Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Основные виды и организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (асднр) Классификация аварийно спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.


Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:


  • поисково-спасательные;


  • горноспасательные;

  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);

  • работы по тушению пожаров;

  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная .

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:


  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.

  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.

  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете .


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться , ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы .

ЧС в связи с их разнообразием требуют для каждого их вида соответствующих им организационных форм, методов и технологий АСДНР, которые, в свою очередь, также разнообразны и многочисленны.

Аварийно-спасательное дело постоянно развивается, специализируется, идет по пути разделения труда, внося в практику новые, более совершенные методы, технологии, средства технического оснащения, в том числе специфические для каждого вида работ. В связи с этим, чтобы предметно и детально судить о содержании АСДНР, необходимо рассматривать их применительно к конкретным видам ЧС.

АСДНР могут быть представлены в виде ряда комплексов мероприятий. Первый из них имеет информационно-аналитический характер и включает выявление и оценку возникшей опасности, информирование о ней; второй связан с локализацией и (или) подавлением очагов поражения, прекращением воздействия первичных поражающих факторов, если это окажется возможным; третий направлен на спасение людей, оказание им необходимой помощи, прежде всего медицинской; четвертый связан с исключением возникновения вторичных поражающих факторов на объектах вторичной опасности; пятый посвящен защите и спасению материальных и культурных ценностей; шестой предусматривает меры по восстановлению минимально необходимого жизнеобеспечения. Рассматривая состав типовых комплексов аварийно-спасательных мероприятий, следует иметь в виду, что в них входит также значительная часть мероприятий по защите населения и территорий.

АСДНР в целом можно разделить на две группы работ:

1. Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

2. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

АСР в очагах поражения включают:

Разведку маршрутов движения и участков работ;

Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

Розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т. ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);

Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

Оказание первой помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.

Другие неотложные работы включают:

Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

Санитарная очистка территории в зоне ЧС;

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В обобщенном виде АСДНР включают следующие оперативные мероприятия:

Обнаружение в процессе мониторинга или другим путем факта возникновения стихийного бедствия, аварии, природной или техногенной катастрофы;

Своевременное оповещение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС и населения о возникновении ЧС;

Проведение разведки в очагах поражения и зоне ЧС, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

Установление режима доступа в зону ЧС, охрана общественного порядка в ней;

Обеспечение населения СИЗ;

Укрытие населения и персонала в защитных сооружениях, организация применения СИЗ;

Поиск и спасение пострадавших, извлечение их из-под завалов, вынос из очагов поражения;

Оказание пострадавшим первой помощи, их эвакуация в лечебные учреждения;

Санитарная обработка населения, персонала, участников ликвидации ЧС;

Локализация и (или) подавление первичных и вторичных очагов поражения, обезвреживание источников вторичной опасности;

Эвакуация населения из зоны ЧС;

Разборка завалов, расчистка и оборудование маршрутов движения в зоне ЧС;

Обеззараживание, дезактивация территорий, зданий, сооружений, техники, транспорта, имущества, средств защиты;

Возведение временных и укрепление существующих гидротехнических и других защитных сооружений;

Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на системах жизнеобеспечения и жизнедеятельности;

Учет, идентификация и захоронение погибших;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

Осуществление мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, ветеринарно-профилактических мероприятий;

Информационно-консультативное обслуживание граждан в связи с ЧС.

В процессе АСДНР проводятся также первоочередное жизнеобеспечение населения, распределение средств, поступивших в виде помощи населению, находящемуся в зоне ЧС и эвакуированному из нее.

Действия сил РСЧС в зоне ЧС начинаются с разведки очагов поражения и зоны ЧС.

Разведка в зоне ЧС заключается в выявлении, сборе и передаче органам повседневного управления и силам РСЧС достоверных данных об обстановке в зоне ЧС, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. Обычно организуются следующие виды разведки: общая, инженерная, пожарная, радиационная, химическая, медицинская, биологическая, санитарно-эпидемическая.

Разведка при ликвидации ЧС организуется и ведется непрерывно, вплоть до полного завершения работ, силами и средствами разведывательных подразделений и формирований, привлекаемых к ликвидации ЧС, а также учреждениями наблюдения и лабораторного контроля. При этом различные виды разведки по возможности используются комплексно.

Основными задачами разведки при всех видах ЧС являются:

Выявление масштабов и последствий стихийного бедствия, аварии, природной и техногенной катастрофы, состояния населения в зоне ЧС;

Осуществление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды и развитием обстановки;

Уточнение состояния маршрутов ввода сил, характера разрушений, выявление источников вторичных поражающих факторов, требуемых объемов АСДНР;

Своевременное оповещение органов управления об изменении обстановки, передача данных, необходимых для принятия и уточнения решений на ведение работ.

Выбор видов разведки, способов и технологий ее ведения определяется характером и масштабом возникшей ЧС и условиями обстановки в зоне ЧС. При крупномасштабных ЧС, кроме наземной, организуется воздушная разведка, а в некоторых случаях и космическая.

Наземная разведка осуществляется в целях уточнения обстановки, получения информации о состоянии населения и характере его поражения, предполагаемых объемах АСДНР и мероприятий по их обеспечению. Для ведения наземной разведки в зависимости от характера ЧС из состава разведывательных и специальных подразделений и формирований назначаются разведывательные дозоры общей и специальной разведки.

Разведывательные дозоры общей разведки выявляют и уточняют информацию об общей обстановке в зоне ЧС, количестве пострадавших, степени и характере разрушений и т.д. Разведывательные дозоры специальной разведки (инженерной, пожарной, радиационной, химической и др.) высылаются при наличии или возможности возникновения соответствующих особенностей обстановки, связанной со специфическим характером поражающих факторов, с задачей выявления и уточнения параметров возникших поражающих факторов и характера поражения. При необходимости специалисты-разведчики включаются в состав разведывательных дозоров общей разведки.

Наземная общая разведка ведется в основном с использованием специальных разведывательных машин путем визуального наблюдения, осмотра предметов, объектов, населенных пунктов, гидротехнических сооружений, маршрутов движения, местности в направлениях возможного обхода препятствий, а также образовавшихся завалов и других разрушений. При необходимости для осмотра отдельных предметов от разведывательного дозора могут высылаться пешие разведывательные группы.

Специальная разведка ведется на машинах и пешим порядком с использованием специальных технических средств, а также постами и учреждениями наблюдения и лабораторного контроля путем взятия проб на загрязненность (зараженность) воздуха, воды, объектов внешней среды, замеров уровней ионизирующего излучения, выявления наличия опасных заболеваний и участков, неблагополучных в санитарно-гигиеническом отношении, замеров параметров завалов, затоплений и т.д. В частности, пожарная разведка определяет характер пожаров, направления их распространения, состояние населения, степень загазованности, наличие и возможности источников воды, рубежи, удобные для оборудования противопожарных полос и т. п.

Воздушная разведка ведется на вертолетах и самолетах с задачей уточнения масштабов бедствия, его характеристик и наблюдения за его развитием. Разведка ведется наблюдением, фотографированием, взятием проб воздуха и проведением необходимых замеров.

Во всех подразделениях и формированиях, ведущих АСДНР, а также на пунктах управления организуются наблюдательные посты с задачей выявления и своевременного предупреждения об изменениях обстановки. Наблюдательные посты выполняют задачи визуальным наблюдением и с помощью технических средств.

Информация об обстановке передается установленным порядком на пункты управления, анализируется и докладывается соответствующим руководителям работ. Заинтересованные органы управления информируются в части, их касающейся. Информация о резком изменении обстановки передается и обрабатывается немедленно.

С целью поддержания дисциплины, порядка, предотвращения паники в зоне ЧС организуется охрана общественного порядка. При этом обеспечиваются установленный режим доступа (допуска) в зону, охрана наиболее важных объектов, оставленных без присмотра материальных ценностей, безопасность дорожного движения при ведении работ и эвакуации, недопущение противоправных действий, пресечение ложных и провокационных слухов, массовых беспорядков, контроль за выполнением правил поведения в зоне ЧС и т.п.

При возникновении ЧС в случае необходимости в ее зону доставляются из мест хранения (складов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) и раздаются населению СИЗ, адекватные по защитным свойствам характеру действующих поражающих факторов.

Важнейшей составляющей АСДНР является поиск и спасение пострадавших при ЧС, который ведется разведывательными подразделениями, специальными поисковыми группами и АСФ.

Основными способами поиска пострадавших в завалах и разрушенных зданиях, например, после землетрясений, ураганов, взрывов, а также при оползнях, обвалах, снежных лавинах являются:

Визуальное обследование участка (объекта) спасательных работ;

Использование специально обученных собак (кинологический способ);

Применение специальных приборов;

Свидетельства очевидцев.

В зонах наводнений и катастрофических затоплений, при авариях морских и речных судов, летательных аппаратов поиск пострадавших осуществляется путем визуального обследования зоны бедствия с использованием соответственно вертолетов, самолетов, плавучих средств, а также по свидетельствам очевидцев. При затоплении зданий и сооружений поиск ведется путем осмотра затопленных помещений аквалангистами или водолазами с использованием легководолазного снаряжения.

При ЧС, связанных с радиационным загрязнением или заражением АХОВ, поиск пострадавших ведется способом визуального обследования зоны, с помощью приборов поиска и по свидетельствам очевидцев. При обнаружении пострадавших поисково-спасательные группы по возможности оказывают им необходимую первую помощь, сообщают о месте их нахождения и состоянии спасательным подразделениям.

Способ и технологию спасения конкретного пострадавшего определяет руководитель спасательного подразделения (формирования) исходя из обстановки, местонахождения пострадавшего и его состояния.

Основными способами деблокирования пострадавших, находящихся в разрушенных зданиях и сооружениях, являются разборка завала сверху, сплошная горизонтальная его разборка или деблокирование путем устройства лазов в завале.

Деблокирование пострадавших путем разборки завала сверху применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала и на удалении от его края. Эти работы, исходя из структуры завала, ведутся с использованием инженерной техники, аварийно-спасательного инструмента или только аварийно-спасательного инструмента.

Деблокирование пострадавших путем сплошной горизонтальной разборки завалов применяется при нахождении пострадавших на значительной глубине от поверхности завала и отсутствии в завале полостей, позволяющих путем их расширения деблокировать пострадавших. Работы ведутся с использованием инженерной техники и аварийно-спасательного инструмента.

Деблокирование пострадавших путем устройства лазов в завале применяется при наличии в завале пустот и полостей, позволяющих путем их расширения и фиксации неустойчивых элементов обеспечить доступ к пострадавшему и его эвакуацию из завала. При этом в основном используется аварийно-спасательный инструмент.

Спасение пострадавших, блокированных в замкнутых, заваленных помещениях, проводится путем пробивания проемов в стенах и перекрытиях, устройства проходов к заваленным дверям и окнам. Пробивание проемов в стенах и перекрытиях с учетом их толщины осуществляется с использованием станков алмазного бурения, ручных отрезных машин, с применением гидромолотов или перфораторов. Проходы к заваленным дверным или оконным проемам с учетом масштабов и структуры завалов осуществляются с использованием инженерных машин или вручную.

Спасение пострадавших, находящихся на верхних этажах разрушенных (горящих) зданий и сооружений, осуществляется:

С применением автолестниц при высоте нахождения пострадавших до 30 м;

С применением автоподъемников при высоте нахождения пострадавших до 10 м;

По сохранившимся и временно восстановленным лестничным маршам;

С использованием канатной дороги, спасательного рукава, спасательной веревки, а также вертолетов.

Спасение людей с использованием сохранившихся и временно восстановленных лестничных маршей применяется в основном для выноса пострадавших при ограниченных возможностях использования других способов спасения. Спасение с использованием канатной дороги и спасательного рукава или веревки применяется при нахождении людей выше 10-го этажа, а с использованием вертолетов - при нахождении спасаемых на крышах высотных зданий и невозможности использовать другие способы спасения. Подъем людей на борт вертолета производится в положении зависания его на высоте до 50 м с использованием бортовой лебедки.

При транспортных авариях спасение пострадавших, заблокированных в поврежденных транспортных средствах, осуществляется путем резки блокирующих конструкций с использованием аварийно-спасательного инструмента, извлечения пострадавших, оказания им первой помощи, соответствующей характеру поражения и эвакуации, при необходимости, в лечебное учреждение.

При пожарах спасение людей, заблокированных в горящих и задымленных зданиях и сооружениях, проводится с использованием пожарных лестниц, автоподъемников и автовышек, а также с помощью спасательных рукавов. В крайних случаях применяется растянутый брезент или другой прочный материал в качестве ловушек при приземлении пострадавших, выпрыгивающих из горящих зданий. Защита пострадавших и пожарных в ходе тушения пожара осуществляется путем подачи в соответствующие места пожарных стволов и проведения противодымных мероприятий. Поиск и спасение людей, потерявших сознание или ориентировку в задымленных и горящих помещениях, проводятся специальными поисково-спасательными пожарными группами, оснащенными противопожарными костюмами и индивидуальными дыхательными аппаратами.

При лесных и торфяных пожарах безопасность населения, проживающего в угрожаемых районах, обеспечивается путем заблаговременной эвакуации его в безопасные места. Спасение отдельных лиц или групп населения, заблокированных огнем в зоне лесного пожара, осуществляется вывозом их в безопасное место на вертолетах или выводом через «коридор» в зоне горения, создаваемый противопожарным подразделением путем подавления огня, подачи пожарных стволов, постановки водяных завес.

При радиационных и химических авариях основными способами спасения являются вывод (вынос) пораженных из зон действия поражающих факторов, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) и средств защиты кожи (далее - СЗК), оказание своевременной первой помощи, удаление РВ и АХОВ с открытых участков кожного покрова, применение радиозащитных средств (в том числе препаратов стабильного йода) и антидотов. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, соответствующие виду АХОВ, надеваются на пораженных при нахождении их в зоне поражающих концентраций. Если находящиеся в зоне ЧС защитные сооружения гражданской обороны (далее - ГО) обеспечивают в режимах полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) и фильтровентиляции защиту органов дыхания, они также могут быть временно использованы для укрытия населения и персонала в них.

При наводнениях и катастрофических затоплениях местности спасение населения, проживающего в опасной зоне, обеспечивается своевременным оповещением его об угрожающей опасности, оперативным снятием пострадавших с воды и мест, окруженных водой, и, при необходимости, эвакуацией его в безопасные места. Спасение людей в зоне затопления проводится спасателями на плавающих средствах или с помощью вертолетов. Пострадавшим, находящимся на поверхности воды, подаются подручные спасательные средства (спасательные круги, шары и т.п.) для поддержания их на плаву до подъема на борт плавающего средства.

При авариях, связанных с выбросом РВ, локализация последствий аварии и снижение уровня ионизирующего излучения обеспечиваются проведением комплекса мероприятий, включающих изоляцию источника излучения и радиоактивных выбросов путем возведения экранизирующих оболочек, снятие и вывоз загрязненного грунта, дезактивацию дорог, зданий и сооружений, проведение инженерных работ по предотвращению попадания РВ в реки и водоемы. При необходимости может производиться забой и утилизация сельскохозяйственных животных, получивших высокие дозы облучения.

При наводнениях и катастрофических затоплениях местности частичная локализация опасности затоплений может достигаться путем проведения комплекса инженерно-технических мероприятий по восстановлению и укреплению существующих и строительству новых гидротехнических сооружений (дамб, каналов, заградительных валов), а также по устранению причин подъема уровней воды.

При ЧС, связанных с угрозой и возникновением эпидемий, важнейшей мерой локализации опасности распространения болезни является установление в зоне ЧС режима карантина или обсервации. Карантин представляет собой систему временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Обсервация - режимно-ограничительное мероприятие, предусматривающее наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения проведение противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер. ЧС этого вида считается ликвидированной после того, как с момента изоляции (госпитализации) последнего заболевшего пройдет время, равное максимальному сроку инкубационного периода данного возбудителя.

При угрозе и возникновении массовых опасных заболеваний сельскохозяйственных животных (эпизоотии) в целях ликвидации ЧС и предотвращения расширения ее зоны на соответствующих территориях устанавливается режим обсервации или карантин, усиливается ветеринарная разведка, проводится индикация возбудителя, иммунизация животных, изоляция больных и подозреваемых в болезни животных, их лечение. Эти меры сопровождаются дезинфекцией предметов ухода и мест содержания животных, уничтожением павших животных, контролем за состоянием скотомогильников. Лица, осуществляющие уход за животными в зоне карантина (обсервации), выполняют работы с соблюдением санитарно-эпидемиологических мер безопасности, особенно при зооантропонозах - болезнях животных, которые могут передаваться человеку.

Значительную часть в составе АСДНР занимают неотложные аварийно-восстановительные работы на системах жизнеобеспечения. Их цель - обеспечить необходимый уровень жизнедеятельности и жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей в зоне ЧС. Вместе с тем даже частичное восстановление производственной, хозяйственной, социальной инфраструктуры пострадавшей территории содействует более эффективному проведению АСДНР, создает предпосылки для успешного проведения в будущем восстановления экономики соответствующего района.

На этой стадии АСДНР, как и на предыдущей, осуществляются локализация повреждений в коммунальном хозяйстве, обезвреживание возможных источников вторичной опасности. Перекрывается подача воды в разрушенные водопроводные системы, прекращается транспортировка соответствующих продуктов по поврежденным продуктопроводам, обесточиваются поврежденные электроэнергетические системы, устраняются утечки в системах тепло- и газоснабжения, а также на коммунальных очистных сооружениях, предотвращаются возможные утечки опасных веществ, проводится обрушение конструкций, грозящих обвалом, и безаварийная остановка технологических процессов на аварийных объектах непрерывного цикла, принимаются меры по предупреждению возгорания. Обрушение конструкций, угрожающих обвалом, особенно актуально на используемых путях движения в зоне ЧС и в местах проведения АСДНР.

Одновременно частично восстанавливается функционирование транспортных систем - железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного, морского сообщений и городского транспорта. Ремонтируются элементы и объекты транспортной инфраструктуры - железнодорожные пути, автодороги, мосты, вокзалы, аэропорты, речные и морские порты, системы управления движением.

По возможности широким фронтом идет первоочередное восстановление систем энергоснабжения - трансформаторных подстанций, опор и линий электропередач, восстановление электроснабжения пострадавших районов. Восстанавливается функционирование водопровода, систем теплоснабжения, газового хозяйства. Вводятся в строй водозаборы, водонасосные станции, котельные, прокладывается временный водопровод, заменяются вышедшие из строя отопительные приборы.

В этот период проводится значительная работа по частичному ремонту объектов жилого сектора и объектов социального назначения. Главное - как можно быстрее ввести в строй жилье, школы, детские сады, больницы, магазины, требующие минимального ремонта. Прежде всего, проводится остекление и ремонтируется кровля, в дома подаются вода, тепло, газ, электроэнергия. Одновременно может проводиться разборка разрушенных или не подлежащих ремонту зданий. Это необходимо в целях создания условий для последующего восстановления и нового строительства.

Последствия большинства видов ЧС оказывают существенное влияние на санитарно-гигиеническую и эпидемическую обстановку в их зонах. Поэтому в процессе АСДНР проводится широкий комплекс изложенных ранее санитарно-противоэпидемических (санитарно-гигиенических и противоэпидемических) мероприятий. Целями этих мероприятий являются поддержание санитарно-эпидемического благополучия в зоне ЧС и в районах размещения эвакуированного населения, обеспечение эпидемической безопасности питьевой воды, продовольствия, пищевого сырья и фуража, коммунальных и иных объектов, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В процессе ликвидации ЧС используется разнообразная номенклатура материально-технических ресурсов. Часть из них поступает из государственного и других резервов. В соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» использование материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации ЧС осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации по запросу федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по координации работ по ликвидации ЧС. Расходы по использованию указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете, или в ином установленном порядке.

Кроме государственного, создаются резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объектов экономики. Содержащиеся в этих резервах продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, СИЗ и другие материальные ресурсы используются в ходе АСДНР по решению создавших эти резервы и владеющих ими органов. Поскольку резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС размещаются преимущественно в местах, откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС, проведения АСДНР, - удается использовать эти резервы в экстренном порядке.

В ходе ликвидации ЧС часто появляется потребность граждан, оказавшихся причастными к данному событию, в разнообразной информации. В связи с этим организуется информационно-консультационное обслуживание населения в зоне ЧС, возлагаемое обычно на рабочий орган соответствующей КЧС, из состава которого для выполнения этой задачи выделяются отдельные специалисты. При крупномасштабных бедствиях для информационно-консультационного обслуживания при КЧС может создаваться специальный информационно-консультационный пункт. Адреса и телефоны мест, в которых можно получить необходимую информацию, а также места размещения письменных данных доводятся до населения по соответствующей территориальной системе централизованного оповещения и сообщаются в местных средствах массовой информации.

Сведения, касающиеся различных аспектов ЧС, в которых заинтересовано население, чрезвычайно разнообразны, что делает работу по его информационно-консультационному обслуживанию социально значимой, ответственной и сложной. В состав информации обычно входят сведения о конкретных масштабах ЧС, принимаемых мерах по защите населения, приемах и способах защиты, требуемых действиях и правилах поведения населения. Важной частью этой информации являются данные о пропавших без вести, погибших, пораженных и эвакуированных. Информационно-консультационное обслуживание должно помочь взаимному поиску потерявших друг друга, поиску пропавших без вести, опознанию находящихся без сознания и погибших. Родные и близкие должны знать об условиях и местах захоронения погибших, иметь возможность высказать свои пожелания по этому вопросу. Требуется сообщать заинтересованным лицам о местах размещения пораженных в лечебных учреждениях, доводить информацию об их состоянии и прогнозе лечения. Информация должна также содержать сведения о местах размещения конкретных эвакуированных лиц, способах связи с ними, возможных сроках возвращения.

Другой блок сведений в информационно-консультационном обслуживании составляют данные о социальной защите пострадавших. В этом плане запросы населения касаются вопросов жизнеобеспечения, порядка получения гуманитарной помощи. Пострадавшие, по возможности, уже на этой стадии ликвидации ЧС должны получить хотя бы общее представление о порядке предстоящего возмещения ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, их правах и перспективах получения компенсаций, льгот, пенсионного обеспечения по случаю потери трудоспособности или потери кормильца. Умело организованное, достоверное и содержательное информационно-консультационное обслуживание населения содействует стабилизации морально-психологической обстановки в зоне ЧС и за ее пределами.

В ходе АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями. К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.

В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера ЧС и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не обеспечивающими, а основными мероприятиями АСДНР. Так, например, разведка в большинстве видов ЧС является составной частью АСДНР, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т. д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью АСДНР являются меры медицинской защиты.

Вместе с тем некоторым мерам всегда присущ только обеспечивающий характер:

Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации ЧС;

Транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны ЧС материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, использования табельных средств сил РСЧС;

Дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок;

Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

Метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т.д.;

Материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Комендантская служба в зоне ЧС организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Время: 2 часа.

Цели занятия :

  1. Изучить общие понятия и определения;
  2. Ознакомиться с организацией и основное содержание аварийно-спасательных работ.

Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: О репродуктивное здоровье

План занятия.

На доске:

Число, месяц


Аварийно-спасательные работы (а-с работы)
- это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Организация и ведение разведки в зоне Ч С.

Ocoбенностью организации разведки в зоне ЧС является выполнение основного условия - в состав разведформирования включаются специалисты, хорошо знающие специфику производства, на котором произошла авария, специалисты -химики с соответствующими приборами разведки и т.п.

Основные задачи разведки при возникновении ЧС в мирное время:

    осуществление усиленного наблюдения и лаборатopногo контроля за изменениями степени заражен-ности объектов внешней среды РВ, АХОВ, БС в рай-онах ЧС и на прилегающих к ним территориях;

    выявление общей обстановки в районах ЧС;

    установление мест нахождения людей, пострадавших при ЧС, и определение способов их спасения.

Разведка проводится

    активно,

    целеустремленно,

    своевременно

и непрерывно, а добытые данные должны быть достоверными.

В зависимости от способов дo-бывания разведданных и выделяемых для этого средств разведка подразделяется

на воздушную, речную (морскую), наземную.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций и opгaнов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством комиссии по ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или лик-видировать ее невозможно, указанные комиссии обра-щаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости организуется смена и отдых личного состава

формирований на месте работ или в установленных местах (районах).

Целью проведения аварийно--спасательных и дрyгиx неотложных работ (АСДНР) является спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, лока-

лизация аварии и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ.

Виды аварийно-спасательных работ:

  • поисково-спасательные,
  • горноспасательные,
  • газоспасательные,
  • противофонтанные работы,
  • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Спасательные работы включают:

  • разведку маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрyтax выдвижения и участках (объектах) работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обра-ботку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и oдeжды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Другие неотложные работы включают:

прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий в газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушивание конструкций зданий в сооружений, yгpожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ,

а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и дрyгиx взрывоопасных предметов, АСДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в

любую погоду до полного их завершения. Для их проведения могут использоваться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов.

Последовательность и способы выполнения АСДНР зависят от характера разрушений, состояния коммунальных, энергетических и технологических сетей, стe-пени радиоактивною и химического заражения территории, пожаров и других условий, влияющих на дейст-вия формирований.

В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к поврежденным и разрушенным зданиям, где, возможно, находятся люди, а также в мe-стах, препятствующих проведению спасательных работ.

Поиск и спасение людей начинаются по данным разведки сразу же после ввода спасательных групп на участок(объект) работ. Личный состав формирований разыскивает убежи-ща и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные каналы или, при необходимости, проделывают отверстия в стенах. пе-рекрытиях.

Всем пострадавшим оказывается квалифицированная медицинская помощь, при необходимости принимаются меры по обеззараживанию территории и санитарной обработке людей.

Учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, Ю.Л. Воробьёв

Цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР)

Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Цели других неотложных работ:

  • - создание условий для проведения спасательных работ;
  • - предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
  • - обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения и объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в том числе и ГО).

Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.

  • - ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • - локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
  • - розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
  • - вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • - подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
  • - оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • - вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
  • - санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними - легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи - оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществить их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечения работоспособности объекта.

  • - прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
  • - локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
  • - укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
  • - ремонт и восстановление разрушенных линии связи и коммунально-энергетических сетей;
  • - обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
  • - ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв - для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и другие работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

  • - своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава; знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;
  • - заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения опасных химических веществ (АХОВ), мест расположения и характеристики защитных сооружений;
  • - непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с АХОВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, определяющем химическую обстановку в районе аварии. гражданский защита чрезвычайный военный

Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается наряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником отдела ГО объекта.

Наряд-допуск готовится по произвольной форме, но в любом случае он должен содержать следующие вопросы: ответственное лицо за выполнение работы; место, время, характер работы (тип АХОВ, концентрация и плотность заражения, температура воздуха и т.п.), задача подразделению (формированию ГО, команде);обязательные СИЗ; список личного состава с распиской в ознакомлении с требованиями безопасности; основные требования безопасности; фамилии, инициалы и подписи инструктирующего и инструктируемого, начальника газоспасательной службы, ответственного за химический контроль и эксплуатацию СИЗ.

Наряды-допуски подшивают в отдельные дела и хранят в архиве длительное время (не менее 50 лет). Ликвидация последствий химических аварий должна быть закончена в предельно короткие сроки, поэтому все работы следует проводить круглосуточно.