Приватизация жилого помещения. Как приватизировать нежилое помещение? Пошаговая процедура Постановление о приватизации нежилого здания

Многие предприниматели, в целях экономии средств, предпочитают не приобретать недвижимость для бизнеса, а арендовать помещения. Но со временем, просчитывая различные варианты, оказывается, что гораздо выгоднее приобрести нежилую недвижимость через приватизацию. Хотя такая приватизация муниципальных нежилых помещений имеет возмездную основу, тем не менее это становится выгодным делом.

Конечный итог в пользу такого решения, состоит в экономии средств, которые были затрачены на аренду. Они впоследствии пойдут на расширение существующего бизнеса. Приватизируя нежилое помещение, предприниматель обеспечивает себе подушку безопасности, в виде исключения возможных неприятностей от арендодателя, имеющего право на повышение арендной платы в любое время.

Не желающим участвовать в процессе приватизации нежилого помещения, единственным выходом остается приобретение недвижимости через торги на аукционах. Процедура не из дешевых, требует внесения первоначального взноса, не менее 10 процентов от оценочной стоимости. Если предпринимателю будет сопутствовать удача, тогда произойдет зачисление первого взноса в счет будущего аукционного платежа за недвижимость. Если попытка приобрести недвижимость через аукцион обернется неудачей, тогда организатор первоначальный взнос возвращает. Неудобством является тот факт, что если аукцион выигран, оставшаяся сумма должна быть внесена без возможности рассрочки платежа, либо через кредитные заимствования.
Так что приобретение нежилой недвижимости через приватизацию гораздо выгоднее, чем через аукцион.

Приватизация нежилого помещения предусматривает собой последовательные шаги:
- обращение в районную администрацию с представлением в нее необходимого пакета документов;
- подтверждение своей личности соответствующим документом;
- предоставление договора аренды на занимаемую недвижимость и выписку из кадастра;
- подача заявки в форме заявления по установленной форме с просьбой передать недвижимость в собственность;

На рассмотрение заявки, связанной с отчуждением муниципальной собственности, полагается время в месячный срок, после чего заявитель уведомляется письменно либо о положительном, либо отрицательном решении.

При положительном исходе дела по приватизации, администрация муниципального образования уведомляет заявителя о цене вопроса, то есть какую сумму он должен заплатить в бюджет.
Торги по такому способу приобретения недвижимости исключаются. Предприниматель обязан оплатить указанную стоимость в банке, реквизиты которого укажет администрация.

Льготы, в виде покупки за кадастровую стоимость, возможны для тех предпринимателей, которые арендуют помещение более трех лет. Для таких лиц также доступна система рассрочки платежа на 3 года, либо кредитование банком.

К предоставленному пакету прикрепляется оплаченная квитанция, после чего на руки заявителю выдается постановление, подтверждающее передачу помещения в собственность. Далее предприниматель просит через соответствующее заявление зарегистрировать его право на собственность.
Через несколько месяцев, не более двух, нежилое помещение признается приватизированным и права на собственность переходят к новому владельцу в соответствии с законом. Кстати, не обязательно иметь, как подтверждающий документ паспорт, сейчас в законах начинают делать поправки и достаточно предоставить водительские права, если они у вас есть. Водительскую справка в Невском районе или медицинскую справку быстро и официально делают здесь — https://volodar.apiter.ru/.


Предприниматели и акционерные общества часто задаются вопросом, как приватизировать арендуемое под бизнес помещение в доме: склад, торговый павильон или офис? На первый взгляд кажется, что все просто. Но на самом деле приватизация нежилых частей многоквартирного дома – процедура не из легких. Власти часто затягивают процедуру, поэтому каждый уважающий себя ИП должен знать, из каких шагов состоит приватизация?

Бизнесменам предстоит решить, каким образом они переведут объект в свою собственность. Закон допускает несколько способов – обо всех о них мы и расскажем в нашем материале.

Можно ли приватизировать нежилое помещение?

Всем известное определение понятия «приватизация» – перевод недвижимости из муниципальной в частную собственность. Обычно в долевую собственность на нескольких жильцов. Приватизация может быть как бесплатной, так и платной.

Документы

Юристы советуют заниматься сбором документов заблаговременно. Понадобятся два пакета: один – для местной администрации, второй – для Росреестра:

  • копия + оригинал паспорта физического лица (бизнесмена) либо документы юр лица (учредительные);
  • копия договора аренды нежилого помещения;
  • техпаспорт или кадастровая выписка из ЕГРН;
  • письменное заявление от соискателя.

Обязательный пакет может быть и расширен. Об этом лучше всего узнавать в регистрирующих органах.

Сроки

Средний период приватизации нежилого помещения – от 3 месяцев . Срок делится на несколько взаимосвязанных периодов:

  1. Около 60 дней – рассмотрение заявления властями и вынесение решения о приватизации объекта.
  2. 30 рабочих дней – регистрация права собственности в ЕГРН.

Сюда не входит срок на подготовку документов. Обычно на это уходит от одной недели до месяца. Некоторые справки имеют ограниченный срок действия.

Приватизация в судебном порядке автоматически растянет срок до 6 месяцев.

Стоимость, расходы

Определение расходов зависит от кадастровой цены нежилого объекта. Дополнительных расходов не предусмотрено. Физическое лицо имеет право оформить рассрочку.

Что касается регистрации права собственности в Росреестре, то придется заплатить госпошлину за выдачу выписки из ЕГРН. Физическим лицам – 2 000 рублей, юридическим лицам – 22 000 рублей .

Плюсы и минусы

Сложности

Перевод нежилых помещений в частную собственность не является столь гладким, каким выглядит на бумаге. Несмотря на стандартную процедуру соискатели могут получить отказ.

Основные сложности:

  1. Если жильцы дома против, предприниматель не сможет открыть торговую точку или развлекательное заведение (ночной клуб, бар, круглосуточный магазин).
  2. Отдельные нежилые помещения в жилом доме не могут стать собственностью бизнесменов или юридических лиц.
  3. Выкупная стоимость объекта бывает слишком завышенной.
  4. Собственник помещения в лице администрации может не разрешить приватизировать объект.
  5. Нежилая площадь уже приватизирована владельцами квартир в доме (например, используется для хозяйственных нужд или сдается в коммерческую аренду).

Так или иначе, если вам отказали в приватизации, остается идти в суд или участвовать в аукционе на нежилые помещения.

Если отказали (аукцион)

Развитие бизнеса в прибыльном месте открывает широкие перспективы для предпринимателя. Поэтому многие бизнесмены не спешат арендовать нежилые помещения. Некоторые сразу выкупают торговую точку. Такой подход принято считать аукционом: обычным и электронным. Порядок и основные нюансы процедуры регламентируются Федеральным законом № 44 от 5 апреля 2013 года.

Аукцион – это торги, которые организует муниципалитет в специально отведенном для этого месте (например, на сайте). Цена на объекты недвижимости определяется заранее, после чего желающие приобрести помещения предлагают свою цену. Кто предложит больше, тот и станет новым собственником объекта.

Основное правило: внесение залога в размере 10% от стоимости нежилого помещения. Победитель аукциона доплачивает оставшуюся сумму, причем без всяких рассрочек – только сразу, наличным или безналичным способом. Остальным залог возвращается обратно.

Порядок действий

Предпринимателям, которые ни разу не участвовали в аукционе, нужно знать, как проходят торги и каков алгоритм действий. Кстати, помимо обычных торгов допускается электронный аукцион (ФЗ № 223 от 18.07.2011).

Вкратце, аукцион выглядит следующим образом:

  1. Изучите предложения по объекту недвижимости.
  2. Подайте заявку на участие в торгах (на сайте).
  3. Оплатите 10% залог.
  4. Получите право на приобретение нежилого помещения.
  5. Оплатите оставшуюся сумму.
  6. Получите постановление местной администрации.
  7. Зарегистрируйте право собственности в отделении Росреестра.

Основное отличие аукциона от обычного выкупа – цена объекта. На торгах продают за более высокую рыночную стоимость, тогда как арендаторы помещений имеют право на приватизацию по кадастровой цене.

Кстати, если вы хотите — мы подготовили для вас примерные расходы.

Процедура

Организатором аукциона выступает муниципальное объединение, реже – иной собственник нежилых объектов. Информация о предстоящих торгах публикуется в СМИ и на электронном ресурсе администрации. Участие в аукционе – добровольное, а главным критерием выступает платёжеспособность.

Как уже было отмечено, участники должны иметь при себе полную сумму для выкупа объекта. Продажа нежилого помещения через рассрочку не допускается. Финансовая гарантия выражается и в первоначальном взносе – 10% от рыночной стоимости недвижимости. Сумма фиксируется на счету муниципалитета.

Документы

Участники аукциона (предприниматели, бизнесмены, юридические лица) готовят пакет документов для участия в публичных торгах.

Список документов:

  • официальная заявка в 2-х экземплярах;
  • письменное заявление на приватизацию нежилого объекта;
  • банковская квитанция о внесении 10% задатка;
  • копия паспорта с предъявлением оригинала (заверяется у нотариуса);
  • копия ИНН (заверяется нотариусом);
  • иные документы.

Предприниматели могут доверить сбор и подачу документов своим представителям. Делегирование полномочий заверяется у нотариуса в виде простой, а чаще генеральной доверенности.

Сроки

Согласно положениям ФЗ № 44, электронный аукцион проходит на сайте муниципального объединения и длится около часа . Время на обработку предложений от участников – от 10 минут. Итоговый срок проведения аукциона зависит от его характера, а также от числа участников и количества выставленного на торги имущества.

Срок дальнейшей приватизации нежилого объекта совпадает с обычными рамками. Рассмотрение заявки в администрации – от 30 дней. Регистрация права в Росреестре – от 15 рабочих дней.

Расходы

Затраты на приватизацию нежилых помещения связаны с покупкой объектов. Участие в аукционе всегда дороже, нежели приватизация помещения на основании договора аренды (выкуп).

Предприниматель оплачивает стоимость недвижимости + несет расходы по уплате госпошлины (2 000 рублей – физ лицам; 22 000 рублей – юр лицам ).

Судебная практика

Физические лица и организации заинтересованы в приватизации нежилых помещений для ведения предпринимательской деятельности. Если им отказывают в процедуре, они вынуждены обращаться в суд.

Основные разновидности споров:

  1. Оспаривание завышенной стоимости объекта.
  2. Нежелание передавать нежилое помещение в собственность.
  3. Отказ в приватизации ввиду статуса заявителя (см. « «).

Если отказ выглядит необоснованным и помещение не находится в частной собственности, суд принимает сторону истца. Подобные разбирательства совсем не редкость. Однако, чтобы выиграть дело нужно заручиться поддержкой квалифицированного юриста.

Пример:

Индивидуальный предприниматель А.А. Карапетян хотел приватизировать арендуемое нежилое помещение в многоквартирном доме. Объект находился в распоряжении собственников квартир на праве долевой собственности. ИП оплачивал аренду и занимался продажей цветов на первом этаже. Арендная плата выросла, и Карапетян задумался о приватизации нежилого помещения в доме. Не желая проводить собрание жильцов, ИП обратился в администрацию с просьбой предоставить ему арендуемую недвижимость в частную собственность – фактически за кадастровую цену объекта. Однако власти вынесли отказ в приватизации. Нежилое помещение в жилом доме принадлежало не администрации, а жильцам. Следовательно, уже находилось в долевой собственности. ФЗ «О приватизации…» запрещает приватизировать недвижимость, которая уже переоформлена на физических лиц.

Подводя итог, можно сделать вывод: нежилые помещения в жилом доме могут быть приватизированы только на платной основе. Допускается выкуп объекта на основании договора аренды. Если аренды не было, ИП или юр лица могут приватизировать помещение после аукциона.

О малых сих замолвлено слово Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) был принят в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Закону N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - арендаторы) при соответствии определенным условиям имеют преимущественное право на приватизацию арендуемого ими помещения (далее - преимущественное право). Но на практике даже при соблюдении этих условий реализация преимущественного права может быть затруднена. Нередко из соображений хозяйственной экономии органы государственной власти сдают в аренду части помещений. Арендатор формально лишается возможности реализовать преимущественное право в связи с тем, что арендованное имущество не является самостоятельной недвижимой вещью и не имеет кадастрового номера, в отличие от помещения, частью которого оно является. Толкование Закона N 159-ФЗ дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в информационном письме N 13 4 , пункт 8 которого, в частности, гласит: "Реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект" (выделено нами. - Ю.Х., Ю.Н.). Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, ВАС РФ допускает реализацию преимущественного права применительно к частям помещений при условии, что такие части можно обособить. Одно это толкование тем не менее не дает ответов на многие вопросы, возникающие на практике.

Слово и дело

Во-первых, неясно, каким именно способом должна подтверждаться возможность обособления помещения. Возникает несколько вариантов: получение справок в соответствующих органах (например, проектно-инвентаризационные бюро) либо проведение экспертизы. Второй вариант, безусловно, надежнее, но является гораздо более дорогостоящим. Во-вторых, отсутствует регламентированный механизм взаимодействия сторон при обособлении помещения. Так, невозможно определить, на кого возлагается обязанность или право установить возможность обособления части помещения и непосредственно произвести обособление части помещения (включая затраты - материальные, финансовые, организационные). Даже в случае обращения арендатора за обособлением имущества нет гарантий содействия со стороны органа власти, так как отсутствует четко закрепленная обязанность. Более того, шансы на оказание содействия со стороны государственного органа обычно очень малы, поскольку он, как правило, больше заинтересован в продаже помещения с торгов. В отсутствие регламентированного законодательством порядка подачи и рассмотрения заявления арендатора о реализации преимущественного права в отношении части помещения, в том числе сроков, в ходе производства экспертизы, сбора доказательств (а занимает это, как правило, немалое время) помещение уже может быть выставлено на торги целиком. Это усложнит осуществление преимущественного права и даже может послужить основанием для отказа в его реализации. Обособление части помещения зависит от воли арендодателя (органа власти, реализующего права собственника), что, с учетом существующего в данной области правового вакуума, является серьезным коррупциогенным фактором. Безусловно, в случае неправомерного отказа государственного органа у арендатора есть право на судебную защиту, но в силу отсутствия законодательной регламентации рассматриваемых отношений перспективы подобных споров неоднозначны. Данная проблема усугубляется еще и тем, что практически единственный источник правового поля в такой ситуации - информационное письмо N 134.

Практическая сторона

В отсутствие особых правил реализации преимущественного права в отношении части помещения суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 209 ГК РФ , часто указывают, что "собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом", в силу чего его отказ разделить помещение не может быть признан незаконным. Так, в решении по делу N А79-2127/2010 отмечено, что в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения и распоряжения своим имуществом, в связи с чем необходимо его волеизъявление на создание из одного объекта путем его разделения нескольких самостоятельных объектов, и при отсутствии такого волеизъявления упомянутая часть указанного нежилого помещения, не выделенная в порядке кадастрового учета в самостоятельный объект, на которую право муниципальной собственности не зарегистрировано, не может являться объектом купли-продажи. Такой же аргумент приводится судом в решении по делу N А33-5998/2010. Оба решения оспаривались в апелляционной инстанции, однако отменены не были. В Северо-Западном округе аналогичная позиция нашла отражение в немногих постановлениях (например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 11.05.2012 по делу N А56-22715/2011). При этом суд сослался на то, что в силу пункта 9 информационного письма N 134 соарендаторы вправе выкупить не каждый свою часть единого помещения, а все помещение в общую долевую собственность. Аналогичная позиция высказана в Определении ВАС РФ от 21.01.2010 N ВАС-17757/09.

Точка бифуркации

Следует отметить, что выработанная судами позиция правомерна, если правильно назвать все ее составляющие. Действительно, продажа арендованной части помещения возможна лишь после ее обособления. Обособление возможно по воле (с согласия) собственника. При этом в ситуации, когда все помещение сдано в аренду нескольким субъектам преимущественного права, может быть произведен не раздел помещения, а выкуп его в общую собственность. Иное толкование не позволило бы примирить позиции, сформулированные в пунктах 8 и 9 информационного письма N 134. Однако такая позиция не является исчерпывающей и универсальной. К примеру, она не охватывает ситуации, в которых в аренду сдана только часть помещения, а другие части не являются объектами аренды или арендованы субъектами, не подпадающими под действие Закона N 159-ФЗ. Механическое применение сформулированного выше подхода в такой ситуации привело бы к нарушению прав арендатора. Представляется, что в подобной ситуации - отсутствия возможности долевого выкупа арендуемого помещения - для реализации смысла Закона N 159-ФЗ и рекомендаций пункта 8 информационного письма N 134 необходимо выработать новую правовую позицию. Ее зачатки видны в практике ФАС СЗО. В Постановлении ФАС СЗО от 05.07.2011 по делу N А42-5124/2010 говорится, что арендатор просил признать незаконным отказ в реализации преимущественного права и обязать администрацию принять решение и совершить действия по реализации этого права. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, сославшись на то, что арендуется часть помещения и не сформирован самостоятельный объект. Суд кассационной инстанции отменил акты и направил дело на новое рассмотрение, указав при этом, что судам надлежит оценить возможность формирования самостоятельного объекта. Как следует из Постановления ФАС СЗО от 10.03.2011 по делу N А56-95597/2009, арендатор обратился с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) в реализации преимущественного права и понуждении заключить договор купли-продажи. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования полностью. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы КУГИ и поддержал требования общества, указав, что:
  • а) по делу установлена возможность формирования отдельного объекта;
  • б) Законом N 159-ФЗ не установлено каких-либо ограничений преимущественного права покупки помещения субъектами малого или среднего предпринимательства в зависимости от того, поставлен или нет на кадастровый учет арендуемый этими субъектами объект недвижимости;
  • в) доказательств невозможности формирования спорной площади в качестве обособленного объекта в материалы дела не представлено.
Как видно, суд кассационной инстанции указал, что именно на КУГИ лежало бремя доказывания невозможности формирования отдельного объекта и что для реализации преимущественного права не имеет значения отсутствие кадастрового учета арендуемой части. Однако как примирить свободу волеизъявления собственника и реализацию преимущественного права арендатора на часть помещения, если долевой выкуп всего неразделенного помещения невозможен? Очевидно, можно опереться на то, что одним из участников рассматриваемых имущественных отношений, в том числе по разделу помещения, является публичный субъект. Во-первых, деятельность публичных образований в качестве субъектов гражданских правоотношений хотя и осуществляется на равных началах и они руководствуются правилами для юридических лиц, но все же "если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (). Выступающие от имени публичных субъектов органы действуют "в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов" (). Как известно, основной задачей органов власти является реализация законодательства, исполнение государственных функций. Поэтому публичные образования хотя и участвуют в частных отношениях на равных началах, но с учетом особого содержания деятельности публичных субъектов. Это мнение косвенно подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации о специфике участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 297-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации". Во-вторых, в подпункте 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации устанавливается в качестве основной цели. Одной из форм поддержки является предоставление преимущественного права в соответствии с Законом N 159-ФЗ - при этом перечень оснований для отказа в реализации преимущественного права Законом N 159-ФЗ ограничен и не содержит такого основания, как нежелание собственника обособлять в принципе обособляемую арендуемую часть помещения. В-третьих, упомянутое в пункте 8 вышеназванного информационного письма N 134 условие о наличии возможности формирования обособленного помещения явно подразумевает техническую возможность обособления (что отражено и в названных постановлениях ФАС СЗО), а не возможность получения согласия собственника. В противном случае ВАС РФ привязал бы возможность реализации преимущественного права непосредственно к усмотрению органа власти. Наконец, коль скоро публичные субъекты участвуют в гражданских отношениях по общему правилу на равных основаниях, к соответствующим отношениям с их участием применим и институт злоупотребления правом (). Если реализация права собственности публичного субъекта путем усмотрения в вопросе раздела помещения направлена на лишение арендатора преимущественного права, такое право собственника не подлежит защите. Аналогичная позиция - отказ в защите прав публичного образования как собственника в связи со злоупотреблением правом ввиду неучета социальной значимости отношений - была уже сформулирована ВАС РФ, что дополнительно подтверждает наличие актуальных, значимых для правоприменения особенностей участия публичных субъектов в имущественных отношениях. См.: пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации". Пока в арбитражной практике мало примеров воплощения подобного подхода. Например, в решении по делу N А56-33851/2012 суд указал, что ввиду отсутствия возможности выкупа помещения в долевую собственность (поскольку в аренду сдана лишь часть помещения) и вследствие отказа комитета в обособлении части помещения и в реализации преимущественного права общества на приобретение части помещения общество было лишено предусмотренного Законом N 159-ФЗ права по основаниям, которые данный Закон не содержит. Таким образом, имеются необходимые предпосылки для дальнейшего развития практики применения Закона N 159-ФЗ в ситуациях, когда имеется фактическая возможность обособления арендуемой малым или средним предприятием части помещения и отсутствует возможность выкупа всего такого помещения соарендаторами в долевую собственность. Необходимо найти баланс между соблюдением преимущественного права и прав публичного субъекта как собственника. Простое применение выводимого из статей 209 и 214 ГК РФ правила о невозможности раздела помещения вопреки желанию собственника означает фактическое освобождение публичного субъекта от обязанностей, возложенных на него специальным законодательством, регулирующим особые имущественные отношения по поддержке малого и среднего предпринимательства в России.

Халимовский Ю.А., кандидат юридических наук, доцент юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".
Нечаева Ю.В., студентка 4-го курса юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".


Приватизация жилого помещения - процесс перехода недвижимости из государственной или коммунальной собственности в частную.

Вопросы, касающиеся этой операции, регулируются соответствующим законом. Оформив в собственность жилье, можно его впоследствии продать, подарить и оставить в наследство, сдать в аренду или заложить.

Пока недвижимость не оформлена соответствующим образом, ее не считают частной собственностью, и распоряжаться им будет нельзя.

Приватизация жилого помещения сводится к отчуждению квартир, домов или просто комнат у государства и передаче их частному лицу или нескольким людям. Если гражданин желает оформить на себя жилье, в котором живет один или вместе с родственниками, ему необходимо обратиться в соответствующий отдел, который есть в каждой местной администрации. Невозможно оформление аварийного жилого помещения. Если жилье в приемлемом состоянии, следует заполнить бланк и собрать необходимые бумаги.

Пакет документов таков:

  1. Заявление на приватизацию имеющегося жилья.
  2. Справка, в которой содержатся сведения о составе семьи.
  3. Копия ордера на предоставление жилой помощи.
  4. Справки с прежних мест проживания.
  5. Копию документов, предоставляющих льготы, если они имеются.
  6. Согласие временно отсутствующих членов семьи.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Приватизация нежилых помещений

Сейчас приватизация нежилых помещений выполняется при продолжительности арендных отношений более трех лет, а у предпринимателя имеется преимущество перед прочими покупателями. Он может получить его, уплатив стоимость, установленную кадастром. Сумму покупки разрешается выплачивать сразу. Иногда целесообразно взять рассрочку на выплату, на три года.

Выплатив всю сумму, покупатель получает квитанцию, в местный госорган. При невозможности оплаты всей суммы сразу, ему предоставляется возможность получить кредит или подписать соглашение на выплату всей суммы в рассрочку.

Ожидать постановление администрации жилищного управления в России придется в течение двух месяцев. Последний этап оформления имущества в собственность - это обращение в орган, который осуществляет регистрацию.

Приватизация аварийного жилья

При необходимости осуществить такую процедуру, как приватизация аварийного жилья, необходимо доказать в суде, что оно таковым не является. Иначе процесс невозможен. Имея постановление суда, можно начинать заполнять документы.

Если в семье имеются несовершеннолетние лица, решение об оформлении недвижимости в собственность принимают их родственники. Они дают разрешение о приватизации на детей, ставят свои подписи возле фамилии ребенка. Если граждане дают разрешение приобрести другим проживающим занимаемую жилплощадь, сохраняют свое право на последующее бесплатное приобретение в собственность другого жилья.

Получить разрешается не более 18 квадратных метров площади для каждого человека, в обязательном порядке предоставляется девять квадратных метров на каждую семью.

Если размеры жилья превышают эти цифры, обязательно доплачивают за переоформление. Оценивание недвижимости осуществляется для последующего взыскания налога, его наличие не влияет на решение вопроса о безвозмездной передаче недвижимости в собственность.

При приватизации в коммунальной квартире иногда случаются сложности, которые решаются по-разному. Вначале регистрация собственности на них была запрещена, что указывало на отсутствие необходимости делать комнаты коммерческим жильем. Позже было разрешено приватизировать недвижимость объединению соседей, определяя в ней долевую собственность. Но нужно знать, что объект - это квартира полностью, а не конкретная комната.

Приватизация жилищного фонда

Процесс, в рамках которого осуществляется отчуждение - это передача или продажа жилья, относившегося к государственному фонду в собственность. Это удобно, ведь наниматель получает вместе с жилплощадью необходимость заботиться о ней.

Приватизация жилищного фонда - это отчуждение, которое заключается в безвозмездном предоставлении или продажи из фонда города в полную собственность граждан жилплощади или недвижимости, занимаемой людьми в качестве нанимателей, и передача относящихся к ним хозяйственных построек.

Целью приватизации является возможность создать рыночную систему, способную обеспечить граждан жильем, предоставить им свободный выбор места проживания.

Каждый гражданин вправе приватизировать квадратные меры, на которых проживает. Если его доля меньше, чем прописано установленной норме, он получит компенсацию. Соответствующим законом регулируются права, а также способы приватизации жилья.

Дополнительно прописаны права нанимателей, порядок оформления права собственности и использования недвижимости, имеются сведения о содержании полученных квартир, налогов и социальной защиты населения во время приватизации.

К объектам относятся квартиры, находящиеся в многоквартирных зданиях, используемые на условиях найма, а также незаселенные части домов и квартиры, одноквартирные здания после окончания их строительства, ремонта, реконструкции.

Приватизация социального жилья

Многие граждане считают муниципальную квартиру своей собственной, однако же, для полного распоряжения им нужна приватизация социального жилья. Передаче подлежат помещения, которые относятся к городскому жилищному фонду или принадлежат учреждению, предприятию.

Право на пользование квартирой подтверждается соответствующим ордером или договором о социальном найме. Все жильцы должны дать свое согласие на приватизацию. Если хотя бы один из них не хочет этого делать, необходимо выяснить его позицию: отказ или несогласие.

В данном случае, передача прав будет оформлена на остальных членов семьи, доля отказавшегося человека делится поровну между остальными претендентами. Гражданин, который оформляет в установленном порядке добровольный отказ, может пожизненно проживать на приватизированной площади.

Несогласием является нежелание получать квадратные метры в собственность, в этом случае приватизировать ее не получится. Одобряется передача в собственность только при наличии согласия каждого заинтересованного лица.

Если квартира является коммунальной, согласны ли соседи на приватизацию определенной комнаты, спрашивать не нужно. Вместе с комнатой, которую занимает семья или человек, будет передана часть общих площадей коридора и кухни.

Если необходимо оформить в собственность часть обычной квартиры, это можно сделать, определив порядок пользования ею: добровольно или через суд. Проживающие в ней лица вправе заключить договор социального найма с муниципалитетом, а позднее, приватизировать свою комнату.

Сделать это немного сложнее, но вполне возможно. Для данной операции нужны веские основания, так как муниципалитет не всегда согласен на превращение жилья в коммунальное.

Рано или поздно каждый предприниматель задумывается о возможности приватизации нежилого помещения, которое он занимает на правах аренды. Действительно, расходы на арендную плату постоянно возрастают. Между тем, если знать, как приватизировать нежилое помещение, можно не только сократить эту статью, но и самому сдавать помещение или его часть в аренду, получая с этого определенную выгоду. Наконец, помещение, находящееся в собственности, можно просто продать и купить себе другое, расположенное более удачно с коммерческой точки зрения. К сожалению, процесс выкупа нежилого помещения в собственность у государства не всегда происходит гладко.

Нежилым называется помещение, обособленное конструктивно для использования с определённой целью и не предназначенное для проживания в нём граждан. К таким строениям могут относится складские, торговые, образовательные и спортивные объекты, больницы, офисы и т. д.

Под приватизацией понимается передача определённого помещения из собственности муниципалитета или государства во владение гражданина или нескольких лиц. Приватизационная процедура может проводиться как на бесплатной основе, так и на платной.

На основании статьи 217 ГК РФ, норм ФЗ № 159 от 2008 года 22 июля и ФЗ № 178 от 2001 года 21 декабря, выделяют 3 способа приватизации государственных или муниципальных нежилых помещений:

  • выкуп недвижимости на правах арендатора;
  • участие в аукционе;
  • приватизация квартиры и части нежилого помещения (к примеру, чердака в многоквартирном доме).

Первые 2 варианта возможны исключительно на платной основе, так как безвозмездно приватизировать граждане имеют право только жильё. Частично получить в собственность нежилое помещение (вроде чердака) возможно в случае, если все совладельцы квартир в доме готовы оформить письменное согласие. Также гражданин вправе выкупить чердак из совместной собственности.

Кто может приватизировать нежилое помещение

Напоминаем, что к субъектам малого и среднего предпринимательства, обладающим правом льготного выкупа нежилых помещений относятся:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • коммерческие организации (кроме унитарных предприятий, и тех, у кого доля в уставном капитале «не субъектов малого или среднего бизнеса» ≥ 25%). При условии, что численность их сотрудников и выручка (без учета НДС) соответствует требованиям законодательства, а именно: численность сотрудников не должна превышать 250 человек, а выручка – 1000 млн. рублей.

Но даже и в этом случае, правом на приватизацию нежилого помещения обладают только те представители малого и среднего бизнеса, которые

  • арендуют его непосредственно у государства;
  • у них отсутствует задолженность по арендной плате;
  • общая площадь арендуемого помещения составляет не более 2000 квадратных метров
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Однако, если арендатор владел нежилым помещением, включенным в Перечень более 5 лет до 1 сентября 2012 года и может подтвердить это соответствующими договорами аренды, а само Помещение было включено в Перечень более 5 лет назад, то он может подать заявление о выкупе такого нежилого помещения.


Необходимые документы

Чтобы реализовать оформление приватизации недвижимости, нужно предоставить документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Кадастровую выписку;
  • Договор аренды;
  • Заявление.

Только после предоставления документов осуществляется порядок передачи собственности в руки частного лица.

Куда идти и с чего начинать столь важный процесс?

Обращаться следует в районную администрацию, с собой нужно принести следующие документы:

  • Паспорт лица, который планирует перевести недвижимость в собственность;
  • Договор аренды на занимаемое нежилое помещение;
  • Заявление лица о передаче объекта в собственность;
  • Выписка из кадастра.

Органы власти в лице комиссии по отчуждению муниципального имущества рассмотрят заявление и все прилагающиеся к нему документы в течение 30 календарных дней, и сообщат в письменном виде о принятом решении, которое может быть как положительным, так и, к сожалению, отрицательным. Если административный орган дает свое согласие на приватизацию, то он уведомляет лицо и о стоимости помещения.

Разумеется, ни о каком торге между продавцом и покупателем в данном случае и речи быть не может. Администрация выставляет цену, а предприниматель оплачивает счет в заранее оговоренном банке. Тот, кто арендовывает помещение три года и более, вправе купить его за кадастровую стоимость. Если нет возможности оплатить указанную цену в полном размере, можно попросить оформить на три года рассрочку через администрацию, либо же взять банковский кредит.

Далее пакет документов дополняется оплаченной квитанцией, постановлением о передаче заветного помещения в собственность и заявлением покупателя о регистрации права собственности, к которому также прикладывается оплаченная квитанция. После этого остается немного подождать – максимум пару месяцев, и нежилое помещение переходит к новому собственнику на законном основании.


Приватизация нежилого помещения в общежитии

Если выяснится, что дом не входит в специализированный жилищный фонд, а относится к собственности муниципалитета, то процедура приватизации пройдет гораздо проще и быстрее. В данном случае владельцу комнаты в общежитии необходимо обратиться в районную администрацию с целью заключения соглашения социального найма, а также получить выписку о статусе дома из реестра муниципального имущества. Если же в процессе проверки статуса жилого помещения, выяснится, что общежитие входит в специализированный жилищный фонд, то владельцу комнаты, скорее всего, откажут в проведении процедуры приватизации жилья.

Но лишь в том случае, если оно вовремя подаст все официальные бумаги и внесет в соответствующие органы 10 % от стартовой суммы продажи. Так же существует альтернативный вариант – переоформление приватизированных жилых помещений в нежилые. Обычно подобные операции проводят с квартирами на первых этажах и с подвальными площадями. В случае если муниципальные органы дадут добро на переход помещения с муниципальной собственности в частное владение, возникнет потребность в новых документах.

По вышеуказанному закону субъекты предпринимательства должны направить в соответствующий орган заявление о намерении выкупить арендуемое имущество и предоставить необходимый комплект документов. Отчуждение указанного муниципального помещения в качестве приобретенного имущества не допускается на основании федеральных законов. Если получен отказ, то предприниматель имеет право обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке. Обратиться в районную администрацию с заявлением, в котором будет указано намерение осуществить передачу имущества в свою собственность. Вместе с заявлением предоставляется пакет документов, их список приведен выше Далее инстанция рассматривает документы в течение 30 календарных дней. В зависимости от принятого решения, комиссия, занимающаяся отчуждением муниципального имущества, выдает ответ в письменной форме о своем положительном или отрицательном решении. Далее следует оплата указанной стоимости. Предъявление квитанции администрации. После чего, в течение двух месяцев, происходит выдача постановления о передаче арендуемого помещении в собственность. Далее следует обращение в Управление государственного регистрационного центра, где необходимо предъявить такие документы, как постановление, выписки из кадастра, квитанции об оплате или, если предприниматель выплачивают стоимость постепенно, договор рассрочки.

Приватизация нежилого помещения в многоквартирном доме

Приватизация нежилых помещений в многоквартирном доме, опираясь на материалы статьи 36 Жилищного Кодекса осуществляется только по согласию всех жильцов дома на собрании. Оно может происходить как при очной, так и заочной форме голосования. Письменное согласие соседей прикрепляется к заявлению, которое предоставляется в местную администрацию. В список нежилых помещений многоквартирного дома входят: лестничные площадки, чердаки, лифты, коридоры и подвалы.