Порядок призыва на военную службу граждан рф. Военный призыв в армию – почётная обязанность или тяжкая повинность

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663
"Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации"

В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 23, ст. 2857);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 39 "О внесении дополнения в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 5, ст. 392).

Положение
о призыве на военную службу граждан Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее - призывники).

II. Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе

2. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.

Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющего статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, и доводятся:

до высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - штабами соответствующих военных округов;

до главы местной администрации - соответствующим военным комиссариатом.

3. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников.

4. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований):

а) разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу;

б) оказывает необходимую помощь организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в выполнении установленных законодательством Российской Федерации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу;

в) представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, а также в орган местного самоуправления - на выделение технических работников и предоставление средств связи, транспортных и других материальных средств, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу;

г) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования;

д) вносит в призывную комиссию предложение о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу;

е) организует при содействии органа местного самоуправления и должностных лиц организаций проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, и работы по разъяснению населению законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам исполнения воинской обязанности;

ж) организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников;

з) обеспечивает отбор и своевременную подготовку материалов для проведения проверок органами федеральной службы безопасности граждан, подлежащих призыву на военную службу, для исполнения специальных обязанностей военной службы;

и) обеспечивает членов призывной комиссии нормативными правовыми актами и иной документацией, необходимой для проведения призыва на военную службу;

к) выполняет в пределах своей компетенции иные задачи по вопросам призыва на военную службу.

5. Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

6. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).

7. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

8. После принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель - глава местной администрации или иной представитель местной администрации совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.

9. Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке в сопровождении представителей организаций.

10. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.

12. В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.

13. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

14. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

15. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

16. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.

17. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

18. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.

19. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

20. Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.

21. По завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.

22. При отмене решения о призыве на военную службу в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись об отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу, заверяется подписью военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) - заместителя председателя призывной комиссии и печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Аналогичная запись делается в учетной карте призывника.

24. В целях обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи их представителям воинских частей по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяются и оборудуются территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - сборный пункт).

При необходимости по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть выделен и оборудован для совместного использования один сборный пункт, работу которого организует военный комиссариат при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот сборный пункт.

25. Для организации работы сборного пункта военным комиссариатом при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается временный штат администрации сборного пункта под руководством начальника сборного пункта. Начальник сборного пункта подчиняется начальнику отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата.

26. Указания о порядке и сроках направления призывников на сборные пункты доводятся до военных комиссариатов муниципальных образований военными комиссариатами после получения ими из штаба соответствующего военного округа выписки из плана отправки в войска (силы) граждан, призванных на военную службу.

27. Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви по сезону.

28. Явка призывников в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для последующей отправки на сборный пункт назначается исходя из установленного срока прибытия их на сборный пункт. При этом учитывается время, необходимое в последующем для обеспечения призывников вещевым имуществом, ознакомления с ними представителей воинских частей и формирования воинских эшелонов (команд).

На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей военных комиссариатов муниципальных образований и организаций.

29. На сборном пункте призывники обеспечиваются вещевым имуществом по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Во время нахождения на сборном пункте они обеспечиваются питанием по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

На сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости, а также проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками.

30. На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты муниципальных образований запрещается.

31. До убытия со сборного пункта к месту прохождения военной службы в отношении граждан, призванных на военную службу и не имеющих воинских званий, издается приказ военного комиссара о присвоении воинского звания рядового, а в отношении граждан, призванных на военную службу и имеющих воинские звания, издается приказ военного комиссара о направлении их к месту прохождения военной службы. В документах персонального учета этих граждан (военном билете, персональной электронной карте (для граждан, направляемых для прохождения военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации) и учетно-послужной карточке) делаются соответствующие записи о присвоении воинского звания (о направлении к месту прохождения военной службы) и о дате убытия со сборного пункта. В военном билете и учетно-послужной карточке все записи заверяются подписью военного комиссара (начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата) и печатью военного комиссариата, а в персональной электронной карте записи заверяются усиленной неквалифицированной электронной подписью военного комиссара (начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата).

32. Решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в военные комиссариаты муниципальных образований.

33. В течение 15 дней с даты окончания призыва глава местной администрации - председатель призывной комиссии совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) информирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об итогах призыва.

В течение 25 дней с даты окончания призыва высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - председатель призывной комиссии субъекта Российской Федерации совместно с военным комиссаром представляет в Министерство обороны Российской Федерации доклад об итогах призыва.

Раздел III. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований

34. При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и , подпунктом "в" пункта 3 , пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

35. Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

36. В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.

Призыв граждан на военную службу — обязательная процедура, через которую прошли множество российских мужчин. Служба в армии помогает сделать из недавних подростков настоящих воинов, готовых с оружием в руках защищать просторы нашей Родины.

Организация призыва граждан на военную службу в армию

Порядок призыва на военную службу состоит из целого комплекса различных мероприятий, направленных на то, чтобы пополнить ряды армии Российской Федерации . Данный комплекс отличается следующим алгоритмом действия:

  1. Сначала призывнику нужно явиться на медицинский осмотр, где будет проведён полный комплекс мер по определению состояния его здоровья, после чего будет освидетельствование и заключение медицинской комиссии о категории годности или негодности призывника в качестве солдата;
  2. Признанному годным для прохождения военной службы призывнику нужно прийти в военкомат в назначенное время, и находится там до отправки в военную часть.

Граждане, подлежащие призыву, должны в обязательном порядке состоять на учёте в военкомате. Призыв на военную службу возложен на специальную комиссию, которая занимается всем комплексом необходимых мероприятий.

Призыв на военную службу, кто обязан служить по закону России

  1. В первую очередь — это граждане подлежащие призыву на военную службу и контрактники (которые служат на добровольных основах за плату);
  2. Иностранцы, которые могут служить по контракту на должностях, подлежащих замещению. При этом иностранные граждане, во время службы в вооружённых силах РФ, являются военнослужащими российской армии;
  3. Все мужчины, являющиеся гражданами РФ в возрасте от 18 до 27 лет, обязаны осуществлять прохождение военной службы по призыву, если их здоровье позволяет это. Медицинская комиссия должна выявлять граждан, которые не могут служить по состоянию здоровья. Для этого все призывники проходят тщательный медосмотр. Отсрочка от армии по состоянию здоровья может быть предоставлена только по результатам медицинского осмотра и заверена на заседании призывной комиссии.

Призыв на военную службу осуществляется по отношению к гражданам РФ, которые на момент призыва достигли 18 лет. Если гражданин достиг возраста 27 лет и при этом не служил в армии по причине предоставления ему отсрочек на законных основаниях, то выдача военного билета является лишь вопросом времени.

Даты осеннего и весеннего призывов в армию

Граждане призываются во время общих призывов, которые бывают только два раза в год:

  1. Когда начинается весенний призыв в армию (иногда он носит название летнего призыва);
  2. И когда начинается осенний призыв в армию.

Сроки призыва определяются указом президента России, в котором чётко указывается, когда он начинается и когда заканчивается.

Весна – время начала весеннего призыва на военную службу в РФ. Он начинается с первого апреля и продолжается до по 15 июля включительно. Например, в 2018 году весенний призыв в армию прошёл без нововведений, в те же сроки.

Осенью все мужчины, подлежащие призыву на военную службу, должны быть призваны в сроки с 1 октября до 31 декабря. Согласно указу президента РФ, осенний призыв в 2018-19 годах пройдёт в те же сроки.

Существуют исключения для некоторых категорий граждан:

  1. Для жителей Крайнего Севера или подобных районов призыв сдвинут, и сборы проходят весной с 1 мая по 15 июля, а осенью с 15 ноября по 31 декабря;
  2. Граждане, которые непосредственно принимают участие в уборочных кампаниях, призываются осенью с 1 мая по 15 июля;
  3. Педагогические работники имеют такие же льготы, как и участники уборочных кампаний.

Сколько месяцев нужно служить в армии

В настоящее время срок службы в армии РФ по призыву составляет 12 месяцев. Нужно отметить, что нынешние сроки призыва на военную службу наиболее короткие за всю историю российской армии. До 2007 года срок службы в армии РФ составлял долгих два года. В 1993 году было принято решение сократить время военной службы по призыву до полутора лет. Это решение было отменено через три года.

Ходят слухи, что планируют создать новый указ о призыве на военные сборы. По новому закону призывать будут всех, невзирая на возраст, семейное положение и так далее, а срок службы увеличится до двух или трёх лет. Хотя в России законы часто меняются, максимальный возраст призывников останется без изменений – 27 лет. Естественно, что в военное время (когда в стране будет объявлено военное положение) никто не будет смотреть ни на возраст, ни на семейное положение, так как защищать свою Родину обязан каждый мужчина.

Медицинский осмотр в связи с призывом на военную службу

Организация призыва на военную службу в обязательном порядке предусматривает прохождение медицинского освидетельствования на предмет годности. На медосмотры вызываются призывники, чей возраст достиг 18 лет. Для вызова на медкомиссию применяются повестки, которые вручаются призывникам под роспись.

На медосмотры вызываются все призывники кроме тех, кто имеет отсрочки или чей возраст достиг 27 лет. Комиссия по призыву принимает решение о годности или негодности, только опираясь на результаты медицинского осмотра.

Не стоит забывать, что каждый призывник имеет определённые права. Например, он может требовать более тщательного обследования, если медицинская комиссия военкомата не нашла у него хроническое заболевание, которое у него присутствует.

Призывная комиссия выносит решение о годности к военной службе, руководствуясь результатами медосмотра. Категории годности бывают следующими:

  1. Полностью годен к любой службе в вооружённых силах;
  2. Годен к службе в армии с ограничениями, которые носят незначительный характер (например, не может служить в спецназе или в лётных войсках);
  3. Может служить в вооруженных силах России ограниченно (как правило, таких призывников отправляют в стройбат);
  4. Временно не может быть годным к службе (таких призывников отправляют на лечение или операции);
  5. Совершенно не годен к военной службе в армии РФ (таким призывникам сразу выдаётся военный билет).

Бывает так, что дать полное заключение о состоянии здоровья конкретного призывника не представляется возможным на месте. Призывник, знающий свои права, может потребовать амбулаторное или стационарное лечение в клиниках, которые располагают необходимым оборудованием для определения состояния его здоровья.

После прохождения лечения или обследования призывник обязан явиться на повторную комиссию, в адрес которой должны быть высланы документы о состоянии его здоровья. Права призывника допускают отказ от прохождения повторной комиссии, если документы из медицинского учреждения ещё не пришли в военкомат.

Выдача заключений о годности призывной комиссией

После полного прохождения медицинского осмотра призывная комиссия может принять одно из перечисленных ниже решений:

  1. Решение о призыве на военную службу;
  2. Решение о направлении на гражданскую службу (иногда её называют рекрутской, что в корне неверно, так как рекрутскую службу отменили ещё в 1874 году);
  3. Решение о освобождении от данного призыва;
  4. Решение о том, что данный призывник будет служить в запасе;
  5. Решение о полном освобождении от исполнения долга воинской обязанности.

Решение призывной комиссии сразу же заносят в протокол, который подписывается председателем и всеми членами комиссии. Кроме этого, решение записывается в учётную карточку призывника и его удостоверение.

После того, как призывнику объявляют решение призывной комиссии о призыве на службу, ему вручают повестку, согласно которой он обязан явиться на пункт отправки. С данного пункта его отправят к месту прохождения срочной службы. За неявку по повестке наступает уголовная ответственность и призывника могут объявить в розыск, если он не предоставит справок о невозможности прибытия по независящим от него причинам.

Призыв офицеров запаса на военную службу

Призыв офицеров запаса регулируется законом «О воинской службе» и должен соответствовать следующим правилам:

  1. Сначала следует пройти медкомиссию;
  2. После прохождения военный комиссар принимает решение о годности к службе в составе военнослужащих;
  3. Человек получает приказ (предписание) о месте прохождения будущей службы и дате её начала.

Кроме этого, офицеры запаса могут призываться как в обычном порядке (после окончания вуза), так и согласно плану.

Уклонение от призыва на военную службу

Часто бывает так, что присяга в армии кажется делом невыносимым, а последующая служба тяжким бременем сковывает свободолюбивого парня. Многим просто не хочется терять год жизни. Именно такие люди пытаются всеми способами уклониться от службы в армии.

Некоторые не воспринимают приказ о начале набора в армию всерьёз и начинают скрываться. Прежде чем последовать примеру «уклонистов» следует чётко понимать, что уклонение от службы в армии является преступлением и может наказываться вплоть до тюрьмы.

Чем грозит неявка в военкомат или призывной пункт:

  • Штрафы – это наиболее эффективное средство, которое не сильно наказывает, но вместе с тем хорошо ощущается;
  • Злостных неплательщиков штрафов могут привлечь к общественным работам;
  • Тех, кто постоянно бегает от участкового и военкома, может ждать арест, сроком до полугода;
  • Самое суровое наказание за уклонение от воинского призыва – это тюрьма. Согласно законодательству РФ, за уклонение можно получить срок до двух лет.

Не стоит думать, что если вы отсидели в тюрьме за уклонение, от вас отстанут. Всё равно долг Родине придётся отдавать, только служить придётся, скорее всего, в стройбате.

Как поступить с работой перед уходом в армию

Если вас забирают в армию, работодатель может вас уволить только по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Согласно этой статье, трудовой договор прекращается по независящим от сторон обстоятельствам. При этом работодатель обязан выплатить выходное пособие в размере двухнедельного заработка.

На практике часто встречается, что многие работодатели пользуются правовой неграмотностью молодых людей и увольняют их либо без выходного пособия, либо по собственному желанию. Всем призывникам стоит помнить, что увольнение в связи с призывом на военную службу обязательно сопровождается выплатой пособия.

Призыв на военные сборы

Не так давно был подписан указ о призыве на сборы (которые могут длится до 2 месяцев) граждан, находившихся в запасе. Согласно указу, любого гражданина РФ, который находится в запасе, могут призвать на военные сборы.

Сборы проходят не более двух месяцев (чаще всего две три недели), поэтому не стоит сильно расстраиваться, если вы получили повестку. Нужно помнить толь две важные вещи:

  1. Нежелание участвовать в сборах, подтверждаемое соответствующими действиями (или бездействием), является преступлением, которое может наказываться штрафом или даже тюремным заключением;
  2. Любого военнослужащего запаса, даже самого необходимого специалиста, не могут призывать чаще, чем раз в 36 месяцев.

Основной целью ежегодных сборов является обновление навыков и умений, полученных во время прохождения военной службы по призыву военнослужащими, поэтому на сборы, как правило, призываются программисты, связисты, инженеры и прочие граждане, которые обладают востребованной в данный момент профессией в армии.

Перед тем, как отправить вас на сборы, военкомат обязан уведомить об этом повесткой, которая вручается под роспись. Так как некоторые несознательные граждане специально не получают повестки, широко практикуется метод вручения повесток через непосредственного работодателя потенциального «партизана». В этом случае избежать сборов довольно проблематично.

Не стоит думать, что военные сборы проходят для «галочки». Большую часть времени придётся посвятить активным действиям по переподготовке и обновлению знаний. Более того, «партизан» могут направить в зону реальных боевых действий, а уж участие в различных учениях – это нормальная практика.

Особенности службы по призыву

Так как военнослужащие, которые проходят срочную службу по призыву, являются особой категорией граждан РФ, то они имеют ряд особых прав и обязанностей:

  1. Одной из главных обязанностей военнослужащих, является подписка о неразглашении военных сведений и государственных тайн. Кара за разглашение государственной тайны может достигать 7 лет тюремного заключения;
  2. Военнослужащие, не имеют права участвовать в любых забастовках или митингах.

Стоит отметить, что права и обязанности людей которые проходят срочную военную службу по призыву довольно существенно отличаются от прав и обязанностей «контрактников».

Служба в армии России всегда считалась почётной. Новобранцы не только получают необходимую физическую подготовку и навыки владения оружием, но часто могут участвовать в реальных боевых действиях. Кроме этого, солдаты участвуют в масштабных боевых учениях, которые в последние годы проводятся достаточно регулярно.

Главные принципы службы в армии

Главной причиной, по которой молодые люди регулярно уклоняются от воинского призыва, является традиционная армейская дисциплина. Большинство призывников не привыкли беспрекословно выполнять чужие распоряжения и являются противниками главной армейской заповеди – «приказы не обсуждаются».

Граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы:

паспорт (свидетельство о рождении);

справку о семейном положении;

справку с места работы или учебы;

документ об образовании;

медицинские документы о состоянии здоровья;

имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта - квалификационные удостоверения;

получившие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях РОСТО или образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, - соответствующее свидетельство или удостоверение. Водители, кроме того, - удостоверение на право управления автотранспортным средством;

прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, - справки (удостоверения) о прохождении подготовки в этих объединениях.

3. Накануне дня заседания призывной комиссии ее члены и врачи-специалисты по документам личных дел призывников тщательно изучают граждан, вызываемых на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, знакомятся с требованиями к отбору призывников в команды, в которые они предварительно предназначены.

4. Граждан, прибывающих в военный комиссариат на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, встречает дежурный по призывному пункту (на период призыва назначается из числа офицеров или прапорщиков военного комиссариата), который знакомит их с порядком прохождения комиссии, разъясняет им обязанности призывников и ведет учет явившихся на основании списков по дням явки.

5. У каждого прибывшего гражданина начальник 2-го отделения военного комиссариата проверяет наличие и соответствие установленным требованиям представленных им и имеющихся в личном деле призывника документов и уточняет записи в учетной карте призывника . В ходе беседы и из содержания представленных документов выявляются изменения, происшедшие в семейном положении гражданина, состоянии его здоровья, образовании, профессиональной подготовке и в других вопросах. В случае отсутствия у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении него соответствующее решение, он направляется начальником 2-го отделения за недостающими документами. При этом ему устанавливается срок повторной явки на заседание призывной комиссии с вручением под личную подпись повестки.

Результаты бесед заносятся в лист изучения .

6. После проверки представленных документов и уточнения записей в личном деле гражданин направляется к специалисту по профессиональному психологическому отбору для оценки его нервно-психической устойчивости, а затем на медицинское освидетельствование.

7. Граждане, прошедшие медицинское освидетельствование, направляются на заседание призывной комиссии, работа которой организуется и проводится в следующем порядке:

врач, руководящий работой врачей-специалистов по медицинскому освидетельствованию граждан, докладывает результаты медицинского освидетельствования гражданина, заключение о категории его годности к военной службе, показателе предназначения к прохождению военной службы;

члены призывной комиссии уточняют у гражданина: состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения, определенного комментируемым Федеральным законом .

Решение призывной комиссии принимается большинством голосов.

Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. По его требованию ему выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии, в который внесено указанное решение.

8. В конце каждого рабочего дня председатель призывной комиссии обязан лично проверить, все ли граждане из числа вызывавшихся явились на заседание призывной комиссии, принять меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (по организации их розыска).

В случае уклонения гражданина от мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, председатель призывной комиссии или военный комиссар района в установленном порядке направляют в соответствующий территориальный орган внутренних дел персональные письменные обращения для принятия мер по обеспечению его прибытия на указанные мероприятия.

9. Накануне отправки призывников на сборный пункт военный комиссариат района обязан:

подготовить на отправляемых личные дела призывников;

составить в четырех экземплярах именной список призывников , направляемых в составе команды на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы;

обеспечить призывников, при необходимости, продовольственно-путевыми деньгами. Возмещение расходов лицам, назначаемых из числа представителей органа местного самоуправления и военного комиссариата для сопровождения команд, до сборного пункта и обратно, производится в порядке, определенном для лиц, направляемых в служебную командировку.

10. В день отправки призывников на сборный пункт проверяется полнота их явки, они опрашиваются о состоянии здоровья, а также проверяется наличие:

паспорта;

удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

соответствующих удостоверений о военно-учетных специальностях, полученных в образовательных учреждениях РОСТО, начального и среднего профессионального образования;

водительского удостоверения - у водителей транспортных средств;

исправной одежды и обуви (по сезону).

У призывников, отправляемых на сборный пункт, изымаются удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и под личную подпись выдаются военные билеты. Если по каким-либо причинам отправка призывника не состоялась, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с произведенной в нем соответствующей отметкой возвращается владельцу, а военный билет у него изымается, о чем производится запись в учетной карте призывника.

В случае неявки призывника для отправки в войска военный комиссар района в именном списке на команду делает отметку о причине его неявки за своей подписью и заверяет ее гербовой печатью военного комиссариата. Принимаются меры к полному укомплектованию команды, отправляемой на сборный пункт.

Старшему из числа сопровождающих команду призывников военный комиссар вручает под роспись:

три экземпляра именного списка призывников по форме N 25 . Первый и второй экземпляры данного списка предназначены для передачи начальнику сборного пункта, a третий, на котором начальник сборного пункта расписывается в приеме команды (с указанием количества принятых граждан) и который заверяет гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации, возвращается в военный комиссариат района с сопровождающим команды. В последующем второй экземпляр списка в день отправки команды со сборного пункта к месту прохождения военной службы возвращается в военный комиссариат района с отметками против каждой фамилии отправленных: когда (число, месяц и год) и каким воинским эшелоном (командой) призывник отправлен в войска (на флот). Этот экземпляр списка подписывается начальником сборного пункта и заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Возвращенный со сборного пункта в военный комиссариат района второй экземпляр списка учитывается по журналу входящих документов. На основании данных списка в соответствующей графе учетно-алфавитной книги против фамилии каждого отправленного призывника делается отметка: "Отправлен "__"____ __ г. воинским эшелоном (командой) N _____", после чего этот экземпляр списка подшивается и хранится вместе с третьим экземпляром в деле военного комиссариата района в течение пяти лет. Первый экземпляр списка с отметками, когда и каким воинским эшелоном (командой) отправлены лица, внесенные в список, подшивается в дело военного комиссариата субъекта Российской Федерации и хранится в течение пяти лет;

20. Комментируемой нормой регулируется порядок призыва на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

21. После получения задания на призыв офицеров запаса военный комиссар района и начальник 3-го отделения военного комиссариата оценивают наличие и качественную характеристику офицеров запаса, подлежащих призыву и возможность выполнения задания. На офицеров запаса, подлежащих к призыву на военную службу, отбираются учетные документы.

22. Для ведения целенаправленной работы по отобранным кандидатам на призыв составляется список офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, исходя из задания на призыв. В данный список включаются все офицеры запаса, имеющие военно-учетные специальности, указанные в задании на призыв, а также имеющие гражданскую специальность, родственную военно-учетной специальности, по которой получено задание на призыв.

Офицеры запаса, имеющие право на отсрочку (освобождение) и не подлежащие в текущем году призыву по различным причинам, учитываются в списке офицеров запаса в возрасте до 27 лет, имеющих право на освобождение и отсрочку от призыва.

23. Ha отобранных для призыва на военную службу офицеров запаса подбираются личные дела для предварительного изучения. Выявляются офицеры запаса привлекающиеся или привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся под следствием, состоящие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах, а также имеющие право на освобождение и отсрочку от призыва на военную службу.

24. Офицеры запаса вызываются в военный комиссариат повестками установленного образца.

25. Военный комиссар в ходе беседы изучает семейное положение, состояние здоровья и другие вопросы, влияющие на принятие решения о призыве на военную службу. Результаты беседы отражаются в листе изучения кандидата на призыв. В отношении офицера запаса принимается одно из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Решение военного комиссара в отношении офицера запаса записывается в лист изучения, который подписывается военным комиссаром, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса. В графе 6 книги учета делается соответствующая запись.

26. Медицинское освидетельствование офицеров запаса при призыве их на военную службу проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

27. Освидетельствование офицеров запаса проводится по распоряжению военного комиссара района военно-врачебной комиссией военного комиссариата района. Оформление заключений военно-врачебной комиссии записываются в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии и кроме того:

в отношении лиц, признанных годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями, - в карту медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе (приложение N 20 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации);

в отношении лиц, признанных не годными к военной службе, - в свидетельство о болезни (приложение N 8 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации), которые направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного округа;

в отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, - заполняется карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе (приложение N 20 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Российской Федерации), которая направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного комиссариата субъекта Федерации.

Офицеры запаса, призванные на военную службу (при наличии приказа Министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу), но еще не отправленные к месту службы и заявившие жалобы на состояние здоровья, военным комиссаром направляются на освидетельствование в гарнизонные или госпитальные военно-врачебные комиссии.

28. Нормативно предусмотрен специальный порядок проведения призыва на военную службу граждан, непосредственно после окончания государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

Начальник военной кафедры при образовательном учреждении высшего профессионального образования после получения задания на призыв граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса, оканчивающих вуз, проводит предварительный отбор кандидатов на призыв на военную службы. На отобранных кандидатов составляются списки по установленной форме, которые направляются в военный комиссариат района по месту расположения учебного заведения. Отбору подлежат граждане не имеющие права на отсрочку.

29. Военный комиссар района по месту расположения учебного заведения указанных в списке граждан направляет на медицинское освидетельствование в целях определения категории годности к военной службе. Граждане подлежат медицинскому освидетельствованию как офицеры запаса.

30. Военный комиссар района в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

31. Ha граждан, отобранных военным комиссаром района для призыва на военную службу, начальник военной кафедры оформляет необходимые документы (призывной материал) и направляет их в военный комиссариат субъекта Российской Федерации. Перечень документов определяют управления кадров военных округов. После проверки представленных документов военным комиссаром субъекта Российской Федерации они направляются в управление кадров военных округов в установленном порядке.

32. Офицер запаса, призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, должен прибыть в военный комиссариат района не позднее трех суток, после окончания учебного заведения за получением отпускного билета и предписания на убытие к месту службы.

Если в течение месяца после окончания учебного заведения гражданин, на которого поступила выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации, не откомандирован к месту военной службы по различным причинам, его личное дело с выпиской из приказа о его призыве направляется в течение пяти дней в военный комиссариат района по месту жительства офицера. Данный офицер откомандировывается к месту военной службы военным комиссаром района по месту его жительства в установленном порядке. Указанные офицеры, не откомандированные в течение месяца после окончания высших учебных заведений к месту службы без уважительной причины, теряют право на получение отпуска перед откомандированием к месту службы. Уважительными причинами служат: нахождение на излечении, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призванного на военную службу офицера запаса (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился офицер запаса, пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника офицера запаса.

33. После получения выписки из приказа министра обороны Российской Федерации на офицера запаса военный комиссар района вызывает его в военный комиссариат повестками установленного образца.

34. Призванным на военную службу офицерам запаса в военном комиссариате района выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы. Второй экземпляр с отметкой о прибытии призванного офицера командир воинской части высылает в военный комиссариат района, который его откомандировал.

35. Офицеры, направленные к месту прохождения военной службы, записываются в книгу учета призванных офицеров.

36. После откомандирования офицера к месту службы его личное дело в трехдневный срок высылается в адрес воинской части, куда был откомандирован офицер.

37. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют военные комиссары.

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);
б) утратил силу с 1 января 2008 года.
2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
5. Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.(С 1 января 2010 года пункт 5 статьи 22 утрачивает силу) .

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу
1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
д) - е) исключены .
2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
е) - ж) утратили силу с 1 января 2008 года .
з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях;
и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах;
л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:(это первый абзац)
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; (второй абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; (третий абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (четвертый абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по: (пятый абзац)
программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (шестой абзац)
программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (седьмой абзац)
программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.(восьмой абзац)
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами шестым или седьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных учреждениях после отчисления за нарушение их уставов, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении, не увеличивается;
б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации.
3..

Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
2. Утратил силу с 1 января 2008 года .

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
2. Утратил силу с 1 января 2008 года .
3. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
4. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 27. Состав призывной комиссии
1. В состав призывной комиссии включаются:
по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;
должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
представитель соответствующего органа внутренних дел;
представитель соответствующего органа управления образованием;

2. В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.
5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
6. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
7. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
1. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются:
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель комиссии;
военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;
представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации;
представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по образованию;
представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации.
2. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
3. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Статья 30. Утратила силу .

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
3. Утратил силу с 1 января 2008 года .
4. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами России в различных воинских формированиях и войсках РФ. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту). На руководителей организаций или ответственных за военно-учетную работу должностных лиц предприятия накладывается ряд обязанностей, в том числе обеспечить гарантии военнообязанным работникам в связи с исполнением воинской обязанности и поступлением на военную службу по контракту. Поговорим о том, кого могут призвать и как оформить отсутствие в компании данного сотрудника, а то и его увольнение с работы, если работника призвали служить.

Кого могут призывать на военную службу?

Д ля начала определимся, кто из работников организации может быть призван на воинскую службу. Это необходимо для правильного оформления отсутствия сотрудника и для признания правомерности данных действий. Всех сотрудников организации согласно Федеральному закону от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ) можно разделить на 4 категории:

  • граждане, подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, не подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
  • граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву, - это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Не подлежат призыву на военную службу следующие граждане (ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):

  1. Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  3. В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
  1. Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
  2. Проходящие или прошедшие военную службу в РФ.
  3. Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  4. Прошедшие военную службу в другом государстве.
  5. Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
  6. Являющиеся сыновьями (родными братьями):
    • а) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
    • б) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют различные категории граждан, подробно перечисленные в ст. 24 Закона № 53-ФЗ. Нам будет интересна только та категория граждан, которая имеет отсрочку от призыва на военную службу: "… признанные временно негодными к военной службе по состоянию здоровья в установленном Законом № 53-ФЗ порядке". Эта категория граждан имеет отсрочку на 1 год и обязана проходить медицинское освидетельствование ежегодно. Таким образом, граждане, попадающие в первую и четвертую категории, могут быть вызваны в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, состоит из следующих этапов (ст. 26 Закона № 53-ФЗ):

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Первая обязанность гражданина, подлежащего призыву, - явка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу). Для этого он должен иметь при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина РФ и другие документы, указанные в повестке.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Законодательство дает исчерпывающий список уважительных причин, поэтому неявка вследствие выполнения трудовых обязанностей уважительной причиной не является. Таким образом, организация обязана отпустить работника, получившего повестку.

Данное требование к организации также закреплено в ст. 170 ТК РФ. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так как воинская служба - это особый вид государственной службы, организация на период исполнения работником своей обязанности освобождает его от работы. Статьей 6 Закона № 53-ФЗ уточнено данное положение. В частности, гражданин освобождается от работы с сохранением за ним места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, при необходимости прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения. При этом работнику организация обязана также возместить расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также выплатой командировочных расходов.

Итак, первоначально гражданин получает повестку (см. Пример 1). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. При получении повестки, присланной на адрес организации, работник, отвечающий за воинский учет, обязан:

  1. сообщить об этом работнику, которому адресована повестка,
  2. взять расписку с работника о получении повестки (см. Пример 2),
  3. подготовить проекты документов для освобождения работника от работы на период, указанный в повестке (см. Пример 3).

Бездействия работника, отвечающего за воинский учет, в этом случае влекут административное наказание по ст. 21.2 КоАП РФ. При этом законодательство не регламентирует получение работником, отвечающим за воинский учет, от работника, которому вручается повестка, расписки. Но тогда у организации нет никаких доказательств факта вручения расписки, и в случае неявки работника в военный комиссариат виновата будет организация и, в частности, работник, отвечающий за воинский учет.

Если период, указанный в повестке, приходится на трудовой оплачиваемый отпуск работника, то согласно ст. 124 ТК РФ его переносят на другое время или продлевают его по желанию самого работника. Оформляется это соответствующим приказом по предприятию.

Отсутствие работника на работе в этот период отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23". В трудовой книжке данное отсутствие никак не отражается.

По возвращении работник предъявляет повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения гражданина в данной организации. Это тем более важно, что явка может быть в повестке на одну дату, а задействован работник будет в течение нескольких дней. Например, медицинская комиссия с привлечением узких специалистов может проходить по определенным дням недели либо узкий специалист принимает только по определенным дням, поэтому процедура проведения медицинской комиссии может в совокупности длиться 2 недели, но общее количество дней может не превышать пяти.

Компенсация расходов

Так как организация на период отсутствия работника выплачивает ему средний заработок, а работник фактически не работает, то организации согласно законодательству положено возмещение затрат. Производится оно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Организации компенсируются следующие расходы:

  • проезд граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно;
  • найм (поднайм) жилья;
  • выплата командировочных (суточных);
  • выплата среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Выплата компенсации данных расходов осуществляется путем перечисления на счет организации компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, соответствующему военному комиссариату. Таким образом, выплату компенсации должен производить военкомат на основании представленных организацией копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить соответствующее письмо, где указать сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации), в частности, указать размер среднего заработка работника, начисленного ему в период выполнения государственных обязанностей.