Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации. — Сообщество криминалистов и экспертов. Особенности расследования преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование отношений в области компьютерной информации. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Расследование преступления. Фабула и предварительный план расследования.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2004

    Виды преступлений в сфере компьютерной информации, их криминалистические особенности, суть конфиденциальности. Типичные орудия подготовки, совершения и сокрытия преступлений, организация расследования, назначение компьютерно-технической экспертизы.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Преступления в сфере компьютерной информации. Основные понятия и классификация компьютерных преступлений, методы их предупреждение. Методика раскрытия и расследования компьютерных преступлений. Статьи российского законодательства, примеры уголовных дел.

    презентация , добавлен 26.05.2012

    История компьютерной преступности. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Пробелы уголовно-правового регулирования неправомерного доступа к компьютерной информации. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Понятие компьютерной информации, развитие информационных отношений, последствия информатизации общества. Сущность и общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Способы защиты компьютерной информации от преступных посягательств.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Понятие и тенденции преступлений в сфере компьютерной информации. Объективная и субъективная сторона неправомерного доступа к компьютерной информации. Анализ состояния уголовно-правовой борьбы с данным видом преступлений, пути ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2013

    Криминалистическая характеристика преступлений в сфере предпринимательства. Анализ преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Методика и тактика расследования преступлений в сфере предпринимательской деятельности (следственные ситуации).

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

Научный руководитель – Кряжев Владимир Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

Профилактика, расследование и предотвращение преступлений в сфере компьютерной информации осуществляется с применением правовых, программно-технических и организационно-технических норм. Правовое поле регулирует нормы, которыми устанавливается ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. С использованием данных норм защищаются авторские права программистов (разработчиков, распространителей и владельцев программного обеспечения).

Распространение компьютерной информации ограничивается рамками законов в сфере международного права. При помощи правовых инструментов контролируется деятельность разработчиков как распространителей компьютерной информации. Организационно-технические нормы позволяют организовать охрану вычислительных центров, куда стекается и откуда распространяется компьютерная информация.

Несмотря на грамотную кадровую политику центров обработки компьютерной информации, существуют как внутренние риски совершения преступлений в сфере компьютерной информации нанятым персоналом, так и риски вирусных атак с кражей данных и порчей хранящейся на вычислительных серверах информации.

Защита систем, где хранится и обрабатывается компьютерная информации, подразумевает наличие системы контроля доступа. Профилактика от распространения вирусов минимизирует риски совершения преступлений в сфере компьютерной информации, однако полностью не исключает этого.

В рамках политики по защите компьютерных данных программисты и владельцы центров обработки информации используют разные инструменты, в частности, резервное копирование данных, программы для защиты от кражи данных, охранные сигнализации и кодовые системы доступа к управлению вычислительным оборудованием. В настоящее время на уровне государства принята программа по развитию специальной службы, цель ее функционирования – профилактика преступлений в сфере компьютерной информации и расследование уже совершенных преступлений.

В настоящее время борьба с компьютерной преступностью в России ведется под воздействием факторов, которые снижают как эффективность профилактических мер, так и расследование преступлений в сфере компьютерной безопасности. По мнению исследователя Щеголаева Н.А., такими факторами являются: отсутствие совершенной правовой системы, которая бы отвечала интересам граждан в сфере защиты компьютерной информации, отсутствие организационно-технического обеспечения, которое бы отвечало интересам власти и его граждан в сфере защиты компьютерной информации.

В настоящее время на борьбу с компьютерной преступностью выделяется небольшой объем финансирования, что не позволяет осуществлять полноценную профилактику преступлений и внедрять эффективные методики расследования совершенных преступлений. Техническая, организационная и правовая база требует не только постоянных финансовых вливаний, но и их увеличения в сфере активизации преступных элементов, действия которых направлены на кражу, перехват и распространение компьютерной информации, которая противоречит правовым нормам России и международного права.

Последствия совершения компьютерных преступлений в сфере компьютерной информации в достаточной мере не осознаются федеральными и региональными властями, институтами правовой защиты гражданского населения.

Правоохранительные органы не располагают достаточной информационно-технической и программной базой для расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности. Все структуры правоохранительных органов действуют по-разному, при обнаружении факта совершения преступления.

Отсутствие четкого алгоритма взаимодействия подразделений полиции и других структур ведет к тому, что большая часть преступлений остается нераскрытой, оперативники не могут получить достаточно данных для того, чтобы квалифицировать преступление, опираясь на его признаки. Кроме того, кадровый состав суда, прокуратуры и полиции не имеет достаточного уровня подготовки для профилактики таких преступлений и их эффективного расследования.

В России действует единая система учета совершенных преступлений, однако она морально устарела, не отвечает специфике совершения преступлений в сфере компьютерной информации. Средства и технологии информации в настоящее время недостаточно защищены от действий преступных элементов. Порою пренебрежительность и незнание владельцев компьютерной информации ведет к привлечению внимания к ним преступных элементов.

На мировом уровне уже приняты совершенные законы и внедрены единые системы безопасности, которые позволяют проводить специалистам работу по профилактике преступлений в сфере компьютерной информации, эффективно расследовать преступления и отслеживать преступные действия не только для защиты государственных, но и гражданских интересов. С целью повышения эффективности профилактики преступлений в сфере компьютерной информации, расследования преступлений и защиты интересов граждан предлагается применить несколько необходимых мер. Во-первых, разработать и внедрить проект, который бы предусматривал постоянное функционирование и отслеживание потоков компьютерной информации.

Такая система могла бы выявлять при помощи алгоритмов попытки совершения преступлений, а также устанавливать слежение за активными элементами, которые ведут подозрительную деятельность. Эта система могла бы использоваться и для профилактики преступлений.

Правоохранительная система и судебная система могут взаимодействовать более эффективно, если будут разработаны единые регламенты взаимодействия между структурами. Кроме того, требуется обеспечить подразделения и спецслужбы необходимой программно-технической базой.

В связи с активизацией преступных элементов за рубежом требуется разработать и внедрить стандарты, которые бы стали регулировать порядок взаимодействия российских правоохранительных органов и органов других стран. В связи с тем, что обеспечение компьютерной безопасности возложено не только на специальные подразделения и полицию, но и на владельцев, носителей и хранителей компьютерной информации, необходимо наладить взаимодействие между социальными фондами, банками, владельцами серверов и оборудование путем регламентирования норм взаимодействия. Координированные действия заинтересованных в обеспечении компьютерной безопасности структур позволили бы проводить профилактику преступлений, отслеживать действия подозрительных лиц и эффективно взаимодействовать при обнаружении признаков совершения преступления.

Кроме того, требуется наделить полномочиями в сфере обеспечения компьютерной безопасности лиц, прошедших квалифицированную подготовку. В настоящее время этой работой занимается до 70% специалистов, которые слабо разбираются в специфике распространения компьютерной информации. Это недопустимо для эффективной работы специальных подразделений в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

На базе государственных учреждений требуется создать специальные факультеты, где могла бы вестись подготовка специалистов в области компьютерной безопасности. Программами обучения необходимо предусмотреть не только качественную теоретическую подготовку, но и практическую подготовку еще до момента поступления на службу. Учитывая специфику и рост преступлений в сфере компьютерной информации, необходимо предусмотреть постоянное функционирование системы переподготовки специалистов в сфере профилактики и расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности.

Это одна из главных задач, которая в настоящее время стоит перед государством, но не выполнена в связи с недостатком финансирования и недостаточной оценкой юридических последствий от совершения таких преступлений.

Обращаясь к правовым нормам в сфере профилактики и расследования преступлений в области компьютерной информации, следует отметить несовершенство правовой системы. Так, в УК содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность за получение неправомерного доступа к информации, за распространение вредоносных программ, за нарушения в сфере правил эксплуатации электронно-вычислительных машин.

Этими статьями ограничивается правовая ответственность лиц за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Согласно УК, преступлением в сфере компьютерной информации является получение неправомерного доступа к электронно-вычислительным машинам и их сетям, эти действия для квалификации преступления должны подразумевать нанесение такого вреда, как порча, блокировка и незаконное копирование информации.

Что касается международной практики в сфере профилактики и расследования компьютерных преступлений, то она сводится к организации симпозиумов и встреч в рамках ООН, которая формирует рекомендации и рекомендует к применению стандарты взаимодействия субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности компьютерной информации.

Таким образом, к настоящему времени не сложилось общемировой и российской практики по взаимодействию правоохранительных структур, которые являются ответственными за обеспечение безопасности компьютерной информации. Единого плана по развитию отрасли защиты пока не принято. С единым планом действий можно было бы оперативно и качественно наладить работу системы по обеспечению компьютерной безопасности.

Сюда следует отнести внеправительственные мероприятия, разделение ответственности между подразделениями позволит усилить контроль за работой специалистов, заинтересованных в обеспечении компьютерной безопасности с позиции экономики, политики и промышленности. Правительству требуется провести встречи с субъектами-носителями и распространителями компьютерной информации для того, чтобы на этой базе подготовить новые проекты законов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Требуется разработка проектов по защите от совершения преступлений в сфере компьютерной информации на уровне промышленности, которая убеждена в том, что реализации поставленной задачи нельзя достичь без специальных промышленных продуктов. Требуется развивать международное сотрудничество и разработать единый регламент взаимодействия правоохранительных структур разных стран. Требуется провести работы по унификации законодательных актов и внедрить их в систему международного права.

Требуется разработать и постоянно совершенствовать стандарты по координации взаимодействия разных государственных органов. А в рамках Интерпола можно осуществить первый проект стандартизации взаимодействия национальных структур в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Материально-техническая база системы правосудия и обеспечения правопорядка устарела и не позволяет эффективно бороться с преступниками в сфере компьютерной безопасности. Таким образом, должна быть принята программа финансирования и модернизации материально-технической базы правоохранительных структур, которые специализируются, как только на преступлениях в сфере компьютерной информации, так и на обеспечении общего правопорядка.

С совершенствованием материально-технической базы можно было бы ввести единую систему учета преступлений в сфере компьютерной информации. Ее анализ мог бы быть использован для разработки профилактических мер в сфере обеспечения компьютерной безопасности. К настоящему времени не разработано единой специфики расследования преступлений в сфере обеспечения компьютерной безопасности, что осложняет ведение оперативно-розыскной деятельности.

Знание специфики совершения таких преступлений могло бы улучшить результаты оперативно-розыскной деятельности. Поэтому требуется получение качественных знаний специалистами, как в рамках профессиональной подготовки, так и в рамках программа переподготовки специалистов соответствующих подразделений.

Основными научными дисциплинами в рамках преподавания программ для специалистов в сфере обеспечения безопасности компьютерной информации могли бы стать психология и кибернетика, информационные технологи и психолингвистика. Реализация данного подхода в данное время является затруднительной, поскольку нет достаточного оснащения и необходимой базы для обучения специалистов.

Учитывая тот факт, что повысить эффективность расследования преступлений в сфере компьютерной информации необходимо срочно, следует на базе подразделений обеспечения правопорядка в самом широком смысле использовать последние достижения в сфере информационных технологий.

Для эффективного расследования таких преступлений необходимо разработать единую тактику и стратегию. К данной работе следует привлекать высококвалифицированных специалистов. При осуществлении агентурной работы следует пересмотреть качественный состав субъектов, с целью установления конфиденциального и эффективного сотрудничества.

В арсенал оперативной техники следует включить современные технические приборы и устройства (компьютеры и программное обеспечение). Для личного состава правоохранительных структур необходимо предусмотреть разработку и принятие программ подготовки. С целью выполнения долгосрочной стратегии следует предусмотреть возможности для организации переподготовки специалистов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Данными программами должна преследоваться не только качественная теоретическая подготовка специалистов, но и практическая работа по освоению современной компьютерной техники и программных средств. Без соблюдения этих требований итоги оперативно-розыскной деятельности по фактам преступлений в сфере компьютерной безопасности останутся неудовлетворительными.

Таким образом, повышению эффективности расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности будет способствовать усовершенствование правовой, технической базы и внедрение программ подготовки специалистов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Информация и информационные правоотношения стали новым предметом преступного посягательства. К преступлениям этой категории УК РФ относит: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272); создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273); нарушение правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети (ст. 274).

Общий объект указанных преступлений - общественные отношения по обеспечению информационной безопасности, а непосредственными объектами преступного посягательства являются: базы и банки данных, отдельные файлы конкретных компьютерных систем и сетей, а также компьютерные технологии и программные средства, включая те, которые обеспечивают защиту компьютерной информации от неправомерного доступа.

Под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация - это зафиксированные на материальном носителе сведения с реквизитами, позволяющими их идентифицировать. Компьютерная информация является документированной, но хранящейся в ЭВМ или управляющей ею в соответствии с программой и (или) предписаниями пользователя.

К машинным носителям компьютерной информации относят устройства памяти ЭВМ, ее периферийные устройства, компьютерные средства связи, сетевые устройства и сети электросвязи.

Статья 272 УК РФ устанавливает ответственность, если неправомерный доступ к компьютерной информации привел к таким негативным последствиям, как уничтожение, блокирование, модификация, копирование информации либо нарушение работы ЭВМ, их системы или сети.

Уничтожение информации - это такое изменение ее состояния, которое лишает ее первоначального качества, вследствие чего она перестает отвечать своему прямому назначению. Под блокированием понимается временная или постоянная невозможность доступа к информации со стороны законного пользователя, а под модификацией - ее видоизменение с появлением новых, нежелательных свойств. Копирование - это воспроизведение точного или относительно точного аналога оригинала; а нарушение работы ЭВМ, их системы или сети - замедление, зацикливание, прекращение действия программы, нарушение порядка выполнения команд, отказ в выдаче информации, отключение элементов компьютерной системы, другие нештатные ситуации.

При этом системой считается взаимосвязанная совокупность ЭВМ с их единым организационно-техническим обеспечением, а сетью - объединение действующих на определенной территории систем ЭВМ.

При расследовании неправомерного доступа к компьютерной информации следственные задачи решаются в такой очередности:

1) устанавливается: а) факт неправомерного доступа к информации в компьютерной системе или сети, б) место несанкционированного проникновения в эту систему или сеть и в) время совершения преступления;

2) определяется: а) способ несанкционированного доступа и степень надежности средств защиты компьютерной информации, б) лица, совершившие неправомерный доступ, их виновность и мотивы преступления, в) вредные последствия содеянного.

Факт неправомерного доступа к информации

Факт неправомерного доступа к информации первыми, как правило, обнаруживают пользователи компьютерной системы или сети. Такие факты иногда устанавливаются в ходе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, ФСБ , ФСНП. Их можно выявить и в ходе прокурорских проверок, ревизий , судебных экспертиз, следственных действий по уголовным делам.

Признаками несанкционированного доступа или подготовки к нему могут служить: а) появление в компьютере искаженных данных; 6) необновление в течение длительного времени кодов, паролей и других защитных средств компьютерной системы; в) увеличение числа сбоев в работе ЭВМ; г) участившиеся жалобы пользователей компьютерной системы или сети.

Таким фактам могут предшествовать или сопутствовать: 1) осуществление без необходимости сверхурочных работ; 2) немотивированные отказы отдельных сотрудников, обслуживающих компьютерную систему или сеть, от отпуска; 3) приобретение работником для личного пользования дорогостоящего компьютера; 4) чистые дискеты или диски, принесенные на работу сотрудниками компьютерной системы под предлогом копирования программ для компьютерных игр; 5) участившиеся случаи перезаписи отдельных данных без серьезных на то причин; 6) подозрительный интерес некоторых работников к содержанию чужих принтерных распечаток; 7) повторный ввод в компьютер одной и той же информации.

Необходимо выделить также признаки неправомерного доступа, выражающиеся в отступлениях от установленного порядка обработки документов. Имеются в виду: а) нарушения принятых правил оформления документов и изготовления машинограмм; б) лишние документы, подготовленные для обработки на ЭВМ; в) несоответствие информации, содержащейся в первичных документах, данным машинограмм; г) преднамеренные утрата или уничтожение первичных документов и машинных носителей информации, внесение искажений в данные их регистрации. Следует, однако, помнить, что перечисленные признаки могут быть результатом не только злоупотреблений, но и других причин, например случайных ошибок и сбоев компьютерной техники.

Место несанкционированного доступа

Место несанкционированного доступа в компьютерную систему или сеть удается установить с немалыми трудностями, ибо таких мест может быть несколько. На практике чаще обнаруживается место неправомерного доступа к компьютерной информации с целью хищения денежных средств , но и для этого приходится выявлять все места работы компьютеров, имеющих единую телекоммуникационную связь.

Гораздо проще это место устанавливается в случае несанкционированного доступа к единичному компьютеру. Но и тут нужно учитывать, что информация на машинных носителях может храниться в других помещениях, которые тоже подлежат установлению.

Значительно труднее определить место непосредственного применения технических средств удаленного несанкционированного доступа, которые, естественно, не входят в данную компьютерную систему или сеть. К его установлению необходимо привлекать соответствующих специалистов. Подлежат выяснению и места хранения информации на машинных носителях, добытой преступником в результате неправомерного доступа к компьютерной системе или сети.

Время несанкционированного доступа

Время несанкционированного доступа устанавливается с помощью программ общесистемного назначения, которые в работающем компьютере обычно фиксируют текущее время. Это позволяет по соответствующей команде вывести на экран дисплея сведения о точном времени выполнения той или иной операции. Если данная программа работает, то при несанкционированном входе в систему или сеть время работы на компьютере любого пользователя и производства конкретной операции автоматически фиксируются в оперативной памяти. Тогда время несанкционированного доступа можно определить в ходе следственного осмотра компьютера, его распечаток или дискет, производимого с помощью специалиста, чтобы информация, находящаяся в оперативной памяти ЭВМ или на дискете, не была случайно стерта.

Время несанкционированного доступа устанавливается и путем допроса свидетелей из числа сотрудников данной компьютерной системы. Выясняется, когда конкретно каждый из них работал на ЭВМ, если это не было зафиксировано в автоматическом режиме.

Способы преступной деятельности

Способы преступной деятельности в среде компьютерной информации могут быть разделены на две большие группы. Первая группа преступных действий осуществляется без использования компьютерных устройств в качестве инструмента для проникновения извне в информационные системы или воздействия на них. Это могут быть: а) хищение машинных носителей информации в виде блоков и элементов ЭВМ: б) использование визуальных, оптических и акустических средств наблюдения за ЭВМ; в) считывание и расшифровка различных электромагнитных излучений компьютера и обеспечивающих систем; г) фотографирование информации в процессе ее обработки; д) изготовление бумажных дубликатов входных и выходных документов, копирование распечаток; е) использование визуальных, оптических и акустических средств наблюдения за лицами, имеющими отношение к необходимой злоумышленнику информации, подслушивание их разговоров; ж) осмотр и изучение не полностью утилизированных отходов деятельности вычислительных центров; з) вступление в прямой контакт с лицами, имеющими отношение к необходимой злоумышленнику информации и получение от них под разными предлогами нужных сведений и др.

Для таких действий, как правило, характерны достаточно локальная следовая картина, определяющаяся тем, что место совершения преступных действий и дислокация объекта преступного посягательства расположены вблизи друг от друга или совпадают, и традиционны приемы по их исследованию.

Вторая группа преступных действий осуществляется с использованием компьютерных и коммуникационных устройств в качестве инструмента для проникновения в информационные системы или воздействия на них.

Так, несанкционированный доступ реализуется с помощью различных способов: подбором пароля, использованием чужого имени, отысканием и применением пробелов в программе, а также других мер преодоления защиты компьютерной информации. Конкретный способ несанкционированного доступа можно установить путем допроса свидетелей из числа лиц, обслуживающих компьютерную систему, и ее разработчиков. У них необходимо выяснить, как преступник мог проникнуть в защищенную систему, например, узнать идентификационный номер законного пользователя, код, пароль для доступа, получить сведения о других средствах защиты системы или сети ЭВМ.

Способ несанкционированного доступа надежнее установить путем производства судебной информационно-технической экспертизы. Перед экспертом ставится вопрос: «Каким способом был осуществлен несанкционированный доступ в данную компьютерную систему?» Для этого эксперту нужно представить всю проектную документацию на взломанную компьютерную систему, а также данные о ее сертификации. При производстве такой экспертизы не обойтись без использования компьютерного оборудования той же системы, которую взломал преступник, либо специальных технических и программных средств.

В ряде случаев целесообразно производство следственного эксперимента для проверки возможности преодоления средств защиты компьютерной системы одним из предполагаемых способов. Одновременно может быть проверена возможность появления на экране дисплея закрытой информации или ее распечатки вследствие ошибочных, неумышленных действий оператора либо из-за случайного технического сбоя в электронном оборудовании.

Выясняя надежность средств зашиты компьютерной информации, прежде всего следует установить, предусмотрены ли в данной системе или сети ЭВМ меры защиты от несанкционированного доступа, в том числе к определенным файлам. Это выясняется в ходе допросов разработчиков и пользователей системы, а также при изучении проектной документации и инструкций по эксплуатации системы. Изучая инструкции, нужно обращать особое внимание на разделы о мерах защиты информации, порядке допуска пользователей к конкретным данным, разграничении их полномочий, организации контроля за доступом. Важно разобраться в аппаратных, программных, криптографических, организационных и других методах защиты информации, поскольку для обеспечения высокой степени надежности компьютерных систем, обрабатывающих документированную информацию с ограниченным доступом, используется комплекс мер по обеспечению их безопасности от несанкционированного доступа.

Так, законодательством предусмотрена обязательная сертификация средств защиты систем и сетей ЭВМ, а также обязательное лицензирование всех видов деятельности в области проектирования и производства названных средств. Поэтому в ходе расследования необходимо выяснить: 1) есть ли лицензия на производство средств защиты информации от несанкционированного доступа, задействованных в данной компьютерной системе, и 2) соответствуют ли их параметры выданному сертификату. Ответить на последний вопрос может информационно-техническая экспертиза, с помощью которой выясняется: соответствуют ли средства защиты информации от несанкционированного доступа, использованные в данной компьютерной системе, выданному сертификату? Правда, ответственность за выявленные отклонения, позволившие несанкционированный доступ к компьютерной информации, ложится на пользователя системы, а не на разработчика средств ее защиты.

При установлении лиц, совершивших несанкционированный доступ к закрытой компьютерной информации

При установлении лиц, совершивших несанкционированный доступ к закрытой компьютерной информации, следует учитывать, что он является технологически весьма сложным. Осуществить его могут только специалисты, имеющие достаточно высокую квалификацию. Поэтому поиск подозреваемых лучше начинать с технического персонала пострадавших компьютерных систем или сетей. Это в первую очередь их разработчики, а также руководители, операторы, программисты, инженеры связи, специалисты по защите информации и т.д.

Следственная практика свидетельствует, что, чем технически сложнее способ проникновения в компьютерную систему или сеть, тем легче установить подозреваемого, ибо круг специалистов, обладающих соответствующими способностями, весьма ограничен.

Похищенные программы и базы данных могут быть обнаружены в ходе обысков у обвиняемых, а также при оперативно-розыскных мероприятиях. Если незаконно полученная информация - конфиденциальна или имеет категорию государственной тайны , то вред, причиненный ее разглашением, устанавливается представителями Гостехкомиссии РФ.

Факты незаконного изменения, уничтожения, блокирования информации, выведения из строя компьютерного оборудования, закачки в информационную систему заведомо ложных сведений устанавливаются прежде всего самими пользователями компьютерной системы или сети. Надо помнить, что не все эти негативные последствия наступают в результате умышленных действий. Их причиной могут стать случайные сбои в работе компьютерного оборудования, происходящие довольно часто.

При определении размера вреда, причиненного несанкционированным доступом, учитываются не только прямые затраты на ликвидацию негативных последствий, но и упущенная выгода. Такие последствия устанавливаются в ходе следственного осмотра компьютерного оборудования и носителей информации с анализом баз и банков данных, допросов технического персонала, владельцев информационных ресурсов. Вид и размер ущерба обычно определяются посредством комплексной экспертизы, проводимой с участием специалистов в области информатизации, средств вычислительной техники и связи, экономики , финансовой деятельности и товароведения.

На заключительном этапе расследования формируется целостное представление об обстоятельствах, которые облегчили несанкционированный доступ к компьютерной информации. Здесь важно последовательное изучение различных документов, особенно относящихся к защите информации. Весьма значимы материалы ведомственного (служебного) расследования.

К этим обстоятельствам относятся: 1) неэффективность методов защиты компьютерной информации от несанкционированного доступа; 2) совмещение функций разработки и эксплуатации программного обеспечения в рамках одного структурного подразделения; 3) неприменение в технологическом процессе всех имеющихся средств и процедур регистрации операций, действий программ и обслуживающего персонала; 4) нарушение сроков изменения паролей пользователей, а также сроков хранения копий программ и компьютерной информации.

Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ

К вредоносным программам для ЭВМ прежде всего относятся так называемые компьютерные вирусы, т.е. программы, могущие внедряться в другие программы, размножаться и при определенных условиях повреждать компьютерные системы, хранящуюся в них информацию и программное обеспечение. Свое название они получили потому, что многие их свойства аналогичны свойствам природных вирусов. Компьютерный вирус может самовоспроизводиться во всех системах определенного типа. Некоторые из них безопасны, однако большинство приносит существенный вред.

Имеются также иные вредоносные программы, используемые обычно для хищений денежных средств в компьютерных банковских системах и совершения других злоупотреблений в сфере компьютерной информации.

Непосредственный объект данного преступления - это общественные отношения по безопасному использованию ЭВМ, ее программного обеспечения и информационного содержания. Часть 1 ст. 273 УК РФ предусматривает совершение одного из следующих действий: а) создание программы или внесение в нее изменений, заведомо влекущих несанкционированное уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, их системы или сети; б) использование или распространение подобных программ либо машинных носителей с ними. Изменением программы является преобразование алгоритма, описанного в ней на специальном языке, а распространением - расширение сферы ее применения.

Часть 2 этой статьи предусматривает более опасное преступление - любое из вышеуказанных действий, повлекшее тяжкие последствия. Причем возможны две формы вины : умысел по отношению к действиям и неосторожность относительно общественно опасных последствий. Этим преступлениям свойственна высокая латентность, особенно трудно выявлять создателей вредоносных программ.

Основные задачи расследования решаются в такой последовательности: 1) установление факта и способа создания, использования и распространения вредоносной программы для ЭВМ; 2) установление лиц, виновных в названных деяниях, а также вреда, причиненного ими.

Установление факта и способа создания, использования и распространения вредоносной программы для ЭВМ

Установление факта и способа создания, использования и распространения вредоносной программы для ЭВМ. Такая программа обнаруживается, как правило, тогда, когда уже проявились вредные последствия ее действия. Однако она может быть выявлена и в процессе антивирусной проверки, производимой при начале работы на компьютере, особенно если предстоит использование чужих дискет или дисков.

Разработка вредоносных программ для ЭВМ обычно осуществляется одним из двух способов.

1. Вредоносная программа разрабатывается прямо на одном из рабочих мест компьютерной системы, что, как правило, маскируется под правомерную повседневную работу. В силу своих служебных обязанностей разработчик имеет доступ к системе и обрабатываемой в ней информации, в том числе нередко к кодам и паролям. Сокрытие преступного характера своих действий разработчик осуществляет путем удаления компрометирующих данных или их хранения на собственных дискетах.

2. Программа создается вне сферы обслуживания компьютерной системы, для воздействия на которую она ориентирована. Злоумышленнику необходимы сведения о функционирующей в системе информации, способах доступа к ней, методах ее защиты. Для получения этих сведений он устанавливает связи с кем-либо из пользователей системы либо внедряется в нее посредством взлома.

Иногда вредоносная программа создается путем внесения изменений в действующую программу. Например, на Волжском автозаводе оказалось умышленно расстроенной работа трех линий главного сборочного конвейера, управляемого компьютером. Произошло это по вине инженера-программиста Урозбаева, который из низменных побуждений пять месяцев назад ввел в одну из взаимодействующих программ управления накопителем механических узлов заведомо неправильную последовательность команд счета подвесок и подачи шасси на главный конвейер. Тем самым предприятию был причинен крупный материальный ущерб, а кроме того, из-за сверхнормативного простоя главного сборочного конвейера не было собрано около 500 автомобилей «Жигули».

На факт создания вредоносной программы могут косвенно указывать следующие обстоятельства: а) повышенная заинтересованность посторонних лиц алгоритмами функционирования программ, работой системы блокировки и защиты, входной и выходной информацией; б) внезапный интерес к программированию лиц, в круг обязанностей которых оно не входит. Эти обстоятельства выявятся как в ходе оперативно-розыскных мероприятий, так и при производстве следственных действий, в частности допросов пользователей компьютерной системы, в которой обнаружились признаки действия вредоносной программы.

О создании вредоносной программы свидетельствуют факты ее использования и распространения, особенно данные, позволяющие заподозрить конкретное лицо в такой противоправной деятельности. При этом необходимы своевременные и тщательно произведенные обыски в местах работы и жительства подозреваемого, а также там, откуда он мог наладить доступ к компьютерной системе. К обыску целесообразно привлечь специалиста-программиста, который поможет обнаружить все имеющее отношение к созданию вредоносной программы для ЭВМ.

Факты использования и распространения вредоносной программы

Факты использования и распространения вредоносной программы нередко обнаруживаются с помощью антивирусных программ. В ходе расследования такие факты можно установить при осмотре следующих документов: а) журналов учета рабочего времени , доступа к вычислительной технике, ее сбоев и ремонта, регистрации пользователей компьютерной системы или сети, проведения регламентных работ; б) лицензионных соглашений и договоров на пользование программными продуктами и их разработку; в) книг паролей; приказов и других документов, регламентирующих работу учреждения и использование компьютерной информации. Эти документы нередко ведутся в электронной форме, поэтому к ознакомлению с ними необходимо привлекать специалиста. При изучении журналов, книг, соглашений и другой документации следователь может выяснить законность использования того или иного программного обеспечения, систему организации работы учреждения и использования в нем информации, доступа к ней и компьютерной технике, круг лиц, имевших на это право .

Конкретное место нарушения правил эксплуатации ЭВМ можно установить при осмотре автоматизированных рабочих мест пользователей компьютерной системы или сети. Осмотру подлежат все подключенные к ним ЭВМ. Осмотр должен проводиться с участием специалиста, помогающего выяснить дислокацию компьютера, работа на котором привела к вредным последствиям из-за преступного нарушения правил его эксплуатации.

Необходимо различать место нарушения правил и место наступления вредных последствий. Они не всегда совпадают, особенно когда нарушаются правила эксплуатации компьютерных сетей, в которых персональные ЭВМ подчас расположены на значительных расстояниях друг от друга.

При расследовании нарушения правил эксплуатации компьютерной сети очень важно установить, где расположена станция, эксплуатация которой велась с грубыми отступлениями от требований информационной безопасности. В первую очередь следует определить места, где по схеме развертывания сети дислоцированы рабочие станции, имеющие собственные дисководы, так как именно на них имеются потенциальные возможности для преступных нарушений правил эксплуатации компьютерной сети. Это, например, возможность для нарушителя скопировать данные с файлового сервера на свою дискету или использовать дискеты с различными программами, в том числе с компьютерными вирусами.

Такие действия, ставящие под угрозу целостность информации, содержащейся в центральных файловых серверах, на бездисковых рабочих станциях исключены. Рекомендуется производить следственный осмотр учетных данных, в которых могут быть отражены сведения о расположении конкретной рабочей станции, использующей файловый сервер. Кроме того, необходимо допросить в качестве свидетелей администратора сети и специалистов, обслуживающих файловый сервер, в котором произошло уничтожение, блокирование или модификация компьютерной информации.

Подлежат выяснению следующие вопросы: 1) на какой рабочей станции могли быть нарушены правила эксплуатации компьютерной сети, где она расположена; 2) могли ли быть нарушены правила эксплуатации данной локальной вычислительной сети на конкретной рабочей станции.

Если правила нарушены непосредственно на файловом сервере, то места нарушения и наступления вредных последствий совпадают.

Место нарушения правил может установить и информационно-техническая экспертиза, если перед ней поставлен вопрос: на какой конкретно рабочей станции локальной вычислительной сети были нарушены правила ее эксплуатации, что повлекло наступление вредных последствий?

При определении времени нарушения правил эксплуатации ЭВМ необходимо установить и зафиксировать еще и время наступления вредных последствий. Нарушение правил и наступление таких последствий могут произойти одновременно. Так, при отключении электропитания вследствие нарушения установленных правил обеспечения информационной безопасности может быть мгновенно уничтожена введенная в ЭВМ очень важная информация, которую не успели записать на дискету. Это неизбежно происходит в случае отсутствия источников автономного электропитания, автоматически подключающихся при отключении основного.

Возможен и большой временной интервал между моментом нарушения правил и временем наступления вредных последствий. Например, в определенный момент времени злоумышленник в нарушение установленных правил вносит изменения в программу или базу данных, а значительно позже наступают вредные последствия.

Время нарушения правил обычно конкретизируется по учетным данным, которые фиксируются в процессе эксплуатации ЭВМ. К ним относятся сведения о результатах применения средств автоматического контроля компьютерной системы, регистрирующих ее пользователей и моменты подключения к ней абонентов, содержание журналов учета сбойных ситуаций, передачи смен операторами ЭВМ, распечатки выходной информации, где, как правило, фиксируется время ее обработки.

Указанные данные могут быть получены благодаря осмотру места происшествия , выемке и осмотру необходимых документов. Осмотр места происшествия и документов проводится с участием специалиста. Время нарушения правил можно установить также путем допросов свидетелей из числа лиц, участвующих в эксплуатации ЭВМ. Допрашиваемым целесообразно задать следующие вопросы: 1) каким образом в данной компьютерной системе фиксируются факты и время отклонения от установленных правил эксплуатации ЭВМ; 2) когда могло быть нарушено определенное правило эксплуатации ЭВМ, повлекшее вредные последствия.

При необходимости может быть назначена судебная информационно-техническая экспертиза, перед которой для установления времени преступного нарушения правил можно сформулировать следующие вопросы: 1) как технически осуществляется автоматическая фиксация времени обращения пользователей к данной компьютерной системе или сети и всех изменений, происходящих в их информационных массивах; 2) можно ли по представленным машинным носителям информации установить время нарушения определенных правил эксплуатации ЭВМ, если да, то когда нарушение произошло.

Время наступления вредных последствий устанавливается по материалам служебного расследования и результатам осмотра места происшествия, а также путем допроса свидетелей и производства судебных экспертиз.

При осмотре места происшествия могут быть обнаружены машинные носители информации, на которых ранее хранились важные, охраняемые законом данные. Последние вследствие нарушения правил эксплуатации ЭВМ оказались уничтоженными или существенно измененными либо заблокированными. На носителях может быть зафиксировано время наступления таких последствий, которое выясняется при следственном осмотре, с помощью специалиста.

Указанные последствия часто обнаруживаются пользователями компьютерной системы или сети, а также администраторами базы данных. Поэтому при их допросах в качестве свидетелей следует уточнить, когда они впервые обнаружили отсутствие или существенное изменение сведений, находившихся в определенной базе данных.

Время наступления вредных последствий можно установить и в результате производства информационно-технической экспертизы, на разрешение которой ставятся следующие вопросы: 1) как технически осуществляется автоматическая фиксация времени уничтожения или изменения базы данных либо блокирования отдельных файлов; 2) можно ли по стертым или измененным вследствие нарушения правил эксплуатации ЭВМ базам данных установить время наступления вредных последствий и если да, то когда они наступили.

Способ нарушения правил эксплуатации ЭВМ может быть как активным, так и пассивным. Первый выражается в самовольном выполнении непредусмотренных операций при компьютерной обработке информации, а второй - в невыполнении предписанных действий.

Механизм нарушения

Механизм нарушения таких правил связан с технологией обработки информации на ЭВМ. Это, например, неправильное включение и выключение ЭВМ, использование посторонних дискет без предварительной проверки на наличие компьютерного вируса, невыполнение требования об обязательном копировании информации для ее сохранения на случай уничтожения оригинала.

Способ и механизм нарушения правил выясняется путем допросов свидетелей , подозреваемых и обвиняемых, проводимых с участием специалистов, проведения следственного эксперимента , производства судебной информационно-технической экспертизы. При ее назначении может быть поставлен вопрос: «Каков механизм нарушения правил эксплуатации ЭВМ?»

При допросах выясняется последовательность той или иной операции на ЭВМ, которая привела к нарушению правил. В ходе следственного эксперимента проверяется возможность наступления вредных последствий при нарушении определенных правил. Он проводится с использованием копий исследуемой информации и по возможности на той же ЭВМ, при работе на которой правила эксплуатации были нарушены.

Характер ущерба

Характер ущерба, причиненного преступным нарушением правил эксплуатации ЭВМ, может заключаться в уничтожении, блокировании или модификации охраняемой законом информации. Ущерб носит либо чисто экономический характер, либо вредит интересам государства вследствие утечки сведений, составляющих государственную тайну . Разглашение или утрата такой информации может создать серьезную угрозу внешней безопасности Российской Федерации, что влечет еще и уголовную ответственность по ст. 283 и 284 УК РФ. Степень секретности информации определяется в соответствии с Законом «О государственной тайне».

Размер ущерба устанавливается посредством информационно-экономической экспертизы, разрешающей вопрос: «Какова стоимость информации, уничтоженной (или измененной) вследствие нарушения правил эксплуатации ЭВМ?»

При установлении лица, допустившего преступное нарушение правил эксплуатации ЭВМ, следует иметь в виду, что виновным согласно ч. 1 ст. 274 УК может быть лицо, имеющее доступ к ЭВМ, их системе или сети. При этом необходимо различать субъектов, имеющих доступ к ЭВМ, и тех, кто имеет доступ к компьютерной информации, ибо не всякое лицо, допущенное к ЭВМ, имеет доступ к компьютерной информации. К ЭВМ, их системе или сети, как правило, имеют доступ определенные лица в силу выполняемой ими работы, связанной с применением средств компьютерной техники. Среди них и следует устанавливать нарушителей правил.

В отношении каждого из них устанавливается: а) фамилия, имя, отчество; б) занимаемая должность (относится к категории должностных лиц, ответственных за информационную безопасность и надежность работы компьютерного оборудования, либо к категории непосредственно отвечающих за обеспечение выполнения правил эксплуатации данной компьютерной системы или сети); в) образование, специальность, стаж работы по специальности и в данной должности, уровень профессиональной квалификации; г) конкретные обязанности по обеспечению информационной безопасности и нормативные акты , которыми они установлены (положение, приказ, распоряжение, контракт, договор , проектная документация на автоматизированную систему и пр.); д) причастность к разработке, внедрению в опытную и промышленную эксплуатацию данной компьютерной системы или сети; е) наличие и объем доступа к базам и банкам данных; ж) характеристика лица по месту работы; з) наличие домашнего компьютера и оборудования к нему.

Все это устанавливается посредством допросов свидетелей , подозреваемого и обвиняемого, осмотра и изучения эксплуатационных документов на данную компьютерную систему, осмотра компьютера, оборудования к нему, машинных носителей информации и распечаток.

Виновность лица

Виновность лица, совершившего преступное нарушение правил эксплуатации ЭВМ, устанавливается по результатам всех проведенных следственных действий. Соответствующие правила могут быть нарушены как умышленно, так и по неосторожности, в то время как относительно последствий вина может быть только неосторожной. При умышленном нарушении рассматриваемых правил и наличии умысла на наступление вредных последствий должна наступать ответственность за совокупность совершенных преступлений .

Обстоятельства, способствовавшие совершению данного преступления, выявляются путем изучения как общего состояния охраны информационной безопасности в определенной системе или сети, так и факторов, непосредственно обусловивших расследуемое событие. Многие обстоятельства, способствовавшие нарушению правил эксплуатации ЭВМ, устанавливаются по материалам служебного расследования.

Хорошо известно, что одними мерами предупреждения не всегда удается предотвратить преступное посягательство. В связи с этим возникает необходимость заниматься не только вопросами защиты средств компьютерной техники, но и решать вопросы расследования компьютерных преступлений.

При расследовании преступлений с использованием компьютерных технологий, которые совершаются не только в физическом, но и в электронном мире, основой установления истины по уголовному делу является процесс доказывания, который состоит в собирании, проверке и оценке доказательств.

Вещественными доказательствами являются любые предметы, в том числе документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела (ч. 1 ст. 81 УПК РФ). Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним следует отнести носителей информации, полученных компетентными лицами в ходе производства следственных и иных процессуальных действиях. Компьютерную информацию в процессе доказывания следует рассматривать как документ, поскольку она обладает признаками документов:

1. Компьютерная информация исходит от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан, которые обязаны в установленном порядке предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

2. Компьютерную информацию, запечатлённую на магнитном носителе, следует считать доказательством, в том случае если сведения о фактах, изложенных в ней, служат средствами для обнаружения преступления и имеют значение для установления обстоятельств уголовного дела.

3. Компьютерная информация приобретает значение доказательств, когда она отвечает требованиям допустимости.

Доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми, они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.

Компьютерная информация может использоваться в качестве доказательства по уголовному делу вследствие запросов суда, прокурора, следователя, дознавателя или изъятия её во время следственных действий.

Учитывая, что практического опыта следователя, как правило, не достаточно для расследования преступлений в виртуальном мире, то при проведении следственных действий необходимо обратиться к помощи специалиста, который бы обладал специальными знаниями в области кибернетики и информатики с целью получения фактических данных, содержащихся в памяти компьютера и компьютерной документации.

Помощью специалиста следует воспользоваться до возбуждения уголовного дела при осмотре места происшествия, связанного с совершением преступлений в компьютерных сетях, что вызвано необходимостью обнаружения и закрепления следов преступления. После возбуждения уголовного дела, знания специалиста помогут проследить цепь сеансов связи от того компьютера, где найдены следы преступления, до компьютера на котором работал подозреваемый. Для сбора доказательств виновности лица в совершении преступления с использованием глобальных компьютерных сетей, следователю следует провести выемку или обыск, прибегая к помощи специалиста с целью получения документированной информации в виде LOG-файлов в соответствии с требованием ч.4 ст. 32 Федерального закона №15 «О связи» от 16 февраля 1995 года. Но, здесь существует проблема, которая требует законодательного разрешения, поскольку изъятие информации – «виртуальных следов» при обыске или выемке не могут обеспечить их сохранность в том виде, в каком они обнаружены. Возможно, произвести лишь копирование этой информации, в результате чего неминуемо произойдут изменения в файле связанные с датой и временем данной операции, замещаясь временем самого копирования, что влечёт утрату информации о фактической дате и времени копируемого файла. Неурегулированность данного обстоятельства в нормах УПК РФ и других законодательных актах является существенным препятствием признания копируемой информации доказательством по уголовному делу. Не часто, но иногда появляется возможность вместо копирования информации произвести выемку системного блока либо других аппаратных средств компьютерной техники с целью проведения экспертных исследований и получения заключения эксперта, что признаётся доказательством. Но, такая возможность может появиться лишь, в случае если эти действия не послужат причиной материального ущерба в отношении пользователей локальной сети, а также, если преступление совершается на территории России, что относится в полной мере и в отношении серверов и провайдеров. Изъятие технических средств невозможно, когда преступление совершается в глобальных компьютерных сетях, а «виртуальные следы» имеются лишь в сегментах этих сетей за пределами нашего государства.


Принципиальная схема организации взлома защитных механизмов информационных системы достаточно однотипна. Профессиональные компьютерные взломщики обычно работают только после тщательной предварительной подготовки. Они снимают квартиру на подставное лицо, подкупают сотрудников организации, знакомых с деталями электронных платежей и паролями, и работников телефонной станции, чтобы обезопаситься на случай поступления запроса от служб безопасности. Нанимают охрану из бывших сотрудников МВД. Чаще всего взлом компьютерной сети осуществляется рано утром, когда дежурный службы безопасности теряет свою бдительность, а вызов помощи затруднен. Может быть предложена некоторая общая схема расследования преступления, связанного с неправомерным доступом к компьютерной информации.

В ходе расследования основные следственные задачи целесообразно решать в такой последовательности:

· установление факта неправомерного доступа к информации в компьютерной системе или сети;

· установление места несанкционированного проникновения в компьютерную систему или сеть;

· установление времени совершения преступления;

· установление надежности средств защиты компьютерной информации;

· установление способа несанкционированного доступа;

· установление лиц, совершивших неправомерный доступ, их виновности и мотивов преступления;

· установление вредных последствий преступления;

· выявление обстоятельств, способствовавших преступлению.

На признаки несанкционированного доступа или подготовки к нему могут указывать следующие очевидные обстоятельства: появление в компьютере фальшивых данных; не обновление в течение длительного времени в автоматизированной информационной системе кодов, паролей и других защитных средств; частые сбои в процессе работы компьютеров; участившиеся жалобы клиентов компьютерной системы или сети; осуществление сверхурочных работ без видимых на то причин; немотивированные отказы некоторых сотрудников, обслуживающих компьютерные системы или сети, от отпусков; неожиданное приобретение сотрудником домашнего дорогостоящего компьютера; чистые дискеты либо диски, принесенные на работу сотрудниками компьютерной системы под сомнительным предлогом перезаписи программ для компьютерных игр; участившиеся случаи перезаписи отдельных данных без серьезных на то причин; чрезмерный интерес отдельных сотрудников к содержанию чужих распечаток (листингов), выходящих из принтеров и т.д.

Определить место и время непосредственного применения технических средств удаленного несанкционированного доступа, не входящих в данную информационную систему или сеть, на практике бывает достаточно трудно. Для установления этих данных необходимо привлекать специалистов. Способ несанкционированного доступа может быть установлен путем производства информационно-технической судебной экспертизы. Перед экспертом следует поставить вопрос: «Каким способом мог быть совершен несанкционированный доступ в данную компьютерную систему?». Целесообразно представить эксперту всю проектную документацию на исследуемую систему (если таковая имеется), а также имеющиеся данные о ее сертификации.

Несанкционированный доступ к закрытой компьютерной системе или сети является технологически весьма сложным действием. Совершить такую акцию могут только специалисты, имеющие достаточно высокую квалификацию. Поэтому поиск подозреваемых следует начинать с технического персонала пострадавших компьютерных систем или сетей (разработчиков соответствующих систем, их руководителей, операторов, программистов, инженеров связи, специалистов по защите информации и других).

Следственная практика показывает, что чем сложнее в техническом отношении способ проникновения в компьютерную систему или сеть, тем легче выделить подозреваемого, поскольку круг специалистов, обладающих соответствующими способностями, обычно весьма ограничен. При расследовании компьютерных преступлений, связанных с созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ, целесообразно применять следующую последовательность действий:

· установление факта и способа создания вредоносной программы для ЭВМ;

· установление факта использования и распространения вредоносной программы;

· установление лиц, виновных в создании, использовании и распространении вредоносных программ для ЭВМ;

· установление вреда, причиненного данным преступлением;

· установление обстоятельств, способствовавших совершению расследуемого преступления.

При расследовании нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, необходимо прежде всего доказать факт нарушения определенных правил, повлекший уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации и причинивший существенный вред. Кроме того, необходимо установить и доказать:

· место и время (период времени) нарушения правил эксплуатации ЭВМ;

· характер компьютерной информации, подвергшейся уничтожению, блокированию или модификации вследствие нарушения правил эксплуатации компьютерной системы или сети;

· способ и механизм нарушения правил;

· характер и размер ущерба, причиненного преступлением;

· факт нарушения правил определенны лицом;

· виновность лица, допустившего преступное нарушение правил эксплуатации ЭBM;

· обстоятельства, способствовавшие совершению расследуемого преступления.

К сожалению следственные действия проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством не всегда эффективны при сборе необходимой информации при расследовании компьютерных преступлений, поскольку сама информация может быть уничтожена в кратчайшие сроки заинтересованными лицами.

Для недопущения сокрытия следов преступления, имеется реальная возможность для отслеживания, фильтрации необходимой информации и установления виновного, с применением «ловушек» в системе оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи, что позволяет с помощью технических средств осуществлять её перехват.

Правовым основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью прослушивания телефонных переговоров и изъятия информации с линий связи являются Федеральные законы: «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», «Об органах Федеральной службы безопасности», «О связи», которые могут использоваться МВД, ФСБ и другими компетентными органами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно при следующих основаниях:

1. наличии возбуждённого уголовного дела;

2. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3. поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

5. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;

6. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Законодателем в данной статье не указано основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью получения первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Особенно это необходимо в связи с расследованием компьютерных преступлений, для выявления лиц подготавливающих или совершивших преступления с использованием компьютерных сетей.

Следует также обратить внимание на неурегулированность п.6 ч.2 ст.7 данного закона в отношении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, поскольку в международных договорах нет нормативных указаний об осуществлении каким-либо государством за границей оперативно-розыскных мероприятий и порядке её закрепления.

Законом установлены особые условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ значительно расширил компетенцию суда. Аресты и обыски применяются уже не с санкции прокурора, а по решению суда, что требует увеличения дополнительных штатов, а также денежных средств для обеспечения деятельности и без того перегруженных судей. И, если в пояснительной записке по поводу расширения компетенции суда предусмотрено увеличение штата сотрудников, то в отношении отыскания дополнительных бюджетных средств для работы судей речи не ведётся. Закон не подкреплённый деньгами не может быть прогрессивным в отношении населения государства, поскольку становится мертвым.

Высокие требования, предъявляемые к процедуре расследования преступлений в сфере высоких технологий, требуют законодательного урегулирования этой проблемы путём внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальной законодательство Российской Федерации.

Преступления в сфере компьютерной информации – это неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ). Однако при внедрении высоких технологий практически во все сферы жизни и хозяйственной деятельности неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации перестал быть самоцелью правонарушителей. Компьютерные технологии все чаще становятся не только орудием, но и способом и средством совершения так называемых традиционных преступлений: хищений путем растраты и присвоения, мошенничества, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, изготовления фальшивых денег и документов, поддельных пластиковых платежных карт, нарушений авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных и многих других.

В результате распространения глобальных сетей компьютерные преступления стали транснациональными. Интернет широко используется при совершении хищений чужого имущества, изготовлении и распространении порнографии, ложных сообщений об актах терроризма, вымогательства под угрозой блокирования или уничтожения баз данных, принадлежащих крупным корпорациям и общественным организациям, при распространении компрометирующих материалов в отношении физических и юридических лиц и т.д.

Предметом преступного посягательства является компьютерная информация, т.е. документированные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, хранящиеся на машинных носителях, в ЭВМ, системе или сети ЭВМ либо управляющие ЭВМ.

ЭВМ – это комплекс электронных устройств, позволяющий осуществлять предписанные программой (или пользователем) информационные процессы: сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Систему ЭВМ можно определить как комплекс, в котором хотя бы одна ЭВМ является элементом системы либо несколько ЭВМ составляют систему. Целью системы является повышение эффективности работы ЭВМ. Сеть ЭВМ представляет собой компьютеры, объединенные между собой линиями (сетями) электросвязи, т.е. технологическими системами, обеспечивающими один или несколько видов передач (телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания) . К машинным носителям компьютерной информации относятся устройства памяти ЭВМ, периферийные устройства связи, сетевые устройства и сети электросвязи.

На материальных носителях информация находится непосредственно в файлах, которые имеют стандартные свойства: тип информации (текст, графика, программный код, числа и пр.), местонахождение информации на физическом носителе, имя, объем информации, время создания и изменения, атрибуты информации (архивная, скрытая, только для чтения и пр.). При передаче файлов и сообщений (информации) в других формах (в виде сигналов) по системам, например, электросвязи, они не теряют своих индивидуальных свойств. Именно поэтому в числе носителей сведений, составляющих государственную тайну, указаны и физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Компьютерная информация может быть массовой, если она предназначена для неограниченного круга лиц, или конфиденциальной, если принадлежит определенному собственнику или ее распространение и доступ к ней ограничены специальной нормой права, например персональные данные о субъектах, государственная, коммерческая, врачебная тайна и т.п. Доступ к такой информации ограничен и требует специального допуска. Если последний отсутствует, доступ к такой информации является неправомерным.

Состав преступления образует не всякий неправомерный доступ, а лишь такой, при котором наступили вредные последствия для обладателя информации, затруднившие или сделавшие невозможным для потерпевшего использование компьютерной информации. К таковым относятся: уничтожение, блокирование, модификация или копирование информации.

Способ совершения преступления включает подготовку, непосредственное совершение преступления и его сокрытие. Непосредственное совершение – это, например:

  • 1) неправомерный доступ к компьютерной информации, направленный на нарушение конфиденциальности информации, – получение возможности знакомиться и осуществлять операции с чужой информацией, находящейся в ЭВМ, системах ЭВМ и их сетях, а также на магнитных носителях;
  • 2) создание, использование и распространение вредоносных программ, приводящих к нарушению целостности или конфиденциальности информации;
  • 3) нарушение порядка использования технических средств, повлекшее нарушение целостности и конфиденциальности информации.

Преступления, в частности, совершаются путем:

  • – модификации компьютерных программ с целью проводки подложных электронных документов для создания резерва денежных средств с их последующим перечислением на счета юридических и физических лиц, обналичиванием и изъятием;
  • – изменения программ по начислению заработной платы и зачисления ее на лицевые счета сотрудников с автоматическим списанием части наличных сумм на свой счет и на счета соучастников;
  • – произведения незаконных начислений денежных выплат с последующим их хищением путем подделки подписи получателей в оформленных платежных документах;
  • – создания файлов с вымышленными вкладчиками, зачисления и проводки по их счетам фиктивных денежных сумм с последующим переводом на свой счет и их хищением;
  • – получения в базах данных кредитно-финансовых учреждений номеров банковских карт и ПИН-кодов с последующим использованием в расчетах денежных средств клиентов банка;
  • – искажения реквизитов электронных платежных документов, касающихся адресата получателя денег, с переводом их на свой счет или счета соучастников;
  • – занижения суммы выручки торговых предприятий путем установки специальных вредоносных программ на контрольно-кассовые аппараты, являющиеся ЭВМ, для совершения налоговых преступлений и хищений;
  • – внесения ложных сведений в электронные базы данных, управляющие учетом, для завышения расхода топлива, сырья, материалов и сокрытия недостачи, образовавшейся в результате хищения, и др.

Основными средствами неправомерного доступа и преодоления информационной защиты являются: хищение ключей и паролей, использование несовершенства защиты информации, использование визуальных, оптических и акустических средств наблюдения за ЭВМ, использование недостатков программного обеспечения, операционных систем, несанкционированное подключение к основной и вспомогательной аппаратуре ЭВМ, внешним запоминающим устройствам, периферийным устройствам, линиям связи и пр.

Способ совершения преступления, предусмотренного ст. 273 УК РФ, заключается в постановке задачи, определении цели программы, выборе средств и языка реализации программы, написании текста программы, ее отладке и запуске, а также ее использовании, т.е. в создании вредоносной программы. Вредоносной является любая программа, специально разработанная или модифицированная для несанкционированного собственником информационной системы уничтожения, блокирования, модификации либо копирования информации, нарушения обычной работы ЭВМ.

Программы могут создаваться непосредственно на ЭВМ в подвергшейся воздействию компьютерной системе, а также в любом другом месте, где субъект имеет доступ к персональному компьютеру и обладает необходимыми для разработки программы оборудованием, временем и средствами. Наказуемо и применение разработанной, в том числе иным лицом, вредоносной программы при эксплуатации ЭВМ и обработке информации.

Способом совершения преступления является и распространение вредоносных программ, которое выражается в предоставлении доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ или базе данных. Оно может осуществляться путем перезаписи на магнитные носители и продажи с рук или через торговые предприятия, сдачи в прокат, взаймы, путем обмена, дарения и т.п. Распространение может осуществляться и сетевыми способами. Все эти действия могут выполняться одним лицом или несколькими, действующими как в группе по предварительному сговору, так и индивидуально.

Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети совершается путем выполнения действий или бездействия, нарушающих порядок их использования, установленный инструкциями по эксплуатации компьютерного оборудования. Выделяются активный и пассивный способ совершения этого преступления. Правила эксплуатации устанавливаются разработчиками оборудования, а также собственником и владельцем информационных ресурсов. Их нарушение в равной мере недопустимо, если это повлекло вредные последствия в виде уничтожения, блокирования или модификации компьютерной информации. Ответственность за такую деятельность предусматривается только для лиц, имеющих официальный доступ к ЭВМ, их системе или сети.

Для всех преступлений в сфере компьютерной информации характерно, что место и время совершения противоправных действий не совпадает с местом и временем неправомерного доступа к информации и наступления вредных последствий. Это означает, что действия, совершаемые в одной местности, могут повлечь доступ к информации в нескольких других местах, значительно удаленных, а вредные последствия могут наступить в третьем. Наиболее ярким примером этого могут являться хищения путем незаконного электронного перевода денежных средств со счетов граждан путем использования номеров их банковских счетов с обналичиванием денег через подставных лиц в иной местности.

Субъекты преступлений в сфере компьютерной информации весьма специфичны. Способ совершения посягательства, как правило, отражает особенности и мотивы преступников. Следственная практика показывает: чем сложнее в техническом отношении способ проникновения в компьютерную систему или сеть, тем легче выделить подозреваемого, поскольку круг специалистов, обладающих соответствующими способностями, обычно весьма ограничен. Зачастую преступники имеют высшее или среднее специальное техническое образование, занимают административные и бухгалтерские должности либо относятся к инженерно-техническому персоналу, многие по роду службы правомерно пользуются служебной компьютерной техникой и постоянно имеют свободный доступ к ней. Наряду с этим распространены случаи совершения таких преступлений несовершеннолетними, а также группами, в том числе организованными (каждое третье преступление совершено организованной преступной группой с распределением ролей и соответствующей подготовкой). Уже регистрируются случаи использования "компьютерных взломщиков" организованными группами, совершающими тяжкие преступления, в том числе финансовые, а также террористическими организациями.

По делам о преступлениях в сфере компьютерной информации установлению подлежат следующие обстоятельства:

– факт неправомерного доступа к компьютерной информации;

физические или юридические лица, потерпевшие от преступления;

– место совершения преступления;

время совершения преступления, а также время наступления вредных последствий;

  • – орудия преступления, т.е. компьютерные и телекоммуникационные средства, а также программное обеспечение, которые использовались преступником;
  • – способ совершения преступления;
  • – вредные последствия преступления, их оценка обладателем компьютерной информации, характер и размер вреда, возможно – наступление тяжких последствий;
  • – субъект преступления, наличие у него доступа к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, наличие преступной группы, распределение ролей между ее участниками;
  • – виновность каждого субъекта преступления, форма вины, мотив преступной деятельности;
  • – обстоятельства, характеризующие личность каждого субъекта;
  • – обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
  • – обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, предусмотренные ст. 61, 63 УК РФ;
  • – обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
  • – причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
  • Статья 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".