Наказание в уголовном праве. Наказание и его назначение по уголовному праву россии

Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в предусмотренных Кодексом лишений или ограничений прав и свобод этого лица – ч.1 ст.43 УК РФ.

Признаки наказания:

· Это мера государственного принуждения, что как прямо указано в законе, состоит в лишни или ограничении прав осужденного (ч.1 ст. 3 УК). Уголовное наказание отличается от иных мер тем, что относимо только к лицам, совершившим преступление;

· Назначается только по приговору суда, то есть от имени государства и в интересах всего общества;

· Наказание применяются к лицу, виновному в совершении преступлений. Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность и наказание;

· Наказание связано с лишением или ограничением прав и свобод осужденного:

1. Личные права – право на свободу передвижения, право на свободу места жительства, право на жизнь.

2. Политические права – право избирать и быть избранным, право на проведение митингов, шествий, демонстраций.

3. Социально-экономические права – право на свободу труда, право на занятие частной предпринимательской деятельностью.

· Наказание влечет судимость. Судимость – правовое последствие, связанное с наказание. Наступает с вынесением приговора. Снимается актом помилования или амнистии. Погашается по истечении определенного срока.

· Наказание имеет личный характер. Исключение: штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия – ч.2 ст.88 УК РФ.

Без учета целей нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность.

Цели наказания:

1. Восстановление социальной справедливости.

2. Исправление осужденных.

3. Предупреждение совершения новых преступлений.

Восстановление социальной справедливости.

Наказание должно не только соответствовать содеянному и личности виновного, но и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов, а также общества справедливость. Мы можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние назначаться наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление.

Исправление осужденных.

Выделяют два вида исправления – моральное и юридическое. Юридическое исправление – не совершение лицом повторного преступления, то есть отсутствие рецидива. Моральное исправление – ликвидация у преступника вредных антиобщественных взглядов, привычек, внедрение в его сознание необходимости честно относится к труду, уважать законы и т.д.

Конечный результат у морального и у юридического исправления один и тот же – не совершение другого преступления.

Исправление осужденных – формирование у них уважительного отношения к труду, обществу, человеку, нормам и правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения – ст.9 УИК РФ. Средства исправления: труд, режим, воспитание, образование и т.д.

Предупреждение совершения новых преступлений (превенция).

Два вида:

· Общая превенция (предупреждение);

· Частная превенция (предупреждение).

Частное предупреждение – предупреждение нового преступления со стороны осужденного лица.

Способы частного предупреждения:

1. Лишение осужденного возможности совершать новые преступления;

2. Оказание на осужденного психологического и воспитательного воздействия.

3. Назначение лицу справедливого наказания.

Общее предупреждение распространяется на всех граждан и в первую очередь на лиц, склонных к совершению преступления.

Способы общего предупреждения:

1. Сам факт существования Уголовного кодекса и наказания в нем.

2. Эффективное применение норм Уголовного кодекса.

3. Реализация принципа гласности.

4. Правовое просвещение и правовое воспитание граждан.

Понятие и значение системы наказаний в уголовном праве.

Под системой наказания понимается предусмотренный уголовным законом внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний, который могут устанавливаться в санкциях норм Особенной части и применяться судом за совершение общественно опасных деяний.

УК предусматривает две системы наказаний:

· Основную или полную – для взрослых;

· Дополнительную или усеченную – для несовершеннолетних.

Основная система наказаний состоит из 13 видов (ст. 44):

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4. Обязательные работы;

5. Исправительные работы;

6. Ограничение по военной службе;

7. Ограничение свободы;

8. Принудительные работы;

11. Лишение свободы на определенный срок;

12. Пожизненное лишение свободы

13. Смертная казнь.

Перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что суд не вправе использовать виды уголовных наказаний, не вошедших в указанный перечень.

Система наказаний построена по принципу от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказаний.

Дополнительная система наказаний для несовершеннолетних состоит из шести видов (ст. 88):

2. Лишение права заниматься определенной деятельность;

3. Обязательные работы;

4. Исправительные работы;

5. Ограничение свободы;

6. Лишение свободы на определенный срок.

Признаки системы:

· Система носит исчерпывающий характер.

· Наказание в системе расположены начиная от менее тяжкого к более тяжкому.

Значение системы наказаний:

1. Система является базой для построения санкций особенной части;

2. Система наказаний обеспечивает принцип законности;

3. Данная система позволяет реализовать принцип индивидуализации наказания.

Штраф.

Штраф – это денежное взыскание, налагаемое судом и назначаемое в пределах, установленных УК РФ.

Сущность штрафа состоит в ущемлении имущественных интересов лица виновного в совершении преступления. Сумма штрафа идет в доход государства.

Существует несколько способов установления штрафов :

1. В виде определенной денежной суммы в пределах от 5000 до 1 000 000 рублей.

2. В виде заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период от 2-х недель до 5-ти лет.

Если преступления небольшой или средней тяжести, то сумма штрафа не должна превышать 500 000 рублей или заработной платы или иного дохода осужденного за 3-и года.

3. В величине, кратной стоимости предмета или суммы коммерческого подкупа или взятки в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 000 или более 500 млн. рублей.

Штраф может назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, прямо предусмотренных в санкциях статей Особенной части УК РФ.

Размер штрафа зависит от тяжести преступления, от имущественного положения лица и членов его семьи.

Штраф должен быть выплачен в течение 30 дней. Если он не будет выплачен, то лицо будет считаться злостно уклоняющимся от выплаты штрафа. Возможна рассрочка в выплате штрафа до 5 лет, если нет возможности выплатить штраф.

Если лицо злостно уклоняется от уплаты штрафа, и он назначен в качестве основного наказания, то он заменяется более тяжким наказанием, кроме лишения свободы. Исключение: ст. 204, 290, 291, 291.1.

Если лицо не выплачивает штраф, назначенный в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, который регулируется ФЗ «Об исполнительном производстве».

В ст. 446 ГПК содержится перечень имущества, на которое взыскание невозможно произвести.

I. ВВЕДЕНИЕ

III. Цели наказаний

IV. Виды уголовных наказаний

2. ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

3. ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

5. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

6. ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

7. ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ

10. ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

11. ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ .

12. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

13. Смертная казнь

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Наказание в уголовном праве, так же как и преступление, - явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. На раз­личных этапах развития человеческой цивилизации государство с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одну и ту же задачу - защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом. В этом смысле утверждение К. Маркса о том, что наказание есть «средство са­мозащиты общества против нарушений условий его существования, ка­ковы бы ни были эти условия» 1 , достаточно точно характеризует социальное предназначение уголовного наказания.

Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный по­терпевшему ущерб, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшее I граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способ­ность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интересы человека, общества или государства.

История развития уголовного законодательства являет примеры многообразия видов наказаний, в том числе и наиболее жестоких, при­минявшихся для того, чтобы добиться эффективных результатов в борьбе с преступностью. Наказание всегда выступает в виде отрицательной реакции общества на совершаемое преступление. Совершение преступления вызывает отрицательную реакцию со стороны граждан (порой приобретающую наиболее острые формы проявления в виде актов мести или самочинной расправы), различных социальных институтов (напри­мер, общественных организаций) и, наконец, государства, вынужденно­го применять к виновным в совершении преступлений соответствующие

принудительные меры. Тем не менее не любая мера социального реагирования на преступление, сколь бы жесткой она ни была, может быть признана уголовным наказанием, потому что оно по своей природе явление еще и правовое.

Проблема наказания всегда привлекала внимание мыслителей, по ней высказаны самые различные суждения. Известный дореволюционный ученый профессор Н. Д. Сергеевский отмечал, что в литературе на­считывается до 24 полных философских систем и около 100 отдельных теорий разных криминалистов, обосновывавших право государства наказывать преступников.

Среди них можно назвать теории возмездия, устрашения, общего и специального предупреждения и др. К сегодняшнему дню число теорий, объясняющих социально-правовую природу и цели наказания, еще более возросло. Достаточно назвать хотя бы одну из наиболее распространенных теорий - теорию новой социальной защиты французского ученого М. Анселя, при характеристике которой в литературе, в частности, отмечается, что, не отказываясь от наказания как меры возмездия за совершенное преступление, автор высказался за использование особых мер социальной защиты превентивного характера (например, превентивная изоляция и принудительное лечение психопатов, бродяг, алкоголиков, наркоманов), способных, по его мнению, оказывать не менее эффективное воздействие, чем наказание в собственном смысле слова 2 .

Понятие и признаки наказания по уголовному праву

Несмотря на пристальный интерес к проблеме наказания в уголовном законодательстве России (как дореволюционного, так и советского) периода), определение его понятия давалось не всегда.

В советском уголовном законодательстве определение наказания впервые было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., в ст. 7 которых устанавливалось, что «наказание - это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)». Однако в последующих законодательных актах: УК РСФСР 1922 г., Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., УК РСФСР 1926 г.,1 Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., УК РСФСР 1960 г. - определение наказания отсутствовало. Более того, первый советский УК (1922 г.) вообще отказался от понятия наказания, заменив его понятием «меры социальной защиты», применение которых обусловливалось «опасным состоянием личности». Уголовный закон в оценке общественной опасности личности исходил не из совер­шенного лицом преступления, а из возможности совершения им в будущем какого-либо преступления. Так, согласно ст. 5 УК РСФСР 1922 г, перед уголовным законодательством стояла задача правовой защиты государства трудящихся «от преступлений и от общественно опасных элементов». Причем по смыслу ст. 7 опасность лица обнаруживалась «совершением действий, вредных для общества, или деятельностью, свидетельствующей о серьезной угрозе общественному правопорядку». Наконец, в соответствии со ст. 49 лица, признанные судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными, могли быть лишены по приговору суда права пребыва­ния в определенных местностях на срок свыше трех лет. Практика ре­прессирования по мотивам социальной опасности была закреплена и в Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., в соответствии со ст. 22 которых удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тex или иных местностях или без такового, с запрещением проживания

или иных местностях или без такового (т. е. ссылка и высылка) назначались судом в отношении лиц, признанных по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой в данной местности со­циально опасными. Эти меры могли применяться судом к указанной категории лиц независимо от привлечения их к ответственности за совер­шение конкретного преступления, а также в том случае, когда они, будучи привлечены по обвинению в совершении определенного преступления, были судом оправданы, но признаны социально опасны­ми. В Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. понятие уголовного наказания было восстановлено, а в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., впервые после Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г., сформулировано его определение, которое с некоторыми уточнениями воспроизведено в действующем УК.

Согласно ч. 1 ст. 43 УК «наказание есть мера государственного прину­ждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается И предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». В этом определении обозначены основные призна­ки, характеризующие наказание как уголовно-правовое явление.

1. Наказание - это мера государственного принуждения, устанавли­ваемая уголовным законом. С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов. Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, всегда предусмотрено в уголовном законе. Конкретизируя и развивая сформулированный в ст. 3 УК прин­цип законности («преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом»), ст. 44 УК дает исчерпывающий перечень наказаний, которые могут назначаться судом. Никакой другой нормативный акт, кроме уго­ловного закона, не может устанавливать уголовных наказаний.

1. Наказание назначается лишь за деяние, предусмотренное уголов­ным законом как преступление. Поэтому наказание - это юридическое последствие преступления, основанием его применения может быть лишь факт совершения преступления. Совершение других правонаруше­нии - административных, дисциплинарных и т. п. - ни при каких обстоятельствах не может влечь уголовного наказания.

3. Наказание носит публичный характер. Это означает, что оно на­значается от имени государства и применяется в интересах всего общества, т.е., в публичных интересах. Лишь государство в лице суда обладает исключительной прерогативой на применение наказания, поэтому суды России выносят приговор именем Российской Федерации. Публичный характер наказания проявляется и в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в уголовном законе, осуществляется только судом (за исключением амнистии и помилования).

4. Процессуальной формой применения наказания может быть только обвинительный приговор суда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», именно суд является тем единственным государственным органом, который вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности лица, совершившего преступление. Согласно ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, признанному виновным в совершении преступления, является официальной государственной реакцией на преступление, которая исключительно отрицательная. Следовательно, в наказании выражено порицание, осуждение лица, совершившего преступление Вступивший в законную силу приговор, которым осужденному назначено наказание, обязателен для всех государственных органов, учрежде­ний, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Специфичные для российского права характеристики уголовного наказания рассматриваются в статье «Наказание в уголовном праве России» .

Наказание в уголовном праве - это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившемупреступление. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления . В правовом плане наказание выступает в роли основной формы реализацииуголовной ответственности . Право государства применять наказание вытекает из задачи обеспечения безопасности совместной жизни людей в обществе, сохранения неприкосновенным «правового уклада общественной жизни» . В настоящее время наказание, как правило, применяется только судом и только в законодательно установленномпроцессуальном порядке.

Уголовное наказание - центральный институт уголовного права, выражающий направление и содержание уголовной политикигосударства. Ввиду этого наказание всегда оставалось в центре внимания учёных: как отмечалН. Д. Сергеевский, уже к началу XX века существовало до 24философскихсистем, обосновывающих правогосударстванаказывать лиц, совершивших преступления и около 100 отдельных теорий наказания, выдвинутых специалистами-правоведами .

Сущность и содержание наказания

Как было сказано выше, число теорий, описывающих наказание очень велико. Ввиду этого разнообразными являются и подходы к сущности и содержанию наказания.

Так, И. Я. Фойницкийписал: «Наказание представляет собой принуждение, применяемое к учинившему преступное деяние… Принуждение наказания заключается в причинении или обещании причинить наказываемому какое-нибудь лишение или страдание; поэтому всякое наказание направляется против какого-нибудь блага, принадлежащего наказываемому, - его имущества, свободы, чести, правоспособности, телесной неприкосновенности, а иногда даже против его жизни» .

Н. С. Таганцевуказывал, что «…из понятия преступного деяния вытекает, что наказание представляется выражением того особого отношения, которое возникает между учинившим это деяние и государством. С точки зрения преступника наказание является последствием им учиненного, с точки зрения государства - мерой, принимаемой вследствие совершенного виновным деяния… Наказание как лишение или ограничение благ или прав является страданием с точки зрения общих условий человеческой жизни, известной средней ощущаемости страданий, безотносительно к тому, как смотрит на него и ощущает его наказываемый» . Помимо этого, он отмечал, что понимание наказания прошло четыре стадии: на первой наказание считалось естественной реакцией общества или конкретного лица на совершениепреступления(оборона или отмщение); на второй оно рассматривалось как божественное воздаяние; на третьей - какэтическоевоздаяние; на четвёртой - как юридическое воздаяние; за этими стадиями, по мнению данного автора, должна было последовать пятая: рассмотрение наказания как социальной защиты, «совокупности социальных мер предупреждения и репрессии, наиболее соответствующих существу преступлений» .

А. Ф. Кистяковскийвыделял следующие признаки наказания: это меры, которые по приговору принимаются против преступника; они причиняют ему страдание и отнимают у него разные виды благ и прав ему принадлежащих; наказание есть прямое следствие преступления; наказание представляет собой отражение от нанесенного удара, является реакцией со стороны общества, интересы которого задеты преступлением .

Профессор С. П. Мокринскийвыделял следующие основные характеристики наказания: уголовное наказание является актом принуждения к страданию; правовое свойство субъекта, причиняющего страдание.

С. В. Познышевполагал, что «уголовное наказание есть принудительное воздействие на личность, назначаемое законом в качестве невыгодного последствия известных деяний, соразмеряемое с характером этих деяний и, в частности, с виною действующего лица и определяемое in concrete или судебными органами государственной власти в особо установленном порядке или - в исключительных случаях - главою государства. Говоря короче, наказание есть юридическое последствие неправды, соразмеряемое с её внутренней и внешней стороной и определяемое в отдельных случаях или судебными органами государственной власти, или главою государства» .

По мнению А. А. Жижиленко, «уголовное наказание есть правовое последствие недозволенного деяния, налагаемое от лица государственной власти в установленном порядке, состоящее во вторжении в сферу правовых благ виновного и выражающее этим оценку учиненного им деяния»

В целом, обобщая существующие в науке точки зрения относительно природы наказания, можно выделить три основных подхода :

    Рассмотрение наказания как карательной меры, сущность которой выражается в лишении и ограничении прав и свобод наказуемого.

    Рассмотрение наказания в первую очередь как меры принуждения, применяемой государством в качестве реакции на совершение преступления.

    Выделение в качестве главного сущностного признака наказания выражения с его помощью отрицательной правовой оценки преступного деяния и лица, его совершившего .

В настоящее время содержание уголовного наказания включает в себя карательные меры (лишение осуждённого определённых прав и свобод), общественное порицание, меры воздействия на осуждённого, призванные предотвратить совершение им новых преступлений (контроль за его повседневной жизнью, наложение ограничений на допустимые виды поведения и деятельности), а также воспитательныемеры (привлечение к труду, предоставление возможности получить образование), направленные на подготовку осуждённого к нормальной жизни в обществе . В процессе отбывания наказания к осуждённому также может применяться принудительное лечение.

Государство, установившее уголовно-правовые запреты на совершение общественно опасных деяний, реагирует на их нарушение. И эта его реакция представляет собой негативное, справедливое и неотвратимое воздаяние виновному за содеянное — кару, которая заключается в осуждении совершенного преступления и порицании лица, его совершившего. Формами выражения такой реакции согласно ст. 2, 6 и 7 УК являются различные «виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений». Все эти меры, к числу которых, кроме наказания, относятся различные виды освобождения от уголовной ответственности и от наказания, условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия — по сути разные формы реализации кары (формы реакции государства на совершение преступления). Поскольку они подлежат применению к лицу, совершившему преступление, за то, что оно совершило преступление, и в меру содеянного им в целях восстановления социальной справедливости , исправления данного лица и предупреждения совершения новых преступлений. В отличие от «иных мер уголовно-правового характера», регламентированных в разделе VI УК (принудительных мер медицинского характера и конфискации имущества), эти (карательные) меры правильнее именовать мерами уголовно-правового воздействия.

Уголовное наказание представляет собой одну из таких мер, в которой наиболее остро проявляется реакция государства на совершение преступления. Наказание возникло именно в связи с необходимостью материализации и практического обеспечения указанной реакции государства; в охране общества от преступных посягательств состоит его социальное назначение и служебная роль. Сущность уголовного наказания — кара, но понимаемая не как намеренное причинение страданий, а как справедливое воздаяние виновному за совершенное им преступление, которое заключается в осуждении совершенного преступления и порицании лица, его совершившего.

В уголовном законе наказание определяется как мера государственного принуждения, применяемая приговором суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43). Таким образом, законодатель определяет уголовное наказание путем указания на следующие его характерные признаки:

  • это мера государственного принуждения;
  • применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления;
  • назначается только по приговору суда;
  • состоит в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного;
  • целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

В своей совокупности эти признаки позволяют отличать уголовное наказание от других мер уголовно-правового воздействия, а также от иных мер принуждения, применяемых государством.

Определяя уголовное наказание как меру государствен но го принуждения, законодатель одновременно подчеркивает триединую мысль:

  • одним из важнейших признаков наказания является принуждение; наказание применяется к осужденному вне зависимости от его согласия; принуждение выступает средством обеспечения соблюдения норм уголовного права и применения к осужденному лишений и ограничений, составляющих содержание назначенного ему наказания, которые он не желает добровольно претерпевать;
  • упомянутое принуждение исходит от государства — наказание представляет собой реакцию государства на совершение преступления, назначается от имени государства и обеспечивается силой государственной власти; приговор суда, вступивший в законную силу, является общеобязательным и подлежит исполнению на всей территории РФ;
  • это принуждение не может быть беспредельным, наказание должно назначаться строго в пределах, установленных законом, — иметь конкретные вид и размер, определяемые с учетом характера и степени общественной опасности преступления в соответствии с установленными законом правилами (гл. 10 УК).

В соответствии со ст. 49, 118 Конституции РФ уголовное наказание носит строго личный характер и может быть назначено только лицу, признанному виновным в совершении преступления. Не может быть подвергнуто наказанию лицо, вина которого в совершении преступления не доказана в установленном законом процессуальном порядке.

Только суд (судья) вправе, рассмотрев материалы уголовного дела по существу, признать лицо виновным в совершении преступления, осудить его и назначить ему наказание, предусмотренное уголовным законом. Никакой другой государственный орган или должностное лицо принять такие решения не вправе. Правоприменительным актом, содержащим такие решения, может быть только обвинительный приговор суда.

Содержание уголовного наказания составляют предусмотренные УК лишения или ограничения прав и свобод осужденного. Характер и объем этих лишений и ограничений определяются стоящими перед наказанием целями (ч. 2 ст. 43 УК) и в свою очередь определяют возможности наказания по их реализации, его карательный, воспитательный и предупредительный потенциал. Каждый отдельный вид наказания и каждая назначаемая осужденному мера наказания содержат (должны содержать) в себе комплекс таких средств воздействия на осужденного (и косвенно также на иных граждан), которые должны быть способны оказывать необходимое и достаточное карательное, воспитательное и предупредительное воздействие на осужденного (и на иных граждан) и позволять в каждом конкретном случае наиболее эффективно реализовать стоящие перед наказанием цели. При этом содержание наказания (любого его вида) могут составлять только такие лишения и ограничения, которые предусмотрены УК: осужденный может быть ограничен в физической свободе, в своих профессиональных или гражданских правах, с него может быть взыскана денежная сумма и т.д.

Осуждение лица к уголовному наказанию влечет за собой специфическое уголовно-правовое последствие — судимость: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК).

Механизм уголовного наказания

В литературе существуют расхождения по вопросу о содержании уголовного наказания и совсем не рассматривается вопрос о механизме его воздействия. Уголовное наказание выполняет известную служебную роль в обществе: оно является средством самозащиты общества от преступных посягательств. Отсюда содержание наказания должно быть таким, чтобы оно было в состоянии выполнить эту важную и сложную роль и обеспечить выполнение вытекающих из данной роли целей утверждения социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Чтобы быть эффективным инструментом воздействия на многоликую преступность, уголовное должно обладать («от природы» и наделяться законодателем) достаточно серьезными возможностями (средствами) по воздействию на многообразные и зачастую весьма опасные проявления преступности, на различные типы преступников. Одновременно при этом оно не должно быть орудием произвола и беззакония. Для этого должны быть обеспечены механизмы реализации указанных весьма серьезных и острых возможностей наказания в соответствии с принципами уголовного законодательства: законности, справедливости, гуманизма и др., т.е. при минимальных социальных издержках в результате применения уголовного наказания должен быть достигнут максимально возможный уголовно-правовой и социальный результат.

Исходя из этого, в соответствии с указанными в законе целями, уголовное наказание должно содержать в себе три основные группы свойств, определяющих его потенциальные возможности, — три группы средств воздействия на осужденных:

  • средства реализации цели утверждения социальной справедливости (кары);
  • средства обеспечения исправления осужденного;
  • средства предупреждения новых преступлений.

Данные три компонента, составляющие содержание наказания, хоть и в разных формах и в разной мере наличествуют у всех видов наказаний. В своей совокупности они составляют потенциал наказания — функциональные возможности конкретного наказания, реализуемые в его функциях, соответственно: карательной, исправительной и предупредительной.

Функции уголовного наказания - это основные направления уголовно-правового воздействия наказания налицо, которому оно назначено, а также на иных неустойчивых лиц в целях утверждения социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В функциях наказания находят проявление его социальное предназначение и сущность. Реализация функциональных возможностей, заключенных в отмеченных выше разнообразных свойствах наказания, во имя осуществления стоящих перед наказанием целей, составляет механизм наказания, изучение которого является актуальной уголовно-правовой проблемой.

Наказание - это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающая в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Наказание - это мера государственного принуждения. Мера ответственности устанавливается приговором государственного института - суда в соответствии с нормами УК РФ, акта, принятого высшим законодательным органом государства. Никакой другой орган (кроме суда) не может назначить уголовное наказание, равно как никакой другой орган, кроме Федерального Собрания РФ, не может устанавливать уголовное наказание за общественно опасное деяние. Исполнение наказания также обеспечивается карательным аппаратом государства.

Только преступление является основанием установления и применения наказания.

Уголовное наказание в целом более сурово, более репрессивно, оно более, чем другие виды юридической ответственности, ущемляет права граждан. Только в рамках уголовной ответственности возможны применение смертной казни, лишение свободы. Те виды наказаний, которые применяются в рамках разных видов ответственности, в уголовном праве тяжелее по срокам и размерам.

Основными целями наказания в отечественном уголовном праве являются восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений осужденным (специальная превенция) и иными лицами (общая превенция).

1. Восстановление социальной справедливости. Оно осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и др.

2. Специальная превенция. Целью наказания является исправление осужденного, воспитание его как непреступника, т. е. лица, не совершающего преступления хотя бы из страха наказания.

3. Общая превенция. Это предупреждение совершения преступлений иными лицами.

4. Возмездие. Эта цель внутренне присуща любому наказанию. В самом деле, суть любого наказания заключается в ограничении или лишении прав, т. е. изменении привычных условий существования в сторону ужесточения. Доктрина отечественного уголовного права определяет, что кара, однако, является не самоцелью, а лишь средством достижения цели исправления осужденных посредством устрашения. К сожалению, далеко не всегда уголовное право последовательно придерживается этого принципа, о чем свидетельствует наличие в УК РФ такого вида наказания, как смертная казнь. Понятно, что в этом случае на первый план выходит цель возмездия за преступление, а об исправлении, естественно, речь уже не идет.


Статья 44 УК РФ устанавливает исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний , расположенных в определенном порядке, от менее к более суровому. Это:

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы (заключается в содержании осужденного в специальном учреждении (так называемом исправительном центре) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора);

8) арест (представляет собой содержание заключенного в условиях строгой изоляции от общества в так называемых арестных домах, режим пребывания в которых строже режима в тюрьмах);

10) лишение свободы на определенный срок;

11) пожизненное лишение свободы;

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда может осуществляться в следующих местах лишения свободы:

o в колониях-поселениях, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие наказания в виде лишения свободы;

o в исправительных колониях общего режима, где содержатся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также осужденные женщины;

o в исправительных колониях строгого режима, где находятся мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы;

o в исправительно-трудовых колониях особого режима для лиц, признанных особо опасными рецидивистами, а также для лиц, отбывающих пожизненное заключение;

o в тюрьме, где могут отбывать наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений;

o в воспитательных колониях, где отбывают наказание лица, не достигшие к моменту вынесения приговора возраста 18 лет;

o в лечебно-исправительных учреждениях, где находятся осужденные, по характеру заболевания нуждающиеся в постоянной медицинской поддержке.

12) смертная казнь.

По характеру причиняемых осужденному лишений виды наказания можно разделить на следующие группы:

1) виды наказания, связанные главным образом с моральным воздействием на осужденного (лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград);

2) виды наказания, связанные в основном с ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);

3) виды наказания, связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф);

4) виды наказания, связанные в основном с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и др.).

Кроме того, существует иная классификация наказаний:

1) основные наказания - это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);

2) дополнительные наказания - это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград);

3) наказания, которые могут быть как основными, так и дополнительными, т. е. данные наказания можно не только назначать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказания в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Смертная казнь является исключительным, самым тяжким наказанием, поэтому она может согласно УК РФ применяться лишь к лицам, совершившим особо тяжкие преступления. Конституция РФ ограничила сферу применения смертной казни. Теперь смертная казнь предусмотрена только за особо тяжкие преступления против жизни. На практике же с 1999 г. она не применяется, поскольку в России еще не во всех субъектах Федерации возможно рассмотрение судом с участием присяжных заседателей дел, связанных с преступлениями, за совершение которых установлена смертная казнь.

Смертная казнь не может назначаться женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим возраста 65 лет. Во всех случаях, когда подсудимому угрожает возможность назначения смертной казни, он имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Смертная казнь возможна лишь при наличии таких отягчающих обстоятельств, которые свидетельствуют о полной и окончательной деградации виновного. После вынесения смертного приговора каждый осужденный может быть помилован указом Президента РФ. Ходатайство о помиловании может возбуждаться самим осужденным, его защитником, родственниками, трудовыми коллективами, администрацией мест лишения свободы.

В случае помилования смертная казнь заменяется лишением свободы на срок 25 лет либо пожизненным заключением.

В Российской Федерации смертная казнь приводится в исполнение путем расстрела. Вместе с тем в мире применяются другие виды смертной казни:

1) электрический стул;

2) газовая камера;

3) повешение;

4) инъекция яда;

5) забивание камнями.

88. Виды административных правонарушений.
89. Административные наказания. Назначение административного наказания.
90. Субъекты, уполномоченные назначать административные наказания.
91. Понятие, стадии и виды производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
92. Применение мер обеспечения по делам об административных правонарушениях.
93. Возбуждение дела об административном правонарушении.
94. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
95. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
96. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.