Организация МЧС, история, этапы развития
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на природу и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять нормальную жизнь нашей страны. Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории бывшего СССР и России. Мировой и отечественный опыт показывают, что на современном этапе ЧС стали более частыми.
Только в 1995 году на территории России зарегистрировано около 1,5 тысяч чрезвычайных ситуаций достаточно крупного масштаба, в том числе 433 природного, 1025 техногенного и 16 другого характера, при этом серьезно пострадало 50 тысяч человек, 4400 из них погибло. Затраты на возмещение материального ущерба и ликвидацию последствий стихийных бедствий составили свыше 1 триллиона рублей. Вооруженный конфликт в Чечне и катастрофическое землетрясение в Нефтегорске, трагедия с самолетом Ту-154 в Хабаровском крае, сильнейшее наводнение в Свердловской области и разрушительный ураган на Дальнем Востоке, Югославия и Танзания, вот далеко не полный перечень участия сил и средств МЧС за 1995 год. Нынешний год не принес утешения в этой области. События последних месяцев показывают, что показатели 1996 года будут не на много меньше прошедших лет.
Деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, стала рассматриваться не изолированно, а как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это представляет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, причем, как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других чрезвычайных ситуаций - на самом высоком государственном уровне.
В решении трудных задач, стоящих перед страной, определенная роль отводится РСЧС. Эта роль тем более важна, что последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий, всевозможных конфликтов заметно усугубляют и так непростое социально-экономическое положение, не говоря уже о тех потерях и ущербе, которые ложатся бременем на бюджет страны.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГО-РСЧС, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
Историки определили март 1918 года изначальным этапом (первым) развития ГО в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с с ней техническим перевооружением системы МПВО, а также с появлением первых признаков военной опасности со стороны Германии.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и Органов Советской власти на местах.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся "холодной войны".
На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.
Руководство ГО было возложено на МО СССР.
Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств.
Подтверждение тому вы увидите в ходе дальнейших занятий на УЭК нашей Академии.
Седьмой этап (август 1987 -декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной"
войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения гос.структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в которую органически вошло ГО РФ.
Более детально остановимся на современном положении дел в РСЧС.
2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
В целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. В последующем преобразованный в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а с 1991 года в Государственный комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ N 305 декабрь 1991 г.). В систему ГКЧС вошли штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войск ГО и другие структурные подразделения. Положение о ГКЧС утверждено постановлением Совета Министров от 25.11.92 г. N 912.
Основными задачами комитета были:
Создание и обеспечение функционирования РСЧС;
Руководство ГО работами по ликвидации крупных ЧС;
Создание и обеспечение готовности необходимых сил и средств.
ГКЧС за короткое время своего существования принял ряд мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффективности федеральных органов управления. В связи с этим, 10 января 1994 г. Указом Президента РФ N 66 - ГКЧС был преобразован в Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому переданы функции Государственного комитета Чернобыля России, Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ и Российской Федеральной авиационно-космической службы поиска и спасения. На МЧС возложена также задача по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
В августе 1994 года Постановлением Правительства РФ N 909 в МЧС, вместо Главных управлений, образованы следующие структурные подразделения:
Департаменты Управления, мероприятий защиты населения и территорий, войск и сил, предупреждение чрезвычайных ситуаций и другие (всего 10 департаментов), что позволило упростить структуру управления.
Деятельность МЧС определена "Положением о МЧС", принятым постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 457, где закреплено, что МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
Руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС России.
Одной из основных задач Министерства является обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.94 г. N 457 МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в т.ч. радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
На основании возложенных на него задач, министерство в установленном порядке осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию.
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" РСЧС (создания в соответствии с постановлением 261 от 18.04.1992 года) преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановлением правительства 1113 от 5.11.1995 года).
На РСЧС возложены следующие основные задачи:
Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Подготовка населения к действиям при ЧС;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
МЧС России сотрудничает:
С Департаментом ООН по гуманитарным вопросам (ДГВ ООН);
Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН);
Организацией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО);
Международной организацией Гражданской обороны (МОГО);
Международным комитетом Красного Креста.
Активно участвует в осуществлении долгосрочных международных программ и проектов:
Военные ресурсы и средства гражданской обороны (ВРСГО);
ДГВ ООН; "Чернобыль" с ЮНЕСКО и КЕС (Комитет Европейского сообщества);
Международное десятилетие уменьшения опасности стихийных бедствий (МДУОСБ) с ДГВ ООН; подводная лодка "Комсомолец" (Фонд "Комсомолец");
В частично открытом соглашении Совета Европы по прогнозированию и оказанию помощи в случаях стихийных бедствий и технологических катастроф (ЧОС) с ФОРМ.ОСЕ (Программа подготовки кадров в области предотвращения и ликвидации ЧС) и многих других, направленных на подготовку специалистов по работе в экстремальных условиях.
В ноябре 1993 г. между МЧС России и УВКБ ООН подписано Соглашение "О поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи", в феврале - марте 1996 г. подписаны меморандумы о намерениях с НАТО, ВПП (Всемирная продовольственная программа) и ОАЕ (Организация африканского единства).
На повестке дня - меморандум с БЕСГ (Бюро Европейского Сообщества по гуманитарным вопросам).
Структура РСЧС представлена на слайде.
На настоящее время РСЧС объединяет:
Органы управления;
Силы и средства: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления;
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
Федеральный;
Региональный;
Территориальный;
Местный;
Объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Так, в соответствии с функциями, определенными федеральным органам исполнительной власти и Федеральному управлению специального строительства при Правительстве Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:
Сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);
Сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);
Предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли (Гос.комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности).
На Министерство внутренних дел РФ: противопожарные и аварийно-спасательные работы; охраны общественного порядка.
Резерва медицинских ресурсов - на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности.
На министерство обороны РФ - авиационно-космической службы поиска и спасения.
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов будет руководить созданием и деятельностью функциональных подсистем:
экологической безопасности и экологического мониторинга, совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.Которая в свою очередь руководит подсистемами наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением окружающей природной среды и предупреждения цунами.
На Министерство связи возложено руководство подсистемой связи и оповещения.
На Министерство сельского хозяйства и продовольствия подсистем: защита сельскохозяйственных животных и растений; резервы продовольственных и кормовых ресурсов;
Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ руководят созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС социальной защиты от ЧС.
Министерство строительства РФ и Федеральное управление специального строительства при Правительстве РФ отвечает за:
руководство созданием и деятельностью подсистем РСЧС:
защита городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий;
предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Министерство транспорта и Министерство путей сообщений РФ за:
транспортное обеспечение ликвидации ЧС;
силы и средства поиска и спасения людей на море;
поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации;
силы и средства ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.
Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Гос.комитет РФ по промышленной политике, Комитет РФ по государственным резервам и Комитет РФ по торговле за:
целевые виды страхования;
резервы материальных ресурсов.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ за подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой.
За руководство подсистемой противопаводковых мероприятий отвечает Комитет РФ по водному хозяйству.
Деятельностью функциональной подсистемы наблюдения и контроля за уровнем радиоактивного загрязнения подземных вод возложена на Комитет РФ по геологии и использованию недр.
На Комитет РФ по рыболовству возложено руководство подсистемой РСЧС предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральная служба лесного хозяйства России руководит созданием и деятельностью следующих подсистем РСЧС:
защита лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности;
предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Каждый уровень РСЧС имеет:
Координирующие органы;
Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);
Органы повседневного управления;
Резервы финансовых и материальных ресурсов;
Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС;
На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе),- комиссию по ЧС органов местного самоуправления;
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органами самоуправления и организаций.
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
На федеральном уровне - МЧС России;
На региональном уровне - региональные центры;
На территориальном и местных уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
На объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС).
Органами повседневного управления РСЧС являются:
Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В состав сил и средств РСЧС входят:
Силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
Силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Силы и средства органов местного самоуправления и организаций, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.
В состав этих сил входят:
- аварийно-спасательные формирования , укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности).
Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.
- специально подготовленные силы и средства ВС РФ , другие войска и воинские формирования привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенном Президентом РФ.
- силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования , предназначенные для проведения АС и ДНР при ЧС.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
Информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
Региональные информационно-управляющие центры;
Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации;
Абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;
Информационные центры организаций;
Средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством Российской Федерации.
Для ликвидации ЧС создаются:
Резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного материального резерва, за счет средств федерального бюджета;
Ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств федерального органа исполнительной власти;
Резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
Местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
Объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, указанные комиссии обращаются к вышестоящей комиссии по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию, руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.
В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации субъекта РФ,руководства федерального органа исполнительной власти.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Финансирования мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ.
3.Задачи и структура Гражданской Обороны.
В настоящее время Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от современных средств поражения противника, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах чрезвычайных ситуаций.
До 1987 года усилия Гражданской обороны, в основном, были направлены на осуществление оборонных, экономических и социальных мероприятий в целях защиты населения и национального достояния от последствий применения возможным противником современных средств поражения. Это понимание Гражданской обороны полностью соответствовало международному праву, которое определяет ее как выполнение гуманитарных задач по защите гражданского населения от последствий военных действий и стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также созданию условий для его выживания. Статус Гражданской обороны был установлен Дополнительным протоколом № 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войн, ратифицированным Верховным Советом СССР в августе 1989 года.
Структура Гражданской обороны была достаточно совершенной, о чем свидетельствует ее оценка многочисленными зарубежными экспертами, посетившими нашу страну в последние годы (США, Канады, Швеции, Финляндии,Германии, Италии, Швейцарии и др.)
В то же время, действия Гражданской обороны в крупномасштабных ситуациях мирного времени (Чернобыль, Армения и др.) показали ее недостаточную эффективность. Поэтому с 1987 года на ГО возложены задачи ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Таким образом, на современном этапе на ГО возложены следующие задачи:
1. Защита населения и национального достояния страны от опасностей, возникающих при военных действиях.
2. Оповещение населения об угрозе жизни и здоровью людей и о порядке действий в сложившейся обстановке.
3. Защита водоисточников и систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, животных и растений при чрезвычайных ситуациях.
4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
5. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
6. Участие в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования отраслей народного хозяйства, предприятий, учреждений и организаций в военное время.
7. Создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств Гражданской обороны.
8. Мобилизационная подготовка Гражданской обороны.
9. Подготовка руководящего состава, органов управления и сил Гражданской обороны, обучение населения по вопросам Гражданской обороны.
Указом Президента РФ "О Гражданской обороне" (8 мая 1993 г. № 643) общее руководство ГО возложено на Председателя правительства Начальника ГО (в настоящее время Черномырдин В.С.) и Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий - первого заместителя Начальника ГО (в настоящее время Шойгу С.К.)
Гражданской обороной на местах руководят главы исполнительных органов власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, городских и сельских районов, являющиеся начальниками гражданской обороны территорий.
Руководство Гражданской обороной в министерствах, ведомствах, ассоциациях, концернах, объединениях и на объектах экономики осуществляют непосредственно их руководители, которые одновременно являются начальниками Гражданской обороны министерства, ведомств, ассоциаций, концернов, объединений и объектов экономики.
Ведение ГО относится к компетенции федеральных органов. Такое положение существует во всех развитых странах. Оно объясняется тем, что в военное время вступают в силу другие правовые нормы и законы, усиливается централизация власти.
Мероприятия ГО, как элемент обороноспособности,осуществляются по единому плану, по единому замыслу, по единой воле.
Однако это совершенно не означает, что местные органы остаются в стороне от участия в оборонной работе. На них ложится ответственная обязанность по заблаговременной подготовке и своевременной реализации мер, определенных центром.
Органом управления Гражданской обороной на Федеральном уровне является Министерство по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В целях эффективного и оперативного управления Гражданской обороной вся территория Российской Федерации разделена на девять регионов: Северо-Западный, Центральный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный, каждый из которых включает несколько субъектов Федерации.
Для координации деятельности территориальных органов государственного управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций создано 9 региональных центров, размещенных соответственно в городах Санкт-Петербург, Москва, Ростов, Самара, Свердловск, Красноярск, Новосибирск, Чита, Хабаровск, которые являются полномочными органами управления МЧС. Структура РЦ представлена на слайде N 5б.
В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, городах, городских и сельских районах и на объектах экономики созданы штабы по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Структура штаба представлена на слайде N 5в.
Должен отметить, что смена названия не пустая формальность, она включает в себя переориентацию деятельности штабов прежде всего на решение задач мирного времени. Работа штабов осуществляется в соответствии с "Временным положением", введенным приказом Председателя ГКЧС от 4 ноября 1993 г., на правах самостоятельных управлений (отделов). Штабы, укомплектованные военнослужащими, являются воинскими учреждениями.
В министерствах, ведомствах созданы специальные, самостоятельные подразделения - штабы Гражданской обороны.
Для ведения спасательных и других неотложных работ в ГО имеются силы Гражданской обороны, которые включают войска ГО и невоенизированные формирования. Привлекаются также ведомственные формирования.
B cоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.5.96 года N 784 "Вопросы Гражданской обороны Российской Федерации" и "Положения о Войсках гражданской обороны Российской Федерации" войска ГО- являются составной частью сил обеспечения безопасности.
Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Войска ГО в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.
Детально задачи войск ГО в мирное и военное время, порядок применения, организацию деятельности, их комплектование и порядок обеспечения будут рассмотрены на следующих лекциях.
Свои задачи они могут выполнять как самостоятельно, так и во взаимодействии с войсками МО, МВД, ФСБ РФ, невоеннизированными формированиями объектов народного хозяйства и подчиняются Начальнику Департамента войск и сил МЧС и начальникам региональных центров по месту их дислокации.
Только в 1995 году они привлекались более 100 раз на пожары, землетрясения, наводнения, авиакатастрофы и т.д. Концепция развития войск ГО рассматривалась на Совете Безопасности РФ.
Совершенствование их идет по следующим направлениям:
1. Организационно-штатная структура (бригадная структура).
2. Вооружение и техника.
3. Создание учебно-тренировочной базы.
4. Создание авиационных отрядов.
5. Введение десантных подразделений.
Численность соединений и частей Гражданской обороны устанавливается Правительством Российской Федерации, организационная структура и предназначение - МЧС. Комплектование их осуществляется в добровольном порядке на контрактной основе и по призыву граждан на военную службу по экстерриториальному принципу.
По положению на 1 января 1996 года группировки войск ГО насчитывали 43 соединения, в том числе:
Отдельных спасательных бригад - 8;
Отдельная учебная спасательная бригада - 1;
Отдельных механизированных полков - 17;
Отдельных мобильных и механизированных батальонов - 8;
Отдельных вертолетных отрядов - 4;
Отдельных рот специальной защиты - 4;
Отдельный автомобильный полк - 1.
В перспективе до 2000 года предусмотрено увеличение количества соединений (осбр) к 1997 году до 16, к 1998 году до 21, к 1999 до 23 и к 2000 году до 25 соединений.
Численность войск в настоящее время составляет 28,9 тыс. человек (23,8-военнослужащих), к 2000 году планируется довести ее до 55 тыс. (50 - военнослужащих).
Невоенизированные формирования ГО являются составной, наибольшей по численности частью сил Гражданской обороны.
Создаются невоенизированные формирования по территориально-производственному принципу независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. База создания - объекты экономики, их личный состав и материальная база.
Основными задачами невоенизированных формирований являются:
Проведение спасательных и других работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Организационно невоеннизированные формирования состоят из отрядов, команд, групп, бригад, дружин и звеньев различного назначения.
Формирования подразделяются по предназначению и подчиненности.
По предназначению невоеннизированные формирования подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб ГО.
Первые предназначены для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
К ним относятся сводные отряды (команды, группы), сводные отряды (команды) механизированных работ, сводные мобильные отряды специальной защиты, сводные мобильные отряды АЭС, спасательные отряды (команды, группы).
Вторые предназначены для выполнения специальных мероприятий при проведении СДНР, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий при выполнении задач в очагах поражения и зонах ЧС.
Формирования служб создаются с учетом наличия базы для создания тех или иных служб.
В структуре ГО определенное место занимают службы ГО. Являясь структурным звеном системы ГО, они подразделяются на общероссийские, областные, краевые, районные, городские и службы объектов.
Предназначены для выполнения специализированных мероприятий ГО, а также для обеспечения действий невоеннизированных формирований при проведении спасательных и других неотложных работ, ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.
Основными службами ГО, создаваемыми в субъектах федерации и на объектах экономики являются:
оповещения и связи, противопожарная, защиты сельскохозяйственных животных и растений, медицинская, охраны общественного порядка, инженерная, энергетики, светомаскировки, убежищ и укрытий, автотранспортная, техническая, материально-технического снабжения, торговли и питания, снабжения горючим, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды.
Кроме того, при наличии соответствующей базы могут создаваться и другие службы ГО: водоснабжения, газоснабжения, метрополитена, ирригационных сооружений, водного транспорта, обеззараживания территорий и сооружений.
Общими задачами всех служб ГО являются:
Планирование и осуществление мероприятий ГО при переводе ГО на военное положение, проведение рассредоточения и эвакуации населения, действиях сил ГО в очагах поражения;
Создание и подготовка невоеннизированных формирований служб ГО;
Организация управления подчиненными органами и силами ГО, их обеспечение необходимыми материальными средствами;
Организация и поддержание взаимодействия с соответствующими органами управления и силами военного командования;
Руководство рассредоточением и эвакуацией подчиненных организаций и учреждений, обеспечение их жизнедеятельности в загородной зоне;
Подготовка предложений для принятия решения на ведение АСДНР;
Руководство подчиненными силами и средствами служб ГО при выполнении полученных задач.
В системе гражданской обороны развернута и действует широкая сеть образовательных учреждений, которая выполняет задачи по обучение руководящего состава Гражданской Обороны всех уровней, а также по подготовке всего населения страны к защите от различного рода опасностей.
Ведущая роль в подготовке руководящего состава Федерального уровня принадлежит созданной 3 года назад Академии гражданской защиты МЧС, призванной кроме того осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и более низшего звена.
При территориальных штабах по делам Гражданской Обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий созданы и функционируют учебно-методические центры, которые осуществляют подготовку и обучение руководящего состава на подведомственных территориях.
В городах и районах действуют курсы ГО.
Имеющаяся система подготовки кадров позволяет целенаправленно осуществлять обучение специалистов РСЧС, подготовку руководящего звена всех уровней и подсистем, переподготовку и повышение квалификации работников министерств, ведомств и объектов, планомерно проводить обучение населения по вопросам ГО в мирное и военное время.
Таким образом созданная и развивающаяся на современном этапе система Гражданской Обороны имея органы управления, силы и средства успешно решает возложенные задачи мирного и военного времени.
Созданная система подготовки кадров обеспечивает планомерную и целенаправленную их подготовку исходя из перспектив развития всей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех грозных чрезвычайных ситуаций превратилось ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством.
Для ее решения создана и развивается Российская система по чрезвычайным ситуациям. За время своего функционирования она доказала необходимость своего существования, так как проделана большая работа по предупреждению и ликвидации ЧС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". 11.11.94 г.
2. Указ Президента РФ "О гражданской обороне".
3. Постановление Правительства РФ N 1113 " О создании РСЧС" от
МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.
Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС). Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций. Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.
Основные задачи МЧС России
Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.
Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России , наряду с перечисленными ранее, включены:
- ГПС МЧС России (пожарная охрана);
- Служба поисковиков спасателей;
- Авиация;
- Воинские формирования спасения;
- Военизированные горноспасательные части;
- Инспекция по маломерным судам;
- НЦУКС.
Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.
- ГПС МЧС России, или пожарная охрана определяется как служба для проведения комплекса мероприятий должностными лицами, которые направлены на выявление, предупреждение, локализацию, ликвидацию пожаров и очагов возгораний. Противопожарная служба делится по территориальному признаку на федеральную и субъектную пожарные службы. По официальной статистике, ежегодно пожарная охрана совершает более 2 миллионов выездов, чем спасает порядка 100 тысяч человек в год, а также сохраняет имущества на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
- Поисковая спасательная служба (ПСС) находится в составе МЧС и в чрезвычайных условиях занимается проведением поисково-спасательных операций. В состав ПСС включены региональные спасательные группы (всего 8 - по одному в каждом федеральном округе), а также отдельные спасательные подразделения. Конкретные задачи каждой из групп определяются в соответствии с позицией региональной власти и по согласованию с министерством.
- Авиация российского МЧС функционирует с мая 1995 года. В ее задачи входит осуществление спасательных и гуманитарных акций по всему миру, развитие беспилотной авиации, создание, обеспечение безопасности на дорогах при участии авиационной техники. За все время работы авиация участвовала в более четырёхстах спасательных операциях. Точное количество авиационной техники не раскрывается, однако известно, что на вооружении МЧС стоят тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76ТД, самолеты класса «Амфибии» БЕ-200ЧС, многозадачные вертолеты МИ-8ИТВ-1, и пожарные вертолеты КА-32А.
- Спасательные воинские формирования созданы для решения целого ряда задач, условно разделенных на три большие группы: a) мирное время (мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, внедрение новых технологических средств ликвидации ЧС, и другие); b) условия чрезвычайных ситуаций в мирное время (разведка в зонах ЧС, локализация и ликвидация ЧС, эвакуация населения); c) условия военного времени (выполнение отдельных мероприятий в зоне боевых действий, эвакуация населения из очагов поражения, гражданская оборона объектов).
- Военизированные горноспасательные подразделения (ВГП) созданы для пресечения аварийных ситуаций при проведении горных работ, выполнения операций по спасению людей и минимизации ущерба в ходе аварий; оказания необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе аварийной ситуации при горных работ. Структура ВГП включает в себя горноспасательный центр, управление спасательными частями в строительстве, а также военные спасательные части.
- Инспекция по маломерным судам проводит технический мониторинг за маломерными судами и их стоянками, обеспечивает сохранность жизни людей на объектах в пределах своей компетенции. Основной кадровой единицей являются инспекторы по маломерным судам.
- НЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях проводит накопление и обработку информации о чрезвычайных происшествиях по всей стране, осуществляет прогнозирование возможного наступления чрезвычайных происшествий.
- Помимо вышеуказанных направлений, МЧС имеет специальные образовательные учреждения, где занимается подготовкой кадров для целевой службы в системе.
Совсем скоро исполнится двадцать семь лет с даты появления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эта знаменательная дата будет отмечаться через два дня после католического Рождества, однако история создания МЧС уходит корнями в пятнадцатый век. Считается, что в этот период времени остро назрела потребность в создании особой государственной структуры, которая помогала бы населению справляться со всевозможными катастрофами, в том числе и стихийными бедствиями. Конечно, созданная организация была далека от эффективно реагирующей на все ЧС современной структуры. Но все же она положила начало государственной защите населения от всевозможных бед. Так как история создания системы МЧС очень интересна, то мы посвятили ей данную статью. Из нее вы узнаете предысторию формирования этой структуры, ее цели и задачи, а также некоторые интересные факты о ней.
История создания МЧС: начало
Каждый день люди сталкиваются с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Им приходится справляться с последствиями разрушений, а также пытаться восстановить привычную жизнь. Сделать все это в одиночку довольно сложно, поэтому на помощь россиянам всегда готовы прийти сотрудники МЧС. Сегодня сложно даже представить, что когда-то этой структуры не существовало, но историки считают, что начало истории создания МЧС было положено в конце пятнадцатого века.
Царь Иван III в середине своего правления издал указ о формировании пожарной службы. Изначально это была небольшая команда, действующая на крайне ограниченном пространстве. Но вскоре она разрослась, а с легкой руки царя даже обрела противопожарные правила, регламентирующие ее деятельность. Все население России был ознакомлено с этими правилами и обязано было их придерживаться.
Чуть позже Петр I распорядился о введении пожарной повинности. Ее должны были нести мужчины, что значительно увеличило количество пожарных команд в России.
С течением времени российская промышленность стала выходить на новый уровень развития. Повсюду стали возникать горнообогатительные предприятия, нефтедобывающие комплексы, развивалось морское дело и химическая промышленность. Этот промышленный скачок спровоцировал большое количество аварий, несчастных случаев и травм. В связи с этим стали появляться специализированные команды спасателей, имеющие опыт только в узконаправленной деятельности. Постепенно эти группы обрастали различными актами, правилами и нормативами, требовавшими объединения и слияния в одну структуру.
История создания МЧС тесно переплетена с процессом формирования в молодой советской России такого понятия, как «гражданская оборона», указ о которой был издан в октябре тридцать второго года двадцатого столетия. Именно к этой дате был разработан, принят и опубликован список рекомендаций по поведению населения в условиях бомбардировки регионов потенциальным врагом. Думается, что с этого указа началась масштабная разработка государственного проекта мер по защите населения в ЧС.
Окончательно этот процесс завершился в начале шестидесятых, когда в государстве появилась хорошо развитая и поддерживаемая нормативными актам система ГО. Она стала своеобразным руководством для граждан в критических ситуациях.
Двадцать седьмого декабря девяностого года двадцатого столетия вышел указ о формировании небольшой самостоятельной спасательной команды, которая и положила начало современной истории создания МЧС России.
Заключительный этап формирования Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий
Если говорить об истории создании МЧС России кратко, то можно отметить, что буквально через несколько месяцев новая структура доказала свою эффективность, взяв на себя руководство всеми происшествиями, попадающими в разряд чрезвычайных. Весной девяносто первого руководителем корпуса спасателей (РКС) стал Сергей Шойгу.
Через некоторое время он выступил с инициативой переименовать существующую структуру из-за масштабности поставленных перед ней задач. В итоге появился Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям. За последующие годы это подразделение еще не раз меняло свое название. Постепенно в его состав вошли различные пункты спасения и контроля, созданные еще в советские времена. Их эффективность была доказана годами работы, поэтому они и стали частью новой структуры.
Буквально через четыре года после своего создания организация доросла до размеров самостоятельного министерства, которое возглавил бессменный Сергей Шойгу. Можно подумать, что на этом закончилась история создания и развития МЧС. Однако на самом деле в девяносто четвертом году прошлого века начался очередной этап становления данной структуры, ставшей одной из самых мощных и эффективных не только в России, но и среди других стран.
Численность структуры
Пятнадцать лет назад численность сотрудников МЧС не превышала семидесяти тысяч человек, но вошедшие в состав министерства триста тысяч пожарников заметно расширили возможности подразделения и усилили его. На сегодняшний день российские сотрудники министерства имеют очень высокий уровень подготовки и нередко вылетают на ликвидацию последствий стихийных бедствий и тушение пожаров за границу.
История МЧС России кажется крайне простой, но в реальности эта структура не является статичной. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, чтобы полностью соответствовать потребностям современности. Об этом нам тоже хочется рассказать читателям.
Что сегодня представляет собой МЧС?
Об истории создания МЧС в РФ мы вам уже поведали, но многие до сих пор довольно плохо представляют, чем именно занимается эта структура и каким образом она функционирует.
С самого первого момента своего образования подразделение реагирует и выезжает на ликвидацию последствий природный катастроф, эпидемий, а также техногенных происшествий. К последней группе относятся выбросы энергий, взрывы, пожары и серьезные аварии на заводах, фабриках и других производственных объектах.
Отличительной чертой министерства, которая сформировалась еще на самых первых этапах развития МЧС в России (история создания и предыстория появления этой структуры нами уже была озвучена ранее), является совместная и слаженная работа с различными организациями. В случае возникновения руководящие органы сразу же переключается на МЧС и все остальные службы, имеющиеся в регионе, выполняют его указания. Это позволяет решать задачу быстро и практически мгновенно реагировать на все возникающие в процессе работы трудности. Впрочем, именно этим и славятся российские спасатели во всем мире.
Немного о термине «ЧС»
Так как история создания современной системы МЧС связана с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории России, то нам хочется дать этому термину максимально четкое определение.
Заглянув в словарь, вы сможете узнать, что под ЧС понимается возникновение условий, которые на определенной территории нарушают нормальный уклад жизни, нанося урон государственному и частному имуществу, вызывая угрозу жизни и здоровью людей, а также меняя экосистему. В общей массе эти процессы являются обратимыми, но в случаях, когда чрезвычайная ситуация возникла в результате техногенной катастрофы, ликвидировать ее последствия может быть практически невозможно.
Думаем, теперь нашим читателям стало более понятно, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники МЧС и какие сложные задачи они решают. Впрочем, к основным задачам этой государственной структуры мы вернемся немного позже.
Характеристика работы сотрудников МЧС
Так как министерство является государственной структурой, то оно воплощает именно видение государства о необходимости и целесообразности тех или иных реакций. В информационный центр этой структуры стекается вся информация о ЧС и мерах по их ликвидации. Можно представить МЧС в виде огромного мозгового центра, который принимает, анализирует и классифицирует информацию. Параллельно принимаются решения о необходимости вмешательства сотрудников министерства в решение ситуаций, ведь зачастую проблему вполне можно решить на местном уровне силами спасательных подразделений, имеющихся в регионе.
При необходимости, когда происходят масштабные катастрофы, сотрудники МЧС прибывают на место происшествия в течение четырех часов. Это время уходит на подготовку оборудования, инструктаж спасателей относительно ситуации и дорогу до места пожар, аварии или катастрофы. Во многих случаях в качестве транспорта используются вертолеты.
Считается вполне нормальным, если МЧС оказывается на месте происшествия уже после милиции, спасательных служб региона и медицинских работников. Эта специфика известна каждому, кто сотрудничал с данным министерством.
Организационная структура
Сразу хочется заметить, что МЧС имеет довольно разветвленную структуру, которая уже многие годы показывает себя очень эффективной. Мы представляем ее в виде списка:
1. Центральный аппарат.
Сюда входит административный аппарат, производящий управление всей структурой целиком. К этой группе относится министр, его замы, секретари, а также военный эксперт и главный пожарный инспектор.
2. Управления, входящие в состав министерства.
Их насчитывается десять. Каждое выполняет свои функции и поставленные задачи. К примеру, информационное управление отвечает за своевременное обеспечение данными о катастрофах и их анализ.
3. Департаменты.
На всей территории России функционируют девять департаментов МЧС. Среди них можно назвать, например, департаменты управления и финансово-экономический.
Подобная организационная структура формировалась на протяжении нескольких лет и считается законченным вариантом.
Научно-исследовательские учреждения
Такая мощная структура, как МЧС, должна обладать значительной научной базой, поэтому в состав министерства входят несколько учреждений, ведущих серьезную исследовательскую работу.
На сегодняшний момент таких институтов пять.
Обучение
В современном мире престиж МЧС поднялся очень высоко и многие молодые люди видят свое будущее именно в данной структуре. По результатам социологических опросов не только юноши, но и немалое количество девушек хотели бы связать жизнь с работой спасателя или пожарного.
На сегодняшний день обучение будущих сотрудников МЧС проводится в восьми высших учебных заведениях. Они располагаются в разных городах России. К примеру, свой институт имеется в Санкт-Петербурге, в Иванове и на Дальнем Востоке.
Интересно, что в данной структуре существует и институт культуры МЧС России, состоящий из шести отделов.
Коммерческие услуги
Более двух лет существует особый перечень услуг, оказываемых на коммерческой основе. На сегодняшний день он достаточно широк и включает в себя массу пунктов. К примеру, сотрудники МЧС могут оказать содействие в тушение пожара на частной территории или выставить противопожарные посты.
Стоит отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у населения, поэтому их перечень планируется в ближайшее время еще расширить.
МЧС РФ: основные задачи
История создания структуры нам уже хорошо известна, но немаловажно ознакомиться и со списком реализуемых задач МЧС, который остается в неизменном виде уже несколько лет. Периодически в него вносятся незначительные коррективы, но в целом он не подвергается сколько-нибудь существенным изменениям:
- решение вопросов пожарной безопасности;
- защита в случае возникновения ЧС;
- помощь всем гражданам в зоне катастрофы;
- реагирование на ситуации за пределами страны;
- регулирование всех организационных и нормативных вопросов структуры;
- координация действий разных организаций в процессе разрешения возникшей проблемы;
- сбор, классификация и обмен информацией о ситуации в разных регионах страны.
Заключение
Сегодня мы постарались максимально подробно рассказать читателям об МЧС России. История создания, структура и функция этого государственного ведомства теперь не будут для вас секретом. А главное, теперь вы точно знаете, почему именно двадцать седьмого декабря россияне празднуют день спасателя.
27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.
Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.
19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.
21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)
ПРИКАЗ
20.11.2013 №360
О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:
а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;
б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:
«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:
к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;
к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;
в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:
«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;
г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;
д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;
е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;
ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
1. | 100-109 | Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения |
100 | Служба точного времени | |
101 | Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях | |
102 | Полиция | |
103 | Служба скорой медицинской помощи | |
104 | Аварийная служба газовой сети | |
105-109 | Резерв | |
2. | 110-119 | Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи |
110-111 | Резерв | |
112 | Единый номер вызова экстренных оперативных служб | |
113 | Резерв | |
114 | Резерв | |
115 | Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде | |
116ХХ | Блокировка электронных платежных карт | |
117 | Резерв | |
118ХХ | Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи | |
119 | Резерв |
з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министр Н.А. Никифоров