартная процедура.

Другие упрощенные процедуры банкротства действуют в отношении юридических лиц в разных случаях, подробно рассмотренных этим же законом. Но в отношении физических лиц о видах упрощенной процедуры банкротства пока говорить рано - законопроект на момент написания статьи только рассматривается в Госдуме.

Кто может воспользоваться

Выше мы перечислили основные условия, при которых граждане могут пройти банкротство по упрощенной процедуре. Это сумма долгов не выше 700 000 (в первоначальной редакции законопроекта она составляла 900 000 рублей), зарплата не более 50 000 рублей в месяц на протяжение последних 6 месяцев.

Кто заявитель - с этим все понятно, поскольку основную выгоду из «упрощенки» могут извлечь именно граждане, то именно они и будут подавать документы на признание банкротства по данной схеме.

Процесс упрощенного банкротства

Как и в случае с обычным банкротством, гражданину необходимо подать заявление в суд, приложив к нему пакет необходимых документов.

С 2018 года принимать заявления на банкротство начали в МФЦ (пока нововведение действует всего в нескольких субъектах страны). Сотрудники МФЦ должны не только принять заявление, но и помочь в сборе всех необходимых бумаг, а также их правильном оформлении. После того, как весь пакет будет собран, его передадут в арбитражный суд по месту регистрации должника.

Банкротство через МФЦ существенно упростит процедуру на первоначальном этапе и разгрузит арбитражные суды, как считают эксперты. В первом квартале 2019 года эффективность работы МФЦ в данном направлении будет проанализирована, после чего практику либо свернут, либо распространят на все субъекты РФ.

Впрочем, уже сейчас некоторые юристы считают, что МФЦ - это ненужное звено, которое только вносит путаницу. Ведь далеко не все бумаги можно собрать с его помощью (опись имущества, списки кредиторов, бумаги о размере задолженности, документы о правах на имущество, сведения о сделках с недвижимостью, авто и т.п. на крупные суммы, совершавшиеся за последние 3 года, информацию о доходах гражданина за последние 3 года и т.п.). Сотрудники центров только смогут проинформировать граждан относительно того, чего не хватает в пакете документов - к примеру, брачного контракта или сведений о вкладах и счетах, свидетельства о разводе и разделе имущества и т.п.

Будут ли реализовываться упрощенные процедуры применяемые в деле о банкротстве через МФЦ, покажет время.

Стоимость процедуры

При обращении в суд по стандартной схеме нужно внести на депозит суда 25300 рублей сразу - из них 300 рублей составляет госпошлина (что стало существенным прорывом - до этого размеры пошлины были в 20 раз больше), остальное - оплата за работу финансового управляющего. И, если его работа растянется больше чем на месяц, ему придется заплатить такую сумму еще не раз.

На прочие судебные расходы может уйти до 5000 рублей (заверение копий, составление бумаг и т.п.).

Если будет введено упрощенное банкротство физических лиц, то из стоимости банкротства автоматически выпадет вознаграждение финансовому управляющему. А значит, стоимость банкротства по упрощенной схеме составит порядка 20000 рублей. Собственно, для этого и вводится данная форма - чтобы снизить финансовое бремя на тех банкротов, у которых действительно нет за душой ни одной лишней копейки.

Преимущества

    Могут воспользоваться те граждане, доходы которых невелики или даже равны нулю (оплатить небольшую сумму судебных издержке можно за счет сбережений).

    Суд принимает решения оперативно, поскольку ему не нужно рассматривать ходатайства финансового управляющего.

    Процедура признания банкротства упрощается и ускоряется по сравнению со стандартной, поскольку применяются другие механизмы (к примеру, нет собрания кредиторов и т.п.).

    Нет финансового управляющего, который оказывает давление на банкрота и вмешивается во все его дела.

Упрощенная процедура будет выглядеть следующим образом: должник подает в суд заявление, приложив нему все документы. В случае начала процедуры должник подает объявление в информационный источник, после чего сам продает все подлежащее реализации имущество (за исключением указанного в законе) и расплачивается с должниками.

Упрощенное банкротство физических лиц не предусматривает возможность реструктуризации долгов должника.

Недостатки

    Невозможность воспользоваться процедурой тем, чьи долги превысили 700 000 рублей, а доход выше 50 000 рублей в месяц.

    Кредитор может не согласиться с тем, что применяется упрощенная процедура банкротства, и инициировать процедуру по полным правилам. В таком случае гражданин теряет право выбрать финансового управляющего самостоятельно.

    Должник, претендующий на несостоятельность, должен сам заниматься реализацией имущества, что требует немало сил и свободного времени.

Но главный минус заключается в том, что процедура пока не «обкатана» - нет прецедентов, нет судебной практики, непонятно, кто будет контролировать действия должника, особенно в плане реализации имущества.

Упрощенная схема банкротства в 2019 году

Законопроект, призванный упростить процедуру банкротства, разрабатывало Минэкономразвития в сотрудничестве с Российским Союзом саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Точнее, они подготовили две редакции закона, из которых потом была составлена общая версия. Ее и передали на рассмотрение в Госдуму. Предполагалось, что по упрощенная система банкротства заработает уже с 1 января 2018 года. Однако, этого не произошло.

Когда вступит в силу закон? На этот вопрос ответить никто не возьмется, поскольку неизвестно, когда удастся согласовать такую версию законопроекта, которая устроила бы все стороны, и сколько раз Кабмин будет отправлять его на доработку.

Увы, упрощенная схема банкротства в 2019 году действует, по-прежнему, только для компаний и предприятий - разорившихся юридических лиц. Наш портал будет следить за судьбой законопроекта и сообщать читателям самые свежее новости о нем.

Судебная практика

Банкротство физических лиц стало реальным с 2015 года. Но бума заявлений от граждан не последовало. А все потому, что процедура стоит слишком дорого для рядового банкрота.

На конец сентября 2016 года число должников, которые не выплачивали долги в размере более 500 000 рублей свыше трех месяцев, было более 600 000 человек. Каждый из них мог подать на банкротство. Однако, с 1 октября 2015 года, когда в силу вступил закон о банкротстве физлиц, по 31 октября 2016 года было подано всего 35 178 соответствующих заявлений. А признаны банкротами за тот же период были всего 1003 человека. К лету 2017 года число официальных банкротов-физических лиц в России увеличилось до 24 400 человек. Но потенциальными банкротами так и остается почти шестьсот тысяч.

Свежие новости, которые поступают об упрощении процедуры банкротства, пока неутешительны. В ближайшем будущем ждать его введения не приходится, если только не вмешается кто-то из высшего эшелона власти с соответствующим поручением Кабинету министров, что подстегнуло бы процесс.

Но даже если бы стало известно, что упрощенная процедура банкротства для физических лиц заработает в середине или конце 2018 года, или, например, с 1 января 2019 года, стоит ли ждать этого момента, или все же пройти стандартную процедуру? Юристы отвечают, что тем, кому есть что терять, лучше пойти по наработанному пути - найти грамотного и нежадного финансового управляющего, продать имущество, расплатиться с долгами и начать жизнь с чистого листа. Если же денег на судебные издержки, включая оплату работы управляющего, попросту нет, как нет и имущества или постоянного стабильного источника доходов, то остается только ждать, пока на банкротство подаст кто-то из кредиторов или пока «упрощенка» все же вступит в силу.

Так же можете оставить свой в комментариях или задать вопрос или поделится информацией с друзьями в соцсетях.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица характеризуется отсутствием таких стадий, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. О том, как проводится упрощенный процесс и в каких случаях он может быть проведен, расскажем в настоящей статье.

В чем заключается процедура упрощенного банкротства юридического лица

Процедуры банкротства юридического лица регламентируются профильным законом «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. При этом существует общая процедура банкротства, которая состоит из четырех стадий и обычно включает в себя:

  • наблюдение (глава IV ФЗ № 127);
  • финансовое оздоровление (глава V ФЗ № 127);
  • внешнее управление (глава VI ФЗ № 127);
  • конкурсное производство (глава VII ФЗ № 127).

Что касается упрощенной процедуры, то она регулируется отдельно — главой XI ФЗ № 127 — и исключает прохождение организацией таких стадий банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление . То есть, например, принявший согласно статье 230.2 ФЗ № 127 заявление должника или его кредиторов арбитраж, признав его обоснованным, сразу вводит в отношении первого процедуру конкурсного производства, минуя предыдущие стадии, применяемые в общем случае.

Процедура может быть инициирована путем обращения в арбитражный суд:

  • кредиторов в случае невозможности организации в течение 3 месяцев погасить имеющиеся у нее долги;
  • самого должника, которому очевидно, что ввиду недостаточности средств он не может погасить задолженность по заработной плате или налоговым платежам, перед контрагентами и т. д.

Основания для проведения упрощенной процедуры банкротства

Упрощенная процедура банкротства применяется в следующих случаях:

  1. Если должник находится в стадии ликвидации и его имущества не хватает для удовлетворения требований кредиторов (статья 224 ФЗ № 127). При этом следует помнить, что организация может ликвидироваться, согласно статье 61 ГК РФ, как по решению ее учредителей или участников, так и принудительно (по решению суда при нарушении лицензионных требований, осуществлении запрещенной законом деятельности и т. д.).
  2. Если руководитель должника отсутствует либо его место пребывания установить невозможно, а возглавляемая им организация фактически прекратила свою хозяйственную деятельность (статья 227 ФЗ № 217). Начало упрощенной процедуры в отношении такой организации может быть инициировано финансовым управляющим как при возбуждении стандартной процедуры банкротства, так в ходе ее проведения (например, во время наблюдения или санации).
  3. Если речь идет о специальных субъектах, которыми являются специализированные общества и ипотечные агенты. Согласно статье 15.1 закона «О рынке…» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, целью деятельности специализированных обществ является выкуп денежных требований, возникших из кредитных, лизинговых и других сделок, с последующим выпуском облигаций, которые обеспечены приобретенными правами требования. Ипотечные агенты осуществляют аналогичную деятельность в отношении ипотечных сделок и закладных. Деятельность данных субъектов регулируется статьей 8 закона «Об ипотечных…» от 11.11.2003 № 152-ФЗ.

Порядок проведения упрощенной процедуры

Порядок проведения конкурсного производства определен главой VII ФЗ № 127. В частности, статья 124 определяет, что открытие данной стадии означает юридическое признание должника банкротом, т. к. применение каких-либо иных процедур к должнику для его финансового спасения уже не имеет практического смысла. При этом предельный срок конкурсного производства составляет полгода, хотя в исключительных случаях может быть продлен судом еще на полгода.

При применении конкурсного производства в упрощенном банкротстве имеется одна особенность, касающаяся порядка формирования реестра требований кредиторов. При обычной процедуре данный вопрос разрешается на стадии наблюдения, в порядке, предусмотренном статьей 71 ФЗ № 127. Кредиторам с момента опубликования сообщения о банкротстве предоставляется 1 месяц для направления своих претензий к должнику.

Если же применяется упрощенная процедура банкротства и список кредиторов не сформирован, им также предоставляется 1 месяц для направления своих требований должнику или конкурсному управляющему. В частности, именно такой порядок предусмотрен в отношении ипотечных агентов и специализированных обществ статьей 230.2 ФЗ № 127.

Ограничения при упрощенном банкротстве

На организации, в отношении которых применяется упрощенное банкротство, автоматически распространяются обязанности и ограничения, которые определены статьей 126 ФЗ № 127. Так, прекращаются полномочия всех руководящих органов должника, после чего директор организации обязан в течение 3 дней передать всю документацию, штампы, печати и материальные ценности конкурсному управляющему.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 126 ФЗ № 127:

  • сроки исполнения по всем платежам и обязательствам должника считаются наступившими;
  • прекращается начисление штрафов, пеней, неустоек и прочих финансовых санкций в отношении организации;
  • прекращаются принудительные действия по исполнительным документам;
  • снимаются ранее наложенные судом аресты на имущество должника;
  • сделки с имуществом, которые связаны с отчуждением или могут повлечь уменьшение конкурсной массы, могут совершаться только с письменного согласия конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий и его полномочия

При введении конкурсного производства арбитраж, в соответствии со статьей 127 ФЗ № 127, должен назначить конкурсного управляющего (члена СРО). Срок полномочий данного лица ограничивается окончанием конкурсного производства. С момента утверждения кандидатуры управляющему предоставляется 10 дней для опубликования в реестре банкротств сведений о должнике, перечень которых определяется в статье 128 ФЗ № 127.

  • принять от руководства должника имущество, печати, штампы и документацию, а также в течение 3 месяцев осуществить их инвентаризацию;
  • привлечь при необходимости оценщика для оценки стоимости принадлежащего организации имущества;
  • принять меры для обеспечения сохранности имущества организации, а также предпринять действия, направленные на выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц;
  • заявлять возражения и иным образом отстаивать интересы должника в суде при предъявлении к нему требований кредиторами.

Кроме того, пункт 3 статьи 128 ФЗ № 127 наделяет управляющего правами:

  • по управлению имуществом должника;
  • увольнению работников организации;
  • направлению в суд исков о расторжении и признании недействительными сделок, совершенных должником;
  • принятию иных мер для возврата имущества должника.

Имущество и счета должника

Все имущество должника, которое было выявлено конкурсным управляющим, включается, согласно статье 131 ФЗ № 127, в конкурсную массу. Не включаются в нее лишь:

Не знаете свои права?

  • объекты, изъятые из оборота;
  • права, которые тесно взаимосвязаны с должником (например, лицензионные);
  • социально значимые объекты, памятники истории и культуры, которые реализуются путем проведения открытых торгов, согласно требованиям статьи 110 ФЗ № 127.

В силу статьи 133 ФЗ № 127 управляющий имеет право использовать только 1 счет должника. Все иные его счета, обнаруженные конкурсным управляющим, подлежат закрытию. Имеющиеся же на них средства зачисляются на основной счет.

Таким образом, на основной счет должника зачисляются все средства, полученные от реализации имущества, и именно с него производятся выплаты кредиторам. Управляющий периодически (по требованию кредиторов или суда) обязан отчитываться о движении средств по данному счету.

Расчеты с кредиторами

Согласно требованиям статьи 142 ФЗ № 127, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении 2 месяцев с начала конкурсного производства. На основании данных реестра управляющим осуществляется погашение долгов перед кредиторами.

Очередность погашения обозначена в статье 64 ГК РФ, согласно которой долги погашаются в следующей последовательности:

  1. Выплаты за причиненный действиями организации вред здоровью и жизни граждан.
  2. Долги перед работниками организации по заработной плате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
  3. Задолженности по налоговым платежам и взносам в бюджет и внебюджетные фонды.
  4. Долги перед прочими кредиторами.

При этом требования кредиторов, согласно статье 142 ФЗ № 127, удовлетворяются последовательно, т. е. переход к следующей очереди осуществляется только после удовлетворения требований предыдущей. В том случае, если средств на удовлетворение всех кредиторов очереди не хватает, деньги распределяются пропорционально обязательствам перед ними.

Удовлетворенные требования кредиторов считаются погашенными. Также погашенными признаются требования, по которым достигнуто соглашение об отступном или зачете, а также неудовлетворенные требования, на погашение которых имущества должника не хватило.

Отчет управляющего

После завершения всех расчетов с кредиторами управляющий представляет в арбитраж отчет о проделанной работе. К нему прилагаются документы о продаже имущества, реестр требований с указанием тех, которые были удовлетворены, документы о погашении требований и прочие бумаги, перечисленные в статье 147 ФЗ № 127.

Отчет управляющего в силу статьи 149 ФЗ № 127 рассматривается и утверждается судом, после чего выносится определение о прекращении конкурсного производства. Затем арбитраж, согласно пункту 2 статьи 149 ФЗ № 127, в срок от 30 до 60 дней (если определение о прекращении конкурсного производства не обжаловано) направляет определение в налоговую инспекцию, и оно служит основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности обанкротившейся организации. Срок для внесения записи в ЕГРЮЛ составляет 5 дней с момента получения определения арбитража.

После внесения записи в ЕГРЮЛ обанкротившаяся организация считается ликвидированной.

Мировое соглашение

Практикам необходимо помнить, что при упрощенной процедуре банкротства может быть заключено и мировое соглашение. Сторонами его, соответственно, являются руководство должника (конкурсный управляющий) и собрание кредиторов.

Данное соглашение, согласно статье 150 ФЗ № 127, утверждается арбитражем и вступает в силу со дня его утверждения. С этого момента процедура банкротства прекращается, должник может вернуться к нормальной хозяйственной деятельности.

Важно отметить, что мировое соглашение непременно должно исполняться должником. Если условия утвержденного судом документа игнорируются, процедура банкротства возобновляется.

Таким образом, фактически отдельной специальной упрощенной процедуры банкротства не существует. Анализируя положения главы XI ФЗ № 127, можно прийти к выводу о том, что упрощенный порядок признания организации несостоятельной позволяет, минуя наблюдение, санацию и внешнее управление, сразу перейти к завершающей стадии — конкурсному производству. Процедура же протекает по общим правилам, предусмотренным ФЗ № 127, с небольшими поправками в части формирования реестра требований кредиторов.

В 2017 году в России вводится упрощенная процедура признания физического лица финансово несостоятельным. В чем же ее новшества и чем она отличается от старого порядка

  1. Обращение в Арбитражный суд – не позднее 30 дней с момента образования неплатежеспособности. Написание заявления, предоставление подтверждающих бумаг о наличии долгов либо требований об уплате долга. Общая сумма долговых обязательств – от 500’000 рублей. Если на данном этапе обнаружится неуказанное имущество, которое может покрыть хотя бы часть долговых обязательств, либо будут оспорены ранее совершенные сделки по продаже имущества, в принятии заявления о признании банкротом гражданина может быть отказано.
  2. Назначение для проведения мониторинга общей финансовой ситуации, сбор сведений об имеющемся у должника имуществе, изъятие позиций, подлежащих продаже с аукциона. Допускается оставить наличные средства в сумме не более 25’000 рублей, если доказано, что это последние деньги должника.
  3. Имущество, подлежащее продаже, реализуется с торгов, вырученная сумма частично или полностью погашает долговые обязательства.
  4. После того как все долговые обязательства закрыты, выплачивается вознаграждение управляющему – 2% от общей суммы.

Упрощенная процедура с 01 января 2017 года

Для начала законодательно был уменьшен размер государственной пошлины – с 6 тысяч до 300 рублей, то есть в 20 раз меньше. Однако это не уменьшило другие расходы:

  • обязательный минимум на депозитном счете – 25 тыc. рублей;
  • расходы на публикацию сообщения о банкротстве – 10 тыс. рублей;
  • другие судебные издержки – 5 тыс. рублей.

Таким образом, при наличии небольшого долга объявлять себя банкротом не очень выгодно.

Другие этапы упрощенной процедуры банкротства

  1. в Арбитражный суд РФ.
  2. Выбор финансового управляющего либо самостоятельная защита интересов. Данная процедура поможет значительно сэкономить бюджет, максимальные затраты составят до 25 тысяч рублей.
  3. Должник в частном порядке обращается в нотариальную контору для включения решения суда в Реестр сведений о банкротстве, публикация будет сделана в срок до 2 недель.
  4. Через два месяца в ходе судебного заседания суд должен вынести решение о признании гражданина несостоятельным.
Хотя упрощенная процедура банкротства и сэкономит значительную часть и без того скудного бюджета должника, рекомендуется открывать ее при наличии долгов на сумму от 100-300 тысяч рублей, в противном случае появятся значительные расходы.

Новый алгоритм проходит гораздо быстрее классической и занимает не более 90 дней.

Отличия классической и упрощенной процедуры банкротства

  • сумма долга в 1 случае – не менее 500 тыс. рублей, во втором – от 50 тыс. рублей;
  • срок разбирательства – вместо нескольких лет до трех месяцев;
  • в новом виде – может не проводиться мониторинг финансового состояния должника;
  • отсутствие финансового управляющего либо самостоятельное ведение дела – при упрощенном банкротстве;
  • при обычном разбирательстве возможно заключение мирового соглашения, реализация имущества должника с аукциона, реструктуризация задолженности), при упрощенном – только признание финансовой несостоятельности;
  • реализация имущества в новой редакции проводится не с торгов, а любым удобным должнику способом, самостоятельно, за 15 календарных дней.

Минусы упрощенной процедуры признания несостоятельности

  • оптимальна для граждан с невысоким уровнем дохода;
  • не подходит для физических лиц, которые отчудили или продали имущество за 2-3 года до банкротства;
  • если кредитор не согласится с применением упрощенной системы в отношении должника, он может оспорить такое решение в судебном порядке и самостоятельно выбирать управляющего финансами физического лица.

Если сумма задолженности превышает 300000 рублей, при инициировании упрощенной процедуры может потребоваться дополнительная документация :

  • подтверждающая отсутствие сделок по продаже или дарению имущества ближайшим родственникам за последние 1,5 года, при ведении процедуры банкротства данная информация проверяется особо тщательно, если кредиторы заподозрят должника в мошенничестве, они вправе потребовать возврата долга;
  • подтверждение отсутствия возможности платить по кредитным обязательствам в связи с низким уровнем дохода, не покрывающим ежемесячный платеж.
В случае если предоставленная информация окажется недостоверной либо скрытой от правосудия, кредиторы могут потребовать возвращения к проведению стандартной схемы процедуры банкротства.