Наказание в виде обязательных работ: плюсы и минусы. Наказание в виде исправительных работ

Курсовая по уголовному праву(общая часть) на тему «исправительные работы как вид уголовного наказания»

Введение……………………………………………………………………....3

I) Понятие исправительных работ……………………………….................4

II) Цели исправительных работ как вида уголовного наказания................8

III) Порядок исполнения наказания……………………………...................14

Заключение……………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………….25

Введение

Достижение целей наказания, как меры воздействия на того, кто совершил преступление, во многом, как уже отмечалось, обеспечивается соблюдением принципа индивидуализации. А это, в свою очередь, возможно лишь при наличии в законе широкого спектра разных видов наказаний. Именно в законе, поскольку перечень наказаний определяет закон (ст. 2 УК). Значение исчерпывающего перечня состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которого в нем нет.

По возможности определения срока все виды наказаний можно разделить на две группы: срочные (исправительные работы, обязательные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе, ограничение свободы, лишение свободы) и разовые (одноактные - штраф, конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь). При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ.

Исправительные работы - традиционный для уголовного права нашей страны вид наказания. В новом УК РФ исправительные работы предусмотрены в санкции 83 составов преступлений. Кроме того, в 20 составах против военной службы указаны санкции в виде ограничения по военной службе, назначаемые вместо исправительных работ. Рассмотрим более подробно вид уголовного наказания - исправительные работы.

Понятие исправительных работ

Исправительные работы как вид уголовного наказания заключаются в принудительном привлечении осужденного к труду по основному месту его работы на срок, указанный в приговоре, с удержанием в доход государства определенной доли его заработка (ст.50УК). Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК. В содержании этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма уголовного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации (учреждении, предприятии), где он работал до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива, а при благоприятных семейных условиях и со стороны близких. В то же время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью по срав­нению с обязательными работами, главным образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательный характер исправительных работ проявляется, во-первых, в обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, как уже было сказано, в материаль­ном воздействии - удержании части его заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, не означает оставления его в прежней должности. Преступления нередко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую должность, на новое место работы. Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся там, где работает осужденный. Уголовный кодекс устанавливает предельные сроки исправительных работ - от двух месяцев до двух лет (ч. 1 ст. 50). Регламентируются в УК и размеры удержаний из заработка осужденного: они установлены в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50).

Предусмотрена также ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам: суд в таких случаях может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. З ст.50УК). Как видно из текста закона, при замене исправительных работ другим, более строгим наказанием соотношение их (кратность) определяется степенью тяжести того наказания, которым они заменяются. Поскольку наиболее суровым из них является лишению свободы, закон устанавливает соотношение один к трем.

Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции. Порядок их исполнения регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры обращаются к исполнению не позднее 15 дней со дня поступления в инспекцию распоряжения суда. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет, осужденные контролируют соблюдение ими условий отбывания наказания и исполнение предписаний приговора. Администрация по месту работы осужденного осуществляет контроль за поведением осужден­ных, производит удержания из зарплаты осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке, уведомляет инспек­цию о переводе осужденного на другую работу или увольнении, об уклонении его от отбывания наказания и т.п., применяет меры поощрения и взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать ус­тановленный порядок и условия отбывания наказания, добросо­вестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности и запре­ты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться само­стоятельно либо встать на учет в центре занятости. Он не вправе отказываться от предложенной центром занятости работы. Осуж­денному в период отбывания наказания запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. Во время отбывания наказания осужденному админи­страцией предприятия, где он работает, по согласованию с инспек­цией предоставляется очередной отпуск продолжительностью 18 дней.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность возложения на осужденных к данному виду наказа­ния дополнительных обязанностей и запретов. К их числу относят­ся (с учетом степени и характера опасности преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания): запрещение пребывать вне дома в определенные часы, выезжать с места жительства в выходные дни, а также в период отпуска, пребывать в определенных местах города (округа); обязанность до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию (обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев). В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам; при длительной болезни инспекция входит с представлением в суд об освобождении его от отбывания наказания. В то же время в срок наказания не засчитывается время, когда осужденный не работал (кроме случаев болезни), а также время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением. За хорошее поведение и добросовестный труд осужденным могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов (см. ст. 45 УИК).

Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, за нарушение порядка и условий отбывания данного наказания к осужденным может применяться взыскание в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы о злостном уклонении от отбывания наказания инспекция на­бавляет в суд представление о замене этого наказания другим. Злостным уклонением уголовно-исполнительный закон считает: повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после письменного предупреждения либо если осужденный скрылся с целью уклониться от отбывания наказания. В Федеральном законе “О введении в действие Уголовного ко­декса Российской Федерации” от 13 июня 1996 г. в связи с тем, что новый УК предусматривает отбывание исправительных работ только по месту работы, предписано, что лицам, осужденным к исправительным работам не по месту работы осужденного (по ст. 27 УК 1960 г.), назначенное наказание заменяется штрафом в размере суммы, подлежащей удержанию в доход государства. Выплаченные на момент введения в действие УК суммы подлежат зачету. Назначенный в этом случае штраф не может превышать максимального размера штрафа, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. По содержанию исправительные работы относятся к подсистеме наказаний, ограничивающих трудовые и связанные с ними экономические права. По самостоятельности назначения - к основным, по срочности - к срочным видам наказания. Исправительные работы отнесены законодателем к основным видам наказания. Как таковые они могут применяться лишь в случаях, когда предусмотрены санкцией статьи Особенной части. Кроме того, исправительные работы могут быть определены осужденному в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе (ст. 64), и при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65). При отбывании исправительных работ труд является принудительным, о чем свидетельствуют соответствующие нормы УИК РФ, предусматривающие ряд ограничений в процессе трудовой деятельности осужденного.

Исправительные работы могут отбываться только трудоспособными осужденными. Поскольку Трудовой кодекс РФ устанавливает, что привлекаться подростки, как правило, начиная с 16-летнего возраста, следует признать, что данное наказание не может назначаться лицам моложе этого возраста. Достоинство данного наказания в том, что оно приведет к трудоустройству неработающих осужденных. Вместе с тем, большинство осуждавших к этому наказанию к моменту осуждения имели работу. Им нельзя будет назначить исправительные работы. Суд фактически встает перед дилеммой: лишение свободы или штраф, ибо предусмотренные в УК обязательные работы, ограничение свободы и арест, помещенные между штрафом и лишение свободы, не применяются, поскольку ни арестных домов, ни исправительных центров, ни полноценных уголовно-исполнительных инспекций, способных исполнять контроль за исполнением обязательных работ, в уголовно-исполнительной системе пока еще нет. Не предусмотрено для этого и финансовых ассигнований. Если учесть финансовое положение многих осужденных, которые попросту не смогли бы заплатить штраф, становится ясно, что многие из них окажутся в местах лишения свободы. В итоге применение исправительных работ может сократиться.

Цели исправительных работ как вида уголовного наказания

Цель наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, т.е. достижение социальных результатов, к которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

Согласно ст.43 УК Уголовного Кодекса РФ 1996 года «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений». Причём, «наказание не ставит перед собой цель причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах). Впервые подобное определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Согласно Уложению наказание должно преследовать три цели:- восстановление социальной справедливости,- исправление,- устрашение.

Цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказание виновного должно свидетельствовать о торжестве справедливости и законности в обществе; сама деятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.

Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы. На цель исправления обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда от 11.07.72 г. №5 «О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы»- наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества; подчёркивается, что назначение этого наказания является эффективным средством исправления правонарушителей. А в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким» имеются указания – в пункте 2 говориться, что «доказательством исправления осуждённого служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних – и к обучению».

Новый УК от 1996 года не связывает цель исправления с перевоспитанием, т.к. воспитание – это длительный процесс, который длится всю жизнь и поэтому нереально ожидать от осуждённого перевоспитания за 3-5 лет. Важно, чтобы он не совершал новых преступлений, а по какой причине – из-за боязни наказания или в силу внутренней нравственной переоценки – не столь важно. Традиционно наиболее важными целями наказания считается общее и специальное предупреждение преступления. Учёные считают, что предупредительная значимость наказания – не в его жестокости, а в его неотвратимости. Предупредительное воздействие наказания состоит из общего и частного предупреждения. Общее предупреждение подразумевает, что принудительное воздействие на осуждённого имеет следствием то, что другие лица удержаться от такого же преступного посягательства в дальнейшем. Под частным предупреждением понимается профилактика совершения новых преступлений самим осуждённым.

Существуют две точки зрения о задачах частного предупреждения:1) её задача состоит в создании особых условий во время отбывания наказания, исключающих мысль о возможности совершить новое преступление;2) под частной превенцией понимается создание условий, устраняющих возможность совершить преступления только во время наказания. Частное предупреждение следует отличать от исправления. При исправлении основная задача заключается в том, чтобы впредь не совершались преступления, а при частном предупреждении главным является показать преступнику, что за его противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан.

В современной уголовной политике в области применения наказания существуют три направления, по которым реализуется цель предупреждения:1) сокращение реального применения лишения свободы;2) расширение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего исправительных работ и штрафа;3) дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы.

Цели наказания достигаются органическим единством его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Также не менее значимо и надлежащее исполнение назначенного наказания. На сегодняшний день законодатель закрепил ставшую традиционной в теории уголовного права концепцию наказания - меры государственного принуждения. Исправительные работы предусмотрены санкциями ст.115,118,125,129 и др. за нетяжкие преступления (умышленное причинение легкого вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности и др.). Исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части. В связи со сложностями экономического развития в России применение данного вида наказания в последние годы уменьшается. Например, если в 1992 г. этот вид наказания был назначен 19,5% осужденным, то уже в 1993 г. - 18,1%. В 1994г. - 14,8%. в 1995 г. - 9,4%. в 1996 г. - 8,2%.Так, в 2002 г.-5% .

Серьезные изменения в системе наказаний произошли с принятием УК РФ 1996 года. Видами наказания теперь являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Следует сказать, что уголовное законодательство Российской Федерации содержит наибольшее количество наказаний по сравнению с другими развитыми странами мира. В зарубежных государствах применяются два - четыре основных наказания, в их числе лишение свободы, штраф и смертная казнь (там, где она не отменена). В УК РФ - тринадцать видов наказания. Теоретические исследования, анализ практики исполнения отдельных наказаний, изучение истории и опыта применения зарубежного уголовного законодательства позволяют заявить, что обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы для применения в борьбе с преступностью не имеют.

В ст. 21 УК РСФСР 1960 года виды наказаний перечислялись от более строгих к менее строгим, а в УК РФ 1996 года они расположены в обратном порядке. На первый взгляд, ничего тут особенного нет, от перемены мест ничего не меняется. Однако это не так. В уголовном законодательстве порядок размещения видов наказания имеет важное правовое значение. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 80 УК РФ при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК. Часть 1 ст. 60 УК предписывает, что при назначении наказания суд должен соблюдать требования закона: "...более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания". Закон предусматривает, что исправительные работы являются более суровым видом наказания, чем штраф. Казалось бы, что это аксиома, но на практике она подвергается сомнению.

Так, по ч. 1 ст. 158 УК судом может быть назначен в качестве основного вида наказания как штраф от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, так и исправительные работы от одного года до двух лет .Возьмем минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 158 УК, т.е. 200 минимальных размеров оплаты труда. Представим, что минимальным размером оплаты труда является 100 руб. Значит, осужденный должен будет заплатить штраф в размере 20 тыс. рублей. Возьмем и нижнюю границу удержания при исправительных работах, т.е. пять процентов от месячной заработной платы.

Представим, что средняя месячная зарплата составляет 800 руб. Поэтому осужденный к исправительным работам будет ежемесячно платить 40 руб. Если он осужден к одному году исправительных работ, то уплатит всего 480 руб. Рассмотрим другой вариант: виновное лицо осуждено к максимальному размеру штрафа - к 700 минимальным размерам оплаты труда, т.е. ему придется уплатить 70 тыс. рублей штрафа. Если же виновный будет осужден к двум годам исправительных работ с удержанием из заработной платы двадцати процентов ежемесячно, то за два года он выплатит всего 3840 руб. Эти несложные расчеты говорят о том, что штраф для лица, совершившего преступление (например - кражу), является более строгим видом наказания, чем исправительные работы, и материальные последствия для него при штрафе более серьезны. Существующее положение противоречит еще и следующему. Согласно ч. 5 ст. 46 УК в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется исправительными работами. По замыслу законодателя замена штрафа исправительными работами является мерой, усиливающей наказание. Приведенный расчет свидетельствует об обратном. Изучено более 50 приговоров, вынесенных по ч. 1 ст. 158 УК, по которым назначено наказание в виде исправительных работ. При этом ни в одном приговоре суд не объяснял, почему им был избран такой вид наказания, а не более мягкий, т.е. штраф. Нет сомнения, что суд поступает так именно потому, что исправительные работы - фактически более мягкий вид уголовного наказания, чем штраф.

Рассмотрим более подробно вид уголовного наказания - исправительные работы.Карательный характер этого вида наказания связан с определенным ограничением трудовых и экономических прав осужденного. Это проявляется прежде всего в том, исправительные работы предполагают принудительный труд, что не всегда может совпадать с трудовыми интересами виновного. Например, в процессе отбывания наказания осужденный к исправительным работам не может по собственному желанию уволиться без письменного разрешения уголовно- исполнительной инспекции, срок отбывания исправительных работ не засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж. Дополнительные ограничения может наложить и уголовно-исполнительная инспекция - с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужденного и других обстоятельств, в частности, запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, обязать его являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Такие ограничения также входят в карательную составляющую исправительных работ как вида уголовного наказания.

В юридической литературе встречается мнение о том, что исправительные работы представляют собой замаскированный штраф, взимаемый в рассрочку. Внешне это действительно выглядит так. Однако есть и существенные различия. Так, если штраф - это обычно единовременное взыскание, то исправительные работы протяженны по времени; штраф не сопряжен с ограничениями трудовых прав, а исправительные работы, как было показано, сопряжены; штраф может быть и основным, и дополнительным видом наказания, в то время как исправительные работы - только основным; штраф может назначаться и нетрудоспособным лицам, а исправительные работы - только трудоспособным лицам. Соответственно не могут быть идентичными и специфические цели штрафа и исправительных работ. Не могут совпадать такие цели исправительных работ и лишения свободы, несмотря на то что в обоих случаях имеет место принудительный труд, так как отбывание наказания в случае исправительных работ отбывается без изоляции осужденного от общества.

С учетом изложенного полагаю, что специфической целью исправительных работ как вида уголовного наказания является привлечение осужденного к принудительному труду, сопряженное с частичной компенсацией как прямого материального ущерба, так и ущерба нематериального характера, причиненного преступлением, и исправительным воздействием на осужденного.

Порядок исполнения наказания

Исполнение наказания в виде исправительных работ регламентируется ст. 39-46 УИК РФ и реализуется уголовно-исполнительными инспекциями. Инспекция не позднее 15 дней со дня получения соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) обязана привлечь осужденного к отбыванию наказания по основному месту работы.

Исправительные работы сейчас существуют лишь одного вида - по месту работы осужденного и выражаются в ряде право ограничений лица, отбывающего данный вид наказания (удержания из заработной платы в размере, установленном приговором суда, запрещение увольнения с работы по собственному желанию, ежегодный отпуск предоставляется лишь в размере 18 рабочих дней). Осужденный может уволиться с работы по собственному желанию лишь с письменного разрешения инспекции (с проверкой обоснованности причин увольнения); отказ в увольнении должен быть мотивированным, он может быть обжалован осужденным в установленном порядке.

Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. Если осужденный не имеет работы, то он обязан устроиться на работу самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им, а также администрации организаций, где работают осужденные, порядок и условия отбывания наказания и требования приговора. Инспекции проводят с осужденными воспитательную работу, контролируют их поведение, применяют меры поощрения и взыскания, а также устанавливают дополнительные обязанности и запреты. В необходимых случаях они направляют осужденных в службы занятости для трудоустройства, дают разрешение на увольнение по собственному желанию, принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин. Инспекции проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Кроме того, инспекции в случае злостного уклонения осужденных от отбывания исправительных работ могут входить в суд с представлением о замене исправительных работ другим более строгим видом наказания. Для осужденных, отбывающих исправительные работы, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, их личности, поведения во время отбывания наказания в целях предупреждения совершения новых правонарушений, уголовно-исполнительная инспекция вправе запретить пребывание осужденного вне дома в определенное время суток, запретить ему покидать место жительства в выходные дни, а также во время отпуска либо пребывать в определенных местах района, города. Кроме того, может обязать осужденного до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. Все эти обязанности и запреты могут быть установлены на срок до шести месяцев, а в случае необходимости продлены на такой же срок в пределах срока отбывания исправительных работ.

Отсутствие работы у осужденного не освобождает его от исполнения возложенных на него обязанностей и соблюдения запретов. Основными обязанностями осужденных к исправительным работам являются соблюдение порядка к условий отбывания наказания, добросовестное отношение к труду, исполнение возлагаемых на них дополнительных обязанностей и устанавливаемых запретов, а также являться по вызову в инспекцию.

Закон определяет, что срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания . Осужденный обязан отработать все рабочие дни, приходящиеся на календарный месяц, если он этого не сделал без уважительных причин, то отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки количества рабочих дней. Уважительными причинами признаются все случаи невыходов на работу, при которых сохраняется заработная плата, либо лицо было признано безработным. Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из инспекции копии приговора суда и других документов. При суммарном учете рабочего времени срок наказания исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. В срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал без уважительных причин, а также время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним. Не засчитывается в срок наказания, кроме того, и время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время пребывания под стражей по другому делу.

Если осужденный заболел тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, инспекция направляет в суд представление об освобождении от отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной, инспекция также входит в суд с представлением об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Закон возлагает на администрацию организации, в которой работает осужденный, определенные обязанности: правильно и своевременно производить удержания из его заработной платы и перечислять удержанные суммы в соответствующий бюджет, осуществлять контроль за поведением осужденного на производстве и содействовать инспекции в проведении воспитательной работы; соблюдать условия исполнения и отбывания наказания, установленные правовыми нормами. Кроме того, администрация обязана уведомлять инспекции о примененных мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно сообщать о переводе осужденного на другую должность или о его увольнении с работы. За неисполнение указанных обязанностей соответствующие должностные лица могут быть привлечены к ответственности. В случае ухудшения материального положения осужденного инспекция, сам осужденный, администрация организации, в которой он работает, могут обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного. Суд принимает решение о таком снижении с учетом всех доходов осужденного.

В качестве мер поощрения инспекция может сократить сроки и объем обязанностей и запретов, которые были применены к осужденному. Кроме того, к осужденным, доказавшим свое исправление, может быть применена такая мера поощрения, как представление к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания являются: не поступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока; неявка в инспекцию без уважительных причин; нарушение установленных обязанностей и запретов; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В качестве взыскания инспекция может в письменной форме предупредить о замене исправительных работ другим более строгим видом наказания. Если осужденный повторно после объявления ему предупреждения нарушил порядок и условия отбывания наказания либо скрылся с места жительства и местонахождение его неизвестно, то такой осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск к может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток. В отношении таких осужденных инспекция направляет в суд представление о замене не отбытой части исправительных работ другим видом наказания - ограничением свободы (из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ), арестом (из расчета один день ареста за два дня исправительных работ) и лишением свободы (из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ).

Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Статья 42 УИК РФ регламентирует исчисление срока исправительных работ. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу. Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Статья 43 УИК определяет обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам. На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: · правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; · контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; · уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44 УИК определяет порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Статья 46 УИК РФ определяет ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: · неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; · неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; · прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Согласно ч.5 ст. 50 исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Существенной новеллой в новой редакции УК РФ является то, что исправительные работы назначаются только лицам, не имеющим постоянного места работы. Данная новелла направлена на увеличение эффективности применения уголовного наказания. Работающим лицам в этом случае может быть назначена более действенная мера наказания, которая окажет на них более ощутимое воспитательное воздействие. В данном случае возможно назначение обязательных работ, которые осужденный обязан отбывать во время свободное от основной работы на различных муниципальных объектах. В то же время, работающим лицам может быть назначено наказание в виде штрафа, которое по замыслу законодателя окажет более существенное воспитательное воздействие на осужденного, чем ранее применяемое наказание в виде исправительных работ, которое осужденные отбывали по основному месту работы. Назначение наказания в виде исправительных работ лицам, не имеющих постоянного места работы имеет своей целью обеспечить их социальную адаптацию с одной стороны, и оказать помощь органам местного самоуправления в укомплектовании малопрестижных вакансий на предприятиях муниципальной сферы, для работы на которые по замыслу законодателя должны направляться лица осужденные к исправительным работам. В данном случае законодатель по своему содержанию в плане места отбывания наказания приблизил исправительные работы к обязательным работам. Хотя возможно, было более бы целесообразным исключить их вообще из системы наказаний, полностью заменив обязательными работами как это делается и очень эффективно в странах Европы. В данном случае по отношению к осужденному наряду с карательной функцией выполняется социальная функция, заключающаяся в трудоустройстве. В данном случае законодатель не сделал никаких ограничений по профилю организаций, куда трудоустраивается осужденный – унитарное предприятие, коммерческое предприятие (ООО, АО и т.д.) или ПБОЮЛ. Подразумевается, что главным фактором в данном случае является факт заключения трудового договора. Весь вопрос в том, захочет ли работодатель заключить с таким работником трудовой договор.

В теории российского уголовного права исправительные работы оценивались неоднозначно. Так, М.М.Исаев считал исправительные работы, отбываемые по месту работы, имущественным взысканием, замаскированным штрафом . В.Д.Меньшагин также называл исправительные работы замаскированным штрафом, взимаемым в рассрочку. Он пришел к выводу, что исправительные работы - более мягкое наказание, чем собственно штраф, так как соответствующая сумма уплачивается осужденным не сразу . Вместе с тем исправительные работы отличаются от штрафа следующими признаками: · По характеру исполнения - штраф, как правило, единовременное взыскание (за исключением рассрочки платежа), исправительные работы, протяженные во времени. · По социально-правовым последствиям - исправительные работы влекут за собой некоторые ограничения в трудовой деятельности, штраф таких ограничений не влечет. · По порядку исполнения этих видов наказания в случае уклонения от них осужденного - исправительные работы могут быть заменены ограничением свободы или лишением свободы, штраф этими видами наказания заменен быть не может. · Исправительные работы - только основной вид наказания, в то время как штраф может быть и основным, и дополнительным. · Исправительные работы не могут назначаться нетрудоспособным, штраф может быть назначен и таким лицам.

Заключение

Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практики применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем.

Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.

При характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений следует выделить прежде всего ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.

1. Дементьев С.Н. Исправительные работы как меры уголовного наказания. Краснодар.2000.

2. Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Рарог А.И. "Уголовное право", М.: Мунускрипт,2003.

3. Здравомыслов В.М. Уголовное право. Общая часть. М.2005.

4. Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. - М.,2006.

5. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов М., 2003

6. Конституция РФ 1993. М.,2007.

7. Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / Законность. 1999. № 10.

8. Куринов "Научные основы квалификации преступле­ний. Учебное пособие для студентов", М.: Издательство МГУ 1984

9. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М.2006.

10. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогенная ситуация / Российская юстиция. 1999. № 8.

11. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. М.,2007.

12. Уголовное право. /Под редакцией Козаченко И. Я. - М.: НОРМА,2006.

13. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ

14. Уголовный Кодекс РФ

15. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.2006.

С. 6 - Таганцев Н.С. Русское уголовное право./ Лекции. Часть общая: В 2 т. М., 2006

Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов
М., 2003

С. 4 - Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Пособие к лекциям. Часть общая.
СПб, 2005

Уголовно- исполнительный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 N 11-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 16.03.1999 N 49-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 19.06.2001 N 85-ФЗ, от 11.06.2003 N 75-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ). "Российская газета" от 16.01.1997.

Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.

Меньшагин В.Д. О принудительных работах по месту работы//Социалистическая законность. 1938. N 12

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.


2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).


3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.




Комментарии к ст. 39 УИК РФ


1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ - исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы - одна из немногих альтернатив лишению свободы.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).

Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.

Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.

Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.

Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.

Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.

Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается "в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства".

Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).

Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.

Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.

2 - 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.

На предварительном учете состоят осужденные:

Не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

Уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;

Не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.

Таким образом, на этом учете состоят осужденные, которые не отбывают наказание без уважительных причин. На контрольном учете состоят осужденные:

Не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

Не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);

Уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения;

Выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел;

Не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ;

В отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью;

В отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;

Находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни;

В отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Условно их можно рассматривать как лица, в отношении которых решается вопрос об их трудоустройстве или привлечении к ответственности.

На учете разыскиваемых состоят осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел.

За совершение противозаконного деяния, описанного в УК РФ, преступник должен понести наказание. Судья может назначать основную меру ограничения – тюремное заключение и дополнительную. Если статья, которая нарушена субъектом уголовного производства, не тяжелая, за нее могут быть показаны исправительные работы как вид уголовного наказания. Исправительные работы как вид уголовного наказания что это такое, вы можете посмотреть в ст. 50 УК РФ. Эта же 50 статья УК РФ описывает основания для назначения этой меры ответственности и способы ее погашения.

Что такое исправительные работы по УК РФ, известно не многим, в большинстве случаев, человек знакомится с этим термином, когда уже переступил закон. Исправительные работы УК РФ позиционирует, как один из видов уголовного наказания. Суть их заключается в привлечении к трудовой деятельности, провинившегося человека, в принудительном порядке. Этот вид наказания назначается осужденному, который имеет основную трудовую деятельность и ее не имеет.

Назначается этот тип наказания на срок от двух месяцев до двух лет, в зависимости от характера совершенного преступления. Для несовершеннолетних граждан, совершивших преступление, максимальный срок исправительных работ – 365 дней. Минимальная ответственность для всех групп и возрастных категорий правонарушителей, составляет 61 день.

Из заработной платы преступника будут взымать от 5 до 25% в государственную казну. При расчете взыскания из заработка, не исключаются налоги и другие платежи. Осужденный обязан соблюдать порядок отбывания наказания, и относиться к труду добросовестно. Выполнять исправительные работы, можно по официальному месту трудоустройства осужденного, или в местах, которые будут определены местными органами управления. Как правило, это государственные предприятия в регионе места жительства. Приговоренный человек, не имеет права отказываться от предложенной ему трудовой деятельности. В период отбывания наказания, Уголовный Кодекс запрещает увольняться по собственному желанию.

Мало кому известно, но во время выполнения исправительных работ, срок несения наказания засчитывается, даже если субъект правонарушения отправляется на больничный. В ситуации, когда нарушитель заболел, ему все равно будут насчитываться денежные средства, именно из этой суммы, будут проводиться регулярные, назначенные судьей, взыскания в государственную казну.

В случае если осужденный человек, всячески уклоняется от выполнения наказания, его могут заменить лишением свободы. Расчет отбывания наказания, будет рассчитываться – 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ.


Назначенные судом исправительные работы, не обязывают нарушителей закона менять официальное место трудоустройства. Человек остается на прежнем месте, но запись в трудовой книжке, существенно влияет на дальнейшие отношения в коллективе и продвижение по карьерной лестнице.

Очень важно отметить тот факт, что привлечь к ответственности за совершенное преступление, в данной форме, можно не всех. Согласно установленному законодательству, существует круг лиц, которым запрещено назначать этот вид наказания.
Среди них можно отметить:

  • инвалидов первой группы;
  • беременных женщин;
  • женщин, у которых есть дети до 3 лет;
  • военнослужащих.

Данная мера наказания не назначается лицам, трудоспособность которых временно ограничена. Согласно части 1. ст. 45 УК России, работы исправительного характера, применяются только в форме основного наказания, но они могут заменять собой штраф и другие виды ответственности, кроме лишения свободы. Важно отметить, что исправительные работы, могут применяться беременным преступницам, совершившим тяжкие и особо тяжкие нарушения закона, в виду отсрочки отбывания основного наказания.

Огромное количество людей путает исправительные с обязательными работами. Испарительные работы, человек осуществляет по месту официального трудоустройства, и с него взымаются средства в казну государства. Обязательные работы, человек, провинившийся перед законом, должен выполнять в свободное от работы время, и осуществлять эти работы, он обязан бесплатно. С него также не взыскиваются средства в государственную казну.

Принудительные работы, считаются более суровым наказанием, они назначаются за совершение преступлений – тяжких, и средней тяжести. Ими может быть заменено лишения свободы. Это наказание заключается в привлечении субъекта уголовного правонарушения к труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы. Назначаются они на срок до пяти лет. Эта форма ответственности не может назначаться несовершеннолетним гражданам, в отличие от двух вышеперечисленных мер исправления.

Порядок выполнения наказания


Координирует выполнения наказания – Уголовно Исполнительная Инспекция. В компетенцию работников данной службы входит наблюдение за тем, насколько точно соблюдается режим отбывания наказания. За тщательностью выполнения, назначенной работы, следит также администрация предприятия и официальный работодатель. Кроме исполнительного инспектора, осуществлять воспитательные мероприятия, по отношению к осужденному, может и администрация.

Для того чтобы предупредить совершение новых преступлений, человеку, привлеченному к ответственности, запрещено перебывать за пределами своего дома – с 11 часов вечера до 7 часов утра. Запрещается уезжать из города в выходные дни и на праздники. Несовершеннолетний нарушитель обязывается два раза в месяц регистрироваться в УИИ.

При нарушении отбывания наказания, к осужденному будут приняты ужесточенные меры. Преступник будет приговорен к лишению свободы, аресту и отправке в исправительное учреждение, если:

  • после вынесения предупредительного письма повторно не явился в УИ инспекцию, без уважительной причины;
  • не является на работу или имеет прогулы рабочего времени;
  • появляется на работе в алкогольном или наркотическом опьянении.

Судья может заменить назначенное ограничение, не только в худшую, но и в лучшую для осужденного, сторону. Согласно ст. 93 УК РФ, осужденный и его защитник, могут подавать соответствующее ходатайство в уголовно-исполнительную инспекцию. Если ходатайство одобрят, так как оно аргументировано хорошим поведением, и добросовестным выполнением возложенных обязанностей, человека могут освободить от дальнейшего исполнения наказания или уменьшить срок его отбывания.

Наказания в данной форме используются для исправления человека, совершившего правонарушение уже давно. Дело в том, что на психику человека, огромное воздействие имеют осуждающие и недоброжелательные взгляды людей из его окружения – коллег, знакомых, соседей и подчиненных. Огромное количество граждан, дорожат мнением своего окружения и других людей. Именно поэтому, единожды оказавшись в такой неловкой ситуации, как выполнение исправительной работы, у человека навсегда пропадает желание повторно переступить закон. При выполнении этой формы ответственности, человек не изолируется полностью от общества, он ведет привычную жизнь с определенными ограничениями, которые дают ему возможность задуматься над своим поведением.

Если исправительные работы назначаются людям в качестве смягчения меры наказания. Они дают возможность преступнику искупить свою вину перед обществом, выполнить, что-то полезное для сограждан, вместо совершенного ранее нарушения, которое повлекло за собой неблагоприятные последствия. В любом случае, этот вид наказания, считается одним из самых лояльных, и действенных на преступников, которые совершили правонарушение впервые.

  • 5. Понятие уголовной ответственности. Стадии ее реализации. Основания.
  • 6. Понятие и признаки преступления. Категории преступлений. Понятие квалификации и ее значение.
  • 7. Понятие состава преступления. Виды составов. Значение состава преступления. Соотношение состава преступления и преступления.
  • 8. Объект преступления. Понятие. Виды объектов. Соотношение объекта и предмета преступления.
  • 9. Понятие и значение объективной стороны. Обязательные признаки. Общественно-опасное деяние. Понятие, виды. Условия уголовной ответственности за бездействие.
  • 10. Понятие преступных последствий, их виды и значение.
  • 11. Причинная связь. Понятие, значение, условия ее становления.
  • 12. Факультативные признаки объективной стороны
  • 13. Понятие субъекта преступления и его признаки
  • 14. Специальный субъект преступления. Понятие. Виды.
  • 1. Признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта:
  • 2. Физические свойства субъекта – признаки, относящиеся:
  • 3. Взаимоотношение субъекта с потерпевшим – признаки, характеризующие:
  • 15. Невменяемость. Понятие, признаки, значение.
  • 16. Уменьшенная вменяемость. Понятие, критерии. Правовые последствия признания лица уменьшено-вменяемым.
  • 17. Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения.
  • 18. Понятие субъективной стороны. Ее структура и значение. Понятие вины. Ее формы и виды. Значение вины. Невиновное причинение вреда.
  • 1) Обязательные
  • 2) Факультативные:
  • 19. Двойная форма вины. Понятие, виды. Правовое значение.
  • 20. Факультативные признаки субъективной стороны преступления. Их значение.
  • 21. Ошибка в уголовном праве. Понятие, виды, значение.
  • 22. Понятие и признаки соучастия. Значение соучастия.
  • 23. Формы и виды соучастия.
  • 1. По наличию или отсутствию предварительного соглашения:
  • 2. По характеру выполнения объективной стороны преступления:
  • 24. Виды соучастников. Характеристика их деятельности.
  • 25. Ответственность соучастников. Эксцесс исполнителя. Понятие. Виды.
  • 26. Прикосновенность к преступлению. Понятие, формы. Отличие от соучастия.
  • 27. Приготовление к преступлению. Понятие, формы. Пределы ответственности. Отличие от обнаружения умысла и покушения.
  • 28. Покушение на преступление. Понятие, виды. Пределы ответственности. Отличие от приготовления и оконченного преступления.
  • 29. Добровольный отказ от преступления. Условия его правомерности. Особенности добровольного отказа соучастников.
  • 30. Понятие и виды стадий совершения преступлений.
  • 31. Понятие и признаки множественности. Формы множественности.
  • 32. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм. Способы преодоления конкуренции.
  • 33. Понятие необходимой обороны и условия ее правомерности. Превышение пределов необходимой обороны. Мнимая оборона.
  • 34. Условия правомерного причинения вреда или задержании лица, совершившего преступление.
  • 35. Понятие крайней необходимости и условия ее правомерности. Отличие от необходимой обороны.
  • 36. Причинение вреда под воздействием психического и физического принуждения при обоснованном риске, при исполнении приказа.
  • 37. Понятие уголовного наказания и его признаки. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения.
  • 38. Цели наказания. Понятие. Характеристика целей по действующему законодательству.
  • 39. Понятие системы наказаний. Принципы построения. Основные и дополнительные наказания.
  • 40. Лишение свободы. Понятие. Виды. Порядок назначение судами видов исправительных учреждений лицам, осужденным к лишению свободы.
  • 41. Характеристика штрафа как вида наказания.
  • 42. Исправительные работы. Понятие, сроки, порядок назначение.
  • 43. Смертная казнь как вид наказания.
  • 44. Ограничение свободы и арест как вид наказания.
  • 46. Лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью.
  • 47. Общие начала назначения наказания. Понятие. Виды.
  • 48. Значение санкции при назначении наказания. Исходная мера наказания и способы ее определения.
  • 49. Обстоятельства, отягчающие наказание. Понятие, виды
  • 50. Обстоятельства, смягчающие наказание. Понятие. Виды.
  • 51. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом.
  • 52. Назначение наказания за неоконченное преступную деятельность и при рецидиве преступлений.
  • 53. Назначение наказания по совокупности преступления.
  • 54. Назначение наказания по совокупности приговоров. Правила сложения разнородных наказаний.
  • 55. Условное осуждение. Понятие. Значение. Отмена условного осуждения или продление испытательного срока.
  • 56. Освобождение от уголовной ответственности. Понятие, виды, значение.
  • 57. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим.
  • 58. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки.
  • 59. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Исчисление сроков давности, основания их приостановления.
  • 60. Освобождение от наказания. Понятие, значение, виды.
  • 61. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
  • 62. Освобождение от наказания в связи с болезнью.
  • 63. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
  • 64. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора. Приостановление давностных сроков.
  • 65. Амнистия и помилование. Понятие. Их правовое значение.
  • 66. Судимость. Понятие. Значение. Снятие и погашение судимости.
  • 67. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Основания. Пределы назначения наказания.
  • 68. Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие. Виды. Порядок применения.
  • 69. Особенности освобождения от наказания, условно-досрочное освобождение, погашения судимости и давности сроков для н/летних.
  • 70. Принудительные меры медицинского характера. Понятие, виды, основания применения.
  • 71. Основные черты уголовного права Англии.
  • 72. Основные черты мусульманского уголовного права.
  • 73. Основные черты уголовного права Германии.
  • 74. Способ совершения преступления как признак объективной стороны преступления.
  • 75. Основные черты уголовного права Франции.
  • 42. Исправительные работы. Понятие, сроки, порядок назначение.

    Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, а равно не имеющего его. Осужденный, имеющий место работы отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, которые находятся в районе места жительства осужденного. Из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере от пяти до двадцати процентов.

    Исправительные работы не назначаются:

    лицам, признанным инвалидами первой группы;

    беременным женщинам;

    женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

    военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

    военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

    Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания.

    Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.

    В срок наказания не засчитываются:

    время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам;

    время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;

    время отбывания административного взыскания в виде ареста;

    Удержания производятся из заработной платы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного.

    Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета:

    Один день ограничения свободы за один день исправительных работ;

    Один день ареста за два дня исправительных работ;

    Один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

    Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный:

    Скрывшийся с места жительства;

    Допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из названных нарушений: неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    Основания применения исправительных работ. Этот вид наказания применяется только как основное наказание в тех случаях, когда оно предусмотрено санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса. Исправительные работы могут быть также назначены по основаниям, предусмотренным ст. 64 и 80 УК РФ.

    Исправительные работы могут заменить штраф в случае злостного уклонения от его уплаты.

    а) оказывает психологическое воздействие на осужденного, воплощая в себе упрек государства;

    б) ограничивает права осужденного на перемену места работы - косвенно - возможности профессиональной карьеры во многих сферах (государственная служба, банковская деятельность, система образования и многие другие);

    в) порождает имущественные последствия, уменьшая реальный заработок осужденного. В то же время исправительные работы как вид наказания в целом экономичны, не связаны с разрывом позитивных социальных связей осужденного.

    В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован, а решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

    При этом осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.

    Возвращаются полностью в случае отмены приговора с прекращением дела суммы, удержанные из заработка осужденного.

    Исполнение исправительных работ. Они отбываются по основному месту работы осужденного. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с ними воспитательную работу; контролируют поведение осужденных; при необходимости направляют их в органы службы занятости для трудоустройства; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно; применяют меры поощрения и взыскания, а также устанавливают обязанности и запреты (например, запрет на пребывание вне дома в определенное время, на пребывание в определенных местах и т.п.); выдают разрешение на увольнение осужденных с работы по собственному желанию в период отбывания исправительных работ.

    Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. К исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние, начиная с 16-летнего возраста. Исправительным работам не могут быть подвергнуты военнослужащие. Это наказание заменяется им наказанием в виде ограничения по военной службе в соответствии с ч.2 ст.51 УК.

    В срок наказания включаются дни, когда осужденный работал, и из его заработка производились удержания, а также все дни, когда он не работал, но в соответствии с законодательством получал заработную плату, например, в случае вызова в суд в качестве свидетеля, во время болезни и т.п. Засчитывается и время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, например, имел освобождение по уходу за больным членом семьи, а также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным.

    Срок отбывания наказания уменьшается, если осужденный содержался под стражей до суда по данному делу из расчета: один день содержания под стражей засчитывается за три дня исправительных работ.

    Новая редакция Ст. 50 УК РФ

    1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

    2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

    3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

    4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

    5. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Комментарий к Статье 50 УК РФ

    1. Исправительные работы - мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и заключающаяся в исправительно-трудовом воздействии на осужденного, не имеющего основного места работы, на объекте, определяемом органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.

    2. Данный вид наказания назначается на срок от двух месяцев до двух лет. При этом из заработной платы осужденного ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, - от 5 до 20% заработка осужденного.

    2.1. В удержания включаются все виды дополнительных выплат (в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения). В процессе удержания заработка осужденного учитываются денежная и натуральная части его заработной платы. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платежным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно (п. 89, 91 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

    2.2. Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (например, в счет исправительных работ, алиментов, судебных исков) не должен превышать 70% (п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

    2.3. Удержания не производятся из: а) пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения; б) выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. ч. 4 ст. 44 УИК; п. 92 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

    3. Исполнение наказания осуществляют уголовно-исполнительные инспекции (см. ч. 5 ст. 16 УИК).

    4. Исправительные работы в отношении несовершеннолетних назначаются и приводятся в исполнение с учетом положений гл. 42 Трудового кодекса. Это наказание может быть назначено осужденному подростку на срок до одного года (см. ч. 4 ст. 88).

    5. Срок исправительных работ исчисляется в годах и месяцах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Началом срока отбывания наказания в виде исправительных работ считается день выхода осужденного на работу. В этот срок не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, в том числе период, когда исправительные работы не исполнялись в связи с отсрочкой их исполнения; отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержания под домашним арестом или стражей в порядке меры пресечения по другому делу; болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним, и т.д. (см. ч. 1 - 3, 7 ст. 42 УИК).

    6. В период отбывания данного наказания осужденный не вправе уволиться с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Он также не вправе отказаться от предложенной ему работы (см. ч. 3, 4 ст. 40 УИК).

    7. При злостном уклонении осужденного от отбывания данного наказания суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытый срок исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

    Замена осуществляется из расчета: а) один день ограничения свободы за один день исправительных работ; б) один день ареста за два дня исправительных работ; в) один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

    8. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный: а) повторно нарушивший порядок и условия отбывания наказания (что выразилось в прогуле, появлении на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, неявке в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин и т.д.) после объявления ему предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания; б) скрывшийся с места жительства, местонахождение которого неизвестно (см. ч. 1, 3 ст. 46 УИК; п. 110 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

    9. Исправительные работы не применяются к лицам, признанным инвалидами первой группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских должностях рядового или сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 коммент. статьи).

    Другой комментарий к Ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации

    1. Рассматриваемое наказание ограничивает право осужденного свободно распоряжаться своими способностями к труду (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Удержания из заработка дополнительно придают ему имущественный характер.

    2. Исправительные работы, назначаемые трудоустроенному лицу, исполняются по его основному месту работы. То, где будет отбывать наказание безработный осужденный, определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. В последнем случае лицо должно трудиться в районе своего места жительства; не допускается отказ от предложенного вида деятельности.

    Любой осужденный к исправительным работам не вправе уволиться по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Его ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 18 рабочих дней. Остальные предусмотренные законодательством виды отпусков предоставляются на общих основаниях.

    Применение анализируемой карательной меры не исключает для лица возможность работать по совместительству, заниматься предпринимательской деятельностью.

    3. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах. Отработанный месяц засчитывается в срок наказания, если количество дней, когда осужденный работал, равно или превышает количество рабочих дней. В противном случае отбывание исправительных работ продлевается на соответствующее количество дней.

    В срок наказания не входит время, когда осужденный не работал, в том числе по уважительным причинам.

    4. Удержания, предусмотренные ч. 3, производятся из заработной платы с учетом денежной и натуральной ее частей, всех дополнительных выплат. При расчете из заработка не исключаются налоги, другие платежи, не принимаются во внимание претензии по исполнительным документам.

    Удержания также могут осуществляться из пособия по безработице, ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.