Тема: «Правосознание и правовая культура. Правосознание и правовая культура, их взаимосвязь и механизмы развития

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, навыков, умений, чувств, эмоций, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.

Признаки правосознания:

    одна из форм общественного сознания;

    отражает всю правовую реальность: систему права, законодательство, юридическую деятельность;

    включает идеи, теории, навыки, умения, чувства, эмоции, настроения и другие элементы;

    носителями правосознания являются различные субъекты: индивиды, социальные общности, общество в целом и др.

    охватывает представления людей о действующем праве, существовавшем ранее и желаемом;

    оказывает ориентирующее воздействие на поведение людей, позволяет им сделать осознанный выбор варианта поведения.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология

2. Правовая психология

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, навыков, умений, в которых выражается отношение различных социальных групп, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

Виды правосознания:

По субъектам:

а) общественное правосознание;

б) групповое правосознание;

в) индивидуальное правосознание.

С позиций социального уровня :

а) обыденное;

б) профессиональное;

в) научное.

По направленности:

а) обращенное к прошлому (ретроспективное);

б) обращенное к настоящему;

в) обращенное к будущему (перспективное).

В зависимости от характера выражения правовой реальности:

а) нормальное;

б) аномальное (деформированное).

Роль правосознания в жизни общества:

1) Правосознание является необходимым фактором при создании норм права;

2) Правосознание является важным и необходимым условием полной реализации правовых норм.

Формы деформации правосознания:

правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок;

правовой нигилизм - осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел, одна из самых распространенных форм деформации правосознания граждан;

формы выражения правового нигилизма

Прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;

Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

Издание противоречивых актов, которые нейтрализуют друг друга;

Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

Нарушения прав человека;

Подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью.

правовой идеализм (фетишизм) – преувеличение регулятивных возможностей права, его роли в жизни общества;

правовой дилетантизм – небрежное отношение к праву, вызванное не умыслом на достижение противоправных целей, а отсутствием глубоких, содержательных знаний права.

перерождение правосознания - это крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, основанное на сознательном отрицании закона по мотивам жестокости, корысти, алчности. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Виды правовой культуры:

По субъекту (количественный показатель)

    индивидуальная;

    групповая;

    общества.

По уровню (качественный показатель)

    обыденный;

    профессиональный;

    И ответственности. Л.И.Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание - отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону , правонарушению , приговору , преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».

    Правосознание - сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный). Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

    Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

    Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Она обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок . В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы. Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии.

    Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Кроме того, научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

    Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.

    Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности , т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, что говорит о связи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».

    Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.

    Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Это отношение выражается в определении значимости полученных знаний с точки зрения индивида или общества. В содержание правосознания входят следующие основные виды оценочных отношений: к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, к правоохранительным органам , к своему правовому поведению (самооценка).

    В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека , возникает новое образование - эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.

    Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

    Виды правосознания

    По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:

    Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

    Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

    Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования , а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический .

    Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

    Правовое воспитание: понятие, формы и методы

    Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

    Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина , положений основных действующих законов . Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

    Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания

    Правовая культура , в целом, зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.

    В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право , правосознание, правоотношения, законность , правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы - право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.

    Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей . Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения , предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.

    Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.

    Многие ученые сегодня констатируют, что в российском обществе наблюдается кризис правосознания, который обусловлен, прежде всего, переоценкой прежних идей, взглядов и представлений. И это в известной мере так. "С одной стороны, падает вера в возможность быстрого построения правового социального государства, создания действенной правовой системы, способной защищать человека как от произвола и беззакония чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой, в сегодняшнем правосознании велико влияние идеологии неразвитого, во многом "дикого" рынка... Между тем для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре" .

    Сегодня, наряду с новым осмыслением правосознания и правовой культуры в нашем обществе, во весь рост встает задача комплексного теоретического исследования проблемы индивидуального правосознания в демократическом обществе. Поэтому рассмотрим исходные аспекты современного правосознания и правовой культуры, а затем попробуем остановиться на проблеме индивидуального правосознания.

    По проблемам правосознания и правовой культуры вообще написано много, даже трудно подсчитать количество публикаций. А вот по современным аспектам этих проблем применительно к постсоциалистическому праву и государству написано работ совсем немного, поэтому и нелегко сегодня рассуждать на эту тему.

    Теоретики права по-разному определяют само правосознание применительно к новым общественным реалиям . Мы, исходим из того, что правовое сознание есть специфика форм отражения современного общественного бытия, форма общественного сознания, представляющая собой систему правовых целей, понятий, взглядов, представлений, чувств, настроений; что правовое сознание отражает, с одной стороны, объективную сегодняшнюю действительность, общественное бытие, общественные отношения и, с другой – специфическое правовое воздействие на эту действительность, правовые связи и отношения. То есть правосознание – сложное структурное образование, обусловленное сложностью отражаемого им объекта. И мы здесь особо подчеркиваем активную сторону правосознания, ибо сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

    Правосознание имеет своим объектом общественные отношения. Причем, отражая объективные условия современного общественного развития, правовое сознание является источником правотворческой инициативы. Оно оказывает влияние на процесс социального действия норм права и их эффективность. Направляя и регулируя социальную деятельность людей в сфере функционирования права, правосознание само преобразуется в ходе этой деятельности, наполняясь новым содержанием. Проблема правосознания – одна из ключевых проблем правовой науки, раскрывающая правовую деятельность людей, групп, индивидов, истоки и механизмы их правомерного и противоправного поведения, определяющая пути и формы целенаправленного правового воспитания членов демократического общества, формирования правовой культуры.

    Будучи связанным с правом, правосознание сегодня не может быть соответственно только с ним одним. В основе правосознания, как формы общественного сознания; лежит сегодняшнее общественное бытие в целом, которое есть одновременно основа и права, политических и правовых институтов. Поэтому мы выделяем и рассматриваем в этой связи два аспекта отражения в правосознании; отражение существующих общественных отношений; указания на способ воздействия на эти отношения, т.е. отражение правовых требований, позитивного права.

    Специфика правосознания в отличие от других форм сознания состоит в настоящее время в том, что, с одной стороны, предметом его отражения являются общественные отношения, требующие нормативно-правового регулирования, а с другой – действующее право функционирует в виде закона и других нормативных предписаний. Ранее в определениях правосознания эти два аспекта не всегда учитывались. И тогда получалось, что правосознание в государстве представляет собой совокупность идей, понятий, представлений всех людей о праве и законности, а также эмоций и привычек этих людей, связанных с правовыми явлениями. И личность как бы забывалась.

    На современном этапе общественное бытие как предмет отражения и объект воздействия общественного и индивидуального правосознания представляет собой взаимодействие различных общественных отношений (и государственных, и частных), совокупность которых в целом находит свое отражение в общественном правосознании, которое отражает лишь наиболее общее, что соответствует интересам всех граждан, а не отдельных их представителей. В индивидуальном же правосознании отражаются отдельные стороны общественного бытия, те общественные отношения, которые входят в сферу личной жизни человека. Характер осознания действительности, степень адекватности ее отражения индивидуальным сознанием определяются также индивидуальными особенностями личности, ее мировоззрением, жизненным опытом, нравственными и другими установками, т.е. по содержанию отражение остается объективным на любом уровне, а по форме оно субъективно, так как связано с познающим субъектом.

    В этой связи можно с комплексных позиций говорить и об особенностях правосознания в современном обществе. К числу этих особенностей, с учетом сказанного, можно отнести;

    • – функцию в правосознании только правовых явлений и процессов, т.е. тех, которые образуют правовую сферу государственной и общественной жизни. Это право, законодательство в целом, его части, их связи, правореализация, юридическая практика;
    • – специфический характер методов и средств фиксации правовой действительности – посредством правовых понятий, категорий, принципов, механизмов, правовых источников;
    • – способность к опережающей фиксации правовой действительности, т.е. в правосознании могут отражаться не только данное состояние правовых явлений и процессов, но и направления их развития;
    • тесная связь и взаимодействие правосознания с другими формами. Например, известно, нравственные принципы, в том числе принципы справедливости, гуманизма, равенства людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;
    • – правосознание может не только активно воздействовать на общественные процессы, но и затормозить их развитие. Например, некоторые прогрессивные аспекты правовой реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания его правосознания;
    • – правосознание имеет оценочный характер. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, как нужно относиться к правомерному и неправомерному поведению граждан, как должно осуществляться правосудие, исполнение наказания.

    В настоящее, как и в советское время, структура правоотношения представляется в основном в виде правовой идеологии и правовой психологии, при этом мало говорится о других компонентах и характеристиках данной структуры, вызванных новым временем.

    Более интересной выглядит позиция А. В. Полякова на структуру правосознания . Применительно к постсоциалистическим реалиям ученый обосновывает, что основными видами отношений сознания в обществе является познание, ценностные отношения и практика. Соответственно в правовом сознании можно выделять познавательные, ценностные и волевые элементы, из которых и складывается как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность этих элементов в их взаимосвязи образуют и структуру правосознания. Эти элементы в ракурсе правосознания можно определить как правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию.

    Правовая онтология – это сознание (т.е. познание и знание) того, что есть право вообще и что есть право в отдельном обществе. Наиболее общие знания о праве как таковом называются теоретической правовой онтологией (теоретико-рациональный уровень правосознания). А сознание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией. Это наиболее "выпуклая" часть правосознания, которая представляет собой результат нормативной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в формы законов, подзаконных актов, обычаев, договоров, и, одновременно, индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их поведение но отношению к другим субъектам.

    Правосознание включает не только рациональное знание о правовой действительности, но и эмоциональное, ценностное отношение к праву, складывающееся в том или другом обществе, и которое лишь частично тематизируется и рационализируется сознанием индивида. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие права и составляет содержание правовой аксиологии. При этом правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. В своей активной составляющей правовая идеология выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативно-правовой смысл и значение. Такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.

    Все многообразие правовых идеологий может сводиться к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации.

    Так, теории, сводящие право к правам и свободам человека, независимо от того, как конкретно понимаются эти права и обязанности, относятся к индивидуалистическому типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признается Бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, общества в целом, то такие взгляды относятся к коллективистскому типу правовой идеологии. Много говорится о либеральной правовой идеологии. Либерализм же исходит из основополагающей ценности индивидуальной свободы, понимая ее как свободу от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

    Несистематизированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. На иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается, прежде всего, на уровне правовой психологии.

    Определения правовой идеологии и правовой психологии как важнейших частей правосознания все же нуждается, наш взгляд, в уточнениях. И здесь вовсе не помешает и традиционный подход. Суть его состоит в том, что правосознание состоит только из двух элементов, частей: правовой идеологии и правовой психологии.

    Правовая идеология, помимо сказанного, охватывает сегодня весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового воздействия в демократическом обществе. Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой системы: является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государства и права; формулирует предложения о путях совершенствования правового регулирования.

    Правовая психология выражает психологическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы: общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, богатых, бедных, мужчин, женщин, вытекающие из их места в структуре общества; психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные указанным социальным группам; представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам; способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

    Правовая психология включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы), так и неправомерного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.

    Правомерна постановка вопроса о дальнейшем исследовании вопросов так называемой правовой праксиологии .

    Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную коммуникативную сторону. Она касается совокупности представлений о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Она состоит из правовой политики и правовой установки.

    Правовая политика – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика в этом смысле может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной. Она может быть либеральной и авторитарной, национально-ориентированной и космополитической, творческой. В конечном счете, правовая политика напрямую связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется. Основное требование, предъявляемое к правовой политике, – требование ее органичности. Она должна определяться нс поверхностными, частными интересами и модными лозунгами, а интуицией творческого совершенствования социальной жизни. Способствовать созиданию человеческого духа – вот высшее предназначение одухотворенной правовой политики. Поэтому она не может быть групповой, классовой, грубой, но обязана быть научной политикой.

    Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка здесь означает состояние готовности к действию субъекта в определенной ситуации; она, аккумулируя прошлый опыт человека, опосредует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъектов со средой. В целом, правосознание, как и другие формы общественного сознания, отражает общественное бытие и обусловлено им. Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, изменяются также и их представления, взгляды и понятия, т.е. их сознание. Правосознание самостоятельно и оказывает обратное воздействие на различные сферы общественной жизни. При этом важно учитывать особую эффективность обратного воздействия правосознания на общественные отношения. Это объясняется во многом его тесной, неразрывной связью с практикой, функционированием правовой системы и механизма государства.

    Пр изнание обусловленности правосознания вовсе не исключает, а наоборот, предполагает изучение всех факторов, объективно влияющих на его функционирование и развитие. Как показывает история, те или иные события в жизни общества могут вызываться самыми различными внеэкономическими факторами и, в конечном счете, – общественным бытием. Такими факторами может быть огромное число социальных, политических, духовных и иных явлений. Более того, по мере продвижения общества вперед все большее значение приобретает само правосознание как фактор развития.

    • Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 396, 397.
    • Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. – М., 2003. – С. 243; Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М.: Эксмо, 2005. – С. 399.
    • Поляков, А. В. Общая теория права / А. В. Поляков. – СПб., 2003. – С. 376-411.
    • Поляков, А. В. Общая теория права / А. В. Поляков. – СПб., 2003. – С. 420, 421.

    Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и др.) и формы. Последние классифицируются по характеру общественных отношений на религиозное, этическое, эстетическое, политическое сознание. Особое место занимает правовое сознание.

    Правосознание - форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений, однако оно характеризуется рядом существенных особенностей:

    1 В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д.

    2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, наказание, юридическая ответственность).

    3. Правосознание формируется многими поко-ениями людей и характеризуется преемственностью.

    Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию и правовую идеологию.

    1. Правовая психология - система правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, выражающих отношение граждан как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет собой эмоциональное восприятие людьми правовых явлений (например, чувство уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психологических элементов формируются идеологические.

    2. Правовая идеология - это систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая идеология формируется путем более глубокого, рационального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-правового развития общества. Однако правовая психология в структуре правосознания имеет первичный характер, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей.

    По субъектам правосознание может быть индивидуальным, групповым и общественным. Под групповым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности того или иного общества. В результате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и общественного правосознания складывается индивидуальное правосознание отдельного человека.

    В зависимости от уровня, глубины отражения правовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное.

    Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Оно обычно индивидуально, хотя бывает и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.

    Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в решении конкретных юридических дел.

    На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание - правовая идеология, форма выражения - нормативно-правовые акты, юридическая наука. Этот уровень является непосредственным источником правотворчества.

    С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культуры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.)- Правовая культура в узком смысле - это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры - социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем.

    Правовая культура включает в себя знание и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая психология), и идеологические элементы (правовая идеология), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение).

    Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную. Последняя характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворческой культуры, от правоприменительной, правоохранительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает правовая культура государственных организаций и служащих.

    Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.

    Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

    Выделяют следующие формы правового воспитания:

    а) самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.);

    б) формирование правосознания и правовой культуры в семье;

    в) распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику;

    г) преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях;

    д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях;

    е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр);

    ж) система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов).

    Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.


    | |

    ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА


    Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

    Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.

    Внутри государства и на международном уровне правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием, что дало основание для применения в юридической и философской литературе понятия "политико-правовое сознание". Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием. Однако тесная связь между ними не исключает качественного различия между названными формами сознания.

    Политическое сознание отражает политические отношения общества, ядро которого образуют отношения между социальными группами, классами, нациями, народами, их отношения к государству. Политическое сознание выражает внутри- и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде. Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками правовой жизни общества. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые получают политическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с социальными, экономическими, культурными правами человека, отношениями в области земледелия и водопользования, правилами охраны окружающей среды, охраны и гуманизации труда.

    Интерпретация сущности и содержания правосознания основывается на самом понимании права. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в правопонимании определилось несколько позиций, точек зрения. Это отражается и на толковании вопросов правосознания. Некоторые авторы включают право, понимаемое как совокупность норм, установленных и гарантированных государством в самосодержание правосознания, рассматриваются нормы как формализованные элементы правосознания. Несомненно, что нормативный характер права есть один из важнейших аспектов в характеристике качества этого социального феномена. В то же время право понимается и как особый вид общественных отношений - правовых отношений.

    В анализе природы права выдвинуты идеи, акцентирующие связь права с моралью, справедливостью; право трактуется как нормативное выражение справедливости. Такой подход в правопонимании дает возможность раскрыть конкретно-исторический характер социальной справедливости и ее выражение в нормах права, закрепляющих меру воздаяния и требования, равный масштаб, применяемый к субъектам права.

    Социальной основой права является признание индивидуальной автономии, свободы личности. Понимание права как меры свободы, формы свободы в реальных отношениях показывает возможность раскрытия приоритета человеческой личности в сложной структуре социальных явлений. Право - это формальная свобода, формальное равенство людей.

    Правосознание как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни.

    Право во всех его ипостасях представляет собой социокультурный феномен. В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Важные ценности современной правовой культуры были созданы еще в Древнем Риме его замечательными юристами. Правовая культура общества - это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики. Применительно к конкретной личности правовая культура понимается и как определенное позитивное состояние ее правосознания и соответствующее правомерное поведение.

    В истории человечества отражен поступательный путь развития права, правосознания, всей правовой культуры. Конечно, на отдельных этапах жизни конкретного общества, государства можно наблюдать и отступления, зигзаги, тупиковые ситуации. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли свое отражение в системе права, правосознании, юридической науке. Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во "Всеобщей декларации прав человека" (1948 г.), "Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах" (1966 г.), "Международном пакте о гражданских и политических правах" (1966 г.). В "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой в 1991 г. Верховным Советом РСФСР, подчеркивается, что "права и свободы человека принадлежат ему от рождения", "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР".

    Структура и виды правосознания

    В структуре правового сознания воплощено единство правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология, т.е. систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

    В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания, обобщают наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и возможные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии причастные к этому компетентные специалисты используют материалы конкретных социологических исследований, статистические данные о состоянии экономики, демографических процессов в обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику правонарушений. В современный период развития российского общества, когда осуществляется переход к рыночной экономике, в разработке теоретических проблем правосознания, права важно учитывать взаимодействие правовой системы общества с политическим и нравственным сознанием. Жизнь указывает на необходимость преодоления догматического мышления, остатков тоталитарной системы, одномерности классового подхода, упрощенного классового видения всей социальной реальности.

    Конечно, это не означает игнорирования интересов отдельных социальных групп, классов, образующих российское общество, новых социальных групп, утверждающихся в нем. Право, правосознание, развивающиеся в условиях демократии, плюрализма мнений, призваны закрепить разные виды собственности, в том числе и частной собственности. Декларирование приоритета человека требует от теоретического правосознания разработки юридических актов, закрепляющих гарантии прав человека во всех сферах жизни общества.