Как узнать кто обслуживает участок дороги. Яма на дороге: кто отвечает за состояние дорог и возместит ущерб

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

Сегодня в разгаре технологического прогресса XXI века существенной проблемой многих городов России является состояние дорог. Количество автомобилей с каждым годом растет, а значит, растет бюджет на строительство и ремонт дорог за счет транспортного налога. Но состояние дорог не всегда соответствует ожидаемому результату. Кто отвечает за дороги в городе, за их состояние и контроль мы разберем подробнее ниже в статье.

За все дорожные проблемы и долгое отсутствие реконструкции состояния проезжих частей все хором винят департаменты ГИБДД, ЖКХ или административно – техническую инспекцию. Происходит обвинение местных властей в связи с отсутствием знаний, кто именно несет ответственность за проблемы данного рода.

Важно помнить! В соответствии с законодательством ответственность по состоянию и повреждению дорог полностью лежит на должностных лицах специализированных дорожных организаций. Они в свою очередь производят ремонтные работы и реконструкцию определенных участков дорог по договорам разового или долгосрочного характера.

Существует ФЗ «О дорожных фондах» (№ 1759 - 1 от 18. 10. 1991), где прописано, что все владельцы автотранспортного средства обязаны уплачивать транспортный налог. Собранные деньги местными властями направляются на содержание, реконструкцию или строительство новых дорог. Данное положение утверждает, что автовладелец имеет как обязательство по уплате, так и право осуществлять автотранспортную деятельность на соответствующих дорогах.

В 2007 году вступил в силу ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (№ 257 - ФЗ от 08. 11. 2007). Закон предусматривает несение ответственности дорожных служб за произошедшие дорожно – транспортные происшествия в связи с некачественным или несвоевременным ремонтом дорог. Таким образом, все пользователи автомобильными дорогами, уплатившие транспортный налог, имеют полное право на получение компенсации за оказанный вред здоровью, жизни и имуществу. Несоблюдение технических регламентов ответственными, осуществляющими реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт или строительство как раз приводит к возникновению проблемных ситуаций на дорогах.

Максимально допустимые нарушения целостности дорог

Разобравшись в вопросе, кто отвечает за дороги в городе, теперь рассмотрим допустимые нарушения качества и целостности проезжих частей в соответствии с Российским ГОСТ - ом № 50597 – 93:

Максимальная глубина просадок, выбоин и ям не должна превышать 5 см, длина нарушения должна быть не более 15 см, а ширина не должна быть больше 60 см. При несоответствии дорожного покрытия хотя бы по одному нормативу – специальные службы обязаны выставлять дорожные знаки. При наличии повреждения в темное время суток или при условиях недостаточной видимости дорожные службы обязаны оградить яму заграждением в сопровождении с предупредительными сигналами.

В городских условиях срок устранения повреждения на дороге составляет 5 – 10 суток в зависимости от размера. Дороги федерального уровня или скоростные магистрали должны быть отремонтированы в срок не более 5 дней.

Куда может обратиться гражданин при невыполнении требований по ремонту дорог?

При обнаружении нарушения технического регламента по состоянию автотранспортных дорог любой гражданин может обратиться с жалобой в управление по ремонту и содержанию городских дорог Департамента ЖКХ и благоустройства города.

Ниже приведен список примерных ситуаций, в случае которых обращение в управление возможно:

  • При желании узнать начало и сроки проведения ремонта и реконструкции определенных участков дорог;
  • При обнаружении на объекте дороги угрозы или наличия чрезвычайной ситуации;
  • При обнаружении факта состояния проезжей части в ненадлежащем состоянии;
  • При обнаружении выполнения работ дорожной фирмой не по нормативно – установленным правилам (отсутствуют необходимые дорожные знаки, очередная работа производится в ненадлежащих погодных условиях и прочие ситуации);

При обращении в управление ответ официально в письменном виде на установленном бланке учреждения дается в течение 30 дней (должны быть контактные данные обратившегося).

Органы власти, контролирующие техническое состояние дорог

Городская дорожная инспекция. Организация осуществляет контроль над соблюдением:

  • Проведения земельных, дорожных, ремонтных работ и строительства в соответствии с регламентом;
  • Выездных проверок по контролю над подрядчиками.

В инспекцию необходимо обращаться в связи с обнаружением вопросов о недостаточном содержании дорожных покрытий и разметок, покрытия асфальтом, дворовых территорий и внутриквартальных проезжих дорог.

ГИБДД УВД. Инспекция по дорожной безопасности контролирует состояние дорожно – уличной сети. Любой автолюбитель имеет возможность пожаловаться в инспекцию на:

  • Отсутствие дорожных знаков,
  • Наличие ямы на дороге;
  • Неработоспособное состояние светофора;
  • И прочие нарушения.

После поступления жалобы составляется акт нарушения, по необходимости делаются фотографии, и выдается предписание с определенным сроком для устранения проблемы. Далее сотрудником ГИБДД проводится контроль исполнения и в случае несоблюдения сроков организация привлекается к ответственности административного характера с повторным предписанием и новыми установленными сроками. При неэффективном результате, информация о несоблюдении своих обязанностей по исполнению предписания направляется в прокуратуру.

Любой гражданин при нарушении собственных прав по части содержания дорог имеет возможность также обратиться в орган прокуратуры по территориальному месту нахождения. Обращение может быть индивидуального или коллективного характера. Письменное обращение рассматривается прокуратурой в течение 30 дней с даты регистрации. Далее производится обязательная проверка, в результате которой появляется возможность обратиться в суд.

Действия при ДТП в связи с ненадлежащим состоянием дорог

Ниже приведена подробная инструкция к действиям гражданина, попавшего в ДТП по причине плохого состояния дорог:

  • Вызвать сотрудников ГИБДД. До приезда инспекции автомобиль не трогать и не сдвигать с места. Необходимо найти свидетелей и записать их контактные данные с адресом проживания и паспортными данными (свидетелями могут быть пассажиры, в том числе родственники);

  • При составлении протокола инспектором, необходимо перепроверить наличие ям и их размеров, а также отсутствие ограждений и необходимых знаков. При отсутствии данных сведений в протоколе, необходимо потребовать занесения необходимых сведений в присутствии понятых. После заполнения всей документации, необходимо потребовать копию протокола.
  • Необходимо зафиксировать дорожные нарушения с помощью видео и фото съемки с желательным указанием даты съемки и времени.
  • При составлении акта необходимо будет приложить имеющиеся фото и видео доказательства.

Важно помнить! Законодательством РФ нормируется проведение экспертизы на подлинность фото и видео съемки. Не стоит забывать зафиксировать в акте показания и данные свидетелей. Подписывать акт должен пострадавший и все заявленные свидетели.

  • В случае дискомфорта по состоянию здоровья водителя и пассажиров после происшествия, необходимо обратиться в поликлинику для установления факта состояния здоровья на текущий момент в задокументированном виде.
  • Инспекторы ГИБДД должны предоставить пострадавшему данные, в чьей ответственности находится участок дороги (организация будет ответчиков при возникновении судебных разбирательств). Если инспекция отказывается предоставить данные, возможно запросить их через местную прокуратуру.
  • Имеет смысл сделать официальное письменное предложение организации – виновнику возместить вред добровольным урегулированием (указать время на раздумье). Сумма ущерба в таком случае рассчитывается специализированной оценочной компанией.
  • При отсутствии реакции на предложение о добровольном урегулировании проблемы, необходимо написать заявление в суд с приложением всех имеющихся документов.

Важно! Не стоит забывать фиксировать нарушение дорожной компании, т.к. после того, как ГИБДД проинформирует ответственного о нарушении, виновник может постараться быстренько всё «залатать».

Когда виновником является водитель транспортного средства, знают из нас многие. А вот как оформить аварию и получить компенсацию за причинённый вред в случае вины дорожных служб, об этом знают не так много граждан. Наше издание редлагает ознакомиться с подробной инструкцией, которая поможет многим водителям правильно оформить такую аварию.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в этом году наблюдается рост аварий на 15,6%. В целом картина с аварийностью выглядит удручающе, несмотря на все меры применяемые нашим Правительством и органами ГИБДД. Но все же надо признать, некоторые показатели по авариям начали постепенно снижаться. Пугает только одно, это увеличение количества аварий конкретно по вине дорожных служб. Приступив к решению проблем связанных с нарушеним водителями правил дорожного движения, наша власть столкнулась еще с одной серьезной проблемой, контролем за состоянием наших дорог и улиц. Поэтому, каждому водителю на сегодняшнее время необходимо знать, как получить компенсацию за причинённый вред с этих самых дорожных служб.

Согласно действующего законодательства, любой водитель имеет право получить денежную компенсацию за поврежденный автомобиль в результате произошедшего по вине ответственных дорожных организаций, отвечающих за качество и надежность всех дорог в нашей стране.

Провела анализ завершенных уже судебных дел, которые на прямую были связаны с поданными исками за аварию к дорожным службам. К глубокому нашему сожалению данная статистика обращений граждан с исками неутешительная и желает оставаться лучше. Несмотря на большое количество произошедших аварий по вине плохих и некачественных дорог в нашей стране, только 3 процента всех граждан попавших в аварию по вине дорожных служб обращаются в судебные органы, для получения материального ущерба и взыскания с дорожных служб соответствующей компенсации.

Получить компенсацию за яму на автодороге


Причин, почему люди предпочитают не обращаться в суд с иском, очень много. Здесь и не знание , и простая человеческая лень, и многое другое. Большинство водителей предпочитают ремонтировать свои автомобили за свой личный счет. Но именно эта самая пассивность многих граждан собственников транспортных средств порождает безответственность всех коммунальных и дорожных служб, которые обязаны содержать дороги в безаварийном состоянии. Если в нашей стране судебные иски к "дорожникам" подавались бы в массовом порядке и постоянно, то дорожные службы наверняка относились бы к дорогам куда ответственней, чем это происходит сейчас.

Естественно, что подавая такое исковое заявление в суд на дорожную организацию по вине которой вы повредили свой автомобиль, она всяческим путем будет стараться и постарается уйти от ответственности. Самая распространённое возражение ответчиков на суде по предъявленным к ним искам, в первую очередь связано со сделанным ими заявлением,- что водитель на дороге превысил установленную разрешенную скорость движения и в результате этого попал в аварию. Будьте готовы к такому ответу ответчика и предусмотрите все заранее. Для этого, необходимо собрать как можно больше доказательств, которые будут подтверждать вашу невиновность, что причиной

Если вы думаете и считаете, что выиграть дело в суде очень тяжело, для этого мол необходим дорогой адвокат (юрист), то это совсем не так. По статистике данной базы судебных дел в сфере ДТП, 95 процентов таких исковых заявлений к дорожным службам были удовлетворены и, в большинстве таких случаев, граждане, которые выиграли у дорожных служб судебные дела по искам, не пользовались ни какими услугами юристов или адвокатов.

Вам не нужно обладать глубокими познаниями, чтобы взыскать свой ущерб с дорожных служб. Необходимо просто выполнять определенные правила и собрать как можно больше доказательств, которые и будут подтверждать истинную причину произошедшей аварии, чем являлась плохая дорога.

Как это можно сделать правильно и что необходимо предпринять в случае произошедшего ДТП из-за плохой дороги, мы предлагаем узнать вам из нашей довольно простой инструкции. Надо помнить, если вы сделаете все правильно, т.е. оформити все нужные документы как того требует действующее законодательство, то у вас появится почти 100% шанс получить компенсацию за причинённый вред.

Ваши действия, если машина попала в яму и получила какие-то повреждения

1. Вызовите сотрудников ГИБДД на место происшествия по телефону: 112.

2. До приезда инспекторов ДПС не передвигайте с места аварии свой автомобиль.

3. Найдите двух свидетелей происшествия, запишите их контактные данные и адрес проживания.

4. Зафиксируйте с помощью фото и видео-фиксации (к примеру, мобильным телефоном) дорожную яму или ухаб . Если вы этого не сделаете, то наверняка такая яма или ухаб будут заделаны дорожной службой еще до начала судебного процесса и вам будет тяжело потом доказать, что причиной повреждения автомобиля стала именно яма или ухаб на дороге.

5. Дождитесь сотрудника ДПС и внимательно проследите за составлением ими протокола . Добивайтесь от инспектора ГИБДД, чтобы в протокол были внесены все подробности этого происшествия.

6. Получите у сотрудника ДПС копию составленного протокола .

Протокол о ДТП. Что должно быть в нем отмечено?


1. Отсутствие возле ямы или вокруг нее дорожных знаков и соответствующего ограждения .

2. В протоколе обязательно должны быть указаны свидетели и понятые .

3. Если Вы сняли на фотоаппарат или видео повреждение дороги (яму) , то инспектор ДПС обязан это зафиксировать и отметить в протоколе.

Как взыскать ущерб с дорожных служб?

1. Получите в органах ГИБДД акт о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и справку о ДТП , по форме номер 154. В этой справке сотрудники Госавтоинспекции указывают данные всех участников ДТП, наименование страховых компаний участников ДТП, номера страховых полисов и описание повреждений транспортного средства.

2. Узнайте в ГИБДД, какая организация отвечает за состояние дорог данного участка , на каком участке и где, автомобиль попал в яму или в аварию по вине этих дорожных служб.

3. Узнайте телефон компании, которая проводит оценку повреждений у автомобилей . Позвоните туда и договоритесь о месте и о времени проведения экспертизы, для оценки причиненного ущерба.

4. Уведомите виновника аварии о времени и о месте проведения экспертизы . Для этого необходимо отправить по почте заказное письмо с уведомлением и с описанием всех вложений, т.е. сделать информационное сообщение виновнику аварии в свободной форме. Сохраните квитанцию об оплате почтовых услуг. После получения заказного письма ответчиком к вам придет уведомление, о получении и вручение этого письма. Его тоже необходимо сохранить.

5. Проведите оценку повреждений в назначенное вам время .

6. Подайте исковое заявление в районный суд по месту юридического адреса виновника аварии .

Какая яма на дороге не соответствует государственному стандарту (ГОСТу)?

Состояние дорог и улиц населенных пунктов регулируются различными федеральными законами а также подзаконными актами. Все дороги должны соответствовать установленному ГОСТу. В настоящий момент в нашей стране применяется ГОСТ 50597-93, который трактуется следующим образом, -что размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину и 60 см в ширину. Это самый важный момент, - яма на дороге не должна быть глубже 5 сантиметров.

Данный государственный стандарт состояния дорог разработан в результате проведенных испытаний, которые показали, что, если яма на дороге имеет больший размер, чем установлено ГОСТом , то в этом случаев легковое транспортное средство обязательно или почти наверняка получит повреждение. Поэтому, если вы не дай бог попали в яму и автомобиль при этом получил повреждения, то, скорее всего данная яма на дороге не отвечает установленному ГОСТу. Убедитесь лично в этом сами, замерив размеры такой ямы на дороге.

Кто отвечает за дороги Подмосковья February 9th, 2015

Меня часто спрашивают, куда обращаться по проблемам на дорогах Москвы и области. Про работу с «дорожными жалобами» в столице уже рассказал (), теперь очередь Подмосковья.

Всего в Подмосковье около 39300 км дорог, это в 8 раз больше, чем в Москве. Правда, далеко не все дороги принадлежат области. Дело в том, что почти все дороги в стране имеют 3 уровня подчинения , федеральный, региональный и муниципальный. Из 39300 км дорог в Московской области 2100 км федеральные , около 14800 км - областные , остальные 22400 км - муниципальные .

Каждый из уровней власти имеет одну или несколько организаций, которые дороги «держат на балансе», их обслуживают и ими распоряжаются. «Обслуживают» - значит, отвечают за уборку и ремонт, нанесение разметки, настройку и ремонт светофоров и освещения, установку и обновление знаков... и конечо, за наем подрядчиков на выполнение всех этих работ. «Распоряжаются» - значит, принимают решения по реконструкции, присоединению других дорог и новых объектов недвижимости. Запомним эти 2 понятия и пойдем дальше.

Федеральными дорогами в Подмосковье распоряжаются 2 ведомства: «Росавтодор» и «Автодор». Названия похожие, потому их очень часто путают.

Карта федеральных дорог Московской области (красным), кликабельна


Росавтодор - федеральное дорожное агентство при Министерстве транспорта России. В его ведении три балансодержателя, осуществляющие обслуживание дорог Подмосковья и оперативное управление ими:
- ФКУ Упрдор «Россия» отвечает за Ленинградское шоссе (М-10 «Россия», Москва - Санкт-Петербург) от 29 км до границ области и далее.
- ФКУ Упрдор «Москва - Нижний Новгород» отвечает за Горьковское шоссе (М-7 «Волга», Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа) от МКАД до границ области и далее.
- ФКУ «Центравтомагистраль» , оно же Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" - самый крупный из федеральных балансодержателей . За ним такие шоссе как Симферопольское (М-2 «Крым»), Новорязанское (М-5 «Урал»), Ярославское (М-8 «Холмогоры»), Новорижское (М-9 «Балтия»), Щелковское (А-103 «Москва-Черноголовка»), Дмитровское (А-104 «Москва-Дмитров-Дубна»), Ильинское, малая бетонка (А-107), большая бетонка (А-108), подъездная дорога к аэропорту Домодедово, М-6 (Р-22) «Каспий» и так далее.

Карта дорог ФКУ «Центравтомагистраль» (красным)

Что касается Автодора, это государственная компания . Ей переданы для реконструкции и последующей платной эксплуатации несколько существующих трасс - Минское шоссе (М-1 «Беларусь»), Киевское шоссе (М-3 «Украина») от границ Новой Москвы, Новое Каширское шоссе (трасса М-4 «Дон»). Ей же передают и строящиеся платные трассы - ЦКАД и М-11 «Москва - Санкт-Петербург».

Региональные дороги Московской области имеют протяженность 14800 км. Среди прочего, области принадлежат Носовихинское, Егорьевское, Рязанское, Малинское, Володарское, Каширское, Варшавское, Можайское, Волоколамское, Пятницкое, Рогачевское, Староярославское шоссе. (Все эти названия «народные», настоящие громоздки и сложны).

Карта региональных дорог Московской области (кликабельна)

Распоряжается всеми этими дорогами Главное управление дорожного хозяйства Московской области (ГУДХ МО) , а обслуживает их подведомственное ГБУ «Мосавтодор» . Кстати, 14600 км «областных» дорог - это примерно в 3 раза больше, чем всего дорог в Москве, а денег на их содержание у области меньше. Тем не менее, с недавних пор Подмосковье область реализует программу приведения дорог в порядок: например, в 2014 г. были отремонтированы 1512 км, заасфальтированы 84 км грунтовых дорог из 400 км.

Нужно отметить еще одну важную функцию ГУДХ Московской области: управление не только распоряжается областными дорогами, но и координирует взаимодействие всех остальных владельцев дорог. Однако ГУДХ в этой функции скорее исполнительный орган, над ним есть еще один орган управления - Министерство транспорта Московской области , который отвечает вообще за все, что происходит в дорожно-транспортной сфере Подмосковья.

Основные местные дороги в Московской области длиной 22400 км видны на карте дорог областных. Впрочем, их полной карты не существует, так как они распределены по сотням балансодержателей, среди которых и 70 областных муниципалитетов, и множество поселений в составе муниципалитетов. А с учетом частных и производственных проездов в Московской области около 300 хозяев-"балансодержателей" дорог!

Некоторые дороги в Московской области состоят на балансе Москвы . Скажем, участок Ленинградского шоссе (М-10) в Химках от МКАД до Старошереметьевского шоссе, участок Киевского шоссе (М-3) на территории Апрелевки. Хватает в области дорог также частных и бесхозяйных.

Какова роль ГИБДД во всем этом? Вопреки распространенному мнению, Госавтоинспекция сама не принимает решений ни по организации движения, ни по режиму работы светофоров. Более того, она не имеет даже официальных полномочий по согласованию проектов организации движения. Все это федеральный закон «О безопасности дорожного движения» отдал в ведение балансодержателей и владельцев дорог, оставив в ведении ГИБДД лишь дорожный надзор и контроль, проезд особо охраняемых лиц, ведение статистики ДТП и их оформление и т.п. Но поскольку ГИБДД по-прежнему отвечает за безопасность, имеет право выписывать предписания и штрафовать исполнительные власти за их невыполнение, все владельцы дорог стараются организацию движения неформально согласовывать и с Госавтоинспекцией. Туда же можно жаловаться, если сам балансодержатель не реагирует на обращение.

Откуда берутся бесхозяйные дороги, светофоры и знаки? Эта проблема есть и в Москве, и в области. Светофоры обычно становятся бесхозными так: заключается контракт на строительство, подрядчик строит, затем что-то идет не так (заказчик не расплатился, подрядчик обанкротился и т.д.) и светофор физически стоит, а юридически никому не принадлежат. Что до дорог, бывает всякое. Самая известная ничья дорога - «раздолбайка» между дорогой Велино-Сельвачево и подъездной дорогой к аэропорту Домодедово. Эту дорогу построили в 60-х годах для военных нужд, затем забросили и так никому на баланс не поставили. В 2000-е землю под этой дорогой выкупили владельцы аэропорта Домодедово, и что теперь с ней будет, неясно. А ведь это истинная дорога жизни для тысяч людей.

Кому принадлежат светофоры на перекрестках дорог разных балансодержателей? И тут бывает всякое. Например, светофор на перекрестке федерального Ильинского и областного Волоколамского шоссе - федеральный, на балансе ФКУ «Центравтомагистраль». А светофор на перекрестке федеральной же «малой бетонки» и областной же Каширки - областной! На Щелковском шоссе есть и федеральные, и областные, и даже местные светофоры. То же и на М-5 Урал. Неудивительно, что никакую «зеленую волну» в таких условиях организовать нельзя: если светофор чужой, регулировать его нельзя, можно только попробовать договориться.

Думаете, в Москве система принятия решений по дорогам проще? Как бы не так! К обслуживанию и распоряжению столичными дорогам имеют отношение целый сонм госучреждений: 4 департамента, 11 префектур, ГИБДД и еще парочка ГБУ. Но об этом отдельно. А пока напишите, что бы еще вы хотели знать о дорогах Московской области?